681       Théologie//Dictionnaire de Théologie Catholique. 15 vols. Vol. 15. N.Y., 1967. Col. 341–502 (англ. пер.: A History of Theology/Trans, and ed. H. Guthrie, SJ. Garden City (NY), 1968); см. также: Fifty years of Catholic theology: Conversations with Yves Congar/B. Lauret (ed. and intr.). Philadelphia, 1988; Situation et tâches présentes de la théologie. P., 1967. 682       Kerr F., OP. Yves Congar and Thomism//Yves Congar: theologian of the Church/G. Flynn (ed.). Leuven, 2005. P. 69. 683       Journal de la Guerre (1914–1918). P., 1997; Journal d’un théologien (1946–1956). P., 2000; Mon Journal du Concile. 2 vols. P., 2002 (T. I – 1960–1963; T. II – 1964–1966). 684       La Tradition et les traditions: Éssai historique (vol. 1) et Éssai théologique (vol. 2). 2 vols. P., 1960–1963 (англ. пер.: Tradition and Traditions: An Historical and a Theological Essay. L., 1966); The Meaning of Tradition. N.Y., 1964; Je crois en l’Ésprit-Saint. P., 1995 (1-ère éd. 3 vols. P., 1978–1980; англ. пер.: I Believe in the Holy Spirit. 3 vols./Trans. D. Smith. N.Y., 1983); Neuf cent ans après: Notes sur le «Schisme oriental». Chevetogne, 1954 (англ. пер.: After Nine Hundred Years: The Background of the Schism Between the Eastern and Western Churches. N.Y., 1959); см. также: Dialogue between Christians. L.; Dublin, 1996. 685       См., например: Lubac H. de. Catholicisme: les aspects sociaux du dogme. P., 1938 (ряд переизданий; англ. пер.: Catholicism: Christ and the Common Destiny of Man/Trans. L. Sheppard, E. Englund. San Francisco, 1988); Idem. Corpus Mysticum: l’eucharistie et l’Église au Moyen âge. P., 1944 (ряд переизданий); Idem. Exégèse médiévale: Les quatre sens de l’écriture. P., 1959 (ряд переизданий); Idem. Augustinisme et théologie modern. P., 1965; Idem. Paradoxe et Mystère de l’Église. P., 1967 (pyc. пер.: Любак A. де. Парадокс и тайна Церкви. [Милан; Бергамо, б.г.]); Idem. Recherches dans la foi: Trois études sur Origène, saint Anselme et la philosophic chrétienne. P., 1979; Idem. Entretien autour de Vatican II: Souvenirs et réflexions. P., 1985; Idem. Paradoxes of Faith/Trans. P. Simon, S. Kreilkamp, E. Beaumont. San Francisco, 1987; Idem. Théologie dans l’histoire. 2 vols. P., 1990; Idem. More Paradoxes/Trans. A. Nash. San Francisco, 2002; Histoire et Esprit: L’Intelligence de l’Écriture d’après Origène. P., 2002.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

516 Как упоминалось ранее, пустая гробница – единственное исключение. Хотя этот факт не имеет всеобщего признания, пожалуй, большинство современных ученых все же считают его историческим. См. Robert H. Stein, «Was the Tomb Really Empty?» The Journal of the Evangelical Theological Society, Volume 20 (March 1977), pp. 23–29. См. также источники, указанные ниже. 518 Эта часть в некотором роде является измененной версией первой части статьи «Jesus» Resurrection and Contemporary Criticism: An Apologetic (Part II),» Criswell Theological Review, Volume 4 (1990), pp. 373–385. 519 См. в особенности Fuller, 9ff; Pinchas Lapide, The Resurrection of Jesus: A Jewish Perspective (Minneapolis: Augsberg Publishing House, 1983), pp. 97–99: Raymond Brown, The Virginal Conception and Bodily Resurrection of Jesus (New York: Paulist Press, 1973), pp. 81, 92: Roninson, p. 125: Paul Van Buren, The Secular Meaning of the Gospel (New York: Macmillan, 1963), pp. 126–127: Rudolf Bultman, Theology of the New Testament, translated by Kendrick Grobel (New York: Charles Scribner " s Sons, 1951, 1955), Vol. I, p. 296: Wiili Marxen, The Resurrection of Jesus of Nazareth, translated by Margaret Kohl (Philadelphia: Fortress Press, 1070), p. 80: Bornkamm, p. 182: Joachim Jeremias, «Easter: The Earliest Tradition and the Earliest Interpretation,» translated by J. Bowden, New Testament Theology (New York: Charles Scribner " s Sons, 1971), p. 306. 522 О некоторых критиках, признающих такую датировку, см. Hans Grass, Ostergeschichten und Osterberichte, Second Edition (Gottingen: Vandenhoeck und Ruprecht, 1962), p. 96; Oscar Cullmann, The Early Church: Studies in Early Christian History and Theology, edited by A. J. B. Higgins (Philadelphia: Westmenster Press, 1966), pp. 65–66; Leonard Goppelt, «The Eastern Kerygma in the New Testament,» The Easter Message Today (New York: Thomas Nelson, 1964), p. 36; Pannenberg, p. 90; Fuller, pp. 10, 14, 28, 48; С. Н. Dodd, The Apostolic Preaching and Its Development (Grand Rapids: Baker Books, 1980), p.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zac...

После вступительных замечаний относительно свидетельского материала, комиссия переходит к самому исследованию его. Но предварительно она дает определение закона. Закон определяется по буквальному смыслу (the meaning placed by the King’s judges) парламентских актов и юридическому истолкованию их в судебных решениях таковых трибуналов, компетенция коих неоспорима (23). Ведение богослужения, произносимые за ним слова, рели- —129— гиозные чины и обряды, облачения, носимые духовенством, и вещи, употребляемые ими за богослужением, обусловливаются Актами Нормы, которые определяют известный устав (standard) и требуют всеобщего согласования с ним (24). Что касается ведения общественного богослужения, то этими актами запрещается употребление какого-либо иного чина, обряда, последования, формы и способа совершения Вечери Господней или утреннего богослужения, вечернего песнословия, преподания таинств и иных общественных богомолений кроме того религиозного чина (rite), обряда (ceremony), последования (order), формы (form) и способа (manner) совершения, какой упомянут и установлен в молитвослове, пересмотренном в 1662 году (25). Что касается облачений и «ornaments», то духовенство связано 1 Eliz. cap 2. section 13, затем – The Ornaments Rubric и 24, 25 и 58 сапоп’ами (церковными законами) 1604 г. Результата судебных решений относительно the Ornaments Rubric состоит в следующем. Во-1-х, законны те «ornaments», которые предписываются первым молитвословом Эдуарда VI-ro (1549). Термин ornaments подразумевает (включая облачения духовенства) только такие предметы, которые употребляются за богослужением и при отправлении треб; он не ограничивается простыми предметами украшения и не включает вещей, не употребляемых за богослужением. И закон не возбраняет употребления разных предметов, не поименованных в рубрике и имеющих в службе значение второстепенное. Во-2-х, дозволенные духовенству облачения поименованы в The Advertisement 1566. Относительно специально епископских облачений не было даваемо судебных решений (26).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вписанный в прямоугольник общей ограды М. двор с фонтаном для омовений (нередко в виде купольного павильона) отделялся от молитвенного зала перекрытой куполами аркадной галереей с уподобленным михрабу пирамидальным сводчатым порталом, превратившись в подобие вестибюля. С противоположной от молитвенного зала стороны внутри ограды султанской М. обычно устраивался погребальный сад с надгробиями и мавзолеями. Внутреннее пространство молитвенного зала тур. М. развивается не по горизонтали, как в зданиях колонного или айванного типа, а по вертикали, к гигантскому куполу, вознесенному на световом ожерелье из окон барабана. Ошеломляющий грандиозностью, пронизанный потоками света, расцвеченный росписями, витражами, узорными фаянсовыми облицовками интерьер османской мечети с необычайной художественной силой воплощает мусульм. идею единства и единственности Бога и непостижимой красоты сотворенного им мира (М. Сулеймание в Стамбуле, Селимие в Эдирне; архит. Синан, XVI в.). Тип центрально-купольной, или турецкой, М. наиболее востребован в совр. ислам. мире. Лит.: Sauvaget J. La Mosquée omeyyade de Médine: Étude sur les origines architecturales de la mosquée et de la basilique. P., 1947; Creswell K. A. C. A Short Account of Early Muslim Architecture. Harmondsworth, 1958; Golvin L. La mosquée: Ses origines, sa morfologie, ses diverses fonctions, son rôle dans la vie musulmane. Alger, 1960; Бартольд В. В. Ориентировка первых мусульманских мечетей//Соч. М., 1966. Т. 4. С. 537-542; Grabar O. La Grande Mosquée de Damas et les origines architecturales de la mosquée//Synthronon: Art et Archeologie de la fin de l " Antiquite et du Moyen Âge. P., 1968. P. 107-114; Hasan S. M. Glimpses of Muslim Art and Architecture. Dhaka, 1983; Грюнебаум Г. Э., фон. Классический ислам: Очерк истории, 600-1258. М., 1986; Hillenbrand R. Islamic Architecture: Form, Function and Meaning. Edinb., 2000r; Стародуб Т. Х. Мечеть: Термин и архит. тип//ВМУ: Вост. 2006. Вып. 4. С. 54-73. Т. Х. Стародуб Рубрики: Ключевые слова: АЛИ бен Аби Талиб, 4-ый и последний халиф (656-661), из плеяды " праведных " , двоюродный брат и зять Мухаммада

http://pravenc.ru/text/2563142.html

Из двух догадок вторая представляется более правдоподобной. Если бы у Христа были какие-то телесные недостатки, они сделались бы предметом насмешек Его врагов. Из Евангелий можно заключить, что Иисус вызывал у людей расположение с первого взгляда. «Строго говоря, — замечает Альбер Ревиль, — некрасивая внешность может служить препятствием к этому чувству, если только прекрасная душа не заставляет забывать о некрасивых и грубых чертах лица. Но в таких случаях нужно все-таки некоторое время для того, чтобы преодолеть первое впечатление; в отношении же Иисуса в этом, по-видимому, не было необходимости» (Ревиль А. Иисус Назарянин. T.I, с.309). Совершенно неосновательно мнение, будто Христос был хрупок и слаб от природы. Он многие годы занимался физическим трудом, немало странствовал, провел сорокадневный пост. «Под палящими лучами солнца, — пишет Карл Адам, — по тропинкам, ничем не затененным, через дикое нагромождение скал Он должен был в шестичасовом переходе совершить восхождение более чем на 1000 метров. И самое удивительное — Иисус не был утомлен. В тот же самый вечер Он принимает участие в пиршестве, приготовленном для Него Лазарем и его сестрами ( Ин 12:2 ). Значительная часть общественного служения Иисуса протекает вообще не в домашнем уюте, а в открытой природе, подверженной всем превратностям погоды... Нет сомнений, что Иисус сотни раз ночевал под открытым небом и отчасти потому так близко знал лилии в полях и птиц в небе. Только в корне здоровое тело могло соответствовать всем этим требованиям. К тому же эта жизнь странника была полна трудов и необычных напряжений» (К.Адам. Иисус Христос, с.94). Мы уже говорили, какие человеческие черты Христа проглядывают в Евангелиях. Однако полной характеристики Его личности там нет. Апостолы безусловно ощущали дистанцию, отделявшую их от Учителя. «Евангелие, — пишет современный экзегет Джон Л.Маккензи, — это объективные повествования; они говорят нам о том, что можно было видеть и слышать. В них нет ни внутренних монологов, ни психологических мотивировок, которые так любят нынешние романисты... Его личность затрагивается лишь постольку, поскольку она проявлялась вовне. Иисус не был чрезмерно откровенным. Он не был экстравертом, который открывает глубину своего сердца первому встречному... И эта сдержанность сочеталась с величайшей доступностью и дружелюбием. Однако близко Его знавшие чувствовали, что всегда в Нем остается нечто невысказанное. У Него были человеческие чувства, Он не скрывал их, но ученики видели, что Его чувства, в отличие от их собственных, всегда остаются под контролем. Он обладал редкостным достоинством и авторитетом. Но, несмотря на сдержанность, слова и поведение Его были всегда искренними; ни в уловках, ни в дипломатии Он не нуждался» (McKenzie J.L. Mastering of the Meaning of the Bible, 1960, p.75).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

С. 298. 689 Протоиерей Георгий Флоровский. Византийские Отцы V—VIII веков. Париж, 1933. С. 220. 690 См. Archimandrite Kallistos Ware. The Meaning of the Great Fast. — The Lenten Triodion. London, 1977. P. 40—43. Перу Филофея Коккина принадлежит служба св. Григорию Паламе во 2-ю Неделю Великого поста, а перу Геннадия — канон св. Григорию. Подробнее о происхождении и развитии Постной Триоди см. в: И. Карабинов. Постная Триодь. 691 Суббота мясопустная. Утр. Хвал. 692 Неделя крестопоклонная. Утр. Канон. П.1. 693 Неделя крестопоклонная. Утр. Канон. П.3. 694 Неделя крестопоклонная. Утр. Канон. П.3. 695 Неделя крестопоклонная. Утр. Канон. П.6. 696 Неделя крестопоклонная. Утр. Икос преп. Романа Сладкопевца (греч. текст, несколько отличающийся от напечатанного в Триоди постной, см. в SC 128, p. 286). 697 Неделя крестопоклонная. Утр. Канон. П.7. 698 Неделя крестопоклонная. Утр. Канон. П.9. 699 Неделя крестопоклонная. Утр. Канон. П.9. 700 В. Ильин. Запечатленный гроб. С. 19. 701 Тропарь Лазаревой субботы. 702 Лазарева суббота. Утр. Канон. П.4. 703 Лазарева суббота. Утр. Канон. П.4. 704 Лазарева суббота. Утр. Канон. П.5. 705 Лазарева суббота. Утр. Канон. П.6. 706 Лазарева суббота. Утр. Канон. П.7. 707 Лазарева суббота. Утр. Канон. П.8. 708 Лазарева суббота. Утр. Экзапостиларий 1. 709 Лазарева суббота. Утр. Экзапостиларий 2. 710 Неделя ваий. Утр. Хвал. 711 Неделя ваий. Утр. Хвал. 712 Это замечание относится, впрочем, и к большинству других богослужебных текстов. Ср. также наше замечание относительно иконографического характера кондаков преп. Романа Сладкопевца. 713 Неделя ваий. Утр. Икос преп. Романа Сладкопевца (греч. текст см. в SC 128, p. 30—32). Такой тип экзегезиса Священного Писания, при котором происходит смещение и смешение различных временных, пространственных и понятийных пластов, был характерен для александрийской экзегетической традиции. Ср. замечание В. Болотова (Лекции по истории Древней Церкви. Т. IV. Петроград, 1918. С. 6): «В тоне александрийского экзегезиса написаны многие гимны Церкви, например, на Вход Господень в Иерусалим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=848...

Т. 1. С. 45—47. 489 Цитируя тексты Октоиха, мы будем сокращенно указывать день недели и номер гласа (например, «Вт.1», что означает «Вторник 1-го гласа»), название службы (Утр.=Утреня; Веч.=Вечерня; Вел.веч.=Великая вечерня; Лит.=Литургия) и название песнопения (Тропарь, Кондак, Икос, Ипакои) или группы песнопений (Канон; Стих.ГВ=стихиры на «Господи воззвах»; Стих.лит.=стихиры на литии; Стиховн.=стихиры на стиховне; Хвал.=стихиры на хвалитех, Блаж.=стихи на Блаженных и т.д.). Для канонов будут указываться номера песней (например, «П.5»=песнь пятая). 490 Подробнее об этом см.: E. Wellesz. A History of Byzantine Music and Hymnography. См. также: Archimandrite Kallistos Ware. The Meaning of the Great Fast.— The Lenten Triodion. London, 1977. P. 13—68. 491 Н. Успенский. Чин всенощного бдения. С. 83—84. 492 Вт.1. Утр. Канон. П.1. 493 Т. е. проповедал Христа, Который должен был прийти к мертвым в ад. 494 Вт.1. Утр. Канон. П.5. 495 Вт.3. Утр. Канон. П.1. 496 Вт.5. Утр. Канон. П.4. 497 «...Предвари бо во аде жизнь, проповедати сущим во тьме и сени смертней седящим, свыше Восток, Христа Бога нашего» (стихиры на «Господи воззвах»); «...Честная глава отсекается, сущим во аде благовествуя из мертвых воскресение» (стихиры на литии); «Предтекий рождество Твое и божественное страдание в преисподних мечем бывает пророк и вестник тамошняго пришествия Твоего» (канон, песнь 8); «Проповедавый Христово пришествие сущим во аде...» (канон, песнь 8); «...Сущим во аде душам послался еси проповедати Грядущаго и тех спасти всех, прежде скончавшихся верных от Адама» (канон, песнь 9); «...Предпосылается и сущим во аде Христов провозвестник» (стихиры на хвалитех). 498 Вт.7. Утр. Канон. П.3. 499 Служба Усекновения, канон, песнь 9. 500 Мр. 1:3. Ср. кондак службы Усекновения: «Предтечево славное усекновение смотрение бысть некое божественное, да и сущим во аде Спасово проповесть пришествие...» 501 Вс.1. Утр. Канон. П.5. 502 Вс.1. Утр. Канон. П.8. 503 Вс.1. Утр. Канон. П.9. 504 Вс.1. Утр. Хвал. 505 Ср.1.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=848...

174 . A Consultation between “Chalcedonians” and “Non-Chalcedonians”//SVTQ.1964. Vol. 8. P. 149–152. 1965 175 . The Meaning of Tradition//Scripture and Ecumenism: Protestant, Catholic, Orthodox and Jewish/Ed. L. J. Swidler. Pitsburg, PÄ Duquesne University Press, 1965. P. 43–58. 176 . συκασμ ς//ThEE. 1965. T. 6. Ζ. 83–87. 177 . Vatican II: A Preliminary Reaction/Transl. from French by A. E. More-house//SVTQ. 1965. Vol. 9. P. 26–37. 178 . Spirit, Order and Organization from an Orthodox Standpoint//Concept: Papersfrom the Department of Studies in Evangelism. Genevä WCC, 1965. P. 31–39. 1966 179 . Anthropology and Original Sin// John XXIII Lectures. New York: Fordham University Press, 1966. Vol. 1. P. 52–58. 180 . A Christian Theology of Creation// John XXIII Lectures. New York: Fordham University Press, 1966. Vol. 1. P. 59–67. 181 . The Holy Spirit in the Church// John XXIII Lectures. New York: Fordham University Press, 1966. Vol. 1. P. 68–75. 182 . Grecs, Turcs et Juifs en Asie Mineure au XIVe siècle//BF. 1966. Bd. 1.S. 211–217. 183 . Vatican II and Orthodox Theology in America//Vatican II: An Interfaith Appraisal. Notre Dame, IN: University of Notre Dame Press, 1966. P. 611–618. 184 . Papacy: an Issue the Vatican Council Skirted: Orthodox View//Christianity Today. 1966. Vol. 10. P. 6–9. 185 . Чрезвычайное Епархиальное Собрание Православной Архиепископии//ВРСХД. 1966. 80. С. 31–33. 1967 186 . Historical Relativism and Authority in Christian Dogma//SVTQ. 1967.Vol. 11. P. 73–86. Также опубликовано в: • Hermann Dietzfelbinger zum 60. Geburtstag/Hrsg. von F. W. Kantzenbach. Amsterdam: Verlag Adolf M. Hakkert, 1968. S. 225–238. • The Jurist. 1971. Vol. 3. P. 143–162. • Who Decides for the Church: Studies in Co-Responsibility/Ed. J. A. Coriden. Washington, DC: The Canon Law Society of America, 1971. P. 143–162. • The New Man: An Orthodox Reformed Dialogue/Ed. J. Meyendorff, J. Mclelland. New Brunswick: Agora Books, 1973. P. 77–91. Французский перевод: • Relativisme historique et autorité dans le dogme chrétien//Istina. 1969. T. 14. P. 251–264.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

В печатные Минеи не вошли особые праздничные тропари на блаженнах, практика пения таких тропарей была известна в студийскую эпоху, в частности, она упомянута в Студийско-Алексиевском Типиконе, где в описании службы В. помимо прочего говорится: «Не поему помяни насъ Христе. нъ въ того место ирмос» (см. ст. Блаженны ). В греч. рукописях сохранился цикл таких тропарей для праздника В. 4-го гласа, с ирмосом Δι ξλου Αδμ (    ) ( Никифорова А. Праздничные блаженны из греч. Миней IX-XII вв. б-ки мон-ря вмц. Екатерины на Синае//БСб. 2002. Вып. 10. С. 159); в славянских присутствует еще один цикл 8-го гласа, с ирмосом «Помяни нас, Христе») ( Пентковский А. М. Праздничные и воскресные блаженны в визант. и слав. богослужении VIII-XIII вв.//Старобългаристика. София, 2001. 15/3. С. 50-52, 58; Верещагин Е. М. Церковнослав. книжность на Руси. М., 2001. С. 337-338). Лит.: Νικδημος Αγιορετης. Εορτοδρμιον. Θεσσαλονκη, 19873. Τ. 1; Nestle E. Die Kreuzauffindungslegende//BZ. 1895. Bd. 4. S. 319-344; Никольский. Устав. Т. 2. С. 577-584; Настольная книга священника: Разрешение недоуменных вопросов из пастырской практики. М., 1998; Straubinger J. Die Kreuzauffindungslegende: Untersuch. über ihre altchristl. Fassungen mit besonderer Berücksichtigung d. syr. Texte. Paderborn, 1912. (Forsch. z. christl. Literatur- und Dogmengeschichte; 11/3); Скабалланович М. Н. Воздвижение Честного Креста. К., 1915. Серг. П., 1995р. (Христ. праздники; 2); Успенский Н. Д. Чин Воздвижения Креста: Ист.-литург. очерк//ЖМП. 1954. 9. С. 49-57; Пигулевская Н. В. Мартирий Кириака Иерусалимского// Она же. Ближний Восток. Византия. Славяне. Л., 1976. С. 186-217; Duval Y. Loca sanctorum Africae: Le culte des martyrs en Afrique du IVe au VIIe siècle. R., 1982 Heid S. Der Ursprung der Helenalegende im Pilgerbetrieb Jerusalems//JAC. 1989. Bd. 32. S. 41-71; Borgehammar S. How the Holy Cross was Found: From Event to Medieval Legend. Stockholm, 1991; Drijvers J. -W. Helena Augusta: The Mother of Constantine the Great and the Legend of Her Finding of the True Cross. Leiden, 1992; Fraser M. The Feast of the Encaenia in the IVth Century and in the Ancient Liturgical Sources of Jerusalem, Diss.: Durham, 1995; Lingas A. Festal Cathedral Vespers in Late Byzantium//OCP. 1997. Vol. 63. P. 421-448; v an Tongeren L. Exaltation of the Cross: Towards the Origins of the Feast of the Cross and the Meaning of the Cross in Early Medieval Liturgy. Leuven, 2000; Лосева О. В. Рус. месяцесловы XI-XIV вв. М., 2001; Пентковский А. М. Студийский устав и уставы студийской традиции//ЖМП. 2001. 5. С. 69-80; он же. Богослужебный Синаксарь к-польского мон-ря Христа Человеколюбца//БВ. 2004. 4. С. 177-208; Асмус В. , прот. Всемирное Воздвижение Честного и Животворящего Креста: Эортол. этюд//Имперское возрождение. М., 2004. Вып. 1. С. 51-60.

http://pravenc.ru/text/155081.html

Т. 1. М., 2007. С. 508–544. 27 О влиянии на Дионисия неоплатоников, особенно «Первооснов теологии» Прокла, в том числе и в вопросе трансцендентности Бога, хорошо известно. См. хотя бы работы: Ivanka E. PLATO CHRISTIANUS. Uebernahme und Umge-staltung des Platonismus durch die Fater; Brons B. Gott und die Seienden. Untersu-chungen zum Verhaltnis von neuplatonischer Metaphysik und christlicher Tradition bei Dionysius Areopagita; Perl E.D. Theophany: The Neoplatonic Philosophy of Dionysius the Areopagite; Klitenic S. Dionysius the Areopagite and the Neoplatonist tradition: despoiling the Hellenes. Altershot, 2007. 28 О некоторых философских аспектах этого трактата см.: Schafer Ch. Philosophy of Dionysius the Areopagite: an introduction to the structure and the content of the treatise On the Divine Names. Leiden; Boston, 2006. 32 Возможно, поэтому авторы современного фундаментального труда по византийскому богословию даже не сочли нужным упомянуть имя Ареопагита в бесконечном, судя по данной книге, ряду тех, кто достоин, по их мнению, изучения как значимые для современного православия фигуры (см.: Лурье В.М. при участии Баранова В.М. История византийской философии: Формативный период. СПб., 2006). 33 Несколько иной перевод дал в свое время о. Леонид Лутковский. Приведу его начало: «Тождественность же Его сверхъестественно является вечной, неизменной, самобытной, вездесущей, всегда и во всем остающейся все той же, неизменно и непоколебимо себя самое заключающей в совершенных границах сверхъестественной Тождественности... и т. д.» (см.: Мистическое богословие. Киев, 1991. С. 79). 34 К близкому и еще более эстетическому выводу пришел в свое время Блаженный Августин , рассуждая о юбиляции (аллилуарии) – бессловесном (когда уже слов не хватает для выражения своего ликования по поводу Бога) гимнословии Бога путем мелизматически украшенного распевания слова «аллилуйа» (см.: Бычков ВВ. Эстетика Блаженного Августина . С. 374–377). 35 Подробнее об ареопагитовской концепции иерархии см.: Rogues R. L " Univers Dionysien. Structure hierarchique du monde selon le Pseudo-Denys. Paris, 1954; Hathaway R.F. Hierarchy and the definition of order in the letters of Pseudo-Dio-nysius: A study in the form and meaning of the Pseudo-Dionysian writings. The Hague, 1969; GoltzH. HIERAMESITEIA. ZurTheorie der hierarchischen Sozietat im Corpus Areopagiticum. Erlangen, 1974. 38 Ср.: Rogues R. L " Univers Dionysien. Structure hierarchique du monde selon le Pseudo-Denys. Paris, 1954. P. 92. 39 Подробный анализ трактата «О церковной иерархии» см.: Stock W.-M. Theur-gisches Denken. Zur «Kirchlichen Hierarchie» des Dionysius Areopagita. Berlin, 2008; Drews F. Methexis, Rationalitat und Mystik in der Kirchlichen Hierarchie des Dionysius Areopagita. Berlin, 2011. Читать далее Источник: Символическая эстетика Дионисия Ареопагита/В.В. Бычков ; Рос. акад. наук, Ин-т философии. – Москва : ИФРАН, 2015. – 143 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areop...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010