Но как ни много собрано этим учением данных в пользу своего тезиса, как ни разнообразны приведённые им цифры и свидетельства, его общий результат остаётся сомнительным и нуждается в значительном понижении. По понятным причинам мы не можем входить здесь в подробный разбор всех его доводов и ограничимся лишь некоторыми сторонами, касающимися этого вопроса. Прежде всего мы отметим три методические ошибки, какими необходимо сопровождаются всякие статистические исследования подобного рода. Во-первых, во всём сочинении Гарнака речь идёт лишь об одних христианах, все документы древности привлекаются к делу только для того, чтобы определить численность христиан, о язычниках же не говорится ни слова, а эта односторонность неизбежно вызывает у читателя ложное —632— представление, что как будто язычников в эту эпоху совсем не было и что всё население состояло из христиан. Во-вторых, под влиянием мысли о близкой кончине мира, господствовавшей над умами первых верующих, в христианском обществе очень рано окрепло убеждение, что Евангелие уже распространилось по всем концам земли, что все народы, обитающие во вселенной, услышали проповедь о Христе, и что, поэтому, согласно обетованию Господню, гибель мира и царствие Божие наступит немедленно. Это убеждение аподиктически высказывается уже у первого поколения христианских писателей, когда численность христианства была ничтожна и само христианство ещё не обращало на себя никакого внимания, – в творениях мужей апостольских, у Климента Римского 2249 , Игнатия Богоносца 2250 и в „Пастыре“ Ермы 2251 , и самое интенсивное выражение себе находит в сочинениях Тертуллиана 2252 . Основанные на предвзятой идее, эти показания церковных писателей не имеют никакого исторического значения и опровергаются заявлениями более сведущих лиц. Так, Ориген , живший позднее Тертуллиана , полемизируя прямо —633— против самой мысли о близкой кончине мира, в доказательство её ошибочности, указывает именно на то, что Евангелие остаётся неизвестным ещё многим народам вселенной, что даже внутри греко-римской империи христиан было мало сравнительно с языческим населением 2253 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Неизвестно, когда и где родился Ипполит. Так как он говорит о своей деятельности в римской церкви, то естественно думать, что он принадлежит западу. Однако Фотий 2248 называет его учеником Иринея (μαθητς δ Ερηναου Ιππλυτος), человеком восточного происхождения. Отсюда делается вывод, что Ипполит родился на востоке 2249 приблизительно в 160–170 гг., и одно из своих сочинений написал благодаря беседам с Иринеем (μιλοντος Ερηναου). Так как Ириней в конце 80-х годов II в. был в Лионе, то предполагают, именно там Ипполит был слушателем его 2250 . О конце жизни Ипполита сохранились такие сведения в т.н. Либерианском каталоге римских пап, относящемся к 354 г. Под 235 годом стоит: «Ео tempore Pontianus episcopus et Hippolytus «presbyter“ exoles sunt deportati in Sardinia insula nociva“. Наименование Ипполита «пресвитером“ нужно отнести насчет официального каталога, затруднившегося при законных римских папах назвать противника их настоящим именем его. Потому именно, по указу Максимина Фракиянина, и был взят Ипполит с папою Понтианом, что он был другим епископом или папою римской церкви 2251 . Ссылка вместе с папою одного из пресвитеров была бы просто непонятна. Далее в каталоге разсказывается, что оба – Понтиан и Ипполит – на том мертвом «(вредоносном) острове“ (insula окончили свою жизнь; мощи папы были доставлены в Рим и положены в известной папской усыпальнице Св. Каллиста, а Ипполита – в гробнице Тибуртине (in Tiburtina). 02. Вот существенные факты из жизни Ипполита, хотя далеко не безспорные 2252 . Литературная деятельность Ипполита, как замечено, была весьма разнообразна и многоплодна. Среди его сочинений есть и ересеологические. Нас касаются собственно лишь антигностические сочинения его. Из них известны – «синтагма против всех ересей“, «против Маркиона“ и «опровержение всех ересей“ или «философумены“; первые два сочинения не сохранились. Библиографические сведения об анти-гностических сочинениях даны во введении. Здесь идет речь об их догматико-полемическом содержании.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

2249 Под третьим небом, на которое был восхищен апостол Павел, и разумеется третий, интеллектуальный вид зрения. Апостол созерцал Бога умом, ставшим выше не только телесного, но и духовного зрения. 2250 Конечно, и на этой высшей ступени богопознания человек не может постигнуть Бога вполне адекватно, потому что ум твари никогда не может в полной мере уподобиться своему Творцу, однако это есть все же познание Существа Божьего, хотя и несовершенное. 2251 Мы видели, что, по учению блж. Августина, человек и в обычном состоянии видит интеллектуальный Свет, т.е. Истину, или Бога. Но в экстазе интеллектуального зрения познание Бога несравненно совершеннее. Чтобы видеть умопостигаемый Свет и в обычном состоянии, нужно по возможности очистить свою мысль от вмешательства воображения. Привычка облекать отвлеченную мысль в конкретные образы и искать опоры для ее понимания в наглядных представлениях мешает уму реализовать в сознании даже истинную геометрическую линию, потому что мы всегда представляем ее тончайшей нитью, следовательно, не одной только чистой долготой. Вторжение фантазии в область мышления есть источник всех религиозных заблуждений. Под влиянием его люди не могут понять непротяженности, не пространственности, чистой духовности Бога. Так, например, манихеи, не зная ничего лучше материального света, берут его образ, позволяют своему воображению расширить его до бесконечности и думают, что эта фантазма, это произвольное создание фантазии, которому ничто не соответствует в действительности, и есть Бог. 2252 Поэтому до истинного понятия о Боге возвышается лишь тот, кто устраняет все чувственные образы и мыслит Бога только в категориях разума. Однако идеал этот неосуществим в обыкновенных условиях умственной деятельности, потому что при всем желании человек не может преградить наглядным представлениям доступ к своему мышлению. В экстазе же интеллектуального зрения все они сами отпадают, способность, порождающая их, как бы засыпает, и деятельность ума становится чистой и свободной от всяких инородных примесей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

Они показывают, что телесность не исчерпывается космическим бесславием смертного уничижения и способна воспринимать лучшие определения без потери свойственной типичности. По этой причине и для людей мыслимо восстание с упразднением стихийных квалификаций. Конечно, здесь необходимо участие животворной энергии, чтобы расторглись узы смерти и началось преобразование безжизненного. Поскольку же эта дивная метаморфоза совершается в умершем, то ясно, что старый материал сохранится, и вся особенность комбинации будет в возобладании над ним привзошедшего принципа. Иллюстрация сему имеется в истории двух Адамов. Первый из них был просто живым существом, замкнутым в сфере временного мира, – и это единственно потому, что, происходя из земли, он не располагал средствами для переодоления перстной косности. Второй был с неба с прерогативами полнейшего господства и, – не подчиненный человеческим стеснениям, – имел духа вечной животворности. Значит, и человек, получив ее, освобождается от своего физического омертвления чрез непрерывное живительное воздействие. И плоть, и кровь ничуть не устраняют этого с неизбежностью. Правда, они тленны и в этом своем качестве эссенциально не могут наследовать царства Божия, потому что ведут к смерти. Но так бывает при их автономной обособленности, когда нет преграды для земного тяготения по отсутствию сдерживающих и претворяющих сил. Естественно, что при них весь строй изменится в обратную сторону, и бренное будет покорным и пригодным орудием воссиявшей жизни 2249 . Ею оно держится и заправляется, почему от нее воспринимает и свои определения. Вследствие этого теперь является оригинальное тело, которое и несравнимо и неразрывно от земного. Оно духовно, ибо регулируется и созидается духом, но вместе с тем остается реальным, потому что вырастает путем трансформации прежних физических элементов 2250 . Духовность его заключается в охраняющем начале бытия и не отмечает нового материала 2251 , почерпаемого из самой духовной области 2252 . Напротив, привнесение высшего необходимо лишь потому, что без него невозможно устранение обычных плотяных обнаружений.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Курбского, которую он не отвергает, как источник, и даже с доверием относится к его свидетельствам; наконец, ему известно было и судное дело М.Грека 1525 г. (по Моск. арх. иностр. коллегии). «Он имел, – говорить м. Евгений, – общую веем знаменитым мужам участь, как в гонении, так и в том, что по смерти самые враги почли его невинным и праведным, и только себе в оправдание приписали ему свои заблуждения» 2247 . С тем же кругом источников и довольно полным собранием сочинений М.Грека (по списку Троиц. лавры, в числе 134) был знаком и Карамзин 2248 , и с этого времени имя Максима Грека стало достоянием русской истории и литературы. Соловьев ставит его имя в ряду ранних предшественников сближения России с Западом 2249 . Позднейшая же критика видит в Максиме Греке «единственного ученого человека Московской Руси» 2250 , «проповедника истинного христианства и настоящего критика в самом обширном смысле этого слова» 2251 , «полемиста, обладавшего истинно-греческой диалектикой» 2252 , греческого гуманиста 2253 , наконец – идейного борца, павшего жертвой своих убеждений 2254 . 2125 На это указывает интерес его к церковным вопросам за границей (о картезианцах, об образе Pietas и др.) 2128 «Рассуждение всех наук»: «Метафизика царица всех знаний; она стремится к высочайшим истинам и более всех прочих наук облагораживает и возвышает человека; но рассуждение cecondo puri naturali, прибавляет он, ибо с христианской точки зрения только богословие есть единственная истинная наука» 2129 Сообщение позднейших биографий о возведении его в разные чины (до архимандрита) плод фантазии его почитателей 2130 «А философом Бога ради не зови мене; аз инок есмь, паче всех невежа», – писал он Карпову (Хр. Чтен., 1909, II, 1125) 2131 Виллари, I, 128; II, 333. Мысли Иер. Савонаролы «об умной молитве» (I, 89) соответствуют наставлению Нила Сорского о том же: «Умственная молитва выше телесной, телесное упражнение – лист, а внутреннее, умственное – плод» и т. д. (Предание ученикам о скитской жизни). Трактат Иер.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Учителем западных писателей при решении поставленного нами вопроса служил Ириней Лионский . Но не все они в одинаковой мере усвоили взгляды последнего, так что в данном случае между ними нельзя констатировать полного единодушия. По нашему мнению, западным писателем доникейской эпохи, наиболее подпавшим влиянию Иринея Лионского , был именно Новациан. Его взгляды на обновление человечества во Христе остаются в сущности те же, какие мы встречаем у Иринея; они только менее раскрыты у него, чем у последнего. Слово Божие, соединившись с человеком, возвысило природу последнего и сообщило ей некоторые новые свойства. У Иринея через соединение со Словом человеческая природа получает свойства нетления (incorruptio) и бессмертия (immortalitas) 2248 ; и у Новациана Слово принимает плоть, чтобы через восприятие плоти Сын человеческий мог взойти туда, откуда снизошло Слово Божие, Сын Божий; человечество принимает в нём claritatem illam [эту славу], какую по Божеству он имел прежде сложения мира 2249 . Затем, у Иринея указывается на усыновление человечества во Христе, через Которого мы adoptionem percipiamus [получаем усыновление] 2250 ; и Новациан также придаёт очень большое значение тому, что Христос сделал Сыном Божиим того, кто не был им naturaliter, по природе, кто не мог быть Сыном ex natura propria [по собственной природе] 2251 . Впоследствии из всех западных писателей по этому пути пошёл, видимо, Иларий, который не только воспринял идеи Новациана, но расширил и углубил их непосредственным знакомством с Иринеем и Афанасием Великим . У него искупление в существенном является обожествлением человека и приобщением его к бессмертию. Слово стало плотью, чтобы плоть, соединившись со Словом, proficeret in Deum Verbum 2252 , усовершенствовалось в качествах Слова. Это проявляется, прежде всего, в том, что в его плоти было освящено universi generis humani corpus [тело всего рода человеческого] 2253 ; с этим связывалось дарование духа, плодом которого было нетление плоти: corruptio carnis [тление плоти] уничтожается вследствие преобразования in Dei virtutem et spiritus incorruptionem [в Божию силу и нетление духа] 2254 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

в некоторых городах Италии, Далмации или Малой Азии 2242 . Возвращаясь к Херсону, то и дело встречаешься с утверждением, что наличие в нем архонтов, протевонов, протополитов и «отцов города» едва ли не главное свидетельство сохранения местного, оппозиционного Византии самоуправления, автономии, особого статуса полисной организации «свободного города» в и последующие века, даже после отправки сюда стратига василевсом Феофилом 2243 . По последним уточненным данным, это произошло не ранее 840 г. и не позже января 842 г. 2244 Поэтому ситуация иногда трактуется современными историками так, будто Херсон был «возвращен» Византии лишь в IX в., а в горном Крыму, Готфии ромейская власть «вновь установилась» и того позже – в вв. 2245 «Не вызывает сомнений то, – пишет H.A. Алексеенко, – что появление этой должности (протевона. – C. С.) в Херсоне X в. – дань традиции античного самоуправления» 2246 . На самом деле термин «первенствующие» (proteuontes, protoi, proteuontes protoi tes poleos, proteion, protisteuontes, proychontes) отнюдь не был уникальным, использовавшимся только для обозначения лидеров института властей и знати Херсона 2247 . К тому же понятия «чиновничество» и «аристократия», «знать» для византийцев этого времени были почти синонимами 2248 . В частности, в конце VI – VII в. проты были в Фессалонике. Так, их упоминает автор второго собрания Чудес св. Димитрия (ton ta prota pheronton tes kath’ emas poleos – «первые нашего города», oi exochoi ton proton – «самые видные из первенствующих») 2249 . C. А. Иванов , комментировавший одно из таких мест, полагает, что это были «не представители администрации, а знать города, то есть богатые люди» 2250 . Однако, как следует из текста источника, именно они осуществляли административные функции местных властей, повеления василевса, который направил послание ипарху, обладавшему всей полнотой власти на вверенной ему территории, а тот, в свою очередь, показал его протам, которые тотчас выполнили предписание, «как повелевало божественное послание» 2251 . Примечательно, что ходатайствовать об отмене императорского решения ездили уже не эти проты, а, если можно так сказать, общественные посланцы от горожан – «апокрисиарии», «некоторые из здешних опытных людей» (ton entautha kat’ epilogen empeiron andron) 2252 . Горожане стояли особняком и в то же время рядом с этими «управлявшими городом» (tes dioikeseos tes poleos), «правителями города» (toiVkrätountön), которых составитель «Чудес св. Димитрия» всегда упоминал без конкретизации и во множественном числе, подобно херсонским «известным и первенствующим» 2253 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ничто приятно Господу бывает, донде же грешник о злых ся не кает. Убо ты, брате, аще согрешиши, встани от блата, в нем да не лежиши. Омыйся скоро теплыми слезами, угождай Богу добрыми делами. Тако приятна та будут у Бога, жива, успешна в жизнь Его чертога. Грешныя прародители Христос име Родословие 2248 читаяй Христово, еваггелисты сущее готово, Обрящет, яко от Девы родися, яже мужеви никогда общися И цело девство выну сохранила, чистаго чисто чистая родила. Яко чистоту пришедша вселити достойно бяше всечисто родити, И Всесвятому подобаше Мати Святая, да бы из нея плоть взяти. Но постепенно к Авраму идуще, не веема родство зрится чисто суще, Ибо четыри жены обретаю, яже зазорны во чистоте знаю. Фамарь свекра си Иуду прелстила, блудницу себе быти притворила И тако свекру плотию смесися; . Фарес и Зара оттуду родися. Вирсавия же 2249 , Уриина жена, Давиду блудно бе прежде 2250 спряжена, Потом законно ему свокупися, с нея Соломон премудрый родися. Раав блудница есть именованна 2251 , яже Салмону в сожитие данна. И Руф Воозу тайно подложися, юже ощутив. Вооз свокупися. Вся сия жены чистоты лишенны, хотя послежде быша исправленны. Что от позорных 2252 сице прародитель изволи, Христе, изъити 2253 . Спаситель? Учителие зде ся потрудиша, вопрошению ответ сотвориша, То глаголюще: яко воля бяше устроившему спасение наше Грешныя от грех чисты сотворити, тем же бе требе с грешных Ся родити 2254 . Да чистотою Его очистятся, от грехов в святость удобь изменятся. Вторая вина: то знаменоваше, яко нечисту пояти хотяше Христос невесту, еже есть языки. блуд со идолы творшы человеки, И ту всечестну, чисту сотворити, яко же Глава тело Си любити. Третия вина: тако научает, яко безчестность рождьших 2255 не вреждает Чести пред Богом чад, благо живущих, путем благости изрядно текущих, И сопротивно, несть похвала тому, иже родися в честнославном 2256 дому, Аще делеса нечестная творит, безчестно чадо дом честный позорит. Уне есть убо от худых рожденну во славу быти роду положенну, Неже славою рода ся хвалити,

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Лит.: Renaudot E. Historia Patriarcharum Alexandrinorum Jacobitarum a D. Marco usque ad finem saeculi XIII. P., 1713; idem. Liturgiarum orientalium collectio. P., 1715-1716. Fr./M., 18472. Farnborough, 1970r. 2 t.; Hefele C. J., von. Conciliengeschichte. Freiburg i. Br., 18752. Bd. 2. S. 313-578, 798-924 (= Hefele, Leclercq. Hist. des Conciles. T. 2/1. P. 499-646; T. 2/2. P. 649-880; T. 3/1. P. 1-156); Harnack A. Lehrbuch der Dogmengeschichte. Freiburg i. Br., 18882. Bd. 2. S. 348-401. Tüb., 19315. S. 368-424; Nau F. Dans quelle mesure les Jacobites sont-ils monophysites?//ROC. 1905. T. 10. N 2. P. 113-134; idem. Analyse du traité écrit par Denys bar Salibi contre les Nestoriens//Ibid. 1909. T. 14. N 3. P. 298-320; Бриллиантов А. И. Происхождение монофизитства//ХЧ. 1906. 6. С. 793-822; Дьяконов А. П. Иоанн Эфесский и его церковно-ист. труды. СПб., 1908, 2006р; Lebon J. La christologie de Timothée Aelure//RHE. 1908. T. 9. N 4. P. 677-702; idem. Le monophysisme sévèrien: Étude historique, littéraire et théologique. Louvain, 1909; idem. La christologie du monophysisme syrien//Das Konzil von Chalkedon. Würzburg, 1951. Bd. 1. S. 425-580; Jugie M. Eutychès et Eutychianisme//DTC. 1913. Vol. 5. Col. 1582-1609; idem. Gaianites//Ibid. Col. 999-1023; idem. Julien d " Halicarnasse et Sévère d " Antioche: La doctrine du péché originel chez les Pères grecs//EO. 1925. T. 24. N 138. P. 129-162; N 139. P. 257-285; idem. Monophysisme//DTC. 1929. Vol. 10. Col. 2216-2251; idem. Monophysite: (Église copte)//Ibid. Col. 2251-2306; idem. Theologia dogmatica Christianorum Orientalium ab Ecclesia catholica dissidentium. P., 1935. T. 5: De theologia dogmatica Nestorianorum et Monophysitarum. P. 349-787; Болотов. Лекции. Т. 4. С. 237-438; Maspero J. Histoire des patriarches d " Alexandrie depuis la mort de l " empereur Anastase jusqu " а la réconciliation des églises jacobites (518-646). P., 1923; Draguet R. Julien d " Halicarnasse et sa controverse avec Sévère d " Antioche sur l " incorruptibilité du corps du Christ.

http://pravenc.ru/text/2564126.html

В некоторых новых работах рассматривается соотношение различных частей церковного здания вв. под углом зрения «взаимозависимости» архитектуры и литургии, – такова работа У. Ферштегена 2249 . Другие авторы вновь обращают внимание на связь между письменными источниками и архитектурно-археологическими реалиями в свете новых данных. Так, X. Бранденбург исследовал особенности внутреннего убранства базилики Сан Паоло фуори ле мура («за стенами») в свете гимна Пруденция (Peristeph. XII. 47–54), который видел церковь около 400 г., – сопоставив его с описанием Тирской базилики у Евсевия Кесарийского 2250 . Новая тема историко-литургических изысканий – положение и роль молящихся в храме. Вопрос связан и с ориентацией церковного здания, в аспектах топографических и литургических, и с характером его монументального декора, особенно в апсидах 2251 . Другой аспект той же проблемы – положение молящихся вне храма, в пространстве города, например Иерусалима (в связи с почитанием крестов, установленных на Голгофе и на Масличной горе) 2252 . Капитальный корпус баптистериев раннехристианского мира создал Себастьян Ристов. Это исследование, в котором главной частью является каталог, включило свыше тысячи памятников 2253 . Первые работы богословов о крещальнях появились уже в cep. XVIII в., в них рассматривалась «догматическая, литургическая и археологическая история таинства крещения». Современные исследования носят архитектурно-археологический характер: в книге Ристова рассмотрены архитектура здания крещальни, формы и размеры купелей, хронология, символика и литургика. Анализ показал, что в раннехристианскую эпоху преобладали прямоугольные баптистерии, также были распространены и сооружения с центральным планом, – в этой группе больше всего октогонов. Глубина купелей со временем уменьшалась: в IV в. она достигает 1 м, а в VI в. нередки купели глубиной не более 40–50 см, – очевидно, что полное погружение неофита было невозможно. Монолитные купели, высеченные из мрамора или простого камня, чаще встречаются в областях византийского влияния, они появляются не ранее VI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010