однако, Он подчинен Богу Отцу и как Сын, и как созданный человек, так как и все Рождество из-за Виновника, и вся плоть по Богу исповедует себя немощной] (Hilarius Pictaviensis. De Trinitate IX, 5, PL 10,284). 2247 Non enim suae originis est Filius, neque nativitatem sibi non exstans ipse conquisivit ex nullö sed ex vivente natura vivens natura exstans, tenet in se naturae potestatem, professa auctoritate naturae, ut et honorem testetur, et gratiam sumptae nativitatis in honore. Et hoc quidem Parti debitum reddens, ut obedientiam suam mittentis deputet voluntati, non tamen ut naturae unitatem obedientia humilitatis infirmet [Ибо Сын не от Своего начала и Сам не искал Себе Рождества из ничего, будучи ничем, но из живущей природы сущая природа владеет в Себе силой природы, исповедуя Виновника природы, чтобы засвидетельствовать почтение и в почтении благодарность за полученное Рождение. И воздает должное Отцу, чтобы приписать Свое послушание воле Пославшего, но не для того, чтобы послушание в смирении ослабляло единство природы] (Hilarius Pictaiiensis. De Trinitate IX, 53, PL 10, 324). 2249 Et idcirco Deus ejus est, quia ex eo natus in Deum est Non tamen per id, quod Pater Deus est, non et Filius Deus est: Unxit enim te, Deus Deus tuus: designata videlicet et auctoris, et ex со geniti significatione, uno eodemque dicto utrumque illum in naturae ejusdem et dignitatis nuncupation constituit [И потому Бог также является и Богом Христа, потому что из Бога Отца Христос рожден в Бога. Однако через то, что Отец есть Бог, и Сын является Богом, ибо: «Помазал Тебя, Боже, Бог Твой» ( Пс 44:8 ); и в то время, как был отмечен знаком Виновника Единородный из Него, Бог постановил, произнеся одно и то же (то есть «Боже, Бог»), что Бог в двух лицах, хотя бы и говорилось об одной природе и достоинстве! (Hilarius Pictaviensis. De Trinitate IV, 35, PL 10, 122). 2251 Contestatam de se potestatem, per reverentiae honorem, ei cui omnia meminerat confitenda subjecit; non sibi adimens quod similia Patri posset, sed eum per quem similia posset ostendens (Засвидетельствованную Им власть благоговейно Сын отдал Тому, Кому не забывал все исповедовать, не Себе присваивая то, что подобно Отцу, но указывая на Того, через Кого произошло подобное] (Hilarius Pictaviensis.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

2248 Статья под заглавием: несколько слов для объяснения недоразумения относительно единоверия и раскола. Пр. Обоз. 1867 г. Т. I. 2250 В передовой статье Московских Ведомостей от 20 Марта Катков, изложив исторический очерк положения духовно-учебной части в России, в заключение высказывает следующее: «Мы, в праве, кажется, прийти к заключению, что двукратное преподавание богословия в наших духовно-учебных заведениях есть неправильность, происшедшая случайно вследствие того, что при учреждении духовных академий, заменивших собою упавшие в семинариях философское и богословское отделения, эти отделения не были, как бы следовало обращены на усиление общего образования, а остались в своем прежнем виде. В 1839 году поступили правильно, сократив преподавание философских наук в семинарии, но огромная ошибка состояла в том, что взамен сокращенной философии были развиты не общеобразовательные предметы, а богословские науки. На бумаге семинарии превратились тогда в богословские факультеты; в действительности это развитие богословских наук оказалось минусом. Есть ли на свете столь высокообразованная страна, которая была бы в силах содержать столько богословских факультетов, сколько у нас семинарий? Не ясное ли дело, что богословское преподавание в семинарии должно идти тем хуже, чем притязательнее план его». 2251 Преосвящ. Платон писал П. С-чу: «Академические Ваши затевают округи видно по мысли митрополита, чтобы подчинить ему окружных архиереев. Наши предшественники еще в 16-м столетии отвергли эту мысль, как вредную для мира церкви. Спасибо тебе что ты не подписал вредных для церкви затей ваших школьников». 2252 Своею энергическою деятельностью в пользу православия Платон возбудил против себя сильную немецкую партию в Риге. При содействии генерал-губернатора, Платон был удален из Риги на Донскую епархию. Обращает внимание обстоятельство, что Платону предписано было немедленно оставить Ригу, несмотря на весеннюю распутицу и запрещено ехать чрез Петербург и Москву. См. Хроника моей жизни Саввы. Т. IV, стр. 43–45.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—297— ние. – Удаление патриархов с кафедры происходило иногда при таких обстоятельствах, которые показывали, что жизнь патриархии проходит среди ненормальностей. Так патриарх Афанасий V низвергается с кафедры самими же архиереями и клиром константинопольским за то, за что они должны были бы быть благодарными ему – именно за то, что он захотел ввести строгий порядок в управлении церковью. Замечательно: лица недовольные этим патриархом, чтобы вернее достигнуть цели – удаления патриарха, старались в превратном виде представлять его любовь к просвещению, выставляя патриарха любителем новшеств. 2246 Патриарх Дионисий III лишается престола главным образом потому, что он не понравился жене великого драгомана Панайоти. 2247 А патриарх Неофит VI низложен и сослан по интригам какой-то гречанки, имевшей однако же доступ в дом великого визиря. 2248 Что касается положительных злополучий в истории патриархии изучаемой нами эпохи, то мы не встречаем указаний на особенно рельефные факты в подобном роде. Без сомнения, трудно исчислить ту сумму бедствий, которая угрожала патриархии, если бы пришел в исполнение проект, изобретенный в правление патриарха Каллиника II отставным митрополитом фессалоникийским и представленный им великому визирю; но к счастью проект, о котором мы говорим, не осуществился. Дело заключается в следующем: Некто Мефодий, прежде бывший митрополитом фессалоникийским, но отставленный от должности, в видах мщения патриарху представил великому визирю проект, в котором доказывалось: в настоящее время патриарх от себя продает митрополии и епископии и сам с синодом выбирает митрополитов и епископов; но то же самое мог бы делать вместо патриарха и визирь, причем весь доход от этого производства поступал-бы в пользу казны; патриарху же достаточно предоставить лишь акт хиротонии и определенную плату за это. Проект понравился визирю и он думал —298— было дать ему ход. Но патриарх и синод вовремя узнали об опасности и дарами и деньгами закупили турецкую власть, вследствие чего всё осталось по-прежнему. А сам Мефодий был сослан в заточение. 2249 Гроза миновала. Немало несчастий перенесла патриархия от неверного турецкого правительства. Но самым злополучным фактом рассматриваемого времени нужно считать смерть патриарха Парфения II. По одним известиям он потерпел смерть вследствие тирании турецкого правительства; 2250 но по другим – достовернейшим – известиям он хотя и казнен был турками, но по настоянию и инициативе православных господарей Молдавии и Валахии, которые, будучи не довольны придирчивыми отношениями Парфения к патриарху иерусалимскому Паисию, добились того, что патриарх константинопольский был казнен. 2251 Православные государи являются виновниками смерти вселенского иерарха! Что может быть печальнее такого факта? Это – истинное злополучие…

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Возвращаю Вам, любезнейший Петр Симонович 2251 , письмо Наталии Петровны 2252 с приложением. Что сказать о заметках на книгу Алексея Степановича Хомякова ? Указаны в ней (sic) некоторые, очень резко выдающиеся места, но немного, и не все одинаково важные, и не редко, – или лучше, почти везде – без доказательств. Что же за польза в таком виде печатать. Не будет ли это показывать, что защитники православия не в состоянии сказать что-либо поважнее против мудрости Хомякова? Прочитал я книгу его; мне не представилось, чтобы Хомяков хотел быть провозвестником какой-нибудь философской теории под личиною христианства. Это не высказывается ни в опубликованным им статьях, ни в письмах интимных, по смерти его изданных, хотя, конечно, по выбору. В его любомудрии богословском всего яснее сказывается одно чувство – свободы. Ему ни власть, ни закон, ни символ – ничто не препятствуй. Любовью, свободно он хочет покоряться Евангелию, но и в этой покорности он не перестает себя чувствовать и считать свободным». В каком отношении между собой стоят оба эти письма, – решить трудно. Возможно думать, что приведенное сейчас, последнее письмо было послано А.В. Горским к П.С. Казанскому вместе с заметками на книгу Хомякова, которые и разумеются под именем «приложения», письмо же Казанского было ответом Горскому, составленным по прочтении его заметок. Но —520— с этим не согласуется фраза в письме Казанского: «очень рад, что Вы решили сопоставить здравое учение с учением фантазии» – сопоставить, конечно, для печати 2253 , – между тем как Горский решительно заявлял, что он не находит пользы печатать заметки «в таком виде». Радоваться, очевидно, было нечему. Ничто не препятствует принять и обратный порядок, и тогда дело нужно представлять себе по-видимому так. П.С. Казанский , узнав о существовании у А.В. Горского заметок на сочинения Хомякова, пожелал ознакомиться с ними, чтобы побудить последнего к печатанию их, и свой отзыв о заметках высказал в письме к нему, но А.Вч, находя заметки недостаточными, раздумал их печатать и, быть может, в намерении дать им более обстоятельную обработку, отложил их до поры, до времени. Во всяком случае, оба письма любопытны, поскольку они выражают собой суждения о Хомякове двух замечательных богословов своего времени и свидетельствуют о том интересе, какой вызывало у них учение Хомякова.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Что такое «тайна беззакония» по своей сущности? Толкователи предлагают целый ряд неправильных и искусственных объяснений этого понятия. Одни, 2251 ссылаясь на 1Тим.3:16 : «κα μολογουμνως μγα στν τ τς εσεβεας μυστριον ς φανερθη ν σαρκ», где будто бы под τ τς εσεβεας μυστριον разумеется Христос, под τ μυστριον τς νομας разумеют антихриста, находящегося пока в скрытом состоянии и имеющего открыться ν τ ατο καιρ ( 2Фес.2:6 ). Но тайна беззакония, по смыслу апостольской речи, ясно отличается от человека беззакония; тайна беззакония есть только нечто соответствующее ему. Другие, 2252 ссылаясь на Иосифа Флавия, De bello Jud. 1, 24, 1, где об Антипатре сказано: τν ντιπτρου βον οκ ν μρτοι τις επν κακας μυστριον, видят в выражении μυστριον указание на чрезвычайную нравственную испорченность людей, «настолько превышающую обычную меру, что она недоступна представлению нравственного человека и является для него чем-то непонятным, немыслимым». Это понимание не подходит к контексту речи, потому что определенный член (τ μυστριον τς νομας) говорит о том, что с этим понятием у фессалоникийских христиан соединялось совершенно определенное представление (срв.2:5). Третьи, 2253 объясняя genet. τς νομας, как genetivus subjectivus, под тайной беззакония разумеют невидимое или тайное действие диавола в мире, скрытые козни диавола, при помощи которых он обольщает людей к богоотступничеству. Такое понимание —50— тайны беззаконии не соответствует новозаветному значению слова μυστριον. В новозаветном употреблении это слово носит два оттенка. Первоначально оно употребляется для обозначения такого сообщения или знания, которое основывается на божественном откровении (срв. Рим.11:25 ; 1Кор.2:7 ; часто в посл. к Ефес. и Колос. и др.). Потом слово μυστριον обозначает то, что недоступно человеческому знанию, что рассматривается, как объект божественного ведения (срв. Мф.13:11 ; Еф.1:9; 3:3; 5:32 : τ μυστριον τοτο μγα στν). Стих 7-ой оправдывает необходимость существования τ κατχον тем, что уже в настоящее время действует (νεργεται – не пассивная, а средняя форма, срв.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Почему поехали люди в Аляску? 250 лет тому назад царь Петр Великий посылал людей в Аляску за мехами. По какой причине старообрядцы приехали? Вот как мне рассказывала моя тетка Саломея Григорьевна Калугина, одна из первых, приехавших сюда. I Я не знаю, сколько лет тому назад мы приехали в Аляску, приблизительно 13 мая. В Орегоне нам стало трудно, потому что американцы окружали нас, и для пользы детей мы стали думать о переезде на другое место. Мы стали посылать людей в Аляску, чтобы они осмотрели местность. Прохор Мартюшев и Григорий Гостевский ездили в Аляску несколько раз и нашли эту землю. Прохор и Павел Касачев поехали покупать землю. Толстовский Фонд помог им купить эту землю. Взяли землю в кредит, но дали часть денег наличными. Собрали собрание, и Прохор спросил, кто поедет в Аляску. Желателей не нашлось, никто не хотел бросать Орегон и большие деньги. А, если поехать в Аляску, то надо будет работать тяжело и все сначала начинать. Мой брат Прохор Мартюшев со своей семьей и наши старые родители стали собираться в Аляску. Кирилл и Владимир, женатые сыновья Прохора, тоже поехали в Аляску. Когда они стали собираться, они пригласили моего мужа, Анисима, ехать с ними. Анисим согласился. Мы недавно приехали в Орегон из Бразилии, и у нас было мало денег; поэтому мы купили только один грузовик. Все четыре семьи вместе взяли в долг 20-тонный самосвал и гусеничный трактор, которым можно копать землю и проводить дорогу. Загрузили трактор на самосвал и к нему прицепили грузовик. Кирилл сел за руль, и мы отправились в Аляску. Мы ехали очень долго. Первые ночи ночевали в мотеле, а потом стали ночевать, где придется. В Канаде было холодно. Земля была немножко талая, но местами был снег. Первое воскресенье мы остановились у речки. Речка еще была не совсем талая. Ночевали тут две ночи и поехали дальше. Останавливались по дороге есть, и детей кормить, немножко размяться. II Второе воскресенье мы уже ночевали в Аляске у гор. 13 мая 1968 года мы приехали к Биллу Ребику 2251 на бугорок.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

Подтвердились худшие опасения и Н. Н. Глубоковского – относительно направления реформы, и архиепископа Димитрия – об окольных дорогах «в обход прямого пути». Об этой практике писал Глубоковскому не только владыка Димитрий, но и другие иерархи, среди них упоминаемый выше епископ Пензенский Митрофан (Симашкевич) и архиепископ Иннокентий (Беляев). С пометой: «Письмо писано только для Вас», последний отмечал, что ныне в Синоде «засела партия», с которой пока трудно бороться: «Эта партия чрез салон И[гнатьевой] получила ходы [?] вплоть до Императрицы. Назначение членов Синода совершают они. И зимняя сессия Синода явит собою полное собрание иерархов салона графини Игнатьевой, так что Святейший Синод – это салон графини И[гнатьевой]» 2248 . В академиях новым Уставом были недовольны как левые, так и правые. По словам профессора КДА С. Т. Голубева , В. З. Завитневич (из «кадетов») первую свою лекцию в новом учебном году посвятил «разносу» нового Устава, заявив студентам, что его составили люди, «ничего в науке не смыслящие» 2249 . Голубев опасался, что подобные выступления могут спровоцировать студенческие волнения. Другой профессор КДА (Д. И. Богдашевский) замечал, что это был, собственно, не Устав, а новые «Временные правила» для «усмирения» кадетов, наперед полагая, что те «не усмиряются, а еще более раздражаются, и жизнь академическая будет изображать из себя настоящий ад. Обидно, что этими правилами и мы, правые, очень стеснены» 2250 . «Новоиспеченный» Устав «сильно всколыхнул все академии» и в отношении к составу профессоров 2251 . Речь шла о жестком ограничении срока службы 30 годами, ибо нередко она продолжалась до 40 и даже 50 лет (в качестве платных и бесплатных сверхштатных профессоров), что было особенно характерно для Киевской и Казанской академий. Направленная на более регулярное обновление состава академической корпорации, принятая мера неоднозначно оценивалась самими профессорами, «страшно» обидев «заслуженных» профессоров (звание «заслуженного» давали после 25 лет службы в академии) 2252 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Душа, в аспекте воли, разумна и цельна, и всею бесконечною силою своей направлена на единый предмет – Бога или абсолютную свободу. Она созревает в виде субъективного духа и постепенно слагает тот уровень, на котором раскрываются её состояния, именуемые «правом», «моралью», «нравственностью» и «государством». Итак, сфера объективного духа раскрывается в элементе человеческой воли, насыщенной разумом и выросшей до состояния свободного самоопределения. Такая воля есть результат предшествующего спекулятивного процесса, исток которого совпадает с началом душевной жизни, загоревшейся в глубине «естественного организма». Так представляется Гегелю процесс созревания субъективной воли. Низшей ступенью субъективного духа является «естественная душа», непосредственно погруженная в простые процессы своего природного бытия. 2238 Она живет, растворенная в тех содержаниях, которые ей навязывает природа, и подвергается её влияниям и определениям: душа определяется климатом, 2239 возрастом, 2240 расою, 2241 наследственностью, темпераментом, 2242 половым влечением 2243 и властью сна. 2244 Она предается «простому пульсированию», 2245 «смутному плетению» 2246 бессознательной и нерассуждающей жизни. 2247 Она не выходит из своего, вполне личного и субъективного своеобразия 2248 и даже не отличает субъективного от объективного; 2249 высшее, на что она способна, это ощущение (Empfinden) того, что ломится в неё извне, и того, что внутренне разряжается в ней. Это ощущение заставляет её приурочить одни содержания к «своему телу», другие, наоборот,– к внутреннему, «к себе», и испытать себя как «тотальность своих ощущений». 2250 В этом испытании есть уже начало рефлексии в себя, возврата к себе: душа становится чувствующей душой. 2251 В чувствовании (Fühlen) душа нашла себя как субъекта своих ощущений. 2252 Её ощущения, суть её ощущения, а она есть их «внутренняя индивидуальность»; 2253 она есть «особый», 2254 замкнутый мир своих «внутренних определений» 2255 – монада. 2256 Чувственные ощущения уже не держат её в плену; 2257 напротив, она различает их 2258 и обособляет себя от них.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Ilin/filo...

—288— любопрителям из саддукеев: за что 2247 Моисей заповеди дати книгу распустную и отделиться от жены ( Мф.19:7 ), – сказал опять: яко Моисей по жестокосердию вашему заповедовал, – от начала же не бысть тако (ст. 8), – ибо Образовавший 2248 мужеский пол и женский сотворил я есть (ст. 4), – еже убо Бог сочета, человек да не разлучает (ст. 6). Мал.2:15 . И сохраните духом вашим и не оставьте. 2249 Так как закон ясно и очевидно высказал позволение желающим давать своим супружницам разводную запись и, не подвергаясь обвинению, разлучаться с сожительницею, то могло казаться, что этому древнему узаконению противоречат слова пророка, ведущего под суд и обвиняющего в преступлении закона того, кто дерзает разводиться с женою и брать другую. Но в приведенных словах весьма благоусмотрительно и не объявляет древнюю заповедь упраздненною и не дозволяет кому-либо делать её предлогом нечестивых деяний: хотя, говорит, закон и позволил давать разводную запись, но поэтому не освобождаетесь от вины и вы, дающие её (запись) для того, чтобы привязываться к иноплеменным женам. А если можно разводиться с женою и совершать это законным судом, то все-таки берегитесь (сохраните) в духе вашем оставить жену, которая от юности. Это лучше, хотя закон и дозволил развод для желающих. —289— Мал.2:16 . Но аще возненавидев, отпустиши, 2250 глаголет Господь Бог Израилев. Если, то есть, укажешь в разводной записи достоверную и основательную причину удаления, что ты возненавидел и отпустил. Мал.2:16 . И покрыет нечестие на 2251 помышления 2252 твоя, глаголет Господь Вседержитель: и сохраните духом вашим, и не оставите. То есть: если нечестивое и скверное покрывало станет облегать твои помышления, и ненависть при этом служит только напрасным предлогом, но красота других женщин будет побеждать тебя и ты начнешь желать связи с иноплеменными женами, то берегись (сохрани), не оставь, иначе всенепременно будешь проклят, ибо сказал, что потребит Господь человека творящаго сия, дóндеже смирится от селении Израилевых (и) от приносящих жертву Господу Вседержителю (ст. 12). Это – относительно очевидного и простого (т. е. буквального) смысла.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Пропели молитвы. Ставится вопрос, выступает докладчик, другие тут же, а некоторые позже, при ходе прений, просят о. председателя записать их „на право слова“, дебатируют уже по очереди, кто когда записался. Доклад или сообщение принимает по своим подробностям захватывающий интерес, аудитория превращается в слух и внимание. Скорописцы спешат занести хотя бы основу доклада на бумагу. Настроение сосредоточенное, серьёзное, деловое. Но вот провёртывается подробность уродливой стороны в лжеучении или культе секты, аудитория разражается смехом. Пауза и оживление... Но дорогое, короткое время, бережётся на вес золота, и быстро совершается переход опять к деловому настроению... Окончит один оратор, вступает другой и вопрошает первого в разъяснение некоторых сторон или дополняет сообщение своими новыми данными, за этим говорит третий, четвёртый, и всё это ново, жизненно, интересно... Каждый спешил высказать, что у него наболело и нагорело в душе, что он приобрёл путём тяжёлого опыта“ 2251 . При обсуждении вопросов, подлежавших разъяснению, каждый имел равное право участия и мог высказывать свои взгляды и мнения, как бы далеко ни расходились они с общим настроением съезда и преобладающим мнением большинства 2252 . Это обстоятельство необходимо иметь в виду при суждении о некоторых предложениях и мнениях, которые высказывались на съезде, но которые далеко не всегда могут быть названы мнениями самого съезда. Кроме участия в обсуждении вопросов на общих собраниях и в заседаниях комиссий, некоторые из оо. —147— миссионеров, прибывших на съезд, изъявили желание устроить несколько публичных собеседований с старообрядцами. Намерение это встречено было всеобщим сочувствием и возбудило интерес во всех, так как присутствие в составе членов съезда наиболее известных, практически опытных и превосходно знакомых с своим делом представителей нашей противо-раскольнической миссии давало все основания ожидать, что эти беседы будут в полном смысле слова „образцовыми“. Предположено было провести четыре беседы: две по вопросу о Церкви и иерархии – против безпоповцев и последователей австрийской раскольнической иерархии, одну – о перстосложении и одну – о клятвах собора 1667 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010