И отсюда берут начало три смысловых уровня фразы «воскресение Сына Божья», и эти уровни столь тесно вплетены в некоторые из самых ранних христианских документов, что их разделение покажется искусственным. Необходимо, однако, не спешить ставить на первое место один из аргументов, что часто делают. Прежде чем мы сможем подойти к самой главной тайне, нам следует рассмотреть два других уровня, которые, несомненно, имели в виду и понимали Павел и его последователи и отзвук которых продолжал оглашать весь тот период, который мы изучали. Тут можно было бы начать совершенно новую книгу, но нам придется удовольствоваться кратким изложением того, какой смысл имело для первых христиан воскресение Иисуса из Назарета: что они подразумевали, когда говорили, как Павел в начале Послания к Римлянам, что Он был и есть «сын бога» и воистину Сын Божий 2250 . (ii) Воскресение и мессианство Среди первых смыслов, которые воскресение открыло удивленным ученикам, был тот, что надежда Израиля исполнена. Обетованное время пришло, как провозгласил сам Иисус во время своего общественного служения; однако это выглядело совсем не так, как они себе представляли. Настал эсхатон. В смысле «эсхатологии», которая, как мне кажется, непосредственнее всего относится к тому, на что возлагали надежды иудеи Второго Храма, долгое повествование об истории Израиля достигло своей кульминации 2251 . «Воскресение» было ключевым моментом «эсхатона»: если это произошло с человеком, которого многие почитали Мессией Израиля, значит, это в принципе произошло со всем Израилем в целом. Мессия представлял Израиль, как представлял Израиль Давид, когда он сражался с Голиафом. Иисус был казнен за то, что претендовал на роль Мессии как «царь иудейский», и Бог Израиля оправдал его. Так, несомненно, Бог Израилев исполнял свои обетования Израилю. Вновь и вновь первые христиане подчеркивали, что Иисус был воскрешен из мертвых Богом, а под «Богом» они разумели Бога Израиля, ГОСПОДА. Они видели воскресение как дающее жизнь действие Бога Завета, Творца, который всегда имел власть умертвить и оживить, кто воистину отличался от других богов именно в этом отношении. Воскресение было для первых христиан знаком, который говорил о том, что этот живой Бог наконец действует в соответствии со своим древним обетованием и тем явил себя Богом, единым Творцом и Правителем мира.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vosk...

Причину неустройств в деле воссоединения губернатор в рапорте государю не решился объяснять так смело и категорично, как объяснил её преосвященному. Теперь оказалась уже целая цепь причин, и вопрос ещё, та ли важнее всех, которую губернатор поставил на первом плане. Карнеев указывал, что, во-первых, процедура «обращения» производилась неправильно: записывали, не справляясь у каждого, безусловно, о его желании, и подчас руководились в этом случае показаниями других лиц; а затем, возникновению совращений способствовали: быстрота, с какой было произведено «обращение», полное отсутствие пастырских поучений, ненависть «соседей», несостоятельность содержать церкви на свои средства – после отказа помещиков в помощи воссоединённым церквам 2251 . Это были уже другие речи. Здесь причины совращений были указаны, верно; они говорили о тяжёлом положении православного народа под иноверным помещичеством. Получив высочайшее утверждение своего проекта 2252 , Карнеев «потребовал» от преосвященного Иова предписать всем «благочестивым священникам, чтобы они не препятствовали желающим из прихожан их принимать священныя требы от униатских попов других приходов». – «Что все преосвященным и было подверждено» 2253 . Плоды прискорбных распоряжений созрели скоро. Бобровичи, Велесница, Глинное, Озаричи, Отолчичи, Поречье, Святая Воля, Столин, – одной только Пинской округи, – несли печальные вести. Прихожане, настроенные помещиками, униатскими священникамии ксендзами, отняли ключи от церквей и не хотели впускать туда состоявших на этих приходах православных священников. В церкви было миро, антиминсы, св. дары. Преосвященный Иов, получив об этом извещение от благочинного, немедленно снёсся с губернатором: что делать? вернуть церкви в унию невозможно. Губернатор тоже не мог дать никакого решения и ответил: «как хотите», слагая с себя всакую ответственность 2254 . Единственнным сдерживающим униатские вожделения обстоятельством было представление униатскими священниками преосвященному Иову метрических книг. Распоряжение об этом по всем униатским церквам, по требованию Карнеева, архиепископ Лисовский разослал 28 августа 1797 года 2255 . И хотя Карнеев в своём отношении к Лисовскому объяснял, что подчинение униатов преосвященному Иову по части представления метрических книг вызвано лишь опасением «растеряться в счислении народа, которое необходимо нужно по гражданской части для всех судопроизводств», – опасением, которое неминуемо ожидалось при возвращении многих обратившяхся в православие, но «слабых в вере», из благочестивых приходов в униаты, причём неизбежно оказался бы двойной счёт народа – и в православии, и в унии 2256 : но преосвященный Иов, вспоминая впоследствии эту меру в отношении к униатам, говорил, что униаты, подавая ему лично метрические книги и «считая себя подчиненными» преосвященному, «всячески остерегались делать в присоединенных приходах развращение народу» 2257 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

человеку 2248 ... Точно также в 1680 г. двум новым певчим дано было на рубашки по рублю каждому, да одному на сапоги 20 алтын, а 29 певчим, которые пели в Евдокийнской церкви и 14 певчим Верхоспасского собора дано было по полтине на сапоги 2249 . Верхнее платье, выдававшееся певчим, было приходное, ходильное – доброе или праздничное, и проезжее. Приходное платье, как и нижнее, выдавалось певчему из мастерской палаты, по вступлении его в государевы певчие дьяки, и состояло из 4 кафтанов, шапки, рукавиц и суконных аглицких штанов. Одна пара кафтанов или однорядок была верхняя, а другая – нижняя. Верхние кафтаны были суконные, один полу-кармази новый с беличьим хрептовым исподом, и 6 серебряными, а иногда вызолочеными пуговицами, – другой суконный – аглицкий с русачьим исподом. Исподние кафтаны были – один тафтяной, а другой – киндячный, первый – с 6 серебряными пуговицами, а другой – с шёлковыми. Шапка и рукавицы делались из сукна, на шапку нашивался соболь, рукавицы были с песцовым исподом и по —269— краям с бобровой опушкой. Всё приходное платье обходилось в 20 рублей и выдавалось из мастерской палаты или сшитым, или же в ту цену одними товарами, взятыми в казне, или купленными на стороне 2250 . Так, в 1681 г. 19 дек. 2 певчим дьякам велено было сделать часть приходного платья, а именно: по аглинскому суконному кафтану на русачьем исподе и по шапке бархатной с соболем, по штанам суконным и по рукавицам, подложив исподы, чем пристойно, и подпушив обочинами 2251 . В другом случае певчему Тимофею Попову дано было товарами на всё приходное платье, а именно: на кафтан – суконный полукармазиновый с исподом бельим хребтовым, с серебряными пуговицами, на другой кафтан – из сукна аглинского, с русачьим исподом, исподний кафтан – тафтяной на подкладке, с опушкой и с пуговицами, на шапку суконную с соболем, рукавицы суконные, опушённые бобровыми обочинами и на суконные штаны. На первый кафтан было отпущено 4 аршина без четверти полукармазину осинового цвета по рублю аршин, испод белий хребтовый – цена 3 р.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2247 Hilar. De Trinit. Lib. VI, § 39: Loquatur Ioannes sic usque ad adventum Domini manens et sub sacramento divina voluntatis relictus et deputatus, dum non mori dicitum et manere. S. Ambrosius. Sermo 20 in ps. CXVIII. Бл. Феофилакт. Твор. цит. т. IV, стр. 486. Андрей Кесарийский . Толкование на Апокалипсис. Стр. 80 (пер. Π. М. Б. М. 1884) и др. мн. 2248 Hippolyst. De consumm. mundï ipsius adventus praecursorem habuit Ioannem Baptistam, posterior autem, quo venturus est in gloria Enoch, Eliam et Ioannem Theologum exhibebat и др. cf. Lampe. Op. cit. p. 98. 2250 Lampe. Op. cit. p. 93. Много подобных очень характерных рассказов можно видеть в сочинениях Tillemont " a, (Op. cit. Not. ΧVIII). Basnahium (Annal. t, II ad an. 101), Florentinium Martyrot. (p. 127 sq . 141 sq.) и других писателей. 2251 Theodoret. Hist. Eccl. Lib. V, c. 24. Бароний, Тиллемон и многие другие (Lampe. p. 101) признают этот рассказ за действительный. Руфин, Орозий, бл. Августин и Амвросий Медиоланский обходят этот рассказ молчанием. Созомен, рассказывая эту историю, называет вместо Иоанна Богослова Иоанна Крестителя (Lamp. p. 101). 2252 Gregor. Nyssen. In ejus vita Opp. tom. II, p. 977 sg. Учение Ап. Иоанна, сообщенное в этом видении св. Григорию Чудотворцу , передают следующим образом. Unus est Deus Pater Verbi viventis, sapientiae substi tentis et potentiae, et figurae aeternae, perlectus, perfecti genitor: Pater Filii unigeniti. Unus Dominus, Solus ex Solo, Deus de Deo figura et imago Deitatis. Verbum efficax, sapientia constitionis rerum universarum comprehensiva et potentia totius creaturae effectrix. Filius verus veri Patris, invisibilis illius qui est invisibilis, incorruptibilis ejus, qui est incorruptibilis, immortalis ejus, qui est immortalis, aeternus aeterni. Unus Spiritus Sanctus ex Deo ortum et existentiam habens: quique per Filium apparuit, videlicet hominibus, imago Fili perfecti perfecta, vita viventium causa, fons sanctus, Sanctificationis suppeditatrix, per quem manifestatus Deus Pater, qui est super omnia et in omnibus, et Deus Filius, qui est per omnia. Trinitas per tecta, quae gloria atque aeternitate et regno non dividitur, neque abalienatur.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

2244 Ibid. I, 21. P. 22–23; 23, 6. В VII, 4 вину донатистов Оптат называет даже хулой на Святого Духа: см. р. 176. 2249 Из необозримой ученой литературы, посвященной блж. Августину, мы пользуемся преимущественно новыми и специальными трудами: Dr. Thomas Specht. Die Lehre von der Kirche nach dem hl. Augustia Paderborn, 1892; P. Capistran Romeis. Das Heil des Christen ausserhalb der wahren Kirche nach der Lehre des hl. Augustin. Forschungen zur Christlichen Literatur und Dogmengeschichte, herausgeg. von Dr. A. Ehrhard und Dr. I. P. Kirsch. VIII Band. 4. Heft. Paderborn, 1908; В. Герье. Зодчие и подвижники «Божьего Царства». Ч. 1. Блаженный Августин . М., 1910. 2251 Нельзя не отметить того, что полемика с донатизмом носила на себе яркий догматический отпечаток. Отсюда можно видеть, что в основе самого донатизма лежали религиозно-догматические интересы, и В. Герье является тенденциозным историком, изображая донатизм (« Блаженный Августин ». С. 437 и далее) «знаменем, собравшим около себя туземные элементы, противившиеся Риму и его цивилизации» (С. 477). См. по этому вопросу суждения проф. А. А. Спасского (Богословский вестник, 1901. III. С. 189–194) и Η. Η. Глубоковского (« Блаженный Августин в изображении русского светского историка». – Труды Киев. дух. академии. 1911. I. С. 133–136). 2253 Brevicul. Col. III, 3, 3: «Donatistae responderunt, non catholicum nomen ex universitate gentium, sed ex plenitudine Sacramentorum institutum». PL. T. 43. Col. 624; Epist. 93, 7, 23: «Catholicae nomen non ex totius orbis communione interpretaris, sed ex observatione praeceptorum omnium divinorum, atque omnium Sacramentorum». PL. T. 33. Col. 333. 2255 De unitale Ecclesiae. С 2: «Quae utique una est, quam majores nostri Catholicam nominarunt, ut ex ipso nomine ostenderent, quia per totum est. Secundum totum enim, καθ’ λον graece dicitur». PL. T. 43. Col. 392. Cfr.: Contra litteras Petiliani lib. 2. С 38, 91. PL. T. 43. Col. 292; Epist 52, 1; PL., 33. Col. 194; Contra Gaudent II, 2, 2; PL. T. 43. Col. 741.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

2251 Ср. G. V. Lechler, Das apostolische und das nachapostolische Zeitalter, S. 136: «В наименование тела воскресения «духовным» выражается, что – в отличие от нынешнего – оно будет состоять не из земной материи (er besteht nicht wie der jetzige aus Erdstoffen), но, несмотря на это, будет обладать существом истинной телесности, – только окажется однородным (homogen) духу и духом же будет совершенно проникнуто». William Е. Hodge, The Biblical Usage of «Soul» and «Spirit» в «The Presbyterian and Reformed Review» VIII, 30 (April, 1897), p. 255: «σμα πνευματικν, прославленное тело, одушевленное прославленным человеческим духом, свободнымъ от мирского тяготения» – в таком виде оно (р. 264) «означает тело, одушевленное человеческим духом, который будет обновлен Духом Святым»; будучи в известном смысле (р. 265) «сверхъестественным телом», σμα πνευματικν станет «первейшим органом обновленного и прославленного человеческого духа». 2252 Ср. J. Hughes-Games, On the Nature of the Resurrection Body, p. 65: «Тело «духовное» есть тело «духовного» рода (of а «spiritual» kind). В «психическом» душа бывает активным, формирующим принципом, а здесь – в «пневматическом» – дух. В обоих случаях именно господствующий нематериальный элемент дает свой специальный характер материальной части человека». 2253 Здесь уместно обратить внимание на одну «филологическую» частность, на которой иногда стараются обосновать слишком много, напр., отрицание воскресения плоти или временное физическое оживотворение с последующим уничтожением грешников. В интересах беспристрастия берем для иллюстрации рассуждения у J. Hughes-Games, неповинного в генетических крайностях. Он пишет: «Существует различие между оживлением и воскресением, как некоторые усматривают его в νστασις τν νεκρν и νστασις κ τν νεκρν, т. е. между воскресением мертвых и воскресением из мертвых. Собственное воскресение бывает не простым оживлением специально организованного аггрегата частиц; оно больше сего, ибо предполагает трансформацию телесной структуры и до известной степени носит характер нового творения, хотя таковым и не бывает.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

умная молитва; умносердечная, сердечная молитва, или чувства; духовная, или созерцательная молитва. В противоположность первой три последующие формы называются также «внутренней молитвой». Телесная молитва состоит в чтении или декламации текстов, в совершении поклонов и так далее 2247 . Духовные наставники рассматривают эту сторону молитвы по преимуществу как необходимую подготовку к молитве более высокой, ступень, «листок», который предшествует цветению и плодоношению 2248 , первое прикосновение к «плоти Иисуса» 2249 , а также как участие человеческого слова в зиждущем Слове Божьем и в его силе, творящей этот мир 2250 . Хотя, конечно, эта молитва и не свободна от отвлекающего воздействия. Те, кто рассматривают ее только как первую ступень на пути к более высокой молитве, строго порицают простое произнесение словесных формул, без подобающего рвения и чувства. Мартирий Садонский, в частности, говорил: «Они тщетны и ничего не дают... богослужение и молитва, во время которых не происходит общения с Господом-Вседержителем – воодушевленного, трепетного и внимающего. Или скорее, лишенные благоговения, все наше богослужение и наша молитва обернутся нам в осуждение» 2251 . Ориген , напротив, высоко ценил первое, «телесное» общение с Иисусом 2252 . Более того, находятся и такие, кто верит, что если даже мы ничего не понимаем в произносимых нами молитвах, то «дьявол их понимает» и изгнан 2253 . Второй вид молитвы обращен к словесному и мысленному постижению. На Западе такая молитва могла бы называться размышлением, рассмотрением, медитацией. Однако не следует утверждать, что подобного рода молитвы не известны на Востоке 2254 . В свою очередь, Феофан высказывал опасение, что забывают об относительной ценности подобного рода упражнений 2255 . Умственное размышление служит подготовкой к молитве сердца; медитация, повторение вполголоса совершается для того, чтобы их «вкусить» 2256 . Когда чувства постепенно начинают согревать душу, молитва превращается в «сердечное воздыхание о Боге» 2257 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

«Позитивизм без противоположения метафизике немыслим», – без конца повторяет Лесевич 2244 . Он боится даже реалистического понимания причинности, которое может побуждать видеть в причинности «какое то мистическое начало»; Лесевич заменяет «мистико-метафизические свойства» причинности учением о «соотносительности причины и действия» 2245 (что соответствует несколько позднее выдвигавшемуся в эмпириокритицизме замещению понятия причинности понятием «функциональной зависимости»). Так же боится Лесевич метафизического истолкования понятия «закона»: «Ни о каких вечных, неизменных, правящих миром законах не может быть и речи в научно-критической философии, освобождение которой от всех призраков (!) обыденного мышления и метафизики должно быть полное и окончательное» 2246 . Из всего этого делается вывод об «относительности знания» 2247 , о том, что «научная философия принимает достоверность знания только условно» 2248 . Этот тезис об относительности знания, об эволюции научных понятий имеет основополагающее значение для Лесевича, да и вообще для всех построений т. наз. «научной философии». Здесь мы имеем дело с очень глубоким предубеждением против всяких претензий на «безусловное» и, «несомненно, достоверное» знание, и единственным безусловным значением, казалось бы, обладают для позитивизма только «факты». Но Лесевич боится призрака «безусловности» даже в отношении «фактов». «Ценность фактов, – пишет он, – есть нечто совершенно относительное» 2249 , и если я предостерегаю от метафизического презрения к фактам, то не менее предостерегаю и от буквоедного пристрастия к ним, от нагромождения факта на факт… без обобщений». Лесевич действительно свободен от «факто-поклонства» и придает существенное значение лишь «правильному образованию понятий» 2250 . Здесь как раз и выступает с полной ясностью соотношение науки и философии в учении Лесевича. «Философия, – учит Лесевич 2251 , – есть результат прямого и непосредственного продолжения развития научного знания, завершение его». Исторически это положение никак не может быть оправдано, да оно и не вытекает у Лесевича из исторических соображений, – корни его иные.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkov...

Закрыть itemscope itemtype="" > Навальный пришел в себя: какая судьба ждёт «Северный поток-2»? 17.09.2020 2251 Ситуация вокруг «Северного потока-2» продолжает усложнятся параллельно с раскруткой политического скандала, связанного с возможным отравлением Алексея Навального. Западные СМИ отмечают множество санкционных способов остановки строительства газопровода Германией. Возможны отзыв выданных разрешений, давление со стороны лобби экоактивистов, введение ограничения на импорт российского газа или введение новых санкций со стороны Евросоюза и США. В Совете Федерации уверены, что Россия должна быть готова к санкциям, которые оправдают инцидентом с Навальным. Сможет ли Россия закончить строительство «Северного потока-2»? Учитывая вводимые санкции, останется ли экономически выгодным новый газопровод в Европу? Какой финансовый ущерб от срыва строительства «Северного потока-2» понесёт Россия, а какой её западные партнёры? Как России следует реагировать на новые санкции? Сможет ли сам Навальный повлиять на санкции? Участники пресс-конференции: Член комитета по энергетической стратегии и развитию топливно-энергетического комплекса Торгово-промышленной палаты Рустам Танкаев; Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков; Профессор кафедры госуправления и национальной безопасности Дипакадемии МИД РФ Иван Сурма. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/video/2020/09/17/nava...

Он создал поистине грандиозную систему христианской мысли, в которой успешно соединил лучшие достижения античной философской традиции с глубоко продуманным христианским вероучением. Хотя Августин как религиозный мыслитель прошел долгую интеллектуальную и духовную эволюцию, начиная с увлечения манихейством, через период скептицизма к неоплатонизму, а через него и во многом благодаря ему – к обращению в ортодоксальное христианство в 386 году 2242 , эту систему мысли можно с полным правом назвать «христианским платонизмом». В самом деле, хотя Августин упоминает, что в юности изучал разные философские системы (multa philosophorum) 2243 , а подлинный интерес к философии в нем пробудило чтение цицероновского «Гортензия» 2244 , нет никаких сомнений в том, что основное философское формирование Августина было платоническим 2245 , да и сам он признается, что считает платонизм наиболее близкой к христианству философской системой 2246 . Более того, по верному замечанию Этьена Жильсона, «вся философская составляющая творчества Августина отражает усилия христианской веры в максимальной степени воспользоваться собственным содержанием мышления с помощью философской техники, основные элементы которой заимствованы у неоплатоников» 2247 . Вместе с тем Клаудио Морескини совершенно прав, когда утверждает, что «удивительная способность Августина воспринимать и перерабатывать разные традиции, пришедшие к нему через Плотина и Порфирия, через Мария Викторина и Амвросия, делает нелегким очерчивание некоей “системы” платонизма Августина» 2248 . Поскольку это не входит в задачи нашего исследования, а интеллектуальная эволюция Августина хорошо изучена как в мировой, так и в отечественной историко-философской науке 2249 , нам нет необходимости останавливаться на этом вопросе подробно. Отметим лишь тех философов, идеи которых оказали влияние на формирование тринитарной доктрины Августина, а также в хронологическом порядке рассмотрим те его сочинения, в которых эта доктрина излагается. В своей «краткой истории философии», изложенной в восьмой книге трактата «О граде Божием» 2250 , Августин подробно рассуждает о платоновской школе, ее происхождении и учении, которое, по его мнению, вобрало в себя все лучшее из остальных философских школ и направлений, и потому, по его глубокому убеждению, оно намного превосходнее их всех и наиболее близко к христианству 2251 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010