Она, как кажется, названа у пророка Иезекииля 298 , но Библия не говорит ни об одном событии, которое было бы связано с этою равниною, как и вообще в ней очень редко упоминается о местностях, составлявших восточную часть владений Ога Васанского. Во времена римского владычества Хоранская равнина составляла особую область и эти времена, особенно с половины первого и до начала четвертого столетия христианской эры, были периодом ее наибольшего процветания. Но с IV в., вследствие постоянных набегов обитателей восточных пустынь, благосостояние ее стало приходить в упадок и она мало-помалу достигла, особенно под владычеством турок, крайне плачевного состояния, в каком находится и в настоящее время. Озера Святой Земли Моисей, изображая достоинства земли Обетованной перед народом Израильским, который намеревался вступить в эту землю, говорил между прочим: Господь, Бог твой ведет тебя в землю добрую, в землю, где потоки вод, источники и озера выходят из долин и гор 299 . Земля, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею, не такова, как земля Египетская, из которой вышли вы, где ты, посеяв семя твое, поливал при помощи ног твоих, как масличный сад. Но земля, в которую вы переходите, чтобы овладеть ею, есть земля с горами и долинами, и от дождя небесного напояется водою 300 . Таким образом, по словам великого вождя Израильская, Обетованная земля, как обильная водою, должна была далеко оставить за собою Египет. Египет – страна, не знающая дождей и орошаемая лишь Нилом, вода которого, во время разлива, разносится по стране при посредстве каналов. Чтобы воспользоваться нильскою водою для орошения возделываемых участков земли, необходимо прибегать, между прочим, к помощи водокачальных снарядов, приводимых в действие ногами. Не такова земля, составляющая наследие Израиля; она, по словам Моисея, напояется дождями, и Израилю предстояло встретить в ней обилие воды, то собранной в естественных водовместилищах, то протекающей по естественным руслам. Какою была Святая Земля относительно воды во времена Моисея и в последующие периоды истории еврейского народа, такою же, в сущности, остается она и в настоящее время.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

Особенности празднования включали два символических действия, также напоминавшие о днях пустынного попечения Бога о народе, бежавшем от египетского рабства. 1 . Утром каждого дня один из священников приносил воду из Силоамского колодца, которую, смешав с вином, «возливали» на жертвенник. Это возлияние служило выражением благодарности потомков тех иудеев, жажду которых Бог утолил в пустыне: Моисей, по Божьему повелению, ударил своим жезлом в скалу горы Хорив, и из камня изошла вода ( Исх. 17: 1–7 ). Кроме того, это действие напоминало пророчество Исаии: «И в радости будете почерпать воду из источников спасения» ( Ис. 12: 3 ). 2 . В первый день празднования в Храме, во дворе жен, во время вечерней жертвы возжигались четыре светильника. Высота светильников составляла пятьдесят локтей (около двадцати пяти метров), и их огни были видны на весь город. Это было воспоминанием о том столпе облачном, которым Господь указывал путь народу израильскому, уходящему из Египта ( Исх. 13: 21–22 ). Сразу надо сказать, что оба символических действия непосредственным образом относятся к Лицу Иисуса Христа, на что указывает Он Сам, говоря: «Аще кто жаждет, иди ко Мне и пей» ( Ин. 7: 37 ) 298 и «Я свет миру; кто последует за мной, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» ( Ин. 8: 12 ) 299 . Христос дал иудеям воду в пустыне, Он был и светлым столпом (облаком), которое покрывало бегущих из Египта иудеев днем и освещало ночью, по слову того же апостола Павла: «Отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море… Ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос» ( 1Кор. 10: 1–2, 4 ). Очевидно, что служение Спасителя к тому времени уже сильно взбудоражило умы. Евангелист Иоанн отмечает, что простой народ ждал появления Христа, о Нем ходили различные толки 300 , иудеи 301 искали Его, чтобы обвинить в несоблюдении Закона Моисеева ( Ин. 7: 10–13 ), а жители Иерусалима точно знали, что Христа хотят убить ( Ин. 7: 25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

п. Решение всех этих вопросов, конечно, важно только для тех, которые ложно смотрят на Христа, как на простого и обыкновенного человека; но оно со­вершенно излишне для лиц, чистосердечно верующих во Христа, как Сына Божия; оно может удовлетворить только простому любо­пытству, но не религиозному чувству, – и в этом, по всей вероят­ности, заключается истинная причина, почему сами евангелисты нашли нужным сокрыть от нас почти всю историю детства и отрочества Господа нашего Иисуса Христа. Из всей истории детства Христа, как известно, только в Евангелии от Луки сохранился один рассказ о путешествии двенадцатилетнего Иисуса в Иерусалим. Рассказ этот состоит в следующем. Иосиф и Мария имели обычай каждый год ходить в Иерусалим на праздник пасхи. Когда Иисусу было двенадцать лет они также по обычаю пошли в Иерусалим, взяв и Его вместе с собой. Но, возвращаясь оттуда, они лишь спустя сутки заметили, что с ними не было Иисуса, и думая, что Он идет где-нибудь с другими, начали разыскивать Его между своими родственниками и знакомыми. Не получив о Нем, однако-же, никаких сведений от своих знакомых, они снова отправились в Иерусалим, и только через три дня нашли Его в храме, сидящим посреди учителей, слушающим и вопрошающим их, – причем все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его 297 . „Чадо! – сказала Мария: – что Ты сделал с нами? Вот отец Твой и я с великой скорбью искали Тебя“. Но Иисус сказал на это: „зачем вам было искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему“. Тем не менее Он вместе с ними тотчас же воз­вратился в Назарет. Этот рассказ так правдив и так прост, что почти не вызывает против себя возражений со стороны отрицательной кри­тики; если же и есть некоторые возражения, то они вообще не от­личаются ни глубиной анализа, ни остроумием. Так, отрицательная критика 298 не допускает, напр., возможности, чтобы Мария была на­столько беспечной матерью, что обратила внимание на отсутствие своего Сына лишь по прошествии суток. Но кто же говорит о беспечности Марии? Зачем так лживо истолковывать характер и тон этого евангельского события? Отрицательная критика, очевидно, лишь преднамеренно не хочет понять простого и ясного смысла еван­гельского рассказа; иначе она не могла бы выставлять против него подобных возражений.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

повязки на лбу и на руках со словами из закона, которые являлись, как бы средством, предохраняющим от нарушения закона (ср. Втор.6:8 ), «воскрылия одежд» (τ κρσπεδα τν ματων от τ κρσπεδον – край, кайма, ср. Μф. 9:20, «прикоснулась к краю Одежды – το κρασπδου το ματου), т.е. кайма, бахрома, кисти на краях одежд (ср. Чис 15:38–39 ). Хранилища и кисти фарисеи из тщеславия увеличивали. «Бог повелел им (евреям)», – говорит святой Иоанн Златоуст , – «как малым детям, делать то же, что многие делают во избежание забывчивости, обвязывая палец льном или нитью, т.е. пришивать по краям верхней одежды шнурки гиацинтового цвета до самых ног, чтобы, взирая на них, они вспоминали о заповедях, – и это называлось воскрылиями. Α они (фарисеи) особенно заботились о том, чтобы делать широкие повязки («хранилища») и увеличивать воскрылия одежд, что показывало их крайнее тщеславие». 297 Стих 6–7-й . «Также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!» «Синагога» – место религиозного обучения иудейского народа и его молитвенных субботних собраний. Храм был только в Иерусалиме, а синагоги в каждом месте, населенном евреями (ср. Мф.4:23, 6:5 , Мк.13:9 ; Деян.9:20, 13:5, 15:21 и др.). «Любят», т.е. из честолюбия стремятся к «предвозлежанию» (προτοκλισαν – первое место за столом), «председанию» (πρωτοκαθεδρας – первые места около кафедры). Священство новозаветное «предстоит» в храмах по долгу службы (ср. 1Фес.5:12 – называются пастыри – «предстоятелями»; 1Тим.5:17 ), а верующие занимают места «простолюдинов» ( 1Кор.14:16 ). Из уважения к своим пастырям православные пасомые сами обыкновенно предлагают им занимать в их домах почетные места. Стих 8-й . «А вы не называйтесь учителями (αββ), 298 ибо один у вас Учитель ( καθηγητς – руководитель, предводитель, учитель) – Христос, все же вы – братья». Господь Иисус Христос, как «свет истинный, посвящающий всякого человека» ( Ин.1:9 ; ср. Кол.2:3 ; 1Кор.1:24 ), есть Единственный Учитель, а пастыри Церкви, во главе с апостолами поставлены Им ( 1Кор.12:28 ; Еф 4:11 ) возвещать миру Его учение ( Мф.28:19–20 299 ), а не свое; и в несобственном смысле слово Божие именует их учителями (διδασκλους – Деян.13:1 ; Иак.3:1 ; Рим.2:20 ; 1Кор.12:28–29 ; 1Тим.2:7 ; 2Тим.1:11 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Подобно тому, как помыслил Господь Бог в Своем милосердии и долготерпении быть терпеливым ко всем в мире, до тех пор, пока каждый из нас не придет к Нему, и до дня, когда Он будет судить всякую тварь при скончании века, так же мыслят люди богобоязненные, от наших отцов древних и пророков вплоть до сего дня, чтобы быть терпеливыми после того, как они приложат свои старания во всех делах, возлагая свою заботу на Господа, который будет судить всякую тварь в день, когда Он будет судить сокровенное каждого из нас. Поэтому, согласно слову пророка, тот, кто хочет слушать, пусть слушает, и он послушал себя самого, а кто хочет быть ослушным, пусть будет 296 , и он ослушался себя самого. Знайте же, о люди непослушные и невежественные, что горе нам, если те, кто воистину поучает нас, оставят нас и бросят, потому что мы не приняли их слов, потому что мы не пожелали удалиться от наших непослушаний и грехов, которые мы совершаем, чтобы стать подобными Вавилону, который не принял лекарства, поэтому святые, которых он не был достоин, бежали из него, оставив его в язвах нечистот и во всех его карах. Горе нам, если Слово, которое написано, скажет некоторым из нас: «Вы показываете себя людям праведными, а ваше нутро исполнено нечистоты, и разврата, и воровства, и лжи, и спора, и борьбы, и вражды, и ненависти, и ослушания, и лжи, и лицемерия, и всякого беззакония, подобно гробам окрашенным, которые красивы снаружи, а их внутренность полна костей мертвых и нечистоты всякой» 297 . Горе нам, если Слово, которое написано, скажет некоторым из нас: «Эй вы, дополняйте меру ваших ослушаний и ваших дурных дел, змеи, порождения ехидн! Как избежите вы осуждения в геенну? Посему, вот, я пошлю к вам пророков, и мудрых книжников, и людей богобоязненных, и вы убьете (иных) из них, и распнете, и будете бичевать (иных) в ваших синагогах, и возненавидите их, и будете гнать из города в город. Да придет на вас суд всякий и обвинение всякое, и поношение всякое, и печаль всякая, и вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии сына Варахии, которого вы убили между храмом и жертвенником» 298 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/izre...

Пока жил фараон, не воздыхали они к Богу; когда умер фараон, тогда они обрели силу поднять лица, влажные от рыданий. Злой царь живет в нашем сердце (pectore), пока живет фараон-диавол (Pharao Zabulus). Тогда мы трудимся над кирпичами и мякиной, и тогда молча глотаем слезы и совершаем первые действия беззакония. Когда же он умрет – когда посетит нас Господь, – тогда воздохнем ко Господу. Поэтому помолимся, чтобы погибло царство греха, которое пребывает в смертном нашем теле 289 . Ведь «грех, – говорит [апостол], – умер, я же ожил», и наоборот: «Грех ожил, я же умер» 290 . Когда умирает Озия, который владеет царством греха, тогда умирает и фараон. Когда умирает худший царь, я возвожу очи к небу 291 , и Бог внемлет моему голосу 292 словно Аврааму, и Исааку, и Иакову, и вижу я Господа Саваофа, сидящего и царствующего на высоком престоле, Которого народ не видит. Ведь [для народа] Озия все еще не умер. Я хочу показать нечто похожее с противоположной, хорошей стороны: этот самый Озия, пока жил Захария разумеющий, не сделал греха в очах Божиих 293 , 294 . Когда же умер Захария, он уклонился от Господа 295 , как только завладел народом и стал править городом 296 . Читая это денно и нощно и слыша Господа, говорящего: «Надлежало тебе отдать серебро Мое в оборот, и Я, придя, получил бы его с прибылью» 297 , – не будем завязывать в платок полученную мину 298 и не будем отдавать серебро в оборот 299 , но ссудим его народу. И когда мы вверим вам божественный смысл, тогда будет видно, как вверенное вы возвратите с избытком. Аминь! Гомилия шестая. О том, что написано: «Кого Я пошлю, и кто пойдет...», вплоть до того места, где сказано: «...и обратятся, и исцелю их» [И сказал я: о, я окаянный, я огорчен, потому что я человек с нечистыми устами и живу среди народа также с нечистыми устами, и глазами моими видел Царя, Господа Саваофа! И послан был ко мне один из серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника. И коснулся уст моих и сказал: вот, сие коснулось уст твоих, и отнимет беззакония твои и грехи твои очистит.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Помните, что в Иисусе Христе обитает вся полнота телесне; что Иисус Христос есть истинный Бог, вечный, всеведущий, премудрый, всесовершенный, Творец и Промыслитель мира видимого и невидимого, и Спаситель рода человеческого. Он есть свет мира, Он есть путь, и истина, и жизнь. Он есть единый, всесовершенный Учитель. Нет, и не может быть на земле учения совершеннее того, какое преподано нам в Евангелии и в посланиях святых Апостолов, и проповедуется в святой православной Церкви. И мы, верующие в Иисуса Христа и пребывающие в недрах православной Церкви, обогащены дарами Христа Спасителя: мы просвещены Евангельским учением, освящены таинством святого крещения, приняли помазание Святого Духа в таинстве миропомазания, и таким образом, силою спасительной благодати в купели святого крещения мы освободились от грехов, воскресли со Христом в новую жизнь и, по данному в крещении обету, должны всегда всею душею любить Бога и всеми силами соблюдать заповеди Божии, ожидая вечной жизни, уготованной верным последователям Христовым в обителях Отца небесного. Итак, помышляя о великих благодеяниях Господа Спасителя, и стараясь всегда быть верными Его спасительному учению, чтобы неуклонно идти путем спасения, скажу словами Апостола, «ищите горняго, где Христос сидит одесную Бога. О горнем помышляйте, а не о земном; ибо вы умерли греху, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» ( Кол.3:1–4 ). Аминь. Беседа 53. В неделю пред Богоявлением (Зачало 298.) ( 2Тим.4:5–8 ). Чадо Тимофее, трезвися о всем, злопостражди, дело сотвори благовестника, служение твое известно сотвори ( 2Тим.4:5 ). Что слышали мы ныне в апостольском чтении, это написал апостол Павел из Рима, находясь в узах и ожидая близкой мученической кончины. Предсказывая, что придет время, когда не будут принимать здравого учения, но по собственным прихотям будут избирать себе учителей, которые бы льстили слуху, а от истины отвратят слух, внимая басням, Апостол с клятвою завещал возлюбленному своему ученику и сотруднику, Тимофею, проповедывать Евангельское учение со всем усердием и постоянною ревностию, говоря: проповедуй слово, настой благовременне и безвременне, обличи, запрети, умоли, со всяким долготерпением и учением (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Почему не происходит раскола в рядах еврейской финансово-жреческой олигархии? Ведь две партии формально поклоняются разным богам: саддукеи поклоняются маммоне, прося у этого языческого бога богатств всего мира, фарисеи – своему национальному (еврейскому) божку, обещающему «избранному народу» власть над миром. Вспомним сцену из Евангелия, когда фарисеи заявили, что Иисус изгоняет бесов силою веельзевула: «Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его?». 298 Маммона и еврейский племенной божок – это два веельзевула, над которыми стоит общий начальник – дьявол (денница). Как и в мире светлых ангелов, 299 в мире падших духов существует строгая иерархия, «вертикаль власти». Царство дьявола само по себе разделиться не может. 300 Современные саддукеи и фарисеи, а также «окормляемая» ими «паства» находятся в рабском подчинении у того, кому Христос две тысячи лет назад в пустыне сказал: «Отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу твоему поклоняйся и Ему одному служи». 301 2. Сионизм Борьба финансово-жреческой верхушки «евреев» за мировое господство в настоящее время облекается в форму так называемой глобализации. Сегодня уже почти никто не отрицает того очевидного факта, что важнейшей особенностью глобализации является размывание и в конечном счете уничтожение национальных государств. О деструктивном влиянии «евреев» на государственные устои написано очень много; считается, что это некое побочное следствие их торгово-ростовщической деятельности, которая оказывает разрушительное действие на многие стороны жизни общества. Отчасти это так, но при этом разрушение национальной государственности – важнейшая часть программы завоевания «евреями» мирового господства, замещения многих суверенных государств всемирным царством «евреев». Об этом триста лет назад писал французский историк Э. Руллан в известной работе «История евреев». Описывая обряд посвящения в сан «князя изгнания», историк отмечает: «Он (посвящаемый в сан. – В.К.) заканчивал обряд молитвою, произносимой про себя, из боязни, чтобы кто-либо не услышал и не передал другим правителям, что он желает их гибели, ибо действительно царство евреев не может возникнуть иначе, как на развалинах других государств». 302

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При виде Петра Корнилий падает к его ногам. Обычай кланяться до земли многократно зафиксирован в Ветхом Завете ( и мн. др.), однако для римского сотника такое поведение было необычным: рядовой офицер римской армии мог кланяться до земли императору, или его статуе, или статуям языческих богов при жертвоприношениях, но не пришельцу-еврею. Останавливая Корнилия словами «встань, я тоже человек», Петр, возможно, имеет в виду языческий обычай обожествлять людей. В Деяниях описывается случай, когда в Листре местные язычники приняли Павла за Гермеса, а Варнаву – за Зевса и хотели совершить им жертвоприношение, но апостолы остановили их словами: «Мужи! что вы это делаете? И мы – подобные вам человеки...» ( Деян. 14:11–15 ). Не исключено, что Петр увидел в поведении Корнилия признаки подобного рода суеверия. В своем обращении к собравшимся Петр первым делом указывает на причину, по которой он пришел: иудеям запрещено общаться с язычниками, но ему Бог открыл, что ни одного человека нельзя считать скверным или нечистым. Петр здесь говорит о видении, которое имел накануне. Если сначала он не понял смысл этого видения, то к моменту, когда он переступил порог дома Корнилия, в его голове сложилось ясное понимание того, что Бог хотел ему сказать. На вопрос Петра о цели, с которой он был приглашен, Корнилий отвечает рассказом о явлении ангела: ...Четвертого дня я постился до теперешнего часа, и в девятом часу молился в своем доме, и вот, стал предо мною муж в светлой одежде и говорит: Корнилий! услышана молитва твоя, и милостыни твои воспомянулись пред Богом. Итак пошли в Иоппию и призови Симона, называемого Петром; он гостит в доме кожевника Симона при море; он придет и скажет тебе. Тотчас послал я к тебе, и ты хорошо сделал, что пришел. Теперь все мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога 298 ( Деян. 10:30–33 ). Данный рассказ содержит дополнительный штрих к тому, что мы уже знаем об обстоятельствах, при которых ангел явился Корнилию: этому явлению предшествовала не только молитва , но и пост. Под постом (евр. ôm) в еврейской традиции понималось полное воздержание от пищи и воды от рассвета до заката: именно такой смысл вкладывается в Ветхом Завете в выражение «поститься весь день до вечера» ( Суд. 20:26 ). Пост мог быть как общим, так и индивидуальным: Моисей постился «сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил» ( Исх. 34:28 ; Втор. 9:9, 18 ); царь Давид в знак покаяния постился семь дней ( 2Цар. 12:16–20 ); пророк Даниил постом сопровождал молитву ( Дан. 9:3 ). Согласно Евангелию от Матфея, Иисус Христос постился в пустыне сорок дней и сорок ночей ( Мф. 4:2 ); Лука говорит, что в течение этого времени Он «ничего не ел» ( Лк. 4:2 ) 299 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Прихожанка. Что с ними произошло? Напомните, пожалуйста. Пресвитер. Давайте прочитаем. Вот в 19 главе повествуется, как некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: «Заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует». Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы. Но злой дух сказал в ответ: «Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто»? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома ( Деян. 19, 14–17 ). Примечательно, что и чин «отчитки» издается под «именем Иисуса, которого Павел проповедовал». Прихожанка. Но ведь Господь четко сказал: «Именем Моим будут изгонять бесов» ( Мк. 16, 17 ). Даже Иуда Искариотский делал это. Почему же у иудейских заклинателей не получилось? Пресвитер. Во-первых, изгнание бесов именем Христовым обещано уверовавшим во Христа ( Мк. 16, 17 ), а иудейские заклинатели использовали имя Христа без соответствующей веры в Него. Во-вторых, они преследовали свою цель, а не сообразовывались с волей Божией. Прихожанка. А какая у них была цель? Пресвитер. Конкретно цель их заклинательства в Писании не указана, но вряд ли они это делали для спасения души или помощи ближним. Скорее всего, они занимались этим ради собственного дохода или тщеславия. Не исключено, что именно эти цели преследуют и нынешние экзорцисты. Прихожанка. Может быть, оно так и есть. Но это всего лишь предположение! Пресвитер. Согласен. Допустим, что наши экзорцисты желают спасения себе и другим. Но сам характер их метода изгнания бесов не соответствует характеру метода изгнания бесов Христом и апостолами. Прихожанка. Что вы имеете в виду? Пресвитер. Святой Климент Римский в послании «О Девстве» предписывает заклинателям изгонять бесов «не словами красными, отборными и изысканными, но как мужи от Бога получившие дар врачевания» 298 . Прихожанка. А как это? Пресвитер. Так как делал Христос – простым повелением: «Выйди, дух нечистый, из сего человека» ( Мк. 5, 8 ) 299 . Во все времена все истинные последователи Христовы изгоняли бесов подобным образом, без использования каких-то особенных заклинаний или чинов. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к агиологическому наследию и прочитать любое житие святого из тех же Четьи-Миней 300 или других сборников. Кстати, что вы знаете о судьбе Симоне прокаженного, упоминаемого в Евангелии ( Мф. 26, 6 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010