С другой стороны, когда говорится, что Господь обнищал ради нас, то, согласно святоотеческому толкованию 295 , здесь речь идёт о Боговоплощении, о страдании Христа, о том, что Сын Божий пришёл к людям путём самоумаления, чтобы человечество могло обогатиться Его нищетой. Таким образом, обнищание Господа явило богатство для нас, хотя Он ничем и не должен был нам, которые, наоборот, Ему должны. Также и в Послании к Филиппийцам, когда мы слышим слова апостола Павла о том, что Сын Божий принял образ раба, то надо иметь в виду, что и здесь речь идёт о Боговоплощении. Ведь и в этом месте употреблено то самое греческое слово μορφ, которое означает нечто существенное и неизменное. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что слова приняв образ раба означают, что Сын Божий воистину стал человеком, как и слова будучи образом Божиим говорят о том, что Христос есть истинный Бог (в обоих случаях речь идёт о существенном: быть Богом по природе и по природе же быть человеком) 296 . Феофилакт Блаженный вслед за святителем Иоанном Златоустом указывает на то, что образом раба называется природа раба, как и образом Божиим называется сущность Божия 297 . Ибо един Бог , един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех ( 1Тим.2:5–6 ). Христос, являясь причастником Божественной природы и придя от Бога, соделался и причастником природы человеческой, потому что снисшёл к людям (Он, как истинный Ходатай, должен был быть близким к обоим естествам, почему в нём и соединилось два естества). Ведь, будучи только Богом, Он не был бы ходатаем, потому что Его не приняли бы те, для которых Он служил ходатаем, но и будучи только человеком, Он не соделался бы ходатаем, потому что Ему подобало иметь общение и с Богом 298 . А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола ( Евр.2:14 ). Совершенство личности заключается в отдаче, в отречении от бытия для самой себя, и отказ от Своей собственной воли – это само бытие Сына Божия, имеющего одну волю с Отцом и Святым Духом (волю, присущую единой природе) 299 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

395 Часть дерева сожигает в огне, другою частью варит мясо в пищу, жарит жаркое и ест досыта, а также греется и говорит: «хорошо, я согрелся; почувствовал огонь». А из остатков от того делает бога, идола своего, поклоняется ему, повергается перед ним и молится ему, и говорит: «спаси меня, ибо ты бог мой». 396 В 1472 г. в Москве по случаю перестройки Успенского собора открывали гробы митрополитов для осмотра их тел, и о результате осмотра пишется в одной летописи: «Иону цела суща обретоша, Фотия же цела суша не всего, едины ноги толико в теле, а Кипреана всего истлевша, едины мощи», совершенно ясно, что””едины мощи» значит: одни кости. В 1667 г. открыты были мощи преп. Нила Столбенского, и о них было доносимо: «гроб и тело его (Нила) святое земли предадеся, а мощи святые его целы все; ясно, что слова: «а мощи целы все» значат: «а кости целы все». Голубинский Е. проф. История канонизации святых в русск. Церкви. 1903 г., стр. 298. 397 «Если бы это было так», – пишет проф. Ε. Голубинский, – «то все усопшие, тела которых оказались нетленными, были бы причислены к лику святых. Однако этого нет. Из усопших, тела которых оказались нетленными, но которые не были прославлены чудотворными, остаются не причтенными к лику святых, можно указать на митроп. Тобол. Павла Конюскевича (†1770 г.), нетленное тело которого почивает открыто в Киевской Лавре, и на княжну Слуцкую Софию Юрьевну (†1617 г.), нетленные мощи которой почивают в Слуцком (Минск. губ). Троицком монастыре. В Авг. мес. 1419т., по случаю перенесения в новопостроенный Успенский собор (в Москве), обретено было нетленным тело митроп. Филиппа, скончавшегося 6 лет и 5 мес. тому назад; в продолжение двенадцати дней тело не было погребаемо, очевидно, в ожидании не последует ли от него чудотворений; но чудотворений не было, и оно, несмотря на нетление, спустя двенадцать дней предано было погребению». История канон. св. в рус. Церкви. 1903 г., стр. 301–302. 398 Никитский С. Вера Правосл. Восточ. Грско-Российск. Церкви, по её символическ. кннг. Тетрадь 1-я. 1889 г., стр. 84.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Подобно тому, как помыслил Господь Бог в Своем милосердии и долготерпении быть терпеливым ко всем в мире, до тех пор, пока каждый из нас не придет к Нему, и до дня, когда Он будет судить всякую тварь при скончании века, так же мыслят люди богобоязненные, от наших отцов древних и пророков вплоть до сего дня, чтобы быть терпеливыми после того, как они приложат свои старания во всех делах, возлагая свою заботу на Господа, который будет судить всякую тварь в день, когда Он будет судить сокровенное каждого из нас. Поэтому, согласно слову пророка, тот, кто хочет слушать, пусть слушает, и он послушал себя самого, а кто хочет быть ослушным, пусть будет 296 , и он ослушался себя самого. Знайте же, о люди непослушные и невежественные, что горе нам, если те, кто воистину поучает нас, оставят нас и бросят, потому что мы не приняли их слов, потому что мы не пожелали удалиться от наших непослушаний и грехов, которые мы совершаем, чтобы стать подобными Вавилону, который не принял лекарства, поэтому святые, которых он не был достоин, бежали из него, оставив его в язвах нечистот и во всех его карах. Горе нам, если Слово, которое написано, скажет некоторым из нас: «Вы показываете себя людям праведными, а ваше нутро исполнено нечистоты, и разврата, и воровства, и лжи, и спора, и борьбы, и вражды, и ненависти, и ослушания, и лжи, и лицемерия, и всякого беззакония, подобно гробам окрашенным, которые красивы снаружи, а их внутренность полна костей мертвых и нечистоты всякой» 297 . Горе нам, если Слово, которое написано, скажет некоторым из нас: «Эй вы, дополняйте меру ваших ослушаний и ваших дурных дел, змеи, порождения ехидн! Как избежите вы осуждения в геенну? Посему, вот, я пошлю к вам пророков, и мудрых книжников, и людей богобоязненных, и вы убьете (иных) из них, и распнете, и будете бичевать (иных) в ваших синагогах, и возненавидите их, и будете гнать из города в город. Да придет на вас суд всякий и обвинение всякое, и поношение всякое, и печаль всякая, и вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии сына Варахии, которого вы убили между храмом и жертвенником» 298 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/izre...

Оба эти текста обобщаются и объединяются в словах Господа: устроит, восстановит все " 297 . Отцы и учители церкви толкуют слова пророка Малахии, об обращении сердца отцов к детям в смысле обращения сердца евреев ко Христу. Так блаженный Августин говорит: «Обратит сердце отца к сыну, т. е. сердца отцов к детям, ибо LXX приняли единственное за множественное. И смысл тот, чтобы сыны (т. е. иудеи) так разумели закон, как разумели его отцы, т. е. пророки, в числе коих был и Моисей» 298 . Св. Иоанн Златоуст , объясняя занимающие нас слова из Евангелия Матфея, говорит: «Слова эти показывают, что Фесвитянин придет пред тем пришествием, когда будет суд. Он (т. е. Христос) вместе показывает и причину пришествия его. Что это за причина? Дабы он, пришедши, убедил иудеев принять веру в Иисуса Христа, и дабы когда Сей придет, не все они совершенно погибли. Посему Он, приводя им на память сие, сказал: и устроит все, т, е. исправит неверие иудеев тогдашнего времени» 299 . В том же смысле блаженный Феофилакт Болгарский на слова св. Евангелиста Марка: «Илия пришед устроит вся» замечает: «Это значит вот что: когда придет Илия Фесвитянин, он умирит непокорных иудеев и приведет их к вере, и таким образом сделается предтечею второго пришествия Христова, Илия должен устроить все, и не будет тогда еврея неверующего, но все поверят проповеди, кто только услышит ее от Илии» 300 . Сколько времени будет продолжаться ужасное владычество антихриста? К радости и утешению избранных Божьих, владычество этого противника Христа будет непродолжительно: оно будет обнимать три года с половиною. В книге пророка Даниила говорится: и они (святые Всевышнего) преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени (VII, 25; сн. XII, 7), и в Апокалипсисе: и дана ему власть действовать сорок два месяца (XIII, 5), – они (язычники) будут попирать Святой город сорок два месяца XI, 2). Там же о двух свидетелях, которых Бог пошлет для противодействия антихристу, замечено, что они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней ( – 3), и о жене, облеченной в солнце (т. е. о церкви), повествуется, что она убежала от дракона в пустыне, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней (XII, 6), и действительно она там питалась в продолжении времени, времен и полвремени (–14).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

Несмотря на эсхатологическую форму, притча эта, выдержанная в тонах бытовой стилизации (почему она и оказалась одной из излюбленных тем для фольклора), содержит свойственную вообще третьему Евангелию социальную мораль, посвящена теме о богатстве и бедности, с осуждением первого и возвеличением последней («чадо, вспомни, что ты получил уже доброе при жизни твоей а Лазарь злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь» (25)). Загробное состояние богатого и Лазаря к тому же вовсе не есть последнее разделение рая и ада, но соответствует лишь «предварительному» суду и уже по этому одному этим образом нельзя пользоваться для выводов обще-эсхатологического характера. «Великая пропасть» утвержденная между лоном Авраама и местом мучений, приточно выражает различие загробного состояния в соответствии земной жизни, причем само разделение это отнюдь и не так уже непреодолимо, как это явствует из самой воз можности беседы между Авраамом и Лазарем. Далее трогательная забота богатого о братьях своих также не совместима с ожесточением и отчужденностью ада. Вообще эта притча имеет, прежде всего, морально дидактический характер. Центральной ее идеей является заповедь социальной любви и взаимной ответственности, облекаемая в форму рассказа о загробном состоянии, а совсем не эсхатологическое откровение. Поэтому извлекать отсюда прямолинейные эсхатологические выводы является, по меньшей мере, преувеличенным и потому ошибочным. 298 Быт. 17, 8 («землю Ханааню во владение вечное»), Исх. 12, 14; 20, 21; 27, 21; 28, 43 («установление вечное»), Лев. 6, 22; 7, 36; 10, 9; 16, 34; 17, 7 . Числ. 10, 8; 25, 39 . Исх. 60; 15 («посвятите их в вечное священство») и т. д. Бог говорит Давиду o семени его «Я поставлю его в доме Моем и в царстве Моем на веки , и престол его будет тверд вечно » (1 Паралип. 17, 14). И ответная молитва Давида «Начни же благословлять дом раба Твоего, чтобы он был вечно пред лицом Твоим Ибо, если Ты, Господи, благословишь, то будет он благословен вовеки » (26, 7). Сказал Господь пороку Иеремию «и положу на вас поношение вечное и бесславие вечное , которое не забудется» (Иерем.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Прихожанка. Что с ними произошло? Напомните, пожалуйста. Пресвитер. Давайте прочитаем. Вот в 19 главе повествуется, как некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: «Заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует». Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы. Но злой дух сказал в ответ: «Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто»? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома ( Деян. 19, 14–17 ). Примечательно, что и чин «отчитки» издается под «именем Иисуса, которого Павел проповедовал». Прихожанка. Но ведь Господь четко сказал: «Именем Моим будут изгонять бесов» ( Мк. 16, 17 ). Даже Иуда Искариотский делал это. Почему же у иудейских заклинателей не получилось? Пресвитер. Во-первых, изгнание бесов именем Христовым обещано уверовавшим во Христа ( Мк. 16, 17 ), а иудейские заклинатели использовали имя Христа без соответствующей веры в Него. Во-вторых, они преследовали свою цель, а не сообразовывались с волей Божией. Прихожанка. А какая у них была цель? Пресвитер. Конкретно цель их заклинательства в Писании не указана, но вряд ли они это делали для спасения души или помощи ближним. Скорее всего, они занимались этим ради собственного дохода или тщеславия. Не исключено, что именно эти цели преследуют и нынешние экзорцисты. Прихожанка. Может быть, оно так и есть. Но это всего лишь предположение! Пресвитер. Согласен. Допустим, что наши экзорцисты желают спасения себе и другим. Но сам характер их метода изгнания бесов не соответствует характеру метода изгнания бесов Христом и апостолами. Прихожанка. Что вы имеете в виду? Пресвитер. Святой Климент Римский в послании «О Девстве» предписывает заклинателям изгонять бесов «не словами красными, отборными и изысканными, но как мужи от Бога получившие дар врачевания» 298 . Прихожанка. А как это? Пресвитер. Так как делал Христос – простым повелением: «Выйди, дух нечистый, из сего человека» ( Мк. 5, 8 ) 299 . Во все времена все истинные последователи Христовы изгоняли бесов подобным образом, без использования каких-то особенных заклинаний или чинов. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к агиологическому наследию и прочитать любое житие святого из тех же Четьи-Миней 300 или других сборников. Кстати, что вы знаете о судьбе Симоне прокаженного, упоминаемого в Евангелии ( Мф. 26, 6 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Ибо ни один царь не имел иного начала рождения: один для всех вход в жизнь и одинаковый исход. Посему я молился, и дарован мне разум; я взывал, и сошел на меня дух премудрости. Я предпочел ее скипетрам и престолам... Можно заметить, что несколько изменен порядок слов, причем арамейский фрагмент больше похож на парафраз: он мог быть сделан с Вульгаты самим Нахманидом, однако маловероятно, чтобы тот стал обращаться к христианским Писаниям, тем более что в своем знаменитом «Диспуте» он не демонстрирует никакого специального знания католического библейского канона. Скорее всего, цитируемый таргум древнее времен Рамбана. Действительно, существует мнение, что по крайней мере какие-то части первоначального текста Премудрости были написаны на иврите 293 , хотя его и называют неправдоподобным ввиду несомненных эллинских влияний и того, что «композиционное единство книги соответствует единству ее блестящего языка» 294 . Упоминание об этой книге содержится в древнейшем (II в.) христианском списке книг Нового Завета – т.н. Мураториевом каноне 295 , причем ей дается следующее определение: Sapientia ab amicis Salomonis in honorem ipsius scripta написанная друзьями Соломона в его Но как она оказалась среди книг Нового Завета? Дело в том, что канон не просто перечисляет книги, он рекомендует их церковное использование, и Премудрость, наряду с посланиями апостолов Иоанна и Иуды, представлена здесь как назидательное чтение 296 . Теккерей отмечал, что язык Премудрости содержит как гебраизирующую, так и аттицизирующую тенденции, что типично для позднейших частей Септуагинты. При этом книга отличается значительным своеобразием: «...автор использует 335 слов (при словаре в 1734 слова), не встречающихся больше ни в одной из канонических книг Септуагинты... многие из них типичны для религиозного, философского, этического и психологического словаря эпохи эллинизма» 297 . По мнению ряда ученых, текст содержит косвенные указания на культурную ситуацию Римской империи времени Августа и должен датироваться не ранее этого периода 298 . Наиболее ярким является пример стт. 14:17–22, отмеченный еще Целлером:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

Говоря о том, что «любовь не делает ближнему зла», Павел суммирует то, что более подробно изложено в 1Кор. 13:4–5 («Любовь... не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла»). Любовь всегда на стороне добра, именно поэтому она является «исполнением закона». Тому, кто обладает любовью, уже нет необходимости думать о других заповедях, поскольку их исполнение естественным образом вытекает из любви к ближнему: Разве тот, кто любит ближнего своего, совершит прелюбодеяние с его женой? Конечно, никогда! Итак, если ты любишь ближнего, то не совершишь прелюбодеяния. Равным образом тот, кто любит ближнего, не украдет принадлежащего ему и не будет лжесвидетельствовать против него. Точно так же и прочие предписания закона соблюдаются без всякого усилия, если есть любовь к ближнему. 297 Кто хорошо относится к кому-либо, тот не убивает того, кого любит, не прелюбодействует с его женой, не отнимает чего-либо, принадлежащего другу, и не делает ничего другого, что причинило бы тому огорчение. 298 «Ночь прошла, а день приблизился» Зло и грех несовместимы с любовью. Напомнив об этом, Павел перечисляет те греховные деяния, которые противоречат закону любви: Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти ( Рим. 13:11–14 ). Термин «похоть» (πιθυμα – букв. «желание») у Павла обычно указывает на грехи плоти. Перечень грехов здесь значительно короче, чем в Рим. 1:29–31 : там в числе языческих «непотребств» были упомянуты 24 греха, тогда как здесь всего 6. Однако и контекст здесь иной: речь идет уже не о язычниках, а о христианах, и Павел не ставит перед собой задачу дать полный каталог грехов. Он лишь указывает на несколько в качестве наиболее ярких примеров.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

IV ч. 332 стр. по изд. 1900 г.). «Прежде, нежели они низринуты (с неба), говорит Немезий, и им, как людям при жизни, предоставлена была возможность прощения. А так как они не воспользовались ею, то справедливо подверглись вечному и непреложному осуждению» (Nemes. De hom. opific. c. 1). 298 Эту мысль высказывали многие из древних, напр. Иустин (Разг. с Триф. 141), – Ириней (Пр. ересей 1, 10), – Василий В. (На Ис.14 гл.), – Кирилл иер. (Огл. поуч. IV, 1), – Иероним (Прот. Руфииа, II, 6–7; Пис. 124, к Авиту), – Августин, (О град. Бож. XV, 27; XXI, 17), – Дамаскин (Точн. изл. в. II, 4). А в житии св. Антония В. эта мысль подтверждается рассказом о том, как однажды пришел к нему диавол в образе человека и просил его помолиться об нем Богу. Великий подвижник помолился, и Бог открыл ему, что диавол должен стоять на одном месте три года, и днем и ночью молить Бога о прощении своей злобы и о даровании ему прежней славы. Когда Антоний сказал это диаволу, то последний ответил ему: «если бы я захотел помолиться Богу, то давно бы раскаялся» (Чет. Мин. под 17 Янв.). 300 В откровении ап. Иоанна это событие изображается так: произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змей, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним ( Откр.12:7–9 ). Что это событие относится к прошедшему, ясно из сопоставления этого описания со словами Спасителя ( Лк.10:18 ) и указанием ап. Иуды (6 ст.). 302 Соответственно этому в описании искушений И. Христа от диавола говорится, что диавол, показав И. Христу все царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее ( Лк.4:5–6 ). 303 Древние отцы и учителя церкви подробно выясняли библейское воззрение на язычество, т. е. как на происшедшее под влиянием демонов и в его целом как на область действий и господства сатаны.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

298. Синод. перевод: Кто это идет от Едома, в червленых ризах от Восора, столь величественный в Своей одежде… — Ред. 299. Синод. перевод: Со мною с Ливана, невеста! со мною иди с Ливана! — Ред. 300. Синод. перевод: Христос пострадал за нас. — Ред. 301. Благочестие заключается в знании заповедей Христовых и следовании им на деле. Это прежде всего заповедь возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мк.12:30–31) и Заповеди блаженства (см. Мф.5:3–12). Следование этим заповедям Евангелия призвано изменить душу человека к добру, направить на борьбу с собственной греховностью и страстями, которые, как бы ни были привычны и дороги человеку, причиняют ему страдания, лишают любви и удаляют от Бога. 302. Добродетель — здесь: добрые свойства души, такие как мир душевный, Евангельская любовь, милосердие, терпение, смирение, кротость, молчаливость, воздержанность, благость и т. д. 303. Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный! (Пс.117:24). 304. Св. Амвросий родился около 340 года в христианской семье. Обладая богатыми природными дарованиями, при своем всестороннем образовании, Амвросий делал очень быстрые успехи на поприще общественного служения. До 374 г. он проходил различные светские должности. В 374 по единогласному решению граждан города Медиолана был призван к епископскому служению, которое и проходил до 395 года, когда закончилось его земное поприще. 305. caro fieret Deus — не совсем точное выражение для обозначения мысли об обожествлении плоти Христа. 306. Слав. библ. — «Израилева». 307. Т. е. в рабском служении мужчине. 308. Имеются в виду манихеи, возводившие отрицание брака на степень догматического положения своей доктрины. 309. Этого слова ни в славянском, ни в русском тексте библии нет. 310. Этот текст, приводимый нами со слов Амвросия, несколько разнится от библейского изложения его. 311. Очевидно, имеется в виду не самое имя религии, а та внутренняя связь, которая, по мнению Амвросия, существует между религией и нравственностью, в частности же между девственной чистотой, как проявлением истинно христианской настроенности.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010