А чуть раньше о значении этого события скажет романист Иван Петрович: " Я вздрогнул. Завязка целого романа так и блеснула в моем воображении. Эта бедная женщина, умирающая в подвале у гробовщика, сиротка дочь ее, навещающая изредка дедушку, проклявшего ее мать; обезумевший чудак старик, умирающий в кондитерской после смерти своей собаки!.. " (3, 298). Смерть Смита завязывает роман не в событийном (не только в событийном), но в идейном смысле, какая-то очень существенная мысль заключена в ней, может быть, мысль, ключевая для понимания романа. Смит умирает потому, что исчезло последнее, связывавшее его с горячо любимой дочерью, ибо все остальные связи он сам обрезал и не захотел восстановить. Жизнь иссякает, когда преградой любви становится гордость. Гордость - это такая поглощающая любовь к собственной самости, что ей в жертву приносится все, на эту самость посягающее; и, очевидно, самость - нечто довольно неустойчивое и хрупкое, ибо требует очень жесткого ограждения. Ради гордости человек прежде всего отказывается от любви - ибо первое, что делает любовь, это сокрушает все защитные валы, воздвигаемые вокруг себя самостью. От гордости больно страдает сам человек, его личность, живущая любовью, но все это приносится в жертву странному идолу самости. Самость - от самый и от сам, сам по себе. Искушение древнего змия - " будете как боги, знающие добро и зло " - сами по себе, без Бога, и самые-самые. Отдельность и самодостаточность - самые несубстанциальные качества человека, ибо приобретены лишь вместе с искаженной, падшей природой: именно поэтому они и требуют такой неусыпной охраны и защиты. Любовь, пропущенная сквозь призму самости, искажается в каких-то самых существенных своих свойствах: вместо настоящей любви - а любовь, согласно апостолу Павлу, " долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится " (1 Кор. 13, 4-8) - появляется " любовь " -присвоение, любовь направленная на скорейшее, полнейшее и нераздельнейшее обладание любимым. Старик Смит " любил дочь без памяти, до того, что замуж ее отдавать не хотел. Ко всякому жениху ревновал, не понимал, как можно расстаться с нею " (3, 336). Наташа, после разрыва с Алешей, рассказывает: " Почти с первой встречи с ним у меня явилось тогда непреодолимое желание, чтоб он был мой, поскорей мой, и чтоб он ни на кого не глядел, никого не знал, кроме меня, одной меня... " (3, 400).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

Утреня. В Великую Четыредесятницу и когда утреня совершается без всенощной, то после обычною начала читаются 19 и 20 псалмы. Слава и ныне: Трисвятое по «Отче наш.. и тропари: «Спаси, Господи, людей Твоих..(стр. 180, 298). Слава: «Поднятый добровольно…» (стр. 18)). И ныне: «Могущественная и надежная Защитница, Милосердная и всеми воспеваемая Богородица, не презри наших молитв, утверди и спаси православных христиан и подай им с небес победу, ибо Ты родила Бога, Единая Благословенная». Затеи первые три прошении сугубой ектений с 7 священническою молитвою и воз²ласом, шестопсалмие и прочее. В будни поется великое славословие — то, которое на повечерии (сч. стр. 371), но с заменой: «каждую ночь» — «каждый день»и «в эту ночь» — «в этот день». XI. Nopядok часов. ПЕРВЫЙ ЧАС. По благословении священника: «Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». «Царь Небесный, Утешитель, Дух истинный, Вездесущий и весь мир наполняющий, Источник благ и Податель жизни, прийди и вселись в нас, очисти нас от всякой скверны и спаси, Благий, души наши». «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас»(трижды). «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и всегда, и во веки веков. Аминь». „. Пресвятая Троица, помилуй нас;. Господи, очисти нас от грехов наших; Владыка, прости беззакония наши; Святый, посети и исцели немощи наши ради Твоего имени». «Господи, помилуй» (трижды). Слава и ныне. «Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный дай нам на этот день и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого»(Мф. 6; 9–13). Священник: «Ибо Твое есть царство и сила и слава Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда и во веки веков». Чтекц: «Аминь». «Господи, помилуй»(12 раз). Слава и ныне. «Приидите, поклонимся Царю нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем ко Христу, Царю нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем к Самому Христу, Царю и Богу нашему».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=781...

Кто совершает это, тот – монах. 297 . Апа Илия Скитский говорил: «Когда я пришел в Скит, я попросил апу Иеракса: «Возьми меня к себе сыном, чтобы я учился у тебя». Сказал он мне, испытывая меня: «Ты будешь слушаться меня в том, что я тебе скажу?». Сказал я ему: «Да, конечно!». И он зажег огонь и сказал мне, испытывая меня: «Если ты хочешь, чтобы я взял тебя к себе, и если будешь слушаться меня, положи твою руку в огонь». И я положил мою руку в огонь и держал ее, пока она не источила влагу. Если бы он не схватил ее и не вынул, я бы не вынул ее». И он показал нам знак (т. е. след ожога), который на его руке. 298 . Спросили апу Илию: «Чем мы спасемся в это время?». 132 Сказал он: «Мы спасемся неуважением к себе». 299 . Говорили об одном брате, что он пришел к одному старцу и сказал ему: «Я хочу маленькое жилище». Сказал старец ему: «Сядь в этом месте, я пойду и поищу его». Брат сел в месте, в котором он оставил его одного. Пошел старец и провел три года снаружи, а спустя три года вернулся и нашел брата там, где он оставил его. Не ушел брат жить в другое место. Изумился старец весьма его . . . 300 . Некоторые старцы спросили апу Макария Египетского : «Ешь ли ты или постишься, твое тело остается сухим. Сказал старец им: «Палку, которой ворошат ветви в огне, огонь пожирает постоянно. Точно так же, если человек очищает свое сердце в страхе Божьем, страх Божий пожирает его кости». 301 . Говорил апа Папнуте, ученик апы Макария: «Старец говорил: „Мальчиком я пас коров вместе с другими мальчиками. Они пошли воровать огурцы, и один, что упал позади них, я подобрал и съел. Когда я вспомню об этом, сижу и плачу“». 302 . Апа Поймен просил (со) многими поклонами апу Макария, говоря: «Скажи мне слово». И когда старец ответил, сказал он ему: «Дело, которое ты ищешь, прошло теперь у монахов». 303 . Говорили об апе Макарии Египетском , что, если он встречался с братьями за трапезой, он поставил себе правилом: если будет (подано) вино, то взамен одной (выпитой им) чаши он проводил день без питья воды. Они же, братья, для подкрепления давали ему вино. Старец пил с радостью, чтобы (потом) мучить себя. Его ученик, зная об этом, говорил им: «Ради Бога, не давайте ему вина, иначе придется ему наказывать себя в келье». И когда братья узнали об этом, они (больше) не давали ему.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/izre...

Она, как кажется, названа у пророка Иезекииля 298 , но Библия не говорит ни об одном событии, которое было бы связано с этою равниною, как и вообще в ней очень редко упоминается о местностях, составлявших восточную часть владений Ога Васанского. Во времена римского владычества Хоранская равнина составляла особую область и эти времена, особенно с половины первого и до начала четвертого столетия христианской эры, были периодом ее наибольшего процветания. Но с IV в., вследствие постоянных набегов обитателей восточных пустынь, благосостояние ее стало приходить в упадок и она мало-помалу достигла, особенно под владычеством турок, крайне плачевного состояния, в каком находится и в настоящее время. Озера Святой Земли Моисей, изображая достоинства земли Обетованной перед народом Израильским, который намеревался вступить в эту землю, говорил между прочим: Господь, Бог твой ведет тебя в землю добрую, в землю, где потоки вод, источники и озера выходят из долин и гор 299 . Земля, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею, не такова, как земля Египетская, из которой вышли вы, где ты, посеяв семя твое, поливал при помощи ног твоих, как масличный сад. Но земля, в которую вы переходите, чтобы овладеть ею, есть земля с горами и долинами, и от дождя небесного напояется водою 300 . Таким образом, по словам великого вождя Израильская, Обетованная земля, как обильная водою, должна была далеко оставить за собою Египет. Египет – страна, не знающая дождей и орошаемая лишь Нилом, вода которого, во время разлива, разносится по стране при посредстве каналов. Чтобы воспользоваться нильскою водою для орошения возделываемых участков земли, необходимо прибегать, между прочим, к помощи водокачальных снарядов, приводимых в действие ногами. Не такова земля, составляющая наследие Израиля; она, по словам Моисея, напояется дождями, и Израилю предстояло встретить в ней обилие воды, то собранной в естественных водовместилищах, то протекающей по естественным руслам. Какою была Святая Земля относительно воды во времена Моисея и в последующие периоды истории еврейского народа, такою же, в сущности, остается она и в настоящее время.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

   Вопрос 277. Какая это «клеть», в которую Господь повелевает войти молящемуся ( Матф.6, 6 )? Ответ. «Клетью», обыкновенно, называется пустая и отдельная храмина, в которую кладем, что хотим сохранять, или в которой можно скрываться, по сказанному у Пророка: «Пойди, народ мой, войди в покои твои и запри за собой двери твои, укройся» (Иса. 26, 20). А силу заповеди объясняет самый предмет речи, потому что она обращена к страждущим недугом человекоугодия. Почему, если кого беспокоит этот недуг, то прекрасно он делает, устраняясь и уединяясь в молитве, пока не будет в состоянии приобрести навык не обращать внимания на похвалы людские, а взирать только на Бога, по примеру сказавшего: «се яко очи раб в руку господий своих, яко очи рабыни в руку госпожи своея: тако очи наши ко Господу Богу нашему» ( Псал.122, 2 ). Но если кто по благодати Божией чист от недуга сего, то нет ему необходимости скрывать прекрасное; чему научая, сам Господь говорит: «Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( Матф.5, 14–16 ). Тот же смысл заповеди о милосердии и о посте, о которых говорится в том же месте, и вообще о всяком деле богочестия.    Вопрос 298. Дозволяет ли Писание делать доброе по самоугодию? Ответ. Кто угождает себе, тот угождает человеку. Ибо всякий и сам человек. Посему, как «проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою», что выражает доверенность к самому себе, и пророк к этому присовокупляет: « и которого сердце удаляется от Господа» (Иерем.17, 5): так угождающий другому, или делающий что-нибудь по самоугодию, отпадает от богочестия, впадает же в человекоугодие. Ибо делают, говорит Господь, «пред людьми с тем, чтобы они видели вас. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» ( Матф.6, 1, 5 ). Признается и Апостол: «Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» ( Гал.1, 10 ). Но есть и сильнейшая угроза в богодухновенном Писании, которое говорит: «Бог разсыпа кости человекоугодников» ( Псал.52, 6 ). Вопросы о гордости, самолюбии, славолюбии и честолюбии

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

е) в попечении о спасении верующих: и Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей ( Иоан. 10:28 ); и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его ( Еф. 1:19 ); Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь (Еф. 3и 21). Святые Отцы и учители Церкви находили истину всемогущества Божия столь общеизвестной, что считали излишним ее доказывать. “Укажите мне, – писал блаженный Августин , – не говорю, Христианина или Иудея, но укажите мне язычника, поклоняющегося идолам и служащего демонам, который бы не исповедал, что Бог всемогущ. Отрицать Христа может; но отрицать Бога всемогущего не может”. 296 На возражения же некоторых, что для Бога невозможно то и другое, замечали: Бог, точно, не может умереть, не может вредить другому, не может ни отречься Себя или лгать ( 2Тим. 2:13 ; Евр. 6:18 ), ни вообще грешить и быть злым; но потому-то Он и всемогущ, что ничего подобного не может. Ибо если бы Он мог умереть, или мог вредить другому, лгать и вообще грешить и быть злым, это было бы признаком не могущества в Боге, а слабости и бессилия, физического или нравственного. Бог все может, чего только хочет, и что не противно Его природе. Но умереть или перестать существовать совершенно противно Его природе, и Он хочет, по своей природе, одного только добра, и зла не желает ника­кого. 297 Углубляясь в идею существа совершеннейшего и беспредельного во всем, равно как существа самобытного, которое есть единственный источник жизни, след. и силы для всего существующего, 298 а с другой стороны, видя пред собою поразительное величие и громадность мира, созданного и непрестанно сохраняемого Богом, разум и сам собой необходимо приходит к мысли о всемогуществе Божием. Потому-то ее принимали даже языческие мудрецы. 299 § 20. Свойства ума Божия. Ум Божий можно рассматривать с двух сторон: со сто­роны теоретической и стороны практической, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Царство Божие, а не Царство Небесное. 45 О злых духах см. выше, с. 156. 46 Около 260 000 кг серебра. 47 Около 430 г серебра. 48 По мнению профессора Несмелова, так называемые братья Иисуса не верили в Него как в Мессию, Избавителя, единственно потому, что Он решительно отказывался выступить в роли политического деятеля (Наука о человеке. Т. 2. С. 298). 49 См. сноску 2 на с. 128. 50 Если бы Иисус перед вступлением Своим на проповедь путешествовал по Индии и Египту, то на слова Его " Мое учение — не Мое, но Пославшего Меня " враги Его могли бы сказать и, наверно, сказали бы: да, это учение действительно не Твое; Ты жил в Индии и Египте и оттуда заимствовал все, что говоришь. — Однако, никто не решился сказать ничего подобного, потому что всем было известно, что Иисус — плотник из Назарета, Которого все знают, знают и все Его прошлое. Кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно (Ин. 7, 17). Здесь Христос говорит об одном из способов познания Бога, о религиозном опыте. Если хотите убедиться, что проповедуемое Мною учение есть учение пославшего Меня Отца, то попробуйте творить волю Его, то есть исполнять в точности все заповеди, содержащиеся в этом учении; и вы увидите, как исполнение их, то есть воли Отца, преобразит вас, какая перемена к лучшему произойдет в вас и как вы через это приблизитесь к Богу; и тогда, чувствуя эту близость, вы узнаете, от Бога ли Мое учение, или Я Сам от Себя говорю. 51 Если бы вы знали, откуда Я, то верили бы Мне, не требуя никаких доказательств истинности Моих слов; но вы не знаете, откуда Я пришел и куда иду, потому и говорите, что свидетельство Мое о Себе не истинно. Но ведь вы знаете, что в делах, которые Я творю, свидетельствует о Мне Сам Отец Мой, пославший Меня; свидетельству же Его вы не можете не верить. 52 Иначе: суждение Мое. 53 И истина сделает вас свободными (Ин. 8, 32). Разъясняя это выражение, Господь назвал всякого, делающего грех, рабом греха; поэтому следует признать, что быть свободным — значит не быть рабом греха, не грешить.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

В то время, когда сами иудеи гонялись за дичью случайного обогащения, и от дикости бесчеловечных антисемитских погромов. Ревекка тоже, как и Иаков, понимает важность такого благословения, которое, перед смертью своею может преподать патриарх Исаак. Мы с вами уже договорились, что в Писании нет ни одного лишнего слова, поэтому для нас каждое слово имеет смысл, особенно те слова, которые мы сразу не можем понять. Шероховатость в библейском тексте – это подсказка: «Вот здесь остановись, здесь прояви внимание! Здесь некий намек и некая тайна!» « Иаков сказал Ревекке, матери своей: Исав, брат мой, человек косматый, а я человек гладкий » ( Быт. 27:11 ). Вот Исав косматый, все эти косы – что они обозначают? Они обозначают Божье благословение, которое имел еврейский народ. Помните, у Самсона волосы были длинные, он был косматый? И когда остригли все эти его космы, он все потерял, «начал он ослабевать, и отступила от него сила его» ( Суд. 16:18 ). И вот Иаков, который говорит Ревекке, матери своей: «Исав, брат мой, человек косматый» ( Быт. 27:11 ) – это как бы язычник, которого Господь призывает в Церковь , а он говорит: «Ну, я же не имею такого благословения, как еврейский народ!» Но возможно и другое истолкование: «Как ясно Иаков показал здесь свое благочестие… Было также истинным и то, что он сказал: «Исав, брат мой, человек косматый» ( Быт. 27:11 ), то есть грешный, а я человек гладкий, чем указывается на непорочность и безгрешность плоти Господа» 298 . И действительно, иногда косматость, означает в Библии и некую осатанелость. Читаем: «Но будут обитать в нем (то есть в оставленном Богом месте, – О. С.) звери пустыни, и домы наполнятся филинами; и страусы поселятся, и косматые будут скакать там» ( Ис. 13:21 ) 299 . Следовательно, длинные волосы, как символ присутствия божественной силы, при отпадении от Бога, могут в своей косматости превратиться в жизни отпавших в диавольскую противоположность Божественного избрания ( Ин. 8:42–44 ). « Может статься, ощупает меня отец мой (то есть люди слепые обычно ощупывают лица других людей, – О. С.), – и я буду в глазах его обманщиком, и наведу на себя проклятие, а не благословение » ( Быт. 27:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Конечно же, нет, ибо Христос не отвергал поста, как не отвергал и молитвы. Но в обоих случаях он хотел оградить Своих учеников от всякого вида лицемерия и тщеславного показа своего благочестия. Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое. Чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно 298 . С постом дело обстоит также, как и с молитвой: конечно, и ученики Христовы постятся, но делают они это исключительно ради любви к Богу, а не для того, чтобы их видели и хвалили. То же самое относится и к милостыне, и, в конечном счете, ко всем добрым делам. Отцы, которые были, конечно, великими постниками, придавали этой цели своих подвигов огромное значение. Более, чем к чему-либо иному, это относится к посту, который «благоухание наших/аскетических/усилий должен запечатать безмолвием»: Как ты скрываешь свои грехи перед людьми, так скрывай и свои труды перед ними! 299 А потому отцы были очень далеки от того, чтобы переоценивать значение телесных трудов, а стало быть, и поста. Спросили у старца: «Как можно обрести Бога». Он ответил: «Путем поста, бдений, трудов, милосердия, но прежде всех этих/дел/умением различать. Говорю, что многие терзают плоть свою без различения и уходят в пустыню, не накопив ничего. Рот наш провонял от поста, Писание мы знаем на память, прочли всего Давида/то есть Псалтырь/и не имеем того, что ищет Бог, то есть любви и смирения» 300 . У Христа было весьма конкретное основание не придерживаться обычаев, связанных с постом, коим следовали «благочестивые Израиля», и освобождать от этих обычаев своих учеников – присутствие «жениха» 301 . В это краткое, особо отмеченное время Его присутствия важно было совершенно другое: «приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие»! 302 . Общая трапеза была для Христа излюбленным моментом, чтобы нести Свою весть о примирении и призывать к обращению видных фарисеев 303 , начальников мытарей 304 и всяких грешников 305 . Общая трапеза как знак примирения: и это указание было глубоко воспринято отцами-пустынниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Bunge/...

Давид сидел у ворот города в тревожном ожидании. Сторож, находившийся на башне и внимательно всматривавшийся вдаль, заметил бегущего человека и известил царя. Царь заключил, что это должен быть вестник, а не беглец с поля сражения, так как пораженные бегают толпами. Немного погодя, сторож увидал еще одного бегущего. Царь не усомнился, что и это вестник, так как иногда нельзя было положиться, что не случится какого-нибудь несчастья в дороге с вестником, и на всякий случай посылали двоих. Когда же сторож по мере приближения вестников всмотрелся и узнал в первом Ахимааса, то царь сказал: «это человек хороший и идет с хорошей вестью». Т. е. если бы случилось что-нибудь дурное, то Ахимааса не послали бы вестником – таков, значит, был обычай. И хитрый Ахимаас не обманул ожидания царя. Добежав и воздав глубокое почтение царю, он с торжеством известил о победе, на вопрос же царя: «благополучен ли отрок Авессалом»? – он отозвался неведением, хотя слышал о смерти Авессалома от самого Иоава 297 . Царь милостиво велел стать ему вместе со свитой. Тотчас прибежал и Хусий и тоже доложил о победе. Но царя уже интересовал только вопрос об участи Авессалома, и он немедленно предложил вопрос Хусию. Последний, со всевозможной осторожностью и деликатностью ответил: «да будет с врагами господина моего царя и со всеми злоумышляющими против тебя то же самое, что постигло отрока». Давид понял и был поражен смертельной горестью: он встал, скрылся во внутренний покой здания над воротами и неутешно плакал об Авессаломе 298 . После победы, обыкновенно, царь ликовал вместе с народом и войском. Теперь же произошло нечто необыкновенное – царь скрылся от всех и плачет. Всем сделалось неловко. «Входил, – сказано, – народ в город украдкой, как крадутся люди стыдящиеся, которые во время сражения обратились в бегство». Положение сделалось до того натянутым и нелепым, что Иоав, опасавшийся дурных последствий и негодовавший на царя за его слабость, с свойственной ему жестокой настойчивостью и беспощадной прямотой решился вывести царя из его оцепенения. Он вошел к царю и сурово заговорил: «ты в стыд привел сегодня всех слуг твоих, спасших ныне жизнь твою и жизнь сыновей и дочерей твоих, и жизнь жен, и жизнь наложниц твоих. Ты любишь ненавидящих тебя и ненавидишь любящих тебя, ибо ты показал сегодня, что ничто для тебя и вожди, и слуги, сегодня я узнал, что если бы Авессалом остался жив, а мы все умерли, то тебе было бы приятнее. Итак встань, выйди и поговори к сердцу рабов твоих, ибо, клянусь Господом, что если ты не выйдешь, в эту ночь не останется у тебя ни одного человека. И это будет для тебя хуже всех бедствий, какие находили на тебя от юности твоей доныне». Это говорил сам убийца Авессалома, ненавистный Давиду, но в его словах было столько правды и практического благоразумия, что умный царь подавил в себе горе и волнение, встал и вышел к народу на площадь при городских воротах.

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010