«В наше время распространению учения святых отцов особливо противодействуют отверженные духи, влагая разные помышления плотского мудрования и восставляя людей, руководимых плотским мудрованием» (письмо 261). «Умножились люди, пренебрегающие законом Божиим и не останавливающиеся ввергать ближних в беды и напасти». Святитель Игнатий (Брянчанинов) (письмо 298). Так говорит Господь Саваоф: не слушайте слов пророков, пророчествующих вам: они обманывают вас, рассказывают мечты сердца своего, а не от уст Господних. Они постоянно говорят пренебрегающим Меня: «Господь сказал: мир будет у вас». И всякому, поступающему по упорству своего сердца, говорят: «не придет на вас беда»... Я не посылал пророков сих, а они сами побежали; Я не говорил им, а они пророчествовали. Если бы они стояли в Моем совете, то объявили бы народу Моему слова Мои и отводили бы их от злого пути их и от злых дел их... Вот, Я – на пророков, говорит Господь, которые действуют своим языком, а говорят: «Он сказал» ( Иер. 23:16, 17, 21, 22, 31 ). Кто из современных учителей опасен как еретик. Рудольф Штейнер – немецкий мыслитель, «ясновидец», типичный представитель гностического неохристианства, всемирно известный теософ-окультист, завершивший свои теософские изыскания созданием новой «духовной науки» – пресловутой антропософии. «Главные отличительные черты этой ереси следующие: – ярко выраженная оккультная направленность; – полное отсутствие покаянного духа; – антропоцентризм, неизбежно ведущий к дьяволоцентризму. Антропософия, будучи еретической пародией на христианскую антропологию, отрывает христианина от Церкви и лишает его благодати церковных таинств. Без исповеди и причастия Святых Христовых Тайн невозможно вести правильную, успешную борьбу со страстями. В результате отвержения этой святыни отвергается и делание Господних заповедей, т.е. жизнь по законам Богооткровенного Евангелия. Подвиг внутреннего крестоношения подменяется сомнительной интеллектуальной активностью. Ложное понимание новозаветного вероучения заводит в тупик рационалистической прелести. Антропософы принимают и любят Искупителя рассудочным воображением, в действительности же они отрекаются от Него всей своей жизнью. Как правило, у них «нет явного отречения от Бога, – но, несомненно, имеется отречение прикрытое, – так как в настоящее время вообще диавол очень прикрывает свои сети, более заботясь об уничтожении существенного, нежели наружного». Святитель Игнатий (Брянчанинов) т. 3].

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

В»: Но Я сказал вам, что вы и видели Меня, и не веруете. А: Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон, ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца. Здесь речь идет об истинных пище и питии, которые дает Отец приходящим ко Христу и верующим в Него. О многом говорится в параллели (А-А), и важно отметить, что Отец дает нам Хлеб Жизни – Христа, а Ему дает тех, кто верует в Него и которые непременно к Нему придут, чтобы вкусить этот Хлеб. Видевшие же и не поверившие Христу говорят о другом хлебе, хлебе чудесного происхождения, который подобно манне будет служит для насыщения плоти (параллель В-В»). Мысль о том, что «приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда», помещенная в центре хиазма С, в общем плане может соотноситься с тем, что «приближалась Пасха, праздник Иудейский», когда множество народа стекалось в Иерусалим, чтобы поклониться Богу. Евангельский конфликт состоит в том, что пришедшие поклониться Богу отвергают Посланного Им и не принимают подаваемые Им дары Святого Духа. Также здесь можно видеть параллель с хиазмом Ин. 4:13–14 , где говорится о воде, в иоанновской терминологии указывающей на дары Духа. Вспомним слова Христа о пище, которая есть творить волю Пославшего Его и совершить дело Его, сказанные ученикам после Его беседы с самарянкой. Этой пищи ученики не знают. Епископ Кассиан, обращая внимание на этот пассаж, хотя и пишет, что «для образа «воды живой» это толкование не подходит», все же считает, что нечто «в этом роде подразумевается» 298 . Если привлечь к богословской интерпретации хиастическую структуру, то в хиазме Ин. 4:32–38 (см. Приложение 4) видны параллели, которые помогают нам понять духовный смысл образа пищи как дара Святою Духа. Действительно, параллелью к пассажу «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» является «один сеет, а другой жнет», что можно интерпретировать как в историческом контексте – продолжение и совершение дела Отца, начатого с ветхозаветным народом Израиля, так и в духовном – пища Воплощенного Христа есть вся полнота даров Духа, действия которых и заключаются в совершении дела Отца – приведении ко спасению всего творения. На это нам указывает также и внешняя параллель хиазма: «у Меня есть пища, которой вы не знаете» (ибо еще нет полноты даров Духа на учениках, так как Христос еще не прославлен) и «Я послал вас жать то, над чем вы не трудились» (трудились вдохновленные Духом ветхозаветные пророки 299 ). Беседа о Хлебе Жизни еще полнее раскрывает нам духовный смысл пищи, которую имеет Иисус Христос и которую не знают ученики (многие из них после беседы отходят от Него), поскольку Сам Христос, обладающий полнотой даров Духа, и есть Хлеб, сшедший с небес, – истинная Пища для привлеченных к Нему Отцом и верующих в Него.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/duh...

В посланиях апостола Павла благодарение Бога составляет одно из первых выражений апостольского чувства, с каким начинается почти каждое из посланий. Благодарение – ключевая нота посланий и обязательный пункт в общем плане их построения. Говоря обобщенно, благодарственная молитва есть отклик ума и сердца верующих на получение ими от Бога духовно-благодатных и материальных дарований. 3 Если хвалебные и благодарственные молитвы выражают преимущественно радость человека, то просительные молитвы большей частью содержат в себе излияние пред Богом человеческой скорби. По самому характеру земной жизни, исполненной горя и всяких тяжелых переживаний, из человеческих уст исторгаются к Богу чаще всего молитвы просительные. Страдания от всяких врагов, пресыщение бедствиями, нуждами, унижениями до праха немощами и болезнями заставляют людей прибегать к Лицу Божию день и ночь с прошением помощи и заступления. Слуха Господа достигают бесчисленные, как песок, мольбы о спасении от преждевременной смерти, злых помышлений, страстей, от бесчестия, жалобы на горести, утраты, ужас пред врагами и прошения о даровании духовных благ и земного благосостояния. Не находя вокруг себя человеческой поддержки, люди невольно взирают на небо и молитвенно восклицают: «Господи! Возведи меня на скалу, для меня недосягаемую 293 . Будь моей мышцею с раннего утра и спасением... во время тесное« 294 . «Воззри, Господи, ...мне тесно, волнуется во мне внутренность, сердце мое перевернулось во мне» 295 . «Я погряз в глубоком болоте и не на чем мне стать; вошел во глубину вод, и быстрое течение их увлекает меня. Я изнемог от вопля к Тебе, Господи» 296 ; «Не замедли, ибо Ты – надежда моя... от утробы... матери моей» 297 . В ответ на молитвенные призывы к одним людям Господь быстро приближается, Он как бы говорит им: »Вот Я " 298 . И, подобно дождю, благодатно орошает их 299 . Другим медлит помогать, испытывая их веру и смирение, но после защищает и их 300 . Применительно к сказанному выше, просительную молитву можно определить как умно-сердечное прошение у Бога духовно-телесных благ, низводящее на молящихся дарования Духа Святого и Божию помощь в земных нуждах 301 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

В то время, когда сами иудеи гонялись за дичью случайного обогащения, и от дикости бесчеловечных антисемитских погромов. Ревекка тоже, как и Иаков, понимает важность такого благословения, которое, перед смертью своею может преподать патриарх Исаак. Мы с вами уже договорились, что в Писании нет ни одного лишнего слова, поэтому для нас каждое слово имеет смысл, особенно те слова, которые мы сразу не можем понять. Шероховатость в библейском тексте – это подсказка: «Вот здесь остановись, здесь прояви внимание! Здесь некий намек и некая тайна!» « Иаков сказал Ревекке, матери своей: Исав, брат мой, человек косматый, а я человек гладкий » ( Быт. 27:11 ). Вот Исав косматый, все эти косы – что они обозначают? Они обозначают Божье благословение, которое имел еврейский народ. Помните, у Самсона волосы были длинные, он был косматый? И когда остригли все эти его космы, он все потерял, «начал он ослабевать, и отступила от него сила его» ( Суд. 16:18 ). И вот Иаков, который говорит Ревекке, матери своей: «Исав, брат мой, человек косматый» ( Быт. 27:11 ) – это как бы язычник, которого Господь призывает в Церковь , а он говорит: «Ну, я же не имею такого благословения, как еврейский народ!» Но возможно и другое истолкование: «Как ясно Иаков показал здесь свое благочестие… Было также истинным и то, что он сказал: «Исав, брат мой, человек косматый» ( Быт. 27:11 ), то есть грешный, а я человек гладкий, чем указывается на непорочность и безгрешность плоти Господа» 298 . И действительно, иногда косматость, означает в Библии и некую осатанелость. Читаем: «Но будут обитать в нем (то есть в оставленном Богом месте, – О. С.) звери пустыни, и домы наполнятся филинами; и страусы поселятся, и косматые будут скакать там» ( Ис. 13:21 ) 299 . Следовательно, длинные волосы, как символ присутствия божественной силы, при отпадении от Бога, могут в своей косматости превратиться в жизни отпавших в диавольскую противоположность Божественного избрания ( Ин. 8:42–44 ). « Может статься, ощупает меня отец мой (то есть люди слепые обычно ощупывают лица других людей, – О. С.), – и я буду в глазах его обманщиком, и наведу на себя проклятие, а не благословение » ( Быт. 27:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

«...Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет» (4, 22). Общие картины смены царств в Книге Даниила (гл. 2,4,7–9) являются лишь общим пророческим подтверждением этой мысли (причем отдельные народы или царства имеют и своих ангелов, гл. 10). 297 Swete (1, с. 98) выражается об этом так: A second Pentecost had proclaimed the admissibility of Gentiles to Christian baptism. 298 Такого же значения рассказ Деян. 16, 9–16 о явлении ап. Павлу ночью «мужа Македонянина», сказавшего: «приди в Македонию и помоги нам», причем Павел последовал этому призыву ангела Македонии, как велению Божию. Равнозначным в Ветхом Завете является внушение Духа Божия Авимелеху, царю Герарскому (язычнику): «и пришел Бог к Авимелеху· ночью во сне и сказал ему» и т. д. ( Быт. 20, 3, 6–7 ). Далее Ис. 45, 1 , царя Кира Бог называет «помазанником Своим». О Навуходоносоре также говорится: «есть на небесах Бог, открывающий тайны; и Он открыл царю Навуходоносору, что будет в последние дни» ( Дан. 2, 28–29 ). Здесь говорится о пророческом озарении (во сне) царя, которое, как и всякое пророчество, было от Духа Св. О самом же царе говорится: «ты царь, царь царей, которому Бог Небесный даровал Царство, власть, силу и славу, и всех сынов человеческих, где бы они ни жили, зверей земных и птиц небесных. Он отдал в руки твои и поставил тебя владыкой над всеми ими» (37). На языке восточного гиперболизма здесь выражается мысль, что Навуходоносор является в известном смысле также помазанником Божиим, подобно Киру. В Дан. 4, 21–2 говорится, напротив, об определении Божием о Навуходоносоре, которое постигло его в душевной болезни, продолжающейся «доколе познаешь, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет» (22). Этот промысел Божий, осуществляющийся над языческими царствами, менее всего совместим с их богооставленностью. 299 Для характеристики темноты языческого благочестия выразителен рассказ Деян. 14 о том, как в Листре народ апостолов Павла и Варнаву, после исцеления хромого, принял за богов, и жрец «хотел вместе с народом совершить жертвоприношение» (12–13), так что они едва убедили народ «не приносить им жертвы и идти домой» (18).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Второе послание к Тимофею, глава 4 На церковнославянском языке 5. [ Зач. 298.] Ты же трезвися о всéмъ, злопостражди, дло сотвори благовст­ника, cлyжéhie твоé извстно сотвори. 6 Азъ бо ужé жрéнъ бывáю, и врéмя мо­егó om­шé­cm­biя настá: 7. пóдвигомъ дóбрымъ подвизáхся, meчéhie скончáхъ, вру соблюдóхъ: 8. прóчее ýбо соблюдáет­ся мн внéцъ прáвды, егóже воз­дáстъ ми Госпóдь въ дéнь онъ, прáведный cyдiя: не тóкмо же мн, но и всмъ воз­любльшымъ яbлéhie егó. На русском языке 5. Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое. 6. Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. 7. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; 8. а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его. (2 Тим 4:5-8) Прочтите толкования: Митрополит Иларион (Алфеев) Митрополит Антоний Сурожский Святитель Феофан Затворник Митрополит Иларион (Алфеев) Проповедь в неделю перед Богоявлением Закончился праздник Рождества Христова, приближается праздник Крещения Господня. В первые века это был один праздник – Богоявления, когда вспоминалось и рождение Спасителя, и выход Его на проповедь. Но к концу IV века Рождество и Крещение стали отмечаться раздельно. Сегодня, находясь на перепутье между двумя праздниками, мы слышим начало Евангелия от Марка, где говорится об Иоанне Крестителе (Мк 1:1-8) , и конец Второго Послания к Тимофею, которое было написано Апостолом Павлом незадолго до его мученической смерти (2 Тим 4:1-8) . Какая связь между этими чтениями? Думаю, та, что оба они говорят нам о вере в Бога как о пути. Вера — это путь, по которому мы идем к Богу, и путь, по которому Господь приходит к нам. Проповедь Евангелия началась со слов Иоанна Крестителя, обращенных к народу: «Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Мк 1:3) . А Апостол Павел говорит: «Я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил» (2 Тим 4:67) . Течение — значит бег; Апостол использует здесь образ бегуна на дистанции, достигшего своей цели, выигравшего соревнование. Таким образом, мы слышим сегодня и о начале, и конце пути, и о том венце, который готовится каждому из тех, кто не споткнулся, не оступился на беговой дорожке духовной жизни, но достиг своей цели. А цель — это Сам Господь.

http://bible.predanie.ru/nedelya-30-aya-...

Вы видите, что это – заповедь. Вы видите, что всякий, кто поступает вопреки этой заповеди, совершает грех, от которого свободен всякий, рожденный от Бога. Как Он заповедал нам ( 1Ин.3:23 ), чтобы мы любили друг друга. И кто сохраняет заповеди Его... ( 1Ин.3:24 ). Вы видите, что нам предписано не что иное, как любовь друг к другу. И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаём по духу, который Он дал нам ( 1Ин.3:24 ). Разве не очевидно, что именно так действует Святой Дух в человеке, чтобы в нем была любовь и милосердие? Разве не является очевидным, что сказал апостол: любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам? Ведь он говорил о любви и указывал, что мы должны перед Богом вопрошать сердце свое. Слова же: если сердце наше не осуждает нас – означают следующее: «если оно признает, что все добрые поступки мы совершаем из любви к брату». И далее, когда он говорил о заповеди, он произнес: А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга. И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаём по духу, который Он дал нам. Ибо если ты обнаруживаешь, что в тебе пребывает любовь, значит, ты имеешь Дух Божий, чтобы это понять. Ибо это весьма необходимая вещь. [P. 298] 10 . В начальные времена [Церкви] (primis temporibus) Дух Святой сошел на уверовавших, и они говорили языками, которым они не учились, как Дух давал им проповедовать (ср. Деян.2:4 ). Это были знамения, соответствующие тому времени. Ибо надлежало, чтобы Святой Дух проявил Себя на всех языках, поскольку Евангелие Божие должно было на всех языках обойти весь круг земель. Было дано это знамение, и больше его не было. Неужели сейчас у тех, на кого возлагают руки, чтобы они получили Святой Дух, возникает надежда, что они станут говорить языками? И когда мы возлагали руку на этих младенцев, ожидал ли кто-нибудь из вас, что они станут говорить языками, а когда стало очевидным, что они языками не говорят, неужели нашелся кто-то из вас столь превратный сердцем, чтобы сказать: «Они не приняли Святого Духа, ведь если бы приняли, то говорили бы языками, как это случилось в те времена»? Если же свидетельство о присутствии Святого Духа не дается теперь через такие чудеса, откуда тогда становится очевидным, что кто-то принял Святой Дух?

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Глава 46 (1) Повержен Вил Низринутъ Нево 297 ! Очутились истуканы их На скот и рабочих животных; Носимые вами 298 стали ношею, Бременем для усталых животных. (2) Низринуты , повержены разом; Не могли спасти носимого, И сами в плен идут. (3) «Послушайте Меня, дом Иаковлев «И весь остаток дома израилева, «Носимые Мною от чрева, Поддерживаемые Мною от рождения. (4) «И до старости 299 Я сам «И до седин Я буду носить; «Я создал и Я буду носить, «И поддерживать буду и охранять. (5) «Кому уподобите Меня и прировняете? «С кем сопоставите Меня, чтобы мы были схожи 300 ? (6) «Высыпают золото из кошелька 301 , «И серебро на весах 302 весят; «Договаривают художника, чтобы он сделал из него бога, «Кланяются, даже повергаются на землю... (7) «Поднимают его на плечо, " Несут его, «И ставят его на подставку его 303 , «И он стоит, «С места своего не тронется; «Хотя бы кто кричал к нему, «Он не отвечает; «От беды его «Не спасёт его. (8) «Вспомните это и обсудите зрело, «Положите, отступники, на сердце. «Вспомните прежде бывшее от века, «Ибо Я – Бог , и нет другого, – «Бог, – и нет подобного Мне, – (10) «Возвещаю от начала то, что на конце, «И наперёд – что еще не сделалось, – «Скажу, – определение Мое неизменно, «И все, что Мне угодно, Я сделаю; – (11) «Призываю с востока хищную птицу 304 , «С земли отдаленной – совершителя судеб Моих. «Я сказал, и – исполню, «Предначертал, и – сделаю. (12) «Будьте внимательны ко Мне, «Жестокие сердцем, «Удалившиеся от правды! (13) «Я приближаю правду Мою: – «Она не далеко, «И спасение Мое не замедлит; «Ибо Я даю на Сионе спасение, «Израилю – славу Мою. XXXVII 297 и , Βλ и Ναβ замечательнейшие вавилонские идолы. Вил, по Иерониму, есть тот же Belus греков и Saturnus латинян. Он был в большом почтении у древних восточных народов, которые приносили ему человеческие жертвы: родители в честь его закалывали собственных детей. В этимол. отношении представляет сокращение халдейской формы хозяин, владелец. – Нево – планета Меркурия, – занимал среднее место между добрыми и злыми гениями. Эта планета представляла у древних небесного актуариуса, постоянно занимающегося записыванием событий неба и земли, и имеет аналогию с Гермесом или Абунисом египетским, с которым статуи Нево имели и одинаковую форму. Арабы в четвертый день недели приносили в жертву Нево молодого человека, искусного в письмоводстве, для того, чтобы душа его облегчала труд всемирного актуариуса. Нево у сабеян значит interpres deorum, т. е. близко подходит к значению еврейского слова Nabi. Значительное число собственных имён, в состав которых входит слово Пево, показывает, что этот культ был очень распространён в Вавилонии и Ассирии: Nabucchadnezar (Меркурий говорит) Nebusaradan (князь и хозяин) Nebuschasban (почитатель Меркурия) Naboned, Nabonassar, Naburian, Samhar Nebu и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Говоря о том, что «любовь не делает ближнему зла», Павел суммирует то, что более подробно изложено в 1Кор. 13:4–5 («Любовь... не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла»). Любовь всегда на стороне добра, именно поэтому она является «исполнением закона». Тому, кто обладает любовью, уже нет необходимости думать о других заповедях, поскольку их исполнение естественным образом вытекает из любви к ближнему: Разве тот, кто любит ближнего своего, совершит прелюбодеяние с его женой? Конечно, никогда! Итак, если ты любишь ближнего, то не совершишь прелюбодеяния. Равным образом тот, кто любит ближнего, не украдет принадлежащего ему и не будет лжесвидетельствовать против него. Точно так же и прочие предписания закона соблюдаются без всякого усилия, если есть любовь к ближнему. 297 Кто хорошо относится к кому-либо, тот не убивает того, кого любит, не прелюбодействует с его женой, не отнимает чего-либо, принадлежащего другу, и не делает ничего другого, что причинило бы тому огорчение. 298 «Ночь прошла, а день приблизился» Зло и грех несовместимы с любовью. Напомнив об этом, Павел перечисляет те греховные деяния, которые противоречат закону любви: Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти ( Рим. 13:11–14 ). Термин «похоть» (πιθυμα – букв. «желание») у Павла обычно указывает на грехи плоти. Перечень грехов здесь значительно короче, чем в Рим. 1:29–31 : там в числе языческих «непотребств» были упомянуты 24 греха, тогда как здесь всего 6. Однако и контекст здесь иной: речь идет уже не о язычниках, а о христианах, и Павел не ставит перед собой задачу дать полный каталог грехов. Он лишь указывает на несколько в качестве наиболее ярких примеров.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Давид сидел у ворот города в тревожном ожидании. Сторож, находившийся на башне и внимательно всматривавшийся вдаль, заметил бегущего человека и известил царя. Царь заключил, что это должен быть вестник, а не беглец с поля сражения, так как пораженные бегают толпами. Немного погодя, сторож увидал еще одного бегущего. Царь не усомнился, что и это вестник, так как иногда нельзя было положиться, что не случится какого-нибудь несчастья в дороге с вестником, и на всякий случай посылали двоих. Когда же сторож по мере приближения вестников всмотрелся и узнал в первом Ахимааса, то царь сказал: «это человек хороший и идет с хорошей вестью». Т. е. если бы случилось что-нибудь дурное, то Ахимааса не послали бы вестником – таков, значит, был обычай. И хитрый Ахимаас не обманул ожидания царя. Добежав и воздав глубокое почтение царю, он с торжеством известил о победе, на вопрос же царя: «благополучен ли отрок Авессалом»? – он отозвался неведением, хотя слышал о смерти Авессалома от самого Иоава 297 . Царь милостиво велел стать ему вместе со свитой. Тотчас прибежал и Хусий и тоже доложил о победе. Но царя уже интересовал только вопрос об участи Авессалома, и он немедленно предложил вопрос Хусию. Последний, со всевозможной осторожностью и деликатностью ответил: «да будет с врагами господина моего царя и со всеми злоумышляющими против тебя то же самое, что постигло отрока». Давид понял и был поражен смертельной горестью: он встал, скрылся во внутренний покой здания над воротами и неутешно плакал об Авессаломе 298 . После победы, обыкновенно, царь ликовал вместе с народом и войском. Теперь же произошло нечто необыкновенное – царь скрылся от всех и плачет. Всем сделалось неловко. «Входил, – сказано, – народ в город украдкой, как крадутся люди стыдящиеся, которые во время сражения обратились в бегство». Положение сделалось до того натянутым и нелепым, что Иоав, опасавшийся дурных последствий и негодовавший на царя за его слабость, с свойственной ему жестокой настойчивостью и беспощадной прямотой решился вывести царя из его оцепенения. Он вошел к царю и сурово заговорил: «ты в стыд привел сегодня всех слуг твоих, спасших ныне жизнь твою и жизнь сыновей и дочерей твоих, и жизнь жен, и жизнь наложниц твоих. Ты любишь ненавидящих тебя и ненавидишь любящих тебя, ибо ты показал сегодня, что ничто для тебя и вожди, и слуги, сегодня я узнал, что если бы Авессалом остался жив, а мы все умерли, то тебе было бы приятнее. Итак встань, выйди и поговори к сердцу рабов твоих, ибо, клянусь Господом, что если ты не выйдешь, в эту ночь не останется у тебя ни одного человека. И это будет для тебя хуже всех бедствий, какие находили на тебя от юности твоей доныне». Это говорил сам убийца Авессалома, ненавистный Давиду, но в его словах было столько правды и практического благоразумия, что умный царь подавил в себе горе и волнение, встал и вышел к народу на площадь при городских воротах.

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010