Этот же автор в 1967–1968 годах в статье «Incohérence textuelle de De spiritu sancto de Didyme dans le Parisinus Lat. 2364» 66 , опубликованной в 18 номере SEJG, объясняет палеографическое несоответствие манускрипта 2364 с потерянным образцом. Продолжая серию работ о текстологии трудов Дидима, Дутрело в 1970 году в статье «Étude d» une tradition manuscrite: Le „De Spiritu Sancto» de Didyme, in: Kyriakon» 67 , опубликованной в юбилейном сборнике памяти Квостена 68 , проводит исследование латинской традиции труда «О Святом Духе». Автор разбирает потерянные и существующие рукописи, распределяет их на группы. Так же в статье дается описание групп и отношение между ними. Результатом этого сравнения становятся следующие выводы: необходимо заменить текст группы z, преимущество которой по сей день незаконно, и установить преобладание групп a, b, и g. С. Мартини в 24 номере NTS за 1978 год, в статье «Is there a late Alexandriean Text of the gospels?» 69 рассказывает, что найденные папирусы Дидима Слепца свидетельствуют о живучести в 4 веке типа текста, который являлся не койне, но более схожий с древними Египетскими манускриптами. Папирусы Дидима не могут быть используемы, как доказательство существования поздних александрийских текстов в 4 веке в Египте, потому что когда древнеегипетские манускрипты разделяются, Дидим обычно согласен с более старшими из них. Скорее это более ранний памятник, чем последний александрийский текст, здесь может быть и непроверенный текст, соответствовавший в античное время незначительно исправленному тексту. I. 3. 1. 2. Вопросы подлинности. Немецкий ученный У. Вилькен в статье «Die Subskription des Didymus-Papyrus» 70 , вышедшей в журнале Hermes в 1920 году, утверждает, что три книги, относящихся к Филиппику в папирусах из Туры и преписываекмые Дидиму, написаны другим человеком. Известный немецкий ученый В. Диетше в 1941–42 годах написал во 2 номере журнала RScPhTh статью «L " héritage littéraire de Didyme l " Aveugle» 71 . Автор приводит новые свидетельства принадлежности диалогов псевдо–Афанасия Дидиму.

http://azbyka.ru/otechnik/Didim_Aleksand...

De oratione dominica, изд. J. F. Callahan, GNO VII/2, Leiden 1992, стр. 1–74. De perfectione, изд. W. Jaeger, GNO VIII/1, Leiden 1952, стр. 173–214. De professione Christiana, изд. W. Jaeger, GNO VIII/1, Leiden 1952, стр. 129–142. De Pythonissa, изд. H. Hörner, GNO III/2, Leiden 1987, стр. 99–108. De sancto Theodoro, изд. J.P. Cavarnos, GNO X/l, Leiden 1990, стр. 59– 71. De spiritu sancto sive in Pentecosten, изд. D. Teske, GNO X/2, Leiden 1996, стр. 271–292. De tridui inter mortem et resurrectionem domini nostri Iesu Christi spatio (vulgo In Christi resurrectionem oratio I), изд. E. Gebhardt, GNO IX, Leiden 1967, стр. 273–306. De virginitate, изд. J.P. Cavarnos, GNO VIII/1, Leiden 1952, стр. 247–343; изд. M. Aubineau, SC 119, Paris 1966. De vita Gregorii Thaumaturgi, изд. G. Heil, GNO X/l, Leiden 1990, стр. 1–57. De vita Moysis, изд. H. Musurillo, GNO VII/1, Leiden 1964; изд. J. Daniélou, SC 1bis, Paris 1955 (=SC 1ter, Paris 1968); изд. M. Simonetti, Fondazione Lorenzo Valla, A. Mondadori editore (место издания не указано) 1984. Epistula canonica ad Letoium episcopum, PG 45, Paris 1858, 221–236. Epistulae, изд. G. Pasquali, GNO VIII/2, исправ. изд. Leiden 1998. Explicatio apologetica ad Petrum fratrem in Hexaemeron, PG 44, Paris 1858,61–124. In ascensionem Christi oratio, изд. E. Gebhardt, GNO IX, Leiden 1967, стр. 323–327. In Basilium fratrem, изд. O. Lendle, GNO X/1, Leiden 1990, стр. 107–134. In Canticum canticorum, изд. H. Langerbeck, GNO VI, Leiden 1960. In diem luminum (vulgo In baptismum Christi oratio), изд. E. Gebhardt, GNO IX, Leiden 1967, стр. 221–242. In diem natalem, изд. F. Mann, GNO X/2, Leiden 1996, стр. 145–269. In Ecclesiasten homiliae, изд. P. Alexander, GNO V, Leiden 1962, стр. 277–442. In illud: Quatenus uni ex his fecistis mihi fecistis (vulgo De pauperibus amandis oratio II), изд. A. van Heck, GNO IX, Leiden 1967, стр. 111– 127. In illud: Tunc et ipse filius, изд. J.K. Downing, GNO III/2, Leiden 1987, стр. 1–28. In inscriptiones Psalmorum, изд. J. McDonough, GNO V, Leiden 1962, стр. 24–175.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

412 . Herrmann L. Ambrosius von Mailand als Trinitatstheologe. Dargestellt in Konfrontation mit der illyrischen Theologie und im Blick auf das neu auftauchende christologische Problem. Diss. Heidelberg, 1954. 413 . Idem. Ambrosius als Trinitatstheologe//ZKG 69 (1958). S. 197–218. 414 . Madec G. Saint Ambroise et la philosophie. Paris, 1974. 415 . Markschies Chr. Ambrosius von Mailand und die Trinitatstheologie. Kirchen – und theologiegeschichtliche Studien zu Antiarianismus und Neunizanismus bei Ambrosius und im lateiniscchen Westen (364–381). Beitrage zur Historischen Theologie 90. Tubingen, 1995. 416 . Idem. Ambrogio teologo trinitario//La Scuola Cattolica 125 (1997). P. 741–762 (немецкий перевод: Ambrosius als Trinitätstheologe//Markschies Chr. Alta Trinita Beata. Gesammelte Studien zur altkirchlichen Trinitatstheologie. Tubingen, 2000. P. 265–285). 417 . Mesot J. Die Heidenbekehrung bei Ambrosius von Mailand. Schoneck/Beckenried. 1958. 418 . Moreschini C. Introduzione//Sant’ Ambrogio. Opere dogmatiche II. Lo «De Spritu Sancto». Milano-Roma, 1979. P. 9–41. 419 . Idem. Introduzione//Sant’ Ambrogio. Opere dogmatiche I. La Fede. Milano-Roma, 1984. P. 9–48. 420 . Savon H. Saint Ambroise devant l’exegese de Philon le Juif. Paris, 1977. Vol. 1–2. 421 . Schermann Th. Die griechischen Quellen des hl. Ambrosius in II, III de Spiritu Sancto. Munchen, 1902. 422 . Simonetti M. La politica antiariana di Ambrogio//Ambrosius Episcopus. Milano, 1976. P. 483–539. 423 . Szabo F. Le Christ Createur chez saint Ambroise. Roma, 1968. 424 . Taormina L. Sant’ Ambrogio e Plotino//Miscellanea di studi di letteratura cristiana antica 4 (1953). P. 41–85. 425 . Williams D. H. Ambrose of Milan and the End of the Nicene-Arian Conflicts. Oxford, 1995. Иероним 426 . Фокин А. Р. Иероним Стридонский //Православная Энциклопедия. М., 2009. Т. XXI. С. 336–370. 427 . Он же. 2010. См. выше, 157. 428 . A Monument to St. Jerome. Essays on some aspects of his life, works and influence/Ed. F. X. Murphy. N. Y., 1952.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Н. А. Кулькова. Предисловие переводчика De Isaac uel anima Об Исааке или душе DE BONO MORTIS/О БЛАГЕ СМЕРТИ Е. В. Матерова. Предисловие переводчика De bono mortis О благе смерти DE IACOB ET VITA BEATA/ОБ ИАКОВЕ И БЛАЖЕННОЙ ЖИЗНИ Иером. Феодорит (Тихонов). Предисловие переводчика De Iacob et uita beata  Об Иакове и блаженной жизни DE IOSEPH/ОБ ИОСИФЕ С. А. Артюшин. Предисловие переводчика DeIoseph Об Иосифе Указатели к отдельным произведениям Содержание 4 тома. Часть 1 Предисловие Порядок писем в рукописях Список сокращений Библиография LIBER PRIMVS/КНИГА 1 LIBER SECVNDVS/КНИГА 2 LIBER QVARTVS/КНИГА 4 LIBER QVINTVS/КНИГА 5 LIBER SEXTVS/КНИГА 6 LIBER SEPTIMVS/КНИГА 7 Список адресатов 1–7 книг писем Указатель имен и географических названий Указатель цитат из Священного Писания Содержание 4 тома. Часть 2 Предисловие Порядок писем в рукописях Список сокращений Библиография LIBER OCTAWS/КНИГА 8  LIBER NONVS/КНИГА 9 LIBER DECIMVS/КНИГА 10 EPISTVLAE EXTRA COLLECTIONEM/ПИСЬМА, НЕ ВОШЕДШИЕ В СОБРАНИЕ  Список адресатов 8–10 книг писем и писем, не вошедших в собрание Указатель имен и географических названий  Указатель цитат из Священного Писания   Содержание 5-го тома Список сокращений Библиография DE FIDE/О ВЕРЕ Г. Е. Захаров. Предисловие к трактату «О вере» De fide Liber primus Liber secundus Liber tertius Liber quartus Liber quintus О вере Книга первая Книга вторая Книга третья Книга четвертая Книга пятая DE INCARNATIONIS DOMINICAE SACRAMENTO/О ТАЙНЕ ГОСПОДНЕГО ВОПЛОЩЕНИЯ Н. Г. Головнина. Предисловие переводчика De incarnationis dominicae sacramento О тайне Господнего воплощения Индекс имен и географических названий Индекс цитат из Священного Писания Указатель имен Содержание 6-го тома Список сокращений DE SPIRITV SANCTO/О СВЯТОМ ДУХЕ Иером. Амвросий (Мацегора). Предисловие переводчика Г. Е. Захаров. Переписка свт. Амвросия Медиоланского с императором Грацианом Библиография De Spiritu Sancto Liber primus Liber secundus Liber tertius O Святом Духе Книга первая Книга вторая Книга третья

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Указывая на выражение кровь духовная, проф. Мишо цитирует два сочинения Златоуста: 16 Беседу на послание св. ап. Павла к Евреям 31 и 9 Беседу о покаянии 32 . В первом мы действительно встречаем выражение кровь духовная. Но, встречая его, мы тут же находим указание, что оно не может идти в пользу проф. Мишо, так как объяснение этого выражения, данное самим Златоустом, не в пользу нашего автора. Ведь Златоуст, употребив выражение кровь духовная, немедленно ставит вопрос, почему он называет её духовною, и отвечает: «Потому что она проистекла не из тела бессловесных животных, но из тела, устроенного Духом 33 . Этою кровию окропил нас не Моисей, а Христос посредством слова, сказанного Им: сия кровь Нового Завета во оставление грехов». Это объяснение эпитета: (кровь) духовная, данное самим Златоустом в том смысле, что указанным эпитетом означается только то, что кровь из тела, устроенного Духом, настолько ясно, что при наличности его совершенно нельзя полагать, будто в 16 Беседе на послание ап. Павла к Евреям Златоуст учит о духовном только причащении Христа; напротив, все данные за то, что евхаристия, будучи духовною пищею, вместе с тем состоит и в материальном вкушении (тела) и крови Христа. Правда, сам проф. Мишо избегает такого вывода, цитирую рассматриваемое место из 16 Беседы на послание ап. Павла к Евреям в таком виде, что у него получается мысль, что под кровью духовной следует разуметь как бы только силу Св. Духа: «Non enim corporalis erat mundatio, sed spiritualis, et sanguis spiritualis. Quomodo hoc? Non ex corpore manavit? Ex corpore quidem, sed a Spiritu Sancto " 34 . Но это – цитация усечённая. Полная цитация следующая: Migne, Patr. curs. compl. t. 63, col. 125… Οκ π σματος γρ ει λγων , λλ σματος π Πνεματος κατασκευασθντος – Montfaucon, t. XII in Epist. ad Hebraeos, cap. IX. Homil. XVI, стр. 159… Non ex corpore fluxit irrationabilium, sed ex corpore quod paratum fuit a Spiritu 35 . Откуда в такой усечённой форме заимствовал рассматриваемое место проф. Мишо, мы найти не могли, хотя для этого обращались ко всем изданиям творений Златоуста, существующим в библиотеке Казанской духовной академии, и, между прочим, к Монфокону, изданиями коего пользуется сам проф. Мишо 36 . Поэтому хотелось бы точнее знать, откуда взято разбираемое место проф. Мишо. Что касается ссылки на 9 Беседу о покаянии, то, рассматривая это сочинение, мы не встретили здесь фразы с выражением кровь духовная, но вместо фразы sanguis spiritualis ex sacra mensa refluit 37 , встретили только фразу со словами ignis spiritualis 38 , а ignis spiritualis не то же, что sanguis spiritualis. Принадлежа к числу образных выражений, выражение «огонь духовный» во всяком случае не имеет такого значения, какое на первый взгляд можно приписать термину «кровь духовная». Но опять-таки хотелось бы знать, отчего произошло и это разногласие.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Ponomare...

Библиография Источники S. Anastasius Sinaita. Quaestiones. PG 89. S. Anastasius Sinaita. Viae dux adversus Acephalos. PG 89. S. Athanasius Alexandrinus. Oratio III contra arianos. PG 26. S. Basilius Caesariensis. Liber de Spiritu Sancto. PG 32. S. Basilius Caesariensis. Commentarius in Isaiam prophetam. PG 30. S. Basilius Caesariensis. Homiliae et sermones. PG 31. S. Cyrillus Alexandrinus. De sancta Trinitate dialogi VII. Aroumentorum de S. Spiritu capita. PG 75. S. Cyrillus Alexandrinus. Thesaurus de sancta et consubstantiali Trinitate. PG 75. S. Gregorius Nyssenus. Adversus Apollinarem. PG 45. S. Gregorius Nyssenus. De hominis opificio. PG 44. S. Gregorius Theologus. Poemata de Seipso. PG 37. S. Gregorius Theologus. Oratio XLV – in Sanctum Pascha, PG 36. S. Gregorius Palamas. Capita physica, theologica. PG 150. S. Gregorius Palamas. Homilia V. PG 151. S. Gregorius Palamas. Prosopopeiae. PG 150. S. Gregorius Palamas. Theophanes, sive de divinitatis et rerum divinarum communicabilitate et incommunicabilitate. PG 150. S. Dionysius Areopagita. De coelesti hierarchia. Capita II, III. PG 3. S. Dionysius Areopagita. свт. De Divinis nominibus. PG 3. S. Joannes Damascenus. De fide orthodoxa. PG 94. S. Joannes Damascenus. De haeresibus liber. PG 94. S. Joannes Damascenus. Expositio Fidei orthodoxae. PG 94. S. Joannes Chrysostomus. Homiliae ΧΧIV in Epistolam ad Ephesios. PG 62. Leontius Byzantinus. Adversus Nestorianos. Liber I, V. PG 86a. S. Macarii Aegyptii. De libertate mentis. PG 34. S. Macarii Aegyptii. Homiliae. PG 34. S. Maximus Confessor. Ambiguorum liber. PG 91. S. Maximus Confessor. Capita de Charitate. PG 90. S. Maximus Confessor. Capitum quinquies centenorum. PG 90. S. Maximus Confessor. Expositio orationis dominicae. PG 90. S. Maximus Confessor. Opuscula theologica et polemica. PG 91. S. Nicolaus Cabasila. De Vita in Christo Lib. I. IV. PG 150. Афанасий Великий , свт. На ариан слово третье// Афанасий Великий , свт. Творения. ТСЛ, 1902. Т. 2. Василий Великий , свт. О Святом Духе// Василий Великий , свт. Творения. СПб., 1911. Т. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Я не хочу, чтобы верили мне на слово, но хочу, чтобы перечитали Писание. Не по своему разумению я говорю, что в начале было ( Ин.1:1 ), но слышу, не измышляю, но читаю. Мы всё читаем, но не всё понимаем, мы всё слушаем во время чтения, но не всё слышим. Огрубело сердце их и ушами с трудом слышат ( Мф.13:15 ; Деян.28:27 ; Ис.6:10 ), под слухом подразумеваю я духовное слышание. Виновна не плоть, она исполняет свой долг и воспринимает слышимое, превратным же толкователем чистых слов становится душа, которая не хочет воспринимать звуки и понимать чтение. Зачем вы запечатываете свои уши даже не воском – свинцом, если не можете воспрепятствовать ни Господу в Его благодеяниях, ни природе в исполнении её обязанностей? Слушаете вы с нежеланием, слушаете с досадой, слушаете так, что нет вам прощения за ваше неслышание. 15. Auditis ergo, cum legitur: In principio erat uerbum. Quis hoc dicit? Iohannes utique ille piscator. Sed non quasi piscator hoc dicit, sed quasi humani piscator adfectus, qui iam non pisces caperet, sed «homines uiuificaret». Non suum est, quod dicit, sed eius, qui uiuificandi ei tribuit potestatem. Piscator enim ipsis, quos ante capiebat, piscibus taciturnior erat et circa diuina mysteria magis mutus, qui uocis suae nesciebat auctorem, sed «uiuificatus a Christo» «uocem» audiuit in Iohanne, uerbum agnouit in Christo. Итак, вы слышите чтение: В начале было Слово ( Ин.1:1 ). Кто это говорит? Без сомнения, знаменитый ловец рыб Иоанн. Но говорит он не как ловец рыб, а как умелый ловец человеков 38 , который уже не рыб уловляет, а людей животворит. Но не его эти слова, а Даровавшего ему власть животворить. Прежде этот рыбарь был безгласнее рыб, которых ловил, и безмолвствовал о божественных тайнах, не зная Источник своего голоса, но, оживотворённый Христом, он глас услышал в Иоанне 39 , а Слову внял во Христе. 16. Et ideo plenus spiritu sancto, qui sciret principium non temporis esse, sed supra tempora, reliquit saecula et ascendens spiritu super omne principium ait: In principio erat uerbum. Hoc est: Remaneat caelum; nondum enim erat, quando in principio erat uerbum. Nam etsi caelum habet principium, deus non habet; denique in principio fecit deus caelum et terram. Aliud est fecit, aliud est erat; quod fit, incipit, quod erat, principium non accipit, sed praeuenit. Remaneant etiam tempora, quia post caelum tempora. Remaneant etiam angeli, archangeli; etsi principium eorum non inuenio, erat tamen, quando non erant; non erant enim, qui aliquando coeperunt. Si ergo principium eorum inuenire non possumus, quos certum est habere principium, quomodo possumus uerbi inuenire principium, a quo omne principium non solum creaturarum, sed etiam cogitationum nostrarum omnium praeuenitur?

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Haec vox capitis salus est totius corporis: haec vox omnes fideles instruxit, omnes confessores accendit, omnes martyres coronavit. Nam quis mundi odia, quis tentationum turbines, quis posset persecutorum superare terrores, nisi Christus in omnibus et pro omnibus diceret Patri: Fiat voluntas tua? Discant igitur hanc vocem omnes. Ecclesiae filii magno pretio redempti, gratis justificati; et cum adversitas violentae alicujus tentationis incubuerit, praesidio potentissimae orationis utantur: ut superato tremore formidinis, accipiant tolerantiam passionis. Hinc jam, dilectissimi, ad perstringendum ordinem Dominicae passionis sermo est dirigendus, quem ne vos cumulo prolixitatis oneremus, in quartam sabbati, diviso communi labore, differamus. Aderit precantibus vobis gratia Dei, quae mihi solvendi debiti tribuat facultatem. Per Dominum nostrum Jesum Christum, viventem et regnantem cum Patre et Spiritu sancto in saecula saeculorum. Amen. Слово VII о страстях Господних, произнесенное в воскресенье 1. Известно мне, возлюбленные, что пасхальное торжество есть столь возвышенное таинство, что постигнуть его невозможно не только моим убогим рассудком, но даже и обладая выдающимися способностями. Однако, не сомневаясь и не смущаясь того служения, которое предстоит исполнить, следует мне смело взирать на величие божественного дела, ибо о таинстве человеческого спасения не подобает молчать, даже если оно и не может быть разъяснено. С помощью же ваших молитв, мы верим, что будем укрепляться Божией милостью, которая животворною влагой своего внушения окропит бесплодие нашего сердца, и что все же исполнятся обязанности пастырского слова, служащие на пользу слуху святого стада. Ибо, когда говорит Господь, податель всей благодати: «Открой уста твои, и Я наполню их» ( Пс.81 (80):11), тогда и мы дерзаем взывать к Нему пророческими устами: «Господи! Отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою» ( Пс.51 (50):17). Итак, возлюбленные, приступая к размышлениям над евангельским повествованием о страстях Господних, мы постигаем замысел божественного совета: а именно, чтобы нечестивые вожди иудейские и богохульствующие жрецы, настойчиво ища поводы к излиянию своей злобы против Христа, лишь во время пасхального торжества получили бы выход для своей ярости.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

11 Тайноводственное поучение, раскрывающее важнейшие истины вероучения: о двух природах во Христе, о тайне Воплощения и Искупления и так далее. См. Скабалланович М . Толковый Типикон. М., 1995. С. 121. 12 Winkelmann F. Eusebius Werke, Band 1.1: über das Leben des Kaisers Konstantin [Die griechischen christlichen Schriftsteller. Berlin, 1975]. S. 3–151. 13 De fide, 22//Holl K. Op.cit. Vol. 3. P. 523. 14 Ad Inquisitiones Januarii Liber Secundus, Seu Epistola LV. Cap. XVII//PL 33. Col. 220. 15 Joannes Cassianus Collationes XXI, 11//PL 49. Col. 1185a; XXI, 23//PL 49. Col. 1199 16 Lauchert F. Die Kanones der wichtigsten Altkirchlichen Concilien nebst den apostolischen Kanones. Freiburg i. B. and Leipzig, 1896. Книга правил. М., 1893.СПб., 1993. Л. 39; Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. Пер. с серб. Т. 1. СПб., 1911. М., 1996. С. 236. 17 De spiritu sancto//Pruche B. Basile de Césarée. Sur le Saint-Esprit, 2 nd edn. [Sources chrétiennes 17 bis] Paris, 1968. P. 250–530. 18 Скабалланович М . Цит. изд. С. 294. 19 Mommsen T., Meyer D. M. Theodosiani Libri XVI cum Constitutionibus Sirmondianis et Leges novellae ad Theodosianum pertinentes. Berlin, 1954. 20 Памятник компилятивного характера и разнородного содержания, приписываемый святому Клименту Римскому . Составление его датируется IV веком. Книги I–VI Апостольских постановлений , соответствует так называемой Дидаскалии , памятнику III века. 21 Metzger M . Les constitutions apostoliques, 2 vol. [Sources chrétiennes 329] Paris, 1986. P. 116–394. Постановления Апостольские. Казань, 1864. СПб., 2002. С. 118. 22 Metzger M . Les constitutions apostoliques, 3 vol. [Sources chrétiennes 336] Paris, 1987. P. 18–310. Постановления Апостольские. Казань, 1864. СПб., 2002. С. 199. 23 Скабалланович М. Цит. изд. С. 296. 24 Sermo XXXVI. In die sancto Pentecostes//PL 17. Col. 675b–676c; Hymnus de die Pentecostes.//PL 17. Col. 1193–1194. 25 Sermo CCLXVI In vigiliis Pentecostes//PL 38. Col. 1225–1229; Sermones CCLXVII–CCLXXI In die Pentecostes, I–V//PL 38. Col. 1229–1246; Sermo CCCLXXVIII In die Pentecostes//PL 39. Col. 1673–1674; Sermo CCLXXII In die Pentecostes postremus. Ad Infantes, de Sacramento//PL 38. Col. 1246–1248; Sermones CLXXXII–CLXXXVII In Pentecoste, I–VI//PL 39. Col. 2087–2096.

http://azbyka.ru/obzor-istorii-prazdnika...

Ибо Господь наш, истинный и добрый пастырь, душу Свою положивший за Своих овец ( Ин.10:11 ) и пришедший спасти души человеческие, а не погубить ( Лк.9:56 ), хочет, чтобы мы были подражателями Его человеколюбия, то есть, чтобы согрешающих удерживала правда, а обратившихся не отталкивало милосердие. Тогда, собственно, с полным успехом защищается истинная вера, когда ложное мнение осуждается самими последователями своими. Для верного же и беспристрастного исследования всего дела мы отправили вместо себя братий наших, епископа Юлия и Рената, пресвитера церкви св. Климента, и еще сына моего, диакона Илара. К ним присоединили мы нотария нашего Дульцития, вера которого много раз испытана нами. Уповаем на содействие помощи Божией, что заблудившийся, осудив неправоту своего образа мыслей, спасется. Бог да сохранит тебя в здравии, возлюбленный брат! Дано в июньские иды, в консульство светлейших консулов Астурия и Протогена» 120 . Epistola s. leonis magni ad Julianum episcopum coensem 2. An quia manifesta erant signa divina, falsa dicentur documenta corporea: et testimonia utriusque naturae valebunt, ut Creator intelligatur; non valebunt, ut creatura salvetur? Quod Deitatis est, caro non minuit; quod carnis est, Deitas non peremit. Idem enim et sempiternus ex Patre, et temporalis ex matre, in sua virtute inviolabilis, in nostra infirmitate passibilis, in Deitate Trinitatis cum Patre et Spiritu sancto unius ejusdemque naturae; in susceptione autem hominis non unius substantiae, sed unius ejusdemque personae: ut idem esset dives in paupertate, omnipotens in abjectione, impassibilis in supplicio, immortalis in morte. Nec enim Verbum aut in carnem, aut in animam aliqua sui parte conversum est; cum simplex et incommutabilis natura Deitatis, tota in sua sit semper essentia, nec damnum sui recipiens, nec augmentum; et sic assumptam naturam beatificans, ut glorificate in glorificante permaneat. Cur autem inconveniens aut impossibile videatur ut Verbum et caro atque anima unus Jesus Christus, et unus Dei hominisque sit filius, si caro et anima, quae dissimilium naturarum sunt, unam faciunt etiam sine Verbi incarnatione personam: cum multo sit facilius ut hanc unitatem sui atque hominis Deitatis praestet potestas, quam ut eam in substantiis suis obtineat solius humanitatis infirmitas? Nec Verbum igitur in carnem, nec in Verbum caro mutata est; sed utrumque in uno manet, et unus in utroque est, non diversitate divisus, non permixtione confusus: nec alter ex Patre, alter ex matre; sed idem aliter ex Patre ante omne principium, aliter de matre in fine saeculorum: ut esset mediator Dei et hominum, homo Jesus Christus ( I Tim. II, 5 ), in quo inhabitaret plenitudo Divinitatis corporaliter (Coloss.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010