Meyendorff. Legacy, 201–204. 487 Восточное монашество на Западе до сих пор называют " " базилианским " " , в отличие от западного " " бенедиктинского " " монашества, в основе которого лежит устав св. Бенедикта Нурсийского. Однако устав св. Бенедикта, в свою очередь, основан на уставе св. Василия: см. Бенедикт Нурсийский. Устав 73,5; ср. Meredith. Cappadocians, 24. Таким образом, Василий Великий может быть назван отцом и восточного, и западного монашества. 488 Meyendorff. Legacy, 203. 489 Meyendorff. Legacy, 202. 490 Букв. " одинокой природой " " . Ср. Василий. Против Евномия 3, 7, 45; О Святом Духе 45, 32. 491 Термин, указывающий на монастырь вообще, а не на женский монастырь (так же, как и термин partheneia указывает на " " девство " " вообще). 492 Четыре термина, из которых первый (asktrion) означает одинокую келлию для упражнения в аскетической жизни, второй (monastrion) - монашескую келлию или небольшой монастырь, третий (koinnikos) - большой общежительный монастырь, четвертый (migas, букв. " смешанный " " ) - монастырь внутри города или селения. 493 " Философия " " — здесь: уединение, пустынножительство. 494 Сл. 43, 62, 1–30; 258–260=1.641–642. 495 Сл. 2, 6, 9–7, 13; SC 247, 94–96=Сл. 3; 1.25–26. 496 О понимании этих обетов Василием Великим см. Gribomont. Basile I, 38. 497 Сл. 2, 6; SC 247, 94=Сл. 3; 1.25. 498 Сл. 2, 100, 7–8; SC 247, 220=1.59. 499 Сл. 36, 6, 14–17; SC 318, 254=1.505–506. 500 В его время, кстати, монашество еще не было институционально оформлено, и место монашества внутри Церкви не было четко определено. Попыткой такого " " оформления " " стали Правила Василия Великого, однако и в них речь не шла о монашестве как определенном институте внутри Церкви. 501 Сл. 3, 1, 3–6; SC 247, 242=Сл. 2; 1.20. 502 Сл. 26, 7, 8–16; SC 284, 240–242=1.376–377. 503 Наставления подвижнические 5 (PG 31, 1360 B). 504 Жизнь Макрины (PG 46, 997 A). 505 Илиада 16, 235. 506 Сл. 4, 71, 8–29; SC 309, 182–184=1.91. Ср. Евр.11:33. 507 Сл. 6, 2, 6–22; SC 405, 122–124=1.146. 508

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

I. Lehre von der Idee. Giessen. 1840 (535–632). 3)Lehre des J. Sc. Er. fiber das menschliche Erkennen mit Rflcksicht auf einschlflgige Theorien frflherer und spflterer Zeit (Zeitschr. far Theol. v. Hug u. a. 1840. H.2, S. 239). C. Hock. J. Sc. Erigena. Ein Beitrag zur Geschichte der christl. Philosophie mit besonderer Rflcksicht auf die Darstellungen von Hjort und Staudenmaier (Bonner Zeitschr. Иг Philos, u. kathol. Theol. 1835. H. 16, S.33). С. B. Schluter. Praefatio editionis cuititulus: J. Sc. Erigenae De divisione naturae libri V. Monasterii Guestph. 1838. (cf. Migne. Patrologiae cursus, S. l. 1.122, c. 101–126). F. Ch. Baur. 1) Die christl. Lehre von der VersOhnung in ihrer geschichtlichen Entwicklung von der flltesten Zeit bis auf die neueste. Tobingen. 1838 (118–141). 2) Die christl. Lehre von der Dreieinigkeit und Menschwerdung Gottes in ihrer geschichtl. Entwicklung. II. Tflbingen. 1842 (303–334). A. Helfferich. Die christl. Mystik in ihrer Entwickelung und in ihren Denkmalen. III. Gotha. 1842 (179–254; 53–126). O. Gruber. Erigena. Artik. in Ersch u. Gruber " " s Allgemeine Encycl. der Wissenschaften und Kflnsten. I Section. Th.37. 1842. (S.82–99). E. Mylius. Sc. Erigena. Partic. Ï quid Sc. Er. de malo docuerit, dissertatiuncula. Halae. 1843. H. Ritter. 1) Geschichte der Philosophie. В. VII (Gesch. der christl. Philos. В. III). Hamburg. 1844 (206–296). 2) Die christliche Philosophie nach ihrem Begriff, ihren Sussem Verhaltnissen und in ihrer Geschichte bis auf die neuesten Zeiten. B. I. Gottingen. 1858. (459–471). N. Mailer. J. Sc. Erigena und seine Irrthflmer. Mainz. 1844. A. Torstrick. Philosophia Erigenae ex ipsius principiis delineata. Particula prima Trinitatis notionem complectens. Gottingae. 1844. (Anonymus). De J. Sc. Erigena commentatio auctore anonyme. De vita et praeceptis J. Sc. Erigenae. Bonnae. 1845 (cf. Migne, s. l. 1.122, c. 1–88). H. J. Floss. 6 A. Kreutzhage. Mittheilungen Qber den Einfluss der Philosophie auf die Entwickelung des innern Lebens.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bril...

Умерщвление плоти Василий Великий , Великое правило 16, 17, 18, 19; Краткое правило 90, 126, 128, 129, 130, 131, 138, 139, 258. Кассиан, Трапеза 24, SC 64 (1959), с. 169–206 (об умерщвлении). Феодор Студит, Катех. 120, PG 99, 665–667 (миру распялся). Симеон Новый Богослов , Катех. 28, SC 113 (1965), с. 130–132 (распяться миру). Воздержание Василий Великий , Краткое правило 128 слл. Иноческий устав св. Василия 4 и 19, PG 31, 1345 слл., 1388 слл. Кассиан, см. Указатель к Трапеза SC 64 (1959), с. 230. Старец Георгий Затворник (S 1836), в кн.: S. Tyszkiewicz – Th. Belpaire, Ascètes russes, Namur, 1957, c. 96–98. Соловьев В., Оправдание добра I, II, 8, Собр. соч., т. 8, изд. С.-Петербург (б.г., переизд. Брюссель 1966), с. 83 слл. Очищение Афанасий Александрийский , Слово на язычников II, 34, SC 18 (1946), с. 177 слл. (необходимость очищения, чтобы возвыситься до Бога). Максим Исповедник , во франц. Добротолюбии, с. 158 слл. Исаак Ниневийский , Там же, с. 100 слл. (ступени очищения). Грех Василий Великий , Краткое правило 4, 81, 82, 83, 294, 301 (тяжесть греха); Там же 45 (притворное неведение отягчает вину). Григорий Нисский , О девственности 12, 2, SC 119 (1966), с. 405 слл. (свобода в ответе за совершенный грех). Кассиан, см. Указатель к Трапеза SC 64 (1959), с. 241 слл.: грех. Псевдо-Макарий, Том. 24, 4 слл., PG 34, 664 слл. (fermentum in massa); Том. 28, col. 709–716 (calamitas animae in qua propter peccatum non habitat Christus); Том. 15, 17, col. 585 (utrum remanet gratia post lapsum); Том. 45, col. 785–792 (solus Christus sanare hominem potest); Том. 40, 7–8, col. 765768 (peccatum et gratia simul in anima); Том. 2, col. 464–468 (de regno tenebrarum, hoc est de peccato). Симеон Новый Богослов , Kamex. 3, SC 96 (1963), с. 300–302 (не существует малых грехов). Покаяние Василий Великий , Великое правило Прол. 6, 55; Краткое правило 3, 4, 5, 6, 8, 10, 11, 12, 13, 17, 57, 177, 178, 287, 288, 297. Иоанн Златоуст, Paraenesis sive exhortatio ad Theodorum lapsum, PG 47, 277–316; Ad Demetrium monachum de compunctione I, Там же, col. 393410; Ad Stelechium, et de compunctione II, col. 411–492.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

Старец Леонид, в схиме Лев (1769–1841) в кн.: S. Tyszkiewicz – Th. Belpaire, Ascètes russes, Namur, 1975, c. 154, a также см. Тамбовцев Π.П. Вопросы ученика и ответы старца. СПб., 1852. Предание Церкви Климент Александрийский , Строматы " (Узорчатые ковры) I, 1, 1 слл., SC 30 (1949), с. 43 слл. (мы именуем «отцами» наших наставников в вере). Василий Великий , Трактат о Св. Духе 27, SC 17 (1945), с. 232 слл. Феодор Студит, Огласительные поучения (Катех.) 39, PG 99, 561 слл. Игнатий Брянчанинов , в S. Bolsakov, I mistici russi, Torino, 1962, с. 153 и 157 (чтения из святых отцов). Премудрость Диадох Фотики йский , Сто глав 6–11, SC 5 ter (1966), с. 87–89 (знания и мудрость). Славянская литургическая служба «Премудрости Божией», lrénikon 30 (1957), с. 164–188. Старец Георгий Затворник (1789–1836), в кн.: S. Tyszkiewicz – Th. Belpaire, Ascètes russes, Namur, 1957, c. 98 слл., см. также: Добронравии К., Георгий, затворник Задонского монастыря. СПб., 1869 (прим. пер.). Духовное Василий Великий , Тр. о Се. Духе 16, SC 17 (1945), с. 173 слл. Афраат, Слова 6, 14, Patrol. Syr. 1 (1894), col. 293 слл. Мефодий Олимпийский , Пир 11, 3, PG 18, 216bc, SC 95 (1963), с. 325 слл. Псевдо-Макарий, О совершенстве в Духе, PG 34, 841–852. Серафим Саровский , в кн.: I. Kologrivof, Essai sur la sainteté en Russie, 1953, c. 432–435. Святой Дух Василий Великий , О Се. Духе SC 17 bis (1968). Григорий Нисский , О воскресной молитве 3, PG 44, 1155b-1157b (Св. Дух и пришествие Царствия Божия). Псевдо-Макарий, Гом. 11, PG 34, 544–556. Симеон Новый Богослов , Катех. (Огласит, поучения) 33, SC 113 (1965), с. 248 слл. Беседы преп. Серафима Саровского с Мотовиловым (на русск. яз.) в сб.: Russie et Église universelle, Bruxelles, n. 4–6. Франц, пер. в кн.: I. Kologrivof, Essai sur la sainteté en Russie, Bruges 1953, c. 432–435. В. Соловьев, Оправдание добра II, VIII, 4, Собр. соч., т. 8, изд. С.-Петербург (б.г., переизд. Брюссель 1966), с. 167 слл. Тайна Христа Le mystère de Noël. Сборник наиболее важных текстов, составлен A. Hamman и F. Quéré-Jaulmes, Lettres chrétiennes 8, Paris, 1963.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

Авва Исайя, Logos 23, франц. пер. Etiolles 1970, с. 198 слл. Он же, Аскетикон CSCO 293, Syri 122, Указатель, с. 511: работа. См. обширную библиографию в кн.: L. Daloz, Le travail selon saint Jean Chrysostome, Paris 1959. Апостольское служение Василий Великий , Великое правило 32 (о паломниках), 33 (о сестрах), 36 (в миру); Краткое правило 311, 312, 131. Иноческий устав св. Василия 9, PG 31, 1369с-1372Ь (иноку не следует стремиться к священству). Кассиан, Трапеза SC 64 (1959): наставление, с. 236. Иоанн Златоуст , О священстве, PG 48, 633–692; другие тексты Златоуста см. в кн.: I. Auf der Maur, Mönchtum und Glaubensverkündigung in den Schriften des hl. Johannes Chrysostomus, Freiburg Schw. 1959. Воспитание Климент Александрийский , Педагог III, 8, 41, SC 158 (1970), с. 91 слл. Василий Великий , Великое правило 15, 53; Краткое правило 292. Иоанн Златоуст , О тщеславии и воспитании детей, SC 188 (1972). Соловьев В., Оправдание добра III, XIX, 4–5, Собр. соч., т. 8, изд. С.Петербург .(б.г., переизд. Брюссель 1966), с. 457 слл. Делание Авва Исайя, Logos 21, франц. пер. Etiolles 1970, с. 170 (вера должна сопровождаться делами). Кассиан, см. Указатель Трапеза SC 64 (1959), с. 243: praktikè. Греч. изд. Добротолюбия, Афины, том 5 (1963), Указатель, с. 310–311: праксис. Аскеза Филоксен Мабугский, Том. 11, SC 44 (1956), с. 373–428 (суровость аскезы). Авва Исайя , франц. пер. Etiolles 1970, Указатель, с. 301: аскеза, умерщвление. Соловьев В., Оправдание добра I, II, 1–8, Собр. сон., т. 8, изд. С.-Петербург (б.г., переизд. Брюссель 1966), с. 66–85 (роль начала добра в аскетизме); Там же III, XI, 3, с. 256 слл. Самоотречение Василий Великий , Великое правило 5, 6, 8, 9, Краткое правило 2, 92, 94, 187, 188, 189, 190, 234, 237. Авва Исайя, Logos 15, франц. пер. Etiolles 1970, с. 123–126. Филоксен Мабугский, Гом. 8, SC 44 (1956), с. 221–224. Дорофей Газский, Поучения 1, 1–25, SC 92 (1963), с. 146–185. Феолепт Филадельфийский, во франц. изд. Добротолюбия, с. 222–226 (отречение от воспоминаний и прошлого).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

Симеон Новый Богослов , Катех. 9, SC 104 (1964), с. 122–128. Соловьев В., Оправдание добра III, XVI, 1–10, Собр. соч., т. 8, изд. С.Петербург (б.г., переизд. Брюссель 1966), с. 361–399 (экономические вопросы с нравственной точки зрения). Пустынножительство Отечник, Антоний 10, 11, Арсений 1, 2, 7, 8, 21, 25, 28, Евагрий 2, Моисей 7, 10, Нил 9, Пимен 43, 59, Сисой 3. Кассиан, см. Указатель к Трапеза SC 64 (1959), с. 244: пустынножительство. Мартирий Садонский, Книга совершенства I, 3, CSCO 201, Syri 87, с. 30–75 (величие правил пустынножительства); Там же I, 4, с. 105–118, 138–145. Схимонах Илларион, На горах Кавказа, в кн.: S. Bolsakov, I mistici russi, Torino, 1962, с. 247 слл. Исихия Иоанн Лествичник , Лествица райская 27, PG 88, 1096–1129. Во франц. изд. Добротолюбия, с. 40 слл.; Отечник, с. 115 слл. ( Иоанн Лествичник ), с. 288 слл. (Каллист и Игнатий Ксантопуло), с. 273 слл. ( Григорий Палама ). Отшельничество Василий Великий , Послания 2, PG 32, 224–233. Кассиан, Трапеза 18, SC 64 (1959), с. 10–36 (о трех видах монашества); Там же Указатель, с. 231. Авва Исайя, Logos 6, франц. пер. Etiolles 1970, с. 86–88 (о тех, кто помышляет жить совершенной отшельнической жизнью). Обширная библиография содержится в кн.: I. Hausherr, L " hésychasme. Etude de spiritualité, OCP 22 (1956), c. 19 слл.; ОСА 176 (1966), с. 177 слл. Странпоприимство Василий Великий , Великое правило 20, 32, 45, Краткое правило 97, 155. Отечиик, Кассиан 1, 3; Моисей 5, Пимен 51, 58. Кассиан, Трапеза 8, 1, SC 54 (1958), с. 9–10 (о гостеприимстве аввы Серенуса). Симеон Новый Богослов , Катех. 9, SC 104 (1964), с. 104–136; Катех. 4, SC 96 (1963), с. 334–340 (о ложно-милосердных монахах, что живут в роскоши). Молчание Василий Великий , Великое правило 13, 32, 45; Краткое правило 47, 173, 208. Иоанн Лествичник , Лествица райская 11, PG 88, 852–853. Антиох Монах, Том. 16, PG 89, 1476 слл.; Том. 22, col. 1501 слл. Симеон Новый Богослов , Катех. 12, SC 104 (1964), с. 182–188. Запрет на смех Псевдо-Златоуст, Ascetam facetiis uti non debere, PG 48, 1055–60.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

подробнее: Там же. С. 36. Nicolaus Cabasilas . Sacrae Liturgiae interpretatio V, 2–3//SC. 4. P. 78. Ibid. X, 1//SC. 4. P. 92. Ibid. II, 5//SC. 4. P. 72. Ibid. II, 4//SC. 4. P. 70. Ibid. V, 3//SC. 4. P. 78. Ibid. V, 3//SC. 4. P. 78–80. Ibid. II, 4//SC. 4. P. 72. Ibid. II, 4//SC. 4. P. 72. Здесь очевидно, что Кавасила следует теории «рекапитуляции» (лат. recapitulatio, греч. νακεφαλεωσις — «возглавление»). Nicolaus Cabasilas . Sacrae Liturgiae interpretatio II, 4//SC. 4 bis. P. 72. Nicolaus Cabasilas . Sacrae Liturgiae interpretatio XVI, 4//SC. 4 bis. P. 128. Ibid. VIII, 3//SC. 4 bis. P. 88. Ibid. XVI, 4//SC. 4 bis. P. 128. Ibid. XXXVII, 3//SC. 4 bis. P. 228. Ibid. XXXVII, 3//SC. 4 bis. P. 228. Ibid. XXXVII, 6//SC. 4 bis. P. 228. Ibid. XVI, 5//SC. 4 bis. P. 128. Греч. ποκοπ — буквально переводится как «вырезание», «отсечение», так как речь здесь идёт об изъятии агнца из агничной просфоры. Nicolaus Cabasilas . Sacrae Liturgiae interpretatio VI, 2//SC. 4 bis. P. 80. Ibid. III, 2//SC. 4 bis. P. 72. Идея принесения в Евхаристии хлеба и вина как плодов земли и восприятия их как символов человеческой жизни и человеческого труда литургически формулируется с конца III века, например в гимне «offertorium». Jungmann J.A. The mass: an historical, theological and pastoral survey. Collegeville, Minnesota, 1976. P. 222, 120; См.: Metso P.J. Divine Presence in the Eucharistic Theology of Nicholas Cabasilas. P. 158. Ibid. Ibid. Ibid. III, 4//SC. 4 bis. P. 74. Ibid. XLVIII, 7//SC. 4 bis. P. 272. Nicolaus Cabasilas. Sacrae Liturgiae interpretatio IV, 2//SC. 4 bis. P. 76. Ibid. IV, 2–3//SC. 4 bis. P. 76. Ibid. IV, 3//SC. 4 bis. P. 76. Tamburrino F. O., arciv. Secondo la «Vita in Cristo» di Nicola Cabasilas//Simposio Cristiano. 1978–1979. 4–5. P. 253. Употребление причастия во множественном числе есть результат неясности формулировки мысли Кавасилы. См. подробнее: Асмус М., диак. К вопросу об освящении поминальных частиц за Божественной литургией//Вестник ПСТГУ. Серия 1: Богословие. Философия.

http://bogoslov.ru/article/6171820

«Апостольские постановления» 146 В состав «Апостольских постановлений», обширной компиляции конца IV века, вошли элементы из более ранних памятников (тех, которые были описаны выше), расширенные, прежде всего, за счет вставки развитых молитвословий. Собранные в памятнике предания касаются Евхаристии и суточных служб, Крещения, поставлений в церковные степени, благословений и погребений. Данный текст – самое древнее свидетельство о сирийском предкрещальном помазании (кн. VII, гл. 44//SC. 336. P. 104–105), причем дар Святого Духа связывается не с ним, а с возложением рук (кн. II, гл. 32. 3//SC. 320. P. 252–253). В отношении принятия кающихся здесь даны те же правила, которые были процитированы выше, в разделе о «Дидаскалии». С молением о болящих связано благословение воды и елея, которые «производят здравие и отгоняют болезни» (кн. VIII, гл. 29. 3//SC. 336. P. 232–233; см. также кн. VIII, гл. 40. 3//SC. 336. P. 254–255). Правило об экзорцистах упоминает дар исцелений (кн. VIII, гл. 26. 2//SC. 336. P. 228–229). В сборнике приводятся молитвословия для ежедневных вечерних и утренних богослужений (кн. VIII, гл. 35–39//SC. 336. P. 246–255; о евхаристических собраниях по воскресеньям и ежедневных службах также говорится в кн. II, гл. 36. 6; 59. 1–2; 60//SC. 320. P. 260–261; 324–331; и кн. VIII, гл. 34//SC. 336. P. 242–247). Упомянуты богослужения пасхального цикла и некоторых праздников (кн. V, гл. 13–20//SC. 329 P. 246–285; кн. VIII, гл. 33//SC. 336 P. 240–243). Чины поставлений предусматривают возложение рук 147 и молитву с призыванием Святого Духа, имеются чины для шести церковных степеней: епископа, пресвитера, диакона, диакониссы, иподиакона и чтеца (кн. VIII, гл. 4–5; 16–22//SC. 336. P. 140–149; 216–225). Относительно погребения в памятнике содержится упоминание о собраниях на кладбищах, с совершением Евхаристии (кн. VI, гл. 30, 2–7; кн. VIII, гл. 41–44//SC. 329. P. 388–393; SC. 336. P. 256–263). Заупокойная молитва содержит выражения, сходные с молитвами поставлений в церковные степени:

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Metso P.J. Divine Presence in the Eucharistic Theology of Nicholas Cabasilas. Joensuu: University of Eastern Finland, 2010 (diss). Papathanasiou C. La prassi della comunione frequente secondo l’insegnamento di Nicola Cabasilas//Nicola Cabasilas e la divina liturgia/a cura di Sabino Chiala e Lisa Cremaschi. Bose, 2007. P. 127–138. Salaville S. Le christocentrisme de Nicolas Cabasilas//Echos dOrient. 1936. T. 35. 182. P. 129–167. Spiteris Y. Cabasilas: teologo e mistico bizantino. Nicola Cabasilas Chamaetos e la sua sintesi teologica. Roma: Lipa, 1996. Spiteris Y. Ostatni Ojcowie Kocioa. Kabasilas. Palamas. Warszawa: Wydawnictwo Ksiy Marianów, 2006. Tamburrino F.O., arciv. Secondo la «Vita in Cristo» di Nicola Cabasilas//Simposio Cristiano/edizione dellIstituto di Studi Teologici Ortodossi S. Gregorio Palamas. 1978–1979. P. 243–255.   Ibid. LI, 1//SC. 4 bis. P. 294. Ibid. XXXII, 11//SC. 4 bis. P. 204. Ibid. XXXII, 2.//SC. 4 bis. P. 202. Nicolaus Cabasilas. Explicandum autem ritus celebrationem Divinae Liturgiae persolvendas 9//SC. 4 bis. P. 374. Nicolaus Cabasilas. Sacrae Liturgiae interpretatio XXXII, 3//SC. 4 bis. P. 202. Nicolaus Cabasilas. Explicandum autem ritus celebrationem Divinae Liturgiae persolvendas 9//SC. 4 bis. P. 374. Ibid. Ibid. Nicolaus Cabasilas. Sacrae Liturgiae interpretatio XXXII, 4//SC. 4 bis. P. 202. Ibid. XXX, 15//SC. 4 bis. P. 196. Ibid. XXXII, 4//SC. 4 bis. P. 202. Ibid. XXXII, 8//SC. 4 bis. P. 204. Nicolaus Cabasilas. Sacrae Liturgiae interpretatio XXXII, 12//SC. 4 bis. P. 204. Ibid. То есть через преложение. Nicolaus Cabasilas. Sacrae Liturgiae interpretatio XXXII, 12//SC. 4 bis. P. 204. К подобным выводам пришёл и митр. Каллист (Уэр). Он находит чрезвычайно важным тот факт, что акт преложения помещён Кавасилой в самую сердцевину Евхаристического Жертвоприношения. Митр. Каллист замечает, что в момент освящения хлеб не приносится в жертву, а прелагается в Тело Христово. Интерпретируя идею Кавасилы о преложении, он называет изменения хлеба и вина «обрядом перехода» (rite of passage). См.: Kallistos (Ware), bishop. Not an Image or a Figure: St. Nicolas Cabasilas on the Eucharistic Sacrifice//Le Feu sur la terre. Mélanges offerts au Père Boris Bobrinskoy pour son 80e anniversaire. Paris, 2005. (Analecta Sergiana; vol. 3). P. 149.

http://bogoslov.ru/article/6171850

А. Theodorou, Mystik in der orthodoxen Ostkirche//Р. Die ormhodoxe Kirche in griechischer Sicht. Stuttgart,1959. О. Widengreen, Researches in Syrian Mysticism. Mysmical and spiritual 8 (1961), р. 161–198. Н. Crouzel, Origène ет la mystiquе»//Мuseum Lessianum. Section mhéologique 56. Bruges, 1961. Е. Mühlenberd, Gregor von Nyssa. Göttingen, 1965. R. Joly, Sur deux mhèmes mystiques de Grégoire de Nуssе//Вуzantion 46(1966), р. 127–143. М. Canévet, Grégoire de Nysse//DS VI (1967), col. 971–1011. А. Clemenme Alessandrino della mistica cristiana//Rivista ascetica е mistica 12 (1967), р. 127–147. Р. Agaesse, expérience des mystiques//DS IX (1976), 824–838. А. Solignac, Mysmère (μυστριον μυστικς)//DS X (1980), 1861–1874. AaVv, Муstique//DS X (1980), col. 1889–1984. J. Gagey, Phénomènes mystiques//DSX11,1 (1984), col. 1259–1274. G. Ruhbach, J. Sudbrack, Grosse Mystiker. Leben und Wirken. München, 1984. Т. Špidlík, Sоlо’ёv//Е. Ancilli, М. Paparozzi, La mistica. Vol. I. Roma, 1984, р. 645–668. Он же, II, col. 2266–2268. Сн. А. Bernard, La docmrine mystique de Denys l’Аréopagite//Gregorianum 68, 3–4 (1987), р. 523–566. Истина мистична Origène, Homélies sur Josué 25, 4//SC 71 (1960), р. 486 и сл. Grégoire de Nysse, La vie de Moïse II, 249 и сл.//SC 1 bis (1955), р. 112 и сл., PG 44, 408 и сл., итал. перевод с нового издания греческого текста под редакцией М. Simonetti. Milano, Fondazione Lorenzo Valla, 1984, р. 211 и сл. Pseudo-Denys l’Aréopagime, La célesme II, 2//SC 58 bis (1970), р. 76 и сл., цит. по итал. переводу, р. 81–82. Syméon le Nouveau Théologien, Caméchèses, XIV, 108 и сл.//SC 104 (1964), р. 212 и сл., цит. по итал. переводу. Восхождение на мистическую гору Origène, Homélies sur la Genèse 15, I//SC 7 (1943), р. 237 и сл. (мистическое восхождение и нисхождение). Grégoire de Nysse, La vie de Moïse II, 152 и сл.//SC 1 bis (1955), р. 77 и сл.; PG 44, 372 и сл., итал. перевод с нового издания греческого текста под редакцией М. Simonetti. Milano, Fondazione Lorenzo Valla, 1984, р. 147 и сл. (гора богопознания).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/moli...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010