417 «Почему я, будучи крещён, и Бога молю и благодать Его призываю, и всею волею хочу избавиться и освободиться от лукавых помыслов, и не могу? Не очевидно ли из этого, что преступление Адамово оставило нам это, как неизбежное наследие?» (Bapt. 14). 418 Bapt. 4. Ж.-М. Дюран указывает на согласие святых отцов в том, что в этом месте Послания к Римлянам ап. Павел говорит от лица других (Durand G.-M. Le baptême et Dialogue de l’intellect avec sa propre âme: Analyse//Marc le Moine. Traités. SC. 445. P. 314–315.). Но всё же так считали не все: преп. Иоанн Кассиан Римлянин († 435) писал, что слова Апостола могут быть отнесены только к совершенным, а не к грешникам, так как грешники желают не праведности, а удовлетворения своих пороков. Апостол, хоть и имел множество добродетелей, всё же не мог совершить то большее, что хотел – созерцания Бога (Vigintiquatuor collationes. 23. 1–3. PL. 49. Col. 1245–1246). Однако и преп. Иоанн Кассиан , считавший, что указанное место Послания сказано от лица самого апостола, не противоречит общей мысли преп. Марка: ап. Павел не говорит здесь о своей порабощённости лукавым помыслам. 424 Внешние скорби, постигающие людей, по учению преп. Марка, есть следствие их злых помыслов: «Причина всего случающегося [с нами] есть помыслы каждого из нас. Мог бы я сказать, что и слова и дела, но так как они не происходят прежде мысли, потому я и приписываю всё помыслам» (Causid. 18). 429 «Я достоверно (κριβς) узнал, что никакая власть не понуждает нас несправедливо ни к добру, ни ко злу» (Consult. 1). С другой стороны, может быть, относимое преп. Марком к сверхъестественному состоянию ума, при котором становятся ощутимы плоды Святого Духа, есть состояние более высокое, чем состояние ума очищенного благодатью от страстей. Но остановиться исключительно на последнем объяснении, без того, чтобы признать противоречие между сочинениями преп. Марка, нельзя, так как преподобный пишет о невозможности освободиться от лукавых помыслов, считая их чужим действием (Bapt. 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Podvizhni...

4 См.: «Сахих» Аль-Бухари. Книга 66. Книга военных походов. Хадис 1529. (3995). 5 См.: «Сахих» Аль-Бухари. Книга 58. Книга джихада. Хадис 1161. (2813). 6 Здесь и далее Кр. означает перевод Крачковского, Кул. – Кулиева, а Осм. – Османова. 7 См.: «Рийад-ас-Салихин» Ан-Навави. Книга 1. Книга Приказаний. Хадис 60. 8 См.: «Сахих» Аль-Бухари. Книга 63. Книга о похвальных качествах. Хадис 1444. (3633). 9 См.: «Рийад-ас-Салихин» Ан-Навави. Книга 1. Книга Приказаний. Хадис 60. 10 См.: «Сахих» Аль-Бухари. Книга 61. Книга начала творения. Хадис 1295. (3209). 11 См.: «Сахих» Аль-Бухари. Книга 61. Книга начала творения. Хадис 1304. (3232). 12 См.: «Сахих» Аль-Бухари. Книга 61. Книга начала творения. Хадис 1306. (3234). 13 См.: «Сахих» Аль-Бухари. Книга 1. Начало откровений. Хадис 4. 14 Сл. 12,1,1–2,1; SC (Sources Chretiennes) 405, 348–350=1.199. 15 PG (Patrologiae cursus completus, series graeca. Ed. J.-P. Migne). 37,451–452=2.33. Тот же текст в PG 37,528–539=2.135. 16 PG 37,1325–1327=2.97. 17 Прп. Максим Исповедник . Различные богословские и домостроительные главы. § 3. 18 Св. Иоанн Дамаскин . Точное изложение православной веры. Книга 1. Глава XII. 19 Св. Григорий Синаит . Главы о заповедях и догматах, угрозах и обетованиях, еще же – о помыслах, страстях и добродетелях, и еще – о безмолвии и молитве. Добр. Т. 5. § 32. 20 Св. Никита Студийский. Третья сотница умозрительных глав сотница о любви и совершенстве жизни Добр. Т. 5. § 5. 21 См.: «Сахих» Аль-Бухари. Книга 67. Книга толкования Корана. Хадис 1711. (4919). 22 См.: «Сахих» Аль-Бухари. Книга 97. Книга единобожия. Хадис 2129. (7405). 23 См.: «Рийад-ас-Салихин» Ан-Навави. Книга 1. Книга Приказаний. Хадис 419. 24 Эту историю можно обнаружить в ранних биографиях Мухаммеда, в работах Ибн Исхака, ал-Вакиди, Ибн Саада, ал-Балазури, ат-Табари и аз-Замахшари. 25 Вероучение имамов прошлого в совокупном изложении собрал и прокомментировал Абдалла бен Абд аль-Мухсин ат-Турки. перевод с арабского А.В. Смирнова. VI. Имам Ахмед бен Мухаммед бен Ханбал. Примечания. 51.

http://azbyka.ru/islam-v-sravnenii-s-xri...

Meyendorff. Byzantine theology. P. 191. 13 Григорий Нисский. Против Евномия 11. PG 45, 880 B–881 B. (Творения. Ч. 6. С. 232–234.) 14 Пролыгин И. В. Катехизация и чин Крещения в Антиохии. С. 56. 15 См. Lampe. Lexicon. P. 891–893. 16 Григорий Богослов. Слово 39, 1. SC 358, 150. (Творения. Т. 1. С. 532.) 17 См.: Теста. Таинства в Католической Церкви. С. 69–75. 18 Николай Кавасила. О жизни во Христе. 1, 40. (Рус. пер. С. 9.) 19 Николай Кавасила. О жизни во Христе. 1, 92–93. (Рус. пер. С. 19.) 20 Христу. 21 Николай Кавасила. О жизни во Христе. 1, 109–110. (Рус. пер. С. 22.) 22 Мейендорф. Брак в православии. С. 15–16. 23 Симеон Новый Богослов. Послание 3, 587–603. 24 См., например: McGuckin. The Orthodox Church. P. 277. 25 Ср. Тертуллиан. О Крещении 11: «Крещение совершали ученики Его как помощники, как Иоанн Предтеча, тем же Крещением Иоанна. И не может быть иного мнения, ибо не существует иного Крещения, чем после Христа. Оно, конечно, не могло быть дано учениками, так как Господь не достиг еще тогда вершин Своей славы и не сообщил еще действенности Крещению страстями и воскресением. Ибо ни смерть наша не могла быть уничтожена ничем, кроме страдания Господа, ни жизнь восстановлена без Его Воскресения (Рим. 6:4–5)». 26 Тертуллиан (О Крещении 12) не дает ясного ответа на вопрос о том, крещены ли были апостолы. Однако в словах Христа, обращенных к Петру, «Омытому нужно только ноги умыть, потому что весь чист» (Ин. 13:10), Тертуллиан видит намек на совершённое над апостолами Крещение. 27 Т. е. основы христианского вероучения. 28 Дидахи 7, 1–4. 29 Ипполит Римский. Апостольское предание 20. 30 Ипполит Римский. Апостольское предание 20. 31 Ипполит Римский. Апостольское предание 21. 32 Ипполит Римский. Апостольское предание 21. 33 Ипполит Римский. Апостольское предание 21. 34 Ипполит Римский. Апостольское предание 21. 35 Тертуллиан. О Крещении 7. 36 Иустин Философ. 1-я Апология 61. 37 Апостольские постановления 7, 22. 38 Апостольские постановления 7, 39. 39 Т. е. всех подчиненных ему злых духов. 40

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=110...

Сл.4,96,16–20; SC 309,242=1.106. 393 1 Пет.2:13–17. 394 Рим.13:1–5. 395 Рим.13:1. 396 1 Тим.2:2. 397 Апология 33. 398 Лк.2:1–5. 399 Слова обращены к Юлиану. 400 Ср. Мф.17:24–27. 401 Сл.19,12–13; PG 35,1057–1060=1.295–296. 402 Сл.17,6–10; PG 35,972–977=1.258–260. 403 Сл.19,13; PG 35,1060=1.296. 404 Мф.19:8. 405 Мф.19:4. 406 Ср. Быт.2:16–17. 407 Сл.14,25–26; PG 35,892=1.221. 408 PG 37,938=2.229. 409 PG 37,853=2.233. 410 Мф.19:21. 411 Ср. Мф.16:24. 412 Сл.14,17–18; PG 35,877–880=1.214–215. 413 PG 37,602–603=2.158. 414 PG 37,884–885=2.242–243. Ср. Knecht. Frauen. 415 PG 37,903–904=2.249. 416 Сл.37,8,15–20; SC 318,288=1.514. 417 Гал.3:28. 418 Исх.10:12. 419 Рим.1:3. 420 Ср. Мф.1:23. 421 Быт.2:24. 422 Еф.5:32. 423 Еф.5:33. 424 Сл.37,6,4–7,20; SC 318,282–286=1.513–514. 425 Ср. Mango. Byzantium, 225–227. 426 PG 37,661=2.221. 427 Ср. Ин.3:3. 428 Сл.20,12,4–7; SC 270,80–82=1.305. 429 О девстве в ветхозаветной традиции (в частности, о ессеях и о " " терапевтах " " Филона) см. Guillaumont. Origines, 13–37. Ср. Леон–Дюфур. Словарь, 261–262. 430 Ср. Мф. 19, 10–12; 1 Кор.7, 7; 7, 24–25; Откр. 14, 4. 431 Об историческом контексте этого Собора см. Gribomont. Basile I, 26–33. 432 См. прав. 1, 9, 10 и 14. О недопустимости гнушения браком говорил во II в. Климент Александрийский (см. Строматы 3, 18). 433 Пир десяти дев, Феофила 1; SC 97, 70. 434 Феофила 5; SC 97, 80. 435 Быт. 2:21. 436 Феофила 2; SC 97, 70–72. 437 PG 35, 530=2.135. 438 PG 37, 539–540=2.138. 439 PG 37, 545–546=2.140. 440 PG 37, 547=2.141. 441 Ср. Быт. 2:24. 442 PG 37, 542–544=2.129. 443 PG 37, 550=2.142. 444 PG 37, 553=2.142. 445 PG 37, 567=2.147. 446 Ср. Brakke. Asceticism, 53. 447 PG 37, 563=2.146. 448 PG 37, 564=2.146. 449 Сл. 40, 18, 13–15; SC 358, 236=1.554. 450 Ср. Ин. 2:9. 451 Письмо 232; ed. Gallay, 166=2.531. 452 Сл. 40, 18, 15–16; SC 358, 236=1.554. 453 Сл. 37, 17–20; SC 318, 290=1.515. 454 PG 37, 1548=2.253. 455 PG 37,572=2.148. 456 Сл. 37, 8, 7–8; SC 318, 286=1.514. 457 Иеромонах Софроний. Об основах, 22. 458

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Ср. Быт. 6:7–20. 351 Сл. 25, 5, 17–6, 19; SC 284, 168–170=1.361. Ср. Исх. 3:2–3. 352 Сл. 25, 14, 26–15, 26; SC 284, 190–194=1.368–369. 353 Сл. 26, 10, 18–12, 24; SC 284, 250–256=1.378–380. 354 1 Кор. 7:40. 355 Т. е. сознательно отверг мирскую мудрость (языческую философию) и надеюсь на приобретение высшей духовной мудрости. 356 Т. е. сложил бы с себя материальное тело, чтобы " " облечься в тело духовное " " (1 Кор. 15:44). 357 Букв. " беглецом из своего отечества " " . Григорий имеет в виду обвинения, выдвигавшиеся в его адрес, в том, что он, оставив свою кафедру в Каппадокии (Сасимах), проживал в Константинополе. 358 Сл. 26, 14, 1–16, 12; SC 284, 258–264=1.381–383. 359 Евр. 13:14. 360 Сл. 4, 23, 6–8; SC 309, 116=1.73. 361 Gallay. Vie, 122. 362 См. Слово 16 (рус. пер. Слово 15). 363 Ср. Быт.1:28; 2:19–20; 3: 14–18. 364 Рим. 8:19–23. 365 Быт. 6–7. 366 Быт. 18:20–19:28. 367 Исх. 7–12. 368 Ис. 38:1–8. 369 Иона 1–4. 370 Сл. 16, 4–5; PG 35, 937–941=1.233–234. 371 Сл. 16, 6; 17–18; PG 35, 941; 959–960=1.234–235; 242–243. 372 Пс. 94:6. 373 Быт. 18:20. 374 Ср. Иоиль 2:14. 375 Ср. Пс. 125:5. 376 Сл. 16, 14; PG 35, 952–953=1.239–240. 377 Сл. 16, 20; PG 35, 961–964=1.244. 378 По предположениям некоторых ученых, Слово было произнесено в богадельне, устроенной Василием Великим. По другой версии, оно было произнесено для того, чтобы вдохновить жителей города на строительство богадельни. См. Gallay. Vie, 87; Benoit. Grйgoire, 272–274. 379 Сл. 14, 2–4; PG 35, 860–864=1.205–207. 380 Ср. Ин. 14:2. 381 Сл. 14, 4–5; PG 35, 864=1.207. 382 Сл. 14, 6; PG 35, 864–865=1.207–208. Древнегреческие поэты и историки чаще называли " " священной болезнью " " эпилепсию: см. Liddell-Scott. Lexicon, 822. 383 Сл. 14, 9–12; PG 35, 868–872=1.209–211. 384 Сл. 14, 29–31; PG 35, 897–900=1.224–226. 385 Сл. 14, 26–28; PG 35, 892–896=1.221–223. 386 Мф. 25:31–46. 387 Мф. 5:7. 388 Сл. 14, 37–39; PG 35, 908–909=1.229–231. 389 Сл. 43, 31, 13–30; SC 358, 268–270=1.564. 390 Ср. Mango. Byzantium, 222–223. 391 Mango. Byzantium, 33. 392

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Житие Григория (Vita Gregorii) было написано Григорием–иереем в VII веке. Из современных биографий наиболее важной остается книга П. Галлэ: см. Gallay. Vie. Ср. Devolver-Gallay. Gregoire. Не потеряла своего значения и работа Э. Флери: см. Fleury. Gregoire. Здесь и далее, ссылаясь на литературу, мы даем имя автора и название книги в сокращении. Расшифровку сокращений см. в Библиографии. 2 Минея месячная, 25 декабря. Служба св. Григорию Богослову. Икос на утрени. 3 Житие Григория (Vita Gregorii) было написано Григорием–иереем в VII веке. Из современных биографий наиболее важной остается книга П. Галлэ: см. Gallay. Vie. Ср. Devolver-Gallay. Gregoire. Не потеряла своего значения и работа Э. Флери: см. Fleury. Gregoire. Здесь и далее, ссылаясь на литературу, мы даем имя автора и название книги в сокращении. Расшифровку сокращений см. в Библиографии. 4 Минея месячная, 25 декабря. Служба св. Григорию Богослову. Икос на утрени. 5 Сл.18, 5; PG 35, 989–992=1.264. Цифры после знака равенства означают номер тома и страницу русского перевода сочинений св. Григория (изд. Сойкина, в 2–х томах). 6 Сл. 18, 12; PG 35, 1000=1.268. 7 Сл. 18, 27; PG 35, 1017=1.277. 8 Сл. 18,8–10; PG 35, 993–996=1.265–266. 9 PG 37, 979–980=2.55. Ср. PG 37, 1033–1034=2.351. 10 PG 37,1001–1003=2.61–62. Ср. PG 37, 1034–1035=2.351–352. 11 PG 37, 1036=2.352. 12 PG 37, 1367=2.71. 13 PG 37, 1369–1371=2.72. 14 PG 37,984–987=2.56. 15 PG 37, 1006=2.63. 16 PG 37, 992=2.59. 17 Сл. 7, 6, 1–2; SC 405, 190=1.162. 18 Сл. 43, 13; SC 384, 142–144=1.610. 19 Сл. 7, 6, 7–8; SC 405, 192=1.162. 20 PG 37, 1038=2.353. Ср. Gallay. Vie, 33–35. 21 Сл. 7, 6, 10–11; SC 405, 192=1.162. 22 См. Mango. Byzantium, 125–128. 23 PG 37, 1115=2.337. 24 PG 37, 1037–1038=2.352. 25 Литературная форма повествования близка к описанию бури в " " Одиссее " " . 26 PG 37, 1038–1040=2.353. 27 PG 37, 1041=2.353. 28 PG 37, 1041=2.353–354. 29 PG 37, 1043=2.354. 30 Сл. 43, 21, 21–22; SC 384, 168=1.617. 31 Сократ. Церк. ист. 4, 26. Ср. Созомен. Церк. ист. 6, 17. 32

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

946 Василий проблематикой наречения имен и понятиями вообще занимается преимущественно в Adv. Eun. I,5–6: SC 299,180–188; II, 4; II, 9: SC 305, 18–22; 36–38. 947 ... τν νομτων ... οκ κ φσεως ντων, λλ κατ’ πνοιαν πικειμνων τος πργμασι (C. Eun. II, 125: GNO I,262,22 ff). 949 ... τς τοιατης νοματοποιας τος νθρπους εναι κυρους (C. Eun. II, 148: GNO I, 268,18 ff). 951 См. C. Eun. II, 402: GNO I, 343,25 – 344, 3. На этот эпизод достаточно часто ссылается и Филон, который также считает имена вещей компетенцией (первого) человека (см. De opif. mundi 148; Leg. alleg. II, 14 ff; Mut. nom. 63 ff; Decal. 23). О представлении Филоном происхождения языка, который, по мнению александрийского ученого, не утрачивает связи с сущностями вещей, см. М. Šedina, «Jazyk stvoení Vznik Septuaginty podle Filóna Alexandrijského»//Reflexe, 18, 1998, c. 4/1–4/15. 954 ... δι τ τ σαρκν περιβολ τν φσιν μν περιεργεσθαι (C. Eun. II, 391: GNO I, 340, 24 ff). 959 ... πιγνονται τος πργμασι α σημαντικα τν γινομνων προσηγοραι κα σπερ σκια τν πραγμτων εσν α φωνα, πρς τς κινσεις τν φεσττων σχηματιζμεναι (C. Eun. II, 150: GNO I, 269, 11–14). 960 Κ.-Η. Uthemann понимает выражение πνοια как «творческую способность» человека, базирующуюся на дискурсивном и практическом мышлении и на чувственных представлениях, как человеческую способность искать и придумывать в самом широком смысле (см. К.-Н. Uthemann, «Die Sprachtheorie des Eunomios von Kyzikos und Severianos von Gabala. Theologie im Reflex kirchlicher Predigt»//Studia patristica, 24, 1993, c. 336–344, zejm. 339). Th. Dams подчеркивает двойственный смысл этого выражения, которое может означать «ментальный акт и его результат, т.е. νημα в нас» (Th. Dams, La controverse eunoméenne, неопубликованная диссертация в Institut Catholique, Paris 1955, c. 150; цит. no SC 299, c. 182, прим. 2). Так, уже Е. С. Owen различал двойственное значение термина πνοια у каппадокийцев: это и «понятие, идея», и «способность создавать данное понятие». В обоих случаях, согласно Owen’y, речь идет о вторичном, ретроспективном продумывании, рефлексии (см. Е. С. Owen, «πινοω, πνοια and Allied Words»//Journal of Theological Studies, 35, 1934, c. 368–376).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

8 Basile de C—sar—e. Contre Eunome, suivi de Eunome. Apologie/Intr., trad. et notes de B. Sesbou— avec la collaboration pour le texte et l’introduction critiques de G. M. De Durand et de L. Doutreleau//SC 299, 305. Paris, 1982, 1983. 9 Gregorius Nazianzenus. Adversus Eunomianos (orat. 27)//Gregor von Nazianz. Die funf theologischen Reden. Dusseldorf, 1963. S. 38–60. 11 Filostorgius. Historia Ecclesiastica VIII, 12//Die griechischen christlichen Schriftsteller. T. 21. Berlin: Akademie-Verlag, 1981. P. 114, Hieronymus. De viris illustribus. 120//PL 23, 711A. 12 Свидетельство сирийского церковного историка: Barhadbesabba. Historia Ecclesiastica 17//Patrologia Orientalis. T. 23. Col. 315. 13 См. Vaggione R. P. Some Neglected Fragments of Theodore of Mopsuestia’s Contra Eunomium//Journal of Theological Studies. T. 31. 1980. P. 403–470. 14 Свидетельство блаженного Иеронима: Hieronymus. De viris illustribus 109, 120//PL 23, 705A, 711A. Кроме того, по мнению большинства современных исследователей, именно Дидиму принадлежат IV и V книги “Против Евномия”, которые уже в самых древних рукописях следовали за первыми тремя книгами, принадлежавшими святителю Василию, и приписывались последнему, см.: Clavis Patrum Graecorum. T. II. 2837. 15 Cyrillus. De sancta trinitate dialogi, i-vii//Cyrille d’Alexandrie. Dialogues sur la 3 vols//SC 231, 237, 246. Paris, 1976, 1977, 1978. 16 Dani—lou J. Introduction//Jean Chrysostome. Sur l’incomprehensibilime de Dieu. T. I (Homelies 1–5). P. 16–17. 18 … Урег e„de…hmen per€ aЩmБj, тоато oden: Р d’ ав ™ke‹noj, тоато eШr»seij ™n … — Socrates. Historia ecclesiastica IV.7.35–38//PG 67, 463. 25 … dikaiosЪnhn ™k пТтои di¦ p…stewj Crismoa, ™k Qeoa dikaiosЪnhn ™p€ тН p…stei. 30 T€ ™sti “Otan жj Р QeXj fa…nhtai, жj аЩтХп qewre‹n ™stin, oЫmwj аитХп deiknЪV, ™pimemron тН топ Prunmwn mБj Фyewj ™p…deixin. — Contra anomoeos III, 3. Ср. Он же. Ad Theodorum lapsum 11, 54–57//Jean Chrysostome. A Theodore/Ed. J. Dumortier//SC 117. Paris, 1966. P. 68 — тХ fainTmenon Гп оЩк ™p…deixij тоа (снисхождение было явлением, а не точным показанием существа); Он же. Contra anomoeos 7//PG 48, 765: g¦r ™p€ mБj gБj ™n mЪpJ, ka€ aЩmXj Р QeTj, тХ fainTmenon оЩк sarkXj (Ведь поскольку ангелы и Сам Бог часто являлись на земле в человеческом облике, являемое было не осязаемой подлинностью плоти, а снисхождением).

http://pravmir.ru/svyatitel-ioann-zlatou...

13 См. описание царского пути у Страбона: Strabo. Geographica 15, 1, 11:22–26 (Н. L. Jones. L., 1930. Vol. 7. p. 14,16). 14 Аристотель упоминает о «царских путях», которые должны были всегда иметь источник денежных средств («сокровища») для движущегося войска: Aristoteles. Oeconomica (A. Wartelle, B. A. van Groningen. P., 1968. Bekker P. 1353a:24–26). 16 Cyrillus. Vita Euthymii (E. Schwartz. Leipzig, 1939 (Texte und Untersuchungen 49.2). S. 80:8). 17 Μλλιον равен 7,5 стадиям (1 стадий – 240 шагов или 185 метров), 1800 шагам (шаг равен 0,7708 м.) (Πλακογιανκης 2006. Σ. 627). 18 В качестве примера можно привести сохранившийся милион из Каламбаки, находящийся недалеко от города Филиппы в Македонии на Via Ignatia. Это цилиндрическая скала около 2,5 метров высотой. См.: Pila, Berardino 2010. P. 170. 20 Dorotheus. Doctrinae diversae 10, 106:1 (L. Regnault, J. de Préville. P., 1963 (SC 92). P. 340). 21 Dorotheus. Doctrinae diversae 10, 107:1–4 (L. Regnault, J. de Préville. P., 1963 (SC 92). P. 344). 22 Apophthegmata patrum (collectio alphabetica). De abbate Beniamino 5//PG 65, 145:9–11. Ср.: Apophthegmata patrum (collectio systematica) 7, 5:1–2 (J.-C. Guy. P., 1993 (SC 387). P. 338). 23 Ps.-Macarius. Homiliaespirituales 50 (collectio H) 27:337–340 (H. Dörries, E. Klostermann, M. Krüger. B., 1964 (PTS 4). S. 230). 25 В еврейском языке есть четыре слова, обозначающие путь, из которых наиболее распространено первое: 1) [derek], переводится на греческий как δς. (Штейнберг) 1. дорога, путь; тж. 2. свойство, навык, образ жизни, нрав. (BDB 1987. P. 202) 1. путь, дорога, расстояние, 2. путешествие, 3. способ. (HALOT) 1. путь, дорога; 2. расстояние, путешествие; 3. путешествие; 4. способ=обычай, обыкновение, поведение. 2) [ora] (Штейнберг) 1. след; 2. поэт. дорога, путь, перен. а) нравственное поведение, б) обыкновенное свойство (о месячных у женщин), в) назначенная судьба (HALOT) 1. путь; 2. основание; 3. дамба; 4. состояние; 5. путь для следования, поведение; 6. путь, избранный Богом; 7. тропа, метаф. процесс суда.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Сл. 8, 8, 26–27; SC 405, 260=1.179. 1520 Сл. 8, 20, 7–14; 290=1.187. 1521 См. PG 38, 22=2.327. 1522 См. Calvet-Sebasti. SC 405, 61–82. 1523 Сл. 8, 8, 31; 262=1.179. 1524 Сл. 8, 8, 1–12; 258–260=1.179. 1525 Сл. 8, 10, 1–25; 264–266=1.180–181. 1526 Сл. 8, 11, 1–13, 1; 266–272=1.181–182. 1527 Сл. 8, 13, 23–14, 22; 274–278=1.183. 1528 Григорий сначала утверждает, что Горгония " " не захотела иметь другого врача, кроме Того, Кто подверг ее (несчастью).., потому что стыдилась взора и прикосновения мужчин " " (Сл. 8, 15, 20–22; 280=1.184). Однако чуть ниже он говорит, что ей не помогало " " искусство врачей, которые, вместе и по отдельности, исследовали ее болезнь " " (Сл.8,17,7–9; 284=1.185). Первое утверждение следует считать " " общим местом " " , типичным для житийной литературы; второе, очевидно, соответствует происходившему на самом деле. Пример того, как действительность приобретает иконные черты, когда становится предметом жития или Похвального Слова. 1529 Ср. Мф. 9:20–22. 1530 Ср. Лк. 7:37–38; Мф. 26:7. 1531 Термин " " вместообразные " " (antitypa) употреблялся в раннехристианской Церкви для обозначения Святых Даров. Запасные Дары для причащения больных находились на жертвеннике. 1532 Необычный способ употребления Святых Даров не для причащения, а для помазания, возможно, связан с тем, что во время описываемого события Горгония была еще оглашенной и потому не могла причащаться. Поскольку этот эпизод предшествует рассказу о Крещении Горгонии, такое предположение вполне оправдано. 1533 Сл. 8, 18, 3–22; 284–286=1.185–186. 1534 Ср. упоминание " " философии " " и " " философов " " в Сл. 8, 6, 7; 256=1.178; Сл. 8, 13, 12–13; 272=1.182; Сл. 8, 16, 10–12; 282=1.185. 1535 Т. е. жизни во Христе. 1536 Сл. 20, 1–7; 290=1.186–187. 1537 PG 37, 1445–1446=2.335. 1538 PG 37, 1446=2.335. 1539 См. главу I. 1540 Ср. Ис. 10:12. 1541 Сл. 4, 1, 11–15; SC 309, 86–88=1.65. 1542 См., в частности, разделы " " Ученость и философия " " и " " Социальные темы " " в главе II. 1543 Сл. 4, 20, 10–14; 114=1.72–73. 1544

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010