2001). Эвфемизмы использованы скорее всего намеренно, чтобы отвлечь внимание от факта казни П. как преступника по приговору рим. властей и в то же время подчеркнуть, что смерть стала для него освобождением и началом вечной жизни с Богом ( Eastman. 2017. P. 1-7). По мнению одних исследователей, автор послания считал причиной гибели апостолов Петра и П. козни иудеев ( Tajra. 1994. P. 76-84) или иудеохристиан ( Barrett. 2003. P. 162-163); по др. версии, поводом для репрессий стали распри между римскими христианами ( Eastman. 2014). Возможно, П. подразумевается в сообщении о том, что «наши апостолы» (ο πστολοι μν) по повелению Христа учредили руководящие должности в общинах и определили порядок их замещения ( Clem. Rom. Ep. I ad Cor 42. 1-5; 44. 1-2; см.: Moriarty W. 1 Clement " s View of Ministerial Appointments in the Early Church//VChr. 2012. Vol. 66. P. 115-138). Автор Послания Климента был знаком с Первым посланием к Коринфянам, на к-рое он указывал своим адресатам ( Clem. Rom. Ep. I ad Cor 47. 1). Высказывалось мнение о том, что др. Послания П. не были ему известны ( Schneemelcher. 1964), однако большинство исследователей считают, что он знал также Послание к Римлянам (The NT in the Apostolic Fathers. Oxf., 1905. P. 37-55; Lindemann. 1979. S. 177-199; Löhr . 2001), содержание к-рого могло быть известно ему из устной традиции ( Kirk. 2015. P. 32). Кроме того, в Послании Климента есть параллели с Посланием к Евреям ( Gregory A. F. 1 Clement and the Writings that Later Formed the New Testament//The Reception. 2005. P. 129-157). Нек-рые исследователи усматривали в Послании Климента признаки знакомства автора с Посланиями к Ефесянам ( Aland. 1979), к Галатам и к Филиппийцам ( Padovese. 2002); автору могли быть известны также Второе послание к Коринфянам, Послания к Колоссянам и Пастырские Послания ( Dassmann. 1979. S. 79-83; др. исследователи исключают 2 Тим - Rothschild. 2017). Предположение, что автор знал все Послания П., кроме 1, 2 Фес и Флп ( Hagner. 1973), большинство исследователей отвергают (см.

http://pravenc.ru/text/2581793.html

В России сочинения В. широко использовались историками церковного искусства (Д. В. Айналовым , А. П. Голубцовым и др.). На материалах В. основаны и страницы первых глав «Иконографии Богоматери» Н. П. Кондакова (1914), где отмечена важность публикации В. точных копий с фресок, пересказаны мн. его положения, ведется полемика с использованием восточнохрист. материала. Соч.: Principienfragen der christl. Archäologie: Mit besonderer Berücksichtigung der «Forschungen» von Schultze, Hasenclever und Achelis. Freiburg, 1889; Die Katakombengemälde und ihre alten Copien. Freiburg, 1891; Die Gottgeweihten Jungfrauen in den 1. Jh. der Kirche. Freiburg, 1892; Fractio Panis: die älteste Darst. des eucharistischen Opfers in der Capella graeca. Freiburg, 1895; Die Malereien der Sacramentskapellen in der Katakombe des heiligen Callistus. Freiburg, 1897 [магист. дис.]; Die Malereien der katakomben Roms. Freiburg, 1903; Cripta dei papi e la cappella di Santa Cecilia nel Cimitero di Callisto. R., 1910; Die römischen Mosaiken und Malereien der kirchlichen Bauten vom IV. bis XIII. Jh. Freiburg, 1924; Erlebnisse und Ergebnisse im Dienste der christl. Archäologie: Rückblick auf eine fünfundvierzigjährige wissenschaftliche Tätigkeit in Rom. Freiburg, 1930; Fede della chiesa nascente: secondo i monumenti dell " arte funeraria antica. Vat.,1938; Mosaici paleocristiani di Santa Maria Maggiore negli acquarelli della collezione Wilpert/A cura A. Nestori, F. Bisconti. Vat., 2000. Лит.: Bibliografia di Mons. G. Wilpert//RACr. 1938. Vol. 15. P. 6-16 [список работ В.]; Ferretto G. Note storico-bibliografiche di archeologia cristiana. Vat., 1942. P. 349-355, 362-365; Testini P. Le catacombe e gli antichi cimiteri cristiani in Roma. Bologna, 1966. P. 30-32, 34-35; Dassmann E. Josef Wilpert und die Erforschung der Römischen Katakomben//RQS. 1977. Suppl. Bd. 35. S. 160 ff.; Brandenburg H. Archeologia Cristiana//DPAC. 1983. Vol. 1. Col. 317-333; Deichmann F. W. Archeologia Cristiana. R., 1993. P. 39; Finney P. C. The Invisible God: The Earliest Christians on Art. N. Y.; Oxf., 1994. P. 115, 188, 229; Saxer V. Zwei christliche Archäologen in Rom: das Werk von G. B. de Rossi und J. Wilpert//RQS. 1994. Bd. 89. S. 163-172; S ö rries R. Josef Wilpert: (1857-1944): Ein Leben im Dienste der christl. Archäologie. Würzburg, 1998.

http://pravenc.ru/text/158676.html

Ист.: Euseb. Hist. eccl. X 5. 18-22; Das Kalenderhandbuch von 354: Der Chronograph des Filocalus/Hrsg. J. Divjak, W. Wischmeyer. W., 2014. Bd. 2. S. 517-520, 528, 562-564; LP. T. 1. P. 8-9, 74-75, 168-169; T. 3. P. 76; Liber Pontificalis. Pars 1/Ed. Th. Mommsen. B., 1898. P. XLVII, LIX, 46, 243-244. (MGH. Gest. Pont. Rom.; 1); Maier J.-L. Le dossier du Donatisme. B., 1987. Vol. 1: Dès origines à la mort de Constance II (303-361). P. 148-160; MartHieron. Comment. P. 34, 347-348; MartRom. Comment. P. 575; MartRom. (Vat.). P. 86. Лит.: Le Nain de Tillemont L.-S. Mémoires pour servir à l " histoire ecclésiastique des six premiers siècles. P., 17042. T. 6. P. 29-38; De Rossi G. B. La Roma sotterranea cristiana. R., 1867. T. 2. P. 32, 107, 188-190, 195-210; Duchesne L. Histoire ancienne de l " Église. P., 19104. T. 2. P. 96, 109-112; Hefele, Leclercq. Hist. des conciles. T. 1. Pt. 1. P. 272-274; Monceaux P. Histoire littéraire de l " Afrique chrétienne. P., 1912. T. 4. P. 338-348; Schneider Graziosi G. Studio topografico sulla tomba del papa Milziade nel cimitero di Callisto//NBAC. 1914. T. 20. P. 51-93; Kirsch J. P. Der stadtrömische christliche Festkalender im Altertum. Münster, 1924. S. 68-69, 99-100, 122, 221, 227; Amman E. Miltiade ou Melchiade//DTC. T. 10. Pt. 2. Col. 1764-1765; Caspar E. Die römische Synode von 313//ZKG. 1928. Bd. 46. S. 333-346; idem. Geschichte des Papsttums. Tüb., 1930. Bd. 1. S. 102, 109-115; Leclercq H. Miltiade//DACL. T. 11. Col. 1199-1203; Frend W. H. C. The Donatist Church. Oxf., 1952. P. 142-150; Instinsky H. U. Bischofsstuhl und Kaiserthron. Münch., 1955; idem. Zwei Bischofsnamen konstantinischer Zeit: 1. Miltiades von Rom//RQS. 1960. Bd. 55. S. 203-206; Lohse B. Kaiser und Papst im Donatistenstreit//Ecclesia und Res Publica/Hrsg. G. Kretschmar, B. Lohse. Gött., 1961. S. 76-88; Monachino V. Il primato nello scisma donatista//AHPont. 1964. Vol. 2. P. 7-44; Amore A. Milziade (Melchiade)//BiblSS. Vol. 9. Col. 488-491; De Decker D. La politique religieuse de Maxence//Byz.

http://pravenc.ru/text/2563226.html

Существующий в Боге этот мир и познается разумными существами тоже в Боге. Таков же смысл и августиновского панентеизма (см., напр., De quan. anim. с. 34, n. 77. Migne, t. 32. col. 1077; p п. II, 413–414, где Бог, как «creator omnium», именуется incommutabile principium, ex quo omnia, per quem omnia, in quo omnia... cum quo esse non omnes possunt, et sine quo esse nemo potest; в Боге заключены вечные и неизменные идеи всех вещей, как творческие принципы мира: apud te rerum omnium instabilium stant causae, et rerum omnium mutabilium immutabiles manent origines, et omnium irrationabilium et temporalium sempiternae vivunt rationes. Confess. I, VI, 9. M. t. 32 col. 664; p. п. I, 8. De divers. quaest. LXXXIII, qu. XX. M. t. 40, col. 15–16: in illo (Deo) sunt omnia, nec tamen ita in illo, ut ipse sit locus. Cnfr. Solil. I. I, n. n. 3–4. M. t. 32, col. 870–871; p. п. II, 229–231. Confess. I, II, 9. M. t. 32, col. 661–662; p. п. I, 2–3: Sine te non esset quidquid est... Non ergo essem, nisi esses in me. An potius non essem, nisi essem in te, ex quo omnia, per quem omnia, in quo omnia ( Rom. XI, 36 )? Etiam sic, Domine, etiam sic. Confess. X, XXVII, 38; col. 795; p. п. I, 181: Mecum eras, et tecum non eram. Ea me tenebant longe a te, quae si in te non essent, non essent. cnfr. IV, XII, 18; col. 700; p. п. I, 84. Мир, как и сам человек, познается в Боге. Confess. X, XXVI, 37; М. t. 32, col. 795; р. п., I, 297 ср. стр. 464–465; 471–472 и др.; равным образом и ангелы познают Бога, творение и себя самих в Боге – De Civit. Dei XI, XXXIX. М. t. 41, col. 343; р. п. IV, 222–223). Т. обр., панентеизм в богословско-философской системе нашего западного учителя построяется и развивается на библейско-церковной основе и с точки зрения его христианско-теистического воззрения о Боге, как Абсолютной Личности, как Всемогущем, Премудром и Благом Творце и Промыслителе мира, и о мире, как Его свободном, конечном творении. Некоторая неуравновешенность богословско-философской мысли бл. Августина при определении момента трансцендентности и имманентности Божества в их взаимоотношении, усиленно и тенденциозно подчеркиваемая западными, протестантскими его исследователями, дает им основание, с их точки зрения, усматривать в этом учении Августина самые разнообразные до полной противоположности и взаимного противоречия его воззрения (от «акосмического пантеизма» вплоть до «космического монизма», с которыми у него совмещаются еще и деистические представления – A.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Epistula 28, 3, PL 112–113). 146 Augustinus Hipponensis. Epistula 73, PL 33, 245. О переписке блж. Августина с блж. Иеронимом см.: Thimme W. Augustin. Ein Lebens und Charakterbild auf Grund seiner Briefe Göttingen, 1910. S. 21–32; Grützmacher G. Hieronymus. Eine biographische Studie zur alten Kirchengeschichte Berlin, 1908. Bd. III. S. 114–137. 147 Augustinus Hipponensis. Coma mendacium. 11, PL 40, 525. Подробно вопрос этот рассматривается в §§ 4–9. Всестороннее учение блж. Августина о лжи изложено: Récéjac Ε. De mendacio quid senserit Augustinus. Parisiis. 1896. 150 Quis autem non exhorreat, et mori eligat, sici proponatur, aut mors perpetienda aut rursus infantia. [Кто не ужаснется и не предпочтет умереть, если ему предложат на выбор пережить смерть или снова детство?] (Augustinus Hipponensis. De Civitate Dei XXI, 14, PL 41, 728–729). 151 Nonne ipsa est beata vita quam omnes volunt, et omnino qui nolit nemo est? [Разве не блаженной жизни все хотят, и нет такого человека, который бы ее не хотел?] (Augustinus Hipponensis. Confessiones Χ, 29, PL 32, 791). Nec ego tantum, aut cum paucis, sed beati prorsus omnes esse volumus [Не только я или немногие вместе со мной, но и, конечно, все мы хотим быть блаженными) (Ibid. X, 31, PL 32, 793). Beate certe omnes viv ere volumus; neque quisquam est in hominum genere, qui non huic sententiae, antequam plene sit emissa, consentiat. [Мы все, без сомнения, хотим жить блаженно, и нет никого в роде человеческом который бы не сочувствовал этому еще прежде нашего о том высказывания] (Idem. De moribus Ecclesie I, 4, PL 32, 1312). Omnium certa sententia est, qui ratione quoquo modo uti possunt, beatos esse omnes homines velle. [У всех, кто только каким-либо образом причастен разуму, есть твердая уверенность в том, что все люди хотят быть счастливыми] (Idem. De Civitate Dei Χ, 1, 1, PL 41, 277). Cp.: Idem. De magistro, 46, PL 32, 1220. Рус. пер. Ч. 2. C. 472; De Trinitate XIII, 6, 7, 25, PL 42, 1017–1018, 1034. 152 Auditsi qualis ores nunc audi et quid ores, unde me maxime cosulendum putasti, quoniam te permovet quod ait Apostolus, Quid enim oremus, sicut oportet nescimus ( Rom. VIII, 26 ), et timuisti ne magis tibi obsit, non sicut oportet orare. Quod itaque dici breviter potest, ora beatam vitam… Quid ergo aliud oportet te orare, nisi id quod cupiunt et mali et boni, sed ad quod perveniunt non nisi bori? [Ты уже слышала, как тебе молиться, теперь послушай о чем тебе молиться, потому ты и захотела более всего, чтобы я дал тебе совет в этом деле, поскольку тебя волнуют слова апостола: «Мы не знаем, о чем молиться, как должно» ( Рим.8:26 ). Ты испугалась, и тебя смущает, как должно молиться, более, чем то, чтобы не молиться вовсе. Если говорить кратко, то молись о блаженной жизни… Действительно, о чем другом тебе следует молиться, как не о том чего хотят и добрые и плохие, но к чему никто не приходит, кроме добрых?) (Augustinus Hipponensis. Epistula 130, 9, PL 33, 497).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

Im September 2007 wurde er als Anwärter des Kommunikationsdienstes der Abteilung für kirchliche Außenbeziehungen des Moskauer Patriarchats ernannt. Seit Oktober 2007 war er der Referent des Vorsitzenden der Abteilung für kirchliche Außenbeziehungen des Moskauer Patriarchats des Metropoliten von Smolensk und Kaliningrad Kyrill (jetzt- der Heiligste Patriarch von Moskau und ganz Russland). Im September 2008 wurde er als Lehrer des geistlichen Seminars Smolensk ernannt. 2009-2022 Seit 5. Februar 2009 - der Privatsekretär des Heiligsten Patriarchen Kyrill. Am 5. März 2009 wurde ihm vom Heiligsten Patriarchen Kyrill die Mönchsweihe mit dem Namen Antonius zur Ehre des Märtyrers Antonius von Walaam in der Hauskirche von Hl. Filaret des Troize-Sergijew-Klosters verliehen. Am 8. März 2009 wurde er vom Heiligsten Patriarchen Kyrill zum Mönchsdiakon in der Christ-Erlöser- Kathedrale Moskau geweiht. Vom April 2009 bis zum 8. April 2011 - der Leiter des Privatsekretariats des Patriarchen von Moskau und ganz Russland. Am 3. April 2010 wurde er vom Heiligsten Patriarchen Kyrill zum Mönchpriester mit der Auflegung von Epigonation geweiht. Am 5. Juni 2010 hat er den geistlichen Seminar von St. Petersburg bei erster Klasse abgeschlossen. Mit Beschluss vom Heiligen Synod ab 22. März 2011 (Protokoll 32) wurde er zum Kleriker der Kirche von St. Nikolaus in Rom ernannt. Mit Beschluss vom Heiligen Synod ab 30. Mai 2011 (Protokoll 62) wurde er vom Dienst des Klerikers der Kirche von St. Nikolaus in Rom freigemacht und zum Vorsteher der Russischen Kirche St. Katharina von Rom ernannt. Am 12. Juli 2011 wurde er vom Erlass des Heiligsten Patriarchen Kyrill zum Sekretär der Kirchen des Moskauer Patriarchats in Italien ernannt. Am 18. Juli 2013 wurde er im Troize-Sergijew-Kloster vom Heiligsten Patriarchen Kyrill zum Archimandrit ernannt. Am 7. Oktober 2015 wurde ihm der Mönchsgrad mit dem Namen Antonius zur Ehre von Antonius von Rom verliehen. Mit Beschluss vom Heiligen Synod ab 22. Oktober 2015 (Protokolle 62) wurde er zum Bogorodsky Bischof, Vikar des Patriarchen von Moskau und ganz Russland ernannt, mit der Beauftragung, die Betreuung von Oberhirten von allen Kirche des Moskauer Patriarchats in Italien durchzuführen, und zum Leiter der Verwaltung des Moskauer Patriarchats für ausländische Errichtungen ernannt.

http://mospat.ru/de/chairman/

Главы 62-65 составляют эпилог. Автор кратко перечисляет свои основные увещевания и хвалит мудрость адресатов своего Послания ( Clem. Rom. Ep. I ad Cor. 62. 3). Он также использует т. н. топос благополучия (ср.: Dio Chrysost. Or. 39. 2; 40. 26), в традициях греко-рим. риторики призывая к миру и согласию ( Clem. Rom. Ep. I ad Cor. 63. 2). Затем сообщается о посланниках Римской Церкви (Ibid. 63. 3), после чего следуют финальное благословение основной части и заключение, в котором вновь упоминаются посланники и выражается надежда на скорейшее разрешение кризиса. А. А. Ткаченко VII. Богословие. Нестроения в коринфской общине послужили для К. поводом не только к увещеванию к церковному единству, но и к богословскому обоснованию этого единства. Характерной особенностью Послания является «нравственно-библейский тон» ( Попов. 2003. С. 12). Вероучительное содержание Послания имеет важное значение для понимания происхождения христианского догматического учения. Сщмч. Климент, еп. Римский, с житием. Икона. 1-я пол. XVII в. (ПГХГ) Сщмч. Климент, еп. Римский, с житием. Икона. 1-я пол. XVII в. (ПГХГ) 1. Учение о Боге. В основе богословского учения К. лежит библейское представление о едином Боге, Творце мира и источнике спасения. Подобно др. мужам апостольским, К. почти не затрагивает вопроса о бытии Бога в Себе Самом, вне Его отношения к миру и человеку. Бог, по мысли К.,- не самозамкнутая Монада, но Существо «всеобъемлющее» (τ πντα μπεριχων - Clem. Rom. Ep. I ad Cor. 28. 4). Он - Зиждитель и Владыка всего (δημιουργς κα δεσπτης τν πντων - Ibid. 20. 11; ср.: Ibid. 26. 1; 33. 2; 59. 1), Вседержитель (παντοκρτωρ - Ibid. 32. 4), наш Творец (ποισαντος μς - Ibid. 7. 3; 14. 3; πλσας μς κα δημιουργσας - Ibid. 38. 3) и Отец («Отец веков» (πατρ τν ανων) - Ibid, 35. 3; «Отец и Создатель всецелого мира» (πατρα κα κτστην το σμπαντος κσμου) - Ibid. 19. 2). Наименование «Отец» К. использует исключительно в смысле отношения Бога к творению (в этом значении Отцом называли Бога уже в эллинистическом иудаизме - ср.: Philo.

http://pravenc.ru/text/1841337.html

15. 2) и Отцом всех христиан (Ibid. 1. 4; 9. 10; 10. 1). Христология Послания очень тесно переплетена с сотериологией. В самом начале сочинения говорится, что о Христе надо помышлять как о Боге (Ibid. 1. 1). Постоянно подчеркивается исключительная роль Христа в спасении человека и в последнем Суде. Иисус Христос называется «Спасителем и Начальником нетления» (Ibid. 20. 5). Автор отмечает, что прежде воплощения Христос был духом (или Духом?), а потом «сделался плотью» для спасения человека (Ibid. 9. 5). В 14-й гл. говорится о том, что Дух есть Христос ( Clem. Rom. Ep. II ad Cor. 14. 4), что заставляет усматривать в произведении следы раннехрист. бинитаризма ( Hurtado L. W. Lord Jesus Christ: Devotion to Jesus in Earliest Christianity. Grand Rapids (Mich.), 2003). В Послании говорится о первой, или духовной, Церкви, к-рая была создана прежде солнца и луны и является Телом Христа ( Clem. Rom. Ep. II ad Cor. 14). Она явилась в последние дни, чтобы участвовать в спасении человека. Вероятно, в основе этого учения лежат слова Послания к Ефесянам о мистическом браке Христа и Церкви (Еф 5. 22-32), но нек-рые исследователи усматривают здесь влияние гностического учения Валентина о сизигии, небесной паре (Логос и Дух), к-рая происходит от Бога и из к-рой происходит все сущее. Многократно и разнообразно в Послании говорится о спасении и вечной жизни, к-рая описывается как буд. покой ( Clem. Rom. Ep. II ad Cor. 5. 5; 6. 7), вхождение в Царство (Ibid. 5. 5; 9. 6; 11. 7; 12. 1, 2, 6), усыновление Богу (Ibid. 9. 10) и т. д. Но спасению предшествует последний Суд (Ibid. 9. 1; 16. 3; 17. 6; 18. 2), наступления к-рого христиане ожидают со дня на день (Ibid. 11. 2-4). Антидокетизм Послания проявляется в акцентировании учения о том, что Суд будет происходить над человеком во плоти (Ibid. 9). Грешников ждут страшные муки в огне неугасимом (Ibid. 17. 7; ср.: Ibid. 5. 4; 7. 6), а праведников - вечное блаженство. Большое внимание уделяется христианской этике и аскезе. Автор говорит о том, что необходимо сохранять неповрежденной печать, полученную в Крещении (Ibid. 7. 6; 8. 6), и неуклонно исполнять заповеди Господни (Ibid. 3. 4; 4. 5; 6. 7; 8. 4; 17. 3, 6), живя в соответствии с волей Божией. Тем не менее он не считает членов Церкви безгрешными, но, наоборот, призывает к покаянию (Ibid. 8. 1-3; 9. 8; 13. 1; 16. 1; 17. 1), самого себя называя «всегрешным» (Ibid. 18. 2). При этом учения о грехах «к смерти» и «не к смерти» и возможности или невозможности «второго покаяния» в Послании не прослеживается. С т. зр. автора, нравственная жизнь по заповедям является ответом (букв.- воздаянием (ντιμισθα)) верующих Христу за дарованное спасение (Ibid. 1. 3, 5; 9. 7; 15. 2). Наряду с покаянием автор призывает творить милостыню, к-рая ставится им выше поста и молитвы (Ibid. 16. 4). Канонический статус и церковная рецепция

http://pravenc.ru/text/1841337.html

1890. Neumann K. J. Hippolitus von Rom in s. Stellung z. Staat u. Welt, Leip. 1902. Plocque. De la condition de I " Église sous I " Empire Rom. (Thèse) Par. 1888; Allard, Le Christianisme et I " empire rom. de Néron à Théodose (Par. 1900) Athanasiades, Die Begründung des orthodoxen Staates durch Kaiser Theodos. den Grossen (Diss) Leip. 1902. H. Gelzer, Staat und Kirche in Byzanze в Historische Zeitschrift Bd. L (1901) S. 193 ff. H. Gelzer, Die politische und kirchliche Stellung von Byzanz z. Verhand d. 33 Philologenverz in Jena, Leipz. 1879 S. 32 ff. Langen, Geschichte der römischen Kirche Bonn. 1881 Bd. 1, Harnack, Lehrbuch der Dogmengeschichte Freib. 1888 Bd. II S. 33 ff. 398 ff. Sohm, Kirchenrecht, Leipz. 1890 Bd. 1 S. 377 ff. 440 ff. Pargoire J. I " Église byzantine de 527 à 807 Par. 1905. Duchesne, Autonomies ecclesiastiques Par. 1890. Manso. Das Leben Konstantin d. Gr. Breslau 1817, Brieger, Konstantin d. Gr., als Religionspolitiker, Gotha, 1880; Elasch, Konstantin d. Gr. als erster christlicher Kaiser, Wüzb. 1891, Duruy, Histoire des Romains. Par. 1885 t. VΙΙ Kahl. Lehrsystem des Kirchenrechts und der Kirchenpolitik. Bonn. 1894 S. 246 ff. O. Mayer. art. Staat und Kirche в RE. XVIII, 707. Бердников. Государственное положение религии в римско-византийской империи, Каз: 1881; Курганов, Отношение между церковною и государственною властью в византийской империи, Каз. 1880. Суворов, Объем дисциплинарнаго суда и юрисдикции церкви. Москва. 1906 Скабаланович, Византийское государство и церковь в XI в.; Сергеевич, Русские юридические древности СПБ. 1893 т. 2 стр. 481 и сл., Суворов H. С. Византийский папа. М. 1902. Суворов. Крит. отзыв на книгу Бенешевича. Канонический сборник XIV тит. Ж. Μ. Η. Пр. 1906 г. 6 стр. 409 и сл. Кестлин. Существо церкви. пер. с пред. H. С. Суворова. Яросл. 1882. 247 Bossuet, Politique tirée des propres paroles de J’Ecriture-sainte Ш, 2, 1. Les princes agissent donc comme ministres de Dieu, et ses lieutenants sur la terre... C’est pour cela que nous avons vu que le trône royal n’est pas le trône d’un homme, mais le trône de Dieu méme; VI, 1, 1 nous avons vu que tout I’Etat est en la personne du Prince.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Aeg. II 4. 22), был сурово наказан (Быт 19. 4-11; ср.: Иуд 7; по названию города Содома Г. в церковной традиции именуется также содомским грехом). Безусловный запрет на гомосексуальные отношения представлен в ветхозаветном законодательстве: «Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость» (Лев 18. 22); «если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти...» (Лев 20. 13). Характеризуя греховное состояние отвратившихся от истинного Бога язычников, ап. Павел указывает на их извращения в половой сфере: «...предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение» (Рим 1. 26-27). Апостол утверждает, что «ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии (греч. μαλακο), ни мужеложники (ρσενοκοται)... Царства Божия не наследуют» (1 Кор 6. 9-10). В числе «беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных» ап. Павел упоминает мужеложников (1 Тим 1. 8-11). В творениях св. отцов и учителей Церкви Г. и сопряженные с ним грехи (напр., деторастление) рассматриваются как одни из самых постыдных и тяжелых (Didache. 2. 2; Theoph. Antioch. Ad Autol. I 14; Clem. Alex. Strom. III 18; Macar. Aeg. II 4. 22; Theoph. Bulg. Exp. ad Rom. 1. 26-27; idem. Exp. ad 1 Cor. 6. 9-10; Феофан Затворник, свт. Толкование на 1 Кор//Творения: Толкования Посланий ап. Павла. М., 1998. С. 224-227). Комментируя слова ап. Павла о половых извращениях язычников, свт. Иоанн Златоуст говорит: «...все страсти бесчестны, но особенно бесчестна безумная любовь к мужчинам, потому что душа страдает и унижается в этих грехах более, чем тело в болезнях. …У язычников не только учение было сатанинское, но и жизнь диавольская» ( Ioan. Chrysost. In Rom. 4. 1). Бог заповедал мужу и жене посредством общения быть одной плотью (Быт 2.

http://pravenc.ru/text/166121.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010