А. Из законов гражданских в Синтагме много таких, источники которых обозначены именем того, или другого из Византийских Императоров. Многие, или вернее – большая часть этих законов – приведены у Властаря не по подлинному их тексту, а по изложению их у Вальсамона в его толкованиях – или на правила, или на Номоканон патриарха Фотия, или по тексту самого Номоканона. – В предлагаемом здесь исчислении мы будем отмечать таковые и указывать источники их непосредственного заимствования. Из законов гражданских, излагаемых в Синтагме с именем того или другого из Визанийских императоров, – встречаем: 1) Императора Константина Великого – под именем – «определения» (θσπισμα) – «подложная грамота о даре папе Сильвестру» (в гл. 11 бук. «ε»), изложенная по Nomoc. Photii. tit. VIII, с. 1. (см. Synt. canon. Rhalli et Potli. tom. 1, p. 144–149; Patrol. Curs. Complet. tom. 143, p. 753 ct. sq.); 2) Императора Ираклия и Константина: а) новелла XXII (612 г.) о числе клириков великой Церкви (в гл. 5 бук, «δ». См. Jus Graeco-Rom. ed. Zachar. Pars. III, p. 33 ct sq. и толкование Зонары на 16 пр. VI Всел. соб. Patrol. Curs. Complet. t. 137, p. 569); б) Новелла XXV (629 г.) – о неподсудности лиц духовного звания суду светскому (в гл. 9 (7) бук. «δ»), изложенная буквально по толкованию Вальсамона на с. 1 tit. IX. Nomoc. Phot. (ср. Jus Graec.-Roman. Zach. P. III, p. 44 et. Synt. Rhalli et. Potli. Tom. 1, p. 165); 3) С именем императора Юстиниана (527–565) в Сннтагме Властаревой излагаются некоторые новеллы; из них – одни с обозначением их номера, другие без обозначения. Обозначенные номерами, – в Синтагме приводятся в известных частях следующие новеллы Юстиниана: а) Новел. ΙΙΙ-й гл. 3-я (в гл. 24 бук. «ε»); б) Нов. СХХ-й гл. 5 (в гл. 8 бук. «ε») и гл. 10-я (в гл. 16 бук. «ε»); CXXIII новеллы α) гл. 1 (в гл. 1 бук. «λ»); β) гл. 10 (в гл. 35 бук. «κ»); γ) гл. 13 (в гл. 2 бук. «η»); δ) гл. 22 (в гл. 9 (7) бук. «δ»); ε) гл. 36 (в гл. 15 бук. «μ»), и ζ) гл. 42 (в гл. 32-й бук. «κ»); в) Нов. СХХХ (под именем новеллы 131-й) гл. 2, 3 и 4 (в гл. 11 бук. «ε»);

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

В свободе — гибель человека, в свободе же и спасение его. От него самого зависит: ждет ли его вечная мука или вечное блаженство. А они воздаются всему человеку, т. е. не только духу его, а и его душе и телу. Ибо для Бога возможно воскресение тела, т. е. воссоединение разъединенных смертью элементов; и оно достойно Его, ибо достойным Его было само создание тела. Примечания: Издания апологетов и мужей апостольских, кроме Migne, Funk и 0тто — Texts and Studies, Contributions to Biblical and Patristic Literature, ed. by J. A. Robinson, Cambridge, 1891 сл. (Aristides — I, 1), Q. Rauachen Florilegium patristicum (lustinus — facs. 2, 1904); Q. Kruger Die Apologien lustinus des Martyrers, 2 ed., Freiburg i. Br., 1896 («Sammlung ausgewahlter Kirchen–und dogmengeschichtlicher Quellenschriften» hqb. v. Dr. G. Kruger); Q. Archambaulm Justin, Dialogue avec Tryphon, texte grec, trad, franc. 2 v. Paris, 1909 («Textes et documents» publies par H. H e m m e r e t P. L e j а у). Особенно существенны тексты: Clemens Rom. 1; 13—20; 37—45; Barnabas 3, 12, 14; 5, 7; II Clemenm. 9, 14; I g n a t i i A n t. ad Philad. 9; ad Eph. 18, 8; A r i s t i d e s 1, 2, 6, 16; A t h e n a g о r a s 8; 17—24; 31—37; I u s t i n u s I Apol. 8—13; 32 сл.; 46; 61—63; 66; II Apol. 5—8; 2, 10; 12—19; 23; Dial. 11, 28—31, 43, 48, 51, 56, 60 сл.; 88, 126; Tatianus c. graecus 1, 4, 8, 10, 15—20, 25—28; Theophil. 1, 1, 4; 1, 4, 6, 7; 1, 10; 2, 10, 23; 2, 24, 27; A d. D i о g n. 6 сл.; M i n u с i u s F. 17; H e r m a s Pastor Simil. 9, 16, 5—7; Clemens Alex. Strom. 6, 5. Св. Ириней Лионский Среди младшего поколения апологетов особое место занимают Тертуллиан и Ириней. Тертуллиан (род. в 150 или 160 г. в Африке, с 197 г. — христианин, с 206 или 208 — еретик–монтанист, ср. гл. VI) является одним из самых ярких, непримиримых и риторически–пламенных противников гносиса. Будучи одним из характернейших представителей и даже основоположников западного христианства, он стоит вне основного русла Православия — вне христианства восточного.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=761...

И хотя все это — воля Божия, хотя осуществится замысел Божьего домостроительства, мировое развитие не связано необходимостью или роком, а обусловлено свободной волей человеков и демонов (Иустин). Бог все предвидит, но не предопределяет, награждая и карая человека за свободные его поступки. В свободе — гибель человека, в свободе же и спасение его. От него самого зависит: ждет ли его вечная мука или вечное блаженство. А они воздаются всему человеку, т. е. не только духу его, а и его душе и телу. Ибо для Бога возможно воскресение тела, т. е. воссоединение разъединенных смертью элементов; и оно достойно Его, ибо достойным Его было само создание тела. Издания апологетов и мужей апостольских, кроме Migne, Funk и 0тто — Texts and Studies, Contributions to Biblical and Patristic Literature, ed. by J. A. R o-binson, Cambridge, 1891 ел. (Aristides — I, 1), Q. Rauachen Florilegium patristicum (lustinus — facs. 2, 1904); Q. Kruger Die Apologien lustinus des Martyrers, 2 ed., Freiburg i. Br., 1896 («Sammlung ausgewahlter Kirchen-und dogmengeschichtlicher Quellenschriften» hqb. v. Dr. G. Kruger); Q. A r с h a m-bault Justin, Dialogue avec Tryphon, texte grec, trad, franc. 2 v. Paris, 1909 («Textes et documents» publies par Η. Η e m m e r et P. L e j а у). Особенно существенны тексты: Clemens Rom. 1; 13—20; 37—45; Barnabas 3, 12, 14; 5, 7; II С lemen t. 9, 14; I gn a t ii A n t. ad Philad. 9; ad Eph. 18, 8; A r i s t i d e s 1, 2, 6, 16; A t h e η a g о r a s 8; 17—24; 31—37; lustinus I Apol. 8—13; 32 ел.; 46; 61—63; 66; II Apol. 5—8; 2, 10; 12—19; 23;»Dial. 11, 28—31, 43, 48, 51, 56, 60 ел.; 88, 126; Tat ianus c. graecus 1, 4, 8, 10, 15—20, 25—28; Theophil. 1, 1, 4; 1, 4, 6, 7; 1, 10; 2, 10, 23; 2, 24, 27; A d. D i о g n. 6 ел.; M i η u с i u s F. 17; H e r m a s Pastor Simil. 9, 16, 5—7; Clemens Alex. Strom. 6, 5. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены

http://sedmitza.ru/lib/text/443072/

By God» " s good will the universe stands, and the whole immense space of the world God fills the heavens and the earth ( Jer. 23:24 ); “when Thou turnest away Thy face, everything is troubled” ( Ps. 103:30 ). By God " " s Providence the world of vegetation lives on the earth: “God covereth heaven with clouds, Who prepareth rain for the earth, Who maketh grass to grow on the mountains, and green herb for the service of man” ( Ps. 146:8–9 ). Nor does He leave without His care the lilies of the field, adorning them and other flowers with a beauty which astonishes us (Matt. 6:29). The Providence of God extends to the whole of the animal kingdom: “The eyes of all look to Thee with hope and Thou givest them their food in due season. Thou openest Thy hand and fillest every living thing with Thy blessing” ( Ps. 144:16–17 ). God cares even for the smallest bird: “One of them shall not fall on the ground without your Father” (Matt. 10:29). But it is man who is the chief object of God " " s Fatherly Providence on earth. God knows the thoughts of each man ( Ps. 138:2 ), his feelings ( Ps. 7:9 ), even his sighs ( Ps. 37:9 ). He provides what is needful even before He is asked (Matt. 6:32) and bends His ear to the supplication of those who ask ( Ps. 85:1 ), fulfilling what is asked if only the request comes from a sincere and living faith (Matt. 17:20) and is for the good of the one who asks and helps oné " s search for the Kingdom of God (Matt. 63). God directs the steps of the man who does not know his own way ( Prov. 20:24 ). He makes poor and enriches, He brings down and raises up, He causes wounds and Himself binds them up, He strikes and heals ( Job 5:18 ). Loving the righteous, He spares sinners also: “Not unto the end will He be angered, neither unto eternity will He be wroth” ( Ps. 102:8 ). He is longsuffering, in order by means of His goodness to lead sinners torepentance ( Rom. 2:4 ). This all-embracing, ceaseless activity of God in the world is expressed in the Symbol of Faith when we call God “Almighty.” As for the seeming injustices of life, when we see virtuous men suffer while the impious are prosperous, Chrysostom exhorts us in the following words: “If the Kingdom of Heaven is open to us and a reward is shown to us in the future life, then it is not worth investigating why the righteous endure sorrows here while the evil live in comfort.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

1771 Cfr. A. Harnack. Ueber den sogenannten zweiten Brief des Clemens an die Korinther. Zeitschrift für Kirchengeschichte. 1876. Bd. 1. S. 343. 1772 Cfr. Dr. Daniel Völter; Die apostolischen Väter neu untersucht. II, 1. Die älteste Predigt aus Rom (Der sogenannte zweite Clemensbrief). Leiden 1908. S. 32 1773 Vis II 4 1: τι, φησν, πντων πρτη τσϑη δι τοτο πρεσβητρα; α δι τατην σμος ατηρτσϑη. 1774 О различии между «Пастырем» и гомилией в учении о Церкви см. у Loofs’a. Leitfaden der Dogmengeschichte, § 14, 5 d. S. 97 Anm. 4–5: В гомилии Климента (14 3) предсуществующая Церковь отождествляется с πνεμα γιον; у Ермы (Sim IX 1 1. 24 4. Mand 11 9) Дух, обнаружившийся во Христе, действует в Церкви; πνεμα для Ермы – Сын Божий, а Церковь – творение. 1776 Λαβντες τς φυρμς Παπου το πνυ, το εραπολτου, το τ πιστηϑ φοιτσαντος, α Κλμεντος α Παντανου το τς λεξανδρων ερως; α μμονου το σωφοττου, τν ρχαων α πρ τν συνδων ξηγητν, ες Χριστν α τν λησαν πσαν τν ξαμερον νοησντων. Migne, PG., t. 89,col.860, Papiasfragm. VI, Funk. Die apostolischen Väter. S.130. 1780 E. M. Revue internationale de thfeologie. 1910. p. 192. Между прочим в Excerpta ex Theodoto 42 3 читаем: τ σμα το Ιησο, περ μοοσιον ν τ λησ. GrchSch. 17. S. 120 7 Exc. 13 4: σρξ τ σμα ατο στιν, περ στν λησα, ρτος ορνιος, συναγωγ ελογημνη. S. III 11–12. Exc. 41 2: πρ αταβολς σμου λγεται λησα λελχϑαι. S. 119 22–23. 1782 A. Harnack. Dogmengeschichte 4 .I. SS. 413–414 Anm. 4. Cfr. Schanz. JDer Begriff der Kirche. Theologische Quartalschrift. 1893. S. 564. 1783 А. Harnack. Zeitsehrift fur Kirchengeschichte. 1876. Bd. I. SS. 344–345 Anm. Dogmengeschichte 4 I. S. 172. 1790 Употребляется термин патриарх в правилах поместного собора Двукратного (861 г.) 15 и 16-м и в 1 прав. собора Софийского (879 г.). 1805 Писано в ответ на письмо преосвящ. Платона, в котором он писал: «какие права дали губернаторам! Это современные князья. У Английской королевы менее власти, чем у них».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

293 Cf. Act. 15: 8. 294 Cf. II Cor. 7: 10. 295 Prov. 11: 5. Цитируется Климентом в двух различных греческих вариантах. 296 Cf. Herodotus, VI 75. 297 Cf. Is. 29: 13; Mt. 15: 8. 298 Cf. Philo. De somn. I 247. 299 Euripides, Chrysippus, fr. 840. 300 Euripides, Medea 1078—79. 301 TGF Adesp. 110. 302 Homerus, Odyssea XI 327. 303 Menander, fr. 338 CAF. 304 Clemens Rom, I Epistula ad. Cor. 50: 6—7; Ps. 32: 1—2; I Pet. 4: 8. 305 Lev. 11: 10; Deut. 14: 10. 306 Barnabas, Epistula 10, 3. 307 Cf. Mt. 7: 13. 308 Kerygma Petri, fr. 1 Dobschuetz; Hennecke-Schneemelcher, New Testament Apocrypha, II 94—102. 309 Simonides, fr. 66. 310 По, видимому, лакуна. 311 Cf. I Cor. 8: 7. 312 Cf. Izek. 34: 4.6. 313 Cf. Lk. 15: 7.10. Климент перефразирует это место, или же пользуется другой версией Евангелия. 314 Эти слова приписываются Пифагору. 315 Cf. Philo, De Abraham., 17. 316 Изречения, приписываемые семи мудрецам. См.: Diogenes Laert. I 76. 317 Эти слова цитирует также и Тертуллиан. См. Strom. I 61, 3. 318 Gen. 24: 6; Exod. 10: 34; Deut. 4: 9; 15: 9. 319 Cf. Mt. 25: 35.40. 320 Очевидно, имеются в виду «духовные люди», о которых учили Валентин и другие гностики. См.: Irenaeus, Adv. Haer. I 5, 1, 5; Clemens, Excerpta ex Theodoto 42, 3; 50, 1; 58, 1. 321 Cf. Plato, Rep. X 617 e. 322 Подробнее см.: Е.В. Афонасин. Философия Климента Александрийского (Новосибирск, 1997), с. 39—44. Основательное исследование гносеологических воззрений Климента можно найти в работе: A. Mehat, Etudes sur les Stromateis de Clement d " Alexandrie (Paris, 1966), p. 29—40. 323 Cf. Mt. 10: 24; Lk. 6: 40. 324 Cf. Io. 5: 6; Mk. 1: 40. 325 Cf. Prov. 27: 21. 326 Prov. 30: 3; cf. Sap. 10: 10. 327 Philo, De fort. 7. 328 Cf. Prov. 16: 5. 329 Cf. Ps. 50: 19. 330 Cf. Prov. 10: 31. 331 Cf. Prov. 16: 21. 332 Определения, напоминающие стоические, см.: SVF III 175. 333 Cf. Plato, Protagoras 329 c. 334 Вероятно, лакуна. 335 Выражение из Plato, Theaetetus 176 a-b. Это и дальнейшее рассуждение во многом копирует Филона: Philo, De fort. 3 sqq.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3549...

Migne Patr. Gr. XII. 1284. d, – In Iohan. Migne XIV. 785. d, – In Ep. ad. Rom. ib. 1275. b: flammam ignis, ro In Luc. XIII. 1868. a-b и 1881. а (перев. Иеронима): ignem urentem, – Евсевия In Psal. M. 23. 1272 cp. De eccles. Theol. 24. 1013. a (первая половина стиха), – Bac. Вел. Paris. 1. 304, – 3. 32, – Афан. Par. 1, 599, – Кир. Ал. Раг. 7. 2. 98 др. Но вместо πνεματα чит. един. ч. πνεμα код. Кларом. 6 в. (D), Петерб. 9 в. (Е) и мин. Базил. (1) 10 в. и нек. др. и Латин. Безы и Палат. и Эфиоп. пер. Чтение в послании к Евреям, по Египетско-Александрийской версии объясняется первоначальным назначением послания к Александрийским Иудеям или, по крайней мере, тем, что имеются в виду Писателем именно Александрийцы. А вариант πνεμα объясняется желанием дать термину вещественно-стихийный смысл в соответствие с πυρς φλγα. 2034 В значении творить в 1:2, – 12:27 и сомнит. 3:2, – созидать, устроятъ соотв. евр. аса и бара 8, 5 и 9, – вообще делать, совершать, поступать 1:3, – 6:3, – 7:27, – 10:7 (соотв. аса). 36, – 11:28, – 12:13 (=аса), – 13:6 17. 19. 21 (дважды). Относительно русского перевода мы должны заметить: а) он не приведен к единству редакции в Псалме («Твоими» и «огонь пылающий») и в Послании («Своими» и «пламенеющий огонь»), хотя ни греч. ни евр. тексты не вынуждают к такой разнице переводов. Тоже и в Славянском: «пламень огненный» в Пс. и «огнь палящь» в Посл. Буквально-точный перевод текста в Евр. и Псал. Алекс. версии должен быть такой: огня пламень, или как Св. Алексий: огньный пламень, или как другие древнеслав.: «огнь пламян, огнь пламень, пламень огня». Теперешний слав. огнь палящь в посл. к Евр. соответствует более древнеславянскому переводу как послания (Христинопольский Ап. XII в. Карпинский XIII в.), так и Псалтири (см. у Амфилохия). В последней этот перевод объясняется Ватик. текстом – πρ φλγον, а в послании к Евреям – влиянием на него Псалтирного перевода. Примечательно, что «огнь палящь», соответствующий Ватиканскому тексту Псалма, в теперешнем Славянском оставлен не в Псалме, а в Послании к Евреям, – напротив «пламень огненный», более соответствующий тексту Послания, остается не в нем, а в Псалме.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

116, прим. 1. Согласно с этими определениями и выводами надлежит судить о том, может ли быть канонически допущен брак между православными и римо-католиками. 1252 Аф. Синт., II, 474. Это строго воспрещено было и греко-римским законодательством. См. толкование Вальсамона на это правило в Аф. Синт., II, 475. Ср. Пидалион, упом. изд., стр. 283—284. 1253 Cyprian, Sermo de orat. Dominica [Migne, s. l., t. 4, col. 519 и сл.]. 1254 Chrysostom., Homil. in Jes. [Migne, s. g., t. 56]. 1255 Jeronym., Ad Ephes. 5 [Migne, s. l., t. 26, col. 528—529]. 1256 Аф. Синт., II, 479. 1257 Аф. Синт., II, 482. 1258 Аф. Синт., II, 481. Ср. выше стр. 218. 1259 Упом. соч., 11, 479—481. 1260 Joan. Damasc., De hymno Trisagio [Migne, s. g., t. 95, col. 21—61]. — Evagr., Hist. eccles., III, 44 [Migne, s. g., t. 86, col. 2697—2700]. — Толкование Вальсамона на это правило в Аф. Синт., II, 491. — Niceph. Call., Hist. eccl. XIV, 46 [Migne, s. g., t. 146, col. 1216—1221]. 1261 Niceph. Call, Hist. eccl., XVIII, 51 [Migne, s. g., t. 147, col. 433—437]. Cp. архим. Сергий (впосл. архиеп.), Восточная агиология (Москва, 1875), Заметки 32, 284, 306 (2-е изд., Владимир 1901, т. I). 1262 Деяния Всел. Соб., III, 493. Ср. Joan. Damasc., De fide orthod. III, 10. 1263 Η efele, Conciliengeschichte, II, 566 и сл. — Fleury, Hist. eccl., XXIX 31 (ed. Paris, 1856. II, 488—489). 1264 Cp. Joan. Damasc., lib. cit. См. выше, стр. 239—241. 1265 Hefele, Conciliengeschichte, II, 596. 1266 Η efele, Conciliengeschichte, II, 609. Ср. Photii C. P. Bibliotheca, cod. 228. [Migne, s. g., t. 103, col. 957—969]. 1267 Аф. Синт., II, 492. 1268 Подробное толкование настоящего правила см. у архим. И ο анна, упом. соч. II. 484—485. См. сказанное об этом Трул. правиле выше на стр. 23—24. 1269 Digest, XXIII, 2, 1. Ср. Basilic. XXVIII, 4,1, — Номоканон в XIV титулах, XII, 13. Синтагма Β ласта ρ а, Г, 2 (Аф. Синт., I, 271; VI, 153). Кормчая, гл. 48, гр. 4, 1 (упом. изд., II, 86). 1270 Православное исповедание, I, 115. 1271 Ср. выше стр. 215—16. 1272 Тимофея Александр. 11; Номоканон при Б. Требнике, пр. 53; Никифора Исповедника правило 153; 64-й канонич. ответ Вальсамона александрийскому патриарху Марку (Аф. Синт., IV, 495). — Ср. Justin. nov. XXII, 16, 1; Leon. Philos. nov XXX (Zachariae, Jus gr.-rom., III, 114); Leon Kaz. IV nov. (там же, III, 53— 54); Синт. Властара, Γ , 4 (Аф. Синт., VI, 156); Кормчая, гл. 48, гр. 39 (упом. изд., II, 168).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3710...

20 Служба Предтече гл. 2, богородичен. 21 Ср. С. Булгаков. Друг жениха. – Paris – 1927 – С. 8-9. 22 Подробно об этом автор писал в своей книге «Didzioji Padejeja» («Великая Помощница. Размышления о бытии и деятельности св. Девы Марии» (Putnam 1958, С. 89-106), поэтому, не желая повторять высказанных там мыслей, он и отсылает заинтересованного читателя к названному им труду ( примечание автора – А. М. ). 23 Нельзя утверждать, что будто бы «Логос должен был вочеловечиться вне зависимости от воли любого человека», как считает священник М. Вайткус , высказав эту мысль в своей рецензии на мою книгу «Великая Помощница», которая была помещена в еженедельнике «Draugas» («Друг») 17 октября 1959 г. Нельзя потому, что ничто – ни знание Бога того, что Мария согласится, ни Его всемогущество не уничтожают свободы и не подменяют выбора человеческой воли. Вот почему церковная традиция понимает явление Ангела Марии не как обычное появление, чтобы известить Ее о том, что должно совершиться, но как просьбу , чтобы это смогло бы совершиться ( примечание автора – А. М. ). 24 ср. С. Булгаков . Друг жениха. – С. 12. 25 ср. А. Maceina . Didzioji Padejeja («Великая Помощница») – Putnam – 1958 – С. 96. 26 Вл. Лосский . Очерк мистического богословия Восточной Церкви – в книге «Мистическое богословие» – Киев – 1991 – С. 193. 27 Концепция Бога как Света пронизывает все богословие греческой Церкви и проявляется в толковании всех истин Откровения; ср. P. V. Warnach OSB , Byzanz und Rom in Motivtheologischer Sicht, и в книге – «1054-1954. L " Eglise et les eglises», Chevetogne – 1954 – t. II – С. 128-154 – ( примечание автора – А. М. ) 28 Ср. Вл. Лосский . Очерк мистического богословия Восточной Церкви – С. 240-243. 29 Прошение о христианах Афинянина Афинагора , христианского философа – в книге «Ранние Отцы Церкви (Антология) – Брюссель – 1988 – С. 419, 425, 445. 30 ср. Святого Иустина Апология 1 – в книге «Ранние Отцы Церкви (Антология) – Брюссель – 1988 – С. 334-336. 31 Там же. 32 Докетизм (от греч.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

El ejemplo perfecto de plegaria personal fue dado por el mismo Señor Jesucristo. Él dejó la plegaria del Señor – el " Padre nuestro» como ejemplo de plegaria. La plegaria es a) la forma de vida de la Iglesia, b) el arma o método de actuar, c) su fuerza vencedora. La plegaria se diferencia en pública y privada, íntima del corazón o verbal, que en parte es cantada y mental, es decir, interior o de la mente y el corazón. Los contenidos de la plegaria son: a) la alabanza o glorificación, b) el agradecimiento, c) el arrepentimiento, d) la deprecación por la misericordia de Dios, por el perdón de los pecados, por el don del bienestar espirituales y corporal, celestial y terrenal. El arrepentimiento ante Dios tiene algunas veces forma de diálogo con el alma propia (por ej., en los cánones). Hay plegarias para uno mismo y por otros. La oración de unos por otros expresa el amor mutuo de los miembros de la Iglesia. Así, como según el Apóstol: «El amor no acaba nunca» ( 1Cor. 13:8 ), por lo tanto los miembros terrenales de la Iglesia no solamente oran unos por los otros, sino que, de acuerdo a la ley del amor cristiano, también lo hacen por los que partieron, es decir por los difuntos; los celestiales oran por los terrenales y por los hermanos difuntos, necesitados de ayuda. Finalmente, nosotros mismos acudimos a los celestiales, pidiendo que oren por nosotros y nuestros hermanos. En este enlace mutuo se fundamenta también el cuidado de los ángeles para con nosotros y la plegaria a ellos. La palabra de Dios constantemente atestigua la fuerza de la oración por otros. El Salvador dijo al Apóstol Pedro: «Yo he rogado por ti, que tu fe no escasee» (San Lucas 22; 32). El Apóstol San Pablo frecuentemente pide a los cristianos orar por él: «Prepárame también alojamiento, porque espero que por vuestras oraciones os seré concedido» (Filemón, ver. 22).«Orad por nosotros, para que la palabra del Señor corra y sea glorificada, así como lo fue entre vosotros» (2 Tesal. 3:1). El Apóstol , estando alejado se une a los hermanos espirituales en la plegaria común: «Os ruego, hermanos, por nuestro Señor Jesucristo y por el amor del Espíritu, que me ayudéis orando por mí a Dios» ( Rom. 15:30 ). El Apóstol Santiago instruye: »Orad unos por otros, para que seáis sanados. Mucho lo puede la plegaria eficaz del probo» (Sant. 5:16). San Juan el Teólogo vio en el Apocalipsis como en el cielo 24 ancianos cayeron ante el Cordero, teniendo cada uno una cítara y copas llenas de incienso: «Las cuales son las oraciones de los Santos» (Ap. 5:8), es decir elevaron las plegarias de los Santos de la tierra ante el Trono celestial. Plegaria por los difuntos

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010