поиск:   разделы   рассылка Александр Щипков Исходные доктрины Главы из книги " Христианская демократия в России " Формированию социального учения Католической церкви способствовали энциклики папы Льba XIII, включая " Rerum Novarum " (Исходя из новых обстоятельств, 1891), в которой определялась роль церкви в условиях индустриального общества. Описание кризисного состояния современной цивилизации, базирующейся на светской гуманистической, а не христианской культуре, занимает существенное место в социальном учении. Источник кризиса видится в неверном понимании сущности человека в отрыве от Бога. Построение мира без Бога обращается против человека, поскольку последний оказывается в духовном вакууме. Учение развивалось в последующих церковных документах  , наиболее известным из них стало окружное послание II Bamukahckoro собора " Gaudum et Spes " (Радость и надежда, 1965). Учение представляет собой совокупность общественно-политических, экономических и этических концепций. Окружное послание " Радость и надежда " утверждало независимость церкви, которая не связывает себя ни с одной из существующих политических, экономических и социальных систем. Одновременно церковь настаивала на своем праве вмешиваться в мирские дела, давая им нравственную оценку, основанную на евангельском учении. Церковь должна судить о том, согласуются ли основы конкретного социального строя, формирования или организации с Евангелием. Под " социальным " понимаются все сферы человеческой деятельности: семья, экономика, политика, право, культура. Церковь как собрание верующих должна быть независимой от государства, но она не должна быть от него отделена, поскольку отделение несовместимо с сотрудничеством. Обе структуры – автономны. Социальная доктрина не является политической программой, не дает конкретных технических ответов на проблемы общественной жизни, но указывает принципы общежития: Первенствующая роль в жизни общества отводится мирянам. Миряне имеют специфическое божественное поручение в созидании общества. Они не должны противопоставлять религиозную, профессиональную и социальную сферы деятельности. Они обязаны участвовать в делах общества и осознавать свою ответственность в процессе его преобразования.

http://religare.ru/2_26393.html

Энциклика Льва XIII «Rerum Novarum» (1891 г.) положила начало новой эпохе в отношении католической церкви к социально-экономическим проблемам современности. Существенно новое, что принесла эта энциклика, заключалось не в том, что католическая церковь сочла нужным высказать свое отношение к социально – экономическим проблемам. Как в Средние века, так и в Новое время, католическая церковь выступала как активная сила в разного рода вопросах современной жизни – политических и социальных. Католическая церковь видела недостатки существующего строя, но не замечала или игнорировала социальные вопросы и социальные движения, а иногда даже открыто осуждала последние, поскольку они носили антихристианский и антицерковный характер. Социальные волны как бы разбивались о несокрушимые стены Ватикана. Несмотря на все перемены, которые принесло новое время в социально-политической области, Ватикан оставался оплотом существующего строя. Католическая церковь пыталась исправить недостатки этого строя путем морального воздействия на отдельных людей. Этот индивидуальный путь не только законен, но и необходим. В конечном счете всякий строй зависит от религиозно-морального уровня отдельных его членов. Тем не менее исключительно только индивидуальный путь является недостаточным для решения социально-экономических вопросов. Переход к прямому социальному воздействию диктуется тем, что сам социально-экономический строй может препятствовать моральному возрождению его членов и, что еще серьезнее, даже грозить самой церкви. Католическая церковь на опыте убедилась в том, что социально – политический строй может принять такую форму, что он начинает угрожать самым основам христианской нравственности и препятствует – а частью совсем исключает – религиозно – нравственное воспитание молодежи. Наконец, существует предел социального зла, когда молчание церкви по вопросу о самых началах строя может прозвучать как оправдание церковью зла социальной жизни. Если церковь в таких обстоятельствах обращается к богатым и имущим только с призывом к милосердию как единственному пути христианского действия, то у страждущих невольно может сложиться убеждение, что «призвание милосердия в том, чтобы прикрыть насилие над справедливостью», не только терпимое законодателями, но иногда ими даже узаконенное.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button @import url( " " );@import url( " " );@import " " #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Католическая социальная доктрина: спуск в преисподнюю? Николай Сомин   00:12 13.11.2010 1270 Время на чтение 46 минут Rerum novarum Граф Винченцо Джоакино Печчи (1810-1903), сначала священник, затем - епископ и кардинал, в 1878 г. избирается папой римским и берет себе имя Лев XIII . Его часто именуют «великим» папой, поставившим католичество на новые рельсы приспособления христианства к современным условиям. За свою долгую жизнь (злые языки его даже называли «Кащеем бессмертным») Лев XIII совершил много значительного. Он провозглашает взгляды католического святого Фомы Аквинского (XIII в.) в качестве основы католического мировоззрения. Он признает разумным демократический образ правления, разъясняя, что выборы не даруют власти, а лишь определяют, кем она будет осуществляться . Но наиболее известное его деяние - энциклика Rerum novarum («Новые веяния»), предметом которой служит «рабочий вопрос». Эту энциклику последующие папы именуют «бессмертным посланием» . Дата ее опубликования - 15 мая 1891г. - для католиков является чем-то вроде «7 ноября» и рассматривается как момент рождения католической социальной доктрины.

http://ruskline.ru/analitika/2010/11/13/...

Пий XI (до интронизации – Аброджио Дамиано Акилле Ратти) (1857– 1939) – папа римский с 1922 по 10 февраля 1939 года. В годы его понтификата было учреждено государство Ватикан. Начало понтификата было отмечено широкой благотворительной кампанией Католической Церкви в пользу голодающих в Советской России. 8 февраля 1930 года Пий XI в письме кардиналу Помпилию осудил христианские гонения в СССР. Ключевой энцикликой Пия была «Quadragesimo Anno» («В год сороковой»), отметившая юбилей знаменитой «Rerum Novarum» Льва XIII. 19 марта 1930 года Пий XI отслужил специальную мессу в поддержку преследуемых католиков СССР, осудил убийства священников и «моральное развращение молодёжи», что было расценено Москвой как объявление «крестового похода» против СССР и вызвало мощную пропагандистскую кампанию в советской прессе. Смерть папы не была неожиданной. Последние годы жизнь старца теплилась, как догорающая свеча. Мир уже готовился не раз хоронить его. И, тем не менее, когда неизбежное совершилось, мы потрясены и подавлены. Думаю, не ошибусь, если скажу, что не одни католики, но весь христианский мир (за ничтожным исключением) с глубокой скорбью провожает в могилу римского патриарха. У его гроба мы забываем тысячелетний, нас раздирающий спор: о его непогрешимости, о его светской власти. Мы помним сейчас только одно: Пий XI был для мира воплощением христианской совести в той сфере, где она труднее всего находит свой голос, – в сфере политики. Значит ли это, что Пий XI был политиком и прикрывал религией защиту своего (и нашего) демократического идеала? Конечно, нет. Целым рядом шагов он доказал свою добрую волю стоять выше политической злобы дня. Конкордаты, заключенные, как с германским, так и с итальянским диктатором, свидетельствуют о том, что фашизм, как форма правления, не казался ему а priori несовместимым с католической Церковью . Держался ли он вообще левых взглядов? С самого начала своего понтификата он повел борьбу с московским коммунизмом и не прекращал ее до самой смерти. Но позже он был вынужден дополнить эту борьбу другой – с расизмом, которая была для него, конечно, труднее и политически рискованнее. Но он не мог молчать там, где самые основы христианства подвергаются угрозе.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Новости Эксперты спорят, какое имя выберет новый Папа Большинство полагает, что Римскую Церковь возглавит либо Лев XIV либо Павел VII 12.03.2013 02:55 Рим, 12 марта, Apic/Благовест-инфо. Накануне конклава самые различные гипотезы выдвигаются не только относительно того, кто станет новым Папой, но и относительно имени, которое он себе выберет при вступлении на престол. По мнению аналитиков французской «Круа», наиболее вероятными именами являются Лев и Павел. Но в любом случае имя, которое выберет новый понтифик, будет по-своему свидетельствовать о его приоритетах и его «программе». Когда в 2005 году Йозеф Ратцингер выбрал себе имя Бенедикт, это сначала многих удивило, однако впоследствии всё встало на свои места: преподобный Бенедикт Нурсийский – основатель европейского монашества, покровитель Европы, а Папа Бенедикт XV – человек, положивший огромные усилия (увы, безуспешно) на дело примирения народов Европы во время I мировой войны.  Эксперты истолковали выбор немецкого Папы как свидетельство его сугубого интереса к своему родному континенту – Европе. Имя Лев ассоциируется у знатоков церковной истории с последним понтификом, носившим это имя – Львом XIII (правил в 1878-1903 гг.). Именно этот Папа в своей энциклике «Rerum Novarum» обратился к проблемам общества, заложив основы социальной концепции Католической Церкви. Те эксперты, которые полагают, что новый Папа примет имя Павел имеют в виду, что он продолжит линию II Ватиканского собора. Что касается жителей Рима, то они, по данным опросов, хотели бы видеть на папском престоле Иоанна XXIV – это имя напоминает им о «Добром Папе» Иоанне XXIII (правил в 1958-1963 гг.). Что касается наименее вероятных вариантов, то аналитики сходятся на двух: Иоанне Павле (во-первых, слишком сильны воспоминания о великом Иоанне Павле II, а во-вторых, выбор двойного имени был обусловлен конкретной ситуацией в 1978 году) и Бенедикте: было бы странно представить себе, чтобы по садам Ватикана одновременно прогуливались два Бенедикта, не без юмора отмечают эксперты. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Повторяем, Rerum novarum произвела на современников большое впечатление. Впервые Церковь заявила, что социальные проблемы человечества ей не чужды - наоборот, она собирается активно в них участвовать и предлагать свои пути их решения. Правда, были и хулители, выдвигавшие всякие обвинения - от потворства революционерам до благословения бесчеловечного капитализма. Но основная мысль энциклики иная. Отвергнув как социализм, так и либеральный капитализм, папа фактически предлагает «третий путь» - путь сотрудничества капиталистов и рабочих под эгидой Церкви. Позднее он получил известность как «корпоративный строй». Конечно, Rerum novarum - не результат прозрения, а итог длительного развития воззрений западной церкви на социум. Попробуем это развитие проследить. Святоотеческий период Католические историки социальной доктрины ведут ее генезис с младшего современника св. Иоанна Златоуста бл. Августина (+430). Что касается его социально-этических воззрений, то комментаторы часто говорят о неприятии им идеи общения имуществ и о необходимости контроля частной собственности со стороны государства. Однако и тексты святого отца и факты его жизни этому противоречат. Еще до обращения ко Христу он пытался вместе со своими друзьями устроить коммуну. Но, увы, осуществить это не удалось. Августин писал: «А потом стало нам приходить в голову, допустят ли это женушки, которыми одни из нас обзавелись, а я хотел обзавестись. После этого весь наш план, так хорошо разработанный, рассыпался прахом и был отброшен» . Став же епископом, он в своей епархии рукополагал только тех, кто пожертвовал все свое имущество на Церковь. Однако, эта норма оказалась неудобоносимой для претендентов, и, чтобы избежать злоу­потреблений и лицемерия, Августин впоследствии отказался от нее. Вот высказывания Августина вполне в духе святоотеческой доктрины: «блаженны те, кто уготовляет место Господу тем, что не пользу­ется своей частной собственностью... Итак, воздержимся, братья, от владения частной собственностью или от любви (к ней), если не можем от владения, и уготовим место Господу» («Беседа на псалом 131», цит. по ).

http://ruskline.ru/analitika/2010/11/13/...

Причиной появления Rerum Novarum был рост рабочего движения, разрыв общественных связей в католических странах и тот факт, что церковь в глазах пролетариата как бы стала защитницей буржуазии, если использовать марксистскую терминологию. В ответ на эту критику появляется энциклика Rerum Novarum, которая, действительно, открыла новую страницу в католическом богословии и несомненно способствовала усилению позиции католической церкви среди рабочего класса... И я думаю, что если говорить о социальной доктрине Православной Церкви, то я почти убежден в том, что такая доктрина появится. Будет ли она в Русской Церкви или вообще в Православной Церкви. Ведь подходы к этой доктрине существуют. Вот я хотел бы вам напомнить очень интересный документ, который был принят Синодом накануне перестройки. Наверное, многие на него посмотрели как на пропаганду Московской Патриархии, а на самом деле это был очень глубокий богословский документ о войне и мире: отношение Церкви к таким вопросам, как пацифизм, разоружение. Это был глубокий богословский анализ. И документ этот имел прекрасный резонанс во всем мире, кроме нашей собственной страны. Потому, что власти тогда замалчивали это дело... Этот документ – один из шагов на пути формирования богословского отношения к общественной жизни в систематическом плане. Я думаю, что когда мы как Церковь начнем жить нормальной жизнью, когда у нас сформируется богословский потенциал, появится возможность иметь духовные учебные заведения и богословские центры, то, несомненно, будут формироваться и богословские доктрины " . Дату этого выступления можно считать началом работы над православной социальной концепцией. Подготовка проекта православной социальной концепции потребовала междисциплинарного анализа наиболее актуальных в тот момент общественных вопросов. Синодальная рабочая группа в течение нескольких лет провела 30 заседаний, при этом были учтены самые разные, не всегда совпадающие друг с другом по некоторым ее пунктам мнения богословов, философов, представителей клира.

http://religare.ru/2_119706.html

2) Католическая Церковь в защиту социальных прав человека. Следующим ключевым моментом отношения к праву церковной контрреволюции стал 1891 г., когда папа Лев XIII (1810–1903), первый папа, избранный после объединения Италии, опубликовал энциклику «Rerum novarum». Эта энциклика стала основополагающим документом христианской демократии и основой современного социального учения Церкви.  Для нашей темы важно то, что на ее страницах, в оппозиции и к либеральному государству, и к социалистической идеологии, папа Лев объявляет, что именно Церковь, и только она, является хранительницей и интерпретатором естественного закона. Это следует из того, что только Церковь, а не государство и какие-то другие социальные институты, обращается к человеку целиком, во всей полноте его природы и ее проявления, только она знает природу человека. На этом основании папа выстраивает социальную доктрину, в которой социально-экономические права рассматриваются как часть естественного права. В энциклике подчеркивается связь между правами и обязанностями человека как члена семьи и общества, и говорится о том, что не только право собственности, но также и право на справедливую оплату труда, право профсоюзных собраний, право на государственную помощь больному нетрудоспособному человеку являются естественными правами. Эти утверждения звучали необыкновенно прогрессивно, можно сказать, революционно для того времени. Здесь нам открывается парадокс в драматических отношениях Католической Церкви и доктрины прав человека: выступая на протяжении всего XIX века в оппозиции к индивидуальным политическим правам, католическая культура проявляла огромный интерес и сочувствующее внимание к правам социальным, которые в ту эпоху, согласно существующим политико-правовым светским представлениям, еще не входили в список «прав человека». 3) Кризис мировой истории XX века и переосмысление прав личности. К критическому периоду между двумя Мировыми войнами Католическая Церковь подошла с непростым отношением к правам человека и либеральному демократическому государству. Это важно отметить, для того чтобы понять одну из трагических страниц в христианской истории XX века: отношения между христианскими церквями и зародившимися в этот период авторитарными и тоталитарными режимами.

http://bogoslov.ru/article/4792771

власти путем ограничения влияния Римско-католической Церкви. Серией законов, направленных против католич. духовенства, церковный контроль над школами был заменен гос., запрещены орден иезуитов и др. монашеские ордена, принят ряд адм. мер. К духовным лицам, отказавшимся подчиниться новому законодательству, применялись репрессивные меры, во мн. герм. землях власти начали поддерживать старокатолич. Церковь. Дипломатические отношения Германии с Папским престолом были разорваны. При папе Льве XIII (1878-1903) положение Римского престола изменилось. Уменьшились противоречия со Швейцарией и большинством гос-в Лат. Америки, улучшились отношения с Испанией и Великобританией. В 1894 г. были восстановлены дипломатические отношения с Россией, разорванные в 1866 г. В результате удачного посредничества Льва XIII в конфликте между Германией и Испанией по поводу Каролинских о-вов было почти полностью восстановлено положение католич. Церкви в Германии, что способствовало возобновлению дипломатических отношений (1888). В ряде документов (и гл. обр. в энциклике «Rerum novarum» ) папой было сформулировано социальное учение католич. Церкви, что способствовало приспособлению католич. Церкви к новым реалиям, было положено начало созданию католич. рабочих орг-ций, профсоюзов и др. об-в, находившихся под контролем католич. Церкви. Наиболее сложными оставались отношения с Италией. Желая подчеркнуть протест папы-предшественника и свое положение пленника, Лев XIII, совершая традиц. благословение в день своего избрания на Папский престол, отказался выйти на внешнюю лоджию базилики св. Петра. Вместе с тем прочное положение единой Италии в целом не оставляло надежды на восстановление Папского гос-ва в прежнем его виде. Это стало очевидно со вступлением Италии в Тройственный союз (1882). В 1887 г. была сделана первая попытка мирного урегулирования т. н. римского вопроса . Не отказываясь от идеи восстановления папского гос-ва и не уменьшая по сути требований о возвращении Папскому престолу захваченных территорий, папа Лев XIII высказал свое пожелание решения конфликта и, не отменив формально буллы «Non expedit», призвал католиков к укреплению и расширению деятельности католич.

http://pravenc.ru/text/149913.html

Так уж сложилось, но в России четко оформленного социального учения, базирующегося на православной этике, никогда не существовало. А в этой связи не существовало и оригинальной государственной идеологии (если не считать таковой " теорию официальной народности " , сводящуюся к иерархии ключевых государственных ценностей – " Православия, Самодержавия, Народности " , – но никогда не имевшей чётко проработанной системы социально-экономических приоритетов). И в этом Россия, безусловно, уступала той же Западной Европе, где католическая церковь в условиях наступления протестантской Реформации смогла мобилизоваться и начать разработку собственной социальной концепции. В наших же условиях Церковь практически всегда была неотделима от государственной системы, для которой социальные отношения были не то, чтобы совсем не важны, но ответы на них имели исключительно реактивный, прикладной характер. И именно здесь опыт католического общественного проецирования оказывается как нельзя кстати. Не только потому, что он долгое время противостоял той самой протестантской этике и духу капитализма (в итоге последний победил практически повсеместно, но даже в " веберовских " немецких условиях сумел вместить в себя куда более мягкую форму буржуазного государства, нежели британская или в конечном счете американская). Одновременное противостояние католической социально-экономической рефлексии двум проекциям протестантской этики – либерализму и социализму – привели в XIX веке к возникновению особого учения – солидаризма, претендующего на оригинальное решение антиномии личности и общества, избегая экстремумов как индивидуализма, так и коллективизма, на основе утверждения христианской общественной гармонии. Не буду перечислять всех основоположников католического солидаризма позапрошлого века, замечу лишь, что наиболее ярким воплощением этого направления стала энциклика Папы Римского Льва XIII от 15 мая 1891 года " Rerum Novarum " , в которой, в частности, есть одно очень важное утверждение: " Огромная ошибка состоит в убеждении, что классы изначально враждебны друг другу, и что богачи и бедняки по самой природе своей должны конфликтовать. Эта идея настолько иррациональна и ложна, что истиной является абсолютно противоположное утверждение. Так же как соразмерность человеческого тела является следствием взаимного согласия разных его частей и членов, так и в Государстве сама природа его предписывает классам, его составляющим, сосуществовать в гармонии и согласии, дабы Государство было устойчиво и уравновешено. Классы в равной степени нуждаются друг в друге: капиталисты не могут существовать без рабочих, но и рабочие не могут без капиталистов Нет более мощного связующего звена между классами, чем Церковь, способная их объединять и напоминать каждому из них об их обязанностях по отношению друг к другу, особенно – обязанности заботиться о справедливости " .

http://religare.ru/2_101434_1_21.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010