оппозиции. В 1825 г. из страны по приказу короля были изгнаны иезуиты и монахи конгрегации Христовых братьев. В 1828 г. католич. оппозиция объединилась с политической либеральной оппозицией, сформировав единый Национальный фронт. Этот союз получил название «унионизма», поддерживался почти 20 лет и стал основной силой в борьбе Б. за независимость. Независимое королевство (XIX-XX) В 1830 г. под влиянием революции во Франции в Б. была провозглашена независимость. Конституция 1831 г. закрепила гос. строй конституционной монархии и федеративное политическое устройство, а также свободу вероисповеданий, декларировав равенство на гос. уровне католичества, протестантизма и иудаизма. В первые годы существования нового гос-ва адм. посты были поделены в основном между либералами и католиками. Была создана Конференция католич. епископов (1830). В сер. XIX в. остро встали проблемы, связанные с системой образования. Либералы, выступавшие за офиц. светские школы, в к-рых курс религии заменялся курсом морали, имели большинство в парламенте с 1847 по 1870 г. С 1870 по 1914 г. (за исключением 1879-1884) у власти находилась католич. партия. Либералы провели через парламент закон, предусматривающий отделение школ от Церкви (1879), в 1884 г. был отменен католиками, в программу начальных школ возвращены религ. дисциплины. Католики укрепили свою власть в 1893 г., приняв закон, предоставивший право голоса всем мужчинам старше 25 лет. После появления энциклики папы Льва XIII «Rerum novarum» (1891) в Б. стали организовываться католич. профсоюзы. В 1904 г. создан Генеральный секретариат христ. профсоюзов, преобразованный в 1909 г. в Конфедерацию христ. профсоюзов. В XX в. во время первой и второй мировых войн Б. была оккупирована герм. армией. На территории Б. происходили активные военные действия. Споры о системе образования оставались довольно острыми и во 2-й пол. XX в. В 50-х гг. конфликт по поводу гос. субсидирования частных (католич.) школ угрожал единству Б. В 1955 г. социалистическая и либеральная партии объединились, чтобы принять законы, сокращавшие расходы на частные школы.

http://pravenc.ru/text/77978.html

В православной духовной литературе отметим чрезвычайно важные творения старца Силуана (Антонова, 1866–1938), афонского инока из русских крестьян. Именно потому, что его мыслей никак не коснулись ни веяния мирской культуры, ни конкретный опыт политических катаклизмов,– он ушел на Афон еще в 1892, – в них с особенной убедительностью ощущаются глубинные черты духовности нашего столетия: простота, дерзновение, уход от ложной условности, сосредоточение на абсолютно существенном. Можно отметить сходные фигуры в русской жизни под гнетом безбожного режима: назовем, например, много страдавшего за веру о. Тавриона (1898–1978), подлинного старца в строгом смысле этого православного термина, к которому собирались в «пустынь» под Елгавой в Латвии верующие со всего СССР. Очень радикально изменился в 20 в. облик католицизма. В начале столетия его характер как силы существенным образом консервативной представлялся неоспоримым. Хотя на исходе предыдущего столетия понтификат Льва XIII (1878–1903) ознаменовался первой энцикликой по рабочему вопросу («Rerum novarum», 1891) и сочувственным отношением к смелым для того времени идеям просвещенных католиков вроде Ньюмена, при Пие X (1903–1914, причислен католической Церковью к лику святых) наступила ощутительная реакция (осуждение теологов- " модернистов» в 1907 и французского лево-католического общественного движения «Sillon» в 1910). Католическая экклезиология долгое время воспринималась как препятствие для участия в экуменическом движении, а потому опять-таки как фактор консервативный. Хотя реальность не укладывалась до конца ни в одну из схем, все же наиболее резкую вражду католицизм долго привык встречать «слева» – со стороны французских антиклерикалов, русских большевиков, коммунистических и анархистских отрядов, нападавших на монастыри в пору гражданской войны в Испании. Католические писатели, которых несправедливо было бы относить к фашистам и которые резко осуждали немецкий нацизм, как Честертон, симпатизировали генералу Франко (такая же позиция была у Толкина, в отличие, что характерно, от его друга англиканина Льюиса; а Бернанос даже отправился в Испанию, чтобы принять сторону франкистов, в которых, однако, резко разочаровался).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Конечно, рабочий вопрос в нашем отечестве искусственно взвинчен и раздут и не может по своему значению и интенсивности идти в сравнение с тем же вопросом в Германии или в Англии. Довольно сказать, что в Германии до 60% населения составляют рабочие, в России же – только 1½-2% всего населения. Но если нам суждено стать в будущем с ними лицом к лицу, то мирное христианское разрешение его и мирную борьбу с социализмом, этой духовной гангреной рабочих классов, гораздо удобнее можно организовать на почве православия в России, чем на основе католичества или протестантства. Воздадим должное католичеству и протестантству: они много положили труда на изучение и разрешение социального вопроса. Нельзя не упомянуть с благодарностью имена таких деятелей, как вышеупомянутые Ле-Пле, граф де-Мен, Морис, Людло, Кингслей, Кеттлер, Делиниер, Штеккер, Тодт, пытавшихся создать «христианский социализм». Ещё более достойны упоминания такие деятели и учреждения, которые возникли и создались на почве мирной борьбы с социализмом; достойны упоминания: фабрика «доброго отца» Льва Гармеля в Валь-де-буа во Франции с её многочисленными учреждениями, имеющими целью на основе христианства установить отношения хозяев и рабочих; христианский союз и крестьянские гильдии в Бельгии, давшие крестьянам-земледельцам при их труде, а не в форме подачки, и удобрение полей, и увеличение земельных наделов, и улучшенные сельскохозяйственные машины, и дешёвый кредит, – и всё это путём организаций крестьянских гильдий по приходам; кооперативное общество соединённых рабочих в Шарлеруа; Союз рабочих и кооперативная крестьянская организация в Тревильо близ Милана; рабочие и крестьянские банки, кассы, кооперативные общества, дома для народа в Бергамо, Феррара, Мурано и других местах Европы. Над изучением этих организаций, над изучением этих благородных усилий благородных людей стоит потрудиться. Это – большей частью труды католического духовенства, верного призыву папы в его руководительных указаниях, начиная с конца 70-х годов прошлого века и особенно в энциклике «Rerum novarum» от 15 мая 1891 года, прямо затронувшей социальный вопрос.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Поднявшись теперь на высоту папского трона, он зорким, просвещенным взглядом окинул расстилавшийся у подножия католический мир, и не мог, конечно, не заметить волновавших этот мир социальных движений. Он знал их, он задумывался над ними уже давно, когда был еще епископом Перуджии и в своих пастырских посланиях уже останавливался на социальном вопросе, как на одном из таких, которые в современной жизни требуют к себе наибольшего внимания. Теперь, на папском престоле, он с сочувственным интересом стал следить за всем выдающимся, что предпринималось в области социального вопроса; а, с другой стороны, и в Европе люди трудившиеся над его разрешением скоро стали видеть в папе человека, более или менее им единомышленного. Когда, например, швейцарец Декюртен выступил пред федеральным советом с своим проектом относительно международного законодательства о рабочих, кард. Якобини, по поручению Льва ХШ, письменно выразил автору проекта полное сочувствие и благословение папы. А когда император Вильгельм созвал в Берлине международную конференцию по рабочему вопросу, он сам обратился с посланием к папе, выражая уверенность в нем, как в человеке, который, по его словам, «всегда готов оказать свое влияние в пользу бедных и заброшенных человеческого общества». В силу этой, распространившейся в Европе, уверенности Ватикан при Льве XII стал свидетелем таких сцен, которые доселе были в нем невиданными. В октябре 1888 г., например, до двух тысяч французских рабочих, под предводительством Армеля и Де-Мэна, прибыли в Рим, чтобы просить у папы благословения своих требований и своих надежд. В следующем году такая же толпа французских рабочих прибыла в Рим в количестве уже до 5 000 чел. И Лeb XIII в залах Ватикана устраивал этим рабочим торжественные приемы, благосклонно выслушивал их адресы и отвечал на них сочувственными речами. При том папском престоле, который доселе был так глух к народным желаниям, они встречают теперь самый радушный прием. Венцом и наиболее полным выражением этого нового папского настроения явилась в 91 году знаменитая энциклика Льва XIII-ro «Rerum novarum», прямо и озаглавленная: «О положении рабочих».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

После объединения Германии на выборах в рейхстаг Германской империи (март 1871) К. был избран депутатом от г. Таубербишофсхайма; в рейхстаге участвовал в создании партии католического центра (Zentrum), целью которой была защита интересов католической Церкви и немецких католиков. Во время разработки конституции Германской империи К. выступал в рейхстаге и участвовал в переговорах с канцлером О. фон Бисмарком о внесении в конституцию положения о правах и свободах католиков, к-рое действовало в законодательстве королевства Пруссия. При поддержке либеральной партии в рейхстаге Бисмарк, видевший в автономии католической Церкви от гос. власти угрозу для имперского централизованного управления, начал проводить антикатолическую политику «Культуркампф» . 14 марта 1872 г., после принятия первых антикатолических законов, К. сложил депутатские полномочия и покинул рейхстаг, но сохранил связь с политиками партии католического центра. Он открыто выступал против т. н. майских законов 1873 г., устанавливавших гос. контроль над католическими духовными школами и назначениями на церковные должности. Стараниями К. политика «Культуркампф» в герц-стве Гессен проводилась в менее жесткой форме, чем в других частях Германской империи, что позволило К. продолжать активную социально-благотворительную деятельность в Майнцском епископстве. К. является одним из основоположников совр. социального учения Римско-католической Церкви, систематическое изложение к-рого началось с энциклики «Rerum novarum» (1891) папы Римского Льва XIII . Уже в 1848 г. в речи на Всегерманском католическом конгрессе (Katholikentag) в Майнце К. обратил внимание на социальные изменения, связанные с промышленной революцией, переходом к индустриализации и зарождением рабочего класса, отметив взаимосвязь между совр. социальными и духовными проблемами. В 1864 г. К. выпустил соч. «Рабочий вопрос и христианство» (Die Arbeiterfrage und das Christentum), в котором изложил принципы христианской солидарности и корпоративизма. Опираясь на идею производственных кооперативов социалиста Ф.

http://pravenc.ru/text/1684287.html

М. принял участие в Ватиканском I Соборе , где поддержал провозглашение догмата о папской безошибочности (непогрешимости), выступив 25 мая 1870 г. с речью о его пользе для Римско-католической Церкви. В 70-х гг. XIX в. участвовал в полемике с Гладстоном и др. критиками этого догмата, посвятив его защите сочинения «Декреты Ватиканского Собора и их влияние на гражданственность» (The Vatican Decrees and Their Bearing on Civil Allegiance, 1875) и «Подлинная история Ватиканского Собора» (The True Story of the Vatican Council, 1877). После присоединения Рима к Итальянскому королевству и ликвидации Папского гос-ва (1870) М. выступал с критикой церковной политики правительства К. Бенсо ди Кавура и политики Культуркампф О. фон Бисмарка, в частности, в трактате «Цезаризм и ультрамонтанство» (Caesarism and Ultramontanism, 1873). 15 марта 1875 г. папа Пий IX возвел М. в достоинство кардинала. 31 марта М. получил титул кардинала-пресвитера рим. ц. Сан-Грегорио-Маньо. После смерти папы Пия IX в февр. 1878 г. принимал участие в конклаве, избравшем папу Римского Льва XIII . Деятельность М. в социальной сфере стала поводом для его включения в 1884 г. в состав королевской комиссии по обеспечению рабочих жилыми помещениями. Во время масштабной забастовки на лондонских верфях в 1889 г. М. участвовал в переговорах, закончившихся достижением компромисса. Взгляды и деятельность М. оказали определенное влияние на формулирование папой Львом XIII социального учения католич. Церкви, в т. ч. на положения его энциклики «Rerum novarum» (1891). М. был погребен в капелле католич. кладбища в Кенсал-Грин в Лондоне. 25 янв. 1907 г. прах М. был перезахоронен в Вестминстерском соборе. Соч.: Miscellanies. L., 1877-1888. 3 vol. Лит.: Purcell E. S. Life of Cardinal Manning. L.; N. Y., 18962. 2 vol.; Leslie S. Henry Edward Manning: His Life and Labours. L. etc., 1921; Manning: Anglican and Catholic/Ed. J. Fitzsimon. L., 1951; McClelland V. A. Cardinal Manning: His Public Life and Influence, 1865-1892. L. etc., 1962; Newsome D. The Parting of Friends: A Study of the Wilberforces and Henry Manning. L., 1966; idem. The Convert Cardinals: John Henry Newman and Henry Edward Manning. L., 1993; Gray R. Cardinal Manning: A Biography. L., 1985; Walsh M. J. The Westminster Cardinals: The Past and the Future. L., 2008.

http://pravenc.ru/text/2561846.html

Соловьевская " свободная теократия " - антипод правовому государству и полное отрицание позитивного права - этого " корана " правоверных либералов. В строго христианском толковании " правовое государство " - это примирение с греховной природой человека, которого удерживает от преступления не голос совести, но лишь сила Закона, то есть угроза уголовного наказания... Соловьев скорбел о гибели христианской Европы и считал, что именно православная Россия еще способна спасти ее своей жертвой и отказом от собственного мессианизма в пользу мессианизма вселенского. Но реальная Европа того времени не имела ничего общего с идеалом Соловьева. Папа Лев XIII восклицал: " vexillia regis prodeunt inferni " - " знамена властителя ада продвигаются вперед " , предупреждая о неизбежности сатанобожия вслед за безбожием, человекобожием и богоборчеством. Этот понтифик не только отвергал марксизм в знаменитой энциклике " Rerum novarum " (1891), но и обличал антихристианскую суть и либерализма, и масонства. К середине ХХ в. либерализм в крайних теориях окончательно стер границу между добром и злом, возвышая индивида вне этих категорий. Фридрих фон Хайек утверждал " абсолютный суверенитет взглядов и наклонностей человека в его жизнедеятельности, какой бы специфической она ни была " . - Явное отступление от основополагающего начала Нового Завета о природной греховности человека, который только нравственной аскезой может преобразиться из Адама ветхого в Адама нового. - " Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. " (Матф. 5. 3). Изъятие абсолютного критерия порока и добродетели неизбежно влечет смешение добра и зла: нравственно то, что разрешено законом, а законом разрешено то, что не мешает другим. В такой логике материальный прогресс, нейтральный сам по себе, разрушает грань добра, обеспечивая в возрастающей мере возможность " не мешать другим " , поступая неправедно (отдавая свою мать в приют). В развитии позитивного права и правового государства в ХХ в. явно доминирует англосаксонское право, которое зиждется на постулате: " все что не запрещено - дозволено " . Дилемма этического сопоставления преступления и греха, то есть соответствия Закона нравственному Канону перестала волновать " прогрессивный " Запад, хотя волновала даже Софоклову Антигону. Такая концепция определяет лишь запретное, не указывая на нравственно должное. Закон есть лишь компромисс между Долгом и обстоятельствами. Налицо явная реплика " правового государства " с Ветхого Завета, с Моисеева Закона и отступление от Нового Завета с его нравственной вершиной.

http://pravoslavie.ru/analit/global/ross...

В Соединенных Штатах Джеймс кардинал Гиббонс (1834–1921) выступил в защиту американского «Ордена рыцарей труда», когда тому грозило осуждение со стороны Рима; откровенным социалистом был союзник Генри Джорджа священник Эдвард Мак-Глинн; демократические взгляды в духе идеолога швейцарских социал-католиков доктора Гаспара Декуртена развивал выдающийся оратор монсеньор Айрлэнд. В других странах католическое духовенство ограничивалось филантропическими мероприятиями в пользу бедных, не требуя государственного вмешательства и не вступая в борьбу с экономически господствующим классом. Значимым рубежом для католической теологии стало подключение Ватикана к разработке т.н. социально-экономического богословия. Первым выражением официальной позиции Св. престола по данному вопросу стала энциклика Rerum novarum (1891) папы Льва XIII. Глава Католической церкви, признавая наличность социального зла и видя в современном обществе, «с одной стороны, всемогущество богатства, с другой – бессилие бедности», требует от католического духовенства энергичной работы на пользу народа. Рабочие союзы и рабочее законодательство указываются Львом XIII как два основных фактора социальной реформы 1225 . Позиции, обнародованные Львом XIII, развивались его преемниками вплоть до Uoahha XXIII 1226 (см., в частности, энциклику Mater et magistra, 1962), Павла VI и Иоанна Павла II, причем энциклики последнего Laborem exercens (1981, к 90летию опубликования Rerum novarum) и Centesimus annus (1991, к 100-летию Rerum novarum) 1227 охватывают и осмысливают практически все проблемы, стоящие перед современной экономической наукой и человечеством. В них приведены суждения о конфликте труда и капитала («рабочий вопрос», рассматриваемый как «ключ к социальному вопросу» 1228 ), развитие теории социальных конфликтов, взгляды на отношения государства и собственности вплоть до проблем государственного регулирования экономики, на проблемы заработной платы и профсоюзного движения и т.д. Энциклика Rerum novarum, где оглашена минимальная программа требований, выдвигаемых католическими социалистами всех стран, стала одной из богословских опор социально-католической доктрины. Возникла целая система взглядов, создана богословская экономическая концепция, которая приобрела даже катехизическое значение 1229 . В духе догмата о папской непогрешимости в основу ее кладутся папские энциклики (от Льва XIII до Иоанна Павла II), сверяемые в основном с Фомой Аквинским 1230 и развивающие систему взглядов, настолько схожих с неолиберальными (вплоть до натянутого обоснования демократии как исключительного общественного строя 1231 , несмотря на катехизическое признание морального одобрения множественности форм политической власти 1232 ), что незаинтересованный читатель не может не задаться вопросом: что является истинным фундаментом этих теоретических построений – новозаветные тексты и святоотеческая традиция или монографии классиков неолиберализма? 1233

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Создание II Интернационала показало, что массовые рабочие партии отдельных стран, основываясь на социалистической программе, вступили в политическую борьбу за решение социальных вопросов. Энциклика «Rerum novarum» не просто содержала осуждение социалистического движения, но и очерчивала новую общественную концепцию, которая служила в качестве более современной теоретической основы для борьбы против рабочего движения. До этого для церкви имущественные различия были естественными, и в них она не видела социального вопроса. Соответственно с этим и задача церкви ограничивалась лишь благотворительностью. Эта позиция оказалась несостоятельной - ведь результаты профсоюзного движения и классовой борьбы показывали другое. Поэтому энциклика «Rerum novarum» признала права рабочих на профессиональное объединение, приняла к сведению существование классов и наличие противоречий между ними, то есть истинное, реальное положение. Энциклика искала ответ на вопрос, каким образом можно было бы исключить классовую борьбу из общества, ликвидировав тем самым помехи, ставшие на пути развития капитализма. Согласно энциклике, для преодоления классовых противоречий и примирения с целью достижения общественного благоденствия следовало бы руководствоваться формулой христианской любви. Эта концепция обещала быть подходящей для того, чтобы расширить массовую базу католических партий и церкви среди трудящихся классов. (Именно поэтому «Rerum novarum» рассматривают как один из наиважнейших документов католицизма Нового времени, важным этапом поиска им ответа на вопросы эпохи.) «Rerum novarum» считала возможным окончательно решить социальный вопрос путем изменения общественного положения рабочих без политической борьбы, путем его депролетаризации. Для этого и государство и церковь должны оказывать рабочим совместную помощь. В энциклике подчеркивается, что, пока это не осуществится, важным основным принципом является правомерность идеи взаимопомощи рабочих. Тем самым энциклика отвергает положение об оказании сверху опеки, о благотворительности; она признала право рабочих бороться всеми легальными средствами, включая и забастовки, за достойную оплату их труда.

http://sedmitza.ru/lib/text/441689/

Социальными вопросами Ватикан стал положительно заниматься в конце XIX в. Поворотным моментом была энциклика Льва XIII «Rerum novarum» («О новых вещах») (1891). Она была вызвана фактом массовых забастовок в Италии в 1891 г. Энциклика «О новых вещах» по сей день считается одним из основных программных документов Римско-Католической Церкви в области социальной политики. Проблемы, содержащиеся в «Rerum novarum», нашли свой отпечаток уже раньше в энциклике от 1 ноября 1885 г. «Immortale Dei» («О христианской Конституции государств»), в которой Лeb XIII заявил, что Церковь может принять любую форму государства, если оно обеспечивает свободную деятельность Церкви. Государство и Церковь в равной степени суверенны в области своей деятельности. При этом Лeb XIII не опровергал утвержденного раньше божественного происхождения власти. Хотя историки Церкви подчеркивают новаторство «Rerum novarum», но мы не замечаем отклонения отучения блж. Августина о государстве. Энциклики Льва XIII учитывают принцип исторической изменчивости обстоятельств и греховности человека при убеждении о божественном происхождении власти. Новостью является только признание важными для рассмотрения новые общественные движения. В энциклике от 20 июня 1888 г. «Liberias praestantissimum» («О человеческой свободе») Лев признал положительные стороны неантирелигиозного либерализма, права человека на свободы и парламентскую демократию. В энциклике от 10 января 1890 г. «Sapientiae christianae» («Об обязанностях христиан как граждан») Лeb XIII призвал верующих христиан признавать буржуазное государство и активно участвовать в государственной жизни. Одновременно с этим Лeb XIII постоянно призывал к реставрации светской власти папы 122 . Одновременно социализм продолжает оцениваться «фальшивым лекарством» против социальных зол. В эникликах папы Льва XIII подчеркивается высокий уровень систематизации социальной доктрины. Государство рассматривается не как явление само по себе, a в связи с конкретными социальными проблемами.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010