Отметим интересный момент отзыва – рассуждения о христианском социализме. Экземплярский, отмечая неточность «Программы», указывает, что это направление, опираясь на энциклику папы Льва XIII Rerum novarum, часто называется «католическим» или «евангелическим» и всегда защищает неприкосновенность частной собственности. Такой «христианский социализм», как пишет Экземплярский, «равно далеко отстоит и от идеалов социал-демократии и от идеалов истинного христианства». Обоим «социализмам» – и марксистскому и «христианскому» Экземплярский противопоставляет учение, выраженное святыми отцами древней Церкви и реализованное апостолами в Иерусалиме. Как видно, Экземплярский великолепно разбирается в тонкостях проблемы. Наконец, у кого из обновленцев можно найти столь пронзительные мысли о юродстве, страдании и христианской любви? такую глубокую укорененность в Писании и Предании? Сама высочайшая православная культура Экземплярского, сам благородный строй его мыслей, чуждый политиканству, доносительству, сервилизму и борьбе за власть совершенно не сродни духу обновленчества. 7. Вместо заключения. Экземплярский и историософия XX века. Вернемся к «феномену Экземплярского» и попробуем теперь ответить на вопрос, насколько обличения опального профессора соответствуют истине. Конечно, однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Относительно синодального периода Церкви существует масса мнений, причем в широком диапазоне – от восторженных до уничижительных. Спорить можно до бесконечности. И все же… И все же работы Экземплярского убеждают. Да и не только они. Есть обширный круг свидетельств и мнений, обзор которых далеко выходит за рамки данной статьи, которые говорят о том, что Экземплярский прав. По крайней мере – частично. Экземплярский прав по существу, но относительно предлагаемых им методов лечения этого сказать нельзя. Его программа имеет во многом идеальный характер, не учитывающий реальную ситуацию в стране и несовершенство составляющих Церковь людей. Да и где уверенность, что предлагаемые меры действительно ведут ко Христу? Ведь сплошь и рядом бывает, что результатом реформ бывает совсем не то, что ожидалось.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Ekzemp...

власти путем ограничения влияния Римско-католической Церкви. Серией законов, направленных против католич. духовенства, церковный контроль над школами был заменен гос., запрещены орден иезуитов и др. монашеские ордена, принят ряд адм. мер. К духовным лицам, отказавшимся подчиниться новому законодательству, применялись репрессивные меры, во мн. герм. землях власти начали поддерживать старокатолич. Церковь. Дипломатические отношения Германии с Папским престолом были разорваны. При папе Льве XIII (1878-1903) положение Римского престола изменилось. Уменьшились противоречия со Швейцарией и большинством гос-в Лат. Америки, улучшились отношения с Испанией и Великобританией. В 1894 г. были восстановлены дипломатические отношения с Россией, разорванные в 1866 г. В результате удачного посредничества Льва XIII в конфликте между Германией и Испанией по поводу Каролинских о-вов было почти полностью восстановлено положение католич. Церкви в Германии, что способствовало возобновлению дипломатических отношений (1888). В ряде документов (и гл. обр. в энциклике «Rerum novarum» ) папой было сформулировано социальное учение католич. Церкви, что способствовало приспособлению католич. Церкви к новым реалиям, было положено начало созданию католич. рабочих орг-ций, профсоюзов и др. об-в, находившихся под контролем католич. Церкви. Наиболее сложными оставались отношения с Италией. Желая подчеркнуть протест папы-предшественника и свое положение пленника, Лев XIII, совершая традиц. благословение в день своего избрания на Папский престол, отказался выйти на внешнюю лоджию базилики св. Петра. Вместе с тем прочное положение единой Италии в целом не оставляло надежды на восстановление Папского гос-ва в прежнем его виде. Это стало очевидно со вступлением Италии в Тройственный союз (1882). В 1887 г. была сделана первая попытка мирного урегулирования т. н. римского вопроса . Не отказываясь от идеи восстановления папского гос-ва и не уменьшая по сути требований о возвращении Папскому престолу захваченных территорий, папа Лев XIII высказал свое пожелание решения конфликта и, не отменив формально буллы «Non expedit», призвал католиков к укреплению и расширению деятельности католич.

http://pravenc.ru/text/149913.html

Десятословие Десять заповедей, данных Богом Моисею на Синайской горе. Является главной частью Моисеева (или синайского) законодательства (см.). Дух капитализма термин введен немецким социологом Максом Вебером для обозначения мотивации и нравственного базиса капиталистического предпринимателя. Вебер утверждал, что на возникновение и развитие духа капитализма, по крайней мере на раннем этапе, существенное влияние оказала протестантская этика (см.). Естественный закон В католическом богословии – безгреховные склонности, вложенные Богом в человека при его сотворении. Следуя естественному закону человек не погрешает. Однако, поскольку все человечество подвержено первородному греху, то католичество рассматривает еще вторичный естественный закон или всеобщий закон (см.). Иерусалимская община Первая община христиан, организованная апостолами в Иерусалиме сразу после вознесения Иисуса Христа. Апостолы поддерживали в общине христианский коммунизм, подразумевающий объединение всех имуществ членов общины. В связи с этим в общине происходили нестроения, например, случай с Ананией и Сапфирой (см.). Жизнь в Иерусалимской общине долгое время рассматривалась как образец христианского общежития. Икономия (от греч. «экономия» – устроение дома): в христианстве – курс на снисхоэжение, на постепенность в продвижении к высшим добродетелям. Св. Иоанн Златоуст был сторонником икономии в имущественной этике, установив принцип икономии (см.). Католическая социальная доктрина Учение католической церкви об устроении социума. Считается, что начало католической социальной доктрине было положено энцикликой Льва XIII Rerum novarum (см.) (1891г.). В дальнейшем доктрина развивалась в энцикликах Quadragesimo anno, Centessimus annus (см.) и других католических документах. В основу католической социальной доктрины положен принцип незыблемости частной собственности и принципиальное признание основных положений либеральной рыночной экономики. Классическая экономическая школа Экономическая школа, начало которой было положено Адамом Смитом во второй половине XVIII в. Основные положения этой школы: труд является мерой стоимости товаров; рынок обладает уникальным свойством саморегуляции, а потому не нуждается в каком-либо контроле со стороны государства.

http://azbyka.ru/jekonomicheskie-kategor...

«Нестяжатели» Направление в церковной жизни России XV-XVI вв., выступавшее против обладания монастырями земель с населявшими их крестьянами. По мнению нестяжателей, обладание крестьянами противоречит евангельским заповедям и церковной традиции, и приводит также к понижению духовного уровня монашеской жизни. Среди «нестяжателей» были такие известные русские церковные деятели как св. Нил Сорский, св. Максим Грек, Вассиан Патрикеев. «Нестяжатели» вели полемику со «стяжателями» (см.), но в конце концов потерпели поражение, поскольку земли с селами оставались в собственности монастырей до середины XVIII в. «Общение имений» Устаревший термин, применяемый в смысле общественной собственности. «Основы социальной концепции РПЦ» Основополагающий документ, принятый архиерейским собором РПЦ в 2000 г. В этом документе впервые официально выражено отношение православия к труду и собственности. В частности, говорится, что Церковь приемлет различные формы собственности: частную, общественную, кооперативную и пр. «Психология собственного» Уровень святоотеческого рассмотрения имущественной проблемы, затрагивающий личное отношение к богатству и бедности. Исследуя этот уровень, святые отцы усматривают, что богатство является сильнейшим соблазном для души человека. «Старообрядческий капитализм» Явление в хозяйственной жизни России XIX в., состоящее в том, что старообрядческие предприниматели занимали непропорционально большое место среди промышленной и купеческой элиты России. «Стяжатели» Направление в общественно-церковной жизни, боровшееся с государством за сохранение земли с крестьянами в собственности монастырей. С своей деятельности «стяжатели» натолкнулись на активное сопротивление «нестяжателей» (см.), но сумели отстоять свою позицию. Идеологом «стяжателей» был такой известный русский святой, как Иосиф Волоцкий. Centessimus annus «Сотый год» – Энциклика папы Иоанна Павла II. изданная в 1991 г. и посвященная столетию выхода энциклики Rerum novarum (см.). В данной энциклике Иоанн Павел II окончательно отмежевывается от социализма и провозглашает либеральный капитализм единственным путем человечества, соответствующим христианским ценностям свободы и развития личности, хотя и имеющим определенные недостатки.

http://azbyka.ru/jekonomicheskie-kategor...

Социальная справедливость признается как норма всеобщего блага. Но, как всегда “…частная собственность даже на производительные блага … является естественным правом, которое не может уничтожить государство”/54:74/. В энциклике Pacem in terris (“Мир на земле”, 1963г.) Иоанн XXIII, очень хорошо чувствовавший политическую конъюнктуру, благословляет концепция прав человека; провозглашает идею “мирового авторитета”. Папа в качестве примера приводит ООН, но думается, что скорее здесь он говорит о «мировом правительстве», которое в лице НАТО сейчас фактически выполняет аналогичные функции. Павел VI (1963–1978) продолжает курс своего предшественника. Энциклика Populorum progressio (1967г.) говорит о социальной справедливости в геополитическом масштабе, осуждает колониализм. Там провозглашается хорошо известная мысль: не “иметь”, а “быть”. Интересно, успехи социализма в то время были столь весомы, что Павел VI, решил подстраховаться в случае его всемирной победы. Поэтому он, критикуя либеральный капитализм, неожиданно произносит похвалы (правда, умеренные) ограниченному планированию, а в энциклике Octogesima adveniens (80-летию Rerum novarum, 1971г.), говорит о разных видах социализма, причем, в отличие от Пия XI, положительно оценивает немарксистские разновидности социализма. Папа Иоанн Павел II и его энциклика Centessimus annus. Наконец, «великий» папа Иоанн-Павел II — папа, ненавидящий советский строй, как его может ненавидеть только человек, живший при нем и вкусивший всю его подноготную. И эта ненависть просвечивает в его знаменитой энциклике Centessimus annus (“Сотый год”), посвященной столетнему юбилею «Рерум новарум». Ее главная тема — 1991г. (в Польше – 1989г.) – время крушения «реального социализма». О социализме Иоанн-Павел II говорит, что “лекарство хуже болезни”/45:33/, ибо он, уничтожив частную собственность, свел человека “к набору общественных отношений”: “Если у человека нет ничего “своего” и он не может заработать на жизнь, проявив свою инициативу, он зависит от социальной машины и от тех, кто ею управляет.

http://azbyka.ru/jekonomicheskie-kategor...

Когда произошла эта перемена? Я думаю, что в известной степени корни ее выходят к энциклике папы Льва XIII. В 1891 г. католическая церковь впервые, после многовекового молчания, сказала свое слово о социальной неправде. Это слово Льва XIII– энциклика Rerum Novarum, было более чем скромным. Оно, собственно, было обращено скорее против революционного социализма, чем против капитализма. Но в нем были признаны римской церковью права работника, как человека и христианина, было поставлено перед христианством требование защиты трудящихся, и была осуждена явная эксплуатация – с точки зрения средневекового христианства которое умело  уважать трудящихся. Конечно, средневековье нельзя идеализировать, действительность его была достаточно жестокой. Но, тем не менее, в ту эпоху католическая церковь стояла на точке зрения гармонического социального целого, corpuschristianum, в котором, и трудящийся имел свое призвание и свое право. Вместе с возрождением томизма в 19 в. возрождаются и социальные элементы средневекового христианства. Правда, то, что было и возможно при патриархальном строе, оказывается невозможным в строе капиталистическом. Как найти этот идеальный компромисс между требованиями рабочего класса и капитализмом в той непрерывной индустриальной революции, которая разрушает сложившиеся отношения, вносит в жизнь постоянную борьбу и напряжение: антагонистических сил. Католичество подошло к социальной действительности с христианским замыслом – внести мир в эту борьбу классов, но с утопическим представлением о разрешимости этой задачи в рамках современного общества. Думали, без ломки, стоя на почве данных хозяйственного строя, достигнуть обеспечения прав трудящихся, гармонии и мира между ними и работодателями. Для этой цели создавалось католическое рабочее движение, игравшее известную роль наряду с протестантскими и анти-христианскими социал-демократическими рабочими союзами. Во множестве католических университетов и семинарий, в трактате по нравственному богословию и в периодической прессе доктрина Льва XIII была положена в основу социального воспитания и проповеди для широких масс. В сущности, католическая церковь и сейчас стоит на этой точке зрения. В энциклике палы Пия XI«Quadragesimo anno» в этом 1931 году ничего существенного не прибавлено к тезисам его предшественника. Хотя она учитывает факт огромного подъема рабочего класса и его влияния, хотя ее острие направлено не против социализма, а против капиталистической эксплуатации, но она стоит по-прежнему на почве капиталистического строя. Думаю, что, при всем ее огромном практическом значении, в принципе она является все же средневековой утопией, попыткой гармонизации того, что дисгармонично по своей природе.  

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

выше, – Письма 5-е и 6-е), как на этом пути создалась двойная «эволюция папства», с неуступками и компромиссами. Но, конечно, то, что в глазах стороннего и но заинтересованного наблюдателя, является рядом уступок и компромиссов, – это самое в глазах сынов католической церкви оказывается проявлением необычайного ума, признаком мужества, чуткости и такта... Уже давно, – так выясняют 95 первый «политический шаг» папы, эволюцию демократическую, – давно, когда Лeb XIII еще был кардиналом Печчи, он замышлял «для блага церкви» ее сближение с демократией (эти мысли отразились в его пастырском послании: « Церковь и цивилизация»); а потом эти, тогда еще неясные идеи, сложились у него в целую теорию, которая и нашла себе воплощение в энциклике Rerum novarum (см. – наше шестое «письмо»). Папа видит, что древние европейские монархии рушатся, а демократия усиливается и готова стать властителем будущего. И вот он замышляет смелый замысел – отъединить, обособить католическую церковь от прежних (монархических) устаревших (?) форм правления. Он не хочет, чтобы она сошла вместе с ними в могилу или чтобы вместе с ними делила всеобщее нерасположение. Он видит в нарождении и победе демократии не случай, не эфемерный факт, который завтра исчезнет как и те случайные обстоятельства, которые вызвали его к бытию, – нет, он видит в нем необходимый результат медленной эволюции человеческих обществ и, верный своим прежним намерениям, хочет, чтобы эти две силы, церковь и демократия – силы, которые ныне соперничают, но которые быть может завтра же соединятся, как в первые дни христианства (?), – чтобы они, – эти силы, отныне шли вместе к мирному покорению мира. Он не страшится отчаянного сопротивления одних, анафемы и проклятий других. Несмотря на все препятствия. он идет вперед и работает над осуществлением непреклонной мысли. И при том он будто бы «не жертвует ни одной буквой традиции и откровенного учения» (?). Все дело будто бы только в том, что «у него своеобразный, оригинальный и смелый прием приспособлять эту неизменную доктрину, эти неподвижные принципы к эволюции человеческих обществ, к законным (?) потребностям новых народов» (!) 96 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Vveden...

   Наконец, Церковь может даже обратиться с рядом требований в защиту тех или иных классов или людей. Но эти требования не должны исходить из каких бы то ни было принципов социальных учений, а исключительно из учения Христа - учения о любви. Провозглашение со стороны Церкви тех или иных принципов равно их догматизированию. Католичество, которое начиная со знаменитой энциклики папы Льва ХШ «Rerum novarum», так смело и решительно вступило на этот путь в защиту социальной правды, не совсем еще свободно от догматизирования. Когда в последней большой энциклике теперешнего папы Пия «Quadragesimo anno» наряду с признанием справедливости требований рабочего класса провозглашается священный принцип собственности, то этим католическая церковь сама втягивается в социальную борьбу. Как ни дорог и ни законен принцип собственности, тем не менее, он ни в какой мере не связан с христианским учением. Хотя и очень короткое время, христианство просуществовало при добровольном, из любви вытекающем отказе от собственности.    Наконец, Церковь может вести непосредственно очень широкую социальную работу. Я не боюсь, что эту работу назовут благотворительностью. Прежде всего, потому, что она может быть шире благотворительной работы, а затем и потому, что благотворительность сама по себе очень хорошее дело, особенно если она может смягчить существующее социальное зло. Конечно, социальной работой нельзя решить ни одной социальной проблемы, так как она коренным образом не уничтожит источник социального зла.    Как раз в этом должно сказаться третье основное положение православия в его отношении к современным социальным вопросам: никакими социальными реформами или революциями нельзя уничтожить социальное зло и социальную несправедливость. Они зависят не от тех или иных форм социальной жизни, не от воли отдельных лиц или отдельных групп, а от несовершенства и греховности человеческой природы. Только в Церкви в благодатном порядке греховность человеческой природы преодолевается и только в Церкви социальный вопрос может быть радикально разрешен.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3725...

Сталин на самом деле получил в 1943 году абсолютно послушную Церковь. Более того, создав Совет по делам религий, верховный вождь возродил и пост обер–прокурора, который диктовал иерархам волю генерального секретаря, — на этот пост сначала был назначен генерал МГБ Георгий Карпов, а после него назначались работники ЦК КПСС. 381. Первоначально речь Федотова, произнесенная на собрании Религиозно–философской академии в 1932 году. В этом же году была опубликована в журнале «Путь» Социальная доктрина в православии, в отличие от католицизма, никогда не была разработана. Известно равнодушие Русской Церкви синодального периода к социальному служению. В конце XIX — начале XX столетия становятся широко известными социальное служение протоиерея Иоанна (Сергиева) Кронштадтского, а в 10–е годы — служение Марфо–Мариинской обители, которую задумала и создала великая княгиня Елизавета Федоровна. Но эти явления скорее были исключением из общепринятого правила. Заканчивается XX столетие, но по–прежнему православная Церковь не только не разработала социальной доктрины, но Синод и епископат не проявляют должного внимания к социальным проблемам, как и в недавнем прошлом. Хотя время, переживаемое Россией, требует неотложного участия христиан в разрешении обострившихся проблем стремительно нищающего населения. 382. Энциклика папы Льва XIII (1878–1903) Rerum Novarum была опубликована 15 мая 1891 года. Она посвящена проблемам рабочего движения, признавая права рабочих на профессиональные объединения. В этой энциклике впервые было признано существование классов и наличие противоречий между ними. Энциклика признавала право рабочих бороться за улучшение условий труда и жизни многообразными средствами, включая забастовки. 383. Corpus christianum (лат.) — букв, христианского тела. Эта мысль Федотова опирается на богословскую концепцию, согласно которой Церковь — Тело Христово, в Котором все христиане составляют некое гармоничное целое. 384. Возросший в конце XIX века интерес к богословскому наследию святого Фомы Аквинского также связан с деятельностью папы Льва XIII, который настойчиво рекомендовал студентам богословских заведений изучать его труды.

http://predanie.ru/book/219978-stati-192...

Когда произошла эта перемена? Я думаю, что в известной степени корни ее выходят к энциклике папы Льва XIII. В 1891 г. католическая Церковь впервые после многовекового молчания сказала свое слово о социальной неправде. Это слово Льва XIII— энциклика Rerum Novarum 382 , было более чем скромным. Оно, собственно, было обращено скорее против революционного социализма, чем против капитализма. Но в нем были признаны римской Церковью права работника как человека и христианина, было поставлено перед христианством требование защиты трудящихся и была осуждена явная эксплоатация — с точки зрения средневекового христианства, которое умело уважать трудящихся. Конечно, средневековье нельзя идеализировать, действительность его была достаточно жестокой. Но тем не менее в ту эпоху католическая Церковь стояла на точке зрения гармонического социального целого, corpus christianum 383 , в котором и трудящийся имел свое призвание и свое право. Вместе с возрождением томизма  384 в XIX в. возрождаются и социальные элементы средневекового христианства. Правда, то, что было возможно при патриархальном строе, оказывается невозможным в строе капиталистическом. Как найти этот идеальный компромисс между требованиями рабочего класса и капитализмом в той непрерывной индустриальной революции, которая разрушает сложившиеся отношения, вносит в жизнь постоянную борьбу и напряжение антагонистических сил? Католичество подошло к социальной действительности с христианским замыслом — внести мир в эту борьбу классов, но с утопическим представлением о разрешимости этой задачи в рамках современного общества. Думали, без ломки, на почве данных хозяйственного строя, достигнуть обеспечения прав трудящихся, гармонии и мира между ними и работодателями. Для этой цели создавалось католическое рабочее движение, игравшее известную роль наряду с протестантскими и антихристианскими социал–демократическими рабочими союзами. В множестве католических университетов и семинарий, в трактате по нравственному богословию и в периодической прессе доктрина Льва XIII была положена в основу социального воспитания и проповеди для широких масс. В сущности, католическая Церковь и сейчас стоит на этой точке зрения. В энциклике папы Пия XI «Quadragesimo anno» 385 в этом 1931 году ничего существенного не прибавлено к тезисам его предшественника. Хотя она учитывает факт огромного подъема рабочего класса и его влияния, хотя ее острие направленно уже не против социализма, а против капиталистической эксплоатации, но она стоит по–прежнему на почве капиталистического строя. Думаю, что, при всем ее огромном практическом значении, в принципе она является все же средневековой утопией, попыткой гармонизации того, что дисгармонично по своей природе.

http://predanie.ru/book/219978-stati-192...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010