Поэтому «программой» их решения у святых отцов является изгнание из своей души эгоизма и водружение в ней любви к людям. И, — для закрепления этого, — аскетика отказа от имущества, добрые дела милосердия и братской жизни во Христе вплоть до объединения имуществ. Таким образом, нравственное и социальное в воззрениях святых отцов составляют неразрывное целое. Остается, однако, отметить, что мысли св. Симеона, несмотря на их яркость, остались его частным мнением и никакого серьезного резонанса в обществе не произвели. Византия, номинально христианская, но так и не сумевшая создать подлинно христианский социум, неслась к своей гибели, наступившей в 1453 г. Контрольные вопросы 3.9. Тема 9. Католическая социальная доктрина Католичество как социально-ориентированная конфессия. Святоотеческий период. Воззрения Фомы Аквинского. Лев XIII и его энциклика Rerum novarum. Развитие католической социальной доктрины в XX в. Папа Иоанн Павел II и его энциклика Centessimus annus. Постепенное сползание католической социальной доктрины. Католичество как социально-ориентированная конфессия. Если восточная Церковь более склонна к мистике и созерцанию, то для католичества более характерны учительство и деятельность. Поэтому не удивительно, что проблемы социально-экономического устроения у католиков оказались в зоне повышенного внимания. Можно даже утверждать, что католичество является социально-ориентированной конфессией. Особенно эта ориентированность проявилась во второй половине XIX в., когда вышла энциклика Rerum novarum («Новые вещи»), папы Льва XII, предметом которой служит «рабочий вопрос». Эту энциклику последующие папы именуют «бессмертным посланием»/45:25/. Дата ее опубликования – 15 мая 1891г. – для католиков является чем-то вроде «7 ноября» и рассматривается как момент рождения католической социальной доктрины. И в дальнейшем католическая социальная доктрина развивалась благодаря папским энцикликам и также решениям II Ватиканского собора. Возник даже особый жанр социальной энциклики, в который свою лепту внесли многие папы: Пий XI, Пий XII, Иоанн XXIII, Павел VI, Иоанн Павел II.

http://azbyka.ru/jekonomicheskie-kategor...

А потому он в Centessimus annus вводит оговорки и элементы критики капитализма. Однако, все принципы современного капитализма, включая глобализацию и «новый мировой порядок», католичество благословило. Справедливости ради и здесь мы должны отметить, что католицизм долго упирался. Но, пятясь как рак, он с каждым годом уступал и уступал сильнейшему напору мира, и наконец, капитулировал и скатился к «протестантской этике». Католикам следует крепко задуматься над тем, не является ли это шествие вниз по ступеням спуском в преисподнюю? Литература I-XII. Иоанн Златоуст - Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, Архиеписко­па Константинопольского, в русском переводе. тт. I-XII. С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1894-1911. 10. Зейпель - И. Зейпель. Хозяйственно-этические взгляды отцов церкви. М., 1913. 37. Генц - А.Генц. Христианство и социализм. Религия социализма. М., 1906. - с.32. 84. Майка - Юзеф Майка. Социальное учение католической церкви. Опыт исторического анализа. Изд. Святого Креста, Рим-Люблин, 1994. 85. Канапа - Жан Канапа. Социальная доктрина церкви и марксизм. Пер. с фр. - М.: Прогресс, 1964. - 415 с. 86. Rerum Novarum - Rerum Novarum//100 лет христианского социального учения. -М.: Дом Марии. 1991. - с.6-24. 87. Centessimus Annus - Centessimus Annus//100 лет христианского социального учения. -М.: Дом Марии. 1991. - с.25-64. 92. Лобье. Три града - Патрик де Лобье. Три града. Социальное учение христианства/Пер. с фр. Л.А. торчинского. - СПб.: Алетейя, 2000. - 412 с. 93. Кудрявцев О.Ф. Собственность как нравственно-правовая проблема - О.Ф.Кудрявцев. Собственность как нравственно-правовая проблема в идеологии христианского средневековья (до Фомы Аквинского).//Культура и общественная мысль. Античность. Средние века. Эпоха Возрождения. - М.: «Наука». 1988. - с.76-86. 94. Хеффнер - Кардинал Йозеф Хеффнер. Христианское социальное учение. - М.: Культурный центр «Духовная библиотека». 2001. - 323 с 95. Коваль Т.Б. - Т.Б.Коваль. «Тяжкое благо».

http://ruskline.ru/analitika/2010/11/13/...

Наконец, вчетвертых, “Что же до Церкви, то в ее помощи никогда не будет недостатка”/60:24/. Более того, насчет разрешения социального вопроса папа утверждает, “… что все усилия будут тщетны, если Церковь останется в стороне”/60:10/. Энциклика Rerum novarum произвела на современников большое впечатление. Впервые Церковь заявила, что социальные проблемы человечества ей не чужды – наоборот, она собирается активно в них участвовать и предлагать свои пути их решения. Правда, были и хулители, выдвигавшие всякие обвинения — от потворства революционерам до благословения бесчеловечного капитализма. Но основная мысль энциклики иная. Отвергнув как социализм, так и либеральный капитализм, папа фактически предлагает “третий путь” — путь сотрудничества капиталистов и рабочих под эгидой Церкви. Позднее он получил известность как “корпоративный строй”. Развитие католической социальной доктрины в XX в. В XX веке католическая социальная доктрина в основном прирастает папскими энцикликами или радиопередачами, большинство из которых выходит в ознаменование юбилея «Рерум новарум». Здесь любопытно проследить медленный но верный дрейф доктрины в сторону «соглашений с прогрессом, либерализмом и современной цивилизацией». В 1931г. папа Пий XI (понтификат 1922–1939) издает энциклику Quadragesimo anno (“Сороковой год”), посвященную 40-летию Rerum novarum. В ней идея «корпоративного строя» получает свое явное выражение: “К полному исцелению можно, видимо, прийти лишь в том случае, если заменить противостоящие друг другу классы хорошо организованными органами, корпорациями, которые объединяют людей не по их положению на рынке труда, а по их принадлежности к той или иной отрасли общественной деятельности”/61:74/. Однако, очень знаменательно, что «корпоративизм» вдруг воплощается. Правда не христианский, а на основе национализма или этатизма. Имеется в виду экономический строй фашизма (Германия, Италия, Австрия, франкистская Испания, Португалия). И именно Пию XI пришлось непосредственно с ним столкнуться.

http://azbyka.ru/jekonomicheskie-kategor...

Причиной появления Rerum Novarum был рост рабочего движения, разрыв общественных связей в католических странах и тот факт, что церковь в глазах пролетариата как бы стала защитницей буржуазии, если использовать марксистскую терминологию. В ответ на эту критику появляется энциклика Rerum Novarum, которая, действительно, открыла новую страницу в католическом богословии и несомненно способствовала усилению позиции католической церкви среди рабочего класса… И я думаю, что если говорить о социальной доктрине Православной Церкви, то я почти убежден в том, что такая доктрина появится. Будет ли она в Русской Церкви или вообще в Православной Церкви. Ведь подходы к этой доктрине существуют. Вот я хотел бы вам напомнить очень интересный документ, который был принят Синодом накануне перестройки. Наверное, многие на него посмотрели как на пропаганду Московской Патриархии, а на самом деле это был очень глубокий богословский документ о войне и мире: отношение Церкви к таким вопросам, как пацифизм, разоружение. Это был глубокий богословский анализ. И документ этот имел прекрасный резонанс во всем мире, кроме нашей собственной страны. Потому, что власти тогда замалчивали это дело… Этот документ — один из шагов на пути формирования богословского отношения к общественной жизни в систематическом плане. Я думаю, что когда мы как Церковь начнем жить нормальной жизнью, когда у нас сформируется богословский потенциал, появится возможность иметь духовные учебные заведения и богословские центры, то, несомненно, будут формироваться и богословские доктрины». Дату этого выступления можно считать началом работы над православной социальной концепцией. Подготовка проекта православной социальной концепции потребовала междисциплинарного анализа наиболее актуальных в тот момент общественных вопросов. Синодальная рабочая группа в течение нескольких лет провела 30 заседаний, при этом были учтены самые разные, не всегда совпадающие друг с другом по некоторым ее пунктам мнения богословов, философов, представителей клира.

http://patriarchia.ru/db/text/5675864.ht...

«Rerum novarum» посвящена «рабочему вопросу» – наиболее болезненному и актуальному для того времени. Итоги «Rerum novarum» повторялись в документах последующих пап с расширением круга вопросов. Они касались сущности государства, оптимальной формы государственного устройства, демократии, соотношения личности и государства. Когда в России в 1905 г. началась революция, папа заявил, что глубоко порицает революционное движение в России. Он опубликовал энциклику «Poloniae populum» («Польский народ»), в которой призывал польских верующих и католическое духовенство оказать поддержку царским властям. Он призывал их избегать всяческого бунта, всеми силами «стараться сохранить мир и справедливость», не признавал возможности отделения государства от Церкви. Со времен французской революции 1789 г. папский престол возражал против отделения Церкви от государства. В XIX в. Ватикан вел критику государств Мексики, Эквадора, Венесуэлы, Бразилии, правительства которых выступали за отделение Церкви от государства. Пий X в ряде энциклик решительно осудил принятый во Франции в 1905 г. закон об отделении Церкви от государства. Пий XI считал основной опасностью эпохи лаицизм. Пий XI в своей энциклике «Ubi arcano Dei consilio» («Ha мир Христа в Его Царстве») от 23 декабря 1922 г. писал, что основой для общественного мира и для мира между народами может стать рехристианизация общества. Государство должно для этого предоставить полную свободу Церкви, a Церковь в обмен на это должна поддерживать государство в деле восстановления и укрепления порядка. Рехристианизация светского общества, согласно вышеуказанным принципам, должна осуществляться в рамках организации «Католического действия». «Католическое действие» объявило, что верующим-католикам следует выйти из политических партий и профсоюзов. В своей энциклике «Quas primas» («Ha праздник Христа Царя») от 11 декабря 1925 г. папа Пий XI определил содержание праздника Христа-Царя. Новые конкордаты показывают позицию папы в области политики: добровольное ограничение Церковью своих политических интересов и деятельности ради достижения союза с государственной властью.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Причиной появления Rerum Novarum был рост рабочего движения, разрыв общественных связей в католических странах и тот факт, что церковь в глазах пролетариата как бы стала защитницей буржуазии, если использовать марксистскую терминологию. В ответ на эту критику появляется энциклика Rerum Novarum, которая, действительно, открыла новую страницу в католическом богословии и несомненно способствовала усилению позиции католической церкви среди рабочего класса... И я думаю, что если говорить о социальной доктрине Православной Церкви, то я почти убежден в том, что такая доктрина появится. Будет ли она в Русской Церкви или вообще в Православной Церкви. Ведь подходы к этой доктрине существуют. Вот я хотел бы вам напомнить очень интересный документ, который был принят Синодом накануне перестройки. Наверное, многие на него посмотрели как на пропаганду Московской Патриархии, а на самом деле это был очень глубокий богословский документ о войне и мире: отношение Церкви к таким вопросам, как пацифизм, разоружение. Это был глубокий богословский анализ. И документ этот имел прекрасный резонанс во всем мире, кроме нашей собственной страны. Потому, что власти тогда замалчивали это дело... Этот документ – один из шагов на пути формирования богословского отношения к общественной жизни в систематическом плане. Я думаю, что когда мы как Церковь начнем жить нормальной жизнью, когда у нас сформируется богословский потенциал, появится возможность иметь духовные учебные заведения и богословские центры, то, несомненно, будут формироваться и богословские доктрины " . Дату этого выступления можно считать началом работы над православной социальной концепцией. Подготовка проекта православной социальной концепции потребовала междисциплинарного анализа наиболее актуальных в тот момент общественных вопросов. Синодальная рабочая группа в течение нескольких лет провела 30 заседаний, при этом были учтены самые разные, не всегда совпадающие друг с другом по некоторым ее пунктам мнения богословов, философов, представителей клира.

http://religare.ru/2_119706.html

—255— на общество в духе евангелия. В этом отношении следует особенно отметить буллу Rerum novarum. В этой булле папа объявляет положение рабочих незаслуженным, говоря, что заработная плата ничтожна, непропорциональна количеству рабочих часов, и приглашает правительство взять рабочих под свое покровительство; одним словом, требует того, что делает и социал-демократия для облегчения участи рабочих. Один из последних романов Э. Зола «Рим», посвященный папству в его современной фазе, представляет важный общественный и религиозный интерес. Отметив социальные тенденции современного папства, ясно выражающиеся в политике Льва автор устами своего героя Пьера спрашивает: «Эта священная рука викария Христа, протянутая публично к бедным и смиренным, не служит ли возвещением нового царствия Иисуса Христа на земле?» И далее Пьер говорит: «Папа, отвернувшись от богачей и королей, идет, как Христос, с тружениками, не имеющими куска хлеба», т. е. с нищими; автор при этом вспоминает пророческое предвещание папству всемирной власти в тот день, когда оно пойдет во главе демократии 228 . —256— Внимание Римской церкви к социально-экономическому вопросу, как другим общественным вопросам, бесспорно заслуживает само по себе только похвалы. Церковь эта стоит на верном пути в понимании христианства, как общественной и культурно-исторической силы, а не только как религии личной морали; справедливо также, как это видели в главе Римская церковь не хочет ограничить задачи свои заботами о спасении душ чад своих с полным забвением о земной обстановке их жизни, столь важной в деле выработки нравственной личности человека. Несомненно, церковь призвана быть органом царства Божия на земле распространением животворного света и тепла Евангелия в мире, содействием в разрешении трудных общественных проблем, в особенности экономической. «Римско-католическая церковь в этом отношении заслуживает всякого уважения», по заявлению даже чуждых ей, – богословов протестантских, как Мартенсен. «Самое положение, какое она заняла по отношению к рабочему вопросу, может быть одной из самых действительных мер, которыми эта церковь может приобрести благосклонность и успех в ближайшем будущем, и во всяком случае к чести ее нужно сказать, она во многих рабочих союзах ввела лучший дух, который поборает и преодолевает атеистические воззрения, и поддерживала их предприятия как советом, так и делом. Протестантская церковь в этом отношении стоит позади. Но церковь вообще не должна стоять в стороне от этого дела. Безусловно должно быть принимаемо участие и в материальном благосостоянии рабочих. Им нужно содействовать не только христианским назиданием и духовным влиянием, но, кроме того, и действительной, деятельной помощью. Когда Господь наш Спаситель напитал пять тысяч человек в пустыне, Он питал их не просто Своим словом, но дал им также и телесное питание.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance СЕМЬ ВЕЩЕЙ, КОТОРЫЕ СТОИТ ЗНАТЬ, РАССУЖДАЯ О ХРИСТИАНСТВЕ И СОЦИАЛИЗМЕ 5 мин., 12.05.2009 «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» — документ, принятый на Архиерейском Соборе 2000 года. Работа над ним началась в 90-е, сразу как только Церковь получила возможность публично высказываться на общественные темы. Среди прочего «Основы» декларируют близкие солидаризму идеи о необходимости сотрудничества всех слоев общества и о недопустимости анархии. Однако документ указывает также, что всякий христианин «должен открыто выступать законным образом против безусловного нарушения обществом или государством установлений и заповедей Божиих, а если такое законное выступление невозможно или неэффективно, занимать позицию гражданского неповиновения». Корпоративизм — учение, возникшее из энциклики «Rerum Novarum» («О новых вещах»), выпущенной папой Львом XIII в 1891 году. В конце XIX века Европа уже прошла через череду кровавых революций, а укреплявшаяся в обществе идея классовой борьбы обещала еще большую смуту в будущем. На этом фоне глава католиков предложил свою модель, положившую начало католической социальной доктрине. «Классы в равной степени нуждаются друг в друге: капиталисты не могут существовать без рабочих, но и рабочие не могут без капиталистов. Взаимное согласие приводит к красоте доброго порядка, в то время как бесконечный конфликт необходимым образом влечет за собой беспорядок и проявления дикого варварства», — писал Папа. Считается, что идея корпоративизма сдержала волну революций в Европе начала XX века, но затем ее постигла трагическая судьба. Изъяв из нее христианскую составляющую и основательно все «творчески переосмыслив», Бенито Муссолини создал ее «секулярную» версию, известную как итальянская модель фашизма. Солидаризм — близкое корпоративизму учение, утвердившееся в послевоенной Европе. Солидаризм подчеркивает ценность человеческой личности и ищет пути разрешения общественных конфликтов не через подавление одной из сторон, а через нахождение общих ценностей и через соподчинение столкнувшихся интересов этим ценностям. Заложенные солидаризмом идеи христианской демократии получили широкое развитие в Европе. Ее принципы нашли отражение в конституциях Франции, Италии и ФРГ. До 1970-х годов в Италии и Западной Германии христианские партии были правящими.

http://foma.ru/sem-veshhej-kotoryie-stoi...

От них шел он со слепцом полтораста верст до Тобольска и слепца научил творить Иисусову молитву. «Дней через пять он начал чувствовать сильную теплоту и неслыханную приятность в сердце… Иногда представлялось ему, что как бы сильный пламень зажженной свечи вспыхивал сладостно внутри сердца и, выбрасываясь чрез горло наружу, освещал его» (в этом свете увидел, между прочим, слепой сгоревшую колокольню города, куда они пришли только к вечеру). Так проводя время, питаясь сухарями, водой, останавливаясь у кого придется, встречаясь с кем Бог пошлет, и добрался до Иркутска, там поклонился мощам святителя Иннокентия и, прожив некоторое время, рассказал о годах своего скитания духовнику. А затем… с глухим старичком, с письмом иркутского купца к сыну в Одессу – тронулся в путь вовсе и неблизкий – пешком в Иерусалим ко гробу Господню. Странная и обольстительная, радостная книга, вызывающая и глубокую грусть. Страннику не хватает только взять с собой на подводу иерусалимскую: Лукерью из «Живых мощей» да Касьяна с Красивой Мечи. Святители Сергий Радонежский, Никола Угодник и Серафим Саровский сопровождали бы их – тронулась бы Святая Русь… Где она сейчас? Под какими замками? Ныне все в жизни, и не только русской, ополчилось на кротость, на умиление, свет моего повествователя. Природа открывается сухорукому, но закрыта перед человеком-танком. Волк не побоится Линдберга. Рокфеллер не поверит счастью нищего. И тем не менее… если возможно счастие, видение рая на земле: грядет оно лишь из России. Не знаем нынешних ее странников, святых, страдальцев – за дальностью туманов и пространств. Но никто меня не убедит, что в подземных рудах родины не таятся те же, о, все те же «самоцветные камени»… (Вопреки всему! Вопреки ужасу – верю.) 15 июня 1930 Глас Ватикана (16) Старушка в книжной лавке Св. Иосифа, близ церкви Отейль, продала мне Энциклику Пия XI «Quadragesimo anno» , недавно опубликованную. Это брошюра, страниц в шестьдесят. Св. Престол приурочил ее к сорокалетию знаменитой Энциклики Льва XIII «De rerum novarum» : о рабочем движении, социализме, капитализме, богатых и бедных – обо всем, раздиравшем жизнь времен довоенных (но уже новых). Сорок протекших лет не внесли мира в мир. «Раздрание» его зашло, пожалуй, даже дальше, являя вечную двусторонность, вечную полярность исторического процесса. Жизнь не улучшилась. Значит, надо ее направлять, подымать. Пий XI веские имел основания к обнародованию своего послания, развивающего и укрепляющего тему Льba XIII.

http://azbyka.ru/fiction/svjataja-rus-za...

Поэтому евреи и после 70 и 135 гг. имели не только право чтить своего Иегову, но не должны были чтить никакого государственного римского бога, включительно с кесарем, взамен чего они должны были (в эпоху от Веспасиана до Нервы) вносить дидрахму Юпитеру Капитолийскому. Но терпя иудейство в его status quo, римляне, – как общество, так и правительство, – в огромном большинстве сперва смеялись над прозелитами, а потом стали с опасением коситься на них; принимались неоднократно меры к пресечению иудейской пропаганды. Римский гражданин, принимавший иудейство, должен был рассматриваться прямо как отступник на общих основаниях; вольноотпущенники и граждане, рожденные в иудействе, сохраняли свою религию, но уже при Тиберии, потом при Антонине Пии и опять при Септимии Севере обрезывать дозволено было только родившихся в иудействе; иною речью – всякая пропаганда иудейства была объявлена преступною. Если так смотрели на иудейство, то христианство имело в глазах римлян все дурные стороны иудейства, не имея и немногих прав последнего на терпимость. Оно тоже было «безбожием», но безбожием самочинным, новоявленным, не считающим за собою никакой национальной старины. Оно возникло путем возмущения иудеев против их собственного закона; его Основатель казнен римским прокуратором по требованию своих же национальных властей как «разоритель закона», «возмутитель народа», «обманщик» и «недруг Кесарю»; раз в этом, с точки зрения самих иудеев, преступнике христиане видят Бога, Царя и грядущего Судью живых и мертвых, то очевидно они – бунтовщики, так сказать, принципиальные; их «искание нового» (studium rerum novarum) тем хуже, что оно есть не дело личного настроения, а возведено в объединяющее их, как партию, убеждение. Затем, иудеи никогда не вели слишком ревностно свою пропаганду, а после 135 г. еще более охладели к этому делу; Талмуд даже не советует проповедовать веру и вступать с иноверными в религиозные споры. А Христианская Церковь жила пропагандой; заниматься ею было первым нравственным долгом всякого христианина, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Melioran...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010