Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВПРАКСИЯ Евпраксия [греч. Επραξα] († ок. 413), прп. (пам. 25 июля, пам. зап. 13 марта). Житие на греч. языке (BHG, N 631), написанное, вероятно, современником Е., было опубликовано болландистами в кон. XVII в. (ActaSS. Mart. T. 2. P. 727-735). Существует по крайней мере еще 2 анонимных греч. Жития Е. (BHG, N 631b - 631e): сокращенное в Императорском Минологии («Царской Минее») 1034-1041 гг., изданном В. В. Латышевым в нач. XX в. (Latyšev. Menol. T. 2. P. 210-214), и более полное неопубликованное, в к-ром подробно рассказывается о семье Е. и ее жизни в мон-ре. Кроме того, рукопись XIV в. (Ath. Philoth. 87. F. 172-218), описанная Ф. Алькеном (Halkin. 1961. P. 160), содержит сказание о Е., к-рое представляет собой расширенную переработку 1-го и 2-го Житий. На лат. языке также сохранилось неск. Житий Е. (BHL, N 2718-2720), одно из к-рых было издано Г. Росвейде в сб. «Vitae Patrum» в 1615 г. (переизд.: PL. 73. Col. 623-642). Копт. версия Жития сохранилась фрагментарно (см.: Quispel, Zandee. 1959. P. 193-203). Е. род. в семье благочестивых христиан знатного происхождения. Ее отец, Антигон, родственник имп. Феодосия I Великого (379-395), занимал должность сенатора (по лат. версии, наместника Ликии). Рано овдовев, Евпраксия , мать Е., обратилась к императору и его жене с просьбой удочерить осиротевшую Е. Когда девочке исполнилось 5 лет, Феодосий обручил ее с сыном богатого вельможи. Однако вскоре Евпраксия, не пожелав вступить во 2-й брак, вместе с дочерью покинула К-поль и направилась в Египет, в район Н. Фиваиды, где у нее были обширные владения. Во время паломничества с матерью по окрестным мон-рям Е., к-рой не исполнилось и 7 лет, пожелала остаться в одном из них, расположенном недалеко от Фив. Несмотря на то что мать и игум. мон-ря Феодула противились такому решению из-за малолетства Е., она настояла на своем. Вскоре Евпраксия умерла, и ее владения перешли к дочери, однако та, уже привыкнув к строгости, отказалась от наследства и повелела раздать все богатства нищим. Через нек-рое время после кончины матери Е. получила из столицы письмо, в к-ром ей напоминали об обручении с сыном сенатора (в визант. синаксарях семейства В (по классификации И. Делеэ) говорится, что жених Е. умер еще до того, как она приняла постриг). В ответ Е. написала, что уже вступила в число невест Христовых и не желает покидать мон-рь.

http://pravenc.ru/text/187261.html

βουθονας, Rinderschmauser (von Herakles): GregNazPG 35,661B. NicephOp 201,32. MichGramm IV 33. TzetzHist II 574.– LS, LSSup, DGE, Tgl, TLG. βουθρμμων Rinder ernährend: Prodrom 1178B. Manas 84.6126. βουθτημα, τ Opferstier: -τν κρα ProdRhod 6,461. βουκκρατον, τ Brot mit Wein, in Wein getunktes Brot: σθειν ActaCosm 119,41. DorGaz Dos. 11,21–29. ThStudCatM 79 (p.12 MCL).– L. βουκλιος, (lat. vocalis) Ansager: OikList 167,18; 169,26; 171,3; 181,2 (Philoth.). DeCerV I 15,29; II 171,1.6.19.– βοκ. L, (βοκλη Stam). βουκνη, Horn, Trompete: CorpGloss.– βυκ. LS; vgl. βοκανο HL. βουκανιστριον, τ bucina, bucinum CorpGloss.– DGE. βουκανιστς, Hornist, Trompeter: CorpGloss.– βυκ. LS. βουκπη, Rinderstall: βον φτνη PselPoem 6,309.– LS, DGE, TLG. βουκριος (-κρδιος?) unklug: ασνετος MillLex 257,108. βουκς s. βουκκς βουκελλρης (Name ?) Μανουλ ετελος ερως -ρου το γου στεφαντου EuangSem I 412 (a.1153). βουκελλαρικς zu den βουκελλριοι gehörig, der Bukellarier: βνδα MaurD I 9,31. id. LeoProb I 17. Βουκελλαρικ πλοα DeAdmΙmp 53,524. βουκελλριος, (lat. buccellarius) Stationssoldat, Elitesoldat: MaurD I 2,10,23; 9,32. DelStyl 59,21. NicephH L 2,44. PhotBib 57a26. 57b3. MülFrag 126,13. Bas А 2887,9.11; В 3536,2.5; ο παραμνοντες στρατιται В 3536,11. DeThem VI 4. ALavra 6,17 (а.974?). (adj.?) σρου -ρου AemOl I 66,26.– DGE βουκελλριον, βουκ(κ)ελλριος; Soph, ODB. βουκελλτον, τ (lat. buccellatum) Zwieback: MaurD V 4,5; VII В 17,37; XII В 6,17. PhotBib 57bl. PassCall 236. Bas А 2616,7. LeoProb XII 8 – DGE, Duc. βουκλλατος, (lat. buccelatum) Zwieback: PaulAeg II 282,8. Rhopai 99,25.– L. βουκελλον, τ (lat. buccella) kleiner Brotlaib: PaulAeg 1158,21.– DGE. βοκελλος, (lat. buccella) Brotlaib: DeThem VI 6.– Vgl. βοκελλα LS. βουκντριον, τ Ochsenstachel: Suda III 95,16.– Kr -ιν. βοκεντρον, τ Ochsenstachel: Rom 80 ιδ 6. AnonEccl XII 122. Mansi XIII 77CD (a.787). VPhilaretos 119,26.– LS, DGE, Tgl, TLG, HL, Stam. βοκερως Bockshornklee, Kuhhornklee, Trigonella foenum-graecum: EutekNik 76,13f. βοκερας Hippiatr II 306,16. βοκερον, τ=μοσχοσταρον Hippiatr II 313,28. id. DelAn II 362,29. βοκερον τλη DelAn II 451,17. βοκεριν τοι τλη DelAn II 387,16. βοκερον τ τλινον λευρον DelAn II 308,2; 322,6.– LS, DGE, Stam.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

Кроме того, Дексий возражает: нигде в деяниях не сказано, что одно - нетварная сущность Божия и другое - нетварная энергия ее, что они отличаются друг от друга ( Theod. Dex. App. 46. 1-5) и что Фаворский свет является нетварной энергией (Ibid. 22. 6). Сторонники свт. Григория Паламы в свою очередь обвинили противников в извращении и перетолковании приведенных мест и процитировали фрагменты из сочинений свт. Василия Великого и свт. Григория Нисского (PG. 151. Col. 729С - 730С). После призыва императора к покаянию и отказа антипаламитов был прочитан томос (RegPatr, N 2289), составленный в авг. 1347 г. и низлагавший ряд митрополитов (см. также в ст. Григорий Палама ). Последовало развернутое изложение паламитского богословия, одобренное всеми участниками Собора, в результате чего «главы» свт. Григория Паламы вместе с его сочинениями были признаны правильными и согласными с мнениями святых (PG. 151. Col. 731B; Arsen. Tyr. Tom. Antioch. 619-634). С развернутой богословской речью выступил патриарх (PG. 151. Col. 731CD; Филофей Силиврийский вкладывает эту речь в уста патриарха Каллиста, Филофея Ираклийского (Коккина) и Макария Филадельфийского: Philoth. Selybr. Dial. 2523-2615) и в свою очередь призвал антипаламитов к покаянию. После повторного отказа последних предусмотренные томосом 1347 г. меры были приведены в исполнение и нераскаявшиеся епископы, в т. ч. Матфей Эфесский и Иосиф Ганский, были низложены. Оба митрополита, на к-рых, по свидетельству антипаламитов, патриарх Каллист намеревался даже «наложить руки» ( Arsen. Tyr. Tom. Antioch. 608-610; Niceph. Greg. Hist. XXI 3. 11//Vol. 2. P. 1010), были лишены священных символов (PG. 151. Col. 731D; Arsen. Tyr. Tom. Antioch. 602-603), у них были разодраны одеяния и вырваны волосы из бород ( Niceph. Greg. Hist. XXI 3. 12//Vol. 2. P. 1011). Затем одни антипаламиты были заключены в общественную тюрьму, другие же окружены стражей, так что желающие не могли к ним приблизиться и видеть их ( Arsen. Tyr. Tom. Antioch. 616-619). 5-е заседание. Первоисточники: PG. 151. Col. 731D - 757D. Через неск. дней по приказу императора был созван «другой Собор» (τραν σνοδον), чтобы «яснее явить истину благочестия». Антипаламиты допущены не были (согласно соборному томосу, они сами не захотели присутствовать). Император предложил на рассмотрение 6 вопросов (PG. 151. Col. 732AB): 1) есть ли в Боге богоприличное различение (δικρισις) сущности и энергии; 2) если такое различение есть, то тварная эта энергия или нетварная; 3) если она нетварная, то каким образом избежать сложности (составности) в Боге, в чем инакомыслящие обвиняют Церковь; 4) применяется ли богословами слово «божество» не только к сущности, но и к божественной энергии, ибо на основании этого враги Церкви обвиняют ее в двоебожии; 5) говорят ли богословы, что сущность чем-то превосходит энергию; 6) причаствуем ли Бог по сущности или по энергии?

http://pravenc.ru/text/2057126.html

κονσουλτατων, (lat. consultatio) Konsultation: JustinNov 28,8; 29,5. FontMin VIII 311,29. -τζων SubGron IV 75,13.– L, AvotinsCode, AvotinsNov, TriantLex. κονστιτουτων, (lat. constitutio) Verfassung: -τιν FontMin VI 47,2; 49,61; κονστιτοτιον VIII 311,49; -τιν ib. 364,11,3. κουνστιτουτονος ib. 310,14.– TriantLex. κοντ (adv.; < κοντς) in der Nähe, nahe: MM II 245 (a.1395). AnonHier 980B.985C. DelAn I 587,22.– Kr, TLG, Duc, Somav, Dem, Stam. κοντακριον, τ Sammlung von Kontakia (liturgischen Hymnen): TestBoil 25,151. Dmit I 365. InvPatmos 72. PetitNotre 122,19. -ιν MM IV 202 (a.1192). κονδακριον MichAttDiat 97,1287; 125,1745. id. MoneKot 331,14; 337,35. κονδακριν GuillCorp V 14,20 (a.1138?), id. OktoEng 41,4. TomadRom III 1 κα».ρπγ " . PitAn I p.VI.– Car, Bergotes, PetitNotre 140; s. κονδακριος. κοντκιον, τ Schriftrolle: MonMam 270,19. TypKechar 69,899. PontLit 298 VIII 5. Balsam I 622B. -ιν MM IV 202 (a.1192). Zirkel:=διαβτης ScholArK I 3,2,238,178d. κονδκιον Schriftrolle: ScriptMax 187,101. OikList 223,3; 225,4 (Philoth.). DeCer 781,13; 783,1. DarRech 566,12. MichAttDiat 77,1000. id. liturgische Hymne: Dmit I 124. AnHier II 10,16 etc. AHG XI 311 app. κονδκιν TomadRom III 1 κα». -ι Atsalos 173 (s.XII).–LS, LSSup, L, TLG, Tgl, LexPsel, Kr, Duc + App I, AndrArch, Stam, ODB 1148, Athena 61 (1957) 4–8, Atsalos 171–6. κνταξ, Pfeilwerfen: RhalPot I 329 (Bals). – L; κνδαξ LS. κονταρατκιον, τ eine Abgabe: ALavra 71,78 (a.1259). AIv 58,48 (a.1259); 72,68 (a.1320). DöSch 38,48 (a.1294). κονταρτος mit einem Speer beivaffnet, Speerträger: FoucStratP 41,42. LeoTact II 31, 3743; 38,3801 etc. AnonObsid 50,2; 62,21. AppBell 367,17 etc. PraecMil 36,63 etc. KekaumS 106,28 etc. Zepos1617 (a.1044). ALavra 33,117 (a.1060).– LS, Soph, Tgl, TLG, Kr + X Duc, Car, MenasGlos, Stam, (PLP); MlatWöb contaratus. κονταρα, Speerstich: DelAn I 513,14. Georg. Mon., red. rec., PG 110, 1229 D. -αα JoAnt Н 150.– L, Kr, LexPont; Somav, Stam -ι. κονταρεω mit dem Speer stechen: LudwBatr 295,32.– Kr, Duc, Somav, Stam; s. κοντοβεομαι.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

κοινωνητς, der (Gott) einen Partner gibt: RituelMusulman 154,27=NByzMo 685B. κοινωνιακν, τ Partnerschaft: NomRhod 40,18 (pl.). κοινωνοποιω als gemeinsam betrachten: ThAntec II 1,29 (pass.).– LS. κοινωνς (adj.) gemeinschaftlich: BasilPG 29,740В.– LS, TLG. κοιννυμος mit gemeinsamer Bezeichnung: Elias, CAG XVIII 1,202,27.33. κοινωτς, Entweiher: Isaias 207.– L -της. κοινωφλιμος der Allgemeinheit nützend: TzetzAr I 98,20.– Somav. κοινωφελς zum allgemeinen Nutzen: CosVest 153.– L, Stam. κοιρανς s. κυρανς κοιραννικς ( < κοιρανς) der Zauberei: ργον PRK 111,19 (а.1337/8). κοισυρτης, Prahler: -ται ο γαροι κα πηρμνοι SchoIArK I 3.1,46a. κοισυρομαι prunken, üppig sein: Suda κ 1275.2568. TzetzAr II 393,1. Mazaris 30,18; 42,12.– LSSup, TLG. κοιτζω liegen, schlafen: VAndR 275. beobachten: ScriptOr 243,6.– LS, TLG, Kr, Duc, AndrArch, Andr, Shipp, Somav, Dem, Stam, Glotta 67 (1989) 245–253. κοιτασα, Beischlaf: Cyrill., PG 68,549. FontMin III 160,372.– LS, Kr. κοτασμα, τ Schlafstätte, Lager: Callic 23,2. ManasL 5758. Miller: Coisl. 278,196r (Germ.II). – KumN, Stam. κοιταστς, Beobachter: Aelian II 503,13 (Dem. Pepag.).– Kr -χτς; KukBios V 1,390. 404.410. κοτομαι s. κετομαι κοιτωνριον, τ Schlafkammer: Kramer 2,55 (s.III). AASS Apr I,XXVI С (Theoster., V. Nicet. с.19). -ιν JÖB 3 (1954) 59.63; 7 (1958) 11 (s.VI/VII) LSSup, (L), PHI, DiethLese I, RBLG. κοιτωνριος, Kammerdiener: PsKod 176, 9; 186,10.–Kr XIV 387. κοιτνη, Schlafkammer: -ναι διφοροι ConcElor 8,26.– κοιτν(ας) LS, L, Kr. κοιτωνιρχης, Kammerdiener: TzetzHist VI 481. κοιτωνικς des Schlafgemachs: EustIl II 602,11 – LS. κοιτωνσκος, Bett: π το -ου καθημνη AnHier ΙV 338,8. Bettnische, Alkoven: Syrop 522,12.– LS, TLG, Tgl, Stam. κοιτωντις, Schlafgemach: PsChrysPG 59, 762,31. κοιτωντισσα, Kammerfrau (der Kaiserin): OikList 97,5 (Philoth.). κκαλον s. κκκαλον κοκμιον, τ ein Fisch: Hieroph II 277. κκκα, Kogge, Schiff: MetAnna 385.– Kr; mlat. cocca. κκκαλον, τ Knochen: PsMeth II 76,119. κκαλον Kiefernzapfen: PselPoem 6,453.– TLG, Kr, Duc + App I, Somav, Dem, Stam.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

ερογλπτης, der Heiliges (heilige Buchstaben) graviert: -αν· ο τ ερ γλπτειν πιστμενοι LacapEp 55,10.– Vgl. εργλυφος LS, L. ερογλυφω in Hieroglyphen schreiben: (pass.) MiehΙtal 162,13. id. GeorgTorn 124,9.– LS. ερογλυφα, Hieroglyphenschrift: Alexanderged 1437.– L. ερογνωσα, Kenntnis göttlicher Dinge: HomMar 54,146. NDavCom 282,181. NPaphDan 290. NDavGr II 7; VI 44. MR 1 333 – L, Tgl, Stam, εργραμμα, τ Hieroglyphe: Jambl. De myst. I 1,3 (des Places). CodAstr VIII 3,41 (pl.). εργραπτος heilig (ron Gott) gezeichnet: τν -ων τς βασιλδος μελν AndCret 1065Α. ερογραφες, der Heiliges schreibt, Schriftgelehrter: TzetzLolPap 11,22.– Vgl. -γραμματες LS. ερογραφω in heiliger Weise (in der Heiligen Schrift) schreiben: AndCret 1057A. HalkSaints 131 (N. Paph.). RegelFont 264,19 (G. Torn.). SergDid 50. StilbMand 9,20.– L, Stam. ερογραφα, heilige Darstellung, heiliges Bild: NicephAp 804B. NieephAnt 329C. NicephOp 146,27. GMon 785,15. MichelHumb 438,2. – L, TLG, Tgl, Stam, (Hoven 161). ερογραφικς die Heilige Schrift betreffend, biblisch: VStephJun 88,10. PalamHes 117,7.– LS, L, Tgl, TLG. ερογραφικς entsprechend der Heiligen Schrift: EustOp 234,44.– L. ερογρφος heilig geschrieben, der Heiligen Schrift: λγια BrowProoim α " . εαγγλιον MangEdiot 325,45. σμβολα Eranos 4 (1900) 142. δλτοι Palam II 325,16; 408,10.–L, TLG, (Starn). ερογρφος, heiliger Schriftsteller: Rom 33 γ 2 app.; 60 β 1. Sym II 1133D. PitraSpic IV 481. CatLuc 627. Libad 44.– L, Stam. εροδκτης, Empfänger heiliger Dinge: JoApokEp 12,34. εροδιακονα, Dienst des Diakons bei der Messe: Philoth., PG 154.746A.– Kr, Duc 294, Clugnet (vgl. auch εροδιακονικν). εροδικονος, (Mönch und) Diakon: EuangSem I 492 (s.XII); II 500 (a.1291).511 (a. 1292). AKut 7,13 (a.1305). ALavra 100,28 (a. 1305). AEsph 13,7 (a.1316). DarRech 546,4. 17.– Kr, Duc 294, KumN, Kr, Stam, BeckKirche 133, Meester, Bergotes, Clugnet, PLP, Kleis. εροδικων, (Mönch und) Diakon: AnHier II 363,23 (a.1191). AZog 12,9sq. (a.1290). AMet 15,26 (a.1422/3). DarAs 50 (a.1456).–Polikarpov 294.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

времени присутствуют в практике приемлющих священство старообрядцев. В греч. печатных Евхологиях XVII в. уже ни возгласа, ни причастна, ни самого Причащения нет; рус. печатные издания Требника 2-й пол. XVII-XX в. следуют этому порядку. Тем не менее в Церкви не утрачено осознание связи между христ. Б. и Евхаристией, и в большинстве храмов желающих повенчаться приглашают причаститься за литургией в день свадьбы. Иногда в рукописях чина венчания встречаются попытки соединить его с полной литургией; известны неск. таких рукописей (напр., Sinait. gr. 973, 1153 г.; Athen. Bibl. Nat. 272, XIV-XV вв.; Laur. Λ. 105, XV в.; Philoth. 164, XV-XVI вв.), венчание и литургия соединены там всякий раз по-разному. Малое число таких рукописей (сравнительно с общим количеством списков чина венчания, подавляющее большинство к-рых указывают только Причащение) и их несходство говорят об отсутствии единой традиции соединять венчание с Божественной литургией. До XVII в. нужды в таком соединении не было - молодожены и так принимали во время венчания Св. Таины. В XVIII в., когда повсеместное распространение получила поздняя печатная редакция чинопоследования, не предполагающая Причащения, нек-рыми греч. богословами и подвижниками, в т. ч. прп. Никодимом Святогорцем († 1809) и сщмч. Космой Этолийским († 1779), была осознана необходимость восстановить непосредственную связь между таинствами Б. и Евхаристии, для чего были предложены различные варианты включения венчания в чин литургии. В XX в. в греч. Церквах получил широкое распространение чин архиерейской венчальной литургии, впервые опубликованный в 1968 г. в афинском издании Архиератикона (Σ. 112-115). Порядок таков (обручение совершается перед литургией): к мирной ектении прибавляются прошения чина венчания; перед антифонами (текст антифонов особый) вместо обычных молитв во всеуслышание читаются 3 первые молитвы венчания; после малого входа и тропарей архиерей венчает и благословляет молодых, следуют Трисвятое и служба чтений (на венчание); к сугубой ектении прибавляются особые прошения; вместо молитвы прилежного моления возгласно читается 4-я молитва венчания; далее литургия идет по обычному чину вплоть до Причащения мирян; новобрачные причащаются первыми; молитва на общую чашу, вкушение от чаши и оставшиеся части чинопоследования венчания бывают после заамвонной молитвы; отпуст литургии складывается из обычного и венчального. В наст. время в Греции глубоко воцерковленные люди, как правило, стараются пригласить на свадьбу архиерея для совершения венчальной литургии; этот чин распространен и в балканских слав. Церквах; допускается совершение его священником.

http://pravenc.ru/text/153321.html

ρχοντκιον, τ Amt, Würde: EdAlCom 185,105.113 etc. TzetzEp 65,13. Balsam I 73A. 297A. JusCan 965B. 969B. DarRech 557. eine Hafensteuer: ALavra 55,58 (a.1102).– Duc, Tgl, Kleis; HL -κι. ρχοντικς durch weltliche Macht, herrschaftlich, als Herrscher, autoritär: ScholIl А 564. Sym I 269C=Balsam II 192A. Syrop 186,6; 190,14,16.– Stam; LS, L -ς. ρχντισσα, Frau eines Archon, Edelfrau: TheophCont 147,16. DeCer I 594,18; 595,17 etc. ALavra 29,30 (a.1035). TzetzEpilog 19. TypKechar 145,2267.– Kr, Duc, TLG, Car, PLP Index. ρχοντογννημα, τ Sohn eines Archon (Adeligen): DeCer I 534,1; 558,5; 562,16; 578,18; 693,6; 698,2 –Vgl. -γεννημνος HL. ρχοντοεπσκοπος, von einem Herrscher eingesetzter Bischof: LaurMat 131,139; 144,626 (cf. p.77.89). ρχοντπουλον, τ „Sohn eines Archon“, Angehöriger des Kleinadels: MerSynth 215f. ZakythChrysob 36 (-λλα). PsKod 202,19; 212,13; 271,16.21. CantHist I 236,9. APant 25,2 (a.1442).– Kr, Duc, Somav, ODB. ρχοντπουλος, Sohn eines Archon (Adeligen): DeAdmImp 32,94.101. Anna II 108,12; 109,4. Angehöriger des Kleinadels: EngPatm 66,3 (a.1261). MM V 168 (a.1317); VI 207 (a.1266). ALavra 106,9.12 (a.1319). SchreinProst С 67 (a.1328).– Kr, ODB, DocPhil 300f., PLP Index, ρχοντσκλαβος, Diener eines Würdenträgers: Sphr 66,20. ρχοποησις, Neuerschaffung: ThStudCatM 96 (p. 690). ρχοπρεπς herrschaftlich: συμβλαια MethTheoph 4,16. ρχοτλεια, Anfang und Ende: Mateos II 91,1; 140,1 etc. Dmit 135.148. SynaxCpl XI.– Tgl, KumN; vgl. ρχιτελεα L. ρχοτλιον, τ Anfang und Ende: EuangSem I 497 (s.XII), ρχφδς, Vorsänger: το μλους PselPoem 53,204.279.475. Zigab I 52D. 53C. JusCan 973C.– TLG. ρχων, hoher Amtsträger, Leiter: τν ντιμινσων JusCan 925A. τν ρχντων TheophCont 127,2; 387,8. id. DeCer I 679,4. βασιλικς το πλωμου LaurCorp II 985 (s.IX). το βασιλικο ρμαμντου ib. 666–7 (s.IX). το βλαττου ib. 642–4 (a.642–654), τν δικασπλων ib. 1117 (s.XII). τν κκλησιν JusCan 925Α. 969Α. id. NChonThes 152C. 256Β. τν ργοδοσιν OikList 123,8 (Philoth.). το ευαγγελου JusCan 925Α. τς θυμλης (Organisator von Volksfesten) LaurCorp II 821–2 (s.XI/XII). τν κοντακων JusCan 972A. μγας Pach II 417,3; 424,2. τν μοναστηρων JusCan 916A. 925A. τν φτων JusCan 925Β. 969D. το χρυσοκλβου (Leiter des Stickereiateliers) LaurCorp II 661 (s.X/XI). το χρυσοχεου ib. 663 (s.X). Heerführer: PselChron VII 3 tit.– LS, L, Kr, Tgl, Soph, LexPsel, Duc+App I/II, Car, ODB, LMA, PLP Index, Kleis.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

На основе данных певч. рукописей можно предположить, что И. Г. был не только мелургом, но и автором текстов неск. пятнадцатисложников, напр. умилительной матимы (μθημα κατανυκτικν) «Трезвися, душе моя грешная, и блюди житие» (Νφε, ψυχ μου, ταπειν, κα σκπησον τν βον) на 2-й плагальный глас νενανω (Ath. Xen. 171. Fol. 161). Известны неск. учебных песнопений И. Г.: «Господи, помилуй» по гласам (БАН. РАИК. 154. Л. 9 об.), осмогласник Протеории (называемый также методом метрофонии ) «Господи, благослови» (Lesb. Leim. 459. Fol. 6; РНБ. Греч. 132. Л. 8; 711. Л. 7 об.), стихи Протеории «Господи Иисусе Христе, Боже наш» по гласам (Ath. Philoth. 122. Fol. 15; Lesb. Leim. 238. Fol. 6-6v; РНБ. Греч. 711. Л. 7 об.). И. Г. является автором 2 или 3 теоретических руководств типа «Исон, олигон, оксия, петасти, вария» для изучения мелодических формул (или фраз - θσεις), где каждая невма дается в сочетании с др. знаками (Society of Antiquaries of London. 48. Fol. 7-8v, 1430 г.; Ath. Konstamon. 86. Fol. 13-14v; РНБ. Греч. 498, XVI в. (см. публ.: Герцман Е. В. Петербургский теоретикон. Од., 1994. С. 151-215); Athen. Bibl. Nat. 2837. Fol. 1v - 2, 1457 г.; Lesb. Leim. 273. Fol. 3v - 5; РНБ. Греч. 132. Л. 29 об.). Мануил Хрисаф высоко оценил этот труд И. Г., как и подобные работы его учеников Иоанна Кукузеля и Ксена Корониса. И. Г. также приписывается создание трактата, посвященного ладовой системе октоиха, в т. ч. т. н. серединных гласов (μσοι χοι; см., напр.: РНБ. Греч. 782. Л. 8 об.- 9, XVII в.; см. пер.: Герцман. К загадкам наследия. 1996. С. 226-227). Определение «протопсалт» для раннепалеологовской эпохи, когда уровень всех искусств был особенно высок, свидетельствует о певч. таланте И. Г. и о его успешном служении на клиросе. Неудивительно, что сочинения И. Г. исполнялись в течение мн. веков и стали источником творчества последующих мелургов, а имя И. Г. причислено к именам ряда великих музыкантов последних 8 веков. Лит.: Κουροσης Σ. Ο λγιος οκουμενικς πατριρχης Ιωννης ΙΓ Γλυκς//ΕΕΒΣ.

http://pravenc.ru/text/471114.html

Память преподобного Ефрема в Греческой и Русской Церквях празднуется 28 января, в Латинской — 1 февраля, у Сирийских Маронитов и Мелхитов и у Армян, в соответствие с Греко-Восточной Церковью, — 28 января, у Сирийских Иаковитов — 28 января, 19 февраля, 18 марта, 14 мая и 15 июня, у Сирийских Несториан — в шестой день недели после пятого воскресенья после Богоявления (эти сведения заимствованы у Lamy, ibid, с. 89–98; Asseman, Bibl. Orient., t. 1, р. 54, not. р. 55, р. 397, not. 5, р. 398. not. 1; Bickell, S. Ephraemi Syri Carmina Nisibena, § III-IV и Opp. Syr., t. 1, praef.). 112 Eucom. Greg. Nyss., Opp. Graec., t. 1, p. III. 113 De viris illustrib., e. 115. Он же говорит, что читал его книгу «О Святом Духе» в греческом переводе. 114 Созомен, Н. Е., t. III, р. 16. «Еще при жизни Ефрема начали переводить его писания, и доселе они переводятся; и переводы не намного лишены достоинства подлинника, так что и Грек, читая их, удивляется им наравне с Сириянином». Из похвального слова преподобному Ефрему святителя Григория Нисского видно, что ему известны были следующие писания Ефрема: 1) против Аномеев; 2) против Новата; 3) «Завещание», из которого он делает и выписку (р. VI); 4) о покаянии; 5) о добродетельной жизни; 6) о смирении; 7) о Втором пришествии Христовом и последнем Суде; 8) наставления о любви; 9) о девстве (р. VIII, XI); 10) толкование на Священное Писание (р. VII); 11) похвальные слова (р. VIII). 115 Творения преподобного Ефрема в более полном виде на сирийском и греческом языках, в латинском переводе, изданы в Риме, в шести томах in folio, в 1732–1746 годах. Но и здесь помещены не все его творения, перечисленные Ассеманом в его Biblioth. Orient., t. 1, p. 63–156. 116 Позднейшие дополнительные издания Сирийских творений преподобного Ефрема приведены в конце очерка. 117 В сочинении: «О добродетели», в главе Vili (Opp. Graec., 1. 1, p. 224), он приводит обширную выписку из сочинения святого Иринея advers Haeres., L. I, XIV (sec. ed. Grabii), хотя и не именует писателя. 118 В Десятой беседе на слова: внемли себе (Opp. Graec., t. 1, p. 249). 119 Opp. Syr., t. II, р. 317. 120 Opp. Syr., t. 1, p. 316; ibid, t. 1, p. 230. 121 «Завещание» на греческом языке издано в двух томах: Opp. Graec., р. 230–247, на сирийском — ibid, р. 395–410. «О пророке Ионе», на сирийском — Opp. Syr., t. II, p. 359–387, и в латинском переводе с греческого, который был у Фоссия, но не найден Ассеманом: Opp. Graec., t. III, p. 561–568. 122 Encom. Greg. Nyss. Opp. Graec., t . 1, p. VII. 123 Ребедиесу († 1318) или Авдиисус Несторианский, епископ Низибийский, в каталоге сирийских писателей, между прочими творениями святого Ефрема упоминает о толкованиях его на книги Бытие, Исход, Левит, Иисус Навин, Судей, на четыре книги Царств, на книгу Псалмов, книги пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила и двенадцати меньших пророков (Asseman, Biblioth. Orient., t. 1, p. 58). 124

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009