Justinus Martyr. ed. Otto. Jena 1847–50. Labbe et Cossart, Concilia, Paris. 1671. Mabillon, Acta Sanctorum Ordinis S. Henedicti, Paris, 1668–1701. Mansi, Conciliorum Nova et Amplissima Collectio, Elorenc. et Venice, 1759, seqq. Martene, De Antiquis Ecclesiae Ritibus, Venice, 1783. Michaud, Hist. des Croisades, Grassels, 1841. Migne (см. Patrologia). Milman. Hist. of Christianity to the Abolition of Paganism, Lond. 1840. Milman. Hist. of Latin Christianity, ed. 2 Lond. 1857. Mosheim, De Rebus Christianorum ante Constautinum Commentarii, Heimst. 1753. ,, Institutiones Majores, Helmst. 1739. ,, Eccl. History transl. by Murdock, ed. Soames Lond. 1841. (Где указывается только страница, там ссылка на Commentarii, а где указан и том, там разумеется История). Mosbeim, Hist. Tartarorum Ecclesiastica, Helmst. 1711. Muratori, Italicarum Rerum Seriptores, Milan, 1723, scqq. Neander, Chruch History, transl. by Torrey, Lond. 1850–2. Neander. Der Heilige Iohannes Chrysostomus, Berl. 1848. Nicetas Choniates (в боннском изд. Византийских историков). Origenes, ed. De ia Rite, Paris. 1733. Pagi (cm. Baronius). Palacky, Gesch. von Böhmen, Praque, 1845, seqq. Palgrave. Hist. of. the Anglo-Saxons, Lond. 1831. Patres Apostolici, ed. Jacobson, Oxf. 1831. Patrologia Ecclesiae Latinie, ed. Migne, Paris, 1814–55. Patrologia Graeca, ed Migne, Paris. 1857, seqq. Pertz, Monumenta Germaniae Historica, Hanov. 1826, seqq. Petavius De Nrenitate и De Incarnatione, в Dogmata Theologiea, Paris, 1611. Petrus Damiani, ed. Cajetanus, Paris, 1663. Philostorgius (см. Eccl. Hist. Scriptores). Photius, Myriobiblon seu Bibliotheca, Rouen, 1653. Procopius (in Paris, edit. Byzant. Histor.). Raynaldus (см. Baronius). Recueil des Historiens de la France (Gallicarum et Irancicarum Rerum Scriptores). Paris 1738 и см. (это издание обыкновенно приводится под именем первого издателя Bouquet). Robertson, Joseph, Concilia Scotiae (Bannatyne Club), Fdinb. 1866. Schannat et Harzheim, Concilia Germaniae, Cologne, 1759, seqq.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1918 Opera omnia cum et studio Jac. Sirmondi, Par., 1642, 4 vols, fol., добавочный пятый том – Gamier, 1684. Другое издание: J. L. Schulze, Halle, 1768 – " 74, 5 tom. in 10 vols., переиздано J. P. Migne, Par., 1860, in 5 vols. (Patrologia Graeca, tom. lxxx-lxxxiv). Последний том в изданиях Шульце и Миня содержит Gamier, Auctarium ad opera Theod. и его диссертации о жизни и вере Феодорита и о Пятом вселенском соборе. См. также Schröckh, Church History, vol. xviii. 1919 Валесий даже обвиняет его за эти уклонения от темы – что он «quod non tantam diligentium adhibuit in conquirendis antiquitatis ecclesiasticae monumentis, quam in legendis profanis auctoribus». 1920 Первое издание, с парижской рукописи, Rob. Stephanus, Par., 1544. Валесий в своем полном издании использовал еще две рукописи. Новое издание, которое следует Валесию, появилось в Оксфорде в 1844 г. 1921 Валесий хотел ее издать, но удовлетворился приведением вариаций, потому что книга не содержит ничего нового. 1923 Не путать с Никифором, патриархом Константинополя, который был смещен во время спора об образах и умер в 828 г. Его труды, среди которых есть также краткая Chronographia ab Adamo ad Michaelis et Theophili tempora (828), образуют tom. с. в Migne, Patrologia Graeca. 1924 Первое издание на латинском – John Lange, Basil., 1658; на греческом и латинском – Front. Ducaeus, Par., 1630, 2 vols. Существует только одна копия греческой рукописи Никифора, и, насколько мы знаем, она принадлежит императорской библиотеке Вены. 1925 Его труды изданы Vallarsi, Veron., 1745, vol. i, fol. (незаконченное). «История церкви» несколько раз выходила отдельно и в течение долгого времени, по необходимости, была заменителем Евсевия для Запада. 1927 Так рассказывает Руфин, Η. Ε., 1. i, с. 14. Большинство римских историков, Германт, Тиллемон, Батлер и автор Vita Athan, в бенедиктинском издании (tom. i, p. iii), отвергают истинность этого предания, указывая на хронологические нестыковки, а также потому, что считают подобное несовместимым с достоинством святого. Мелер умалчивает об этом моменте.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Л.Карфикова Издания трудов Григория Заслуга первого издания творений Григория (Париж, 1615 г.) принадлежит Себастьяну Крамуа (Sebastian Cramois); затем оно было исправлено Фронто Дукеусом (Fronto Ducaeus, Кёльн, 1617) и дополнено коллегой по ордену Якобом Грестером (Iacobus Gresterus, Париж, 1618, дополнение к изданию 1615), а в 1638 г. в Париже Морел (Morell) выпустил пересмотренную версию предыдущих изданий. Двумя столетиями позже оно вошло, без каких-либо значительных изменений, в собрание Миня Patrologia Graeca , тт. 44–46 (Париж, 1858) 166 . Это издание не соответствует современным издательским стандартам, поскольку круг рукописей, которые при этом были использованы, достаточно ограничен. Подготовительные труды бенедиктинцев из Сен-Морен XVII-XVIII вв. по изданию творений Григория были уничтожены Французской революцией, так что Минь в Patrologia Graeca не мог ими воспользоваться; впрочем, это был отнюдь не единичный случай 167 . Инициатором нового издания – Gregorii Nysseni Opera – стал известный классический филолог Ульрих фон Виламовиц-Мёллендорф из Берлинского университета, который на праздновании собственного шестидесятилетия в 1908 г. предложил своим младшим коллегам, своим друзьям и ученикам принять участие в этом амбициозном начинании. Руководство гигантском проектом Виламовиц-Мёллендорф поручил своему талантливому ученику Вернеру Йегеру, которому было тогда (в 1911 г.) всего лишь 23 года, – не считая подготовки писем Григория, которой занялся флорентийский профессор Джорджо Паскуали (Giorgio Pasquali). Для Вернера Йегера, известного также своими новаторскими работами по Метафизике 168 Аристотеля и своей книгой об античном идеале воспитания 169 , работа над текстами Григория дала возможность сочетать интерес к позднеантичному христианству с филологическими изысканиями и, в частности, с дорогими его сердцу идеалами античного и христианского гуманизма 170 . Ульрих фон Виламовиц-Мёллендорф сам определил требования к новому изданию: в его основу следовало положить все сохранившиеся рукописи, отследить их генеалогию вплоть до первопечатных изданий, снабдить критическим аппаратом, где были бы указаны все важные разночтения, а также представить аппарат, содержащий источники и свидетельства современников. Он же лично позаботился о составлении перечня списков из европейских библиотек, и принял участие в поиске тех материалов из Греции и малоазийского региона в целом, которые необходимы при работе с одним из отцов византийской Церкви. Все это не считая предпринятых Виламовицем-Мёллендерфом усилий к поискам финансирования затеянного им громадного предприятия.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

411 Блаватская Е.П. Разоблачённая Изида. Том 1. М.: Эксмо, 2010. С. 56–58. Безант А. Лекции по теософии. М., 2003. С. 19. 412 Соловьев В.С. Что такое доктрина Теософического общества./Вопросы философии и психологии (Москва), 1890, 18. С. 53. 418 Вашингтон П. Бабуин мадам Блаватской: история мистиков, медиумов и шарлатанов, которые открыли спиритуализм Америке. М.: Крон-Пресс, 1998. С. 59. 424 Богдашевский Д.И., протоиерей. Несколько слов о теософии./Труды Киевской духовной академии (Киев). 1912, 11. С. 345. 425 Фесенкова Л.В. Теософия сегодня./Дискурсы эзотерики (философский анализ). М.: Эдиториал УРСС, 2001. С. 23. 427 Bowen, R. Madame Blavatsky on how to study theosophy. Adyar, Madras: Theosophical Publishing House, 1973. P. 8. 429 Olcott H.S. India: Past, Present and Future./Olcott Henry. Theosophy: Religion and occult Science. London: George Redway, 1885. P. 257. 430 Так у Эммы Хардинг-Бриттен были заимствованы в теософское учение утверждения о единстве мировых религий, противопоставление основателей религий и извративших их наследие невежественных и корыстных священников, восхваление смерти в контексте эволюции человечества (Godwin J. Theosophical Enlightement. Albany, New York: State University of New York Press, 1994. P. 203). Из произведений Харгрейва Дженнингса – утверждения, что изначальный, бывший ещё до Гаутамы буддизм был исконной мудростью человечества, из которой произошли все религии, в том числе и индийские (Ibidem. P. 264). 431 Sancti patris nostri Gregorii Palamae Thessalonicensis Archiepiscopi Physica, theologica, moralia et practica capita CL./Patrologiae cursus completus. Accurante J.P. Migne. Series graeca. Tomus CL, 1865. Col. 1152 B. 434 Блаватская Е.П. Что есть истина?/Блаватская Е.П. Что есть истина. Сборник. М.: Сфера, 1999. С. 14–15. 436 Sancti patris nostri Gregorii Palamae Thessalonicensis Archiepiscopi Physica, theologica, moralia et practica capita CL./Patrologiae cursus completus. Accurante J.P. Migne. Series graeca. Tomus CL, 1865. Col. 1152 С.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/bluzhdan...

94 Здесь, по-видимому, содержится намек на мир, заключенный 3 апреля 628 г. между Ираклием и Кавадом, одним из сыновей персидского царя Хосрова, после гибели последнего и ряда побед, одержанных византийским войском над персами. 96 Письмо VI представлено Ф. Комбефисом в Patrologia Graeca как адресованное также Иоанну, но в большинстве рукописей его адресатом значится некий Иордан; письмо датируется, вероятно, 628 г. (см.: Sherwood Р. An Annotated Date-List... Р. 31). 101 Письмо XXVIII, согласно тексту в Patrologia Graeca, адресовано некоему Кирисикию. Но, как отметил еще Ф. Комбефис (PG 91 619), здесь мы имеем дело с порчей слова Κυζικηνς, т. е. речь идет об [Иоанне] Кизическом (см.: Sherwood Р. An Annotated Date-List... Р. 27). 102 Пресвитеру и игумену Георгию адресованы четыре Богословско-полемических трактата (датируемые временем между 634 и 640 гг.) 103 А не Иордану или Софронию, как указано в некоторых рукописях. Убедительные доводы см. в Sherwood Р. An Annotated Date-List... Р. 28–30. 106 Например, упоминание «волков» (444С, 621D), а также прилагаемое к адресату наименование «свирель учения» (441D, 621C) и не встречающееся в других местах, что отметили Ф. Комбефис и П. Шервуд. 107 Иудеи, понимая, что арабы угрожают христианам отовсюду, подняли мятежи во многих городах Ближнего Востока (см.: Garrigues J.-M. Maxime le Confesseur. La charité, avenir divin de l’homme... P. 42). Перед этим они оказывали активную поддержку персидским войскам под предводительством Хосрова (см.: Devreesse R. La Fin inédite d’une lettre de saint Maximë un baptême force de Juifs et de Samaritains à Carthage en 632/Revue des sciences religieuses. 17, 1937. P. 28). Что касается самарян, то они восставали много раз, причем некоторые из мятежей были кровавыми (см.: Ibid. Р. 26–28). Похоже, чтобы избежать новых побоищ, император и приказал совершить насильственное крещение по всей Империи (см.: Garrigues J.-M. Maxime le Confesseur. La charité, avenir divin de l’homme... P. 42). Максим в Письме XIV в резких выражениях критикует «склонность» иудеев принять «супротивную власть» и даже идти навстречу желаниям захватчиков (540АВ). Их поведение, впрочем, объяснимо: подчиненные суровому законодательству и подвергавшиеся в Византийской империи различным притеснениям (см.: Devreesse R. La Fin inédite d’une lettre de saint Maxime... P. 26–28), они видели в завоевателе своего рода освободителя. Суровое порицание иудеев, однако, не мешает Максиму возмущаться мерами, принятыми императором.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

24 . Тиллих П. Избранное: Мужество быть. Пер. с англ. – М.: Юрист, 1995. – 479 с. – (серия «Лики культуры») 25 . Тиллих П. Систематическое богословие. Пер. с англ. – СПб.: «Алетейя», 1998. – 500 с. 26 . Тиллих П. Избранное: Теология культуры. Пер. с англ. – М.: Юрист, 1995. – 479 с. 27 . Трубецкой Е.Н. Избранное/Сост., послесловие и комментарии В.В. Сапова. – М.: Канон, 1995. – 480 с. 28 . Философский словарь/Под ред. М.М. Розенталя. – 3-е изд. – М: Политиздат, 1975. – 496 с. 29 . Флоровский Георгий , прот. Восточные отцы V–VIII веков: [Из чтений в православном богословском институте в Париже]. – Репринт. изд. – М.: Паломник, 1992. – 260 с. 30 . Франк С.Л. С нами Бог. – М.: ООО « Издательство АРТ», 2003. – 750 с. 31 . Христианство : Энциклопедический словарь: в 3т./Ред. кол.: С.С. Аверинцев и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. 32 . Цветков Игорь, протоиерей. Проблема соотношения бытия и небытия/Под общ. ред. проф. Н.М. Солодухо. По материалам всероссийского семинара. Казань: Изд. Казан. гос. техн. университета, 2004. – 140 с. 33 . Цветков Игорь, протоиерей. Богословское и философское понимание Ипостасности//Материалы Казанской юбилейной историко-богословской конференции «Современный мир и богословские науки»: Издательство Казанской Духовной семинарии. – Казань, 1999. – 179 с. 34 . Яннарас Христос . Вера церкви. Введение в православное богословие/Пер. с новогреческого Г.В. Вдовиной под редакцией А.И. Кырлежева. – М.: Центр по изучению религий, 1992. – 232 с. 35 . Patrologiae cursus completus... Ser. graeca/Accurante J.-P Migne. – Paris, 1858. – T.36. – 1366 стб. Gregorius Nazianiensus. Opera, guae, exstant, omnia, T.2. – 223 c. 36 . Patrologiae cursus completus. Ser. graeca/Accurante J.-P Migne. – Paris, 1857. – T.32. – 1524 стр. Basilius Caesariensis episcopus. Opera, omnia, guae, exstant. T.4. – 381 c. Церковная история Елдашев А.М. Седмиозерная Богородичная пустынь I. Основание пустыни Есть места, которые сами по себе не ознаменованы чем-либо могущим поразить воображение с первого взгляда, но они оставляют в сердце глубокое впечатление, потому что оно проникает постепенно и уже более не может изгладиться. Такова Седмиозерная Богородичная пустынь...

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

324. Ф. Достоевский. Собрание сочинений в 15 томах. Т. 9. Л., 1991. Сс. 326-327. 325. Ф. Достоевский. Собрание сочинений в 15 томах. Т. 9. Л., 1991. С. 678 (прим. ). 326. М. Лермонтов. Сочинения в 2 томах. Т. 1. M., 1988. С. 179. 327. А. Пушкин. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 2. М., 1937. С. 107. 328. А. Пушкин. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 1. М., 1937. С. 563.. 329. Слово 33 [Isaak tou Syrou eurethenta asketika. Sel. 145]. 330. Filokalia ton hieron neptikon. Athenai, 1957-1963. 1, 177. 331. Архимандрит Софроний. Видеть Бога как Он есть. Сс. 46-51. 332. Архимандрит Софроний. Видеть Бога как Он есть. С. 52. 333. Лествица 7, 11 [Ioannou tou Sinaitou Klimax. Sel. 142]. 334. Лествица 7, 50 [Sel. 149-150]. 335. Filokalia ton hieron neptikon. Athenai, 1957-1963. 1, 155. 336. Filokalia ton hieron neptikon. Athenai, 1957-1963. 2, 243. 337. Filokalia ton hieron neptikon. Athenai, 1957-1963. 1, 251-256. 338. Архиепископ Финляндский Павел. Как мы веруем. С. 115. 339. Григорий Нисский. Творения в 8 томах. Т. 7. М., 1865. С. 281. 340. Слово 81 [Isaak tou Syrou eurethenta asketika. Sel. 306]. 341. Лествица 28, 1-43 [Ioannou tou Sinaitou Klimax. Sel. 355-363]. 342. Filokalia ton hieron neptikon. Athenai, 1957-1963. 5, 104-106. 343. Filokalia ton hieron neptikon. Athenai, 1957-1963. 5, 107-108. 344. Цит. по: О молитве Иисусовой. Сс. 30-31. 345. Сс. 7-10. 346. Иеромонах Софроний. Старец Силуан. Сс. 125-126. 347. Вл. Лосский. Боговидение. М., 1995. 348. Вл. Лосский. Боговидение. Сс. 14-18. 349. Огласительное слово 29, 137-150 [SOURCES CHRETIENNES. 113, 176-178]. 350. Нравственное слово 5, 83-97 [SOURCES CHRETIENNES. 129, 86]. 351. Благодарение 1, 28-70 [SOURCES CHRETIENNES. 113, 306-310]. 352. J.-P. MIGNE. PATROLOGIAE CURSUS COMPLETUS. SERIES GRAECA. 150, 937D. 353. J.-P. MIGNE. PATROLOGIAE CURSUS COMPLETUS. SERIES GRAECA. 150, 932D. 354. Слово 32 [Isaak tou Syrou eurethenta asketika. Sel. 139]. 355. Гимн 14, 1-82 [SOURCES CHRETIENNES. 156, 232-238]. 356. Гимн 40, 1-16 [SOURCES CHRETIENNES. 174, 484-486].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

При этом неожиданно обнаруживаются общие для иконопочитателей и иконоборцев тенденции в теории образа: и те, и другие разделяют представление о святости как уподоблении Богу и готовы используют его для осмысления понятия образ. Кроме того, с течением времени более близким для верующих становится сопоставление иконы с личностями тех, кто на ней изображен, с ее первообразами, а разграничение отношения к прообразу и образу через дифференциацию понятий «служение» и «поклонение», напротив, становится неактуальным. Это может указывать на все более глубокое проникновение почитания священных изображений в среду византийских христиан и смещение акцентов византийской религиозности в сторону дальнейшей сакрализации иконы. Однако, данная тенденция требует дальнейшего комплексного исследования. Список источников и литературы Основные источники 1 . Acta graeca ss. Davidis, Symeonis et Georgii Mitylenae in insula Lesbo/van den Gheyn J., ed.//Analecta Bollandiana. 1899. Vol. 18. C. 209–259. 2 . Anonymi vita s. Nicolai Studitae// Patrologia Graeca . T. 105. Col. 863–925 . 3 . Die Vita des Hl. Gregorios Dekapolites//Ignatios Diakonos und die Vita des Hl. Gregorios Dekapolites: Edition und Kommentar/Makris G., ed. und com. Chrontz M., übers. [=Byzantinisches archive. Bd. 17]. Stuttgart, Leipzig: B. G. Teubner, 1997. S. 23–153. 4 . Ignatii Diaconi vita Nicephori//Nicephori archiepiscopi constantinopolitani opuscula historica./De Boor C., ed. Lipsiae: B. G. Teubner, 1880. P. 139–217. 5 . La Vie du Patrice Niketas//Papachryssanthou D. Un Confesseur du second Iconoclasme: La Vie du Patrice Niketas (+836)//Travaux et mémoires.1968. Vol. 3. Р. 329–351. 6 . La vie grecque de s. Jean le Psichaïte confesseur sous le règne de Léon I’Arménien (813–820)/van den Ven P., ed.//Muséon. 1902. Vol. 21. P. 103–125. 7 . La Vie inedite de S.Procope le Decapolite (BHG 1583)/Efthymiadis S., ed.//Analecta Bollandiana. 1990. Vol. 108. C. 313–319. 8 . La vie merveilleuse de s. Pierre d’Atroa/Laurent V., ed. [=Subsidia Hagiographic. Vol. 29]. Bruxelles: Société des Bollandistes, 1956. Р. 65–225. 9 . La Vita retractata et les Miracles posthumes de saint Pierre d’Atroa/Laurent V., ed. [=Subsidia Hagiographica. Vol. 31]. Bruxelles: Société des Bollandistes, 1958. Р. 75–132. 10 .Petro altera vita S. Ioannicii/van den Gheyn J., ed.//Acta Sanctorum Novembris. T. II. 1. Bruxelles: Société des Bollandistes, 1894. P. 384–435. 11 .S. Macarii monasterii Pelecetes hegumeni acta graeca/Van den Gheyn I., ed.//Analecta Bollandiana. 1897. Vol. 16. Р. 142–163. 181 12 .Saba monacho Vita S. Ioannicii/van den Gheyn J., ed.//Acta Sanctorum Novembris. T. II. 1. Bruxelles: Société des Bollandistes, 1894. P. 332–384. 13 .The Life of Michael the Synkellos: text and translation//Cunningham M. B. The Life of Michael the Synkellos [=Belfast Byzantine texts and translations 1]. Belfast: Belfast Byzantine Enterprises, 1990. Р. 43–130.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonopoc...

Менандр Протектор – Excerpta historica iussu imperatoris Constantini Porphyrogeniti confecta/Ed. C. de Boor. Berlin, 1903. Т. 1: Excerpta de legationibus; Русский перевод фрагментов о славянах см. в кн. Свод древнейших письменных известий о славянах. М„ 1991. Т. 1. С. 311–356. Месяцеслов имп. Василия II – Menologium graecorum Basilii imperatoris/Patrologiae cursus completus: Series graeca/Accurante J.-P. Migne. Paris, 1861. Т. 117. Михаил Глика – Michael Суса. Annales/Rec. I. Bekker. Bonnae, 1836. Написание о правой вере – Куев К. М. Иван Александровият сборник от 1348 г. София, 1981. С. 141–182. Никита Пафлагонянин – Niceta Paphlagonis. Vita s. Ignatii, archiepiscopi Constantinopolitani/Patrologiae cursus completus: Series graeca/Accurante J.-P. Migne. Paris, 1862. Т. 105. Col. 487–574. Никифор, патр. Константинопольский – Nicephorus, patriarcha Constantinopolitanus. Breviarium/Rec. I. Bekkerus. Bonnae, 1837. Русский перевод: Никифора, патриарха Константинопольского, краткая история со времени после царствования Маврикия/Пер. E. Э. Липшица/Визант. временник. 1950. Т. 3. С. 349–387. Остромирово евангелие – Остромирово евангелие 1056–1057 г., хранящееся в Имп. публичной библиотеке. СПб., 1889. Певтингерова карта – Die Peutingerische Tafel oder Weltkarte des Castorius, mit kurzer Erklarung, 18 Kartenskizzen der tiberlieferten romischen Reisewege aller Lander und der 4 Meter langen Karte in Facsimile/Neu hrgs. von K. Miller. Stuttgart, 1916; Weber E. Tabula Peutingeriana. Codex Vindobonensis. 324, vollstandige Faksimile – Ausgabe im Originalformat. Graz, 1976. Часть карты к северу от Дуная (сегменты VI, 3–VII, 5) см. в кн. Свод древнейших письменных известий о славянах. М., 1991. Т. 1. С. 63–80 и вкладка. Приск Панийский – Priscus Panionensis. Fragmenta/Ed. F. Bornmann. Firenze, 1979. Русский перевод фрагментов о славянах см. в кн. Свод древнейших письменных известий о славянах. М., 1991. Т. 1. С. 81–97. Продолжение Феофана – Theophanes Continuatus, loannes Cameniata, Symeon Magister, Georgius Monachus/Rec. I. Bekker. Bonnae, 1838. P. 1–211. Русский перевод: Продолжатель Феофана. Жизнеописания византийских царей/Изд. Я. Н. Любарского. СПб., 1992.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Ориг. Псалма: «Свет возсия праведнику, и правым сердцем веселие». 161 Или же: «умиротворяет», приводит в порядок». 162 Т. е. — крайняя ересь. 163 Месслиане — вреднейшая секта, доходящая в своей крайности до прямого сатанизма, появилась в 4 в., хотя истоки ее более древние. См. Dictionnaire de Theologie Catholique, т. 5, стр. 1454–1465; т. 10, стр. 792–5. 164 Т. е. прародительского греха. 165 Migne. Patrologiae Cursus Completus. Series Graeca. Tomus 151: Homilia XXXVI: colonna 449–460. In Evangelium undecimae Dominicae Matthaei evangelistae, materiam habens parabolm dicentem: «Simile est regnum coelorum homini regi qui voluit rationem ponere»; in qua insuper de patientia et misericordja. 166 Рус. пер. «Дивно для меня ведение (Твое), — высоко, не могу постигнуть его». 167 Рус. пер.: «Царство небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими. Когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов». 168 К загробной жизни. 169 Медимн — аттическая мера сыпучих тел. 170 Migne. Patrologiae Cursus Completus. Series Graeca. Tomus 151: Homilia XXXVII: colonna 460–473. In sanctissimam dirmitionem Purissimae Domjnae nostrae Deiparae semperque Virginis Mariae. 171 Настоящая омилия написана в торжественном ораторском духе и требует большей сосредоточенности мысли при чтении ее. 172 Лат. пер. — «с величайшей и вечной похвалой»; слово «вечной» не находим, однако, в нынешнем греческом тексте. 173 Здесь заключается следующая мысль: Ангелы, обладают природой, которая не знает смерти; Божия Матерь обладала смертной природой и поэтому, вкусив смерть, в этом вкушении смерти была несколько меньшей бессмертных Ангелов. Но затем эта смерть превратилась в торжественный восход на небо. 174 Т. е., вкусив на краткое время смерть. 175 Лат. пер. — «землю претворив в небо и человеческий род подняв на достоинство божественности». 176 Т. е., явив послушание. какое имеют Ангелы небесные. 177 Лат. пер. «разрешаясь от хрупких уз здешних вещей». 178

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010