Евагрий Понтийский . Умозритель ­­ Evagre le Pontique. Le gnostique. Ed. A. et C.Guillaumont. SC 356. 1989. Евсевий Кесарийский . О церковном богословии ­­ Eusebius Werke IV: Gegen Marcelli, Über der kirchlische Theologie. Hrsg. von E.Klostermann. GCS 14. 1972. S.60–182. Епифаний Кипрский . Якорь ­­ Epiphanias. Anchoratus und Panarion. Hrsg. von K.Holl. GCS 25. 1915. Ефрем Сирин. Гимны на Рождество Христово ­­ Der heiligen Ephraem der Syrers Hymnen de Nativitate. Hrsg. von E.Beck. CSCO 186. Scr.Syri 82. 1959. Ефрем Сирин. Гимны о вере ­­ Der heiligen Ephraem der Syrers Hymnen de iide. Hrsg. von E.Beck. CSCO 154. Scr.Syri 73–74. 1955. Ефрем Сирин. Гимны о девстве ­­ Der heiligen Ephraem der Syrers Hymnen de virginitate. Hrsg. von E.Beck. CSCO 223. Scr.Syri 94. 1962. Ефрем Сирин. Гимны о Нисивине ­­ Der heiligen Ephraem der Syrers Carmina Nisibena. Hrsg. von E.Beck. Bd.I-H. CSCO 218; 240. Scr.Syri 92; 102. 1961–1963. Ефрем Сирин. Слова о вере ­­ Der heiligen Ephraem der Syrers Sermones de fide. Hrsg. von E.Beck. CSCO 212. Scr.Syri 88. 1961. Ефрем Сирин. Сочинения ­­ Patris nostri Ephraem Syri Opera. Ed. J.Assemani. Roma, 1732–1746. Игнатий Антиохийский . Послания ­­ Ignace d " Antioche; Polycarpe de Smyrne. Lettres; Martyre de Polycarpe. Ed. P.-Th.Camelot. SC 10. 1969. Иларий Пиктавийский . О Троице ­­ Hilarius. De Trinitate. Ed. P.Smulders. CCL 62. 1979. Илия Экдик. Цветособрание ­­ Ανθολγων γνωμικον φιλοσφων σπουδαων. Φιλοκαλα 2. Σελ.289–314. Иоанн Антиохийский. О монашеской дисциплине ­­ Oratio de disciplina monastica et de monasteriis laicis non tradendis. PG 132, 1117–1150. Иоанн Дальятский. Письма ­­ La collection des lettres de Jean de Dalyatha. Ed. R.Beulay. PO 39. Fasc.3. No. 180. 1978. Иоанн Дамаскин. Беседы ­­ Die Schriften des Johannes von Damaskus V: Opera homiletica et hagiographica. Hrsg. von B.Kotter. PTS 29. 1988. Иоанн Дамаскин. Житие Варлаама и Иоасафа – Vita Barlaam et Joasaph. PG 96, 860–1240 (dubia). Иоанн Дамаскин. Против ересей ­­ Die Schriften des Johannes von Damaskus IV: Liber de haeresibus, Opera polemica. Hrsg. von B.Kotter, PTS 22. 1981.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Пронесторианский взгляд на деятельность «блаженного Нестория» выражен в соч. «История святых отцов, за веру гонимых», или «Церковная история», восточносир. автора VI в. Бар-Хадбшаббы Арбайи ( Barhadb. Hist. eccl. 20-30//PO. T. 9. Fasc. 5. P. 517-587). Главы, посвященные Н., предваряет краткое вступление, в котором особо подчеркивается, что Н. являлся приверженцем антиохийского богословия, прежде всего учения Феодора, еп. Мопсуестийского, и Диодора , еп. Тарсийского († до 394). Жизнеописание Н., составленное Бар-Хадбшаббой,- самое подробное из имеющихся, хотя в исследовательской лит-ре высказывались сомнения относительно нек-рых сведений о Н., приведенных в «Истории...». Ранние годы (до 428) Н. род. в Германикее на территории пров. Евфратисия ( Socr. Schol. Hist. eccl. VII 29), как традиционно считается, в 80-х гг. IV в. В церковном отношении эта территория находилась в юрисдикции архиепископа Антиохийского. Несмотря на то что Н. происходил из рим. Сирии, в источниках отсутствует информация о знании им сир. языка. В юношеские годы Н. переехал в Антиохию, где изучал риторику, возможно рассчитывая продолжить мирскую карьеру, однако через некоторое время склонился к выбору монашеского образа жизни. Получив церковное образование, он удалился в мон-рь св. Евпрепия близ Антиохии (по всей видимости, эти события имели место в 10-20-х гг. V в.); в обители Н. был рукоположен во пресвитера. Не вызывает сомнений, что Н. получил церковное образование в Антиохийской школе, в к-рой он усвоил строгое дифизитство в духе идей Феодора Мопсуестийского. Согласно «Истории...» Бар-Хадбшаббы, Н. являлся непосредственным учеником Феодора и накануне вступления на К-польскую кафедру приехал к нему в Мопсуестию ( Barhadb. Hist. eccl. 20//PO. T. 9. Fasc. 5. P. 517-519). Однако в лит-ре также предпринимались попытки поставить эти факты под сомнение (см.: Bevan. 2011. P. 306), поскольку Бар-Хадбшабба мог неверно понять сообщение Евагрия Схоластика, к-рый считал наставления, полученные во время встречи с Феодором, основным фактором, повлиявшим на формирование у Н. собственного христологического учения ( Evagr. Schol. Hist. eccl. I 2). Вскоре Н. стал известен как прекрасный проповедник, ведущий строгую аскетическую жизнь, причем слава о нем достигла и К-поля. Служение на Константинопольской кафедре и конфликт со свт. Кириллом Александрийским (428-431)

http://pravenc.ru/text/2565154.html

I. Col. 920D; Severus of Antioch. Letter 2. To Oecumenius the count//PO T. 12. Fasc. 2. P. 191–192. Д. Китинг полагает, что из всех дохалкидонских авторов св. Кирилл может быть назван учителем обожения «по преимуществу» (Keating D.A. Divinisation in Cyril: The Appropriation of Divine Life//Theology of St. Cyril of Alexandria. Critical appreciation. New-York, 2000. P. 149), а Л. Коэн даже утверждает, что в христологии Александрийского архиепископа находится «ключ к пониманию поздневизантийского богословия обожения (θεοποησις или θωσις)» — см: Koen L. The Saving Passion. Incarnational and Soteriological Thought in Cyril of Alexandria’s Commentary on the Gospel according to St. John. Uppsala, 1991. Р. 20. См.: Мейендорф И., протопр. Иисус Христос в восточном православном богословии. М., 2000. С. 214. Современный нехалкидонитский ученый Мар Грегорий Юханна Ибрагим в своей статье «Таинство Евхаристии в Сирийской Православной Церкви Антиохии» называет восемь древних авторов, внесших наибольший вклад в развитие сиро-яковитского учения о Евхаристии. Севир среди них даже не упомянут. См.: Mar Gregorius Yuhanna Ibrahim. The Sacrament of Eucharist in Syrian Orthodox Church of Antioch//Syriac dialogue (sixth non-official consultation on dialogue within the the Syriac Tradition). Pro Oriente. T. VI. P. 49–63. Тема Евхаристии кратко затрагивается Севиром в гомилии 22 (См.: Homilia 22//Patrologia Orientalis (далее — PO) T. 37. Fasc. 1. P. 88–113) и в кратком послании к пресвитеру Виктору (См.: Letter 30. To Victor the presbyter, on the Eucharist//A Collection of Letters from Numerous Syriac Manuscripts/Ed. and transl. by E.W. Brooks//PO. T. 12. Fasc. 2. P. 90–91). Однако учение о Евхаристии ограничивается здесь самыми общими положениями. Так, в гомилии 22 говорится, что в Евхаристии мы приобщаемся собственного Тела Бога-Слова, поэтому причастие сообщает причастникам животворящую силу (См.: P. 90–91; 92–93). В послании к Виктору Севир объясняет, что евхаристическое Тело, несмотря на то, что оно преломляется и разделяется, является бесстрастным и нетленным, как и тело Самого Господа.

http://bogoslov.ru/article/1245508

277 См. молитву перед «Отче наш» в ВАС (LEW. P. 338, 1920; 339, 4); вторую молитву верных в ПРЕЖД (LEW. P. 348, 8); Solovey M. The Byzantine Divine Liturgy. P. 227228. В армянской версии этот термин также относится к принитию причастия, а в славянской версии подымем часто понимается неправильно. 280 «Да молчит»: «.Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным». «Ныне силы небесные»: «Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем». 281 См. песнопения ниже в тексте главы, чтобы увидеть, как их темы перекликаются с участием ангелов в Великом входе. 282 The Hymns of Severus/Brooks (ed.)//PO. Vol. 7. Fasc. 5. P. 670. 205. См. также гимны 206 (p. 671) и 207 приводимые далее, который также подразумевают причащение. О датировке этого источника см. p. 801 и введение PO. Vol. 6. Fasc. 1. P. 5. 286 Brooks E. W. Hymns. Fasc. 5. P. 674, 681. Другие сирийские названия этого гимна относятся как к входу, так и к евхаристии в целом: например, аллелуйа кдам разе («аллилуйя перед тайнами»), восточносирийское онита д-разе и западносирийский «припев (маньото) тайн». «Тайны» могут относиться как к переносимым дарам (как в кодеке British Museum Add. 14.949), так и к евхаристии в целом, как в различных названиях Гимнов Севира (Brooks E. W. Hymns. Fasc. 1. P. 29, 3132. 288 Лееб, как мы думаем, поддался этому влиянию, когда написал «Поставление даров хлеба и вина на престол является также символическим выражением жертвы общины. Поэтому в лекционарии есть также инципиты, которые могут играть роль «жертвоприношения» верных» (Leeb H. Gesänge von Jerusalem. S. 122). Лееб основывает свою аргументацию на следующих четырех инципитах, которые, как нам представляется, трудно приложить к евхаристическому жертвоприношению: 1. Incruentum sacrificium offerim(us). (Tarchnišvili M. Lectionnaire P. 1193) 2. Tibi sacrificium offerimus. (Ibidem. 169, 469, 469 1 ) 3. Gloriam et laudem offero. (Ibidem. 1468) 4. Corpus Domini, sanguis. (Ibidem. 41). «Иже херувимы» и «Ныне силы небесные»

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Bornert Bornert R. Les commentaires byzantins de la Divine Litur- gie du VII-e au XV-e siécle//Archivée de 1Orient Chré– tien. Paris, 1966. 9. Botte B. La Tradition Apostolique de s. Hippolyte. Essai de reconstruction//LQF. Münsteг/1963. 39. Brightman Brightman F. E. The «Historia Mystagogica» and other Greek Commentaries on the Byzantine Liturgy//JTS. 1908. 9. P. 248267; 387397. Brooks E. W. Hymns Brooks E. W. The Hymns of Severus and Others in the Syriac Version of Paul of Edessa as Revised by James of Edessa//PO. Paris, 1911. 6. Fasc. 1. P. 1179; fasc. 5. P. 593802. Brooks E. W. Letters Brooks E. W. A Collection of Letters of Severus of Antioch, from Numerous Syriac Manuscripts//PO. Paris, 1920. Vol. 14. Fasc. 1. Cabaniss Cabaniss A. The Harrowing of Hell, Psalm 24 , and Pliny the Younger: A Note//Vigiliae Christianae. 1953. Vol. 7. P. 6574. Catergian-Dashian Catergian J. Die Liturgien bei den Armeniern, Fünfzehn Texte und Untersuchungen/Hrsg. von Dashian J. Wien, 1897 (на армянском языке). Charon Charon С. Le rite byzantin et la liturgie chrysostomienne dans les patriarcats melkites (Alexandrie-Antioche-Jérusalem)//XPYCOCTOMIKA. P. 473718. Cochlaeus Cochlaeus J. Speculum antiquae deuotionis circa missam, et omnem alium cultum Dei: ex antiquis, et antea nunquam euulgatis per typographes autoribus, a Ioanne Cochlaeo laboriose collectum... Mainz, 1549. Codrington Codrington H. W. The Liturgy of St. Peter//LQF. Münsterz 1936. 30. Connolly R. H. Didascal. Didascalia Apostolorum. The Syriac Version Translated and Accompanied by the Verona Latin Fragments/Connolly R. H. (ed.). Oxford, 1929. Connolly R. H. Narsai The Liturgical Homilies of Narsai. With an Appendix by Edmund Bishop/Connolly R. H. (ed.)//Texts and Studies. Cambridge, 1909. 8, 1. Connolly-Codrington Two Commentaries on the Jacobite Liturgy by George, Bishop of the Arab Tribes and Moses Bar Kepha, together with the Syriac Anaphora of St. James and a document entitled The Book of Life. Text and English translation/Connolly R. H., Codrington H. W. (edd.) London, 1913.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1916). Изд.: ВЗ: Библия Бакара. М., 1743; Екклесиаст. Песнь Песней/Изд. З. Сарджвеладзе. Тбилиси, 1987. (Груз. лит-ра в 30 т.) Т. 1. С. 145—174; критическое издание (не закончено) [на груз. яз.]: Книги Ветхого Завета. Вып. 1: Бытие. Исход/Изд. Б. Гигинейшвили, Ц. Киквидзе. Тбилиси, 1989; Вып. 2: Левит. Числа. Второзаконие/Изд. И. Абуладзе, Б. Гигинейшвили, Н. Гогуадзе, Ц. Курцикидзе. Тбилиси, 1990; Вып. 3: Иисус Навин. Кн. Судей. Руфь/Изд. Ц. Курцикидзе, У. Цинделиани. Тбилиси, 1991; рукописи: Мцхетская рукопись (A-51)/Изд. Э. Дочанашвили. Тбилиси, 1981–1986. 5 т.; Марр Н. Я. Эчмиадзинский фрагмент ревнегрузинской версии Ветхого Завета//ХВ. 1914. T. 11. C. 378—388; Псалтирь: Псалтирь/М. Шанидзе. Т. 1. Тбилиси, 1960; Т. 2. 1979 [исследование]; пророческие книги: Blake R. P. Khanmeti Palimpsest of the Old Georgian Version of Jeremiah//HarvTR. 1922. Vol. 25. P. 218–260; The Old Georgian Version of the Prophets: Crit. Ed. with a Latin Transl./Ed. R. P. Blake, M. Brire//PO. 1961–1963. Т. 29, fasc. 2–5; 30, fasc. 3; 3-я кн. Ездры. Товит. Премудрость Соломона. Варух. 4-я кн. Ездры/Изд. Ц. Курцикидзе. Тбилиси, 1970–1973. 2 т.; Кн. пророка Иезекииля/Изд. Т. Цкитишвили. Тбилиси, 1976; НЗ. Евангелия: Бенешевич В. Н. Quattuor Evangeliorum versio georgiana vetus: E duobus codicibus (aa. P. Chr. N 913 et 995). СПб., 1909; Хаханов А. С., Такайшвили Е. С. Адышское Евангелие//МАК. М., 1916. Вып. 14; The Old Version of the Gospel of Mark from the Adysh Gospels with the Variants of the Opiza and Tbet’ Gospels with a Latin Transl./Ed. R. P. Blake//PO. 1928. Т. 20. Р. 435–574; The Old Translation of the Gospel of Matthew from the Adysh Gospel with the variants of the Opiza and Tbet Gospels/Ed. R. P. Blake//Ibid. 1933. T. 24. P. 1–168; The Old Translation of the Gospel of John from the Adish Gospels with the variants of the Opiza and Tbet Gospels/Ed. R. P. Blake, M. Brière//Ibid. 1950. T. 26. P. 451–599; La version géorgienne ancienne de Luc d’après l’évangile d’Adich avec les variantes des évangiles d’Opiza et de Tbet’/Ed.

http://pravenc.ru/text/209473.html

1604 Современный нехалкидонит Мар Грегорий Юханна Ибрагим перечисляет восемь древних сиро-яковитских авторов, которые внесли наибольший вклад в развитие учения о Евхаристии. Севир среди них не упомянут (см.: Mar Gregorius Yuhanna Ibrahim. The Sacrament of Eucharist in Syrian Orthodox Church of Antioch//Syriac dialogue. Pro Oriente. 2004. T. 6. P. 49–63). Тема Евхаристии кратко затрагивается Севиром в гомилии 22 (см.: Homilia 22//PO. Vol. 37. Fasc. 1. P. 88–113) и в кратком послании к пресвитеру Виктору (см.: Letter 30. To Victor the presbyter, on the Eucharist////PO. Vol. 12. Fasc. 2. P. 90–91). Однако учение о Евхаристии ограничивается здесь самыми общими положениями. Так, в гомилии 22 говорится, что в Евхаристии мы приобщаемся собственного Тела Бога Слова, поэтому причастие сообщает причастникам животворящую силу (см.: P. 90–91; 92–93). В послании к Виктору Севир объясняет, чтоˆевхаристическое Тело, несмотря на то, что оно преломляется и разделяется, является бесстрастным и нетленным, как и тело Самого Господа. 1605 См.: Christology of Severus of Antioch mainly basing his first Thirty One Cathedral Homilies. Salzburg, 2001. 1606 В отличие от Севира, свт. Кирилл уделял в своем учении o спасении главному христианскому таинству огромное внимание. Кроме того, для свт. Кирилла «евхаристический аргумент» служил одним из основных приемов в полемике c Несторием, тогда как Севир практически не использует этот аргумент в полемике c халкидонитами, которых он, естественно, считал криптонесторианами. Некоторые современные исследователи полагают, что «евхаристическая теория» может служить ключом к пониманию антинесторианской мысли свт. Кирилла (см.: McGuckin J. A. St. Cyril of Alexandria. The Christological Controversy. Leiden; NY; Köln, 1994. P. 188). Я. Пеликан утверждает, что разница между Феодором Мопсуэстийским и Кириллом «состояла в том, что Феодор в своей христологии не опирался на… евхаристическое учение, а Кирилл опирался» (Пеликан. Христианская традиция. История развития вероучения… Т. 1. С. 225). В.Я. Саврей отмечает, что свт. Кирилл и полемику с Несторием, и свою сотериологию основывает на учении о таинстве Евхаристии (см.: Александрийская школа в истории философско-богословской мысли… С. 694–695).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Соч.: Chronicon syriacum/Ed. P. Bedjan. P., 1890; Chronicon ecclesiasticum/Ed. J. Baptista Abbeloos, Th. J. Lamy. Lovanii, 1872-1877. 3 vol.; Maktbanut zabne=The Chronography of B. H. Hol " anda, 1987 [Хронография]; Târîkh al-duwal(?)/Ed. P. I. Armalet//Al-Machriq. 1949. Vol. 43. P. 463-502; 1951. Vol. 45. P. 25-70, 181-199, 351-364, 517-532; 1952. Vol. 46. P. 7-28, 385-400, 514-554; 1953. Vol. 47. P. 3-25, 423-470; 1954. Vol. 48. P. 418-457; 1955. Vol. 49. P. 736-749; 1956. Vol. 50. P. 3-16, 129-152, 257-274, 385-414 [араб. версия Хронографии]; Margolioth D. S. Analecta Orientalia ad Poeticam Aristoteleam. Londini, 1887. P. 114-139; Furlani G. Die Physiognomik des B. H. in syrischer Sprache//Zschr. f. Semitistik. Lpz., 1929-1932. Bd. 7-8. S. 1-16 [Сливки премудрости]; Nomocanon/Ed. P. Bedjan. P., 1898; Hudaye: Metul qanone idtanaye w-namose almanaye... Hol " anda, 1986 [Номоканон]; Ethicon seu moralia/Ed. P. Bedjan, P., 1898; Ktaba d-itiqon d-al myatrut dubra… Hol " anda, 1985; Ethicon, Memra 1/Ed. H. Teule. Lovanii, 1993. 2 vol. (CSCO; Syr. 218-219) [Итикон]; The Laughable Stories/Ed. E. A. Wallis Budge. L., 1897; Une version arabe des Récits Plaisants de B. H/Ed. L. Cheikho//Al-Machriq. 1922. Vol. 20. P. 709 ss., 767 ss. (рус. пер.: Абуль-Фарадж. Книга занимательных историй/Пер.: А. Белов, Л. Вильскер. М., 1957; Григорий Абу ль-Фарадж. Забавные истории/Пер.: К. П. Матвеев. М., 1985); Kithâbhâ dhiyaunâ, seu Liber columbae/Ed. G. Cardahi. R., 1898; Bar Hebraeus " s Book of the Dove…/Ed. A. J. Wensinck. Leyden, 1919; Ktaba d-yawna: me " ul dubra d-ihidaye bakryata/Ed. J. Y. Çiçek. Hol " anda, 1983; Hobeica J. Liber Columbae B. H. [араб. версия]//Al-Machriq. 1956. Vol. 50. P. 17-69 [Книга о Голубице]; Buch der Pupillen von Gregor Bar Hebräus…/Hrsg. von K. Steyer. Lpz., 1908; Janssens H. F. Book of the Pupils of the Eye. Oxf., 1932 [Книга зениц]; Le candélabre du sanctuaire de Grégoire Abou " l-Faradj dit Barhebraeus//PO. 13. Fasc. 2. P. 252-269; 22. Fasc. 4; 24. Fasc.

http://pravenc.ru/text/166634.html

Продолжением «Благословенного сборника» (с 1260) служит хроника копта аль-Муфаддаля ибн Аби-ль-Фадаиля «Надежная тропа и несравненный жемчуг в продолжение Летописи Ибн аль-Амида» ( А             T   I     A  ) (изд.: Moufazzal ibn Abi l-Fazail. Histoire des sultans mamlouks/Éd., trad. E. Blochet//PO. 1919. T. 12. Fasc. 3; 1920. T. 14. Fasc. 3; 1929. T. 20. Fasc. 1; Kortantamer S. Aegypten und Syrien zwischen 1317 und 1341 in der Chronik des Mufaddal b. Abi l-Fada   " il. Freiburg i. Br., 1973). Ее уникальная рукопись Paris. arab. 4525, датируемая сент. 1358 г., очевидно, составлялась для личного пользования и служит единственным достоверным источником сведений об авторе, к-рый, как предполагается (на основании косвенного указания Ибн аль-Васити), приходился М.-старшему внучатым племянником по жен. линии. Дед аль-Муфаддаля, Абу-ль-Муфаддаль, имел церковный сан, а отец, Абу-ль-Фадаиль, составитель несохранившегося сборника христ. преданий «Рай» ( F  ), в 1260 г. ездил к Хулагу-хану с посольством для переговоров об обеспечении безопасности представителей различных вероисповеданий в захваченной монголами Сирии. Последнее обстоятельство отчасти объясняет хорошую осведомленность его сына о событиях, разворачивавшихся в пределах Великого монгольского улуса. Хроника аль-Муфаддаля охватывает период правления мамлюкских государей-бахритов до 1341 г., коптских патриархов - до 1348 г., а также современных им мусульм. династий в Хиджазе, Йемене и Индии и чингисидских хаганов. Хотя аль-Муфаддаль в значительной мере опирался на труды современников-мусульман ан-Нувайри, Шамс ад-Дина аль-Джазари (ум. в 1338), Абу Бакра ибн ад-Давадари (20-30-е гг. XIV в.) и Бейбарса аль-Мансури (ум. в 1325), его хроника содержит уникальные сведения относительно положения Египта при единоличном правлении ан-Насира Мухаммада (1310-1341) и походов хулагуидского ильхана Газана (1295-1304) на Сирию. Однако сугубо христ. сюжеты затронуты у аль-Муфаддаля лишь вскользь. Приложение (  ) к «Летописи аль-Макина» составил и Ибн ас-Сукаи.

http://pravenc.ru/text/2561520.html

560 Этот аспект христологического учения имел существенное значение для полемики как с несторианством, так и с евтихианством. Первые мыслили соединение природ во Христе как внешнее соприкосновение, вторые понимали единство как фактическое преложение человечества в божество. И в том, и в другом случае в состоянии Логоса до и после воплощения не подразумевалось никакого изменения. 561 Юлиан писал, что после соединения недопустимо говорить не только о двух ипостасях и природах, но и о двух сущностях (см.: Iulianus Halicarnensis. Fragmenta dogmatica. Fr. 72//Draguet. Julien d’Halicarnasse et sa controverse avec Sévère d’Antioch... P. 25). Сергий прямо учил о единой сущности Христа (см.: Epistola 2 ad Severum Antiochenum//Severi Antiocheni orationes ad Nephalium... P. 74–76). О христологии Сергия см.: Grillmeier. Le Christ dans la tradition chrétienne…T. II/2. P. 159–182. 563 Adversus Apologiam Iuliani 21//Sévère d’Antioche. La polémique antijulianiste, II. B/R. Hespel, 1969 (CSCO; 302). P. 256–257. Ср.: Letter 34. To Elisha presbyter and archimandrite//PO. Vol. 12. P. 101–102. 565 См.: Болотов. Лекции по истории Древней Церкви... С. 343. Ср.: Contra impium Grammaticum. Oratio 3. 1.... P. 163: «διαφρους τν οσαν θετητ τε κα νθρωπτητα». Греческий текст сохранен у Леонтия Иерусалимского (см.: Соптга Monophysitas//PG 86. 2. Col. 1845C). 567 Letter 2. To Oecumenius the count, about properties and operations//PO. Vol. 12. Fasc. 2. P. 21. 569 См.: Samuel. The Council of Chalcedon Re-examined... P. 240. Об участии Христа в общей сущности человечества см.: Contra impium Grammaticum. Oratio 2. 21. P. 140. 570 См.: Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви. Т. IV. С. 341; Λοκας. Δισκορος και Σεβρος... Σ.143– 144. 572 См.: Epistola 2 ad Sergium... P. 97, 102. Сирийский текст здесь и далее см.: Severus Antiochenus. Ac Sergii Grammatici: Epistulae Mutuae/J. Lebon, ed., trad. Lovanii, 1949 (CSCO; 119). P. 129, 134. 573 См.: Hovorun C. Will, Action and Freedom: Christological Conversies in the Seventh Century. Leiden; Brill, 2008. P. 16.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010