Лит.: Дашкевич Н. П. Княжение Данила Галицкого по рус. и иностр. известиям. К., 1873; он же. Переговоры пап с Даниилом Галицким об унии Юго-Зап. Руси с католичеством//Унив. изв. 1884. 4. С. 136-181; Кордуба М. Участь Данила в бumbi niд Крессебрунн//ЗНТШ. 1896. Т. 10. Кн. 2. Miscellanea. C. 1-2; Грушевський М. С. Xpohoльoriя noдiй Галицько-Волинськоï лimonucu//Там же. 1901. Т. 41. Кн. 3. C. 1-72; он же. Icmopiя Украïни-Руси. Льbib, 1905. K., 1993р. Т. 3 (по указ.); Чубатий М. Зaxiдha Украïна i Рим у XIII в. у своïх змаганнях до церковноï yhiï//ЗНТШ. 1917. Т. 123/124. C. 1-107; W odarski B. Polska i Ru, 1194-1340. Warsz., 1966; Черепнин Л. В. Летописец Даниила Галицкого//ИЗ. 1941. Т. 12. С. 228-253; Giejsztor A. Pocztki misji ruskiej biskupstwa Lubuskiego//Nasza przeszlo. Kraków, 1948. N 4. S. 83-102; Пашуто В. Т. Очерки по истории Галицко-Волынской Руси. М., 1950 (по указ.); он же. Внешняя политика Др. Руси. М., 1968 (по указ.); Корона Данила Романовича: 1253-1953: (Римська ceciя наук. конф. НТШ)//Analecta OSBM. Ser. 2. 1954. Sect. 2. Vol. 2. Fasc. 1/2. S. 95-163; Szczesniak B. The Mission of Giovanni de Plano Carpini and Benedict the Pole of Vratislavia to Halicz//JEcclH. 1956. Vol. 7. P. 12-20; Рамм Б. Я. Папство и Русь в X-XV вв. М.; Л., 1959 (по указ.); St ö kl G. Das Fürstentum Galizien-Wolhynien//Handb. der Geschichte Russlands. Stuttg., 1981. Bd. 1. S. 485-533; Dunin-Wasowicz T. Projets missionnaires cisterciens dans la Rus " du sud-ouest aux XIIe-XIIIe siècles//HUS. 1988/1989. Vol. 12/13. P. 531-549; Ужанков А. Н. «Летописец Даниила Галицкого»: Редакции, время создания//ГДРЛ. М., 1989. Сб. 1. С. 247-283; он же. «Летописец Даниила Галицкого»: Проблема авторства//Там же. М., 1991. Сб. 3. С. 149-180; Szczawielewa N. Sprawa pruska w polityce Daniela Halickiego//Ekspansja niemieckich zakonów rycerskich w strefie Baltyku od XIII do po. XVI w. Toru, 1990. S. 51-60; Font M. Ungarn, Polen und Galizien-Wolhynien im ersten Drittel des 13. Jh.//Studia Slavica Hungarica.

http://pravenc.ru/text/171312.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИРАКЛ [лат. Eraclus], мч. Антиохийский (пам. зап. 11 окт.). Время жизни и кончины И. неизвестно. Память его отмечена под 11 окт. в Мартирологе блж. Иеронима Стридонского (1-я пол. V в.). Поскольку сведения о мученике с таким именем, претерпевшем кончину в Антиохии, не встречаются в к.-л. др. источниках, болландисты предположили, что И. следует отождествлять с мч. Ираклеоном (Heracleon), пострадавшим в Лаодикии вместе с пресв. Диодором, заметка о к-ром содержится в Сирийском Мартирологе (411) под 9 окт. (Un Martyrologe et douze ménologes syriaques/Ed. F. Nau//PO. T. 10. Fasc. 1. P. 21). Память И. обозначена также в Иеронимовом Мартирологе под 8 окт. без к.-л. указаний и под 10 окт. с ошибочным добавлением «в Африке»; под 9 окт. в этом же Мартирологе находится память Диодора «в Лаодикии во Фригии» без упоминания Ираклеона (Иракла). В зап. Мартирологах IX в. (Узуарда, Адона Вьеннского) память И. под 11 окт. не упоминается, однако в Мартирологе Флора Лионского (сер. IX в.) под этим числом отмечена память Антиохийских мучеников еп. Афанасия, Ираклия и Плакиды. Ист.: MartHieron. P. 551. Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/673825.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН мч. Мервский (пам. 14 июля). Память И. отмечена в календаре правосл. общины Хорезма (рубеж Х и XI вв.), сохранившемся в составе соч. «Хронология древних народов» (или «Памятники минувших поколений») мусульманского энциклопедиста аль-Бируни (973-1048). Точное время мученической кончины И. неизвестно. Было высказано предположение, что он пострадал от язычников-персов еще в доислам. период, в IV в. ( Владимир (Иким) , митр. Земля потомков патриарха Тюрка. М., 2002. С. 32). Однако аль-Бируни называет мученика Новым и пострадавшим «в наше время», что свидетельствует о том, что И. жил незадолго до написания этого сочинения. В то время г. Мерв (в 30 км к западу от совр. г. Мары, Туркмения) был резиденцией митрополита мелькитов в Хорасане. В 2001 г. по инициативе митр. Ташкентского и Среднеазиатского Владимира (Икима) и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II имя И. было внесено в календарь РПЦ. Ист.: Martyrologes et ménologes orientaux/Éd., trad. R. Griveau//PO. 1914. T. 10. Fasc. 4. P. 309 (рус. пер.: Бируни, Абу-Рейхан. Избранные произведения. Ташкент, 1957. Т. 1. С. 331). Лит.: Бартольд В. В. Соч. М., 1966. Т. 6: Работы по истории ислама и араб. халифата. С. 656; Μακριος Σιμωνοπετρτης, ερομν. Νος Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Αθναι, 2008. Τ. 11: Ιολιος. Σ. 154. Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/469308.html

Соч.: Hoeschel D., ed. Nicolai Cabasilae Oratio contra feneratores. Augsburg, 1595; Ducaeus F., ed. Bibliotheca veterum Patrum, seu scriptorum ecclesiasticorum. P., 1624. Vol. 2. P. 200-273; Gass W. Beiträge zur kirchlichen Literatur und Dogmengeschichte des griechischen Mittelalters. Greifswald, 1849. Bd. 2: Die Mystik des Nikolaus Cabasilas vom Leben in Christo: Erste Ausg. und einleintende Darstellung; PG. 150. Col. 368-725, 728-749, 753-772; Ιωννου Θ., εροδιακ. Μνημεα γιολογικ. Βενετα, 1884. Σ. 67-114; Пападопуло-Керамевс А. И., изд. Сборник палестинской и сир. агиологии: Вып. 1//ППС. 1907. Т. 19. Вып. 3(57). С. 173-185, 193-208 (2-я паг.); Jugie M. Nicolas Cabasilas, Panégyriques inédits de Mathieu Cantacusène et d " Anne Paléologine//ИРАИК. 1911. Т. 15. С. 112-121; idem. Homélies Mariales byzantines: Textes grecs édités et traduits en latin. XII: Nicolas Cabasilas: Homélies sur la Nativite, l " Annonciation et la Dormition de la Sainte Vierge//PO. 1926. T. 19. Fasc. 3. P. 456-510; Guilland R. Le traité inédit «Sur l " usure» de Nicolas Cabasilas//Ες μνμην Σπ. Λμπρου. Αθναι, 1935. Σ. 274-277; Salaville S. Prière inédite de Nicolas Cabasilas à Jésus-Christ//EO. 1936. Vol. 35. N 181. P. 43-50; Δυοβουνιτης Κ. Νικολου Καβσιλα νκδοτον γκμιον ες τος τρες ερρχας//ΕΕΒΣ. 1938. Τ. 14. Σ. 157-162; Λαορδας Β. Νικολου Καβσιλα προσφνημα κα πιγρμματα ες γιον Δημτριον//Ibid. 1952. Τ. 22. Σ. 97-109; Enepekides P. Der Briefwechsel des Mystikers Nikolaos Kabasilas: Komment. Textausgabe//BZ. 1953. Bd. 46. S. 18-46; Garzya A. Un opuscule inédit de Nicolas Cabasilas//Byz. 1954. Vol. 24. P. 521-532; idem. Versi inediti di Nicola Cabasila//BollGrott. 1956. Vol. 10. P. 53-59; Loenertz R.-J., ed. Démétrius Cydonès: Correspondance. Vat., 1956. Vol. 1. P. 169-172. (ST; 186); Š ev enko I. Nicolas Cabasilas " «Anti-Zealot» Discourse: A Reinterpretation//DOP. 1957. Vol. 11. P. 79-171 [изд.: P. 126-141]; Nicolas Cabasilas. Explication de la divine liturgie/Trad., not.

http://pravenc.ru/text/2566110.html

Иоанну Златоусту и отсутствуют в PG), «Σμερον γγελικ παρατξει» (Днесь ангельскому строю; приписывается свт. Григорию Неокесарийскому; опубликовано Минем как Spuria: PG. 10. Col. 1145ff.), «Αγαπητο, οτως στν τ μυστριον» (Возлюбленные, сице есть таинство; приписывается свт. Проклу К-польскому; опубликовано Минем как Spuria: PG. 65. Col. 705ff.). В PG также опубликованы проповеди, приписываемые свт. Афанасию Великому («Τος θεους εροκρυκας» (Божественных священнопроповедников - PG. 28. Col. 917ff.)) и свт. Иоанну Златоусту («Βασιλικν μυστηρων ορτν ορτσωμεν σμερον» (Царских таинств праздник сегодня празднуем - PG. 60. Col. 755ff.)), обе отмеченные как spuria. Авторство всех этих творений (кроме, видимо, слова свт. Андрея Критского) небесспорно; скорее всего они написаны позднее времени жизни тех авторов, чьи имена носят (что подтверждается приведенным выше свидетельством еп. Авраама Ефесского (VI в.), а также тем, что имя свт. Иоанна Златоуста носят мн. учительные тексты, имевшие литургическую функцию). Слова на Б. писали и более поздние авторы, напр. свт. Софроний Иерусалимский (PG. 87γ. Col. 3217ff.); свт. Герман, Патриарх К-польский, чья проповедь «На Благовещение» (BHG. 1145; PG. 98. Col. 321ff.) содержит 2 диалога Пресв. Марии с архангелом и с прав. Иосифом, оба с алфавитным акростихом ( Каждан. С. 91-93); прп. Феодор Студит (PG. 99. Col. 592ff.); свт. Григорий Палама (PG. 151. Col. 165ff.); свт. Николай Кавасила (PO. Vol. 19, fasc. 3. P. 488ff.); Московский свт. Филарет (Дроздов) (к-рый сравнивает слова Марии «да будет Мне по глаголу твоему» со словами Творца «да будет» (Быт 1. 3 сл.), так что «слово твари низводит в мир Творца» - Слово 23//Творения. М., 1874. Т. 2. С. 64-70) и мн. др. Существенный элемент святоотеческих творений, посвященных событию Б.,- его догматический аспект. Во всех словах на Б. подчеркивается, что основное событие Б.- свершаемое воплощение Сына Божия; прп. Феодор Студит даже называет Б. не Богородичным, а Господским праздником.

http://pravenc.ru/text/149269.html

143 Probst F. Liturgie des 4. Jahrhunderts. S. 21, 54, 131; LEW. Appendices; Hanssens I. M. Institutiones. III. P. 279282. Брайтмен считает, что существует два убедительных свидетельства о существованни шествия приношения верных на Востоке: указание на приношение императора Валента, которое мы рассмотрим дальше, и толкование Кирилла Иерусалимского In Zachariam 116 (PG 72, 273; ср. LEW. P. 508, 610). Ханссенс отвергает оба свидетельства (S. 280281). Бишоп также выступает против свидетельств, на которые опирается Брайтмен (Ср. Appendix to Narsai. P. 114117), и возражение Дикса против аргументации Бишопа неубедительно (ср. Dix. P. 123, прим.3). Что касается египетских свидетельств, то для византийского Востока они совершенно неуместны. 144 Hanssens I. M. Institutiones III. P. 280. Эту ошибку делает, например, Брайтмен в Appendices LEW. 145 Ср. Дидахе, 13; Апостольское предание, гл. 5, 6, 28 (см. также Арабские каноны Ипполита, кан. 36, (Les canons d´Hippolyte/Coquin (ed.)//PO. Vol. 31. Fasc. 2. Paris, 1966. P. 409411); Дидаскалия II, 27, 3; 34, 5. 6; IV, 69, etc. (Funk. I. P. 106, 118, 224 ff); Апост. пост. VIII, 40 (Funk I. P. 548550); Апост. прав. 3 и 4 (Apost. Const. VIII, 47, Funk I. P. 564); Ex Constitutionibus Capitula 13 (Funk II. P. 138); Lex Canonica SS. Apostolorum, canon 16 (Funk II. P. 152). См. также Beveregius W. Codex Conc. Ecclesiae Primitivae. London, 1678; De primitiis offerendis. P. 185–192 (Апост. прав. 3, 6); Трулльский собор (692 г.), правило 28, Mansi 11, 956. По этому воопросу в целом, см. Taft R. Offertory. P. 104106. 147 Юнгманн (Jungmann J. A. Missarum Sollemnia, II. P. 4) рассматривает эти вопросы последовательно, а на стр. 4 в прим.10 путает доказательства. Брайтман (LEW. Appendices), Шнайдер (Schneider A. M. Liturgie und Kirchenbau. S. 51) и другие смешивают два понятия. 150 Кажется, что место, где записывались имена приносящих, находилось отдельно от ризницы. См. следущее прим. 151 Commemorationis causa aedificetur locus, in quo considens sacerdos cum protodiacono et lectoribus inscribat nomina eorum, qui offerunt oblationes (qurbne), vel pro quibus ii obtulerunt, ut, cum ab episcopo sacra offeruntur, lector vel protodiaconus nominet illoa in commemoratione, quam pro illis sacerdotes coetusque supplicantes faciunt... Locus presbyterorum sit intra velum prope locum commemorationis [для поминовений пусть будет возведено место, где священник и протодиакон записывали бы имена тех, кто приносит предложение, или тех, за кого они его приносят, чтобы в то время, когда епископ приносит жертву, чтец или протодиакон их называл, и за них молились священники и миряне... Место пресвитеров – за завесой около места для поминовений]». (I, 19/Rahmani. P. 2425).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Н. происходил из сел. Айн-Дулба близ Маалта в пров. Бет-Нухадра (ныне мухафаза Дахук, Ирак) на территории державы Сасанидов ( Barhadb. Hist. eccl. P. 590). Точное время его рождения неизвестно. Ряд исследователей, некритически принимая сообщение Бар-Хадбшаббы Арбайи, согласно к-рому Н. возглавлял богословскую школу в Нисибине (ныне Нусайбин, Турция) в течение 40 лет, а скончался в возрасте 103 лет, датировали его рождение 399 г. (см., напр.: Ortiz de Urbina. 19652. P. 115). Во многом данная т. зр. опирается на авторитет издателя «Истории...» архиеп. Аддая Шера (PO. T. 9. Fasc. 5. P. 615. Not. 3). Однако информация Бар-Хадбшаббы в этом отношении едва ли может считаться достоверной (подробнее см.: V öö bus. 1965. P. 118-121). Во-первых, поскольку продолжительность пребывания Н. в должности главы Нисибинской школы значительно различается в источниках и имеет тенденцию к увеличению (авторы говорят о 30 ( Rabban Sourin. 1908. P. 400), 45 ( Barhadb. Halw. Caus. P. 386) и даже о 50 ( Greg. bar Hebr. Chron. eccl. Vol. 3. Col. 77) годах), едва ли существуют достаточные основания предпочитать к.-л. из этих чисел. Во-вторых, Бар-Хадбшабба Арбайя сообщает о том, что с 7 до 16 лет Н. посещал школу в родном селении. Согласно «Истории...», вскоре после того как Н. завершил предварительный курс изучения Псалтири, к-рый он освоил за 9 месяцев, жрецы зороастризма начали гонение против школы, в результате чего учитель увел всех учеников в горы Загроса, где они имели возможность укрыться от опасности и завершить курс образования ( Barhadb. Hist. eccl. P. 590-595). В случае принятия хронологических данных Бар-Хадбшаббы необходимо будет признать, что эти события имели место примерно между 407 и 415 гг., т. е. при иран. шаханшахе Йездигерде I (399-420). Однако сведения о гонениях, приведенные в «Истории...» Бар-Хадбшаббы Арбайи, не согласуются с данными о благоприятном отношении шаханшаха к христианам на протяжении большей части его правления, в т. ч. между 407 и 415 гг. Йездигерд I изменил религиозную политику лишь незадолго до смерти, что привело к возобновлению преследований (известны случаи мученичества). Репрессии, важную роль в организации к-рых сыграл глава зороастрийских жрецов Михр-Шапур, продолжались и в течение 2 первых лет правления сына Йездигерда Вахрама V (420-438). Т. о., в повествовании Бар-Хадбшаббы Арбайи речь, по всей видимости, идет о преследованиях христиан в 420-422 гг. Следующая волна жестоких гонений, инициированных Йездигердом II (438/9-457), несомненно, имела место после описываемых событий ( V öö bus. 1965. P. 57-58; подробнее см. в ст. Гонения на христиан в доисламском Иране ). Сказанное выше позволяет отнести рождение Н. к нач. 10-х гг. V в.

http://pravenc.ru/text/2564704.html

11 О религиозном календаре римской Империи Feriale Duranum и многочисленных праздниках предписанных им см. R.O. FINK, A.S. HONEY, W.F. SNYDER. The Feriale Duranum . New Haven. 1940. 12 Перевод автора, цит. по: TERTULLIEN, De Corona , 11,4; Quinti Septimi Florentis Tertulliani Opera, Opera Montanistica. CCL 2. Turnhout. 1954. P. 1056. 13 Перевод автора, цит. по: TERTULLIEN, De Corona , 11,2; 14 Перевод автора. Цит. по: JUSTIN. Dialogue avec Tryphon , 110,3, ed. et trad. G. ARCHAMBLAULT, Paris. 1909. Pp. 164–166. 15 Св. ИППОЛИТ РИМСКИЙ . Апостольское предание. 16,9. 16 Les Canons d’Hippolyte. ed. R.G. COQUIN, PO 31, fasc. 2, Paris. 1966. P. 367. 17 Ibid., p. 369. 18 Les Constitutions Apostoliques, VIII,32,10, ed. et trad. M. METZGER. Paris. 1987. Pp. 238–239. 19 См. по этой теме работу греческого ученого Феодоракопулоса «Святой или солдат?»: I. THEODORAKOPOULOS. Saint ou soldat ? La saintete et la guerre a l’epoque byzantin (premiere moitie du IV siecle-deuxieme moitie du XI siecle), doctorat de l’Universite de Paris IPantheon-Sorbonne. 2005. 20 SULPICE SEVERE. Vie de saint Martin , 3,6. Ed. et trad. J. FONTAINE. Paris. 1967. P. 258. 21 Ibid. Pp. 258–259. 22 Ibid. Pp. 260–261. 23 EUSEBE DE CESAREE. La theologie politique de l’Empire chretien. Louange de Consta ntin ( Triakontaeterikos ), introd., trad., originale et notes P. MARAVAL. Paris. 2000. P. 123. 24 Св. АФАНАСИЙ ВЕЛИКИЙ . Послание к Аммуну монаху . Перевод автора, цит. по: Lettre d’Athanas a Ammoun, ed. G.A. RHALLES et M. POTLES, Syntagma ton theion kanonon … t. IV, Athenes. 1854. P. 133. 25 Перевод автора. Цит. по: Sancti Ambrosii Opera. De Fide. Pars Octava. II,16, 141–143, SCEL 78, (Ad Gratianum Augustum). Vindobonae. 1962. Pp. 106–107. 26 ZOSIME . Histoire Nouvelle , edit. et trad. Francois Paschoud. Vol. IV,36. Paris. 1989. 27 Concile d’Arles. Epistula ad Silvestrum , c.3, ed. et trad. J. GAUDEMENT. Conciles gaulois du IV siecle. Paris. 1977. Pp. 44–45. 28 См. KOLIA-DERMITZAKI. The Byzantine «Holy War». The Idea and Propogation of Religious War in Byzantine .

http://azbyka.ru/otluchit-ili-proslavit

источникам//БВ. 1909. 2. С. 308). Подобные конфликты могли иметь локальный характер и скорее всего были связаны с частными дисциплинарными проблемами. Неоднозначен вопрос об отношении монахов к принятию священного сана. Как указывают агиографические источники, иноки старались избегать принятия сана (см., напр.: Palladius. Hist. Laus. XI). Но в последних исследованиях сделано предположение о том, что стремление стать членом клира было сильно и в раннем монашестве и известные подвижники вынуждены были его сдерживать (см.: Wipszycka E. Les clercs dans les communautés monastiques d " Égypt//J. of Juristic Papyrology. 1996. Vol. 26. P. 135-166). Впосл., особенно в VI-VII вв., число представителей монашества в составе клира заметно увеличилось. Ист.: Priscus Panites. Historia Byzantina//FHG. P., 1870. Vol. 5. Pt. 1; La Chronique de Jean, évêque de Nikiou/Ed. H. Zotenberg. P., 1883; Monuments pour servir à l " histoire de l " Égypte chrétienne au IV siècle: Histoire de St. Pachôme et de ses communautés/Publ. par E. Amelineau//Annales de Musée Giumet. P., 1889. Vol. 17; The Canons of Athanasius of Alexandria/Ed. W. E. Crum, W. Riedel. L., 1904; Sinuthii archimandritae vita et opera omnia/Ed. I. Leipoldt//CSCO. Vol. 41. Copt. 2. P., 1906. Louvain, 1951r; Vie d " Isaac, patriarche d " Alexandrie de 686 à 689/Ed. E. Porcher//PO. T. 11, fasc. 3 (N 54). P., 1915; S. Pachomii vitae sahidice scriptae/Ed. L. Th. Lefort//CSCO. T. 99-100. Copt. 9-10. P., 1933-1934. Louvain, 1952r. Лит.: Maspero J. Organisation militaire de l " Égypte Byzantine. P., 1912; Bell H. I. The Byzantine Servile State in Egypt//JEA. 1917. Vol. 4. P. 86-106; Barison P. Ricerche sui monasteri dell " Egitto bizantino ed arabo secondo i documenti dei papiri greci//Aegyptus. 1938. Vol. 18. P. 29-148; Antonini L. Le chiese christiane nell " Egitto dal IV al XI secolo i documenti dei papiri greci//Ibid. 1940. Vol. 20. P. 129-208; Винкельман Ф. Некоторые замечания к оценке роли монофиситства в Египте в послеюстиниановскую эпоху//ВВ.

http://pravenc.ru/text/372678.html

556-561, 648; Le Calendrier d " Abou " l-Baraka  t/Éd., trad. E. Tisserant//PO. 1913. T. 10. Fasc. 3. P. 258, 273; Discourse on St. Michael the Archangel by Timothy, Archbishop of Alexandria//Miscellaneous Coptic Texts in the Dialect of Upper Egypt/Ed., transl. E. A. W. Budge. L., 1915. P. 512-525 [копт. текст], 1021-1033 [англ. пер.]; The Encomium of Theodosius, Archbishop of Alexandria, on St. Archangel Michael//Ibid. P. 321-431 [копт. текст], 893-947 [англ. пер.]; Homélie copte inédite sur S. Michel et le Bon Larron, attribuée à S. Jean Chrysostome/Ed., transl. J. Simon//Orientalia. N. S. R., 1934. Vol. 3. P. 217-242; Еланская А. И. Неизданная коптская рукопись из собр. ГПБ им. М. Е. Салтыкова-Щедрина (копт. нов. сер. 15-21)// ППС. 1962. Вып. 9(72). С. 43-66; Die Bücher der Einsetzung der Erzengel Michael und Gabriel/Hrsg. C. D. G. Müller. Louvain, 1962. 2 Bde. (CSCO; 225-226. Copt.; 31-32); Lafontaine G. Un éloge copte de Saint Michel attribué à Macaire de Tkow//Le Muséon. Louvain, 1979. Vol. 92. P. 301-320; Homiletica from the Pierpont Morgan Library: Seven Coptic Homilies, Attributed to Basil the Great, John Chrysostom and Euodius of Rome/Ed., transl. D. Brakke e. a. Louvain, 1991. 2 vol. (CSCO; 524-525. Copt.; 43-44); Крачковский И. Ю. Труды по истории и филологии христ. Востока/Сост.: А. А. Долинина и др. М., 2015. С. 66-81. Лит.: Amélineau E. Le christianisme chez les anciens Coptes//RHR. 1886. Vol. 14. P. 308-345; 1887. Vol. 15. P. 52-87; Болотов В. В. Михайлов день: Почему собор св. архистратига Михаила совершается 8 ноября?//ХЧ. 1892. 11/12. С. 593-644; Lefebvre G. Recueil des inscriptions grecques-chrétiennes d " Égypte. Le Caire, 1907. P. 11; Müller C. D. G. Die Engellehre der koptischen Kirche: Untersuch. zur Geschichte der christlichen Frömmigkeit in Ägypten. Wiesbaden, 1959; Esbroeck M., van. Michael the Archangel, Saint//CoptE. Vol. 5. Р. 1616-1620; Zanetti U. Fêtes des anges dans les calendriers et synaxaires orientaux//Culto e insediamenti micaelici nell " Italia meridionale fra tarda antichità e medioevo: Atti del conv. intern., Monte Sant " Angelo 18-21 nov. 1992. Bari, 1994. P. 323-349; Papaconstantinou A. Le culte des saints en Égypte des Byzantins aux Abbassides: L " apport des inscriptions et des papyrus grecs et coptes. P., 2001. Р. 154-159, 261; Youssef Y. N. The Archangel Michael and the Patriarchs in Exile in the Coptic Tradition//Actes du 8ème congrès intern. d " études coptes, 2004. P., 2007. P. 645-656; Moawad S. Exegese des Makarios von Tko  ou über den Erzengel Michael//Le Muséon. 2009. Vol. 122. P. 11-26; idem. Untersuchungen zum Panegyrikos auf Makarios von Tko  ou und zu seiner Überlieferung. Wiesbaden, 2010. Л. Р. Франгулян Базилика Сан-Микеле-Маджоре в Павии. XI-XII вв.

http://pravenc.ru/text/2563460.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010