Колокольня при ярославском Спасопробоинском обыденном храме каменная трехъярусная, вышиною около 25 саженей, увенчанная главою и крестом железными, позолоченными и со всех сторон обставленная колоннами, устроена в 1831–1832 годах. В числе семи колоколов самый большой имеет весу 142 пуда 37 фунт[ов]. И вылит в 1835 году при протоиерее Иосифе и церковном старосте Чулошникове, второй 60 пуд[ов] 35 фунтов], третий 24 пуда фунтов], четвертый 7 пуд, пятый 4 пуда, шестой 1 пуд 24 фунт[а] и седьмой 1 пуд 20 фунтов 311 . Каменная колокольня Казанской обители города Ярославля, устроенная в одной линии с теплым храмом и оградою монастыря, состоит из четырех ярусов; в нижнем находятся святые врата, а в третьем повешены колокола, числом десять, из которых самый большой в 325 пудов весу 312 . Около собора в селе Микулино-Городище, Тверской губернии, стояла русская шестигранная колокольня, крытая тесом в чешую, на этой колокольне висело семь колоколов и железное било. На колокольне упраздненного Сновидского монастыря, в шести верстах от Владимира на Клязьме, замечательны колокола со следующими надписями: «Лета 7149 (1641) году выменен сей колокол во Володимирском уезде в монастырь Сновицкой Благовещенье Пресвятыя Богородицы при игумене Евфимии а заделать дал старец Макарий три рубля». На другом читаем: «Лета 7169 (1661) приложил в долг Благовещения Пресвятыя Богородицы в Сновидский монастырь колокол Иван Федоров Соболев». Колокольня Сатисо-Градо-Саровской пустыни – здание огромнейшее, новейшей архитектуры, в 38 сажень высоты. Она имеет вид четырехэтажного столпа и стоит в середине двух братских корпусов, со стороны западной. В первом этаже колокольни – Св. врата. В третьем и четвертом – колокола, числом 18-ть; первый из них весит 1200 пудов; 2-й – 555 п[удов]; 3-й – 355 пудов]; 4-й – 213 [пудов]; 5-й – 137 пудов]; 6-й – 86 пудов; прочие меньшего размера, а всего весу с мелкими 2684 п[уда]. В средине купола устроены боевые часы с четвертями. Не излишне заметить, что звон Саровской пустыни отличается особенным благозвучием, которое возбуждает в душе глубокие, таинственные мысли. Кто посещал эту обитель и слышал согласный звон колоколов ее в дни праздничные, тот не потребует в сем уверения 313 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В 1888 г. Цветаев пригласил художника Федора Ивановича Реймана (1842–1920), жившего в Риме, выполнить серию копий живописи катакомб. В течение 11 лет художник выполнил 117 копий росписей катакомб св. Домициллы, свв. Петра и Марцеллина, св. Присциллы (греческая часовня), Сан Претестато, Сан Каллисто, Coemeterium Maius, частного дома богатого римлянина Паммахия с живописью на языческие и христианские сюжеты, открытого под церковью свв. Иоанна и Павла, и др. 2682 Эти копии отличались исключительной точностью, потому что художник действительно делал их с натуры, многие месяцы проведя в холодных, сырых и темных подземельях. Обыкновенно же художники-копиисты делали в катакомбе графический рисунок с указанием цветов, а раскрашивали дома, по памяти. Коллекция копий Реймана демонстрировалась публике в 1890 г., на VIII археологическом съезде в Москве, где Цветаев сделал доклад о римской христианской археологии 2683 , и на церемонии закладки Музея изобразительных искусств 7 августа 1898 г. Цветаев планировал создать в Музее копию типичной кубикулы катакомбы с живописью. К сожалению, подвижнический труд Реймана не нашел отражения в музейных экспозициях. Только в постсоветскую эпоху, в 1996 г., в Государственном музее изобразительных искусств им. A.C. Пушкина была устроена выставка этих копий. Московская Дума предоставила для строительства музея великолепный участок близ Кремля, здание было построено в неоклассическом стиле по проекту архитектора академика Романа Ивановича Клейна (1858–1924), который работал и над оформлением интерьеров. В 1911 г. крупная египетская коллекция (свыше 6000 предметов), собранная выдающимся египтологом Владимиром Семеновичем Голенищевым (1856–1947), была приобретена правительством специально для Музея. В этой коллекции большой раздел составляют коптские бронзы, ткани, рельефы, надписи (244 предмета) 2684 . В 1911 г. Цветаева назначили директором Музея, торжественное открытие которого состоялось 31 мая 1912 г. 2685 Вскоре Иван Владимирович скончался. В истории русской культуры его имя неотделимо от Музея; оно широко известно и потому, что его дочь, выдающийся поэт Марина Ивановна Цветаева (1890–1941), опубликовала свои воспоминания о создании Музея 2686 . 5. Церковная археология

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кроме сочинения Ландульфа Старшего он содержится лишь в «Новом Берольде» Иоанна Боффы (сост. во 2-й пол. XIII в.). Сообщая о Е., Иоанн Боффа ссылался непосредственно на архиеп. Фому. О Соборе в Риме, проходившем во время понтификата Адриана I и занимавшемся вопросом сохранения амвросианского обряда, сведений нет. Однако в основе легенды лежит реально проводившаяся в Галлии реформа богослужения, пик к-рой пришелся на правление Карла Великого, видевшего в унификации обряда залог единства Церкви. Унификация происходила по рим. образцу. Возможно, что франк. правитель попытался провести подобную реформу и в Италии, после ликвидации Лангобардского королевства. Но истинной подоплекой легенды являются отношения между Римом и Миланом в XI в., когда амвросианский обряд действительно стал подвергаться серьезной романизации. Почитание Е. в Милане имеет раннее происхождение. Если ссылка Ландульфа на сочинение архиеп. Фомы достоверна, то между кончиной Е. и открытием его мощей прошло не много времени. Е. преставился после 774 г., когда Карл Великий вторгся в Италию и осадил в Папии кор. лангобардов Дезидерия. Пасху этого года Карл отпраздновал уже в Риме. Возможно, спустя нек-рое время был созван Собор, на к-ром обсуждались вопросы, связанные с амвросианским обрядом. О рим. Соборах этого периода известно только из посланий папы Адриана I, гл. обр. к Карлу Великому, в к-рых понтифик сообщал лишь то, что считал важным для правителя франков. Е. почитался как святой уже при архиеп. Фоме. В кон. VIII в. неким герм. паломником были сделаны вставки в итинерарий «Notitia ecclasiarum urbis Romae» (Указание церквей города Рима). В разделе, касающемся святынь Медиолана, в ц. св. Евсторгия упоминаются мощи святых Евсторгия, Магна и Евгения. Последний святой назван не епископом, а преподобным. Это обстоятельство породило предположение, что Е. был не иноземным епископом, скончавшимся в Медиолане, а местным монахом, возможно настоятелем одного из мон-рей (BHL, N 2684). Однако никаких данных, подтверждающих эту теорию, нет.

http://pravenc.ru/text/186923.html

Есть свидетельство, что обращению руссов предшествовало посольство с их стороны, просившее о крещении 2683 . К сожалению, более подробных и точных сведений о крещении руссов не имеется. Показание о том же событии, принадлежащее Константину Порфирогенету, не имеет ничего общего с свидетельством Фотия. Оно таково. В отделе о миссионерских трудах Василия Македонянина 2684 , рассказав о малоуспешном обращении евреев (их склоняли к христианству угрозами, дарами, понижением налогов и т.д.) и об укреплении (отчасти мерами того же характера) в христианстве болгар, крещенных ранее, Константин продолжает: „И народ россов, воинственнейший и безбожнейший, посредством щедрых раздач золота, серебра и шелковых одежд, он (Василий) привлек к переговорам и, заключив с ними мирный договор, убедил (их) сделаться участниками спасительного крещения и расположил принять архиепископа, получившего рукоположение от патриар- —146— ха Игнатия. Он (архиепископ), прибыв в страну названного народа, был принят им благосклонно по следующему поводу. Князь этого племени, созвав собрание подданных и председательствуя с окружавшими его старцами, которые, по причине долгой привычки, более других были привержены суеверию, и рассуждая о своей и христианской вере, приглашает недавно прибывшего к ним архиерея и спрашивает, что намерен он им возвестить и чему их научить“. Архиерей предложил им евангелие и рассказал о некоторых чудесах Нового и Ветхого Завета. Россы заявили, что они не поверят ему, если не увидят сами что-либо подобное, и особенно чудо с тремя отроками в пещи. Помня слова Христа о просящих во имя Его ( Ин.14:14:12 ), архиепископ ответил: „хотя и не должно искушать Бога, однако если вы от всего сердца решили приступить к Нему, просите, чего хотите, и Бог непременно сделает это по вере вашей, хотя мы грешны и ничтожны“. Варвары потребовали, чтобы было брошено в огонь евангелие. Помолившись, архиепископ сделал это, и по прошествии достаточного времени, евангелие было вынуто из потухшей печи и оказалось неповрежденным. „Увидев это, варвары, пораженные величием чуда, без колебаний начали креститься“ 2685 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

231об.) того повелваетъ 2681 преосвященный 2682 соборъ конечне 2683 от всякаго владния 2684 святителскаго отставить 2685 И не написали 2686 собору 2687 предания 2688 18–го 2689 то в себ содержаще 2690 : «Естьли который епископъ без вины будетъ 2691 низложенъ насилствомъ, или чрез умъ како 2692 , или для 2693 исповдания соборной церкви, или 2694 самой правды и неправду понести понужденъ будетъ, той 2695 яко истинный и безвинный 2696 въ 2697 иномъ град пребывати можеть чрез толико время, Дóндеже возвратится 2698 возможеть 2699 , [и обиды учиненой самъ удоволства не возметь] 2700 . А мы въ 2701 иныя узды 2702 и паствы не отходили 2703 по сие время, но в нашихъ, московскихъ, паствахъ 2704 живемъ, хотя недавно се есть великое гонение и жестокую грозу, от царскаго величества намъ общанную,//(л. 232) услышали есмы. Какъ намъ сказалъ по его, царскому, указу 2705 Матфеевичь Стрешневъ, околничей что царское величество не хочетъ терпть болши. мы пред царемъ никакой вины не знаем, опроче того, что пишемъ и говоримъ, постерегаючи 2706 неправды что святыя божия монастыри до болшаго убожества привелъ и церкви божии силною 2707 рукою своей разорилъ, разсердился противъ насъ, понеже то длать не годится. А онъ без нашего, архиерейскаго, благословения от святыхъ церквей и монастырей животы святыя и помстья отнимаетъ. И что ему оттуду прибыли, что без суда и повелния архиерейскаго 2708 ее 2709 под власть свою понуждает? И 2710 какъ самъ вижу 2711 , на Москв без архиерейскаго обрания 2712 епископы, архимандриты//(л. 232об.) по его велнию 2713 поставляются и по разсмотрению его посылаются. И какъ я сам 2714 вижю 2715 , что насъ самихъ и весь преосвященный собор ничейския 2716 люди судятъ, и называется 2717 тотъ судъ Монастырской приказъ. И 2718 которыхъ самыхъ от Святаго и Животворящаго Духа врученной 2719 намъ власти 2720 вяжем 2721 , тхъ царь уволняетъ 2722 и ни во что нашу связку 2723 и проклятие, почитаючи, велить ихъ розвязать 2724 , и сам с ними соединенъ 2725 на молитву приходитъ 2726 , преступаючи апостолскую 10–ю и 11–ю 2727 А что крутицкаго и Симеона Стрешнева 2728 , мужа думнаго, проклялъ есмь 2729 , и то 2730 не без 2731 причины 2732 учинил есмь 2733 , потому что перваго году отъзду нашего услышали есмы, что крутицкой митрополит, что 2734 233) отеческое ложе осквернилъ и опозорилъ.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Такова же и созерцательная деятельность у людей. Она ведь происходит без движения, потому что и созерцаемое – всегда одно и то же, и мысль созерцающего пребывает неизменной, так как всегда сосредоточивается на одном и том же» 2681 . Преп. Максим, который эксплицитно отвергает в 23-й Амбигве движение Бога, при этом признавая в других местах Его действие в творении, мог иметь в виду это место Немесия, либо сходное у Иоанна Филопона в трактате Κατ τν Πρκλου περ διτητος κσμου πιχειρημτων, где говорится, что Божество приводит в бытие все вещи по одной Своей воле, не нуждаясь ни в каком времени или промежутке, чтобы осуществить сущие вещи. Ибо действие само по себе не есть еще движение 2682 . Так что и преп. Максим, вслед за этими философами, но в рамках своей логологии, рассматривает в 23-й Амбигве Бога как Первопричину и творческий Ум, логосы Которого, сами не являясь движением, движут все тварное. При этом, хотя Преподобный, безусловно, позитивно смотрел на движение разумной твари, понимаемое как возрастание в добродетели, категория движения как таковая не является для него чем-то положительным сама по себе. В некоторых контекстах он говорит о движении как о непрерывной текучести космической материи, которая заслужила отрицательные эпитеты со стороны Исповедника. Так, все материальные предметы все время «убегают от нас» и имеют единственное постоянное определение свой природы в том, чтобы «истекать и не быть постоянными» 2683 . Однако, это отрицательное свойство, по его мысли, придано Богом материи для направления человеческого ума к вечному и непреходящему. Преподобный подразделяет движение на разные виды. Прежде всего, это два качественно отличных вида движения – чувственное и мысленное, свойственные соответственно мысленной и чувственной твари 2684 . Так, движение человеческой души признается не телесным, а умным 2685 . Даже самые бездушные части мира тоже подвластны движению, хотя и незаметному для человеческого глаза. Как чувственное, так и мысленное, движение делится на линейное, круговое и спиралевидное, а также на простое и композитное (сложное).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Не сумею вам описать наружное его устройство; но что делает это изобретение бессмертным – это легкость и неимоверная быстрота, с которой можно считать самые сложные цифры, кроме логарифмов. Говорят, что это новая таблица введена будет в употребление во всех школах и учебных заведениях. Имею честь быть Ваш Иван Платонов. 1829 г. 23 декабря С.–Петербург. 25. Любезнейший мой друг! Христос Воскресе! Поздравляю вас с великим днем Воскресения Христова и желаю вам провести этот торжественный празд- —447— ник в радости и веселии как телесном, так и душевном. Ибо я уверен, что вы имеете склонность ко всему божественному и духовному христианской религии и не принадлежите к числу тех, на души которых все торжества и церемонии церковные не имеют никакого действия, и которые остаются к ним вполне равнодушными и холодными. Полагаю, что мои ученицы 2683 уже осилили одна русскую историю, другая русскую грамматику, с ее ненавистными падежами, непостижимыми родами, таинственными спряжениями и всеми видоизменениями, наполняющими грамматику; или они теперь занимаются одним повторением пройденного. В каком бы я был восторге, узнав, что таблица умножения более не является в глазах Людмилы Павловны чем-то в роде еврейского языка. Вы спросите, как я себя чувствую? Отвечу: если вы прочли поведанное мною Александру Родионовичу 2684 , где вся моя жизнь описана, то положение мое и по сегодняшний день ни чуть не изменилось. Вот новость, волнующая умы петербургских жителей. В государственном совете поднят вопрос об уничтожении в России чинов, доселе отличающих одного от другого состоящих на службе. Я этим хочу сказать, что не будет ни статских, ни надворных, ни титулярных советников и т.д., но все должности и почетные степени будут занимаемы сообразно с достоинствами искателей какого-либо сана или места. Таков порядок в Англии, Франции и других цивилизованных странах Европы, где чины давно не существуют. Судите сами, полезно ли оно и благодетельно ли отзовется на Петербурге varii varia. Что касается меня, я смотрю на эту меру, как на очень важную и подходящую для внутреннего усовершенствования нашего отечества.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вот это Царство прославленных по подобию тела Его Господь и предаст Отцу. А после этого и Сам Христос покорится Покорившему Ему все, т. е. Его прославленное тело преобразится в новое состояние еще большей близости к Богу. «После покорения врагов покорится Покорившему Ему все, чтобы Бог был всяческая во всех, т, е. природа Отчего Божества соединится с природой воспринятого тела нашего. Потому будет Бог всяческая во всех, что по домостроительству Посредник Бога и человеков, имея в Себе все, свойственное плоти, получит все, свойственное Богу, чтобы быть Богом не отчасти, а Богом всецелым. Итак, не другая причина покорения, как та, чтобы Бог был всяческая во всех и чтобы в Нем ни в какой степени не оставалась природа земного тела, чтобы, прежде содержа в Себе двух, теперь был только Богом, не через отложение тела, а через перенесение путем покорения, не через уничтожение от ослабления, а через изменение от прославления, присвояя скорее человека Богу, чем теряя Бога через человека. Покорится же не для того, чтобы не существовать, но чтобы Бог был всяческая во всех, имея в таинстве покорения то, чтобы быть и пребывать тем, что не есть» 2684 . Из приведенных слов мы видим, что покорение Сына Отцу состоит в преобразовании уже прославленного тела Христа, в котором Он уже царствует до устранения всех соблазнов, в состояние еще большей близости к Божеству, в такое состояние, что в Нем исчезнет все земное, и Христос, Который в настоящее время есть Бог отчасти, тогда станет Богом всецело. Однако это будет не полным уничтожением или растворением в Боге человеческой природы Христа, а изменением Его образа в образ Бога. Что Иларий признает два момента в прославлении человечества Христа – один от воскресения и до устранения соблазнов и победы над смертью, другой – после этого, – видно и из отдельных выражений в следующих параграфах, и из нового обоснования той же мысли. Так, он пытается подтвердить свою мысль о двух моментах обожения человеческой природы Христа теми же словами из Евангелия Иоанна, которыми пользовался для доказательства прославления Его тела по воскресении ( Ин. 13:31–32 ), но в ином их толковании.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

Скачать epub pdf Ноябрь Ефрем Сирин, св. Толкование на послания св. апостола Павла: [Евр.2:16–10:38]/Предисл., пер. и примеч. Μ.Д. Муретова//Богословский вестник 1895. Т. 4. 11. С. 263–294 (1-я пагин.). (Продолжение.) —263— Семени Авраама, коему сказано: в Семени твоем благословятся все народы ( Быт.22:18 ). Евр.2:17 . Посему Он должен был во всем уподобиться братьям Своим, сынам Авраама, чтобы милостив был Он, как Моисей, который во образ Сына предавал себя за сынов народа своего ( Исх.32:31–32 ), –и чтобы был Он верен и спас все народы от смерти, как Аарон, который, будучи таинственным прообразом Его, отвратил смерть от сынов рода своего посредством кадильницы, с которою он стал против смерти ( Числ.16:48 ). Первосвященником же назвал Его не ради того, что сообщается нам посредством жертвоприношений, но по причине того, что в Нём дается нам духовно, то есть тем, чтобы Он был Очистителем нас чрез крещение (погружение), а не окропление. 2684 Евр.2:18 . Ибо в том, что соизволил Сам (претерпеть) страдания и искушения, то есть в чём искушен был по одинаковости природы Своей с нашею, в сем Он помогает и тем, кои страдают немощью плоти и подвергаются искушениям, – Он сможет помочь им, как знающий немощь плоти, – именно теперь, после того как восприял плоть. III Евр.3:1 . Отсюда, братья святые, возлюбленные, призвания участники, – не закона, данного на горе Синае, но призвания небесного, то есть обетования, данного Аврааму с неба, – уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, поскольку исповедание наше приносится Им (Богу) как первосвященником (жертва). —264— Евр.3:2 . И Он, Иисус Христос, верен был Тому, Кто первосвященником соделал (поставил) Его, не во Святом Святых, но во всём, что есть на небе и на земле, – (он верен был), как был верен Моисей во всём вхождении 2685 его во внутреннее Святое Святых ( Числ.12:7 ). Евр.3:3 . Однако ж из выражения: как Моисей не заключайте, что Он таков же, как Моисей: ибо слава Сего Первосвященника больше пред Моисеем (чем слава Моисея) на столько, на сколько большую честь имеет сравнительно с домом тот, кто устроил его.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

An equivalent custom existed in ancient Israelite circles as far back as Proverbs, 2673 and eventually became formalized under Jewish law. While we cannot determine the date at which some aspects of the custom of agency became law, the custom " s practice in other cultures suggests that the Jewish custom is older than the rabbinic sources which comment on it. Thus, for instance, both Roman and Jewish law recognized the function of proxies, or intermediary marriage-brokers, in betrothals. 2674 (This sort of custom occurs fairly commonly in societies where parents must negotiate the terms of marriage contracts.) 2675 While Jewish law did not require agents in betrothals, 2676 they were clearly common, 2677 and rules were created regulating their conduct. 2678 Agents were also used in divorce 2679 and business. 2680 Other evidence indicates that the practice was early. The language of agency appears in Qumran halakah. 2681 Eventually the Nasi sent «envoys» to the Diaspora, a practice attested in the church fathers and Roman law as well as rabbinic literature; 2682 but earlier texts attest the same practice of the high priest. 2683 2. The Jewish Agent as New Testament Background? In a detailed study of shaliach and its cognates, Κ. H. Rengstorf contended that the Christian «apostle» is a close adaptation of the Jewish institution of agency. 2684 Some of his OT data may reflect the custom. His use of rabbinic literature (especially dating it around the beginning of the Christian era) is questionable at points, but some of the evidence more strongly supports his position. Although many scholars follow Rengstorf in defining the mission of Jesus or NT «apostles» in terms of the Jewish institution of the shaliach, or agent, 2685 many others reject this background. 2686 The objections are, however, questionable. As we have pointed out above, the relevant Jewish evidence is early enough that date is not a valid criterion for rejection. Some arguments, such as the lack of a Hebrew equivalent for the adjectival cognate, 2687 are completely irrelevant to the existence of the concept of a «sent» or commissioned messenger in both Jewish and Greek cultures. Nor does Schmithal " s objection that the shaliach " s authorization is juristic rather than «religious» carry much weight. 2688 A better objection is that γγελος and πρεσβτης are more common equivalents than απστολος before 70 C.E., 2689 but early Christianity hardly limited its choice among synonyms to standard translations of the day. «Messiah» was rarely translated into Greek (by «Christ» or other designations); qahal could be rendered συναγωγ or κκλησα, but early Christians usually chose the latter, perhaps in part to distinguish themselves from the former. 2690

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010