представил в пользу необходимости своего ухода. Следовательно, решение Собора всецело зависело от него, и его ирония в данном случае непонятна. События на Соборе развивались с логическою последовательностью: Григорий Б., как неугодивший ни Востоку, ни Западу, и не мог ожидать, что Собор будет просить его остаться. 946 Биограф Григория Б., пресв. Григорий, именно отмечает эту черту. “Феодосий, – говорит он, – уважал Григория Б., но последний, почитая более ценную службу Богу, чем царю, редко бывал во дворце и вообще не старался снискать себе расположения сановников” (Migne s. gr. XXXV, p. 293). 949 Ibidem, ч. VI, стр. 71. Migne s. gr. t. 37. Ες πισκ ποις p. 1238. Судя по сочинениям Григория Б., последний все-таки сильно был огорчен неудачей, скорбел о потере своего дела. Ср. ч. VI, стр. 74–77. Migne s. gr. t. 37, p. 1028 sq, p. 1256 sq. 950 Сократ (V, 8) и Феодорит (V, 8) ограничиваются только краткими замечаниями об избрании Нектария. 952 Раушен (Op. cit. s. 101) называет рассказ Созомена легендарным, а Cavallera (Op. cit. p. 254) – прямо анекдотом. Вообще в нем мало вероятного. Напр., в выборе Нектария принимает участие Мелетий, давно умерший. Ср. Tillemont, Memoires t. IX, p. 1337; Broglie, Op. cit. VI, p. 446. 957 По всей вероятности протест был заявлен со стороны египетских епископов. Ср. Пр. Спасский, Op. cit. стр. 586; Гидулянов, Op. cit. стр. 539. 961 Наоборот, Феодорит (V, 8) передает, что в избрании Нектария Собор следовал инструкциям, данным Григорием Б., что маловероятно. Ср. Benoit. Op. cit. II, p. 185 пр. 1. 963 Созомен (VII, 10) приводит такой факт из жизни Нектария. Нектарий хотел рукоположить в диакона своего домашнего врача Мартирия, но тот отказался, сославшись на грехи молодости. Нектарий убеждал его такими доводами: “я ныне иерей, а не гораздо ли хуже провел прежнюю свою жизнь, как сам ты знаешь, – ты, столь часто услуживавший различным моим страстям”. 964 Socr. V, 8, cp. Theod. V, 8. Григорий Б. в первом своем отзыве о Нектарии (Твор., ч. VI, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

387 Ин говорит, что приговор был вынесен Христу “около шестого часа” (19,14). По нашему счету времени, это час пополудни (на Востоке сутки отсчитывали с вечера). Указание Ин большинство библеистов считает более точным, чем у Мк (15,25), где распятие отнесено к третьему часу ( Лк. 23:44 , по-видимому, повторяет хронологию Мк). В пользу Ин говорит то, что между утренним заседанием Синедриона и приговором должно было пройти по крайней мере несколько часов (см.: Соболевский С. Суд над Христом и распятие Его с точки зрения истории и археологии. – Ст, 1906, N 3, с.411 сл.; Розанов Н. Евангелие от Иоанна, – ТБ, СПб., 1912, с.487; Benoit P. The Passion and Resurrection of Jesus Christ. New York, 1970, p.175). 388 Евангелисты приводят надпись на кресте с незначительными вариациями. Возможно, что это связано с различиями в трех строках, написанных на еврейском, греческом и латинском языках. 389 То, что Мк говорит о Симоне как об “отце Александра и Руфа”, не объясняя, кто эти люди (15,21), указывает на знакомство с ними его читателей. По-видимому, Руф есть лицо, упомянутое ап.Павлом в числе членов одной из первохристианских общин (“приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и мать его и мою” – Рим. 16:13 ). По свидетельству Мф, Мк и Лк, Симон был родом из египетского города Кирены. Репатрианты из него имели в Иерусалиме собственную синагогу ( Деян. 6:9 ). Симон и другие свидетели распятия, несомненно, сохранили воспоминания о нем, которые вошли позднее в Евангелия. Характерно, что эти повествования составлены в строгих, сдержанных тонах и резко отличаются от тех народных легенд, где оплакивается гибель героя. По стилю они – почти хроника ( Мф. 27:31-56 ; Мк. 15:20-41 ; Лк. 23:26-49 ; Ин 19,16-30 ). 390 Место Голгофы в настоящее время почти не вызывает сомнений. Оно находилось за старой стеной у Эфраимских ворот. Там, по-видимому, был пустынный карьер для добывания камня. Голгофа рано стала местом почитания у христиан. Ее расположение не было забыто и после того, как в 30х годах II века император Адриан воздвиг там новые здания. Неподалеку находился и гроб Господень, над которым в IV веке соорудили храм Воскресения (см.: Вепоот A. Le Calvaire et le Sepulcre. – BTS, 1963, N 53).

http://azbyka.ru/syn-chelovecheskij/6

Сл. 2, 1, 7; SC 247, 86=1.23. 79 Сл. 2, 115, 9; SC 247, 236=1.64. 80 Тот же текст (с незначительными изменениями) в Сл. 20, 1, 5–13; SC 270, 56–58=1.298. 81 Сл. 2, 6, 1–5, 12; SC 247, 94–96=1.25. 82 Здесь и далее в нашей работе термин " " православные " " будет обозначать те богословские партии, которые в раннехристианскую эпоху и в период Вселенских Соборов, защищая традиционное учение Церкви, боролись с ересями. 83 Подробнее об арианстве см. Williams. Arius. См. также Grillmeier. Christ I, 219–248. 84 Подробнее о " " Никейской вере " " см. Grillmeier. Christ I, 264–273. 85 См. Флоровский. Восточные Отцы, 38–41. 86 Об аномействе (евномианстве) см. Cavalcanti. Studi; Sesboue. Apologie. См. также Eunomius. Extant Works. 87 Подробнее о богословских воззрениях омиусиан см. Lцhr. Homoiousian Church Party, 87–100. 88 О Евсевии Эмесском (ок. 300–ок. 359) см. Grillmeyer. Christ I, 303–308. 89 Его не следует путать с другим Евсевием, преемником которого на Кесарийской кафедре стал Василий Великий. 90 О Евсевии (ок. 260–339) см. Grillmeyer. Christ I, 167–190. 91 Так называемая 4–я Сирмийская формула. 92 Об этом Соборе см. Василий Великий. Против Евномия 1, 2. Ср. Simonetti. Crisi, 338–347. 93 Ср. Cavalcanti. Studi, 24. В частности, Евномий возражал против подобия " " по сущности " " : см. Апология 24. 94 Ср. Pelikan. Emergence, 212. 95 Подробнее об этом см. в разделе " " Святой Дух " " главы III настоящей работы. 96 Подробнее об Аполлинарии см. Lietzmann. Apollinaris; Grillmeier. Christ I, 329–340. См. также Prestige. Fathers, 94–119. 97 См. Bowersock. Julian, 83. 98 Цит. по Успенский. История, 86–87. 99 См. Browning. Julian, 172. 100 Написанных, впрочем, уже после кончины самодержца. 101 Т. е. против искупительной смерти Христа с разрушением христианства. 102 Сл. 4, 68; SC 309, 176–178=1.91. 103 Сл. 18, 32; PG 35, 1025=1.281. 104 Сл. 18, 34; PG 35, 1029=1.283. 105 Речь идет о формуле Антиохийского Собора 363 г.: см. Bernardi. SC 309, 32. 106 Некоторые исследователи (см. Tillemont. Memoires, t.9, 347; Ullmann. Gregorius, 58ff.) предполагают, что Григорий–старший подписался под 4–й Сирмийской формулой (омийской) и что это произошло в царствование Констанция в 360 г., когда данную формулу подписывали повсюду. В таком случае схизма должна была длиться около пяти лет (см. Hauser-Meury. Prosopographie, 88–89). Однако Григорий впервые упоминает об этой схизме в Слове 4–м, написанном в 364 г., причем говорит о ней как о событии, случившемся совсем недавно (см. Сл. 4, 10, 1–13; SC 309, 100=1.68–69). Упоминаний о схизме нет в Словах 1, 2 и 3, относящихся к началу священства Григория–младшего. Следовательно, наиболее вероятной датой подписания символа Григорием–старшим следует все же считать 363 г.: см. Benoit. Gregoire, 182–183; Calvet-Sebasti. SC 405, 30–31. 107

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Ранняя форма последнего - Коллектарий - содержала только инципиты А. При переходе к полной форме Бревиария, содержавшей полный текст А., количество их вариантов было сокращено. Ограниченное использование А., характерное для ранней рим. традиции, наблюдается и в реформированном Бревиарии Иннокентия III (нач. XIII в.). Ист.: Aristotelis Opera/Ed. I. Bekker. B., 1831. 1960r. Vol. 2. P. 918-921; Theonis Smyrnaei Expositio rerum mathematicarum/Ed. E. Hiller. Lpz., 1878. P. 48; Gregorius Nazianzenus. Carmina//PG. 37. Col. 513, 747, 1260,1388 (рус. пер.: Григорий Богослов, свт. Собр. творений. Серг. П., 1994р. Т. 2. С. 83, 195, 383); Сократ. Церк. ист. С. 250-251; Феодорит. Церк. ист. С. 105-106; Asterius Sophista. Commentarii in Psalmos quae supersunt/Ed. M. Richard. Oslo, 1956. P. 3-245; Palladius. Hist. Laus. (Bartelink). P. 241 (рус. пер.: Палладий. Лавсаик. С. 150); Созомен. Церк. ист. С. 563; Joannes Chrysostomus. Prooemia in Psalmos//PG. 55. Col. 533 (рус. пер.: Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 5. Кн. 2. С. 595-596); Nicetas Choniata. Thesaurus fidei. 5. 30//PG. 139. Col. 1390; Герман, свт. Сказание. С. 56-59; СДЛ. Вып. 2. С. 58-59; Borgia N. Il commentario liturgico di s. Germano Patriarca Constantinopolitano e la versione latina di Anastasio Bibliotecario. Grottaferrata, 1912; Дмитриевский А. Богослужение Страстной и Пасхальной седмиц во св. Иерусалиме IX-X вв. Каз., 1894; Николай Кавасила. Изъяснение. С. 16-17; Simeon Thessalonicensis. De sacra precatione//PG. 155. Col. 556, 624-649 (рус. пер.: Симеон Солунский. Соч. С. 404, 472-499); Ordo monasterii// De Brune D. La premiere regle de s. Benoit//RBen. 1930. T. 42. P. 318-319; Устав прп. Венедикта//Древние иноческие уставы. С. 610-611, 613-616, 619, 630-632, 645; Isidorus Hispalensis. De ecclesiasticis officiis//PL. 83. Col. 737-738; Niceta di Remesiana. Catechesi preparatorie al battesimo/Trad. di C. Ricci. R., 1985. P. 238-241; Corpus Antiphonalium Officii. R., 1968. Vol. 3: Invitatoria et antiphonae/Ed. R.-J. Hesbert; Antiphonale Monasticum pro diurnis horis. Tournai, 1934; Antiphonale Sacrosanctae Romanae ecclesiae pro diurnis horis. Tournai, 1924; Antiphonarium Eremi Beatae Virginis Mariae ad Laudes et Vesperas/Ed. R. Bannwart. Einsiedeln, 1987; Paléographie musicale. Tournai, 1922-1925. Vol. 12: Antiphonaire monastique (XIII siècle): Le codex F. 160 de la Bibl. de la cathedrale de Worcester; Нотный сб. православного русского пения. Лондон, 1962. Т. 1: Божественная литургия; Щепкина М. Б. Миниатюры Хлудовской Псалтири. М., 1977; Антифоны на литургии: Изобразительные, праздничные, вседневные/Сост. Е. С. Кустовский. М., 1998.

http://pravenc.ru/text/115824.html

1920. Vol. 1. P. 3-36; idem. Scritti di erudizione e di filologia. R., 1952. Vol. 1: Filologia e patristica. P. 101-102, 110-111; Ternant P. La «Theoria» d " Antioche dans le cadre des sens de l " Ecriture//Biblica. 1953. Vol. 34. P. 135-158, 354-383, 456-486; Cambridge History of the Bible: In 3 vol. Camb., 1970. Vol. 1; Quasten. Patrology. Vol. 3; Benoit A., Prigent P. La Biblia et les Pères: Colloque de Strasbourg (1-3 oct. 1969). P., 1971; Sch ä ublin C. Untersuchungen zu Methode und Herkunft der antiochenischen Exegese. Köln, 1974; Margerie B., de. Introd. à l " histoire de l " Exégèse. P., 1980-1990. 4 vol.; Trigg J. W. Origen: The Bible and Philosophy in the 3d-cent. Church. Atlanta, 1983; Biblical Interpretation in the Early Church/Ed. K. Froehlich. Phil., 1985; Zaharopoulos D. Z. Theodore Mopsuestia on the Bible: A Study of His Old Testament Exegesis. N. Y., 1989; Panagopoulos I. H Ερμενεα τς ϒραφης στην Εκκλησα τν πατερν. T. 1-2. Athen, 1991-1997; Nassif В. The «Spiritual Exegesis» of Scripture: The School of Antioch Revisited//AnglTR. 1993. Vol. 75. P. 437-470; Simonetti M. Biblical Interpretation in the Early Church: An Hist. Introd. to Patristic Exegesis. Edinb., 1994; Guinot J.-N. L " exégèse de Théodoret de Cyr. P., 1995; Torrance Th. F. Divine Meaning: Studies in Patristic Hermeneutics. Edinb., 1995; Hebrew Bible: Old Testament/Ed. M. Sæbo. Gött., 1996. Vol. 1: From the Beginnings to the Middle Ages (Until 1300); Средневековье: Smalley B. The Study of the Bible in the Middle Ages. N. Y., 19522; idem. The Gospels in the Schools c. 1100 - c. 1280. L.; Ronceverte, 1985; idem. Medieval Exegesis of Wisdom Literature/Ed. R. E. Murphy. Atlanta, 1986; Lubac H., de. Exégèse médiévale: Les quatres sens de l " Ecriture. P., 1959-1963. 2 vol. in 4; The Bible and Medieval Culture/Ed. W. Lourdaux, D. Verhelst. Louvain, 1979; The Bible in the Medieval World: Essay in Memory of B. Smalley/Ed. K. Walsh, D. Wood. Oxf.; N. Y., 1985; Vernet A. La Bible au moyen âge: Bibliogr.

http://pravenc.ru/text/164827.html

Во Франции началась страстная неделя. Кажется, что так – не накрывало давно. Кажется, что на наших глазах горит и плавится эталонный метр из Палаты мер и весов всего человечества, эталонный килограмм, эталонная минута – то, что идеальным образом удерживало неизменной величину единицы красоты. Удерживало в течение длительного времени, для нас сравнимого с вечностью – и перестало удерживать. Прямо сегодня. На наших глазах. И кажется, навсегда. Benoit Tessier/Reuters/Scanpix/LETA Владимир (Протоиерей Владимир) Вигилянский СЕРДЦЕ ПАРИЖА Первым делом, когда мы приезжали туда, шли в Нотр-Дам. Радовались, что там есть иконы, перед которыми можно помолиться православным. В октябре 2007 года я сопровождал Святейшего Патриарха Алексия и митрополита Кирилла во Францию. В Нотр-Дам тогда был совершён православный молебен перед святынями собора. Там же была встреча Патриарха с католическим архиепископом Парижа Андре Вэн-Труа. Мы поклонились Терновому венцу Господа Иисуса Христа, Гвоздю, которым было пронзено тело Спасителя. Сопереживаю всем христианам Франции, для которых Собор и все его святыни что-то значат. И призываю их сопереживать тем уничтожениям православных храмов, которые погибли в результате поджогов в России и на Украине. А также тех 90 храмов, которые были уничтожены или повреждены обстрелами во время Гражданской войны на Донбассе. Tanya Belonovskaya Когда обрушились Близнецы, было то же чувство первобытного ужаса, но главным образом — от осознания, сколько людей там погибло. А сейчас… Что-то, что было всегда, неотъемлемая часть культурного кода каждого из нас, здание, не единожды погибавшее в блокбастерах, живое и вечное. Хотя где я и где Париж, и видела я его всегда дважды в жизни. Как будто что-то оборвалось. Безвозвратно. Слова не подбираются. Philippe Wojazer/Reuters/Scanpix/LETA Ульяна Меньшикова Безумно жаль собор Парижской Богоматери. Спасибо Виктору Гюго, благодаря которому о соборе знает весь мир. Слава Богу, что никто не погиб. Слава Богу, что семья миллиардеров берется восстанавливать собор из личных средств.

http://pravmir.ru/dozhit-do-vosstanovlen...

   Кассиан, P.L. 49, 162.    Дорофей, P.G. 88, 1640 С.    P.G. 35, 593 С.    См.: Holl, цит. соч., pp. 119, 120.     Правило 102; Mansi, t. XI, col. 987 (славянский текст: Книга правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных и святых стец, Свято-Троице Сергиева лавра, 1992).    P.G. 89, 833; 89, 372.    Протестантское пастырское богословие говорит о “душепопечении”, “Seelsorge”. Но реакция против индивидуализма меняет эту позицию и провозглашает необходимость руководства совестью и даже о сакраментальной концепции покаяния (см.: J.D. Benoit, Direction Spirituelle et protestantisme, Paris 1940; Max Thurian, La Confession, Paris 1953; W. Staehlin und Ritter, Kirche und Menschenbildung, Kassel 1950; E.G. Leonard, Le protestantisme francais, Paris 1953).    P.G. 67, 1460.    Что соответствует наблюдениям психологов и педагогов: это возраст “нравственного сознания” у нормального ребенка.    Святой Симеон Солунский, P.G. 115, 357.    Больная природа излечивается противоядием спасения (Святой Иоанн Дамаскин, P.G. 94, 1332); Ориген первым связывает спасение с притчей о милосердном самарянине (P.G. 13, 1886–88; 14, 656 А).    Androutsos, Dogmatique, pp. 383–384.    См.: P. Evdokimov, Le Mariage, Sacrement de l’Amour, Lion 1944.     Против хулящих монашескую жизнь, III, 14; Беседа на Послание к Евреям, VII, 4.    P.G. 39, 44–45.    Hefele, Histoire des Conciles, v. I, p. 621.    Слова епископа Пафнутия.    Правило 13.    Замечательная диалектика апостола Павла относительно обрезания (Рим.1:26–29) ставит проблему точно такого же духовного плана и намечает идентичную перспективу для диалектики девственности.     Строматы, III, 4, P.G. 8, 1096.     На 2Кор. , XIV.     Толкование на Послание к Ефесянам, 5, 32.     Зогар, I.     La Ville.    Святой Иоанн Златоуст, P.G. 62, 380; Святой Григорий Назианзин, P.G. 37, 373.    P.G. 61, 215; 62, 387.    P.G. 8, 1169.    Святой Иоанн Златоуст, P.G. 62, 387.    P.G. 61, 289.    P.G. 62, 143.    В католическом богословии оно сдерживается приоритетом физической девственности (см. на еще робкие, и уже приостановленные попытки: Doms, Vom Sinn und Zweck der Ehe, Breslau 1935; N. Rocholl, Die Ehe als geweihtes Leben, Dülmen 1936; D. von Hilderbrand, Le Mariage, Ed. du Cerf; A. Fayol, Notes sur l’amour humain, Desclée de Brouwer).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Он говорит также, что подлинно духовные люди встречаются и в нашу эпоху и их нужно искать со всем возможным тщанием. Пр. Симеон уклоняется от прямого утверждения, что разрешительная власть принадлежит одним только священникам, но категорически утверждает, что таинства крещения и Евхаристии могут быть совершаемы только священством. Довольно настойчиво включая монахов в апостольское преемство, он не уточняет, однако, идет ли речь о лицах, получивших рукоположение. С более общей и богословской точки зрения пр. Симеон развивает новозаветное учение, что Церковь есть Тело Христа, рожденного от Пресвятой Девы Марии, что Христос ее камень, ее Жених и что она храм, всегда строящийся и всегда незавершенный, вплоть до Последнего Дня, когда она достигнет полноты, но что Святой Дух посылает пророческих мужей для ее обновления, когда она приходит в упадок, главным образом по вине иерархии. Это Послание достаточно ясно показывает, что пр. Симеон был истинным мужем Церкви и всецело ее членом и что его мистические тенденции не мешали ему видеть действительное положение вещей и открыто говорить о нем. 654 Можно заметить разительное сходство между этим рассказом пр. Симеона, что «Он излучает свет, как солнце, и я постигаю, что все создание содержится в нем ( συνεχομνην)» и описанием пр. Венедикта: «omnis etiam mundus velut sub uno solis radio collectus». Оба святых одинаково отмечают космический аспект видения света. Мы не думаем, однако, что существовало какое-нибудь прямое литературное влияние пр. Венедикта на пр. Симеона: описание пр. Симеона слишком живо, слишком лично, чтобы быть заимствованным, особенно в подробностях. См. интересную статью Dom Emmanuel Lanne O.S.B. «L " interpretation Palamite de la vision de Saint Benoit». «Le Millenaire du Mont Athos». Editions de Chevetognev. II, 1964. p. 21–47. К сожалению, текст Шестнадцатого Огласительного Слова, содержащего это видение, не был еще издан, когда о. Ланн писал свою статью, и поэтому он был вынужден цитировать пр. Симеона по Никите Стифату , т.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

23 . Феодорит Кирский , блаж. Церковная история. М.: Росспэн, 1993. 238 с. Литература 1 . L’Apologie d’Eunome/Introduction, traduction et notes de Bernard Sesboué//Sources Chrétiennes. Paris, 1983. 305. 2 . Athanase d’Alexandrie. Lettres a Sérapion sur la Divinité du Saint-Esprit/Introduction et traduction de Joseph Lebon//Sources Chrétiennes. Paris, 1947. 15. 3 . Basile de Césarée. Traité du Saint-Esprit/Introduction, traduction et notes de Benoit Pruche O.P.//Sources Chrétiennes. Paris,1946. 17. 4 . Basile de Césarée. Contre Eunome. Suivi de Eunome Apologie. T. I/Introduction, traduction et notes de Bernard Sesboué//Sources Chrétiennes. Paris, 1947. 299. 5 . Basile de Césarée. Contre Eunome. Suivi de Eunome Apologie. T. II/Introduction, traduction et notes de Bernard Sesboué//Sources Chrétiennes. Paris, 1983. 305. 6 . Didyme l’Aveugle. Traité du Saint-Esprit « Introduction, texte critique, traduction notes et index par Louis Doutreleau//Sources Chrétiennes. 386. Paris, 1992. 7 . Paredi A. Sant’ Ambrogio e la sua eta. Milano, 1941. 267 р. 8 . Адамов И.И. Учение о Троице свт. Амвросия Медиоланского . Сергиев Посад: Тип. Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1910. 63 с. 9 . Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. М., 1994. Т. 4: История Церкви в период Вселенских Соборов. 599 с. 10 . Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. СПб.: Тип. Ефрона, 1891. Т. 5: Буны – Вальтер. 517 с. 11 . Брольи, де, герц. Жизнь святого Амвросия Медиоланского . СПб.: Колокол, 1911. 154 с. 12 . Буассье Г. Падение язычества: Исследование последней религиозной борьбы на Западе в IV в. М., 1892. 584 с. 13 . Владимир (Благоразумов), еп. Свт. Афанасий Александрийский : Его жизнь и труды: учено-литературная и полемико-догматическая деятельность. Кишинев, 1895. 414 с. 14 . Илюточкин К. Корпус Дидима Слепца как памятник Церковной письменности V века/Дис. канд. богосл. [Машинопись.] Сергиев Посад, 2005. 216 с. 15 . Казаков М.М. Епископ и империя: Амвросий Медиоланский и Римская империя в IV в. Смоленск, 1995. 331 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Antoine le Grand La Vie de saint Antoine par saint Athanase d " Alexandrie se trouve dans la PG 26, 835–976. Trad. fr. So N 28. Augustin d " Hippone Commentaire du Psaume 41, PL 36, 4S4–476. Commentaire du Psaume 121, PL 36, 1618–1629. Sermon 23, PL 38, 155–162. Sermon 261, PL 38, 1202–1207. Sermon 346, PL 38, 1522–1524. Confessions, texte et trad, fr, Les Belles Lettres, Paris, 1950. Trad. fr. de l " oeuvre de saint Augustin: dans la «Bibliotheque augustinienne», Institut des etudes augustimennes; dans Les C/iemins vers Dieu, Ichthys, N 11; dans SC N 75 (Commentaire de la Premiere Epitre de saint Jean), Balai L " Hymne pour la consecration d " une nouvelle eglise, Bickell I, p. 77–82. Barsanuphe Correspondance, texte grec (prepare par saint Nicodeme l " HagiorUe), Venise, 1816, reed. Volo, 1960. Trad. fr. dans Barsanuphe et Jean de Gaza, Correspondance, Solesmes, 1972. Basile de Cesaree Traite du Saint-Esprit, texte critique et trad. fr. SC N 17 bis. Grandes Regles, PG 31, 889–1052. Breve instruction ascetique. PG 31, 620–625. Trad. fr. de ces textes Ed. de Maredsous. Benoit de Nursie La Regle de saint Benoit, edition du 15 centenaire, texte latin selon le manuscrit de Saint-Gall, trad. fr. en regard, Paris, Desclee de Brouwer, 1980. Cassien Les Conferences, texte latin et trad. fr. SC NN 42, 54, 64. Clement d " Alexandrie Pedagogue, texte critique et trad. fr. SC NN 70, 108 et 158. Stromates, texte critique et trad. fr. SC, I N 30, II N 38, V NN 278–279. Pour les autres livres, texte grec dans PG 9. Quel riche peut etre sauve? PG 9, 603–661. Trad. fr. dans Ichthys, N 6, ed. Grasset, Paris, 1962, p. 24–55 Constitutions Apostoliques Texte dans F. X Funk, Didascalis et Constitutiones Apostolorum, Paderborn, 1905, vol. 1. Cyprien de Carthage Lettres, voir L. Bayard, Saint Cyprien, correspondance, texte critique et» trad, fr., Paris, 1925, nlle ed. 1940. Cyrille d " Alexandrie Que le Christ est un, texte critique et trad. fr. dans Deux Dialogues chistologiques, SC N 97, p. 302–515.

http://azbyka.ru/otechnik/Olive_Kleman/i...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010