Одна логика может обойтись без математики; но и логика в сущности неразрывно связана с математикой, и от последней может заимствовать особенную точность и положительность. Что такое — силлогизм? Это — алгебраическое уравнение. Что такое пропорции и прогрессии? Это — логичная последовательность понятий. 370.  …идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф. 25. 41). 371. Мф. 25. 46. 372. Лк, 16. 26. 373.  …червь… не умирает и огонь не угасает (Мк. 9. 48). 374. Говорю… вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать; но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергпуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь (Лк. 12. 4–5). 375. Требник. Последование пострижения в малую схиму. 376. Vita beati Antonii. Patrologiae. Tom. LXXIII. Также Четьи-Минеи, 17 января. 377. Преподобного аввы Дорофея поучение о страхе будущей муки. 378. Письмо 6 Святогорца. Подобно этому в наше время некоторая старина в Горицком Девичьем монастыре, близ города Кириллова Новгородской губернии, видела во сне адские муки, и, во свидетельство истины сновидения, адское зловоние оставалось в ее обонянии в течение целых семи дней, не допуская ее в течение всего этого времени вкусить какой-либо пищи. — Святой Димитрий Ростовский так исчисляет адские муки: «Будут тамо терпеть и огнь неугасающий: ибо рекл Христос Спаситель наш: огнь их не угаснет (Мк. 9. 44). — Будет же тамо и зима лютая, и от тоя студености, не терпя, грешнии скрежетати зубы своими будут. О сем рек Христос Спаситель наш: тамо будет плач и скрежет зубом (Лк. 13. 28)… Будет же тамо и непрестанное червей томление, которые будут тамо непрестанно терзати и ясти человек грешных, и никогда они умрети не имут, ибо речено есть: червь их не умирает (Мк. 9. 44)… Будет же тамо еще и смрад нестерпимый от огня серчатаго, ибо написано есть: огнь и жупел, и дух бурен, часть чаши их (Пс. 10. 6)… Будет же тамо и тоска велия, такова лютая, яко аще бы возможно было умрети, то в сладость бы ея (смерть) со тщанием ради были восприяти, но никогда же умрут.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

57. Возражения против подлинности сочинений, подписанных именем обращенного в христианство проповедью ап. Павла (Деян.17:34) первого афинского епископа Дионисия Ареопагита, были высказаны уже в XV в. (Валла, Эразм Роттердамский и др.). В России ареопагитские споры велись во 2-й половине XIX в., в частности, между проф. Киев. Дух. Акад. К.И. Скворцовым, опубликовавшим в 1871 г. книгу " Исследование вопроса об авторе сочинений, известных под именем Дионисия Ареопагита " , и еп. Порфирием (Успенским). В настоящее время можно считать твердо установленным, что эти сочинения ( " Ареопагитики " ) написаны не ранее 2-й половины V в. 58. Писания мужей апостольских. М., 1862. С.374-430. 59. Там же. С.417. 60. Главный труд св. Иринея, полное название которого " Опровержение и низложение лжеименного знания " , посвящен критике гностицизма (см. прим. V,9). 61. Сочинения Святого Иринея, епископа Лионского. СПб., 1900. С.225-226. 62. Дан.13:20. 63. Ириней Лионский. Цит. соч. С.389. 64. Древний Патерик. С.367. 65. Арианство - рационалистическая ересь IV в., отвергавшая несотворенность Бога Сына и Его единосущие с Богом Отцом; по учению Ария Христос сотворен Отцом и лишь по благодати сделался Богом. 66. См. прим. XIV,a. 67. Движение против почитания икон (объявленного идолопоклонством), начатое византийским императором Львом Исавром (716-741), продолжалось до правления царицы Ирины (775-802), восстановившей иконопочитание; иконоборческое гонение вновь было воздвигнуто Львом Армянином (813-820); окончательно иконопочитание было утверждено при Феодоре (843). 68. " Ибо я знаю, что по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада " (Деян.20:29). " Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси " (2Пет.2:1). " Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире " (1Ин.4:1). " Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их " (2Кор.11:13-15).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Собственная область пророчества относится поэтому к тем случаям, когда раскрывается, что сам Бог хочет совершить над миром. Поэтому особо существенное значение среди пророчеств и имеют именно мессианские, в которых говорится о грядущем боговоплощении и искуплении. 373 Относящийся сюда ряд идей уже развит мною в очерке «О чудесах Евангельских», Париж. 1932, и здесь к этому возвращаться я уже не считаю нужным. 374 «Сила Господня являлась в исцелении (больных)» ( Лк. 5, 17 ). «Весь народ искал прикоснуться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех» (6, 19). «Тогда Он начал укорять города, в которых наиболее было явлено сил Его... если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они в прахе и вретище покаялись» ( Мф. 11, 20–22 » Лк, 10, 13). 375 Подобный же смысл имеют и образы Апокалипсиса с их основной тематикой «как бы закланного Агнца», искупившего нас Кровью Своею и соделавшего царями и священниками Богу нашему (5, 9–10 и др.). Ср. I Петра 1, 19–20. И сюда же, конечно, относятся слова Предтечи у Ин. 1, 29 : «ce Агнец Божий вземлющий грехи мира». 377 Заслуживает внимания, что и ветхозаветное священство, и богослужебный устав в Библии определяются как установление вечное ( Исх. 12, 14; 27, 21; 28, 43; 29, 28; 40, 15 ), но очевидно, по внутреннему своему смыслу, и не продолжительности времени существования, которое ограниченно. 379 На этом основании и причащение Тела и Крови Христовых не упраздняется даже за пределами этого века, как это явствует из символики Апокалипсиса: вода жизни, исходящая от Агнца, и «древо жизни» ( Откр. 22, 1–2 ). 381 Протестантские кенотики (в частности Гесс) высказывают мысль, что во время боговоплощения Дух Св. перестает исходить «и от Сына» (filioque). Эта неверная мысль, связанная с неверным догматом, искаженно выражает ту общую мысль, что Дух Св. причастен таинству искупления. 383 «Чаша, которую подает Ему Отец его, есть чаша всех беззаконий, нами содеянных» и т. д. (Филарет. «Слова и речи» I, стр. 150–1).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

По окончании брани победители с торжеством и радостью возвращаются в отечество и от царя своего приемлют почести; так и христиане, благополучно окончив брань свою и блаженно окончив временное житие, с торжеством и веселием идут в отечество небесное и приемлют венец правды от Царя Небесного, Иисуса Христа. «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» ( 2Тим. 4, 7–8 ). Святитель Тихон Задонский ( 104, 250 ). В невидимой брани не всегда и не скоро становимся победителями: победа – дар Божий, даруемый подвижнику Богом в свое время, известное одному Богу... ( 108, 161 ). Борьба с живущей в сердце смертью, совершаемая при посредстве молитвы, под водительством слова Божия, есть распятие, есть гибель души для спасения души ( 108, 163 ). Исполнение... заповедей, или, правильнее, усилие к исполнению заповедей, по необходимости обличает живущий в нас грех, и возбуждает жестокую внутреннюю борьбу, в которой принимают сильнейшее участие духи злобы ( 109, 370 ). Неполезен для человека быстрый переход от состояния борьбы к состоянию духовной свободы ( 109, 374 ). Чтобы бороться с врагом, надо непременно видеть его. Без видения духов борьба с ними не имеет места: может быть увлечение ими и рабское повиновение им ( 110, 7 ). Чувственное видение духов есть принадлежность отшельнической жизни; с общежительными иноками бесы сражаются наиболее невидимо, принося греховные помыслы, мечтания, ощущения и очень редко являясь чувственно ( 110, 25 ). Заповедь дана не только для дел и слов, но преимущественно для их начал, для помышлений, и брань врага направлена преимущественно против ума ( 110, 160 ). Человек должен сражаться против воздушных властей в стране мысленной ( 110, 160 ). Только творящему все без исключения заповеди можно устоять против врага ( 110, 162 ). Тогда только осеняет человека надежда спасения, когда он увидит себя постоянным победителем в невидимой брани ( 110, 166 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

– В этом отношении ты поступаешь достойно служения Богу, – сказал Трифон, – но, мне кажется, ты говоришь иронически, будто не владеешь искусством доказывания. – Если это тебе так кажется, – возразил я, – пусть будет так; но я убежден в истине сказанного мною. Впрочем, я лучше займусь остальными моим доказательствами, – будьте внимательны. – Говори, – сказал он. – Моисеем еще написано, братья, – продолжал я, – что Тот, Который являлся патриархам и назван Богом, называется также ангелом и Господом, чтобы из этого вы поняли, что Он служит Отцу всего с чем вы уже согласились и в чем совершенно утвердитесь, убежденные еще большими доказательствами. Слово Божие, через Моисея повествуя об Иакове, внуке Авраама, так говорит: «… и было в то время, когда овцы зачинали во чреве, – я видел их своими глазами во сне; и вот козлы и бараны, восходившие на овец и коз, были беловатые, пестрые и серые. И ангел Божий сказал мне во сне: «Иаков, Иаков. Я же сказал: что, Господи? И Он сказал: подними глаза твои и посмотри – козы и бараны, восходящие на овец и коз, беловатые, пестрые и серые; ибо Я видел, что делает тебе Лаван. Я Бог, явившийся тебе на месте Божием, где ты помазал Мне столп и посвятил обет. Теперь восстань и выйди из этой земли и отправься в землю рождения твоего, и Я буду с тобою» 373 . И опять в другом месте говорится о том же Иакове так: «Встав в ту ночь, он взял двух жен своих и двух служанок и одиннадцать сыновей своих и перешел брод Иаков. И он взял их и перешел поток и перенес все свое. Иаков же остался один; и с ним боролся человек 374 до самого утра. Но Он увидел, что не побеждает его, и коснулся широкой части бедра его, и широкая часть бедра Иакова онемела в то время, как он боролся с Ним. И Он сказал ему: «Отпусти Меня, ибо взошла заря». Он же сказал: «Не отпущу Тебя, если не благословишь меня». И Он сказал ему: «Как имя твое»? Он сказал: «Иаков». И Он сказал ему: «Имя твое не будет уже называться Иаков, но Израиль будет твое имя, ибо ты боролся с Богом и будешь силен с людьми».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

Мф. 6, 3 .  У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая: Поскольку во след за добрым делом идет у нас тщеславие и желание показать себя, то Господь говорит: ни одно доброе дело да не совершается тобою страстно, и преуспеяние твое да не сопровождается кичливым помыслом, но, если делаешь что хорошо, не выставляй себя на показ, не величайся, не гонись за здешними рукоплесканиями, а ожидай будущих венцов. Мф. 6, 14 .  Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный: Хорошо знаю, что если бы у тебя были деньги, ты отдал бы их нуждающимся, и дивлюсь тому, что приходишь в негодование, когда оскорбившие тебя просят у тебя прощения. Между тем эта не требующая издержек помощь обыкновенно приносит нам пользу не меньшую, чем помощь многими деньгами; потому что от нашей снисходительности и от того, прощаем ли мы оскорбляющих нас, зависит наше спасение. «Отпускайте, и будет отпущено вам», – так взывает Божественное слово. Мф. 6, 23 .  Если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно …Глаз правит всем телом, делает светлым и украшает лицо, служит светильником для всех членов… Что солнце во вселенной, то и глаз в теле… Учитель есть глаз в теле Церкви. Поэтому если он светел, то есть сияет лучами добродетелей, то будет светло и все тело, которым он правит и о котором прилагает надлежащее попечение. А если он темен, то есть делает достойное тьмы, то помрачится все тело. «Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» ( Мф. 6, 23 ). (1, 373 – 374). Мф. 7, 3 .  И что ты смотришь на сучек в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? …Это общий недуг – быть не только слепым для собственных своих грехопадений, зорким же для проступков ближнего, но себе отыскивать принужденное оправдания, для других же быть строгими и неумолимыми судьями. Действительно освободившиеся от самолюбия… греша, произносят и себе самим тот же приговор, какой произнесли бы и ближним, и исправляют себя покаянием. Этому строгому испытанию подвергая нас, Христос сказал: «Что ты смотришь на сучек в глазе брата твоего?».. Не надлежит быть строгим судьею к других тому, кто невнимателен к собственным своим недостаткам (2, 414).

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Pelusio...

374 Семь дней Адам и Ева оставались без пищи и пития; на восьмой день Адам сказал Еве: «мы просили Бога дать нам что-нибудь из рая для утешения, и он послал своих ангелов, которые и принесли нам то, чего мы просили. Пойдем теперь к морю, которое мы видели; войдем в него и будем просить Бога еще раз ввести нас в рай, или дать нам еще что-нибудь для утешения». И они отправились на берег моря, где они уже погружались. Адам сказал Еве: «войди здесь в воду и не оставляй этого места в продолжение 40 дней, пока я не возвращусь к тебе, и проси Господа, от глубины твоего сердца и неотступно, чтобы он благоволил простить нас. Я войду в море в другом месте и сделаю тоже самое. И Ева вошла в воду, как повелел ей Адам, и Адам также вошел в воду. И они оставались в этом положении в продолжение 35 дней, прося Господа простить им грех и возвратить их в прежнее состояние. Но враг добра, сатана, захотел прервать их покаяние, чтобы не исполнилась их молитва . Он пошел не к Адаму, а к Еве, принял вид ангела, и прославляя Господа, сказал ей: радуйся и веселись; Бог послал меня к Адаму с благою вестью о спасении, и я исполнил его светом, какой он имел прежде. И Адам в радости о своем восстановлении послал меня к тебе, чтобы я тебя, подобно ему, увенчал светом, а чтобы ты поверила, велел напомнить тебе знамение, показанное на горе, когда Бог послал к вам своих ангелов, которые спрятали на южной стороне пещеры золото, на восточной – ладан, а на западной – мирру. Ева поверила словам сатаны, вышла из воды и пошла за ним к Адаму; но, доведя её до Адама, сатана скрылся. Адам стоял в воде и умолял милосердие Божие. Увидев Еву, он начал плакать, и ударив себя в грудь, погрузился в море. Но Бог велел ему выйти на берег. Вышедши на берег, он спросил Еву: кто тебе сказал, что я здесь? Она рассказала ему о явлении ангела; Адам узнал, что это было дело сатаны, и они возвратились в пещеру. 375 В 43-й день по выходе из рая Адам и Ева молились и со слезами просили Бога, чтобы он послал им что-нибудь для подкрепления тела, которое совсем ослабело от голода.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю 374 . Вот какую великую пользу, спасение, принесло этому разбойнику неосуждение. Что видел перед собою этот разбойник? Он видел Человека, Которого казнят и Который умирает на кресте так же, как и он сам. Разбойник, с точки зрения здравого смысла, не имел никаких оснований, никакой возможности сделать вывод о необыкновенном предназначении распинаемого Человека, тем более о Его Божественности. Даже ученики Спасителя в это время поколебались и потеряли веру в Спасителя: один из них отрекся, другие бежали и только немногие из Его ближайших учеников, в основном женщины и юноша, апостол Иоанн Богослов, стояли возле креста. Но мы не знаем того, что происходило в их душах. Скорее всего, они все, за исключением Божией Матери, перестали во время казни верить в Господа Иисуса Христа – и тьма воцарилась в их душах. Потому что в то время невозможно было человеку понять такое: Сын Божий позволяет Себя распять, Мессия умирает, – ведь тогда приходит конец всему. Мы видим это по последующему поведению жен-мироносиц, которые пришли ко гробу в полной уверенности, что сейчас они смогут помазать тело Иисуса Христа, – значит, они не понимали, что за смертью Спасителя должно последовать Его воскресение. Однако именно в это время разбойник обретает веру и говорит: Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! Как он мог все понять? Человек возле него умирает в муках на кресте, пригвожденный, обнаженный, опозоренный, а он говорит Ему такие слова. Такое восприятие превосходит здравый смысл, оно выше простого человеческого отношения. Здесь, конечно, на разбойника воздействовала обильная благодать Божия, давшая ему духовный взгляд на события. И получил он такую благодать прежде всего за то, что отказался от осуждения. Если безумный разбойник вместе с прочими врагами Христа злословил Его: Если Ты Христос, спаси Себя и нас, то есть требовал от Него, конечно без всякой веры, доказательств Его избранничества через чудо спасения, то благоразумный разбойник унимал безумного.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Певцы и музыканты «должны были становиться каждое утро благодарить и славословить Господа, также и вечером, и при всех всесожжениях, возносимых Господу в субботы, в новомесячия и в праздники по числу, как предписано о них постоянно перед лицом Господа» 374 . Главные из них жили при святилище, в храмовых пристройках, и были свободны от всяких других левитских обязанностей, «потому что день и ночь они обязаны были заниматься искусством своим» 375 . Пели священные гимны или псалмы, которые большей частью составлял сам Давид. В первый раз Давид дал «псалом для славословия Господу» тотчас по перенесении ковчега в Иерусалим 376 . Псалмы составляли и важнейшие из певцов, начальники хоров, как видно из надписаний некоторых псалмов в псалтири. Музыкальными инструментами были цитры, псалтири, тимпаны, кимвалы и трубы 377 . Нежные звуки цитр «делали начало», затем раздавались могучие звуки медных кимвалов, и им вторили псалтири «тонким голосом» 378 . По-видимому, музыка и пение отличались вообще громогласием: «играли, – сказано, – перед Богом из всей силы», должны были «громко возвещать глас радования» 379 . Все музыкальное дело находилось под высшим руководством самого Давида 380 . Высшими, после него, заправителями дела были Асаф, Эман и Идифун, за ними следовали их дети числом 24, получившие от своих отцов высшее музыкальное образование и сделавшиеся начальниками 24 групп избранных музыкантов по 12 человек в каждой. Эти 24 группы вместе, т. е. 238 человек, составляли основу 24 громадных хоров, в которые входили остальные 3712 певцов – левитов. Число хоров соответствовало, таким образом, числу священнических очередей, и для каждой из последних назначен был жребием особый хор 381 . Высшие, после Давида, заправители музыкального дела- Эман, Асаф и Идифун (Эфан), находились бессменно во главе хоров, независимо от очередей, чередовались только второстепенные заправители – их сыновья со своими группами. Главное место посередине 382 занимал всегда Эман, внук Самуила, имевший дар пророчества (прозорливец царя, относительно глаголов Божиих) 383 и прославившийся мудростью, так что ею измерялась мудрость самого Соломона 384 .

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

Митрофан называет прп. Паисия Израилем, потому что имя Израиль у Филона Александрийского, а вслед за ним и в православном Предании толкуется как «Боговидец» или же «ум, видящий Бога». Серпухов 2014 . С. 281. Цитаты из Митрофана, свидетельствующие о прозорливости прп. Паисия будут даны нами в рассказы о платоновском житии. Исаак уточняет, что этот брат «на четвертый день умер в дороге». Серпухов 2014 . С. 295. Там же. С. 281. Там же. С. 281 Более того, род Величковских, как и прп. Антоний Печерский, происходил из Любеча. Тропарь Сретения Господня. См. Мф. 13: 23. Там же. Тропарь Сретения Господня. Серпухов 2014 . С. 209. См.: Ваш отец диавол . Когда говорит он ложь, говорит сво е, ибо он лжец и отец лжи . Ин. 8: 44; Всякая ложь не от истины . 1 Ин. 2: 21. Пс. 67: 36. ЦС Ср.: Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат, ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали . Мф. 13: 16–17. Ср.: Блажен муж, уповающий на Него . Пс. 33: 9. Син.; и: взыскающие же Господа не лишатся всякого блага . Пс. 33: 11. ЦС. Ср.: Милосердие к отцу не забыто. Сир. 3: 14. Син. Ср.: Кто верил Господу — и был постыж ен? Сир. 2: 10. Син. Ср. Возн ес избранного из народа Моего. Пс. 88: 20. Так Исаак передает речь настоятеля Медведовского монастыря, когда прп. Паисий проспал начало службы и от горя плакал. Ср.: «Основание всего доброго, возвращение души из вражеского плена, путь ведущий к свету и жизни — все это заключено в сих двух способах: собрать себя воедино и всегда поститься . Отсюда тот пламень ревности, который попирает всякую опасность и превозмогает всякий страх; та горячность, которая пренебрегает всяким вожделением…» Исаак 1998. С. 374–375. На Афоне. Также описывается жизнь старца в первые годы на Афоне. «Божественная благодать, всегда немощная врачующи и оскудевающая восполняющи, проручествует  (имярек),  благоговейнейшаго диакона, во пресвитера; помолимся убо о нем, да приидет на него благодать Всесвятаго Духа». Молитва при возложении рук на посвящаемого в священники.

http://bogoslov.ru/article/6195625

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010