В пользу взгляда на Иоанна Каматира, оспариваемого г Успенским, ясно склоняется переводчик «Истории» Н. Хониата, проф. Чельцов, но автор книги· «Очерки визант. образованности» объявляет перевод того места из Никиты, которое дает право смотреть на патр. Иоанна Каматира, как на защитника православия в споре, объявляет совершенно извращенным (ibid., 242 прим.), не приемля на себя труд доказать, в чем именно заключается неправильность русск. перевода, сделанного проф. Чельцовым (а доказать-то это едва ли возможно) 358 Пускаться в подробную характеристику отношений Михаила к Церкви нет необходимости, так как это уже сделано в нашей литературе проф. A. JI. Катанским и проф Троицким Первый описал его отношения к Лионской унии («История попыток к соединению Церквей», с. 127 и далее), а второй подробно изобразил Р°ль Михаила в истории византийского раскола арсенитов (Христ Чтение: «Ароний и арсениты», 1867 и 1869 гг. – в нескольких номерах). 363 Что такое церковные бани, см. об этом в моей статье: «Собор при Дубе» (Душеполезное Чтение, 1889, январь). 364 Пахимер История о Михаиле Палеологе. Кн IV, гл 3–4, Григора Визая тийская история Кн IV, гл 4 366 Подробности см. в сочинении проф. A. JI. Катанского «История попыток к соединению Церквей», с. 171 и далее. 370 Андронику, между прочим, принадлежит новелла «De festo assumptions per totura mensem Augustum celebrando». Содержание ее не совсем понятно: ею предписывалось праздновать Успение Богородицы ие один только день (15 августа), как утвердилось это издревле, а простирать празднование от первого числа названного месяца до его конца. Migne. PG. Т. 161, pp. 1095–1107. 371 Примечательно, что всю эту историю рассказывает сам Кантакузин. Сап tacuseni Histonae, lib. II, cap. 21. Т. I, pp. 431–435. Edit. Bonn. 373 Cantacuseni Histonae, lib. IV, cap. 37. Т. Ill, 270–272. – Обширная статья проф. Флоринского «Андроник Младший и Иоаин Кантакузин», вопреки ожиданиям, почти вовсе не касается отношений Кантакузина к Церкви ( ЖМНП , тт. 204– 205, 1879 г.). 374 Более существенное касательно этих отношений будет передано далее в очерке о византийских патриархах в частности. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

кланялись Ему. (Мк. 15:15-20) src=»/uploads/SvZemlya/image020.jpg» width=460 border=0> Лифостротон представляет собой помост со стоками для дождевой воды, насечками, препятствующими подскальзыванию лошадей на мостовой, а также пометками, нанесенными на каменные плиты римскими легионерами для игры в кости. src=»/uploads/SvZemlya/image021.jpg» width=374 border=0> src=»/uploads/SvZemlya/image022.jpg» width=460 border=0> Когда же насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, одели Его в собственные одежды Его и повели Его, чтобы распять Его. (Мк. 15:15-20) И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом. (Лк. 23: 26) На Крестном пути есть Часовня на месте возложения Креста на Симона Киренейского, построенная в 19 в. Рядом в стене — камень с мостовой, запечатлевший отпечаток руки Христа, изнемогшего и упавшего под тяжестью Креста. src=»/uploads/SvZemlya/image023.jpg» width=333 border=0> И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем. Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших (Лк. 23:27) Традиционно считается, что с этими словами Христос обратился к иерусалимским женщинам уже вне стен Старого города. Место обозначено камнем в стене греческого монастыря св. Харлампия. border=0> Здесь, неподалеку от Лобного места (Голгофы) в те времена находились Судные врата, через которые осужденных выводили из города на казнь. Последний раз объявлялся приговор, который еще можно было оспорить свидетелям. Через эти врата был проведен и Господь Иисус Христос… Ныне здесь располагается Русское Александровское Подворье. src=»/uploads/SvZemlya/image025.jpg» width=374 border=0> src=»/uploads/SvZemlya/image026.jpg» width=374 border=0> Русское подворье с храмом в честь св. Александра Невского было построено в конце 19 в. Русским Палестинским Обществом. src=»/uploads/SvZemlya/image027.jpg» width=460 border=0> src=»/uploads/SvZemlya/image028.jpg» width=374 border=0>

http://pravmir.ru/ot-temnicy-do-poroga-s...

298. Синод. перевод: Кто это идет от Едома, в червленых ризах от Восора, столь величественный в Своей одежде… — Ред. 299. Синод. перевод: Со мною с Ливана, невеста! со мною иди с Ливана! — Ред. 300. Синод. перевод: Христос пострадал за нас. — Ред. 301. Благочестие заключается в знании заповедей Христовых и следовании им на деле. Это прежде всего заповедь возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мк.12:30–31) и Заповеди блаженства (см. Мф.5:3–12). Следование этим заповедям Евангелия призвано изменить душу человека к добру, направить на борьбу с собственной греховностью и страстями, которые, как бы ни были привычны и дороги человеку, причиняют ему страдания, лишают любви и удаляют от Бога. 302. Добродетель — здесь: добрые свойства души, такие как мир душевный, Евангельская любовь, милосердие, терпение, смирение, кротость, молчаливость, воздержанность, благость и т. д. 303. Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный! (Пс.117:24). 304. Св. Амвросий родился около 340 года в христианской семье. Обладая богатыми природными дарованиями, при своем всестороннем образовании, Амвросий делал очень быстрые успехи на поприще общественного служения. До 374 г. он проходил различные светские должности. В 374 по единогласному решению граждан города Медиолана был призван к епископскому служению, которое и проходил до 395 года, когда закончилось его земное поприще. 305. caro fieret Deus — не совсем точное выражение для обозначения мысли об обожествлении плоти Христа. 306. Слав. библ. — «Израилева». 307. Т. е. в рабском служении мужчине. 308. Имеются в виду манихеи, возводившие отрицание брака на степень догматического положения своей доктрины. 309. Этого слова ни в славянском, ни в русском тексте библии нет. 310. Этот текст, приводимый нами со слов Амвросия, несколько разнится от библейского изложения его. 311. Очевидно, имеется в виду не самое имя религии, а та внутренняя связь, которая, по мнению Амвросия, существует между религией и нравственностью, в частности же между девственной чистотой, как проявлением истинно христианской настроенности.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ [греч. Εαγγελισμς; лат. Annuntiatio], один из главных христ. праздников, посвященный воспоминанию благовестия арх. Гавриила Пресв. Деве Марии и Боговоплощения. Событие Благовещения Согласно Евангелию (Лк 1. 26-38), в 6-й месяц после зачатия прав. Елисаветой св. Иоанна Предтечи арх. Гавриил был послан от Бога в г. Назарет к Пресв. Деве Марии с радостной вестью о том, что от Нее родится Спаситель мира. Войдя к Ней, Гавриил сказал: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Мария смутилась от ангельского приветствия и размышляла о его значении, Гавриил же продолжил: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего… и Царству Его не будет конца». Мария в недоумении спросила, как исполнение этого обещания совместимо с соблюдением избранного Ею девственного образа жизни: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» Ангел ответил Ей, что воплощение Сына Божия будет совершено чудесным действием Св. Духа: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово». Тогда Мария со смирением сказала: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». И отошел от Нее ангел. Косвенно о событии Б. упоминает ап. Павел: «Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены» (Гал 4. 4). Благовещение. Мозаика ц. Санта-Мария Маджоре в Риме. 432-440 гг. Благовещение. Мозаика ц. Санта-Мария Маджоре в Риме. 432-440 гг. Согласно апокрифам II в.- «Протоевангелию Иакова» и «Книге о рождестве блаженнейшей Марии и детстве Спасителя» («Евангелие псевдо-Матфея»),- Пресв. Дева услышала архангельское благовестие сначала у колодца или источника, куда Она пошла за водой, а затем в доме, где Она, согласно выпавшему Ей жребию, пряла завесу или ковер для иерусалимского храма. Согласно 1-му из указанных источников, эти эпизоды непосредственно следовали друг за другом, согласно 2-му - между ними прошло 3 дня (Новозаветные апокрифы. С. 20, 42). Апокрифическое предание нашло свое отражение в иконографии праздника ( Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 1. С. 197; Т. 2. С. 374).

http://pravenc.ru/text/149269.html

Сергей Фомин Часть III. Расстрел Московского Кремля 27 октября – 3 ноября 1917 года От автора       Первое издание было выпущено в Москве 1917 года в количестве 10 000 экземпляров, но из них 8 000 уничтожено большевиками, а также конфискованы и клише фотографий расстрела Кремля. Бумага, печать и снимки первого издания имели весьма неприглядный вид, так как лучшего материала в советской России невозможно было достать. В настоящем, втором издании, исправленном и дополненном, не без затруднений удалось переснять фотографии уцелевшей книжки первого издания и в лучшем виде невозможно воспроизвести, а подрисовывать фотографии нежелательно, дабы каждый читатель мог убедиться в подлинных фотографиях, удостоверяющих жестокое варварство большевиков и все их злодеяния в Московском священном Кремле и повсюду, где появляются эти варвары двадцатого века. Текст сохранён в авторской редакции. И когда приблизился [Иисус] к городу, то, смотря на него, заплакал о нём. ( Лк. 19:41 ) Грозное пророчество Исайи во всей полноте сбывается ныне над нашей многострадальной Родиной, над некогда Великой и Святой Русью: «Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня» ( Ис. 1:2 ). Чаша Гнева Господнего исполнилась. «Отнял у нас Бог всякое подкрепление хлебом и всякое подкрепление водою, храброго вождя и воина, судью и пророка, прозорливца и старца, советника и мудрого, художника и оратора и дал нам отроков в начальники, и дети господствуют над нами. И один угнетается другим, и каждый ближним своим. Юноша нагло превозносится над старцем и простолюдин над вельможей. И мы хватаемся за первого встречного человека и говорим: “У тебя хоть есть одежда, будь нашим вождём и царствуй над нашими развалинами”, – но он отвечает с клятвой: “Я не могу исцелить ран общества, и в доме моём нет ни одежды, ни хлеба, не делайте меня вождём народа”» ( Ис. 3:1–7 ). «И наши некогда честные, некогда прекрасные лица, покрытые шлемом защиты Родины, ныне опозорены печатью всяческой слабости, всяческого страха, и позорный ужас владеет нашими душами, когда от угрозы одного, тысяча нас бросается в бегство, а от угрозы пяти бежим все мы» ( Ис. 30:16–17 ) 374 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Глава 23 1–3. Чтение найденной книги закона пред народом и заключение завета царя и народа с Богом. 4–14. Истребление предметов языческих культов, а также и «высот Иеговы» в храме, Иерусалиме, его окрестностях и в других городах Иудейского царства. 15–20. Разрушение Вефильского жертвенника и остатков язычества в пределах бывшего Израильского царства. 21–25. Совершение Пасхи по книге закона и общее замечание о безусловной верности Иосии закону. 26–30. Неотвратимость гнева Божия на царство Иудейское и смерть Иосии. 31–37. Иоахаз и Иоаким – 17-й и 18-й цари иудейские. 4Цар.23:1 .  И послал царь, и собрали к нему всех старейшин Иуды и Иерусалима. 4Цар.23:2 .  И пошел царь в дом Господень, и все Иудеи, и все жители Иерусалима с ним, и священники, и пророки, и весь народ, от малого до большого, и прочел вслух их все слова книги завета, найденной в доме Господнем. 4Цар.23:3 .  Потом стал царь на возвышенное место и заключил пред лицем Господним завет – последовать Господу и соблюдать заповеди Его и откровения Его и уставы Его от всего сердца и от всей души, чтобы выполнить слова завета сего, написанные в книге сей. И весь народ вступил в завет. Первым делом царя по возвращении депутации от Олдамы было собрать в храм по возможности все классы народа («пророки» в стихе 2 – быть может, и Иеремия, Софония, Варух, но, вероятнее, – в общем смысле: «учителя народные»; согласно 2Пар.34:30 – Левиты) для выслушивания всех, обративших внимание царя, мест найденной «книги завета». Затем, подражая прежним теократическим вождям народа Божия, как-то: Иисусу Навину ( Нав.24:25 ), пророку Самуилу ( 1Цар.6:3–4 ) и благочестивому прадеду своему Езекии ( 2Пар.29:10 ), Иосия торжественно заключил, точнее возобновил теократический завет иудейского народа с Богом, причем сам лично, стоя на особом царском месте в храме (гааммуд, ср. 4Цар.12:14 , см. проф. Гуляева, с. 374), произносил все существенные требования и обязательства завета, а народ утверждал их актом согласия и принятия (ср. 2Пар.34:31–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Псалом 62 Псалом Давиду, внегда быти ему в пустыни Иудейстей. Так же и с Еврейского. В Римск. издании LXX, в Вульгаге: по пустыне Идумейской. Но первого чтения держатся Отцы. Притом, не видно, чтобы Давид укрывался в пустыне Идумейской, тогда как известно, что он жил в Иудейских пустынях, спасаясь от Саула. «Блаж. Давид, спасшись бегством от Саула, пришел к Авимелеху, оттуда к Анхусу, который царствовал в Гефе. Потом, снова подвергшись опасности и спасшись от оной, приходит в пустыню, в которой и написал этот псалом, изливая в нем любовь свою к Богу и предвозвещая погибель Саулову» (Бл. Феод.). «И сей псалом Давид воспевает, – говорит св. Афан., – спасаясь бегством от лица Саулова, и ради добродетельной жизни призывая на помощь Бога. Но относится оный и к душе, которая древле была в пустыне, лишенной всякого блага, а потом обратилась к благодати Христовой». 2 . Коль множицею Тебе плоть моя, т.е. возжада. Акила присоединил: устремлена; Симмах: желает. Т.е. «душа моя и тело мое желают и вожделевают Тебя, как жаждущий желает сладкой и чистой воды» (Бл. Феод.). В земли пусте и непроходне и безводне. Т.е. в самой пустыне пустой, безводной, и не падал духом, но к Тебе, Господи, стремлюся душою и телом. «Ни малого вреда не причинила мне пустыня, но и там, (ст. 3) как бы стоя при самой святой скинии, приношу Тебе песнопение» (Св. Афан. и бл. Феод.). С Евр.: «Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной». 3 . Тако во святем явихся Тебе, видети силу Твою и славу Твою. Во святем, т.е. в скинии. Тако, т.е. с этою святою жаждою (о которой было выше) я являлся и прежде Тебе в скинии, дабы созерцать Твою силу и Твою славу. С Евр.: «Чтобы видеть силу Твою и славу Твою, как я видел Тебя во святилище». 4 . Яко лучши милость Твоя паче живот 374 устне мои похвалите Тя. Милость Твоя лучше всякой земной жизни, уста мои восхваляют Тебя. «Приступившие к милости Божией, т.е. ко Христу, вменяют ни во что жизнь настоящего века» (Св. Афан.).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Иаков Укрываясь от Исава и идя в Харран, Иаков, застигнутый ночью, остановился на одном месте и ночевал под открытым небом, имея под головой своей камень. Во время этого сна он сподобился увидеть «Лествицу», с высоты которой Господь уверил патриарха в его полной безопасности со стороны врагов его 373 . «Бог предрекает ему всё, что будет впоследствии, спустя долгое время. Так обыкновенно Господь всяческих творит в отношении к каждому праведнику: даёт обетования, но не тотчас приводит их в исполнение, а сперва испытывает послушание и долготерпение праведника и потом уже обещанное исполняет с великою щедростью» 374 . «Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем, а я не знал! И убоялся и сказал: как страшно сие место! Это не иное что, как дом Божий, это врата небесные. И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его» 375 . Поступая так, патриарх «хочет самым названием придать этому месту достопамятность и сделать его знаменательным для потомков» 376 . – Лествица, соединившая расстоящиеся два естества – Божеское и человеческое, – камень, служивший возглавием Иакову, и камень, политый елеем, прознаменовали собою, по учению Святых Отцов и Учителей Церкви, Христа Спасителя 377 . Продолжая свой путь, Иаков дошёл, наконец, до Харрана. Перед городом, у колодца, встретил он Рахиль и помог ей напоить её стада, отваливши от колодца тяжёлый камень 378 . «Это событие, думаю я, говорит Св. Григорий Нисский , есть загадочное изображение и тень будущего... Долгое время лежал на кладезе разумный Камень – Христос, скрывая во глубине и тайне баню пакибытия, имея ещё нужду в цродолжительном времени, как бы в долгой верёвке, чтобы быть открытым. И никто не отвалил камня, кроме Израиля, который есть ум, видящий Бога. Далее, он же и воду почерпает и напояет овец Рахили, т.е., открыв сокровенное таинство, подаёт живую воду стаду Церкви. Присовокупи к сему и то, что (сказано в Писании) о трёх жезлах Иакова. С того времени, как три жезла были положены при источнике, богатый Лаван стал бедным, а Иаков богатым и имеющим много овец ( Быт. ХХХ, 31–43 ). Иносказательно же Лаван знаменует диавола, а Иаков Христа. Ибо после крещения Христос взял всё стадо от сатаны и стал Сам богат» 379 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

Всякий день ярости притеснителя, Как будто он стоит на истребление? Но где ныне ярость притеснителя?.. (14) Скоро скованный разрешится, И не умрёт в подземелье, И не будет нуждаться в хлебе для себя 370 . (15) Ибо Я – Иегова, Бог твой, Приводящий в движение море 371 , Так что ревут волны его, Иегова воинств – имя Мое 372 . (16) И Я положу слово Мое в уста твои, И в тени руки Моей скрою тебя, Чтобы насадить небеса, И утвердить землю 373 , И сказать Сиону: народ Мой – ты. (17) Пробудись, пробудись, Поднимись, Иерусалим, Ты который выпил из руки Иеговы чашу гнева Его, Глубокую 374 чашу опьянения Выпил, вылизал!.. (18) Не было никого, чтобы провести его, Из всех сынов, которых он родил; – Да, не было никого, чтобы взять под руку его, Из всех сынов возращённых им. (19) Разом постигли тебя (Кто достойно оплачет тебя!) Опустошение и истребление, И голод и меч. Кто утешит тебя 375 ? (20) Сыны твои пали в изнеможении, Лежат на углу всякой улицы, Как серна в сетях, Пресыщенные яростью Иеговы, Мщением Бога твоего. (21) Итак выслушай же сие, уничиженный И опьяневший без вина. (22) Так говорит Господь твой, Иегова, И Бог твой, защитник народа своего: «Вот Я возьму из руки твоей чашу опьянения, Глубокую чашу гнева Моего; Ты не будешь пить ее больше. (23) Но Я вложу ее в руки уничижавших тебя, Которые говорили тебе: «Наклонись, чтобы нам ступить 376 . И ты полагал, как землю, хребет свой И как мостовую для проходящих. 356 Пустынная скала и изрытый ров прекрасно изображают мрачное состояние человеческого рода до избрания Авраама; соответственно этому, и сами патриархи называются камнями, высеченными из скалы. В таком смысле и Иисус Христос называется камнем нерукосечным. 359 δον удовольствие, утехи. Этим именем названа описанная в Быт. 2, 8 страна, где был рай первых человеков. Так в древности называли многие, замечательные по своей красоте, долины вдоль берегов Тигра н Евфрата, думая видеть в них первый рай. 360 Сад Иеговы. в халд. отсюда греч. παρδεισον, рай. У персов это слово значить – царский парк. Корень его осенять. – Так как здесь не разумеется определенное место, то слово указывает превосходную степень.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Все страдания и муки, перенесенные Господом нашим Иисусом Христом, послужили только к тому, чтобы через них и в них исполнилось Писание. Поэтому враги Его не могли делать ничего более, как только то, что было установлено словом и обетованиями Божиими. И если они хотели преступить эти пределы, то всемогущей Бог Своею всесильною рукою удерживал их от этого. Поэтому, дорогой христианин, если тебя удручают крест и страдания, то помни только то и не забывай того, что и на тебе, и через тебя должно исполняться Писание. Там написано: «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» ( Деян. 14, 22 ). И еще написано: «Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду» ( Иер. 29, 11 ). И еще написано: «Знаем, что любящим Бога… все содействует ко благу» ( Рим 8, 28 ). И еще написано: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» ( Мф. 5, 4 ). «Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью. С плачем несущий семена возвратится с радостью, неся снопы свои» ( Пс. 125, 5–6 ). Вот обетования Божии, которые никогда не обманывают и не лгут и которые поэтому должны исполниться в твоих страданиях и через твои страдания. Поэтому не отказывайся от преданности Богу, которая принесет тебе великую награду! И если крест твой тяжело давит и печалит твое сердце, то веруй твердо! Вера открыла разбойнику с креста райскую дверь и перед тобою также открыты те великие обители покоя и отрады, где на нас исполнится последнее и самое великое обетование Божие: «они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной, ибо Агнец, «Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их» ( Откр. 7, 17 ). Читать далее Источник: Страсти Христовы: Беседы о страданиях Господа нашего Иисуса Христа. СПб., типография Спб. общ. печ. дела в России Е. Евдокимов, 1902. II, 374 с.; с илл. в тексте и 2 илл. на отдельных листах. 25,6 х 18,4 см. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010