377 См. письмо Фирмилиана между письмами св. Киприана. Творения его. Т. I, 374—388. Киев, 1891. 378 Более других возросло значение Кесарии. Lübeck . Op. cit. S. 189—190. Церковный авторитет и Ираклии, конечно, поднялся, после того, как в ведении ее иерарха очутилась новая христианская столица (Константинополь принадлежал к ее церковному округу). 379 Lübeck , S. 161 (здесь перечислены и те провинции, которые вошли в состав диоцезов). 380 Деяния Всел. соборов. Русск. пер. Т. I, стр. 100. Казань, 1887. 381 Недаром древний лексикограф Сеида выражался: «Византии настолько же меньше Рима, насколько он больше всех остальных городов» (Lübeck , 206). 382 Hefele отвечает на этот вопрос положительно (В. II, S. 18. Freib., 1875); но Lübeck очень обстоятельно и основательно опровергает это мнения Гефеле. (S. 212—217). 383 Пример деятельности собора ενδημοσα представляет известный Константинопольский собор 448 г. (Деян. Вселен, соборов, т. III). Сведения о соборе ενδημοσα можно найти: у Mansi . Concilia. Tom. VII, p. 92 (Дeяhbz..., IV, 42. Казань, 1878); У проф. Т. В. Барсова , Константинопольский патриарх и его власть над русск. церковью, стр. 41. 236—237. СПб., 1878; у проф. Ф. А. Курганова . Отношения между церковной и гражданской властью в визант. империи, стр. 125 — 128. Казань, 1880; у Hergenröther " a. . Photius... , В. I, 38. 384 Церк. история Сократа , VI, 11. Церк. история Созомена , VIII, 6. Palladii . Dialogue historicus: Migne . Gr. ser., torn. 47, col. 47—48, 50—51. 385 IV Вселен. Халкид. собор, деяние 11. 386 Сократ , VII, 48. 387 Там же, VI, 17. 388 См. еще: IV Вселен, собор, деян. 16. и проф. Барсов . Константинопольский патриарх, стр. 43—44. 389 Сократ , VII, 28. Hergenröther . Photius, I, 45.48. 390 Hefele . Conciliengesch. II, 94 (собор 403 г.). 391 Сократ , VII, 28. 392 Деян. Всел. соборов в русск. пер. Т. II, 13—14.25. 393 Mansi . Concilia, VII, p. 89. 92. (Деяния... , в рус. пер. IV, 41—42). 394 Mansi , VII, 292 (Деян. Всел. соб. IV, 118—119). 395 То же утверждает и проф. Барсов . Константинопольский патриарх, 54—55.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2642...

21 Из прежнего собрания проповедей Зенона выделены, как ему не принадлежащие, братьями Баллерини: 1) две проповеди (tractatus) и послание (epistola) Потамия, 2) Илария Пиктавийского пять проповедей (толкования на псалмы 126, 127, 128, 129 и 130) и 3) четыре проповеди Василия Великого в пересказе Руфина (о гневе и зависти, о словах: внемли себе, о скупом богаче и о воздержании). 22 Последнее издание Миня в Patrologiae cursus completus, series latina, t. XI, 1845 г. Здесь же сгруппированы в выдержках и целых статьях результаты исследований предшествующего времени. 28 De spe, fide et caritate ( – col. 269), de spiritu et corpore (- 338), de spirituali aedificatione domus Dei (354), de triplici genere sacrificiorum (362). 29 De justitia, de pudicitia, de continentia, de humilitate, de timore, de avatitia (три проповеди). 37 Сюда относятся: все шестнадцать проповедей первого отдела: о вере, о надежде, вере и любви, о справедливости, о стыдливости (pudicitia), о воздержании, о страхе, о скупости, о душе и теле и пр. 38 Сюда относится большая часть трактатов II отдела, именно: три трактата об Аврааме, по одному о сновидении Иакова, об Иуде, об Иове, о Сусанне, об Ионе пророке, два о словах: сотворим человека по образу нашему и по подобию, семь на кн. Исаии, четырнадцать на кн. Исход, девять на кн. пророка Даниила, и один на 100 псалом. 39 Например: об Иове (Христ. Чтен. 1843, II, стр. 369–374, первая половина проповеди) и о пророке Ионе (там же стр. 378–383, первая половина проповеди). 41 Сюда относятся: три трактата в Рождество Христово (de nativitate Domini), семь de baptisma ad neophytos (о крещении к новокрещенным), девять на день св.Пасхи. 46 Apophoreta. Св. Амвросий в de exhortât, virginitatis дает понимание этого слова в следующих выражениях: qui ad convivium magnum invitantur, apophoreta secum referre consveverunt. 48 Сведения о нем: Иероним. Catalogus, cap. 106 и 132, по русск. пер. твор. Иеронама ч. V, стр. 336 и 342, Du-Pin, t. II, р. 101 sq., Tillemont, t. VIII,p. 537 sq., Ceiller, t. VI, p. 713 sq., Gallandi Bibl. vet. Patrum t. VII, proleg. cap. Ill, Weissenbach, Eloquent. Patrum t. II, p. 95 sq., Schöneman, I, p. 357. Migne, patrologiae c. c. ser. latinae t. XIII, p. 1051 – 1094 (здесь перепечатано из Галланда). Издания его сочинений: – ed. I. Filius, Paris 1538 г.; – ed. Pet. Galesinius (вместе с сочин. Сальвиана), Rom. 1564 ; – ed Casp. Barth (вместе с сочин. Клавдиана Мамерта), Cygneae 1655 г.; – ed. Biblioth. maxima t. IV, Lugdum 1677; – Gallandi biblioth. vet. patrum t. VII, Venet. 1770. –  ed. Migne, patrologiae cursus compl., ser. latina, t. XIII, p. 1051 – 1094 (перепечатано из Галланда) 1845 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

360 См.: Ραλλη Γ. Α., Πτλη М. Σνταγμα τν Θεων κα ερν Καννων. Τμος δετερ. θνα, 1852. Ad can. 72 Trull., p. 472. – Греко-римское определение повторяет Вальсамон и в объяснении 41-го правила св. Василия Великого . См.: Правила св. отец с толкованиями. Москва: Изд. Московск. Общ. Люб. Дух. Просв., 1884. С. 291; Basilicorum libri LX, t. III, Lipsiae, 1843, p. 166, lib. XXVIII, tit. IV de nuptiis et affectionibus nuptialibus, lib. I. 361 «κοσ τν περ τατα σχολακτων, τι συνοικσιον οδν τερον συνστησιν συνθεια». Patrol. Curs. Compl. ser. graec. Migne, t. LIV. Paris, 1862. in. cap. XXIX Genes, homil. LVI, num. 2, col. 488. – Слово συνθεια, – соответствующее ему латинское consuetude, – привычка, сожительство, ученые издатели творений Златоуста считают более удобным заменить другим словом συνθκη – договор, условие, которому соответствует латинское consensus. Последнее предложение они читают так: Mamrimonium consensu contrahitur, «ut docent iuris consulti». См.: Selecta ex notis Henrici Savilii et Boisii, ibid. 362 См. обстоятельное исследование: Стеллецкий Н. С., свящ. Брак у древних евреев. Киев, 1892. С. 252. 363 «Nuptiae consistere non possunt, nisi consentiant omnes, id est, qui coeunt»... Dig XXIII, t. II, 1. 2 Paul cp.: Dig. XXIII, tit. I de sponsal., 1. XI. 364 Dig XXIII, t. I, 1. XII. – «Тогда же токмо может противитися (дочь отцу), егда будет нравом недостоин и житием срамлен, ему же бо хотят обручити». Кормчая. Зак. Градск., гл. 48, грань 1. 365 Dig. 50, tit. XVII, de diversis regulis iuris antiqui, lib. XXX Ulp. – В позднейшем законодательстве ясно выражена мысль, что согласие на брак должно иметь в основе чувство любви (ξ αρεσκεας). См.: Ecloga 1, I. Чтения в Общ. Люб. Дух. Просв.: Законы греческих императоров в отношении к Церкви после Юстиниана. А. Т. 1877. Ч. 1, с. 604. 367 Беседа LXXIII на Еванг. Матфея. Ч. III, с. 249. – Ср.: Беседа XLVIII на Кн. Бытия. Т. IV. СПб., 1898. Кн. II, с. 537. и Беседа LVI. С. 599. 374 См.: Беседа ХХ на Посл. к Ефесянам. С. 340. – Замечательно, что дурное влияние богатства на семейную жизнь, а равно и печальные последствия браков «по расчету» отмечались и языческими писателями. «Если бы все богатые люди, – говорит Плавт (Aulularia, 434) – брали так же, как и я, дочерей бедных граждан, то в нашем государстве было бы больше согласия, мы бы возбуждали меньше ненависти, а наши жены, удерживаемые страхом наказания, не разоряли бы нас своею расточительностью. Они старались бы хорошими качествами возместить недостаток приданого и поэтому стоили бы больше, чем теперь... Жена с богатым приданым – это бич, это несчастие». Следовательно, зло, против которого борется святитель, было уже застарелым. См.: Гиро, Поль. Исторические чтения. Частная и общественная жизнь Римлян/пер. с франц., под ред. С. Ц. Моравского. СПб., 1899. Гл. II, с. 52, примечание I.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Grigo...

Tischend. Op. cit. pp. 94–112. 938 Περοδοι Θωμ и περοδοι οννου утверждают, что рассеяние совершалось непосредственно после вознесения, по одним сказаниям через 7 л., а по другим чрез 12. Cf. Lipsius Op. cit. Ss. 13. 14. Socrates. Hist. Eccles. I, 19. 942 Augustinus. Tract. in I epist. Johan. (edit. Benedict.); Quaest. Evang. II. 39. Migne. Opera omnia. T. III, p. 2 col. 1352–1353. 943 Lücke. Comment. S. 46. 47. Düsterdieck. Die drei Johan. Briefe, S. CIV-CVI. Huther. Handbuch. S. 28. 29. De-Wette. Op. cit. В. II, S. 399. 949 Nicephorus. Hist. Eccles. I, 3; II, 41. Metaphr. ad Aug. 24. Fortunatus. De Senat. VII. Cf. Climens Alex. Paedag. II, 1. 952 Vigil. Contra Varimadum. I, 5. Migne. Curs. complet. S L. Tom. 62, col. 359. В других местах мы встречаем у Вигилия следующие выражения: „in Joannis Epistola“ (ibid. c. 371), „in Epistola Joannis apostoli“ (ibid. c. 374. 375), „in Canonicos“ (ib. c. 281), „in Ioanne“ (ib. c. 44). 954 По мнению Павлюса (Heidelb Jahrb. S 1071), Ad Parthos­ad Pantas, Вегшейдера (Einleit, in das Evang Joh S. 37), Ветстейна (Einleit. in das N. T. Leipz 1810. B. II, S. 105. 106), ad Parthos­ad Sparsos, по мнению Гизелера (Lehrbuch d. kirchengesch. Bonn. 1844. B. I, Abth. 1, S 139. not. 1), ad Parthos­ad Παρθνουνς. Кроме указанных писателей, пребывание Ап. Иоанна в Парфии отрицают: Дюстердик (Op. cit. S 48), Люкке (Op. cit. S. 18), Баггезен (Op. cit. S 33), Фаррар (Первые дни христ. 4 28 сл.), Полотебнов (Цит. соч. стр. 7), Де-Ветте (Op. cit S. 399), Лампе (Op. cit. р. 48. 1) и мн. друг. 963 Св. Иустин Мученик : „Иоанн один из Апостолов Христа в откровении пророчествовал“. Папий, епископ Иерапольский (Euseb. Hist. Eccles. III, 39). Св. Ириней, епископ Лионский (Advers. Haeres. III, 22, 5 apud. Euseb. III, 23; III, 1, 1 apud Euseb. V, 8; III, 3, 4 apud Euseb. IV, 14; V, 30, 1 apud Euseb. V, 8; V. 33, 3; V. 33, 4). Евсевий (Hist. Eccles. V, 24; V, 20). Свидетельство Евсевия имеет для нас большое значение. Это был образованный, осторожный и проницательный писатель (III, 1); свои свидетельства относительно малоазийского пребывания Ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Леонтий византийский, Против несториан и евтихиан. Лев Великий, письмо XXVIII, к Флавиану, гл. 4. Migne, s. lat. t. LIV, coll. 765–771. 121 Григорий Богослов, слово 29. 122 Василий Великий, письмо 38 и О Св. Духе гл. 17. Migne, s. gr., t. XXXII coll. 323–340, 143–148. Перевод, ч. VI (1892), стр. 85–97; III (1891), 239–243. 123 Дионисий Ареопагит, Об именах Божиих, 2. Григорий Богослов, 1–ое послание к Кледонию. 124 Григорий Богослов, слово, 3, 38, 1–ое послание к Кледонию. 125 Григорий Богослов, 2–ое послание к Кледонию. 126 Григорий Богослов, 1–ое послание к Кледонию. 127 Леонтий Византийский, О сектах, отдел 3–й. 128 Кирилл Александрийский, Апологетик против Феодорита. 129 Леонтий Византийский, О сектах, отдел 7–й. 130 Дионисий Ареопагит, Об именах Божиих, 2. Migne, s. gr., t. III, col. 644. 131 Григорий Богослов, 1–ое послание к Кледонию. 132 Кирилл Александр., Против Нестория, кн. 1. 133 Лев Великий, письмо XXVIII, к Флавиану, гл. 4 Migne, s. lat., t. LIV, col. 768. Василий Великий, письмо 189–ое. Migne, s. gr. t. XXXII, coll. 692 — 696. Перевод Моск. Дух Акад., ч. VII (1892), стр. 24–27. 134 Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, s. gr., t. XCI. col. 289, 292. 135 Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, s. gr., t. XCI col. 301. 136 Максим Исповедник, там же. Migne, 304. 137 Там же. Migne, 304. 138 Григорий Нисский, Антирретик против Аполлинария. 139 Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, 321. 140 Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, 321. 141 Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, 293. 142 Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, 325. 143 Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, 296. 144 Максим Исповедник, Диалог с Пирром, Migne, 312. 145 Григорий Богослов, слово 31. 146 Максим Исповедник, 2–ое послание к Марину. 147 Василий Великий, письмо 38. 148 Максим Исповедник, Диалог с Пирром, Migne, 348–349. 149 Там же. Migne, 336–337. 150 Там же. Migne, 337–340 и 341. 151 Максим Исповедник. Там же. Migne, 340, 341, 344. 152 Иоанн Златоуст, Беседа 1–ая на Деяния Апостолов. Русский перевод Петерб. Дух. Акад., т. IX, кн. 1–ая, стр. 10. 153

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

104 Немезий, О природе человека, 29. Migne, 717—720. Перевод, 146—147. 105 Немезий, О природе человека, 30 и 31, Migne, 720—728. Перевод, 147—150. 106 Немезий, О природе человека, 32. Migne, 728—729. Перевод. 151—152 107 Немезий, О природе человека, 30. Migne, 720—721. Перевод, 147—148. 108 Немезий, О природе человека, 33. Migne, 732. Перевод, 154. 109 Немезий, О природе человека, 39. Migne, 761—764. Перевод, 172—174. 110 Немезий. 41, Migne, 773—776. Перевод, 180—182. 111 Немезий, 42—43, Migne, 780—793. Перевод. 186—193. 112 Немезий, 44. Migne, 813. Перевод, 205. 113 Немезий, 44. Migne, 809—812. Перевод, 203—204. 114 Немезий, 37. Migne. 749—753. Перевод, 166—168. 116 Василий Великий, Слово на Рождество Христово. 117 Максим Исповедник, письмо к Иоанну кубикулярию. Migne, s. gr., t., XCI. 118 Анастасий Синаит, Путеводитель, 9. Леонтий византийский. Против несториан и евтихиан. 119 Леонтий византийский, Против несториан и евтихиан. Лев Великий, письмо XXVIII-oe, к Флавиану, гл. 4. Migne, s. lat. t. LIV, coll. 765—771. 120 Григорий Богослов, слово 29. 121 Василий Великий, письмо 38 и О Св. Духе гл. 17. Migne, s. gr., t. XXXII coll. 323—340, 143—148. Перевод, ч. VI (1892), стр. 85—97; III (1891), 239—243. 122 Дионисий Ареопагит, Об именах Божиих, 2. Григорий Богослов, 1-ое послание к Кледонию. 123 Григорий Богослов, слово, 3, 38, 1-ое послание к Кледонию. 124 Григорий Богослов, 2-ое послание к Кледонию. 125 Григорий Богослов, 1-ое послание к Кледонию. 126 Леонтий Византийский, О сектах, отдел 3-й. 127 Кирилл Александрийский, Апологетик против Феодорита. 128 Леонтий Византийский, О сектах, отдел 7-й. 129 Дионисий Ареопагит, Об именах Божиих, 2. Migne, s. gr., t. III, col. 644. 130 Григорий Богослов, 1-ое послание к Кледонию. 131 Кирилл Александр., Против Нестория, кн. 1. 132 Лев Великий, письмо XXVIII, к Флавиану, гл. 4 Migne, s. lat., t. LIV, col. 768. Василий Великий, письмо 189-ое. Migne, s. gr» t. XXXII, coll. 692—696. Перевод Моск. Дух Акад., ч. VII (1892), стр. 24—27.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

2. Василий Великий, Слово на Рождество Христово. 3. Максим Исповедник, письмо к Иоанну кубикулярию. Migne, s. gr., t., XCI. 4. Анастасий Синаит, Путеводитель, 9. Леонтий византийский. Против несториан и евтихиан. 5. Леонтий византийский, Против несториан и евтихиан. Лев Великий, письмо XXVIII-oe, к Флавиану, гл. 4. Migne, s. lat. t. LIV, coll. 765–771. 6. Григорий Богослов, слово 29. 7. Василий Великий, письмо 38 и О Св. Духе гл. 17. Migne, s. gr., t. XXXII coll. 323–340, 143–148. Перевод, ч. VI (1892), стр. 85–97; III (1891), 239–243. 8. Дионисий Ареопагит, Об именах Божиих, 2. Григорий Богослов, 1-ое послание к Кледонию. 9. Григорий Богослов, слово, 3, 38, 1-ое послание к Кледонию. 10. Григорий Богослов, 2-ое послание к Кледонию. 11. Григорий Богослов, 1-ое послание к Кледонию. 12. Леонтий Византийский, О сектах, отдел 3-й. 13. Кирилл Александрийский, Апологетик против Феодорита. 14. Леонтий Византийский, О сектах, отдел 7-й. 15. Дионисий Ареопагит, Об именах Божиих, 2. Migne, s. gr., t. III, col. 644. 16. Григорий Богослов, 1-ое послание к Кледонию. 17. Кирилл Александр., Против Нестория, кн. 1. 18. Лев Великий, письмо XXVIII, к Флавиану, гл. 4 Migne, s. lat., t. LIV, col. 768. Василий Великий, письмо 189-ое. Migne, s. gr„ t. XXXII, coll. 692 - 696. Перевод Моск. Дух Акад., ч. VII (1892), стр. 24–27. 19. Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, s. gr., t. XCI. col. 289, 292. 20. Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, s. gr., t. XCI col. 301. 21. Максим Исповедник, там же. Migne, 304. 22. Там же. Migne, 304. 23. Григорий Нисский, Антирретик против Аполлинария. 24. Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, 321. 25. Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, 321. 26. Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, 293. 27. Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, 325. 28. Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, 296. 29. Максим Исповедник, Диалог с Пирром, Migne, 312. 30. Григорий Богослов, слово 31. 31. Максим Исповедник, 2-ое послание к Марину. 32. Василий Великий, письмо 38.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/931/...

2. Василий Великий, Слово на Рождество Христово. 3. Максим Исповедник, письмо к Иоанну кубикулярию. Migne, s. gr., t., XCI. 4. Анастасий Синаит, Путеводитель, 9. Леонтий византийский. Против несториан и евтихиан. 5. Леонтий византийский, Против несториан и евтихиан. Лев Великий, письмо XXVIII-oe, к Флавиану, гл. 4. Migne, s. lat. t. LIV, coll. 765771. 6. Григорий Богослов, слово 29. 7. Василий Великий, письмо 38 и О Св. Духе гл. 17. Migne, s. gr., t. XXXII coll. 323340, 143148. Перевод, ч. VI (1892), стр. 8597; III (1891), 239243. 8. Дионисий Ареопагит, Об именах Божиих, 2. Григорий Богослов, 1-ое послание к Кледонию. 9. Григорий Богослов, слово, 3, 38, 1-ое послание к Кледонию. 10. Григорий Богослов, 2-ое послание к Кледонию. 11. Григорий Богослов, 1-ое послание к Кледонию. 12. Леонтий Византийский, О сектах, отдел 3-й. 13. Кирилл Александрийский, Апологетик против Феодорита. 14. Леонтий Византийский, О сектах, отдел 7-й. 15. Дионисий Ареопагит, Об именах Божиих, 2. Migne, s. gr., t. III, col. 644. 16. Григорий Богослов, 1-ое послание к Кледонию. 17. Кирилл Александр., Против Нестория, кн. 1. 18. Лев Великий, письмо XXVIII, к Флавиану, гл. 4 Migne, s. lat., t. LIV, col. 768. Василий Великий, письмо 189-ое. Migne, s. gr t. XXXII, coll. 692 - 696. Перевод Моск. Дух Акад., ч. VII (1892), стр. 2427. 19. Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, s. gr., t. XCI. col. 289, 292. 20. Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, s. gr., t. XCI col. 301. 21. Максим Исповедник, там же. Migne, 304. 22. Там же. Migne, 304. 23. Григорий Нисский, Антирретик против Аполлинария. 24. Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, 321. 25. Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, 321. 26. Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, 293. 27. Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, 325. 28. Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, 296. 29. Максим Исповедник, Диалог с Пирром, Migne, 312. 30. Григорий Богослов, слово 31. 31. Максим Исповедник, 2-ое послание к Марину. 32. Василий Великий, письмо 38.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/931/...

1472 Григорий Назианзен не находит слов, чтобы восхвалить его ученость, богословские познания и нравственные качества (См. Надгробное слово Василию, Or. 43. Migne, gr. s., t. 36, p. 493 sqq.). Григорий Нисский , младший брат Василия, называет его своим отцом и учителем (см. напр. In hexaëm. Migne, gr. s., t. 44, 61; de hom. opif.. ibid., 125; с. Eunom., I; Migne, t. 45, 273 и др.). В области догматической терминологии оба они действительно были учениками Василия (относительно Григория нисского см. ер. 38. Gregorio fratri, Migne, gr. s., t. 32, 326 sqq., письмо с подобным содержанием к Григорию Богослову не сохранилось; упоминание о нем см. ер. 7, Migne, ibid., p. 245), превзошедшими его, однако, в богословском творчестве. 1473 Филосторгий «дар красноречия» отмечает, как отличительную особенность Василия ( Βασλειος δ πανηγυρσαι λαμπρτατος ν). Migne, gr. s., t. 65, p. 628). 1474 Из не совсем ясных слов Григория Богослова о кесарийских монахах: «для них было тягостно, что презирается их могущество оскорбленное и отринутое (Or. 43. Migne, gr. s, t. 36, p. 533)» можно заключить, что ссора с Евсевием произошла потому, что монахи кесарийские были недовольны отношением к ним Евсевия и желали иметь своим епископом Василия. И действительно, по своем возвращении Василий сделался фактически правителем кесарийской церкви (ibid.). 1476 Григория Богослова Василий приглашал в Кесарию, не упоминая о выборах, но ссылаясь на болезнь: «притворился, что болен, находится при последнем издыхании (Ер. ad Bas., 40, Migne, gr. s., t. 37, c. 81)». Оскорбленный Григорий возвратился с дороги. Отец его (тоже Григорий) также не был предуведомлен о предстоящих выборах (Ер. 43; Migne, gr. s., t. ibid., с. 81). 1477 Это видно из забот Григория старшего собрать надлежащее число епископов (см. ерр. 43. 44; Migne, ibid.). 1478 «В предлог поставлялось попечение о душах, а истинным побуждением было любоначалие (Greg. Naz. De se ipso; Migne, gr. s., ibid., с. 1059)». 1479 Greg. Naz. or. 43 (Migne, ibid., p. 572). Отсюда видно, что и великие люди иногда спускаются до человеческих слабостей. Ср. Greg. ер.32: «я не увлекся епископским духом, не вооружаюсь вместе с вами, чтобы драться, как дерутся между собою псы за брошенный кусок (ad Bas. 49. Migne, ibid., с. 101).

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

---. John Chrysostom. “Adversus judaeos.” In Opera omnia. Edited by J.-P. Migne. Patrologiae Cursus Completus; Series Graeca. vol. 48. Paris: Migne, 1863. ---. “Catechesis ultima ad baptisandos.” In Varia graeca sacra. Edited by A. Papadopoulos-Kerameus. St. Petersburg: Kirschbaum, 1909. ---. “In Genesim (homiliae 1–67).” In Opera omnia. Edited by J.-P. Migne. Patrologiae Cursus Completus: Series Graeca, vol. 53. Paris: Migne, 1865. ---. “In Genesim (sermones 1–9).” In Opera omnia. Edited by J.-P. Migne. Patrologiae Cursus Completus; Series Graeca, vol. 54. Paris: Migne, 1865. ---. “In Joannem (homiliae 1–88).” In Opera omnia. Edited by J.-P. Migne. Patrologiae Cursus Completus; Series Graeca, vol. 59. Paris: Migne, 1865. John of Damascus. “Expositio fidei.” In Die Schriften des Johannes von Damaskos. Edited by B. Kotter. Pacristische Texte und Studien, vol. 2. Berlin: De Gruyter, 1973. Justin Martyr. “Dialogus cum Tryphone.” In Die altesten Apologeten. Edited by E. J. Goodspeed. Gottingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1915. Leander of Seville. “De institutione virginum et contemptu mundi.” In Patrologiae Cursus Completus, Series Latina, vol. 72. Edited by J.-P. Migne. Paris: Migne, 1865. ---. Letter to Diognetus. “Epistula ad Diognetum.” In A Diognete, 2nd ed. Edited by H.-I. Marrou. Sources Chretiennes, vol. 33. Paris: Cerf, 1965. Marius Victorinus. “Adversus Arium.” In Marii Victorini opera. Edited by Paul Henry and Peter Hadot. Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum, vol. 83, pt. 1. Vienna, Austria: Hoelder-Pichler-Tempsky, 1971. Maximus the Confessor. “Ambiguorum liber.” In Patrologiae Cursus Completus, Series Graeca, vol. 91. Edited by J.-P. Migne. Paris: Migne, 1860. Maximus of Turin. “Collectio sermonum antiqua.” In Maximi episcopi Taurinensis sermones. Edited by Almut Mutzenbecher. Corpus Christianorum, Series Latina, vol. 23. Turnhout, Belgium: Typographí Brepols Editores Pontificii, 1962. Nemesius of Emesa. “De natura hominis.“ In Nemesius of Emesa. Edited by B. Einarson. Corpus Medicorum Graecorum (in press).

http://azbyka.ru/otechnik/Endryu-Laut/ge...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010