Медальоны с образами апостолов соединены лентой растительного орнамента в виде побегов аканфа. С сев. стороны арки сверху вниз располагались изображения апостолов Павла (поврежденное), Андрея, Матфея, Фаддея, Марка, Фомы, с юж. стороны в 2 верхних несохранившихся медальонах - вероятно, Петра и Иоанна и затем Филиппа (образ сохр. наполовину), Луки (плохой сохранности), Иакова и Варфоломея. В зените арки должен был быть 13-й медальон, в к-ром могла размещаться хризма. Каждое изображение сопровождает разделенная на 2 столбца надпись с именем. Все апостолы представлены на синем фоне, облачены в разноцветные хитоны и гиматии; евангелисты держат в руках Евангелия. Иконография образов апостолов в К. ц. соответствует сложившейся к VI в. традиции (ср. мозаики ц. Сан-Витале в Равенне, базилики мон-ря вмц. Екатерины на Синае и др.). Сочетание изображений апостолов с центральной композицией, вероятно, восходит к переработанной раннехристианской иконографии «Вознесения» - «Второго пришествия». О том, что такие алтарные композиции были, свидетельствуют ампулы Монцы 1, 10, 11 и Боббио 13 (согласно нумерации А. Грабара - Grabar A. Les ampoules de Terre Sainte: Monza, Bobbio. P., 1958), римские мозаики (ц. Сан-Венанцио, VII в.), фрески Бауита (VI в.), коптская ткань из Музея искусств в Кливленде (VI в.). Последняя особенно близка по смыслу к мозаике К. ц.: верхнее поле занимают фигуры ангелов, возносящих мандорлу с Христом, ниже помещен образ Богородицы с Младенцем на троне и с архангелами, на нижнем и на боковых полях представлены апостолы ( Megaw, Hawkins. 1977. Р. 73, 76). Если эта ткань действительно воспроизводит некую алтарную композицию, то понятно, почему на ее верхнем поле нет медальонов с апостолами. Верхняя часть композиции (с возносящимся Христом) очень подходит для оформления триумфальной арки над апсидой, и, вероятно, именно такой сюжет украшал триумфальную арку в К. ц. Т. о., апостолы на мозаике К. ц. присутствуют и как свидетели Боговоплощения, и, возможно, как свидетели Вознесения и пророчества о Втором пришествии.

http://pravenc.ru/text/1470187.html

1427. Vol. 26. P. 263-278; он же (Брунов Н. И.) Архитектура Константинополя IX-XII вв.//ВВ. 1949. Т. 2. С. 160-169; Macridy Th., Mango C. The Monastery of Lips (Fenari Isa Camii) at Istanbul//DOP. 1964. Vol. 18. P. 249-315; Mango C., Hawkins J. W. Additional Notes//Ibid. P. 299-315; iidem. Additional finds at Fenari Isa Camii, Istanbul//Ibid. 1968. Vol. 22. P. 177-184; Macridy Th. The Monastery of Lips and the Burials of the Palaeologi//Ibid. 1964. Vol. 18. P. 253-277; Megaw A. H. S. The Original Form of the Theotokos Church of Constantine Lips//Ibid. P. 279-298; Krautheimer R. Early Christian and Byzant. Architecture. Harmondsworth, 1965. P. 261-262; Mango C. The Byzantine Architecture. N. Y., 1976, 19852. P. 110-112, 148-153; Mathews Th. F. The Byzantine Churches of Istanbul: A photographic survey. Univ. Park (PA), 1976. P. 322-345; M ü ller-Wiener W. Bildlexikon zur Topographie Istanbuls: Byzantion, Konstantinupolis, Istanbul bis zum Beginn des. 17. Jh. Tüb., 1977. S. 126-131; Mathiopoulos-Tornaritos E. Zur Technik der Hagia Eudokia aus dem Lips-Kloster (Fenere Isa Camii)//Akten XVI. Intern. Byzantinistekongresse, Wien 4.-9. Okt. 1981. W., 1982. Bd. 2. Tl. 5. S. 61-72; Majeska G. P. Russian Travelers to Constantinople in the 14th and 15th Cent. Wash., 1984. P. 309-312; Firatl í N. La sculpture byzantine figurée au Musée Archéologique d " Istanbul: Cat. P., 1990; Cutler A., Talbot A. M. Lips Monastery//ODB. 1991. Vol. 2. P. 1233; Gerstel S. E. J. Saint Eudokia and the Imperial//The Art Bull. N. Y., 1997. Vol. 79. 4. P. 699-707; eadem. Icon with Saint Eudokia//The Glory of Byzantium: Art and Culture of the Middle Byzantine Era, A. D. 843-1261. N. Y., 1997. P. 42-43; Talbot A. M. Typikon of Theodora Palaiologina for the Convent of Lips in Constantinople//Byzantine Monastic Foundation Documents: A Compl. Transl. of the Surviving Founders " Typika and Testaments/Ed. J. Thomas, A. Constantinides. Wash., 2000. P. 1254-1286; A Lost Art Rediscovered: The Architectural Ceramics of Byzantium/Ed.

http://pravenc.ru/text/2110542.html

1965/1966. Σ. 160). К зап. и юж. портикам были пристроены комнаты. В середине зап. портика находился вход, оформленный 2 каменными колоннами. Др. вход был устроен в вост. углу юж. портика. К югу от диаконника начиналась лестница, к-рая вела на хоры. Базилика была разрушена во время араб. набегов в сер. VII в. После этого была воздвигнута апсида в вост. конце прохода, к-рый вел в баптистерий, и это помещение было превращено в парекклисион. Первоначально парекклисион имел деревянную крышу, а затем был сооружен свод. Для св. престола была приспособлена перевернутая база одной из колонн базилики. При устройстве темплона были использованы фрагменты темплона разрушенной базилики. Парекклисион действовал до IX в., а затем был заброшен. Базилика Пресв. Богородицы Канакарии. Кон. V в., кон. XV — нач. XVI в. Базилика Пресв. Богородицы Канакарии. Кон. V в., кон. XV — нач. XVI в. Возведенная из крупных квадров 3-нефная базилика Пресв. Богородицы Канакарии кон. V в. (см. подробнее в ст. Канакарии Пресв. Богородицы церковь ) перестраивалась неск. раз: ок. 526-530 гг. здание отремонтировано после землетрясения, неф отделен от вимы триумфальной аркой; в нач. VIII в. колоннады были заменены аркадами на столбах с пилястрами, над вимой было возведено высокое перекрытие - либо стропильное, либо купольное; в XII в. был пристроен нартекс, храм получил сводчатые перекрытия над вимой (низкий купол неправильной формы на парусах) и нефами (цилиндрические своды), над центральной частью главного нефа был возведен купол на парусах; в кон. XV - нач. XVI в. переделаны главный купол, барабан и подпружные арки; в 1779 г. возведен новый купол, заштукатурены части стен и отремонтирована зап. стена с главным порталом ( Megaw, Hawkins. 1977. P. 11-36). В результате церковь приобрела форму крестово-купольного храма с 3-сторонним обходом, перекрытым цилиндрическими сводами, крыльцом с южной стороны и маленькой звонницей над сев.-зап. углом. Эта церковь знаменита мозаикой (ок. 526-530) в конхе, от которой частично сохранилось изображение Богоматери с Младенцем и предстоящего архангела и орнаментальный пояс с погрудными образами апостолов (Ibid.

http://pravenc.ru/text/1681133.html

живописи проявился на К. в связи с деятельностью иером. Каллиника Ставровуниота (1920-2011). В 1962 г. архиеп. Макарий III отправил его на обучение в Афины к Ф. Кондоглу , с именем к-рого связано возрождение т. н. визант. стиля в Греции. Помимо написания икон иером. Каллиник занимался и монументальной живописью (наиболее известны его росписи малого синодикона архиепископской резиденции в Никосии (1982), и кафоликона монастыря Ставровуни (1987)). Византийское направление получило широкое распространение на К. благодаря многочисленным ученикам и последователям иером. Каллиника Ставровуниота. На К. работает также др. ученик Кондоглу - Георгиос Георгиу (род. в 1940), расписавший собор Киккского мон-ря, церкви ап. Андрея Первозванного и свт. Нектария Эгинского в Плати, свт. Николая Чудотворца в Энгоми и мн. др. Некоторые кипрские художники обучались иконописи у учеников Кондоглу: у Я. Карузоса - священники Андрей Папаристодиму (род. в 1923) и Елевферий Христодулу (1938-2006), у братьев В. и Н. Лепурасов - архим. Симеон (Симеу; род. в 1948), игум. мон-ря вмч. Георгия Победоносца Мавровуниу, который в свою очередь имеет многочисленных учеников, среди которых - Х. Эпаминондас, свящ. Иоанн Каллис, Нектарий, еп. Арсинойский, Г. Петру, М. Куллепос, А. Адаму, архим. Евмений (Сииппис) и его брат А. Сииппис, К. Герасиму (также известен как реставратор), М. Матфеу, диак. Кириак Папаиоаким, П. Фотиу, М. Хадзимихаил, Т. Христофис, М. Ставрину. Одна из крупнейших на К. мозаичных мастерских была организована братьями Йоргосом (род. в 1956) и Алкисом (1957-2009) Кеполасами, в числе их сотрудников - мозаичисты Н. Христодулидис, К. Христу и др. На К. также работали художники и мозаичисты из др. стран: братья Х. и П. Вулгарисы, П. Сарфатис, С. Яннудис из Греции, братья М. и Г. Морошаны из Румынии, иером. Амвросий (Горелов) из России и др. Лит.: Megaw A. H. S., Hawkins E. J. W. The Church of the Holy Apostles at Perachorio, Cyprus, and Its Frescoes//DOP. 1962. Vol. 16. P. 277-348; iidem. The Church of the Panagia Kanakariá at Lythrankomi in Cyprus: Its Mosaics and Frescoes.

http://pravenc.ru/text/1684690.html

Та же иконографическая схема с наименованием К. и. встречается в клейме на иконе Божией Матери «Неопалимая Купина» (празднование 9 июля) с чудотворными образами Пресв. Богородицы иконописца Кукина (1894, собр. В. А. Бондаренко): в 9-м ряду (справа от центрального образа) в поясном изводе Божия Матерь держит обеими руками полулежащего Младенца, облачение Которого составляют покрывающие ножки золотистые ризы и красное препоясание поверх обнаженного тела. О целительной силе таких икон свидетельствуют предания о К. и. в нижегородской ц. во имя св. Иоанна Предтечи, что на Слободке, по молитвам перед которой прекратилась моровая язва в 1771 г. ( Поселянин Е. Сказание о чудотворных иконах Богоматери и о Ее милостях роду человеческому. Коломна, С. 279). Лит.: Покровский Н. В. Сийский иконописный подлинник. СПб., 1895-1898. 4 вып.; Смирнов Я. И. Христианские мозаики Кипра//ВВ. 1897. Т. 4. С. 1-93; Белоброва О. А. Кипрский цикл в древнерус. лит-ре. Л., 1972; она же. Об иконах «Богоматерь Кипрская» и «Богоматерь Киккская» в рус. культуре XVII - нач. XVIII в.// Она же. Очерки рус. худож. культуры XVI-XX вв. М., 2005. С. 315-323; Поздеева И. В. Вновь найденный сборник Симеона Моховикова с гравюрами Г. П. Тепчегорского//Народная гравюра и фольклор в России XVII-XIX вв. М., 1976. С. 175-198; Megaw A. H. S., Hawkins E. J. W. The Church of the Panagia Kanakaria at Lythrankomi in Cyprus: Its Mosaics and Frescoes. Wash., 1977. P. 161-170. (DOS; 14); Bentchev I. Bibliographie der Gottesmutterikonen. Bonn, 1992. S. 173; «Пречистому образу Твоему поклоняемся…»: Образ Богоматери в произведениях из собр. Русского музея. СПб., 1995; Кочетков И. А. Свод чудотворных икон Богоматери на иконах и гравюрах XVIII-XIX вв.//Чудотворная икона в Византии и Др. Руси/Ред.-сост.: А. М. Лидов. М., 1996. С. 404-420; он же. Словарь иконописцев; Красилин М. М. Икона «Богоматерь Неопалимая купина с чудотворными иконами Богоматери»//«И по плодам узнается древо»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. Кат. 63. С. 540-544; Кобяк Н. А., Зименко Е. В., Шульгина Э. В. Новые данные о сборниках «Солнце пресветлое»//Вестн. РГНФ. М., 2010. Вып. 3(60). С. 140-149; Толстая Т. В. Визант. и западноевроп. истоки иконографии иконы «Богоматерь Кипрская» из Успенского собора Моск. Кремля//Византия и визант. наследие в России и в мире: Тез. докл. ХХ Всерос. науч. сессии византинистов (Москва, 3-6 июня 2013 г.). М., 2013. С. 246-249. О. В. Лосева, М. А. Маханько,Н. А. Кобяк

http://pravenc.ru/text/1684772.html

Лит.: Megaw A. H. S. Three Vaulted Basilicas in Cyprus//JHS. 1946. Vol. 66. P. 48-56; idem. Byzantine Architecture and Decoration in Cyprus: Metropolitan or Provincial//DOP. 1974. Vol. 28. Р. 57-88; Stylianou A. and J. The Painted Churches of Cyprus. Cyprus, 1964. L., 1985. Nicosia, 1997 2; Papageorghiou A. Masterpieces of the Byzantine Art of Cyprus. Nicosia, 1965; idem. ( Παπαγεωργου Α. ). Η Παλαιοχριστιανικ κα Βυζαντιν Τχνη τς Κπρου//Απστολος Βαρνβας. Λευκωσα, 1965/1966. Τ. 26/27. Ν 5/6. Σ. 159-160; idem. Η Παλαιοχριστιανικ κα Βυζαντιν Αρχαιολογα κα Τχνη ν Κπρ κατ τ τη 1965-1966//Ibid. 1968. Τ. 29. Ν 5/6. Σ. 153-158; Ν 7/8. Σ. 231, 235; idem. Η Παλαιοχριστιανικ κα Βυζαντιν Αρχαιολογα κα Τχνη ν Κπρ κατ τ τη 1967-1968//Ibid. 1969. Τ. 30. Ν 5/6. Σ. 153-156; Ν 9/10. Σ. 280-288; idem. L " architecture paléochrétienne de Chypre//Corsi di cultura sull " arte ravennate e bizantina. Ravenna, 1985. Vol. 32. P. 299-324; idem. L " architecture de la période byzantine à Chypre//Ibid. P. 325-335; Megaw A. H. S., Hawkins E. J. W. A Fragmentary Mosaic of the Orant Virgin in Cyprus//Actes du XIVe Congrès Intern. des Études Byzantines. Bucarest, 1976. Т. 3. P. 363-366; iidem. The Church of the Panagia Kanakariá at Lythrankomi in Cyprus: Its Mosaics and Frescoes. Wash., 1977. (DOS; 14); Taylor J., Megaw A. H. S. Excavations at Ayos Philon, the Ancient Carpasia. Pt. 2: The Early Christian Buildings//Report of the Department of Antiquities, Cyprus. Nicosia, 1981. Р. 209-250; Enlart C. Gothic Art and the Renaissance in Cyprus. L., 1987. P. 304-314; Michaelides D. Cypriot Mosaics. Nicosia, 1992 2; Κοκκινφτας Κ. Κυκκτικα μελετματα. Λευκωσα, 1997. Σ. 205; idem. Η Ιερ Μον Αποστλου Ανδρα Καρπασας. Λευκωσα, 2009; Γκιολς Ν. Η χριστιανικ τχνη στην Κπρο. Λευκωσα, 2003; Ηλιδης Ι. Α. Η Κυπροαναγεννησιακ ζωγραφικ στη χερσνησο της Καρπασας//Καρπασα: Πρακτικ Α επιστημονικο συνεδρου «Ες γην των Αγων και των Ηρων»/Επ. Π. Παπαγεωργου. Λεμεσς, 2010. Σ. 461-476; Παπαγιννης Τ., Σμγας Α. Εκκλησες και εξωκλσσια Καρπασας//Ibid. Σ. 163-178; Χατζηχριστοφ Θ. Τα ψηφιδωτ δπεδα των Πρωτοβυζαντινν Βασιλικν της Καρπασας//Ibid. Σ. 147-162; Χοτζκογλου Χ. Γ. Η εντοχια μνημειακ διακσμηση στους ναος της Καρπασας//Ibid. Σ. 421-460.

http://pravenc.ru/text/1681133.html

1960. Bd. 53. S. 322-327; Jacoby D. La population de Constantinople à l " époque byzantine//Byz. 1961. T. 31. P. 81-110; idem. Les quartiers des juifs de Constantinople à l " époque byzantine//Ibid. 1967. T. 37. P. 167-227; M ü ller-Wiener W. Zur Frage der Stadtbefestigung von Byzantion//Bonner Jahrbücher. 1961. Bd. 161. S. 165-175; idem. Entwicklung und Gestalt der Stadt Istanbul/Seminarleitung - W. Müller-Wiener. [Ркп.] Istanbul, 1974; idem. Bildlexikon zur Topographie Istanbuls. Tüb., 1977; Византийская книга Эпарха/ред.: М. Я. Сюзюмов. М., 1962; Mateos. Typicon. 1962-1963; Notitia Dignitatum/Ed. O. Seeck. Fr./M., 1962r; Megaw A. H. S. Notes on Recent Work of the Byzantine Institute in Istanbul//DOP. 1963. Vol. 17. P. 222-371; Sherrard P. Konstantinopel: Bild einer heiligen Stadt. Freiburg i. Br., 1963; idem. Constantinople: Iconography of a Sacred City. L., 1965; Vryonis S., Jr. Byzantine Δημοκρατα and the Guilds in the XIth Cent.//DOP. 1963. Vol. 17. P. 289-314; Франчес Э. Народные движения осенью 1354 г. в Константинополе и отречение Иоанна Кантакузина//ВВ. 1964. Т. 25. С. 142-147; Macridy T., Megaw A. H. S., Mango C., Hawkins E. J. W. The Monastery of Lips (Fenari Isa Camii) at Istanbul//DOP. 1964. Vol.18. P. 249-315; Beck H.-G. Konstantinopel: Zur Sozialgeschichte einer früh-mittelalterlichen Hauptstadt//BZ. 1965. Bd. 58. S. 11-45; Kleiss W. Topographisch-archäologischer Plan von Istanbul. Tüb., 1965; idem. Neue Befunde zur Chalkopratenkirche in Istanbul//IstMitt. 1965. Bd.15. S. 149-167; idem. Grabungen in Bereich der Chalkopratenkirche in Istanbul, 1965//Ibid. 1966. Bd. 16. 217-240; Geanakoplos D. J. Church Building and «Caesaropapism», AD 312-565//GRBS. 1966. Vol. 7. P. 167-186; Istanbul: Geschichte und Entwicklung der Stadt/Hrsg. K. Bachteler. Ludwigsburg, 1967; Brand C. M. Byzantium Confronts the West, 1180-1204. Camb., 1968; Fenster E. Laudes Constantinopolitanae. Münch., 1968; Frances E. Constantinople byzantine aux XIV et XV siècles//RESEE. 1969. T. 7.

http://pravenc.ru/text/2057122.html

250 Eusebius. Onomasticon. Ed. E.Klostermann. Lpz., 1904 (Die griechischen christlichen Schriftsteller der ersten drei Jahrhunderte, Bd. 11, Eusebius Werke, Bd. III) c лат. перевод св. Иеронима; ср. также: Wilkinson J. Jerusalem Pilgrims, p. 1–2, 47–52 (отрывки из письма Бл. Иеронина к Евстохии: ed. I.Hilberg. Leipzig-Vienna, 1912, S.306–351). 251 Об этом открытии см.: Mango C. The Art of the Byzantine Empire, p.34–35; Wenger A. L’Assomption de la Tres Sainte Vierge dans la tradition byzantine du VIe au Xe siecle. P., 1955. почитании Богоматери и ee реликвий жителями Константинополя см.: Catneron Αν. The Cult of the Theotokos in Sixth Century Constantinople//Journal of Theological Studies. N.S., vol 29, 1978, p.79–108 252 Об образе, попавшем к царю Авгарю, см.: Cameron А. The Sceptic and the Shroud; o «нерукотворном» образе Камулианы см.: Mango C. The Art of the Byzantine Empire, p. 114–115. 253 Примеры божественного руководства художником см. в кн.: Mango C. The Art of the Byzantine Empire, p.l44–145. O мозаике Панагии Ангелоктисты («выполненной ангелами») в Кити на Кипре см.: Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. В 2-х т. СПб., 1914, т.1, с.231–240; Megaw A.H.S., Hawkins E.J.W. The Church of the Panagia Kanikaria at Lythrankomi, Cyprus. Mosaics and Frescoes. Washington, 1975, p.l68–169. 254 Ladner G.B. Ad Imaginem Dei. The Image of Man in Medieval Art. Wimmer Lecture. 1962. Latrobe, Pennsylvania, 1965. 255 См. примеры, которые приводят патриарх Герман (PG, t.98, coi. 185) и Феодор, епископ Мирский (Mansi J.D. Sacrorum Conciliorum Nova et Amplissima Collectic. 53 vols. Florence, 1759–1798, repr.r in Paris-Leipzig, 1901–1927 (далее: Mansi J.D. Sacrorum, t. XIII, col.33c–d). Многочисленные подтверждения содержатся и в «Житии св. Артемия», изданном А. Пападопуло-Керамевсом (Varia Graeca Sacra. СПб., 1909; опубликовано также в: «Записки историко-филологического факультета Императорского Санкт-Петербургского университета». Т.95, СПб., 1909). Ср. примеч. 28 и 39 ниже. 256

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

Палеографический анализ мозаичных надписей показал, что к их созданию были причастны 4 мастера, двое из к-рых принимали участие в украшении мозаиками ц. св. Апостолов в Фессалонике (1310-1314) и кафоликона мон-ря Хора ( Τροπκου. 2016. Σ. 121-139, 173-178). Ист.: Crusius M. Turcograeciae Libri Octo. Basiliae, 1584; Schweigger S. Ein newe Reyssbeschreibung auss Teutschland Nach Constantinopel und Jerusalem. Nürnberg, 1608. S. 120-121; Breuning vom Buchenbach H. J. Orientalische Reyss. Strasbourg, 1612. S. 67; Gerlach S. Tage-Buch. Fr./M., 1674; Manuel Philes. Carmina/Ed. E. Miller. P., 1855-1857. 2 vol. Лит.: Кондаков Н. П. Византийские церкви и памятники К-поля//Тр. VI Археол. съезда в Одессе (1884). Од., 1887. Т. 3. С. 207-209; Underwood P. A. Notes on the Work of the Byzant. Institute in Istanbul, 1954//DOP. 1956. Vol. 9/10. P. 298-299; idem. Notes on the Work of the Byzant. Institute in Istanbul, 1957-1959//Ibid. 1960. Vol. 14. P. 215-219; Megaw A. H. S. Notes on Recent Work of the Byzantine Institute in Istanbul//Ibid. 1963. Vol. 17. P. 367-371; Mango C., Hawkins E. J. W. Report on Field Work in Istanbul and Cyprus, 1962-1963//Ibid. 1964. Vol. 18. P. 319-340; Schreiner P. Eine unbekannte Beschreibung der Pam-makaristoskirche (Fethiye Camii) und weitere Texte zur Topographie Konstantinopels//Ibid. 1971. Vol. 25. P. 219-241; Belting H. et al. The Mosaics and Frescoes of St. Mary Pammakaristos (Fethiye Camii) at Istanbul. Wash., 1978; Γκιολες Ν. Οι ψηφιδωτς εικνες του Οικουμενικο Πατριατχεου και οι αναθτες τους//ΔΧΑΕ. 1993/1994. Τ. 17. Σ. 249-258; Stichel R. H. W. «Vergessene Portraits» spätbyzantinischer Zeit: Zwei frühpalaiologische kaiserliche Familienbildnisse im Peribleptos- und Pammakaristoskloster zu Konstantinopel//Mitteilungen zur spätantiken Archaologie und byzant. Kunstgeschichte. Wiesbaden, 1998. Bd. 1. S. 75-103; V é l é nis G. L " église Panagia Olympiotissa et la chapelle de Pammacaristos//Зограф. 1998/1999. 27. С. 103-112; Effenberger A. Zur Restaurierungstätigkeit des Michael Dukas Glabas Tarchaneiotes im Pammakaristoskloster und zur Erbauungszeit des Parekklesions//Там же. 2006/2007. 31. С. 79-94; idem. Zu den Gräbern in der Pammakaristoskirche//Byz. 2007. Vol. 77. P. 170-196; Ryder C. E. Micromosaic Icons of the Late Byzant. Period: Diss. N. Y., 2007. P. 16, 214-219; Τροπκου Ν. Η ελληνικ γραφ των εντοχιων ψηφιδωτν της στερης βυζαντινς περοδου: Διδακτορικ διατριβ. Θεσ., 2016.

http://pravenc.ru/text/2578782.html

На мозаике на золотом фоне была изображена Богоматерь «Оранта» (без Предвечного Младенца на лоне). Голова, левая рука и плечо утрачены (местные жители разбирали тессеры, считая, что они обладают целительными свойствами). В юж. части апсиды остался фрагмент нижней части фигуры архангела. Хитон выполнен тессерами 4 оттенков синего цвета, а омофор - неск. оттенков пурпурного. Белые и розовые мраморные тессеры, к-рыми выложены ладонь и фрагменты щеки и шеи, такие же мелкие, как и в мозаике ц. Ангелоктисты. Миго датирует эту мозаику 1-й пол. VII в. ( Megaw. 1974. Р. 76; Megaw, Hawkins. 1974. P. 366; с ним согласны С. Софоклеус ( Sophocleous S. Icons of Cyprus, 7th-20th Cent. Nicosia, 1994. P. 12), Н. Гиолес ( Γκιολς. 2003. Σ. 35) и др.); Папагеоргиу - нач. VII в. ( Π[απαγεωργου] Α. Κυρς Παναγας εκκλησα//Ibid. 1988. Τ. 8. Σ. 113-114). А. и Дж. Стилиану, Н. Хадзидаки и ряд др. исследователей считают ее более древней и относят к VI в. ( Stylianou. 1997. Р. 52; Χατζηδκη Ν. Βυζαντιν ψηφιδωτ. Αθνα, 1994. Σ. 17). До 1974 г. в куполе сохранялся фрагмент изображения Христа Пантократора. Остатки фресок (голова свт. Василия Великого в апсиде, ап. Лука в сев.-вост. парусе, фрагменты 2 ангелов в барабане) были частично уничтожены турками в 1982 г. Миго, Хокинс и Стилиану относят их к XIII в. ( Megaw, Hawkins. 1974. P. 364; Stylianou. 1997. Р. 52), Илиадис датирует изображения ангелов XIV в., а ап. Луки - 1-й пол. XVI в. ( Ηλιδης. 2010. Σ. 468). Церковь вмч. Георгия Победоносца в Афендрике. 2-я пол. VII–VIII в. Церковь вмч. Георгия Победоносца в Афендрике. 2-я пол. VII–VIII в. Полуобрушившуюся однонефную купольную церковь вмч. Георгия Победоносца в Афендрике с 2 апсидами Папагеоргиу датировал началом средневизант. периода, т. е. 2-й пол. VII-VIII в. ( Π[απαγεωργου] Α. Αφντρικα//ΜΚΕ. 1985. Τ. 3. Σ. 79), Миго - временем вскоре после освобождения Кипра от арабов (965) ( Megaw. 1946. P. 56). Кроме этого храма на Кипре известна еще одна церковь с двойной апсидой - вмч. Георгия Победоносца в Хулу ( Papageorghiou. L " architecture de la période byzantine. 1985. P. 331-332). Сохранились сев. стена и сев. апсида, часть барабана, юж. стены и юж. апсиды. Храм имеет достаточно специфическое устройство: это купольный зал, укороченный по оси «запад-восток», к к-рому примыкают 2 апсиды. Купол с барабаном подквадратной формы опирается через ступенчато повышающиеся подпружные арки на 4 далеко выступающие пилястры с простыми капителями; под конхой и сводом вимы имеются карнизы. Ее кладка сходна с кладкой близлежащих базилик Афендрики. Купол, как и в базиликах, поддерживают поперечные арки. От пристроенного в более позднее время нартекса с 2 апсидами остался только фундамент.

http://pravenc.ru/text/1681133.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010