Медальоны с образами апостолов соединены лентой растительного орнамента в виде побегов аканфа. С сев. стороны арки сверху вниз располагались изображения апостолов Павла (поврежденное), Андрея, Матфея, Фаддея, Марка, Фомы, с юж. стороны в 2 верхних несохранившихся медальонах - вероятно, Петра и Иоанна и затем Филиппа (образ сохр. наполовину), Луки (плохой сохранности), Иакова и Варфоломея. В зените арки должен был быть 13-й медальон, в к-ром могла размещаться хризма. Каждое изображение сопровождает разделенная на 2 столбца надпись с именем. Все апостолы представлены на синем фоне, облачены в разноцветные хитоны и гиматии; евангелисты держат в руках Евангелия. Иконография образов апостолов в К. ц. соответствует сложившейся к VI в. традиции (ср. мозаики ц. Сан-Витале в Равенне, базилики мон-ря вмц. Екатерины на Синае и др.). Сочетание изображений апостолов с центральной композицией, вероятно, восходит к переработанной раннехристианской иконографии «Вознесения» - «Второго пришествия». О том, что такие алтарные композиции были, свидетельствуют ампулы Монцы 1, 10, 11 и Боббио 13 (согласно нумерации А. Грабара - Grabar A. Les ampoules de Terre Sainte: Monza, Bobbio. P., 1958), римские мозаики (ц. Сан-Венанцио, VII в.), фрески Бауита (VI в.), коптская ткань из Музея искусств в Кливленде (VI в.). Последняя особенно близка по смыслу к мозаике К. ц.: верхнее поле занимают фигуры ангелов, возносящих мандорлу с Христом, ниже помещен образ Богородицы с Младенцем на троне и с архангелами, на нижнем и на боковых полях представлены апостолы ( Megaw, Hawkins. 1977. Р. 73, 76). Если эта ткань действительно воспроизводит некую алтарную композицию, то понятно, почему на ее верхнем поле нет медальонов с апостолами. Верхняя часть композиции (с возносящимся Христом) очень подходит для оформления триумфальной арки над апсидой, и, вероятно, именно такой сюжет украшал триумфальную арку в К. ц. Т. о., апостолы на мозаике К. ц. присутствуют и как свидетели Боговоплощения, и, возможно, как свидетели Вознесения и пророчества о Втором пришествии.

http://pravenc.ru/text/1470187.html

1965/1966. Σ. 160). К зап. и юж. портикам были пристроены комнаты. В середине зап. портика находился вход, оформленный 2 каменными колоннами. Др. вход был устроен в вост. углу юж. портика. К югу от диаконника начиналась лестница, к-рая вела на хоры. Базилика была разрушена во время араб. набегов в сер. VII в. После этого была воздвигнута апсида в вост. конце прохода, к-рый вел в баптистерий, и это помещение было превращено в парекклисион. Первоначально парекклисион имел деревянную крышу, а затем был сооружен свод. Для св. престола была приспособлена перевернутая база одной из колонн базилики. При устройстве темплона были использованы фрагменты темплона разрушенной базилики. Парекклисион действовал до IX в., а затем был заброшен. Базилика Пресв. Богородицы Канакарии. Кон. V в., кон. XV — нач. XVI в. Базилика Пресв. Богородицы Канакарии. Кон. V в., кон. XV — нач. XVI в. Возведенная из крупных квадров 3-нефная базилика Пресв. Богородицы Канакарии кон. V в. (см. подробнее в ст. Канакарии Пресв. Богородицы церковь ) перестраивалась неск. раз: ок. 526-530 гг. здание отремонтировано после землетрясения, неф отделен от вимы триумфальной аркой; в нач. VIII в. колоннады были заменены аркадами на столбах с пилястрами, над вимой было возведено высокое перекрытие - либо стропильное, либо купольное; в XII в. был пристроен нартекс, храм получил сводчатые перекрытия над вимой (низкий купол неправильной формы на парусах) и нефами (цилиндрические своды), над центральной частью главного нефа был возведен купол на парусах; в кон. XV - нач. XVI в. переделаны главный купол, барабан и подпружные арки; в 1779 г. возведен новый купол, заштукатурены части стен и отремонтирована зап. стена с главным порталом ( Megaw, Hawkins. 1977. P. 11-36). В результате церковь приобрела форму крестово-купольного храма с 3-сторонним обходом, перекрытым цилиндрическими сводами, крыльцом с южной стороны и маленькой звонницей над сев.-зап. углом. Эта церковь знаменита мозаикой (ок. 526-530) в конхе, от которой частично сохранилось изображение Богоматери с Младенцем и предстоящего архангела и орнаментальный пояс с погрудными образами апостолов (Ibid.

http://pravenc.ru/text/1681133.html

Та же иконографическая схема с наименованием К. и. встречается в клейме на иконе Божией Матери «Неопалимая Купина» (празднование 9 июля) с чудотворными образами Пресв. Богородицы иконописца Кукина (1894, собр. В. А. Бондаренко): в 9-м ряду (справа от центрального образа) в поясном изводе Божия Матерь держит обеими руками полулежащего Младенца, облачение Которого составляют покрывающие ножки золотистые ризы и красное препоясание поверх обнаженного тела. О целительной силе таких икон свидетельствуют предания о К. и. в нижегородской ц. во имя св. Иоанна Предтечи, что на Слободке, по молитвам перед которой прекратилась моровая язва в 1771 г. ( Поселянин Е. Сказание о чудотворных иконах Богоматери и о Ее милостях роду человеческому. Коломна, С. 279). Лит.: Покровский Н. В. Сийский иконописный подлинник. СПб., 1895-1898. 4 вып.; Смирнов Я. И. Христианские мозаики Кипра//ВВ. 1897. Т. 4. С. 1-93; Белоброва О. А. Кипрский цикл в древнерус. лит-ре. Л., 1972; она же. Об иконах «Богоматерь Кипрская» и «Богоматерь Киккская» в рус. культуре XVII - нач. XVIII в.// Она же. Очерки рус. худож. культуры XVI-XX вв. М., 2005. С. 315-323; Поздеева И. В. Вновь найденный сборник Симеона Моховикова с гравюрами Г. П. Тепчегорского//Народная гравюра и фольклор в России XVII-XIX вв. М., 1976. С. 175-198; Megaw A. H. S., Hawkins E. J. W. The Church of the Panagia Kanakaria at Lythrankomi in Cyprus: Its Mosaics and Frescoes. Wash., 1977. P. 161-170. (DOS; 14); Bentchev I. Bibliographie der Gottesmutterikonen. Bonn, 1992. S. 173; «Пречистому образу Твоему поклоняемся…»: Образ Богоматери в произведениях из собр. Русского музея. СПб., 1995; Кочетков И. А. Свод чудотворных икон Богоматери на иконах и гравюрах XVIII-XIX вв.//Чудотворная икона в Византии и Др. Руси/Ред.-сост.: А. М. Лидов. М., 1996. С. 404-420; он же. Словарь иконописцев; Красилин М. М. Икона «Богоматерь Неопалимая купина с чудотворными иконами Богоматери»//«И по плодам узнается древо»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. Кат. 63. С. 540-544; Кобяк Н. А., Зименко Е. В., Шульгина Э. В. Новые данные о сборниках «Солнце пресветлое»//Вестн. РГНФ. М., 2010. Вып. 3(60). С. 140-149; Толстая Т. В. Визант. и западноевроп. истоки иконографии иконы «Богоматерь Кипрская» из Успенского собора Моск. Кремля//Византия и визант. наследие в России и в мире: Тез. докл. ХХ Всерос. науч. сессии византинистов (Москва, 3-6 июня 2013 г.). М., 2013. С. 246-249. О. В. Лосева, М. А. Маханько,Н. А. Кобяк

http://pravenc.ru/text/1684772.html

К др. направлению комниновского искусства относятся росписи в ц. св. Апостолов в Пера-Хорьо, 1160-1180 гг. ( Megaw, Hawkins. 1962. P. 347-348). Они выполнены в т. н. динамичном стиле ( Mouriki. 1980/1981. P. 110). Среди иконографических особенностей росписей ц. св. Апостолов следует отметить предстоящих Богоматери в конхе апсиды вместо архангелов апостолов Петра и Павла, которым посвящен храм, и размещение сцены «Успение Пресв. Богородицы» на сев. стене (позднее повторено в ц. Панагии Аракос). Прп. Антоний. Роспись ц. Панагии Асину. 1105/06 г. Прп. Антоний. Роспись ц. Панагии Асину. 1105/06 г. В посл. четв. XIII в. на К. работал к-польский худож. Феодор Апсевд , произведения которого относятся к «элегантному» направлению позднекомниновского искусства. В 1183 г. он выполнил росписи Энклистры (дословно «затвор», пещерная церковь) в Неофита прп. мон-ре близ Пафоса, в 1192 г.- в Аракос Панагии ц. близ Лагудеры (кроме фресок апсиды 2-й пол. XII в. ( Winfield. 1973. P. 24; Winfield D. C., Winfield J. 2007. P. 108; Sophocleous. 1998. P. 20, 42-43, 45-46) или, как считает А. Николаидис, 1185-1191 гг. ( Nicola ï d è s. 1996. P. 134)). Феодору Апсевду атрибутируют также 4 иконы: Божией Матери Елеусы и Христа Филантропа (в мон-ре прп. Неофита Затворника), Божией Матери Аракиотиссы и Христа Вседержителя из ц. Панагии Аракос (Византийский музей им. архиеп. Макария III в Никосии) ( Papageorghiou A. 1992. P. 19). Творчество мастера оказало большое влияние на последующее кипрское иконописание ( Weyl Carr, Morrocco. 1991. Р. 102). К направлению позднекомниновского искусства относятся также чуть более низкого качества росписи кон. XII - нач. XIII в. в церквах Христа Антифонита близ Калогреи, арх. Михаила в Като-Лефкаре (Ibid. Р. 89, 99; Nicola ï d è s. 1996. P. 137) и 2-й слой фресок ц. Панагии Амасгу ( Weyl Carr, Morrocco. 1991. Р. 89). В ц. арх. Михаила «образцы Феодора Апсевда стали более тяжелыми и застывшими», а в ц. Панагии Амасгу - «невесомыми и декоративными» (Ibidem). Росписи ц. Христа Антифонита, по мнению В. Джурича и А. Вейл Карр, отражают усиление тенденции монументальности в позднекомниновском искусстве ( Djuri . 1976. P. 25; Weyl Carr, Morrocco. 1991. Р. 99).

http://pravenc.ru/text/1684690.html

Миго пришел к выводу, что мозаика в Литрангоми не имеет близких аналогий с мозаиками времени имп. Юстиниана I в базиликах Равенны, Евфразиана в Порече (Хорватия), кафоликона мон-ря вмц. Екатерины на Синае (а также отличается и от мозаики в ц. Панагии Ангелоктисты). Исследователь допустил вероятность существования на К. местной мозаичной мастерской ( Megaw, Hawkins. 1977. P. 121, 140, 144); в изображениях апостолов он усматривал влияние эллинистической традиции с присущей ей натуралистичностью ( Megaw. 1974. P. 73; Megaw, Hawkins. 1977. P. 119). Исследователи единодушно указывают на связь с к-польским искусством мозаик в апсидах Ангелоктисты Панагии ц. в сел. Кити и ц. Пресв. Богородицы Киры близ дер. Ливадия. На обеих мозаиках Богородица представлена в рост между архангелами: на первой - с Младенцем на левой руке (Одигитрия), на второй - как Оранта (без Предвечного Младенца на лоне; голова, левая рука и плечо утрачены; справа фрагмент ног, оставшийся от фигуры архангела). Большинство исследователей относят создание мозаики в ц. Панагии Ангелоктисты к VI в. и сходятся во мнении, что она была выполнена позже мозаики в ц. Пресв. Богородицы Канакарии, т. е. после правления имп. Юстиниана (датировки: VI в.- Stylianou. 1997. P. 49; 2-я пол. VI в.- Michaelides. 1992. P. 119; посл. четв. VI в.- Θολιας Α. Μ. Ο Νας τς Παναγας τς Αγγελκτιστης στ Κτι Λρνακας. Λευκωσα, 2004. Σ. 28; кон. VI в.- Megaw. 1974. Р. 76; нач. VII в.- Γκιολς. 2003. Σ. 35). Мозаику ц. Пресв. Богородицы Киры Миго предложил датировать 1-й пол. VII в. на основании общих стилистических черт с мозаикой в капелле Сан-Венанцио Латеранского баптистерия (642-649) ( Megaw. 1974. Р. 76; Megaw, Hawkins. 1977. P. 366), с чем согласны большинство исследователей ( Michaelides. 1992. P. 122; Sophocleous. 1994. Р. 12; Γκιολς. 2003. Σ. 35 и др.); А. и Дж. Стилиану, Н. Хадзидаки считают ее более древней и относят к VI в. ( Stylianou. 1997. Р. 52; Χατζηδκη Ν. Βυζαντιν ψηφιδωτ. Αθνα, 1994. Σ. 17). Предположительно нач.

http://pravenc.ru/text/1684690.html

et al. The Church of the Panagia Amasgou, Monagri, Cyprus, and its Wallpaintings//DOP. 1974. Vol. 28. P. 276-345; Megaw A. H. S. Byzantine Architecture and Decoration in Cyprus: Metropolitan or Provincial?//DOP. 1974. Vol. 28. P. 57-88; Djuri V. La peinture murale Byzantine XIIe et XIIIe siècles//XVe Congrès International d " Études byzantines: Rapports et co-rapports. Athènes, 1976. Vol. 3. P. 3-96; Hadermann-Misguich L. La peinture monumentale tardo-comnéne et ses prolongement au XIIIe siècles//Ibid. P. 97-128; Mouriki D. Stylistic Trends in Monumental Paintings of Greece during the 11th and 12th Cent.//DOP. 1980/1981. Vol. 34/35. P. 77-124; eadem. The Wall Paintings of the Church of the Panagia at Moutoullas, Cyprus//Byzanz und der Westen: Stud. zur Kunst des Europäischen Mittelalters/Hrsg. I. Hutter. W., 1984. S. 171-213; eadem. 13th Century Icon Painting in Cyprus// Eadem. Studies in Late Byzantine Painting. L., 1995. P. 341-409; Young S. H. Byzantine Painting in Cyprus during the Early Lusignan Period: Diss./Pennsylvania State Univ. [Univ. Park], 1983; Παναγιωτδη Μ. Τεχνοτροπικς σχσεις τς ζωγραφικς τς Κπρου κα τς Πελοποννσου κατ τ 13ο ανα//Πρακτικ το Δευτρου Διεθνος Κυπριολογικο Συνεδρου. Λευκωσα, 1986. Τ. 2. Σ. 561-566; eadem. Η ζωγραφικ του 12ου αινα στην Κπρο και το πρβλημα των τοπικν εργαστηρων//Πρακτικ το Τρτου Διεθνος Κυπρολογικο Συνεδρου. Λευκωσα, 2001. Τ. 2. Σ. 411-439; Σοφοκλους Σ. Να στοιχεα γι τν παραμον κα τ ργο το Κρητικο ζωγρφου Ιωννη Κορνρου στν Κπρο//Κυπριακα σπουδα. Λευκωσα, 1986. Τ. 50. Σ. 227-256; idem. Ο ζωγρφος Ιωννης Κορνρος και η Σχολ του//Αρχαιολογα. Αθνα, 1987. Τ. 25. Σ. 64-70; idem. (Sophocleous S.). Icons of Cyprus: 7th-20th Cent. Nicosia, 1994; idem. Panagia Arakiotissa, Lagoudera, Cyprus. Nicosia, 1998; Wharton A. J. Art of Empire: Painting and Architecture of the Byzantine Periphery: A Comparative Study of Four Provinces. Univ. Park; L., 1988; Mango C., Hawkins E. J. W., Boyd S.

http://pravenc.ru/text/1684690.html

Маэдока» (ирл. Breac Maedhóg) (XII в.). С XIII в. в памятниках ирл. ювелирного искусства прослеживается значительное влияние готики. Образцами для ирл. мастеров служили привозные изделия, такие как медное навершие посоха с эмалевыми вставками, изготовленное в нач. XIII в. в Лиможе и обнаруженное в Кашеле (графство Типперэри). С англ. и франц. образцов скопированы изображения на печатях (напр., печать Томаса Баррета, еп. Элфина (1372-1404), с фигурой Богоматери с Младенцем на престоле). Митра и серебряный с эмалями посох Корнелия (Конхобара) О " Ди, еп. Лимерика (1400-1426), близки к франц. образцам «пламенеющей» готики. Декоративные панели, добавленные в XIV-XV вв. к оформлению более ранних реликвариев (напр., в реликварии для Миссала Стоу, переделанном в 70-х гг. XIV в.), украшены изображениями Распятия и человеческих фигур с S-oбpaзhым силуэтом («готическая кривая»). На панелях реликвариев изображение Распятия, фланкированное человеческими фигурами в неск. регистрах, сочетается с традиц. крупными вставками из хрусталя или драгоценных камней (колокол св. Коналла Каэла (XV в.), Британский музей). Декоративный орнамент, ранее отличавшийся тонкостью и изяществом исполнения, становится грубым и тяжеловесным, а затем вовсе исчезает. Попытки мастеров совместить прежние формы изделий с готическим декором, в т. ч. с изображениями человеческих фигур, заметны в реликварии зуба св. Патрикия (3-я четв. XIV в.) и в процессиональном кресте из Клоэра (XIV в., Музей графства Монахан). По форме крест напоминает ранний крест из Туллилоха, однако отличается бедным и несложным орнаментом в сочетании с грубыми антропоморфными изображениями. Лит.: Raftery J., O " Sullivan W. Artists and Craftsmen: Irish Art Treasures. Dublin, 1980; Henry F. Studies in Early Christian and Medieval Irish Art. L., 1983. Vol. 1: Enamels and Metalwork; Treasures of Ireland/Ed. M. Ryan. Dublin, 1983; Werner M. Insular Art: An Annotated Bibliography. Boston, 1984; Ryan M. Early Irish Communion Vessels: Church Treasures of the Golden Age. Dublin, 1985, 2000; idem. Metal Craftsmanship in Early Ireland. Dublin, 1993; Wamers E. Insularer Metallschmuck in wikingerzeitlichen Gräbern Nordeuropas. Neumünster, 1985; «The Work of Angels»: Masterpieces of Celtic Metalwork, 6th-9th Centuries A. D./Ed. S. Youngs. L., 1989; Ó Floinn R. Irish Shrines and Reliquaries of the Middle Ages. Dublin, 1994; Megaw R., Megaw V. Celtic Art: From Its Beginnings to the Book of Kells. L., 19963; Harbison P. L " arte medievale in Irlanda/Ed. R. Cassanelli. Mil., 1999; From Ireland Coming: Irish Art from the Early Christian to the Late Gothic Period and Its European Context/Ed. C. Hourihane. Princeton, 2001; Edwards N. Celtic Saints and Early Medieval Archaeology//Local Saints and Local Churches in the Early Medieval West/Ed. A. Thacker, R. Sharpe. Oxf.; N. Y., 2002. P. 225-266.

http://pravenc.ru/text/674067.html

Особый интерес всегда вызывали реликвии, хранившиеся в столице Византии. Сбор данных о судьбах реликвий К-поля, вывезенных в Зап. Европу после разгрома К-поля крестоносцами в 1204 г., много лет ведет по специальной программе Ж. Дюран, а изучение реликвий, попавших в руки турок после 1453 г. и сохраненных в малодоступном дворце султанов Топкапы, только начинается (И. Калаврезу). Лит.: Ramsay W. M. The Hist. Geography of Asia Minor. L., 1890. Amst., 19622; Бок В. Г. Мат-лы по археологии христ. Египта. СПб., 1901; Omont H. Les missions archéol. fran ç aises en Orient aux XVIIe et XVIIIe s. P., 1902. Vol. 1-2; Айналов Д. В. Развалины храмов. М., 1905. (Памятники христ. Херсонеса; Вып. 1); Butler H. C. Ancient Architecture in Syria//Archaeol. Expedition to Syria in 1904-1905. Div. 2. Pt. 1. Leyden, 1907; Calder W. M. The Epigraphy of the Anatolian Heresies//Anatolian Studies: Presented to Sir W. M. Ramsay. Manchester, 1923; Gr é goire H. Épigraphie chrétienne//Byz. 1924. Vol. 1; Schneider A. -M. Byzanz: Vorarbeiten z. Topographie u. Arch ä ologie d. Stadt. В., 1936. (IF; Bd. 8); idem. Die Grabung im Westhof der Sophienkirche zu Istanbul. В., 1941. (IF; Bd. 12); Demangel R. , Mumboury E. Le quartier des Manganes et la 1ère région de Constantinople. P., 1939; Demangel R. Contribution à la topographie de l " Hebdomon. P., 1945; Vasiliev A. A. Imperial Porphyry Sarcophagi in Constantinople//DOP. 1948. N 4. P. Якобсон А. Л. Средневек. Херсонес (XII-XIV вв.) М.; Л., 1950. (МИА; Вып. 17); он же. Средневек. Крым: Очерки. М.; Л., 1964; Charanis P. The Significance of Coins as Evidence for the History of Athens and Corinth in the 7th and 1th Cent.//Historia. 1955. N 4. P. 163-172; Festugi è re A. J. Antioche païenne et chrétienne: Libanius, Chrysostome et les moines de Syrie. P., 1959; Въжарова Ж. Н. Руските учени и българските старини: Изслед. Мат-ли и док-ти. София, 1960; Megaw A. H. S. Notes on Recent Work of the Byzant. Inst. in Istanbul//DOP. 1963. Vol. 17. P. 333-371; Janin R.

http://pravenc.ru/text/372678.html

Luke of Stiris, in Phokis, and the Depended Monastery of St. Nicolas in the Fields, near Scripou, in Boeothia. L., 1901; Megaw A. H. S. The Chronology of Some Middle -Byzantine Churches in Greece//AnnBSA. 1934. T. 32: 1931/1932. P. 90–130; idem. Byzantine Architecture in Mani//Ibid. 1936. T. 33: 1932/1933. P. 137–162; Stikas E. église byzantine de Christianou. P., 1951; Frantz A. The Church of the Holy Apostles. Princeton, 1971. (The Athenian Agora; 20); Bouras L. Architectural Sculptures of the 12th and Early 13th Cent. in Greece//DCAE. 1977/1979. T. 9. S. 63–75; Velenis G. Twelfth and Thirteenth Century Variations of the Single Domed Octagon Plan//Ibid. S. 7–16; Mylonas P. М. Le plan initial du catholicon de la Grande-Lavra au Mont Athos et la genèse du type du catholicon athonite//Cah. Arch. 1984. Vol. 32. P. 89–112; idem. Gavits arméniens et Litae Byzantines: Observations nouvelles sur le complexe de Saint-Luc en Phocide//Ibid. 1990. Vol. 38. P. 99–122; Sinos S. Die Klosterkirche der Kosmosoteira in Bera (Vira). Münch., 1985; Комеч А. И. Древнерус. зодчество кон. X —нач. XII в.: Визант. наследие и становление самостоятельной традиции. М., 1987; Якобсон А. Л. Закономерности в развитии средневек. архитектуры IX–XV вв.: Византия. Греция. Южнослав. страны. Русь. Закавказье. Л., 1987; Constantinides E. C. The Wall Paintings of the Panagia Olympiotissa at Elasson in Northern Thessaly. Athens, 1992. 2 vol.; Милонас П. М. Заметки об архитектуре Афона//ДРИ: Балканы. Русь. СПб., 1995. С. 7–81; Dimitrokallis G. La Genèse de l’eglise en croix grecque inscrite//Vyzantina. Thessal., 2002/2003. T. 23. P. 219–232; Поздневизант. период: Gerola G. Monumenti Veneti nell’isola di Creta. Venezia, 1905–1932. 4 vol.; Millet G. Monuments byzantins de Mistra. P., 1910; Gabriel A. La cité de Rhodes: 1310–1522. P., 1921–1923. 2 vol.; Bon A. La Morée Franque. P., 1969. 2 vol.; Chatzidakis M. Mistra: Die mittelalterliche Stadt und die Burg. Athens, 1981; Якобсон А. Л. Закономерности в развитии средневек.

http://pravenc.ru/text/166461.html

2283       Ulbert Th. Resafa II: Die Basilika des Heiligen Kreuzes in Resafa-Sergiopolis. Mainz, 1986. 2284       Tchalenko G. Villages antiques de la Syrie du Nord. 3 vol. R, 1953–1958. O сирийском амвоне см.: Хрушкова Л.Г. Христианская и византийская археология//Введение в историю Церкви. Ч. 1… С. 631, рис. 106 цв. вклейки; Она же. Раннехристианские памятники Восточного Причерноморья: IV–VII вв. M., 2002. С. 226–231. О Чаленко: Dennert M. Tchalenko G.//PChA. Bd. II. S. 1223–1224. 2285       Soler E. Le Sacré et le Salut à Antioche au IVe siècle apr. J.-Ch.: Pratiques festives et comportements religieux dans le procéssus de christianisation de la cimé. Beyrouth, 2006 (Bibliothèque Archéologique et Historique, 176). 2286       Donceel-Voûte P. Les pavements des églises anciennes de la Syrie et du Liban: Décor, archéologie et liturgie. Louvain-la-Neuve, 1988; 2e é.: 1992. 2287       Roux G. Salamine de Chypre. XV: La basilique de la Campanopétra. P., 1998; Megaw A.H.S. Kourion: Excavations in the Episcopal Precinet. Washington, 2007 (Dumbarton oaks Studies, 38). 2289       Chalkia Т. Le mense paleocristiane. Città del Vaticano, 1991 (Studi di Antichità Cristiana, XLVII). Халкия описывает функции столов в главе IV, в разделе 1 «Мензы в литургии», употребляя слово «литургия» в качестве синонима слова «обряд», что обычно в западноевропейской литературе: Ibid. Р. 113–128. 2290       Vanderheyde С. La sculpture architecturale byzantine dans le thème de Nikopolis. Athènes, 2005. 2291       Jacobs P.H.F. Die frühchristlichen Ambonen Grieechenlands. Bonn, 1987 (Habelts Dissertationsdrucke. Reihe klassische Archäologie. Hft. 24). 2292       Naissance des arts chrétiens: Atlas des monuments paléochrétiens de la France/N. Duval et al. (ed.). T. I–III. R, 1991 (Atlas archéologoque de la France). P. 387–404. 2293       Laskaris N.G. Monuments funéraires paléochrétiens (et byzantins) de Grèce. Athènes, 2000. 2294       Mango C. Architettura bizantina. Milano, 1974; нем. версия: Byzantinische Architektur. Stgt., 1975; англ. версия: Byzantine Architecture. N.Y., 1976.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010