3 «...теоретиков готовить нужно смолоду» (Клейн Л.С. Введение в теоретическую археологию. Кн. 1. Метаархеология/Учеб. пособие. СПб., 2004. С. 17). 4 James Hoffmeier говорит об этом в фильме Digging for the Truth: Archaeology and the Bible, показанном на канале History Channel в 2001 г. 5 Подробнее см.: Hoffmeier J.K. What Is the Biblical Date for Exodus? A Response to Bryant Wood//Journal of the Evangelical Theological Society. 2007. 50–2. P. 230–240; Finegan J. Handbook of Biblical Chronology. Rev. ed. 1998. §391. P. 225. §424. P. 249; Wood B.G. The Rise and Fall of the 13th-Century Exodus-Conquest Theory//Journal of the Evangelical Theological Society. 2005, September. 48–3. P. 477–478,486; Hawkins R.K. The Date of the Exodus-Conquest Is Still an Open Question: A Response to Roger Young and Bryant Wood//Journal of the Evangelical Theological Society. 2008. 51–2. P. 248–250; Urgen M. Archeology and the Old Testament. Grand Rapids, Michigan, 1954. P. 141. 6 Albright W.F. Archaeology and the Date of the Hebrew Conquest of Palestine//BASOR. 1935. 58. P. 10–18; Idem. Further Light on the History of Israel from Lachish and Megiddo//BASOR. 1937. 68. P. 22–26; Idem. The Israelite Conquest of Canaan in the Light of Archaeology//BASOR. 1939. 74. P. 11–23. 9 Ussishkin D. Lachish//The Oxford Encyclopedia of Archaeology in the Near East. Vol. 3. P. 319. 10 Wood B.G. Did the Israelites Conquer Jericho? A New Look at the Archaeological Eidence//BAR 1990. 16:02 (March/April). CD ROM Edition. 14 Wood B.G. Did the Israelites Conquer Jericho? Ibidem; Idem. From Ramesses to Shilo. Archaeological Discoveries Bearing on the Exodus-Judges Period//Giving the Sense: Understanding and Using Old Testament Historical Texts. 2004. P. 262–263. 17 Wood B.G. Did the Israelites Conquer Jericho? Ibidem; Idem. From Ramesses to Shilo. P. 264. На русском языке подробное изложение археологической аргументации Б. Вуда и его выводы для библейской экзегезы см. в статье: Юревич Д., прот. Проблема хронологии исхода в свете археологических данных//Христианское чтение. 2009. 7–8. С. 93–117.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

850 Первоначально принадлежал к УАПЦ Соборноправной («ашаффенбургской» ветви УАПЦ). В 1973 г. перешел в другую юрисдикцию. В 1993 г. вошел в юрисдикцию УПЦ КП. В настоящее время носит титул «епископ Уманский, Предстоятель украинских православных церквей Киевского Патриархата в США». 851 Archimandrite Varlaam consecrated bishop of Vancouver/The Canadian Orthodox Missionary.– 1994.– 166.– Р. 2. 852 Лазарь (Пухало)/Русское Православие [Электронный ресурс]. – 2007. – Режим доступа: – Дата доступа: 04.06.2007. Почтовый адрес обоих иерархов: 37323 Hawkins Pickle Rd. Dewdney, BC Canada, V0M1H0. Office: 604–826–9336. Fax: 604–820–9758. 853 Ветошников Константин. Указ. соч.– С. 87–88; Патрыярх прымае пад свой амафор Праваслауную суполку ЗША/Ортапрэс.– Мн.– 1995.– 2.– С. 3–4. 857 Archbishop Hilarion of Austin/The Autonomous Orthodox Metropolia of Western Europe and the Americas [Электронный ресурс]. – 2006. – Режим доступа: http://ww.odox.net/Synod-Hierarchs/Archbishop Hilarion.htm – Дата доступа: 15.11.2006. 859 Род. в 1962 г. Окончил Хмельницкое Музыкальное училище и Хмельницкий Технологический институт. Работал преподавателем в музыкальной школе, руководителем детского кружка народного фольклора, регентом церковного хора. В 1989 г. был рукоположен во диакона в РПЦ МП. В 1990 г. перешел в УАПЦ, где был рукоположен во иерея. С 1992 г. в сане протоиерея выехал в США и присоединился к «УПЦ США и Рассеяния», из состава которой вышел в 1997 г. В 1997–2002 г. пребывал в УПЦ КП. В 2002 г. присоединился к «УАПЦ-С». 860 Ярема Ростислав. Церковные расколы в Украине.– Киев: Издательство «Украинский клуб», 2007. – С. 78. 861 Архиепископ Базилио, рукоположенный в «Миланском Синоде» в 1995 г., является доктором теологии и преподавателем греческого и латинского языка в Университете Angelicum Pontificia (Рим, Италия). 862 Новий – викладач, вчений та богослов – до духовенства Автокефальна Православна Соборна Церква [Электронный ресурс]. – 2007. – Режим доступа: http://ww.soborna.org/news/uk/2007/0217.html. – Дата доступа: 23.05.2007.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Фото: Cliff Hawkins/Staff/Getty Images Американцы шьют маски врачам и покупают продукты пожилым Пока что, несмотря на беспрецедентность пандемии, американцы живут в том мире, к которому привыкли. В том мире, где смерть десятков и сотен тысяч сограждан, которую можно было предотвратить, неприемлема. А общество в целом готово идти на большие жертвы, чтобы ее предотвратить.  Возможно, что в условиях экономического коллапса в Америке со временем сформируется новый общественный консенсус — такой, который позволял стране выживать в условиях тяжелых эпидемий прошлого. В 1793 году каждый десятый житель тогдашней столицы США Филадельфии умер от желтой лихорадки. В XIX веке обычной были массовые смерти от тифа, холеры и других болезней, а сто лет назад грипп-«испанка» унес жизни почти 700 тысяч американцев (и десятков миллионов жителей других стран), но общественная жизнь и экономика никогда не останавливались так, как сейчас. Возможно, в ближайшие месяцы желание предотвратить новую Великую депрессию пересилит желание «спрямить кривую», и тогда станет сложнее убедить граждан продолжать соблюдать меры дистанцирования. Есть надежда на то, что в конечном счете американцам и всем остальным не придется делать жестокий выбор, и эпидемия естественным образом снизится раньше, чем загонит экономику в депрессию. Уже сейчас говорят о массовой разработке тестов на антитела, которые позволят впустить обратно в экономику переболевших людей с условным иммунитетом. Возможно, слаженные усилия ученых всего мира позволят найти эффективное противовирусное лечение и запустить безопасную вакцину раньше, чем нынешние оценки в 12–18 месяцев. Уже сейчас множество американцев сосредоточилось на взаимопомощи. Тысячи женщин шьют защитные маски, которые могут понадобиться врачам как крайнее средство в условиях дефицита медицинских масок. Тысячи молодых людей ездят в магазины за продуктами для пожилых. Переболевшие вирусом в Нью-Йорке выстраиваются в очереди, чтобы сдать кровь для больных — плазму сейчас используют как экспериментальное средство для тяжелых пациентов. 

http://pravmir.ru/sleduyushhaya-nedelya-...

Эта позиция выглядит более или менее ясно в определенной формулировке “Теоремы о свободе воли”: “Если мы (люди) имеем свободу воли, тогда ее имеют и элементарные частицы” (Conway and Kochen, 2006, 2009; Merali, 2013). 2. Поведение элементарных частиц и животных (не людей) управляется Божественным промыслом. 3. Поведение элементарных частиц и животных (не людей) управляется неким посредником, возникающим извне пространства-времени и который не имеет Божественного происхождения и не похож на душу человека. В частности, элементарные частицы и животные не могут рассматриваться телами посредника, управляющего ими извне пространства-времени, наподобие человеческого тела, рассматриваемого в качестве тела для человеческой души. В заключительном слове на Семинаре по нелокальности и по случаю своего 60-летия Николас Гизин (Nicolas Gisin) подчеркнул: “Должен быть каталог, отслеживающий статус “кто с кем перепутан” (похожий на каталог кто на ком женат)”. И он спросил, принимаем ли мы “ангелов, которые хранят записи квантовых каталогов” (Gisin, 2012)». Adams P., Suarez A. Exploring Free Will and Consciousnessin the Light of Quantum Physics and Neuroscience//Is Science Compatible with Free Will? Exploring Free Will and Consciousness in the Light of Quantum Physics and Neuroscience (Antoine Suarez, Peter Adams (Eds.)), Springer New York Heidelberg Dordrecht London, Springer ScienceBusiness Media, LLC 2013. P. 273–290. 414 «...квантовая теория одновременно лишила “сознание наблюдателя” монополии на получение и хранение информации: любая корреляция есть регистрация, любое квантовое состояние есть запись некоторого другого квантового состояния». См.: Зурек В. Декогеренция и переход от квантового мира к классическому (с добавлениями автора)//Los Alamos Science, Number 27, 2002. 415 Рабинович М. И., Мюезинолу М. К. Нелинейная динамика мозга: эмоции и интеллектуальная деятельность//Успехи физических наук. 2010. Т. 180. 4. С. 371–387. «Иерархическая организация мозга (см.: Hawkins J., Blakeslee S.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pan...

Жертвенник на горе Гевал. 1200–1000 гг. до Р. Х. Жертвенник на горе Гевал. 1200–1000 гг. до Р. Х. IX. Алтарь на горе Гевал. В 1980 г. израильский археолог А. Зерталь обследовал место Эль-Бурнат на горе Гевал, обнаружив слои, датируемые периодом железа I (1200-1000 гг. до Р. Х.). В ходе раскопок (1982-1987) была обнаружена центральная структура, окруженная стенами прямоугольной формы из необработанного камня, углы ориентированы по сторонам света. Зерталь ( Zertal. 1985) идентифицировал ее с алтарем, воздвигнутым Иисусом Навином (Нав 8. 30-33). Датировка обосновывалась находками егип. печатей-скарабеев 2-й пол. XIII в. до Р. Х. ( Hawkins. 2007). Однако в строительстве этого комплекса прослеживаются 2 фазы - ранняя, по печатям и керамике датируемая с большой вероятностью с 1250 или 1240 и до 1200 г. до Р. Х. (конец периода поздней бронзы), и поздняя, к к-рой и относится рассматриваемая структура. По керамике она датируется 1200-1130 гг. до Р. Х. (начало периода железа I). Кроме того, расположение структуры невозможно согласовать с тем, что сообщается о церемонии чтения благословений и проклятий (Нав 8. 30-35), т. к. находится с противоположной от места произнесения благословений стороне горы Гевал. Наконец, эта структура (9×6,8×3,27 м) не квадратная в отличие от того, что предписывалось по закону Моисея. В Исх 27. 1, однако, размеры жертвенника перед скинией - 2,5×2,5×1,5 м (напр., сохранившийся евр. алтарь в Араде полностью соответствует этим размерам). Сказанное свидетельствует о том, что идентификация указанной структуры в качестве алтаря Иисуса Навина спорная и ею невозможно обосновать ту или иную датировку И. ( Young, Wood. 2008. P. 240-243). И. в контексте египетской истории Сторонники ранней датировки И. временем правления 18-й династии понимают слова Исх 1. 8 о том, что безымянный фараон «не знал Иосифа», в том смысле, что он не был знаком с егип. историей и не слышал о заслугах Иосифа перед Египтом. Этот фараон - иноземец, возможно 1-й фараон из династии гиксосов, а выражение Исх 1. 8         («и восстал в Египте новый царь») в таком случае означает, что «новый царь восстал против (  ) Египта» ( Wood. 2003. P. 257). Цари-гиксосы могли опасаться, что евреи восстанут против них вместе с египтянами («соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится против нас» - Исх 1. 10), и поэтому заставили их строить Пифом и Раамсес. В сер. XVI в. до Р. Х. гиксосы были изгнаны, и события, непосредственно предшествующие И. (Исх 1. 13 слл.), происходили уже при фараонах 18-й династии ( Wood. 2003. P. 258).

http://pravenc.ru/text/1237705.html

-. Early Christian and Byzantine Architecture. 4th ed. Revised by Richard Krautheimer and Slobodan Curcic. Harmondsworth, Middlesex, England; NY: Penguin, 1986. 556 p. (The Pelican history of art.) Bibliography: p. 523 –525. -. Three Christian Capitals: Topography and Politics. Berkeley: University of California Press, 1982. xiv, 167 p. (Una’s lectures; 4.) Four revised and enlarged lectures originally given at the University of California, Berkeley, in May 1979. Kuopion ortodoksinen kirkkomuseo. Treasures of the Orthodox Church Museum in Finland. Text, Kristina Thomenius; translation Erja and Tony Melville. Kuopio, Finland: Kustannuskiila, 1985. 124 p. Bibliography: p. 97. Liturgy of the Presanctified Gifts. Edited by David Drillock, Joh n H. Erickson. Crestwood, NY: St. Vladimir’s Seminary Press, 1990. 264 p. Mango, Cyril A. Apse Mosaics of St. Sophia at Istanbul, Report on Work Carried Out in 1964. C. Mango and Ernest J. W. Hawkins. Washington, DC: Dumbarton Oaks Center for Byzantine Studies; Locust Valley, NY: distributed by J. J. Augustin, 1965. p. 115–151, 36 p. of plates “An offprint from Dumbarton Oaks papers, number nineteen.”-Cover. -. Art of the Byzantine Empire, 312–1453; Sources and Documents. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1972. xvi, 272 p. (Sources and documents in the history of art series.) Bibliography: p. 260. -. Byzantine Architecture. New York: Rizzoli, 1985. 215 p. (History of world architecture.) Bibliography: p. 205–206. -. Materials for the Study of the Mosaics of St. Sophia at Istanbul. Washington, D.C.: Dumbarton Oaks Research Library and Collection, 1962. xvii, 145 p. (Dumbarton Oaks studies, 8.) -. Mosaics of St. Sophia at Istanbul, the Church Fathers in the North Tympanum. C. Mango and Ernest J. W. Hawkins. Washington, DC: Dumbarton Oaks Center for Byzantine Studies; Locust Valley, NY: distributed by J. J. Augustin, 1972. 41 p., 44 p. of plates “An offprint from Dumbarton Oaks papers, number twenty-six.”-Cover. Monuments of Russian Sacred Music: Historical Anthology of Russian Church Music (10th-20th cent.). Sea Cliff, NY: The Russian Choral Society, 1989-. V. 1: One Thousand Years of Russian Church Music 988–1988. 773 p.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-a-to...

Hawkins E. J. W Further observations on the narthex mosaic in St. Sophia at Istanbul//DOP. 1968. Vol. 22. P. 153–166. Hawkins E. J. W Plaster and stucco cornices in Hagia Sophia, Istanbul//Actes du XHe Congrès international des études Byzantines. Beograd, 1964. Vol. 3. P. 227–233. Hoffmann V. Bilder der Hagia Sophia aus sechs Jahrhunderten//Die Hagia Sophia in Istanbul... S. 39–54. Hoffmann V Der geometrische Entwurf der Hagia Sophia in Istanbul: Bilder einer Ausstellung. Bem; Frankfurt a. Μ., 2005. Hoffmann V., Theocharis N. Der geometrische Entwurf der Hagia Sophia in Istanbul: Erster Teil//IM. 2002. Bd. 52. S. 393–428. Hunger H. Die hochsprachliche profane Literatur der Byzantiner. München, 1978. Bd. 1–2. Huxley G. L. Anthemius of Tralles: A study in later Greek geometry. Cambridge (Mass.), 1959. IsarN. Choros of Light: Vision of the sacred in Paul the Silentiary’s poem description S. Sophia//Byzantinische Forschungen. 2004. Bd. 28. P. 215–242. James L ., Webb R. To understand ultimate things and enter secret places: Ekphrasis and art in Byzantium//Art history. 1991. Vol. 14. P. 1–17. Janin R. La géographie ecclésiastique de l’empire Byzantin: Première partie: Le siège de Constantinople et le Patriarchat Œcuménique. Paris, 1969. T. 3: Les églises et les monastères. Janin R. Le palais patriarcal de Constantinople Byzantine//REB. 1962. T. 20. P. 131–155. Jantzen H Die Hagia Sophia des Kaisers Justinian in Konstantinopel. Köln, 1967. Jouanno Μ. C. dans la literature Byzantine d’imagination: [Doctorat de troisième cycle]. Paris, 1987. Jurasz I. Sainte-Sophie de Constantinople dans lekphrasis poétique de Paul le Silentiaire: Entre l’histoire et l’idéologie//Art sacré. 2008. T. 26. P. 75–89. Kähler H. Die Hagia Sophia (mit einem Beitrag von Cyril Mango über die Mosaiken). Berlin, 1967. Keck A. S. Review of Swift, Hagia Sophia//AB. 1941. Vol. 23, N 3. P. 237–240. Kinross P. B. Hagia Sophia. New York, 1972,1978. Kleinbauer W. E. Saint Sophia at Constantinople: singulariter in mundo. Dublin, 1999.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Majeska G. P. The emperor in his church: Imperial ritual in the church of St. Sophia//Byzantine court culture from 829 to 1204/ed. H. Maguire. Washington, 1997. P. 1–11. Mamboury E. Les fouilles byzantines A Istanbul: les sondages a l’int&ieur de Ste Sophie//Byzantion. 1951. T. 21, fasc. 1. P. 437–438. Mamboury E. Topographie de Sainte-Sophie//Studi bizantini e neoel- lenici. 1940. T. 6, N 2. P. 197–209. Mango C. Byzantine architecture. New York, 1974. Mango C. Byzantine writers on the fabric of Hagia Sophia//Hagia Sophia from the age of Justinian... P. 41–56. Mango C. Isaurian builders//Poly- chronion: Festschrift F. Dolger/ed. P. Wirth. Heidelberg, 1966. P. 158–165. Mango C. Materials for the study of the mosaics of St Sophia at Istanbul. Washington, 1962. Mango C. The brazen house: A study of the vestibule of the Imperial Palace of Constantinople. Kobenhavn, 1959. Mango C. The church of Saints Sergius and Bacchus at Constantinople and the alleged tradition of octagonal palatine churches//JOB. 1972. Bd. 21. P. 189–193. Mango C. The church of Sts. Sergius and Bacchus once again//BZ. 1975. Bd. 68. P. 385–392. Mango C., ErtugA. Hagia Sophia: A vision for empires. Istanbul, 1997. Mango C., Hawkins E. J. W The apse mosaics of St. Sophia at Istanbul: Report on work carried out in 1964//DOP. 1965. Vol. 19. P. 115–151. Mango C., Hawkins E. J. W. The mosaics of Saint Sophia at Istanbul: The church Fathers in the north tympanum//DOP. 1972. Vol. 26. P. 1–41. Mango C., Sev&nko I. Remains of the church of St. Polyeuktos at Constantinople//DOP. 1961. Vol. 15. P. 243–247. Mansel A. M. Side. Ankara, 1978. Maranci C. The architect Trdat: Building practices and cross-cultural exchange in Byzantium and Armenia I Journal of the Society of architectural historians. 2003. Vol. 62, N 3. P. 294–305. Marichal R. La construction de Sainte-Sophie de Constantinople dans l’anonyme grec (Xe siècle?) et les versions vieux-russes//BS. 1960. T. 21. P. 238–259. Mark R., Çakmak A. S., Hill K., Davidson R. Structural analysis of Hagia Sophia: a historical perspective//Transactions on the built environment. 1993. Vol. 3. P. 867–880.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

M. Carruthers, The craft of tought. Mediation, rhetoric, and making of images 400-1200 (Cambridge 2000). Cecchelli et al. 1959 Cecchelli et al. (eds.), The Rabbula Gospels. Facsimile edition of the miniatures of the syriac manuscript Plut. I, 56 in the Medicaean-Laurentian Library (Olten 1959). Cormack 1977 Cormack, The Arts during the Age of Iconoclasm, in: A. Bryer - J. Herrin (eds.), Iconoclasm. Papers given at the 9th Spring Symposium of Byzantine Studies, University of Birmingham, March 1975 (Birmingham 1977) 35-44. Cormack 1985 R. Cormack, Writing in gold: Byzantine society and its icons (London 1985). Curcic et al. 2010 Curcic et al. (eds.), Architecture as icon. Perception and representation of architecture in Byzantine art (Princeton 2010). Cutler 1987 Cutler, Under the sign of the deesis: on the question of representativness in medieval art and literature, in: Dumbarton Oaks Papers 41, 1987, 145-154. Elden 2009 S. Elden, The Production of space, in: G. D. Johnston et al. (eds.), Dictionary of human geography (Oxford 2009) 590-592. Elsner 1988 Elsner, Image and Iconoclasm in Byzantium, in: Art History 11, 1988, 471-491. Elsner 2012 Elsner, Iconoclasm as discourse: From Antiquity to Byzantium, in: Art Bulletin 94.3, 2012, 368-394. Geanakoplos 1969 Geanakoplos, Some aspects of the influence of the Byzantine Maximos the Confessor on the theology of East and West, in: Church History 38.2, 1969, 150-163. Gero 1974 Gero, Byzantine Iconoclasm during the reign of Leo III. With particular attention to the oriental sources (Louvain 1974). Gero 2000 Gero, What were the holy images of the iconoclasts?, in: Orientalia Christiana Analecta 260,2000, 331-343. Giakalis 1994 Giakalis, Images of the Divine. The theology of icons at the seventh ecumenical council (Leiden 1994). Hawkins - Mundell - Mango 1973 W. Hawkins - M. C. Mundell - C. Mango, The mosaics of the monastery of Mar Samuel, Mar Simeon, Mar Gabriel near Kartmin with a note on the greek inscription, in: Dumbarton Oaks Papers 27, 1973, 279-296.

http://bogoslov.ru/article/6169560

были устранены позднейшие переделки. В 60-х гг. ХХ в. была укреплена сохранившаяся сев. стена нартекса, настлан новый пол и сделана мраморная алтарная преграда, в к-рую включены древние фрагменты колонок и капителей. В 1963 и 1968-1969 гг. Центром визант. исследований Дамбартон-Окс были проведены расчистка и укрепление сохранившихся фресок. Во время реставрационных работ в нижней части восточных столбов были раскрыты надписи, в которых упоминается ктитор Евмафий Филокал, дважды бывший наместником Кипра (1099-1102/03 и 1111/12-1118), который построил храм «от самых оснований». По мнению С. Манго и Э. Хокинса, парекклисион воздвигнут ок. 1000 г. ( Mango, Hawkins. 1964. P. 338), по мнению Т. Папакостаса - в 1099 г. или немного ранее (этот исследователь считает, что освящение парекклисиона во имя Св. Троицы указывает на связь игум. Георгия с мон-рем прп. Симеона Столпника Младшего на Дивной горе, главный храм к-рого также посвящен Св. Троице ( Papacostas. 2007. P. 75, 103)). Вероятно, парекклисион предназначался для погребения ктитора, однако ни в зап. компартименте, ни в пристроенном позже нартексе следов захоронений обнаружено не было. Росписи парекклисиона созданные при Евмафии Филокале, возможно с участием столичных мастеров, отличаются очень высоким качеством. Полностью не сохранилось ни одной композиции, но, насколько можно судить по их фрагментам, а также по изображениям святых, традиц. визант. программа была здесь неск. модифицирована в соответствии с пожеланиями монахов и ктитора и дополняла ныне утраченные росписи соборного храма свт. Иоанна Златоуста. Из 2 возможных датировок росписей (1099-1102/03 и 1111/12-1118) С. Бойд, Д. Мурики, М. Панайотиди и Папакостас отдали предпочтение 1-му периоду наместничества Евмафия Филокала, а А. и Дж. Стилиану - 2-му. Манго и Хокинс оставили вопрос открытым ( Mango, Hawkins. 1964. P. 338-339). В куполе была помещена композиция «Сошествие Св. Духа на апостолов», к-рая реконструируется по фрагментам сидящих фигур между окнами барабана (сохр.

http://pravenc.ru/text/577890.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010