См.: Manferdini T. L " estetica religiosa in S. Agostino. Bologna. 1969. 421 См.: Balthasar H. U. von. Herrlichkeit: Eine theologische Ästhetik. Einsiedeln, 1962, Bd. II. S. 95-144. 422 См. сноску 8, с. 58-80. 423  См.: Спасский А. А. Эллинизм и христианство. Сергиев Посад, 1913. 424  Основными источниками биографии Августина являются его «Исповедь» и его жизнеописание, составленное Поссидием. епископом Каламенским, другом и учеником Августина (см.: PL, t. 32). Из современных исследований лучшей биографической работой, пожалуй, можно считать монографию П. Брауна: Brown P. Augustinus von Hippo. Leipzig, 1972; английский оригинал: Brown P. Augustine of Hippo. London, 1967. По-русски см. очерк А. А. Столярова в издании: Аврелий Августин. Исповедь Блаженного Августина, епископа Гиппонийского. М., 1991. с. 5 - 50. 425 Работы Августина цитируются по изданиям: CSEL (отдельные тома); PL, t. 32-47; частично использован русский перевод: Творения Блаженного Августина Епископа Иппонийского, 2-е изд., Киев, 1901 - 1915, ч. 1 - 8; «Исповедь» и «Об обучении оглашаемых» цитируются в новых переводах M. E. Сергеенко, опубликованных в «Богословских трудах»,- М.. 1976, т. 15; 1978, т. 19. При цитации даются общепринятые сокращения названий трактатов с указанием последовательно цифрами книги (римская), главы и параграфа (арабские) трактата. 426  До нас дошли только отрывки «Гортензия», написанного Цицероном по образцу также сохранившегося только фрагментарно аристотелевского «Протрептика». Ища утешения после смерти дочери Туллии в философии. Цицерон утверждал, что мудрость выше всех земных благ и невзгод, что только жизнь духа является истинной жизнью человека. Здесь же он дал и краткий очерк истории философии. Содержание «Гортензия» см.: Plasberg О. De M. Tulii Ciceronis Hortenzio dialogo. Lipsiae, 1892. 427  Подробнее о манихействе см. в работах: Alfaric P. Les écritures manichéennes. Paris, 1918, v. 1-2; Burkitt F. С. The religion of the Manichees. Cambridge, 1925; Schaeder H. H. Urform und Fortbildungen des manichäischen Systems. Leipzig, 1927; Peuch H. C. Le manichéism, son fondateur. Paris, 1949; Widengren G. Mani und der Manichäismus. Stuttgart, 1961; Décret Fr. L " Afrique manichéene (IV-V siècle): Étude historique et doctrinale. Paris, 1978, v. 1-2. 428

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=780...

Лит.: Schmitt Ph. Die Kirche des hl. Paulinus bei Trier. Trier, 1853; Diel Ph. Der hl. Maximinus und der hl. Paulinus, Bischöfe in Trier. Trier, 1875; Schaaffhausen H. Der Sarg des hl. Paulinus in Trier//Jb. des Vereins von Alterthumsfreunden im Rheinlande. Bonn, 1884. Bd. 77. S. 238-242; Schneider F. Die Krypta von St. Paulin zu Trier//Ibid. 1884. Bd. 78. S. 167-198; Holder-Egger O. Ein Brief Erzbischof Udos von Trier//NA. 1892. Bd. 17. H. 3. S. 487-489; Ma î tre L. L " église abbatiale, puis collégiale de Notre-Dame aux Martyrs ou de Saint-Paulin//Revue de l " art chrétien. Ser. 5. P., 1905. T. 1. P. 246-250; Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 214, 289, 321, 438, 483; Miesges P. Der Trierer Festkalender, seine Entwicklung und seine Verwendung zu Urkundendatierungen. Trier, 1915; Winheller E. Die Lebensbeschreibungen der vorkarolingischen Bischofe von Trier. Bonn, 1935; Heyen F. J. Die Öffnung der Paulinus-Gruft in Trier im Jahre 1072 und die Trierer Martyrerlegende//Archiv für mittelrheinische Kirchengeschichte. Mainz, 1964. Bd. 16. S. 23-66; idem. Das Stift St. Paulinus vor Trier. B.; N. Y., 1972. (Germania Sacra. N. F.; 6); Jonghe D., de, Tavernier M. Die spätantiken Köper 4-Damaste aus dem Sarg des Bischofs Paulinus in der Krypta der St.-Paulinus-Kirche zu Trier//Trierer Zschr. 1977/1978. Bd. 40/41. S. 145-174; Ronig F. J. Eine mittelalterliche Interpretation des Christusmonogramms. Aus dem Bericht des Friedrich Schavard über die Öffnung der Paulinusgruft in Trier 1402//Kurtrierisches Jb. Trier, 1982. Bd. 22. S. 23-33; Anton H. H. Trier im frühen Mittelalter. Paderborn etc., 1987; Gierlich E. Die Grabstätten der rheinischen Bischöfe vor 1200. Mainz, 1990; Pohlsander H. A. Maximinus und Paulinus: Zwei Bischöfe im 4. Jh.//Trierer Zschr. 1996. Bd. 59. S. 119-180; Kr ö nert K. La construction du passé de la cité de Trêves VIIIe-XIe siècles: Étude d " un corpus hagiographique. Lille, 2 vol.; idem. L " exaltation de Trêves: Écriture hagiographique et passé historique de la métropole mosellane, VIIIe-XIe siècles. Ostfildern, 2010. P. 216-269, 394-402; Konstantin der Grosse: Ausstellungskatalog/Hrsg. A. Demandt, J. Engemann. Mainz, 2007; Fiedrowicz M. Paulinus von Trier - ein frühchristlicher Bekennerbischof im Spannungsfeld von Kirche und Staat//Trierer theol. Zschr. Trier, 2010. Bd. 119. S. 149-164.

http://pravenc.ru/text/2756885.html

Как переводчик с греческого И. Э. особое внимание уделял творчеству Севира Антиохийского. И. Э. принадлежит редакция более раннего сир. перевода 125 гомилий Севира. Возможно, ему принадлежит сир. перевод гомилий свт. Григория Богослова. В рукописной традиции И. Э. приписывается также авторство сир. перевода апокрифической «Истории рехавитов». Эпистолярное наследие И. Э. включает 2 сборника посланий: к Иоанну Стилиту из Литарбы и к Евстафию из Дары, а также ряд посланий к разным лицам. В посланиях содержатся толкования нек-рых мест Свящ. Писания, ответы на вопросы канонического характера, обсуждение различных аспектов богослужебной практики, истории, богословия и грамматики. Среди сохранившихся посланий И. Э. имеется 2 стихотворных. Соч.: Scholia on Passages of the OT/Ed. G. Philips. L., 1864; A Letter on Syriac Orthography/Ed. G. Philips. L., 1869; The Hymns of Severus of Antioch and others in the Syriac Version of Paul of Edessa as revised by James of Edessa/Ed. E. W. Brooks. P., 1911. 2 vol. (PO; 6/1, 7/5); Sévère d " Antioche. Homélie LXXVII: Trad. syr. de Jacques d " Édesse/Éd. M.-A. Kugener. P., 1922. (PO; 16/5); Iacobi Edesseni Hexameron, seu In opus creationis libri septem. Louvain, 1928. Vol. 1: Textus/Ed. I.-B. Chabot. (CSCO; 92. Syr.; 44); 1932. Vol. 2: Lat. transl./Ed. A. Vaschalde. (CSCO; 97. Syr.; 48); The Synodicon in the West Syrian Tradition/Ed. A. Vööbus. Louvain, 1975. Vol. 1. Лит.: Baumstark. Geschichte. S. 248-256; Ortiz de Urbina. PS. P. 177-183; Baars W. et al. Ein neugefundenes Bruchstück aus der syrischen Bibelrevision des Jakob von Edessa//VT. 1968. Vol. 18. P. 548-561; Vööbus A. The Discovery of New Cycle of Canons and Resolutions Composed by Jacob of Edessa//OCP. 1968. Vol. 34. P. 412-419; Graffin F. Jacques d " Édesse//DSAMDH. 1974. T. 8. Col. 33-35; idem. Jacques d " Édesse réviseur des Homélies de Sévère d " Antioche d " apres le ms. Syriaque BM add. 12159//Symposium syriacum, 1976. R., 1978. P. 243-255. (OCA; 205); Albert M. Langue et littérature syriaques// Idem et al. Christianismes orientaux: Introd. à l " étude des langues et des littératures. P., 1993. P. 297-372; Drijvers H. J. W. Jakob von Edessa//TRE. 1993. Bd. 16. S. 468-470; idem. The Testament of Our Lord: Jacob of Edessa " s Response to Islam//Aram Periodical. 1994. Vol. 6. P. 104-114; Debié M. Record Keeping and Chronicle Writing in Antioch and Edessa//Aram Periodical. 2000. Vol. 12. P. 409-417; Witakowski W. The Chronicle of Eusebius: Its Type and Continuation in Syriac Historiography//Ibid. P. 419-437; Ginkel J. J., van. Jacob von Edessa in der Chronographie des Michael Syrus//Syriaca: Zur Geschichte, Theologie, Liturgie und Gegenwartslage der syrischen Kirchen/Ed. M. Tamcke. Münster, 2002. S. 115-124; idem. History and Community: Jacob of Edessa and the West Syrian Identity//Redefining Christian Identity: Cultural Interaction in the Middle East since the Rise of Islam/Ed. J. J. van Ginkel et al. Louvain, 2005. P. 67-75.

http://pravenc.ru/text/200355.html

Mart. Seil., 4). Примечательно, что в научной литературе длительное время идет дискуссия о социальном статусе мучеников, и ряд исследователей полагает, что выходцы из африканской глубинки не могли быть хорошо обазованными людьми 606 . На наш взгляд, реплики Сперата показывают, что такая точка зрения недостаточно обоснованна. Это наблюдение может внести и некоторые коррективы в вопрос о книгах и посланиях Павла, содержащихся в вещах мучеников. Традиционно считается, что речь идет о первом упоминании латинского перевода библейских книг, причем именно на том основании, что христиане Скилии не владели греческим языком 607 . Однако знакомство Сперата с идеями христианских апологетов вполне может указывать на то, что некоторые их трактаты содержались в библиотеке местных христиан и читались в подлиннике. В этом случае не будет нужды и оснований отвергать версию о том, что и библейские книги мучеников были на греческом языке. Раздел подготовлен А. В. Каргальцевым. Перевод с латинского языка выполнен по изданию: The Acts of the Christian Martyrs/Ed. H. Musurillo. Oxford, 1972. P. 85–89; перевод с греческого – по изданию: Robinson J. A. The Passion of S. Perpetua. P. 113–117. Издания и переводы Robinson J. A. The Passion of S. Perpetua. Cambridge, 1891. Atti e passioni dei martiri/Ed. A. A. R. Bastiaensen et al. Milano, 1987. The Acts of the Christian Martyrs/Ed. H. Musurillo. Oxford, 1972. Ruggiero F. Atti dei Martiri Scilitani. Roma, 1991. Die Passion der heiligen Scillitaner//Märtyrerliteratur/Hrsg. Von R. Seelinger, W. Wischmeyer. Berlin; München; Boston, 2015. Крюкова A. H. Акты Скилитанских мучеников//Вестник древней истории. 2011. 3. С. 246–251. Научная литература Aubé В. Étude sur un nouveau texte des Actes des Martyrs Scillitains. Paris, 1881. Barnes T. D. Pre-Decian Acta Martyrum//Journal of Theological Studies. Vol. 19. 1968. P. 509–531. Barnes T. D. Tertullian. A historical and literary study. Oxford, 1985². Bastiaensen A. A. R. Commento agli “Acta martyrum Scilitanorum”//Atti e passioni dei martiri. Milano, 1990. P. 405–411. Baxter J. H. The Martyrs of Madaura, A. D. 180//The Journal of Theological Studies. Vol. 26.1924. P. 21–37. Den Boeft J., Bremmer J. Notiunculae Martyrologicae//Vigiliae Christianae. Vol. 35.1981. P. 43–56. Den Boeft J., Bremmer J. Notiunculae Martyrologicae IV//Vigiliae Christianae. Vol. 45.1991. P. 105–122. Den Boeft J., Bremmer J. Notiunculae Martyrologicae V//Vigiliae Christianae. Vol. 49.1995. P. 146–164. Bonner G. The Scillitan Saints and the Pauline Epistles//Journal of Ecclesiastical History. Vol. 7.1956. P. 141–146. Cerullo D. Gli atti dei martiri Scillitani: un’esperienza di “lingua in atto”. Lettura didattico-operativa//Aufidus. Vol. 23.1994. P. 99–126. Corsaro F. Note sugli “Acta martyrum Scilitanorum”//Nuovo Didaskaleion. Vol. 6. 1956. P. 5–51. Dahm H. J. Lateinische Märtyrerakten und Märtyrerbriefe. Kommentar. Münster, 1986. Delehaye H. Les passions des martyrs et les genres littéraires. Bruxelles, 1966².

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Vat., 1986. P. 183-236. (ST; 314); Συγγρμματα/Επιμ. Α. Αργυρου. Θεσ., 1996. (Βυζαντιν Κεμενα κα Μελται; 25); An Unpublished Supplication on Barren Olive-Trees by Macarius Macres/Publ. S. Kapetanaki//Porphyrogenita: Essays on the History and Literature of Byzantium and the Latin East in Honour of J. Chrysostomides. Aldershot, 2003. P. 457-460. Ист.: Παπαδπουλος-Κεραμες Α. Μακριος Μακρς//ΔΙΕΕΕ. 1889. Τ. 3. Σ. 459-467; Georges (Gennade) Scholarios. Œuvre complètes/Publ. par L. Petit, X. A. Sideridès, M. Jugie. P., 1935. Vol. 4; Sylv. Syrop. Hist. P. 118. N 1-5, 266. N 24; Symeon Thessalonicensis. Politico-Historical Works (1416/7-1429): Greek Text with Introd. and Comment./Ed. D. Balfour. W., 1979. P. 94-97, 214-228. (WBS; 13); Giorgio Sfranze. Cronaca/Ed. R. Maisano. R., 1990. P. 70. (CFHB; 29). Лит.: PLP, N 16379; ИАБ, 6. 2000-2006; Δημητρακπουλος Α. Ορθδοξος Ελλς: Ητοι περ τν Ελλνων τν γραψντων κατ Λατνων. Εν Λειψ, 1872. Σ. 91; Γεδεν. Εορτολγιον. Σ. 55-56; Λμπρος Σ. Παλαιολγεια κα Πελοποννησιακ. Αθναι, 1924. Τ. 2. Σ. 299-301; Petit L. Macrès Macaire//DTC. 1927. T. 9. Col. 1507-1508; Αθηναγρας, μητρ. Παραμυθας. Ο θεσμς τν συγκλλων ν τ Οκουμενικ Πατριαρχε//ΕΕΒΣ. 1928. Τ. 5. Σ. 186-189; Loenertz R. J. Écrits de Macaire Makrès et de Manuel II Paléologue dans les mss. Vat. Gr. 1107 et Crypt. 161//OCP. 1949. Vol. 15. P. 185-193 (= Loenertz R. J. Byzantina et Franco-graeca. R., 1970. P. 71-79); Hunger H. Eine spätbyzantinische Bildbeschreibung der Geburt Christi//JÖBG. 1958. Bd. 7. S. 125-140; Κωνσταντινδης Ι. Μακριος//ΘΗΕ. 1966. Τ. 8. Στ. 480; Trapp E. Die Stellung der beiden Apologien des Vat. Gr. 1107 in der byzantinischen Islampolemic//JÖBG. 1967. Bd. 16. S. 199-202; Αργυρου Α. Μακριος Μακρς Ασπρφρυς (1391-1431)//ΓΠ. 1970. Τ. 53. Σ. 212-225; Gautier P. Le Typicon du Christ Sauveur Pantocrator//REB. 1974. Vol. 32. P. 1-145; Stiernon D. Macaire Makrès//DSAMDH. 1980. Vol. 10. Col. 17-20; Argyriou A. Macaire Makrès et la polémique contre l " Islam: Édition princeps de l " éloge de Macaire Makrès et de ses deux oeuvres anti-islamiques précédée d " une étude critique.

http://pravenc.ru/text/2561444.html

20 По греческому тексту – νανθρπησις. Калькированный перевод этого термина хотя и встречается изредка в латинском (inhumanatio) и, соответственно, в английском языке (inhumanation), но не вошёл в обиход. Поэтому английский термин incarnation может равным образом означать как собственно «воплощение» (σρκωσις, νσρκωσις), так и «вочеловечение». В русском переводе К. Бурмистрова (Богословский диалог) этот термин везде передаётся как «воплощение». 21 В греческом тексте несколько иной порядок слов и чуть иначе расставлены акценты: «соединив… тварной человеческой природы с её природной волей и действием, которую Он воспринял и сделал Своей собственной при вочеловечении». 29 Lebon J. Le monophysisme sévérien: Étude historique, littéraire et théologique sur la résistance monophysite au concile de Chalcedoine jusqu’à la constitution de l’Église Jacobite. Louvain, 1909 [New-York, r1978]. P. 200–204. 37 Maximus Confessor. Opuscula theologica et polemica (CPG 7697) 6, 9; Epistulae (CPG 7699) 12, 15//PG. 91. Col. 68A, 121B, 501A, 572D–573A. 39 Cyrillus Alexandrinus. Explanatio XII capitulorum (CPG 5223) 11//ACO. 1, 1, 5. P. 19; Idem. Apologia XII anathematisorum conta Theodoretum (CPG 5222) 28//ACO. 1, 1, 6. P. 118; Idem. Apologia XII capitulorum contra Orientalis (CPG 5221) 31//ACO. 1, 1, 7. P. 40. 47 Iohannes Damascenus. Contra Iacobitas (CPG 8047) 29//Die Schriften des Johannes von Damaskos. Bd. 4. Liber de haeresibus. Opera polemica/hrsg. B. Kotter. Berlin; New York, 1981. (PTS; Bd. 22). S. 120. 48 Давыденков О. , прот. Христологическая система умеренного монофизитства. С. 433. Как поясняет иером. Лука Григориатский (в личной переписке), глагол διακρνονται является очень слабым для того, чтобы выразить то строгое разделение, которое выражают глаголы: χωρζονται, ποφοιτον λλλων, διστανται, τθενται ν μρος и др. Глагол διακρνονται указывает на различие природ «в умозрении» именно в севирианском смысле. Поскольку природы, соединённые во Христе, существуют реально, постольку истинное «умозрение» разделяет и располагает по отдельности природы, которые в действительности соединены, в то время как севирианское «простое» (ψιλ) «умозрение» лишь различает (διακρνει) две природы, которые в действительности являются одной природой.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Yulaev/...

Les bénédictins de Saint-Maur. P., 1989-1991. 2 vol.; Hurel D.-O. L " histoire de la Congrégation de Saint-Maur: Quelques réflexions à propos d " un ouvrage recent//StMon. 1993. Vol. 35. P. 449-462; idem. The Benedictines of the Congregation of St.-Maur and the Church Fathers//The Reception of the Church Fathers in the West: From the Carolingians to the Maurists/Ed. I. Backus. Leiden, 1997. Vol. 2. P. 1009-1038; idem. Les mauristes, consommateurs et producteurs de livres aux XVIIe et XVIIIe siècles//Les religieux et leurs livres à l " époque moderne. Clermont-Ferrand, 2000. P. 177-194; idem. L " historiographie de la congrégation de Saint-Maur aux XIXe-XXe siècles: Bilan et perspectives de recherche//Revue Mabillon. N.S. 2002. T. 74. N 13. P. 7-24; idem. Les mauristes et les Lumières//RBen. 2004. Vol. 114. N 2. P. 382-394; idem. Les mauristes, historiens de la Congrégation de Saint-Maur aux XVIIe et XVIIIe siècles//Écrire son histoire: Les communautés régulières face à leur passé: Actes du 5e colloque intern., Saint-Étienne, 6-8 nov. 2002. Saint-Étienne, 2006. P. 257-274; idem. Mauristes et Bollandistes//AnBoll. 2008. Vol. 126. P. 337-369; L " érudition mauriste à Saint-Germain-des-Prés/Éd. P. Gasnault. P., 1999; Королев Г. И. Медиевистическая археография за рубежом: Тр. XVI-XVIII вв.: [Учеб. пособие]. М., 2001; Les mauristes à Saint-Germain-des-Prés: Actes/Éd. J.-C. Fredouille. Turnhout, 2001; Barbeau T. La spiritualité dans la congrégation de Saint-Maur: Bilan et perspectives d " étude//Revue Mabillon. N.S. 2002. Vol. 74. N 13. P. 35-51; Ch é dozeau B. La congrégation de Saint-Maur et le renouveau architectural du monachisme dans les abbayes du Bas-Languedoc//Ibid. P. 67-88; Leroy H. Les procédures juridiques et canoniques de réforme des monastères: L " exemple de la congrégation de Saint-Maur//Ibid. P. 25-34; Lenain Ph. Histoire littéraire des bénédictins de Saint-Maur. Louvain-la-Neuve, 2006-2014. 4 vol. С. Г. Мереминский Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/2561154.html

Amann E. 1931. Р. 1083. Botte B . Les origines de la Noël et de l " Epiphanie. Étude historique. Louvain. 1932. Р. 39-40 ;Botte B. Les évangiles du temps de Noël//Les questions liturgiques et paroissiales. 17 1932. Р. 298-299. Pincherle A . Due postille sul donatismo // RR 18 1947. Р. 161-164. Pincherle A. Ottato//Enciclopedia Italiana Treccani. XXV 1935. Р. 771. Pincherle A . Ottato//EC IX 1952. Р. 449-451 ;Pincherle A . Cristianesimo antico e moderno. Roma 1956. Р. 76-79. Low G . Natale//EC VIII 1952. Р. 1670. Е. Деккерс считал, что невозможно поверить тезису Пинкерле. См.: Dekkers E. Clavis Patrum Latinorum , nn. 244 ss., Steenbrugis. 1951. Р. 48-50. С. Бломгрен приводит сравнение глагола « nudare » и « denudare » в текстах трактата и проповеди на Рождество, упоминая текст проповеди по А. Вилмару и не упоминая больше никаких исследователей. См.: Blomgren S. Eine Echtheitsfrage hei Optatus von Mileve. Stockholm. 1959. P. 20. (далее Blomgren S. 1959). Stuiber A. Optatus//Lexikon für Theologie und Kirche. VII (1962). Р. 1180-1181. Нужно подразумевать пятидесятые и шестидесятые годы XX столетия. Время написания данной проповеди, указывает проф. У. Френд, 350-й год. См.: Frend W. H. C. The Donatist Church. A Movement of protest in Roman North Africa. Oxford. 1952. P. 196; 320-321. (далее Frend  W. H. C.  1952). Congar Y.   M.-J. Introduction et notes in «Oeuvres de Saints Augustin» 28. Traités antidonatistes, I, «Bibl. August.». Paris. 1963. Р. 62. Simonetti M. 1986. P. 126. Labrousse M. 1982. Col. 826-827. Scorza Barcellona F. La celebrazione dei santi Innocenti nell " omiletica latina dei secoli IV-VI//Studi Medievali. 15 (1974). P. 705-767. (далее Scorza Barcellona F. 1974). Scorza Barcellona F. 1974. Р. 709. Проф. Ф. Скорца Барчеллона пишет: «Нам кажутся убедительны возражения относительно донатистского характера проповеди... и в таком случае, она не может быть приписана Оптату Милевитскому» ( Scorza Barcellona F. 1974. Р. 709). Scorza Barcellona F. L " interpretazione dei doni dei Magi nel sermone natalizio di [Pseudo] Ottato di Milevi // SSR 2 (1978). Р. 129-149.

http://bogoslov.ru/article/768242

Лит.: Катанский А. Л. Очерк истории обрядовой стороны таинства Елеосвящения//ХЧ. 1880. Ч. 2. 718. С. 92-131; Красносельцев Н. Ф. О нек-рых церк. службах и обрядах: Общее маслосвящение в Великий четверток или в Великую субботу//ПС. 1887. Ч. 2. 5. С. 75-98; Голубцов А. П. Об обрядовой стороне таинства Елеосвящения//ПрТСО. 1888. Ч. 42. С. 113-130; Петровский А. В. К истории последования таинства Елеосвящения//ХЧ. 1903. Ч. 2. 7. С. 44-59; он же. Елеосвящение с обрядовой стороны//ПБЭ. 1904. Т. 5. Стб. 408-415; Беляев А. Елеосвящение//Там же. Стб. 397-408; Успенский А. И. Таинство Елеосвящения. М., 1908; Ястребов М. Ф. Из лекций по догматическому богословию: Таинство Елеосвящения//ТКДА. 1908. 3. С. 369-377; Венедикт (Алентов), иером. К истории правосл. богослужения: Ист.-литург. исслед. о чине таинства Елеосвящения. Серг. П., 1917. К., 20042; Chavasse A. Étude sur l " onction des infirmes dans l " Église latine du III au XI siècle. Lyon, 1942; Didier J.-Ch. Le Chrétien devant la maladie et la mort. P., 1960; Gusmer Ch. W. «And You Visited Me»: Sacramental Ministry to the Sick and the Dying. N. Y., 1984; Ziegler J. J. Let Them Anoint the Sick. Collegeville (Minn.), 1987; Foster G. M. Disease Etiologies in Non-Western Medical Systems//American Anthropologist. 1976. Vol. 78. P. 773-782; Anointing the Sick/Ed. P. E. Fink. Collegeville, 1987; Cuschieri A. J. Anointing of the Sick: A Theological and Canonical Study. Lanham (MD), 1993; Dudley M., Rowell G. The Oil of Gladness: Anointing in the Christian Tradition. L.; Collegeville, 1993; Τζρπος ., πρωτ. Ακολουθα το νεκρσιμου Εχελαου κατ τ χειρϒραφα Εχολϒια το ιδ-ις α. Αθνα, 2000; Архангельский М., прот. О тайне Св. елея. М., 20012; Арранц М. Избр. соч. по литургике. М., 2003. Т. 2. С. 487-601. А. А. Ткаченко Рубрики: Ключевые слова: ЕВХАРИСТИЯ. ЧАСТЬ II главное таинство христ. Церкви, состоящее в преложении приготовленных Даров в Тело и Кровь Христовы и причащении верующих БИБЛЕЙСКИЕ ПЕСНИ песни Свящ. Писания, пророческие песни,неск. вошедших в богослужебную практику поэтических текстов из ВЗ, а также апокрифического и раннехрист. происхождения

http://pravenc.ru/text/189773.html

L’objectif de notre étude fut de rechercher et de rétablir aussi précisément que possible tous les renseignements légendaires, historiques et littéraires, afin de constituer un schéma biographique correspondent aux faits historiques, et, d’autre part, une liste des hymnes de Cosmas aussi complète que possible. C’est ainsi que la matière se divise en deux parties, l’historique et le littéraire. Dans la première partie nous examinons en détail tous les textes hagiographiques, édités ou inédits. Nous avons classifié ces textes en trois types, en tenant compte de leurs ressemblances et de leurs diversités. Après une vaste et profonde vérification des sources nous avons été amenés aux conjectures nouvelles: Selon toutes les probabilités, Cosmas naquit vers 674/6 à Damas et non à Jérusalem. Il doit être mort vers 751/2 dans le convent renommé de Saint Sabbas, près de Jérusalem, où on désignait son tombeau pendant de longs siècles. Son origine de l’île de Grète, prétandue par certaines vies du type Г (Vita Chalkiensis et Vita Atheniensis) est prouvée ici tout a fait trompeuse comme étant due à une mauvaise lecture du mot σηκρτις (σηκρτιν – ες Κρτην). L’élévation de Cosmas au siège épiscopal de Majume date ici de 735, tandis que dans toutes les études elle se place en 743. C’est dans la même partie que nous avons regroupé tous les lextes célébrant Cosmas comme saint, et nous avons dressé une liste de ses icônes (miniatures, mosaîques, fresques ou portables). La deuxième partie renferme une étude globale de l’oeuvre hymnographique du célèbre mélode, basée sur une recherche approfondie des manuscrits. La recherche s’étend sur le style, la langue, les caractères morphologiques des hymnes, leurs sources et leurs influences. Nous avons prouvé, sans contredit, nous le croyons, qu’il n’y a pas d’autre hymnographe homonyme, ce qui nous a permis de constituer une nouvelle liste des hymnes de Cosmas, aussi complète que possible, en discutant toujours leurs problèmes philologiques et littéraires. Devant tant de difficullés, auxquelles nous avons dû faire face, nous avons essayé de trouver des solutions dûment appuyées sur les sources ou sur la critique littéraire. C’est ainsi que notre liste est bien plus riche et plus exacte, nous le croyons, que celle d’Eustratiadis ou celles des autres chercheurs. Elle renferme 173 hirmoi (ερμο) au lieu de 158 d’Eustratiadis, 33 canons au lieu de 24, 83 idiomèles, au lieu de 64. A notre avis, le kontakion a la Dormition de la Vièrgo, sous l’acrostiche «Το ταπεινο Κοσμ μνος», que le Professeur C. Trypanis a attribué à un autre Cosmas, a toutes les chances d’être rendu à Cosmas le Mélode.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Maiumski...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010