1251 . Щипакина Л.А. Культурные традиции в богословском наследии Григория Паламы // Η. И. Огарев от XIX к XX веку. Саранск 1999. 123. 1252 . Balivet М. Culture ouverte et échanges inter-religieux dans les villes ottomanes du XIV е siècle//The Ottoman Emirate (1300–1389). Halcyon Days in Crete I. A symposium held in Rethymnon 11–13 January 1991, Foundation for Research and Technology, Hellas. Inst. for Mediterranean Studies/Ed. Zachariadou E. Rethymnon 1993. 1–6. [Палама и Гемист Плифон]. 1253 . Barbatsoulios G. y ιος Γρηγριος Παλαμ ς κα Σιγμυνδ Φρευδ//GP 1995. 465–488. 1254 . Beck H.-G. Humanismus und Palamismus//Actes du XII е Congr. Int. des Ét. Byz. Ochride 1961. Rapports. Belgrad 1963. 1. 63–82. оттиск: Ideen und Realitäten. L. 1972. 1255 . Christou P. Νηπτικ κα συχαστικ. Θεσσαλονκη 1977. 262. [Палама и Диадох Фотики йский ]. 1256 . Fahey М. A., Meyendorff J. Trinitarian theology, East and West. Saint Thomas Aquinas – Saint Gregory Palamas. Brookline, MA 1977. 43. (Patriarch Athenagoras memorial lectures). 1257 . Flogaus R. Der heimliche Blick nach Westen: Zur Rezeption von Augustin De trinitate durch Gregorios Palamas//JÖB 1996. 46. 275–297. 1258 . Flogaus R. Palamas and Barlaam revisited: a reassessment of East and West in the Hesychast Controversy of 14 th century Byzantium//SVTQ 1998. 42:1. 1–32. 1259 . Halleux A. de. Palamisme et scolastique. Exclusivisme dogmatique ou pluriformité theologique?//Revue théologique de Louvain. 1973. 4. 404–442. et Oecuménisme. Recueil d’études. Louvain 1990. 782–815. (Bibliotheca Ephemeridum Theologicarum Luvaniensium. 93). 1260 . Kalokyris K. D. La teologia della luce e la pittura paleologa. Il palamismo nell’arte bizantina// Θεσσαλονκη χριστιανικ. Θεσσαλονκη 1989. 341–354. 1261 . Kapriev G. Die antiapophatische Deutung des Dionysius bei Gregorios Palamas//Die Dionysius-Rezeption im Mittelalter. Internationales Kolloquium in Sofia vom 8 bis 11 Apr. 1999 unter der Schirmherrschaft der Société Internationale pour l " Étude de la Philosophie médiévale (Rencontres de philosophie médiévale 9)/Boiadjiev T. et al. (ed.). Turnhout 2000. 123–158.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Достаточно упомянуть, что в западной науке была склонность нивелировать развитие христианства до философских влияний. Например, такое понятие, как «обожение», которое было усвоено в восточной патристике уже в самый ранний период, возводилось исключительно к философии Платона (тогда как в патристике оно все-таки было привязано к библейскому пассажу Пс. 81, 6). Даже известное положение об уподоблении Богу как цели духовной жизни связывалось не с центральным библейским учением о человеке как образе и подобии Божием (Быт. 1, 27), а с опять-таки с известным учением неоплатоников об уподоблении Богу как цели философии, восходящему к платоновскому Теэтету, 176a-b. Такое направление приводило к абсурдному заключению, что главным источником вдохновения для христианских авторов Византии были тексты Платона и неоплатоников, а не Библия! Introduction à l " Étude de Grégoire Palamas, Paris 1959. E. v. Ivánka. Plato Christianus. Übernahme und Umgestaltung des Platonismus durch die Väter. Einsiedeln, 1964: 373-385. J. Demetracopulos. Is Gregory Palamas an Existentialist? The Restoration of the True Meaning of his Comment on Exodus 3,14: γ εμι ν . Athens: «Parousia», 1996. J. Demetracopulos, op. cit.: 23. J. Demetracopulos, op. cit.: 23. J. Demetracopulos, op. cit.: 23-24. J. Demetracopulos, op. cit.: 24. " Διονσιος ρεοπαγτης στ ργα το γου Γρηγορου Παλαμ " : 635. Место Ареопагитик в монашеской византийской традиции рассматривается в статьях иером. А. Голицина ( " Hierarchy vs. Anarchy? Dionysius Areopagita, Symeon New Theologian, Nicetas Stethatos and their Common Roots in Ascetical Tradition " , St. Vladimir " s Theological Quarterly 38 (1994): 131-179) и А. Риго (A. Rigo, " La spiritualità monastica bizantina e lo Pseudo-Dionigi L " Areopagita " , in: Il monachesimo tra eredità e aperture. Atti del simposio " Testi e terni nella tradizione del monachesimo cristiano " , per il 50° anniversario del " Istituto Monastico di Sant " Anselmo. Roma, 28 maggio - 1° giugno 2002. A cura di M. Bielawski e D. Hombergen . Roma, 2004. Рус. пер.: А. Риго, «Византийская духовность и Псевдо-Дионисий Ареопагит», Символ 52 (2007): 72-116).

http://bogoslov.ru/article/443837

Ист.: BHL, N 1824; ActaSS. Oct. T. 5. P. 61-66; Auctarium, seu Notae ad ActaSS tomi V Octobris. Brux., 1852. P. 22-25; Albert le Grand. Les vies des saints de la Bretagne Armorique. Quimper, 1901. P. 496-502, Lobineau G.-A. Les vies des saints de Bretagne. Rennes, 1725. P. 6-7; Officia propria dioecesis Nannetensis: Pars autumnalis. Turonibus, 1861. P. 8-16. Лит.: Oheix R. S. Clair, premier évêque de Nantes//Revue de Bretagne et de Vendée. Nantes, 1876. Vol. 39. P. 89-97, 179-187; Plaine F. L " apostolat de saint Clair et les origines chrétiennes de l " Armorique//Bull. archéologique de l " Association bretonne. Session 23 (Quintin, 1880). [Sér. 2]. St.-Brieuc, 1881. P. 119-157; Cahour A. L " apostolat de saint Clair, premier évêque de Nantes: Tradition nantaise. Nantes, 1883; La Borderie A., de. St. Clair et les origines de l " Église de Nantes. Rennes, 1884; idem. Histoire de Bretagne. Rennes, 19052. T. 1. P. 192-196; Richard F.-M.-B. Étude sur la légende liturgique de St. Clair, premier évêque de Nantes. Nantes, 1885; Houtin A. La controverse de l " apostolicité des églises de France au XIXe siècle. P., 19033. P. 86-87, 291-293; Duine F. Bréviaires et missels des églises et abbayes bretonnes de France, antérieurs au XVIIe siècle//Bull. et mémoires de la Société archéologique du département d " Ille-et-Vilaine. Rennes, 1906. Vol. 35. P. 22-23, 77, 79, 83-84, 93, 103, 105-106, 126, 132, 151-152, 155, 176-177; idem. Mémento des sources hagiographiques de l " histoire de Bretagne. Rennes, 1918. P. 66-67; idem. Inventaire liturgique de l " hagiographie bretonne. P., 1922. P. 72, 163, 165-166, 170, 172, 262; Duchesne. Fastes. T. 2. P. 356-365; Van Doren R. Clair//DHGE. T. 12. Col. 1031; Villette P. Chiaro, vescovo di Nantes//BiblSS. Vol. 3. Col. 1232; Nantes/Éd. Y. Durand. P., 1985. P. 7-12. (Histoire des diocèses de France; 18); Bourgès A.-Y. Vicissitudes de la mémoire hagiographique bretonne au bas Moyen Âge: La fondation des évêchés en Bretagne//Histoires des Bretagnes/Éd. H. Bouget et al. Brest, 2013. T. 4: Conservateurs de la mémoire. P. 41-53.

http://pravenc.ru/text/1841245.html

пер.: Искупление и обожение/Пер.: В. А. Рещикова//ЖМП. 1967. 9. С. 65-72; англ. пер.: Redemption and Deification//Sobornost. Ser. 3. 1947. N 2. P. 47-56); L " Apophase et la Théologie Trinitaire. P., (рус. пер.: Апофаза и троическое богословие//БТ. 1975. Сб. 14. С. 95-104); Domination et Règne: Étude eschatologique//ВРЗЕПЭ. 1954. 17. С. 43-55 (рус. пер.: Господство и Царство: (Эсхатол. этюд)//БТ. 1972. Сб. 8. С. 205-214; англ. пер.: Dominion and Kingship: An Eschatological Study//Sobornost. Ser. 3. 1953. N 14. P. 67-79); Le dogme de l " Immaculée Conception//ВРЗЕПЭ. 1954. 20. С. 246-251 (рус. пер.: Догмат о непорочном зачатии//БТ. 1975. Сб. 14. С. 121-125); Les éléments de «Théologie négative» dans la pensée de St. Augustin//Augustinus Magister: Congrès international augustinien. P., 1954. T. 1. P. 575-581 (рус. пер.: Августин учитель: Элементы отрицательного богословия в мышлении блж. Августина/Пер.: В. А. Рещикова//БТ. 1985. Сб. 26. С. 173-180); Introd.: [ Serge, Patriarche de Moscou. L " Église du Christ et les communautés dissidentes]//ВРЗЕПЭ. 1955. 21. С. 9-10; La notion théologique de la personne humaine//Там же. 24. С. 227-235 (рус. пер.: Богословское понятие человеческой личности//БТ. 1975. Сб. 14. С. 113-120); К вопросу об исхождении Св. Духа//ВРЗЕПЭ. 1957. 25. С. 54-62; Le Problème de la «Vision face à face» et la tradition patristique de Byzance//Papers presented to the 2nd Intern. Conf. on Patristic Studies held at Christ Church, Oxf., 1955/Ed. K. Aland, F. L. Cross. B., 1957. Vol. 2. P. 512-537. (StPatr; 2); Образ и подобие//ЖМП. 1958. 3. С. 53-64; La Théologie de l " Image//ВРЗЕПЭ. 1959. 30/31. С. 123-133 (рус. пер.: Богословие образа//БТ. 1975. Сб. 14. С. 105-113; англ. пер.: The Theology of the Image//Sobornost. Ser. 3. 1957/1958. N 22. P. 510-520); La Tradition et les traditions//ВРЗЕПЭ. 1959. 30/31. С. 101-121 (рус. пер.: Предание и предания/Пер.: В. А. Рещикова//ЖМП. 1970. 4. С. 61-76; англ. пер.: Tradition and Traditions/Transl. G. E. H. Palmer, E.

http://pravenc.ru/text/2110739.html

730 . Lampe G. W. A Patristic Greek Lexicon. Oxford, 1991. 731 . Larchet J.-C. Introduction//Saint Grégoire Palamas. Traités apodictiques sur la procession du Saint-Esprit. 732 . Larchet J.-C. La divinisation de l’homme selon St. Maxime le Confesseur. P., 1996. 733 . Larchet J.-C. La pensée de Saint Maxime le Confesseur dans les «Questionsà Thalassios»//Le Messager Orthodoxe. 1990. Vol. 113. 734 . Lavriotes M., archim. The Revelation of God: The crucial difference in Eastern – Western theology//Verbum. Вып. 3. Византийское богословие и традиции религиозно-философской мысли в России. 735 . Lazaris S. La médecine vétérinaire sous les Paléologues//XX e Congrès International... Pré-actes. Vol. 2. 736 . Liddell R. A., Scott G., Jones A. Greek – English Dictionary. Oxford, 1996. 737 . Lison J. La divinisation selon Grégoire Palamas: Un sommet de la théologie orthodoxe//Irenikon. 1994. T. 62. 1. 738 . Loos M. Certains aspects du bogomilisme byzantin des 11 e et 12 e siècles//BS. 1967. Vol. 28/1. 739 . Lourié В. M. Prière de Jésus au cours de filiation des sectes monophysites et une fausse attribution à Chénouté//XVIII International Congress of Byzantine Studies. Moscow, 1991. Acts. Volume 2: History, Archaeology, Religion, Theology. Shepherdstown: VW, 1996 1998 . 740 . Lur’e V. L’attitude de S. Marc d’Ephèse aux débats sur la procession du Saint-Esprit à Florence. Ses fondements dans la théologie post-palamite//Annuarium Historiae Conciliorum. 1989 Bd. 21. 741 . Makarov D. [I.] St. Gregory Palamas’s Idea of the Transfiguration//XXe Congrès International... Pré-actes. Vol. 3. 742 . Malingrey A.-M. «Philosophia». Étude d’un groupe de mots dans la littérature grecque des Présocratiques au IVe siècle après J.-C. P., 1961. 743 . Mango C. Byzantium: The Empire of New Rome. L., 1980. 744 . Mantzaridis G. J. The Deification of Man. St Gregory Palamas and the Orthodox Tradition. N.Y., 1984. 745 . Marevski I. Terms from Hesychast Texts in Middle Bulgarian Translations (Demonstrated by Examples from Works of Gregory Palamas)//BS. 1990. V. 51/2.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

1482 Ср. J. Gloël, Der Stand im Fleisch, S. 53=Der Heilige Geist, S. 53: «Предназначенная к тому, чтобы служить человеку послушным орудием при выполнении его высшей задачи, σρξ фактически совершенно уклонилась от своего предначертания, сообразного тварной природе». 1483 С. Holsten за действительным явлением не видит основной причины, почему о нем справедливо сказано у А. Sabatier (L’Apôtre Paul, р. 265), что в своей теории он схватил лишь «ипе ombre fugitive». 1484 С этой точки зрения вполне справедливо замечание J. Gloël (Der Stand im Flesch, S. 27=Der Heilige Geist, S. 27), что это выражение не столько усиливает понятие плотяности усвоением ей положительного зла (как Н. Н. Wendt, Die Begriffe Fleisch und Geist, S. 208) сколько разъясняет его. 1485 И в иудействе было убеждение, что согрешают вместе душа и тело: J. Hamburger, Real-Encyclopädie des Judenthums II, S. 1253. 1256; F. Weber, Die Lehren des Talmud, S. 222–223=Jüdische Theologie. 231; M. Базилевский, Рабби Иегуда Ганаси, стрн. 28. 1486 Ср. Thèse par Édouard Roerich, Étude sur les principales idées morales contenues dans les Épitres de saint Paul, Strasbourg 1872, p. 9: «Elle (la chair) est non la cause, mais le siége du péché, et il fant la considérer moins comme une substance que comme un ensemble d’organes ni bons ni mauvais en eux – mêmes ( 2Cor. 8:1; 6:18 ), mais pouvant le devenir par l’usage qu’on en fera. Leur destination est d’être employés à une activité conforme à la justice selon Dieu, loí suprême de l’humanité. Or le moi étant devenu infidèle à cette justice, il s’ensuit que ses organes s’en sont détournés aussi. La chair devient l’organe et l’instrument du péché; mais, comme une arme qui échappe des mains de celui qui la tient et le blesse, elle se rotourne contre son maître: moi, qui s’étant surfait et qui avait voulu remplacer la justice selon Dieu par sa propre justice, n’est plus assez fort pour diriger ses organes et en devient l’esclave à son tour; le moyen devient but, s’érige en maître et le moi tombe sous l’esclavage de son esclave». Изображение это верно и с той стороны, что первенствующая роль во всей трагедии греховного преодоления остается за духовным началом человеческого существа (ср. прим. и к прим. 1493, а равно прим. 1502).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

206=282). Cp. Joh. Gloël, Der Heilige Geist, 107: «Wenn... die υοϑεσα den direkten Gegensatz der δουλεα bildet, und wenn unter der δουλεα ohne Frage der Stand des δολος zu verstehen ist, so kann auch unter der υοϑεσα nicht der Akt der Adoption als solcher verstanden warden, sonder nur der Stand , der das Ergebnis dieses Aktes ist, das Verhältnis, in welchem dieser Akt stetig fortwirkt». D. Somerville, различая в самом христианском усыновлении две стадии, думает (St. Paul’s Conception of Christ, p. 46), что « " Adoption» in the kingdom of God is consistent with a previous filial relationship of an inferior sort, and means... the investment in fuller privileges and powers, in a sonship worthy of the name, of persons who had been sons in an imperfect degree». Важно еще, что и «по Римскому закону совершенно чуждый по крови человек чрез усыновление становился членом усыновившей фамилии точно так же, как бы он родился в ней. Он делался членом этой фамилии даже в высшем смысле, чем те, у кого в жилах текла фамильная кровь, каковы эмаципированные дети и потомки по женской линии. Он принимал имя этой фамилии, участвовал в ее таинственно-священных обрядах и являлся членом дома усыновителя не по снисхождению или соизволению, но во всех отношениях, почему и образовавшаяся таким путем связь могла быть расторгнута только в церемонии эмансипации». См. у W. E. Ball, St. Paul and the Roman Law в «The Contemporary Review» No. 308 (August, 1891: London), p. 280 sequ. 1728 Поэтому будет мало сказать (хотя бы с Éd. Roerich, Étude sur les principales idées morales... de Saint Paul, p. 7; cp. Bernh. Weiss, Lehrbuch der Biblischen Theologie des N. T., S. 432–433), что христианское искупление было лишь восстановлением первобытной райской невинности (cp. Wilh. Schmidt, Die Lehre des Apostels Paulus, S. 114–115: «dies «neue Kreatur» ist mehr als die ursprüngliche Natur des Menschen»). Наоборот, по вниманию к величию тайны нашего спасения по его результату и дальнейшей цели, некоторые авторы принимали двоякое воплощение Сына (домирное и в условиях времени),а в связи с этим у других даже допускалось, что второе было необходимо и в том случае, если бы не произошло падения прародителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Defideorthodoxa , 3, 24 ,PG 94, 1089c ; Tommaso d’Aquino, Summatheol. 2-II,83,1c; Expositio in epist. D. Pauli ad Colossenses1,3 ; срв. É Bertaud, “Élévations spirituelles”, DS IV,1 (1960), coll. 553-558 ; P. Pourrat, “Colloque”, DS II,1 (1953), coll. 1123-30. I. Hausherr, Jean le Solitaire (pseudo-Jean de Lycopolis). Dialogue sur l’âme et les passions des hommes,OCA 120, Roma, 1939, стр. 7 и след., 37 и след. Письма о духовной жизни, Москва, 1903, стр. 112, 170 и след.; ThéophaneleReclus, стр. 244 и след. Sal25,2; 55,24, ecc. ; P. Fermant, “Pères et Père”, VTB, coll. 962-971 ; M. Witold, “Paternité de Dieu. Étude biblique”, DS XII,1 (1984) coll. 413-429. Сокровище духовное, от мира собираемое, 3. Отец и дети, Творения, I, C.- Петербург, 1912 (переизд. 1970, Gregg International Publishers Limited Westmead, England), стр. 66-67. K Rahner, “Mystère”, in H. Fries, Encyclopédiae de la Foi I-IV, Paris, 1965-1967,том III, стр. 163. Dialogo86, PG 6, 681; Origene, De or.10, 2, GCS 2, стр. 320, 2022; срв. A. Hamman, La prièreII, Tournai, 1963, стр. 112. Вл. Соловьев, Оправдание добра,, часть III, глава 19, II, с/соч.,том VII, С.-Петербург, 1903, стр.424. Ориген, Омолитве, 2 С.-Петербург, 1897, стр. 11-12; M. De Goedt, “Die Interzession des Geistes im christlichen Gebet (Röm 8,26-27)”, in Concilium8 (1972), стр. 654-660. P. Henry, Études plominiennes,moм 1, Les états du texte de Plotin,Paris, 1938, стр. 159-196. Basilio, Tract. De Sp. S.18, PG 32, 153b; SC 17 bis (1968), стр. 468; Atanasio, Prima lettera a Serapione,PG 26, 573c-576a; Gregorio di Nazianzo, Or.31,3, PG 36, 136bc. Итальянский перевод Божественной Литургии армянского обряда см. в сборнике: Liturgie dell’Oriente cristiano a Roma nell’anno mariano 1987-1988,под редакцией Ufficio delle Celebrazioni Liturgiche del Sommo pontefice, Città del vaticano, 1990, стр. 56. L. Regnault, “La prière continuelle ‘monologistos’ dans la littérature apophtegmatique”, Irénikon47 (1974), стр. 467-493. V. Losskij, La teologia mistica della Chiesa d’Oriente,Bologna, 1985, стр. 238. Срв. Manuale, стр. 43 и след.

http://bogoslov.ru/article/2485575

Лат. М. сохранились и в церквах, отделившихся от РКЦ. У англикан М. вышла из употребления после Реформации, однако ее использование было восстановлено в результате Оксфордского движения . М. сохраняется также в нек-рых церквах лютеран. традиции. У нехалкидонитов У нехалкидонитов встречаются М. как греческого, так и латинского типа. Так, патриарх Коптской Церкви издревле носит М., как и правосл. Александрийский патриарх, что, возможно, указывает на общий источник происхождения Церквей. В отличие от М. др. копт. архиереев она может иметь коническую форму, близкую к форме папской тиары. В копт. традиции ее появление относят либо ко времени председательства свт. Кирилла Александрийского на III Вселенском Соборе, либо к особому дару визант. императора, полученному копт. патриархом в X в., но достоверно существование патриаршей М. прослеживается только с XII в. ( Butler A. J. The Ancient Coptic Churches of Egypt. Oxf., 1884. Vol. 2. P. 200-217). По мере распространения на Востоке уний с Римом М. лат. типа появляются у предстоятелей и епископов сир. Церквей (раньше других - у маронитов). Традиция ношения М. у яковитов, видимо, была неустойчивой, но в целом близка к коптской. В Ассирийской Церкви Востока используются М., по типу близкие к греческим. Чаще всего в сир. Церквах М. можно увидеть на архиереях при совершении ими хиротоний. По крайней мере с кон. XII - нач. XIII в. латинская форма М. появляется у армянских епископов, вступивших в унию с Римом (PL. 213. Col. 535; 214. Col. 1013), хотя долгое время М. остается привилегией арм. патриархов и католикосов, окончательно закрепившись как элемент богослужебного облачения епископов в XV в. ( Muyldermans J. Le costume liturgique arménien//Le Muséon. 1926. Vol. 39. P. 253-324). В XVIII в. в Армянской Церкви появляются М. греч. типа, увенчанные крестом, но их носят только пресвитеры и протодиаконы. Лит.: Rohault de Fleury Ch. La Messe. P., 1889. Vol. 8. P. 111-135; Дмитриевский А. А. Митра: Ист.-археол. очерк//РукСП. 1903. 11. С. 297-310; Braun J. Die liturgische Gewandung im Occident u. Orient. Freiburg i. Br., 1907; Klauser Th. Der Ursprung der bischöflichen Insignien und Ehrenrechte. Krefeld, 19532; Schramm P. E. Die geistliche und die weltliche Mitra// Idem. Herrschaftszeichen und Staatssymbolik. Stuttg., 1954. Tl. 1. S. 51-98; Salmon P. Étude sur les insignes du pontife dans le rit romain. R., 1955; Vollmann B. K. Mitra: Eine Ergänzung zum «Novum Glossarium»//ALMA (G). 1973. Vol. 39. P. 39-54; Sirch B. Der Ursprung der bischöflichen Mitra und päpstlichen Tiara. St. Ottilien, 1975. (Kirchengeschichtliche Quellen u. Studien; 8); Piltz E. Kamelaukion et mitra: Insignes byzantins impériaux et ecclésiastiques. Stockholm, 1977.

http://pravenc.ru/text/2563386.html

Malone E., The Monk and Martyr, in Studia Anselmiana 38 (1956) 201–228. Malone E., The Monk and the Martyr, Washington 1950. Pellegrino E., La spiritualità del martirio. Il Martire e Cristo, Torino 1957. Ranke-Heinemann U., Das frühe Mönchtum. Seine Motive nach Selbstzeugnissen, Essen 1964. Rordorf W. – Solignac A., Martyre, DS 10 (1980) 718–737. Viller M. – Rahner K., Aszese und Mystik in der Väterzeit, Freiburg im Br. 1939, cc. 29–40. Viller M., La spiritualité des premiers siècles chrétiens, Paris 1930, cc. 15–24. Viller M., Martyre et perfection, RAM 6 (1925) 3–25, 105–142. Гнозис Bouyer L., Gnosis. Le sens orthodoxe de l’expression jusqu’aux Pères alexandrins, JTS (новая серия) 4 (1953) 188–203. Bultmann R., Γγνοσκω, in Kittel 2 (1966) 461–542. Camelot C. Th., Foi et Gnose. Introduction à l " étude de la connaissance mystique chez Clément d " Alexandrie, Paris 1945. Camelot C. Th., Gnose chrétienne, DS 6 (1967) 509–523. Colpe C. – Haenchen E. – Kretschmar G., Gnosis, in Die Religion in Geschichte der Gegenwart, Tübingen 1958, 1648–1661. Cornelis Г., Le gnosticisme, DS 6 (1967) 523–541. Crouzel H., Le «vrai gnostique» de Clément d’Alexandrie d " après W. Völker, RAM 31 (1955) 77–83. Crouzel H., Origène et la « connaissance mystique», Bruges-Paris 1961. Grant R. M., Gnosticism and Early Christianity, London 1959. Lampe G. W. H., A patristic Greek Lexicon, вып. 2, Oxford 1962, 315: γιγνσκω; 318–320: γνσις-γνωστσ. Lemaître J. – Roques R. – Viller M., Contemplation: Etude de vocabulaire, DS 2 (1953) 1762–1787. Rahner K., Gnosis, LThK 4 (1960) 1019–1021. Simonetti M., Testi gnostici cristiani, Bari 1970. Steely J. E., Gnosis. The Doctrine of Christian Perfection in Writings of Clemens of Alexandria, Louisville 1954. Völker W., Der wahre Gnostiker nach Clemens Alexandrinus, TU 57. Wagner R., Die Gnosis von Alexandria. Eine Frage des frühen Christentums an die Gegenwart, Stuttgart 1968. Христианская антропология Biedermann A. Η. M., Das Menschenbild bei Symeon dem Jüngeren, dem Theologen (949–1022), in Das östliche Christentum, 9, Würzburg 1949.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010