Теперь он неизвержен с неба вместе со своими ангелами и, значит, лишился одного своего прежнего преимущества. Но у него по-прежнему осталась возможность обольщать всю вселенную. Эта вселенная не есть какая-либо одна область, не есть поэтому и какой-либо отдельный народ, напр. израильский 949 , но вся земля, все живущие на земле без исключения и без различия племен и народностей 950 . По низвержении дьявола с неба, там было великое торжество, свидетелем которого называет тайнозритель себя. Он услыхал громкий голос. Кому принадлежал этот голос, – старцам ли 951 , ангелам 952 , прославленным людям 953 (7:9), или блаженным из израильского народа 954 , утвердительно сказать невозможно, – для этого Иоанн не дает никаких сведений 955 . Он говорит лишь о силе голоса (громкий голос) и об участии в этом песнопении многих существ (братий «наших», Богом «нашим»). Это, во всяком случае – обитатели неба, а так как между всеми небожителями (5:11) полное единение в прославлении Бога, то можно предполагать, что и в данном случае в прославлении Бога принимали участие и ангелы, которые называют себя сослужителями людей (19:10; 22:9) и старцы, которые являются представителями прославленного человечества (5:4, 10), и все прославленные люди, некогда сами совершавшие земной подвиг и подпадавшие искушениям дьявола. Прославление небесных голосов начиналось так же, как и прославление 7:10 со слова «спасение» σωτηρα. Спасение здесь нужно понимать не в смысле частного избавления от опасности и стеснения 956 , но спасение в его общем и широком смысле 957 , как дело Бож. милосердия по отношению к человеческому роду, – то дело, совершить которое от века было предназначено Сыну Божию. Теперь в небесном славословии прославляется не только самое это дело, которое выразилось также и в победе добрых ангелов над злыми, но прославляется и та Бож. сила, то всемогущество, которое было необходимым условием совершения Богом человеческого спасения; прославляется также и царство Божие, наступившее на земле по совершении искупления и состоящее в правде, мире и радости о Св. Духе ( Рим. 14:17 ). А так как дело человеческого спасения, совершившееся согласно Бож. предопределению, неразрывно связано с личностью Богочеловека Иисуса Христа, то в небесном славословии упоминается и власть (ξουσα) Иисуса Христа. Он «нанес человеческому врагу удар крестом Своим и воскресением, и есть потому могущественный Победитель ада и смерти» 958 . «До сих пор сатана беспрепятственно пользовался важным званием князя мира, но теперь эта власть у него отнята» 959 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Orlov/...

2048 В краткой редакции письма эта информация о границах была выражена весьма неопределенно, а по сути дела отсутствовала 2049 . В пространной же редакции оговаривалось, что к земле Хазарского царства «с западной стороны» некогда относились местности: в Восточном Крыму – Керц (Боспор); в Юго-Западном предгорном Крыму – Манк-т (Манкуп, Мангуп) и Ал-ма (Бакла); на южном берегу Крыма (с востока на запад) – Суг-рай (Сугдаи, Сугдея), В-р-т-нит (Бартнит, Партенит), Алубиха (Алубика, Алуп-ка), Л-м-б-т (Ламбат), Г-рузин (Горзувиты, Гурзуф), Алус (Алустон), а также некие Кут (Эски-Кермен, Скути, Искут, Кутлак?) и Будак (Бур-к, Булганак?), локализация которых остается проблематичной 2050 . Но примечательно, что описывая хазарские земли и протяженность хазарского государства составитель письма Иосифа (в обеих редакциях), дойдя до западных пределов, исходящих от Ш-р-кил (Шаркела, Саркела) и С-м-к-р-ц (Самкерца, Таматар-хи), опустил собственное обязательное уточнение о том, что все эти мест-ности и народы «платят мне дань», но вновь «вспомнил» об этом после, когда перешел к заключительному описанию северной границы. Нет сомнений, что такая забывчивость была связана с преднамеренным стремлением, не очень греша против правды, все же не раскрывать своему адресату в Кордове некоторые обстоятельства, как представлялось царю, умалявшие величие державы хазар. В любом случае большая часть территории Юго-Западной Таврики, как и в период создания фемы Климата, вновь принадлежала византийцам 2051 . Подавляющая же часть остальных крымских земель, прежде всего степных, контролировалась «пачинакитами» («пацинаками»), появившимися здесь с последних лет IX столетия: работая в 949–952 гг. над сочинением «06 управлении империей», василевс писал, что Печенегия «...к Херсону весьма приближена, а с Боспором соседняя» (kai eis Chersona men estin egnista, eis de ten Bosporon plesiesteron), тогда как даже от ближайшей к ней Болгарии она отстояла на полдня пути (odon emeras to emisu), тο есть на пару десятков километров 2052 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Министр здоровья просит зубную щетку и порошок. Министр торговли не ест черный хлеб и просит прислать ему белый. Министру просвещения нужна книга. Обер-полицмейстер от огорчения заболел, ему необходимо лекарство. – А о чем просит министр юстиции? – Ни о чем. В своде законов, в томе 745, сказано: «Заключенные министры имеют право подать прошение на высочайшее имя только спустя три дня после ареста». А они сидят три часа… Матиуш приказал выдать заключенным белье, одеяла, подушки, отнести им обед из королевской кухни, а к ужину подать вино. Министра юстиции он велел привести под стражей к себе. Когда министра привели, он любезно предложил ему сесть в кресло. – Законно ли будет, если я выпущу вас завтра из тюрьмы? – спросил Матиуш. – Не совсем, ваше величество. Впрочем, военная диктатура не признает законов. И если мы назовем это так, все будет в порядке. – А если я их выпущу, имеют они право посадить меня в тюрьму? – Нет, ваше величество. Хотя с другой стороны, в томе 949 есть оговорка о так называемом государственном перевороте. – Ничего не понимаю, – признался Матиуш. – Сколько надо времени, чтобы во всем этом разобраться? – Лет пятьдесят, – невозмутимо ответил министр. Матиуш вздохнул. Корона всегда его тяготила, а сейчас она показалась ему тяжелее пушечного ядра. XIV С узников сняли оковы, привели в тюремную трапезную. С воли прибыли военный министр и министр юстиции. Тюремные стражи, держась за эфесы сабель, встали у дверей, готовые ко всему, и заседание началось. Матиушу ночью не спалось, и он придумал выход из положения. – Вы управляйте взрослыми, а я буду королем детей, – излагал он министрам свой план. – Я – мальчик и лучше знаю, что нужно детям. За собой я оставлю право поступать как захочу. Остальное пусть будет по-старому. Что говорится об этом в законах, господин министр? – Таких законов нет, – последовал ответ. – На основании закона, том 1349, дети являются собственностью родителей. Есть только один выход. – Какой? – вырвалось одновременно у всех. – Если его величество будет именоваться Реформатором, том 1764, страница 377, королем Матиушем Реформатором.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=159...

Будучи только наместниками русского престола, временными управителями его, „явные цари“, по понятию скопцов, всегда находились и находятся под влиянием „тайного“, „белого“, истинного царя. Усмирение известного пугачевского бунта есть дело „белого царя“. Он, недовольный Екатериною за то, что она давала предпочтение французам пред русскими, повелел своему любимому казаку Емельяну Пугачеву назваться его именем, т. е. Петром III и возвратить ему престол. Екатерина, видя, что немцев бьют, послала к нему русских – Панина и Суворова. „Ваше императорское величество, отец и искупитель, не прикажите крови лить, хочет супруга ваша прославить Россию“, говорил Суворов. Искупитель уступил этой просьбе и велел Пугачеву перестать, – что тот и сделал, отдавшись добровольно на муки 945 . Счастливый исход войны 1812 г. также обязан „белому царю“. При этом, по мнению одних скопцов, „белый царь“ будто бы давал советы и благословения „явному“ царю Александру Павловичу 946 , по мнению же других, наоборот, „белый царь“, т. е. скопческий лжеискупитель приглашал будто бы Наполеона в Россию с тем, чтобы отдать в его руки русский престол; но так как, продолжают скопцы, Наполеон не принял этого приглашения, а захотел своими силами достигнуть русского престола, то и был изгнан из России 947 . Наконец, усмирение бунта господ при Николае Павловиче объясняется просто тем, что искупитель Петр III Федорович помолился и господа помешались; не на дворец пошли, а к сенату; тут их картечью 948 ... Мало этого; скопцы видимо интересуются вообще политическими делами и всегда истолковывают их с своей точки зрения. Кельсиеву удалось получить от галацких скопцов один документ, приписываемый основателю скопческой секты. К сожалению, мы не имеем полного текста этого документа и принуждены довольствоваться сведениями, сообщенными корреспондентом „Современного Листка“. В этом документе, по словам корреспондента, „странным мистическим слогом скопческий бог говорит о влиянии на наше отечество и на весь мир французской цивилизации, о том, что это влияние распространяется все более и более, и когда оно дойдет до самой Сибири, это время будет поворотною точкою в жизни России: тогда не она должна будет подчиняться влиянию чуждой народности, а ее влиянию должен подчиниться весь мир“ 949 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sekty-hl...

917 А.Лебедев, Применение наказаний в среде духовенства Белгородской еп. в в. См. Рус. Стар. т. 73, с. 318. 921 Знаменский, Приходское духов. в России со врем. реформ Петра(Казань, 1873 г.), стр. 607–608. Розанов. Пет. Моск. еп. упр. ч. стр. 81–82. 922 Розанов, Ист. М. еп. упр., ч. стр. 81; прим. 291, 311, 312 и др ; ч. II, кн. 1, прим. 296, 297, 299, 300, 301, 303 и др. Киевск. епарх. изв. 1862 г. стр. 483. 930 Латкин в своем сочинении: «Законодательные Коммиссии в XVIII ст.», т. 1., стр. 32, указывает 28 а в П. С. 3 . т. XIV, 10283, этот Сенатский указ датирован 24 Августа. 931 Проект Угол. Улож. 1754–1766 г.г. (Изд. А. А. Востокова, СПБ. 1882 г.). Предисловие Н. Д. Сергеевского, стр. 6–7 . 932 Таганцевъ, Лекции, Вып. I, стр. 151. Вирочем, повешение за ребра не безызвестно и нашей Руси, по крайней мере, случаи в виде самосуда и народной расправы были: Стенька Разин вешал за ребра, Сергеевский, предисл., стр. 12. 935 «Сей проект не утвержден Императрицей, быть может, потому, что в нем определялась смертная казнь даже в таких случаяхь, в коих исполнение оной было уже воспрещено»,–говорит гр. Блудов в предисловии к Проэкту Уложения о наказаниях 1844 г. (стр. X по изд. 1871 г.). Также думал и Сперанский. Латкин, стр. 89. 949 «Надлежит, чтоб законы, поскольку возможно, охраняли безопасность каждого особо гражданина». Ст. 33. 956 Ibid, гл. X. ст. 205. Ср. ст. 150: «Когда бы жестокость наказания не была уже опровергнута добродетелями, челвечество милующии, то бы к отриновению оные довольно было и сего, что она безполезна; и сие служить к показанию, что она несправедлива». 957 Ibid, гл. XX. ст. 509: «ибо казни умножаются по мере повреждения нравов, что также производит разрушение государствъ». 959 «Разграничение русского гражданского и уголовного судопроизводства», в Ж. M. Н. Пр. 1873 г., Сент., стр. 3. 966 Монтескье, духе законов. Перевод с францусского под редакций А. T. Горнфельда, со вступительной статьей М. М. Ковалевскаго. СПБ 1900 г. Изд. Л. Ф. Пантелеева. Стр. 154.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sud-i-...

Достигнув высшей власти, Константин VII получил возможность на практике воплотить политические идеи, выработанные им за время продолжительных ученых занятий. Он объявил курс на коренной пересмотр политической линии своего тестя, которого называл человеком " простоватым " и обвинял в недопустимых идеологических уступках. В попытках восстановить авторитет империи военным путем Константин VII не достиг крупных успехов, хотя и не знал таких катастрофических поражений, как его предшественники. Самой крупной неудачей его самостоятельного правления был провал экспедиции Константина Гонгилы, пытавшейся в очередной раз освободить остров Крит от захвативших его арабских пиратов ( 949 ). На основных фронтах сражений с мусульманами - в Южной Италии и Сирии - продолжалась позиционная война. Успехи талантливых имперских полководцев Варды Фоки и его сына Никифора  были нивелированы активностью амбициозного халебского правителя, хамданида Сайфа ад-Даулы, который с 943 года был главным противником Византии на востоке. Более удачно Константин VII действовал в дипломатической сфере. Приоритетным направлением его политики стали отношения с мусульманским Востоком. Пользуясь углублявшимся кризисом Аббасидского халифата , Константин VII установил стратегический союз с полуавтономным египетским правителем из династии Ихшидидов Мухаммадом ибн Тугджем ( 946 ), а также поддерживал оживленные контакты с соперниками Аббасидов - омейядским халифом Кордовы Абдаррахманом III, африкан. Фатимидами и даже Зайдитскими имаматами в Йемене и Табаристане. Об амбициозных планах расширения влияния империи в распадавшемся Багдадском халифате свидетельствует упоминание в " Книге церемоний " Константина VII послов из Египта, Персии или Хорасана, " подчиняющихся царству ромеев и присылающих пакт " . На Кавказе, в Южной Италии и на западе Балканского полуострова Константин VII продолжал традиционную политику, опиравшуюся на исторические связи этих регионов с империей. Многочисленные местные династы рассматривались, как правило, в качестве " подчиненных " императора, хотя возможности Константинополя для реальной военной и политической активности в этих регионах были весьма скромными.

http://drevo-info.ru/articles/13679987.h...

Глава 11. Что все, что пытались говорить против благочестия сначала Варлаам, а после него Акиндин, определяет и обнаруживает [Соборный] том, последовавший за величайшими Соборами, вынесшими решения против них 948 Тем не менее над каким из обвинений, выдвинутых Варлаамом против монахов, не восторжествовал [Соборный] том? Не [принял ли он решение] о божественной сущности? О нетварной и боготворящей энергии и благодати? Не [обнаружил ли он] тем самым твое и его 949 безумное и поистине тщетное предприятие – имею в виду обвинение в двубожии – и согласное с ним бесовское ваше противление? Не [вынес ли он постановление] о безначальном и невечернем свете? О паче всём ведущем к сему 950 умном ( κατ νον) безмолвии и трезвении? О самих словах согласной с ним 951 священнейшей молитвы? Не доказал ли он, что монахи совершенно верно говорят и думают все это в [словах], приведенных ими из богодухновенного Писания? Итак, если он, все изложив по порядку, объявил решение, то как он вынес [это постановление] не против всех [обвинителей]? Он 952 упоминает обо всем, особенно о явившемся на Фаворской [горе] свете, потому что оный объемлет и обнаруживает все таковое. Ведь чрез него, по божественному Максиму, «мы научаемся всякому виду богословия и духовным логосам таинств " 953 . Итак, поскольку Варлаам, как вслед за ним и ты, выступил тем самым против всякого богословия и божественного созерцания ( θεωρ α), потому и мы хорошо поступаем, говоря в защиту всякого умозрения и богословия и всеми [доводами] с Божией помощью навлекая на него, как и на тебя после него, сильный позор. Но и теперь, и в дальнейшем – тем более вот этими письменами – мы стыдим и будем стыдить пытающихся подобно тебе низвести до творения славу Божию и Царствие, сияние природы Его, оный великий, безначальный, вечный и неизреченный свет. Глава 12. Надлежащее побуждение варлаамитов к обращению, а выбирающих благочестие – к отвращению от необратимых [еретиков] Таковым можно было бы сказать: если вы стремитесь избавиться от позора – и нынешнего, и будущего страшнейшего стыда – отвратитесь от лжи и, оставив заступничество за мрак, помиритесь ( σπε σασθε) со светом и поспешите ( σπεσατε) 954 на светлой вере возводить дела света и приличным житием шествуйте к сиянию его, ибо [это] свет »Солнца правды " 955 и истины и тем, кто далек от них, он не только не имеет обыкновения показываться, но даже быть доступным для веры ( πιστεεσθαι). Итак, приветствуйте добродетель и истину, чтобы вы, приблизившись отсюда к свету, непостыдно взирая на него по оному обещанному и грядущему его явлению, божественно и неизреченно были запечатлены тем несказанным сиянием во взоре души и чрез него – в теле, став сынами недоступного ( δτου) света.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

Что тут делать, что делать? Хоть бы Фелек пришел или еще кто-нибудь. В комнату тихо вошел старый доктор. Матиуш искренне обрадовался. — У меня важное дело, — начал несмело доктор. — Однако боюсь, что ваше величество мне откажет. — А что, разве я тиран? — спросил Матиуш, внимательно глядя доктору в глаза. — Нет, почему тиран. Просто я пришел с трудным делом. — С каким? — Я хотел бы просить несколько небольших льгот для арестованных. — Говорите смело, доктор. Заранее на все согласен. Я на них совсем не сержусь. Я готов выпустить их из тюрьмы, только они должны мне обещать, что не будут слишком распоряжаться. — Вот это настоящие королевские слова! — вскричал обрадованный доктор. И начал смело читать просьбы арестованных. — Старший министр просит подушку, матрац и перину, потому что не может спать на соломе, так как у него болят кости… — А я спал на земле, — сказал Матиуш. — Министр здравоохранения просит щетку и зубной порошок. Министр торговли просит белый хлеб, потому что не может есть черный тюремный хлеб. Министр просвещения просит книжку для чтения. Министр внутренних дел просит порошков, потому что от неприятностей у него начались боли в желудке. — Ну, а министр юстиции? — Он ничего не просит, потому что прочел в 745 томе Свода законов, что заключенные министры только после трех дней пребывания в тюрьме имеют право обращаться к королевской милости, а они сидят только три часа. Матиуш приказал послать всем министрам дворцовую постель, велел отправить им немедленно королевский обед, а вечером ужин с вином. А министра юстиции велел под стражей привести к себе. Когда пришел министр юстиции, Матиуш любезно предложил ему кресло и спросил: — Будет ли это законно, если я завтра выпущу вас из тюрьмы? — Не совсем, ваше королевское величество, но военная диктатура признает ускоренную процедуру; если мы это так назовем, все будет формально. — Господин министр, а если я их выпущу, могут они посадить меня в тюрьму? — Не имеют права, с другой стороны, том 949 оговаривает сторону закона, так называемого покушения на правительство.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4248...

935. Эсхил. Прометей прикованный. С. 459. 936. Kline M. Mathematical Thought from Ancient to Modern Times. Vol. 1. P. 147–148. 937. Хайдеггер М. Поэзией живет на свете человек (перевод В. И. Постникова). 938. Mini P. V. Philosophy and Economics. P. 84, 88. 939. Преимущества математики как инструмента сомнений не вызывают. Она всегда характеризовалась точностью: единица всегда единица (а не 0,999999 или 1,000001). Математика сама по себе чиста и понятна — не расплывчата. Выгода от нее в том, что она обеспечивает ясные результаты, являющиеся непротиворечивыми и универсальными. Математика может забраться в ту область абстрактного мышления, в которой наших чувств нам недостаточно. Ее строгая логичность ускоряет наше мышление. 940. Schumpeter J. A. The Common Sense of Econometrics. P. 5. 941. Беркли Дж. Трактат о принципах человеческого знания. С. 215. 942. Платон. спрашивает: «…Каким образом (ведь это невероятно!) единства эти остаются едиными и тождественными одновременно в одном и во многом?» (Платон. Филеб. 15b). 943. Neubauer Zd. O em je vda. Р. 72–73. 944. Ibid. Р. 74. 945. В начале XX века было принято любую определенную группу объектов считать множеством. Такое суждение не выдержало проверку парадоксом Рассела. Современная концепция теории множеств кроме понятия «множество» знает еще и понятие «класс». 946. Витгенштейн Л. Логикофилософский трактат. 6.1. 947. Там же. 6.13–6.2. 948. Russell B. Mysticism and Logic and Other Essays. P. 76. 949. Витгенштейн Л. Логикофилософский трактат. 5.6. 950. См. также: Mini P. V. Philosophy and Economics. Р. 8. 951. Nussbaum M. C. The Fragility of Goodness. Р. 5. 952. Более того, пространство для изменения предположений и допущений поистине безгранично. В большинстве случаев достаточно, например, добавить любой иной не чисто эгоистичный тип мотивации, те или другие причины, отвечающие за отсутствие или наличие у когото всей информации (она может быть симметричной или нет, случайной или намеренной и т. д.). 953. McCloskey D. The Secret Sins of Economics. P. 42–44.

http://predanie.ru/book/218870-ekonomika...

947 О том, что Пселл в одном месте отождествляет Отца и творческий Ум пишет Карахалиос: «Elsewhere, Psellos identifies clearly the «Creative Mind» with the Father» (Karahalios G. The philosophical trilogy… P. 35); греческий ученый не дает точной цитаты, а приводимая им ссылка на рукопись, похоже, соответствует «Богословским трактатам» (1.87.42sqq. (Gautier)), где говорится о Боге как творческом Уме, но, возможно, Карахалиос имеет в виду другое место, которое мы не можем идентифицировать. Отождествление Святого Духа и неоплатонической ипостаси Ума см.: Богословские трактаты 1.106, 142–143 (Gautier). 948 39 См.: «Первый Ум, Сын великого Отца, всякую вещь сотворил» (Малые философские сочинения: 137.14–15 (O’Meara)). 949 См., например: «Всякий ум мыслит самого себя. Но Первый и Непричаствуемый Ум мыслит только самого себя» (О всеобщем учении 21: PG 122, 701В-С). 950 Ср. 19-ю гл. «О всеобщем учении» (PG 122, 700D-701A), где говорится о том, что люди многочисленнее ангелов, с 26-й гл. «О всеобщем учении» (PG 122, 705А-В), в которой Пселл пишет, что более высокие и более божественные умы уступают числом низшим. 952 Подборка цитат об отношении ума и души см.: Karahalios G. The philosophical trilogy… P. 129–135. Подборка вполне репрезентативная, но ученый как будто не замечает, что Пселл учит о самостоятельной ипостаси души, предшествующей душам единичным: О всеобщем учении 31: PG 122, 708. 954 У Дионисия Ареопагита хотя свет и сообщается посредством более высоких чинов, низшие чины причаствуют не более высоким, а самому свету, поскольку высшие чины передают весь свет, который они сами получают (О небесной иерархии 3.2–3). Таким образом, пребывание в том или ином чине обусловлено не столько степенью причастности свету, сколько той функцией, которую исполняет тот или иной индивид в восприятии све та иерархией в целом. 955 Пселл пользуется образом нескольких планет, находящихся на разном расстоянии от солнца, причем наша земля оказывается самой отдаленной; см.: Богословские трактаты 1.11.63sqq. (Gautier).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010