При сношения непосредственно с раскольниками и при дознании мнений их, чрез единоверцев, не слыхано, чтобы они признавали тождество раскола с единоверием и жаловались на сокрытие сего духовенством от правительства. И вот доказательство: если бы раскольники признавали тождество раскола с единоверием, то не было бы для них причины не присоединяться к единоверию». 949 Наконец, относительно приведенных в записке Закревского слов всемилостивейшего манифеста, в качестве сильного, по его мнению, доказательства необходимости успокоить старообрядцев дарованием им священников; то слова эти, замечает м. Филарет, «приведены здесь не по истинному их разуму, а по превратному истолкованию. Всемилостивейший манифест обнадеживает равным для всех покровительством законов плоды невинных трудов, а не вредные для государственного единства секты и расколы». Неосновательны также, по мнению Московского архипастыря, и блестящие надежды автора записки на благоприятные последствия, долженствующие якобы явиться результатом дарования раскольникам священников на испрашиваемых ими условиях. Мы уже знаем, что главным преимуществом отстаиваемого графом Закревским способа удовлетворения нужд рогожских раскольников он выставляет то обстоятельство, что с дарованием раскольникам независимых от духовного начальства священников падет в России австрийская иерархия, как уже более ненужная здесь, устранятся поводы к переселению раскольников за границу и к переводу туда капиталов для поддержания тамошней раскольнической митрополии. Несмотря на всю заманчивость подобных надежд и ожиданий, м. Филарет однако же находит их не твердыми и , не представляющими большого значения. И во-первых, по мнению Московского митрополита, трудно ожидать, чтобы с дарованием раскольникам священников сделались ненужными для них архиереи и попы заграничного посвящения. «Некоторые раскольники, говорит он, которые на приобретение лжеархиереев употребили капиталы, не захотят, со стыдом бросить то, что дорого купили. Не будут принимать лжеархиереев рассудительнейшее из раскольников: но сии и теперь не признают оных.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

47 См. ниже приложенную к сему отписку из архива Симбирской Гражданской Палаты Грамоты Симбирския 48 Viel vermehrte Moscowitische und Persiauische Reisebeschreibung von Adam Olearius, Hamburg 1696, S. 189 rgl. zur S. 180 Accurata delineation flum. Wolgae. 54 Мудреца, монаха мусульманского. См. Herbelot Orientalische Bibliothek, Halle 1790, 4 Band S. 272. Sofi. 55 См. в Записках Импер. Археолог. Общества т. XIII, Спб. 1839, статью Вельяминова-Зернова: Памятник с Арабско-татарскою надписью в Башкирии стр. 277; о новой Казани его же: Исследование о Касимовских царях, Спб. 1861, ч. 1. стр. 3–13. Религиозному, аскетическому. Мудреца, монаха мусульманского. См. Herbelot Orientalische Bibliothek, Halle 1790, 4 Band S. 272. Sofi. 56 Энциклопедический Лексикон Плюшара, т. 7. стр. 420: Буртасы, слич. 304, Библиотека для чтения т. 19 отд. 3, стр. 20: Волжские Булгары, о монете – Описание Кубических монет, найденных в Рязанской губернии, Григорьева, Спб. 1841, стр. 48. – бит диргем в Суваре 338 (949 по Р. Хр.) года. 58 О названии Симбирска от основателя своего – Болгарского или Казанского князя уже сказано. Кайбела, точнее Кайбула, также есть собственное имя лица, как видно из Казанских писцовых книг Ив. Болтина 7111 г. «деревня Исенгиля, в ней татарин Кайбула». 60 П. Палласа Путешествие по разным провинциям Российской империи, часть 1. Спб. 1773, стр. 213. 214. 62 Перекупившие у рыбаков эту гривну, думая, что мусия может унизить достоинство золота, к сожалению, всю ее сколупали. Потому она в описи и не значится. 63 Вообще Татарское население этого и смежных мест видно и из того, что по репорту священника села Кайбел в 1856 г. в 10-ти верстах от сего села при речке Колмаюр приметны древние никому незапамятные Татарские кладбища, где между прочим тогда был (неизвестно, сохранился ли доселе) надгробный камень с Татарскою надписью, такой точно величины (9 четвертей длины и 3 ширины), как вышепомянутый Татарский камень в ограде церкви села Архангельского Репьевка тож. 64 В архиве Симбир. Гражд. палаты Карсунские писцовые книги стольника Ив. Вельяминова 7194 г. л. 444.

http://azbyka.ru/otechnik/Kapiton_Nevost...

На время этого раскрытия византийской мощи приходится обновление западной империи. Вновь пробудилось соперничество двух держав, которое с точки зрения истории идей коренилось в исключительности имперской идеи и обоюдных притязаниях на наследие Рима, а с политической – в столкновении интересов двух государств на южноитальянской почве. Оттон Великий, который за год до восшествия на престол Никифора Фоки получил в Риме императорскую корону и подчинил себе почти всю Италию, отправил в 968 г. в Константинополь посольство, чтобы достичь полюбовной договоренности относительно еще не попавшей под его власть части Италии. Его посланник, епископ Луитпранд Кремонский, который уже в 949 г. при Константине VII побывал в византийской столице по поручению Беренгария II, изложил византийскому правительству план брачного союза между сыном Оттона I и одной из сестер малолетних порфирородных императоров, приданым за которую должны были стать южноитальянские владения Византийской империи. Это предложение было воспринято в Византии как насмешка и, соответственно, с насмешкой и отвергнуто. Византийские правители считали, что интересы и достоинство Империи были во многих отношениях затронуты недавними событиями на Западе. То, что Оттон принял императорскую корону, объявил себя господином Рима и Римской Церкви, то, что он наложил руку практически на всю Италию, вступив в союз с владетелями Капуи и Беневента, вассалов Византийской империи, и даже совершил, пусть и неудачное, нападение на византийский Бари, – все это крайне разгневало византийского императора, ощущение собственного могущества у которого после невероятных успехов недавних восточных походов чрезвычайно возросло. Усердный посланник Отгона Великого, с которым в Константинополе обходились почти как с пленником, должен был выслушать назидания в том смысле, что его владыка был никаким не императором и никаким не римлянином, но всего лишь варварским королем и что о браке между сыном варварского вождя и порфирородной дочерью императора не может быть и речи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всего в стране заразились более 2,4 миллиона человек 4 декабря. ПРАВМИР. За минувшие сутки в России выявили 27 403 новых случая коронавируса, сообщает федеральный оперштаб по борьбе с COVID-19. Больше всего больных зарегистрировано в Москве (6 868), Санкт-Петербурге (3 694), Московской (1 223) и Нижегородской (496) областях, Карелии (470), Архангельской (397) и Свердловской (390) областях. За сутки от инфекции умерли 569 человек. Число заболевших коронавирусом в России с начала пандемии выросло до 2 402 949 человек, из них выздоровели 1 888 752 , умерли 42 176 больных. С 4 декабря в Москве начала работать электронная запись на бесплатную вакцинацию от коронавируса. Пока она доступна для педагогов, медиков и работников социальных служб. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 21 февраля, 2024 20 февраля, 2024 19 марта, 2024 5 марта, 2024 1 марта, 2024 29 февраля, 2024 29 февраля, 2024 28 февраля, 2024 27 февраля, 2024 21 февраля, 2024 20 февраля, 2024 19 марта, 2024 5 марта, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе 12

http://pravmir.ru/za-sutki-v-rossii-vyya...

Начало 5-й кн. «Liber peregrinationis» в составе «Liber S. Jacobi». Сер. XII в. (Santiago de Compostela. Archivo de lo cathedral. Codex Calextinus. Fol. 192) Мн. европейцы, посещавшие в средние века К-поль в составе дипломатических миссий, по торговым делам или проездом на Св. землю, оставили описания визант. столицы и ее христ. святынь. Лиутпранд Кремонский дважды был в К-поле в качестве посла кор. Италии Беренгара II (в 949-950) и имп. Оттона I (в 968-969). Лиутпранд описал 1-е посольство в хронике «Антаподосис», 2-му посольству посвятил небольшой трактат «Отчет о посольстве в Константинополь» (Relatio de Legatione Constantinopolitana), который является ценным историческим источником, содержащим сведения по визант. истории и культуре. В XI-XII вв. в связи с активизацией паломничества на Св. землю возрос интерес и к святыням К-поля. Так, англ. мон. Иосиф Кентерберийский в поисках реликвий ап. Андрея Первозванного (в его честь был освящен кафедральный собор в г. Рочестер) посетил Иерусалим и К-поль (ок. 1090). Сохранился лишь фрагмент составленного им И.- часть описания К-поля, рассказ об Иерусалиме утрачен полностью ( Haskins. 1910). Во 2-й пол. XI в. (вероятно, до 1099) неизвестный англ. автор перевел с греч. языка на латынь описание храмов и мон-рей К-поля, хранившихся в них святынь и нек-рых связанных с ними чудес ( Ciggaar. 1976). Карта К-поля из кн. К. Буондельмонти «Liber insularum archipelagi». Ок. сер. XV в. (Düsseldorf, Universitäts- und Landesbibliothek. G. 13) Карта К-поля из кн. К. Буондельмонти «Liber insularum archipelagi». Ок. сер. XV в. (Düsseldorf, Universitäts- und Landesbibliothek. G. 13) Достаточно подробно описан Константинополь авторами - хронистами крестовых походов: Фульхерием Шартрским ( Fulcheri Carnotensis Historia Hierosolymitana (1095-1127)/Ed. H. Hagenmeyer. Hdlb., 1913), Одоном Дёйским ( Odo of Deuil. De profectione Ludovici VII in Orientem/Ed., transl. V. Berry. N. Y., 1948) и др. Важные сведения содержатся в сочинениях, посвященных 4-му крестовому походу (1204), к-рый завершился захватом К-поля и образованием Латинской империи: «Завоевание Константинополя» Роберта де Клари ( Robert de Clari. La conquête de Constantinople/Ed., transl. P. S. Noble. Edinb., 2005 (рус. пер.: Роберт де Клари. Завоевание Константинополя/Пер.: М. А. Заборов. М., 1983)), «Завоевание Константинополя» Жоффруа де Виллардуэна ( Geoffroy de Villehardouin. La conquête de Constantinople/Ed. J. Dufournet. P., 1969 (рус. пер.: Жоффруа де Виллардуэн. Завоевание Константинополя/Пер.: М. А. Заборов. М., 1993)), «Константинопольская история» Гюнтера из Перисса (The Capture of Constantinople: The «Hystoria Constantinopolitana» of Gunther of Pairis/Ed. A. J. Andrea. Phil., 1997) и др.

http://pravenc.ru/text/1237723.html

Припевы вставляются так же, как в 1 каноне. Сегодня Дева раждает Владыку внутри пещеры. Сегодня Владыка раждается, как младенец, от Матери – Девы. Удобнее 923 нам было бы по страху предпочесть 924 молчание 925 , как безопасное; по любви 926 же к Тебе, Дева, составлять 927 стройно 928 сложенныя 929 песни трудно 930 ; но Ты, и Мать, дай 931 силу 932 (к песням), поскольку есть (у нас) усердие 933 . Сегодня пастухи видят Спасителя, обвитаго пеленами и лежащаго в яслях. Сегодня Владыка (будучи) неосязаемым пеленается рубищем 934 , как младенец. Сегодня всякое творение веселится и радуется, так как Христос родился от Девы Отроковицы. О, Чистая 935 Мать! Мы, насмотревшись 936 на тусклые 937 образы 938 и исчезнувшия 939 тени Слова 940 , явившагося новым 941 из заключенных врат, признавая 942 (в нем) истинную светлость 943 , достойно 944 благословляем Твою утробу 945 . Небесныя силы возвещают миру о родившемся Спасителе, Господе и Владыке. Величай, душа моя, власть трехипостаснаго и нераздельнаго Божества. Величай, душа моя, Избавившую нас от проклятия. Достигши 946 желаемаго 947 и удостоившись Божия пришествия 948 , красующиеся Христом 949 люди 950 ныне утешаются 951 новобытием 952 , так как 953 Ты, чистая 954 Дева 955 , даешь 956 живоносную 957 благодать для поклонения славе 958 . Светилен Сообразно назначению своему, светилен, подобно тропарю, но шире и полнее его рассматривает событие, как посещение нас «Востоком востоков», т. е. Солнцем, взошедшим раньше обыкновенного солнца (предвечно), и как последовавшее оттуда просвещение светом истины «сидящих», живших как во «тме» язычества, так и в «сени», символизме иудейства. После целого ряда песней естественна умиленная радость от сознания полученных чрез боговоплощение благ. Светилен и хочет сказать, что так отрадно сознавать себя в общении со светом Христовым. Посетил 959 нас свыше 960 Спаситель наш, Восток востоков, и мы, находившиеся во тьме и тени, обрели истину, ибо от Девы родился 961 Господь. Трижды. Стихиры на хвалитех

http://predanie.ru/book/220333-rozhdestv...

Несмотря на впечатляющий характер научных достижений Шахматова (который хотя и оперирует целым рядом гипотез, все-таки стремится подкреплять свои построения текстологическим анализом), некоторых критиков смущало предпринятое им разложение внешне единой Повести временных лет на множество утраченных первоначальных текстов и редакций. По этой причине они не принимали концепцию Шахматова в самой ее основе 947 . В.М. Истрин же 948 , напротив, подверг шахматовскую схему критическому разбору исходя из тех же посылок, что и сам Шахматов, но пришел к другим результатам. По Истрину, картина была существенно менее сложной. Начало древнерусского летописания относится к эпохе Ярослава Мудрого и связано с той переводческой деятельностью, которая развернулась в Киеве после учреждения митрополии в 1039 г. Главным образом на основе славянского перевода византийской Хроники Георгия Амартола был создан сокращенный хронограф (Хронограф по великому изложению) 949 , очищенный от каких бы то ни было богословско-догматических рассуждений. Вскоре к нему было добавлено продолжение, излагающее историю Древнерусского государства. Только после смерти князя Ярослава, в конце 50-х годов XI в., этот византийско- русский хронограф подвергся переработке, в ходе которой “русская” часть была отделена от “византийской”, распространена за счет новых известий, доведена до смерти Ярослава и снабжена введением. Из этой первоначальной русской летописи и возникла путем постоянных дополнений Повесть временных лет, сокращенной версией которой является Новгородская первая летопись. Вторая редакция древнерусской летописи была создана только в 1113 г. Нестором, который, подражая Георгию Амартолу, снабдил ее вводной частью. Как бы ни различались между собой концепции Истрина и Шахматова, объединяет их общее для них предположение о существовании первоначального летописного источника, испытавшего сильное византийское влияние и восходившего ко времени Ярослава. Эту точку зрения разделяют и все последующие исследования, в которых те или иные моменты подвергнуты дальнейшему анализу и которые отчасти расходятся в своих результатах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

См. A.deVogue, La communaute et l " abbe dans la regle de saint Benoi, сс.127–28, 143 22 О духовном руководстве у Лествичника см. Еп. Каллистос Уэр . Introduction в Ladder, сс.36след.; J.Chrysavgis The Theology of the Human Person in St. John Climacus. Нью-Йорк, 1983. сс.211–30; W.Volker, Scala Paradisi. Eine Studie zu Iohannes Climacus und zugleich eine Vorstudie zu Symeon dem neuen Theologen Wiesbaden, 1968. cc.27–50. О преп. Дорофее см. L.&J.Regnault, Introduction в Dorothee de Gaza, Oeuvres Spirituelles, SC 92 Paris, 1963. сс.69след.; T.Spidlick, Le concept de l " obeissance et de la conscience selon Dorothee de Gazá, SP 11, TU 108 1972. сс.72–8. О свят. Василии см. J.Gribomont, Obeissance et evangile selon St. Basil le Grand//La vie spirituelle 21 1952 cc.192–215. О преп. Варсануфии см. Neyt F. A Form of Charismatic Authority//Eastern Churches Review VI, 1. 1974, сс.52–65. О преп. Симеоне Новом Богослове см. В.Кривошеин, «Преподобный Симеон Новый Богослов 949–1022» Париж, 1980. сс.85–95; H.Graef, The Spiritual Director in the Thought of Symeon the New Theologian, в Kyriakon. Festschrift Johannes Quasten, ed. P. Granfield and J. A. Jungmann, v. II Munster, 1970, сс.608–14; H.Turner, St. Symeon the New Theologian and Spiritual Fatherhood. Leiden, 1990. 30 См. еп. Каллистос Уэр , The Spiritual Father in Orthodox Christianity, Word out of Silence. A Symposium on World Spiritualities, ed. J.-D. Robinson, Cross Currents XXIV, 2–3 (1974), с.30; ср.Арорнтн., PG65:364C. 31 I.Hausherr, Direction spirituelle en Orient autrefois (Roma, 1955), сс.212след.; C.Stewart, Radical Honesty about the Self: the Practice of the Desert Fathers», Sobornost XII, 1 & 2 (1990), сс.27след.; J.-C.Guy, Educational Innovation in the Desert Fathers, ECR VI, 1 (1974), сс.49след. 32 Еп. Каллистос Уэр , Introduction в John Climacus, The Ladder of Divine Ascent, trans. C. Luibheid and N. Russell (Toronto, 1982), сс. 38след.; ср. C.Stewart, Radical Honesty about the Self: the Practice of the Desert Fathers, Sobornost XII, 1 & 2 (1990), с.151.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Но были и горячие сторонники таких пластинок, мысли этих сторонников отразились и в старообрядческой печати. Так, в той же статье «О граммофонах» 948 Н.Д. Зинин приводит не только свои мысли по этому вопросу, но приводит также и выдержки из получаемых им писем. Мысли Н.Д. Зенина и выдержки писем прекрасно отображают мнения старообрядцев по отношению к граммофонным пластинкам со старообрядческим богослужебным пением. Например: «существует г. Якутск. Старообрядцы и там есть. И им хочется послушать хорошее церковное пение. Так что же, неужели они могут приехать в Москву, чтобы умиляться хорошим пением на Рогожском кладбище или в Богородске? И ответ один, что это немыслимо. Вот тут-то снова и выручит граммофон... и вот на краю света люди умиляются церковным пением, которого они бы не услыхали, если бы не существовало этого дивного изобретения» 949 . И в той же статье тот же автор пишет: «...Записи церковных песнопений на граммофонных пластинках имеют огромное культурное значение. Они несут с собою во все темные углы нашего отечества свет, освещающий темноту незнания церковного пения, и будят местную мысль к желанию организовать и у себя лучшее пение... есть много таких мест, где хотя и много старообрядцев, но петь не умеют и на крюковые книги глядят, как на нечто диковинное. Научиться самоучкою невозможно, учителя пригласить и неоткуда, и средства не позволяют, ну и читают себе «читком» то, что нужно было бы петь 950 . Или даже если и поют, то так ужасно, что прямо не хочется слушать это пение. Но стоит им взять пластинок несколько; одни-два десятка раз прослушать, подпеться к ним, и дело готово: наново изучено, и стало возможным более сладкозвучно петь на клиросах». Все сказанное относится к пластинкам со старообрядческим унисонным уставным пением, которое можно вполне усвоить с пластинки, в то время как сделать это с записи многоголосного хорового произведения невозможно. В отношении образцового и верного преданию богослужебного пения положение старообрядцев было совсем иным, чем у принадлежавших к синодальной Церкви. Исключая большие центры, как Москва, Казань, Нижний Новгород, Северное Поморье, некоторые места в Прибалтике, Иргизские монастыри, старообрядцы были разбросаны группами различной численности, и богослужебное пение у них передавалось по преданию, в различном объеме, смотря по обстоятельствам.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

945 Заметим здесь, что это возражение оказывается актуальным и сейчас. Так, один наш регент и композитор (см. примеч. 868), прошедший регентскую школу еще задолго до революции, но потом до 1945 года проживший в СССР, серьезно писал мне о том, что нужно ввести в православное богослужение фисгармонию. 949 Не является ли это современным и в наши дни, применительно к рассеянию по разным материкам русской православной эмиграции, – имея в виду теперь выпускаемые граммофонные пластинки с пением различных церковных хоров независимо от их стилистического направления. 951 См., например: Олег Пантюхов: О днях былых. Maplewood, N.Y., 1969, стр. 83; – Н. И. Астров: Воспоминания. Париж, 1940, стр. 91–92. 952 «Церковные ведомости». С.-Петербург, 1890, 3, стр. 77. Статья «О благоустроении пения в приходских церквах». 953 И. Н. Никодимов: Воспоминания о Киево-Печерской лавре. Мюнхен, 1960, стр. 41 (ротаторное издание). 954 Как известно, теперь звуковые съемки для пластинок производятся сначала на магнитофонную ленту (т.е. не механически, а магнитно-электрическим путем), и колебания тока с магнитофонной ленты переносятся, тоже магнитно-электрическим путем, на колебания алмазной иглы, которая вырезает на покрытой особым лаком пластинке бороздки. 955 Образ оказавшихся доступными таких граммофонных пластинок с русским церковным пением сделан автором на немецком языке: Johann v. Gardner: Diskographie des russischen Kirchegesanges. «Ostkirchliche Studien». Würzburg, 1963. Band 12, Helf 1. Ss. 55–56, Nr. 94, 95, 96; 97; Ss. 59–60; Nr. 104, 105; 1969, Band 18. Helf 1. S. 28, Nr. 172, 173, 174. Обзор этот далеко не полный, так как охватывает лишь тот материал, который удалось до сих пор установить. 956 Нужно заметить, что пластинки, напетые в России до революции 1917 года, этим недостатком не страдают, а некоторые пластинки с церковным пением, напетые русскими хорами в Западной Европе и в Америке после Второй мировой войны, такие недостатки иногда содержат. 957 См., например, сообщения о таких концертах в «Русской музыкальной газете». С.-Петербург, 1904, 13–14; о концерте архиерейского хора в Новгороде, хора Петропавловской церкви в Пензе, соединенных хоров города Полтавы, соборного хора в Саратове (численностью в 100 человек), объединенного хора в Харькове (300 человек). – 15 – о духовном концерте в Нижнем Новгороде, в Варшаве, в Ялте и в других местах

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010