173. Возможно ли подлинное христианство вне Церкви? Благовестие Христово верно изъясняется только Церковью. Спаситель не приносил молитвы об успехе Его учения, но молился об единстве верующих в Него. Это единство и образует Церковь ( Дeяh. XVII, 26 ). Вне Церкви же: Христа ищут и не находят; нет истинного покаяния; нет трапезы тела Христова; ни плодотворной молитвы; ни благословения Божия. 174. Как объяснить смуты и похрясения, коих в церковной истории было множество? Видимый образ Церкви не раз был возмущен и разорван злыми страстями Ея сынов. Однако зло, проникающее к святыне через человеческое сердце и которое тщится возстать на всякую святьшю, – не может поколебать непорочную сущность, Церкви благодаря действию в Ней Святого Духа-Бога. 175. Предсказано ли в Священном Писании тяжелое положение, в каком Церковь находится теперь? Настоящее бедственное положение Церкви предсказано Самим Спасителем, какь время предпоследнее перед концом мира. Святой апостол Павел тоже упомянул события нашей эпохи, которая предшествует последнему периоду. «Также услышите о войнах о военных слухах. Смотрите не ужасайтесь: ибо надлежит всему тому быть. Но это еще не конец» ( Mф. XXIV, 6 ); «все же это – начало болезней. Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое» ( Mф. XXIV, 8, 9 ); «И по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» ( Mф. XXIV, 11 ). «Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающей теперь» ( 2Фec. II, 7 ). 176. Где еще Писание подробно говорить о состоянии Церкви в наше время? В книге «Откровение св. Иоанна Богослова». Если семь Церквей Асии символически изображают семь эпох между 1-м и 2-м Пришествиями Христа, то сказанное в обращении к Филадельфийской Церкви поразительно соответствует состоянию Церкви в нашу эпоху . Это время – предшествующее появлению антихриста. «Сохранил слово Мое» – это чередование гонений: идейного в XIX-м веке и жестокого физического в ХХ-м, в России, Германии, в Испаии, на Балканах и в Польше, при общем равнодушии к правде и нравственности, при широком распространении атеизма.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

" Мытарь просил отпущение грехов и получил оправдание. Разбойник просил, чтобы Господь его помянул во Царствии Своем и первый получил весь рай« (Пр. Иоанн Леств., ел. 25, § 56). 47. Тогда, правильно ли просить в молитве об успехе начатого дела, об избавлении от опасности, об исцелении от болезни и о подобных вещах земной жизни? О всем насущном для земного бытия, о том, что не содержит греха, и что сообразно с жизнью по Евангелию, – следует усердно, просто и с упованием просить Бога: ».. ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него« ( Mф. VI, 8 ). Вознося свое прошение Господу, надо вполне довериться словам Христа: »просите и дано будет вам..» ( Mф. VII, 7 ). По слову св. Василия Великого – «проси того, что достойно Бога». «Господь присущ каждому слову молитвы и о чем ни попросишь, Он есть исполнение для тебя и для всякого другого, каждого прошения твоего» (Св. Иоанн Кроншт. М. ж. во Христе, т. II, стр. 246). 48. Какое прошение Господь осеняет особым благоволением? Молитву за блого ближнего или о его спасении. Тогда оживает вторая заповедь из двух, названных Христом важнейшими: «... возлюби ближняго, как самого себя» ( Mф. XXII, 39 ). То – же находим в апостольском Послании: «.. и молитесь друг за друга, чтоб исцелиться» ( Uak. V, 16 ). 49. За кого еще христианин должен всегда молиться? За умерших, об их упокоении. Действительность и важность молитвы за умерших основывается на главных предметах христианской веры: 1) в блаженство Вечной Жизни; 2) во вторую смерть, что есть – осуждение на Последнем Суде; 3) в Святую Церковь , соединившую в себе живущих на земле и отшедших в невидимый мире; 4) а также – вера в силу молитвы за ближняго, как живого, так и отшедшаго. Если своею усердной молитвой мы можем получить прощение своих грехов, то такую же существенную помощь душе умершого окажет молитва, принесенная за него, особенно церковная молитва . Великую силу имеет молитва за душу усопшаго, приносимая к престолу Божию во имя Распятого Сына Его при совершении Литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Мнение о некотором различии между раем, лоном Авраама и самым небом было мнением немногих. Место, куда отходят души грешников после частного суда, в Свящ. Писании и в писаниях древних учителей церкви называется: адом ( Лyk. XVI, 23 ; Дeяh. II, 51 ), тьмою кромешною ( Mф. XXII, 13; XXV, 30, 46 ), темницею духов ( 1Nemp. III, 18 ), бездною ( Лyk. VIII, 31 ), преисподнею ( Фuлun. II, 11 ), геенною ( Mф. V, 22; X, 28 ); печью огненною ( Mф. XIII, 50 ; Лyk. XII, 2 ) и другими именами, которые, впрочем, все выражают одну мысль, что место для отшедших отсюда во грехах, есть место осуждения и гнева Божья (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 68). Где именно находится место мучения грешников – ад, об этом были только мнения. Само Слово Божье оставляет этот вопрос нерешенным. Этот вопрос, наравне с другими вопросами: где престол Божий? когда и как совершится кончина мира? и проч. – принадлежит к числу тех вековечных вопросов, которые искони занимали и занимают пытливый ум человеческий и для решения которых он употребляет все свои усилия... Но теперь, когда мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, и когда знаем все только отчасти ( 1Kop. XIII, 12 ), многое и на небе, и на земле, должно навсегда оставаться для нас неразгаданным и неразрешимым. Одни, на основании слов Писания (Числ. XVI, 30 – ,34; Иезек. XXVI, 20; XXXI, 18 и др.), представляли себе ад во внутренности или чрезвычайной глубине земли, в преисподней (самое слово ад – греческое – означает низменное, весьма глубокое место). Другие, как напр., св. Иоанн Златоуст , полагали, что геенна находится вне мира. «Ты спрашиваешь: в каком месте будет геенна? По моему мнению, где–нибудь вне всего этого мира. Как царские темницы и рудокопни бывают вдали, так и геенна будет где–нибудь вне этой вселенной» 244 . – Но всего лучше помнить здесь слова того же Златоуста: «Спрашиваешь, где и в каком месте будет геенна? Но что тебе до этого за дело? Нужно знать, что она есть, а не то, где и в каком месте скрывается... И так будем доискиваться не о том, где она, но как избежать ее» 245 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

IV. Нарождение духовной жизни в человеке совершается чрез крещение духом, которое символизируется крещением водою. В области сознания нарождение духовной жизни начинается покаянием и верою. «Покайтесь; ибо приблизилось царство небесное» ( Mф. III, 2 ), проповедовал Иоанн Креститель. «Исполнилось время, и приблизилось царствие Божие; покайтесь, и веруйте в Евангелие» ( Mp. I, 15 ): так начал проповедовать Иисус Христос (ср. Mф. IV, 17 ). Призывом к покаянию начали свою проповедь и апостолы ( Дeяh. II, 38 ). Покаяние (μετνοια), как покаяние в жизнь (μετνοια ες ζων), Дeяh. XI, 18 ), в отличие от Uak. V, 16 (признавайтесь друг перед другом в проступках), как начало духовной жизни, есть полная перемена в человеке мыслей или чувствований, внутреннего настроения (φρνησις), так что человек становится другим. Это перемена стремления к самодовольству и самоправедности на сознание своего материального ничтожества. К сознанию своего материального ничтожества, своей беспомощности, тленности и ничтожности всего мирского человек может прийти сам по себе, может быть доведен страданиями и неудачами своей мирской, лично – человеческой жизни. Но это сознание само по себе совершенно пусто и ведет или к отчаянию, или к нирване, в основе которой то же отчаяние. Это сознание обращается в плодоносящую смерть, когда оно становится отречением от себя ради жизни для Бога ( Puмл. VI, II; XIV, 8 ; 2Kop. V, 15; I Пет. IV, 2), когда оно соединяется с верою в евангелие, в наступление царствия Божия: «исполнилось время, и приблизилось царствие Божие; покайтесь и веруйте в Евангелие» ( Mp. I,15 ). Поэтому лишь предтеча Христа – предварительно и Сам Христос подлинно могли проповедовать покаяние в жизнь. Проповедь Иоанна Крестителя о покаянии была, по справедливому замечанию одного из позднейших богословов, комментарием на Puмл. III, 20 : «делами закона не оправдается пред Богом никакая плоть; ибо законом познается грех». Ветхозаветный закон был дан евреям для того, чтобы породить в них сознание своей греховности, своего нравственного бессилия. Между тем евреи, за исключением небольшого «остатка», во всем своем объеме, а преимущественно в тех частях, которые сами себя считали высшими, видели в ветхозаветном союзе с Богом основу своего достоинства, а в исполнении закона находили источник своей самоправедности. Вот на эту-то национальную гордость и были направлены обличения Иоанна Крестителя. Он ясно и, что особенно важно, с указанием на приблизившееся царствие небесное, говорил то, что символически выражал ветхозаветный закон. Проповедь Иисуса Христа о покаянии стоит в связи со всем Его учением о царствии небесном, о царствии кроткого Сына человеческого, и особенно уясняется первыми так называемыми заповедями блаженства: призывая к покаянию, Он призывал к нищете духовной, плачу, кротости и пр. Его проповедь о покаянии сводится к Его наставлению: «истинно говорю вам, если не обратитесь, и не будете как дети, не войдете в царство небесное» ( Mф. XVIII, 3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

После сказанного возникает вопрос, кому же принадлежит право наблюдения за строгим исполнением общеобязательных законов Церкви? Власть, обязанности и права Основателя Церкви переданы, как мы видели выше, Его преемникам – апостолам и иерархии в единении с клиром и мирянами (См.  Mф. XVIII, 15–17 ). Иерархии принадлежит право учить, священнодействовать и управлять Церковью «во все дни до скончания века» ( Mф. XXVIII, 19–20 ). Порядок во всяком обществе зависит от того, всеми ли членами исполняются принятыя на себя обязанности, потому что только при таком условии они могут законно пользоваться предоставленными им правами. Порядок в обществе обуславливается также и тем, если управление обществом составлено из лиц, кои были правильно избраны и законным порядком получили соответствующия их положению власть и права. Это последнее условие имеет особенное и чрезвычайное значение в Церкви, в которой управление совершается по божественному полномочию ( Лук. Х, 16 , Mф. XXVIII, 19–20 ). В этом отношении Епископ и Пресвитер, по указанию Ап. Павла ( 1Tuм. III, 1–11 ) и по требованию церковных законов, должен быть непорочным, трезвым, целомудренным, благочинным, честным, страннолюбивым, учительным, не пьянницей, не бийцей, не сварливым, не корыстолюбивым, но тихим, миролюбивым, не сребролюбивым, хорошо управляющим делом своим, детей содержащим в послушании со всякою честностию, ибо кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?.. Не должен быть из новообращенных... надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних (врагов Церкви и его личных), чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую. Диаконы должны быть честны, не двоязычны (не сплетники и интриганы), не пристрастны к вину, не корыстолюбивы, хранящие таинство веры в чистой совести... равно и жены их должны быть честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем». Все эти требования входят в клятвенное обещание и подписку, даваемую каждым пред хиротонией, а потому и нарушение их является не только нарушением церковной дисциплины, но и преступлением, как клятвопреступничество.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Еще Св. Иоанн Златоуст , в прологе 18 апреля, в слове своем говорит: «где бы ты ни находился, говори так: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго! Хотя бы ты и не двигал устами, но умом в сердце так молись: ибо и молчащих слышит Бог . Блаженству соименный, Египетское, лучше же сказать, вселенское солнце, ярче солнца просиявший неизреченными дарованиями Св. Духа, небесный человек, Великий Макарий (IV в.) в небесных своих словах об этой молитве говорит так: христианин должен всегда иметь память о Боге, ибо написано: возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего, чтобы он не только тогда, когда входит в молитвенный дом любил Господа, но и тогда, когда ходит, беседует, есть и пьет, имел память о Боге, и любовь, и желание: ибо сказано: идеже есть сокровище ваше, ту будет и сердце ваше ( Mф. VI:21 ), Преп. Симеон (XI в.), просиявший в царствующем граде, как солнце, умною молитвою, в неизреченных дарованиях Пресвятаго Духа, и за это получивший от всей Церкви наименование Нового Богослова, в Слове своем о трех образах молитвы, пишет об умной молитве и о внимании следующее: «Святые отцы наши, слыша слова Господа, яко от сердца исходят помышления злая, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, татьбы, лжесвидетельства, хулы и та суть оскверняющая человека ( Mф.XV:19 ), Учившего очищать внутренние сткляницы, да и внешнее ее будет чисто ( Mф. XXIII:26 ), оставивши мысль о всяком ином делании, подвизались в этом хранении сердца, несомненно, зная, что при хранении сердца они и всякое иное делание без труда соблюдут, без него же никакая добродетель удержаться не может». Эти слова преподобного ясно показывают, что вышеупомянутые Слова Господа Божественные Отцы признавали свидетельством и основанием хранения сердца, т. е. мысленного призывания Иисуса. Преп. Исаак Сирин (VI в.), всею святою Церковию приемлемый и почитаемый, великая похвала и светило, богодарованный учитель и наставник истинного безмолвия – во многих своих словах, исполненных благодати Божией, богомудро и премудро научает об этой святой и священной, умной, сердечной, непрестанной молитве.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

Есть и другое место у Захарии, показывающее это с очевидностью, потому что представляет, что Вседержитель (Саваоф) послал Вседержителя (Саваофа): Кто Кого, как не Бог Отец Бога Сына? Говорится так: «Так говорит Господь Саваоф: для славы Он послал меня к народам, грабившим вас; ибо касающийся вас, касается зеницы ока Его. И вот, Я подниму руку Мою на них, и они сделаются добычею рабов своих, и тогда узнаете, что Господь Саваоф послал Меня» ( Зax. II, 8–9 ). Ваш Господь Вседержитель говорит, что Он послан Господом Вседержителем. Кто осмелится разуметь здесь кого-либо другого, кроме Христа, говорящего, очевидно, к погибшим овцам дома Израилева? В Евангелии Он говорит: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» ( Mф. XV, 24 ). Этих овец Он сравнил здесь с зеницею ока Божия для обозначения высочайшей степени чувства любви. Из этого рода овец были и сами апостолы. Но после славы воскресения, до наступления которой, по словам евангелиста, «Иисус еще не был прославлен» ( Uoah. VII, 39 ), Он послан был в лице апостолов Своих во все народы. И таким образом исполнилось то, что читается в псалме: «Ты избавил меня от мятежа народа, поставил меня главою иноплеменников» ( Nc. XVII, 44 ); так что обобравшие израильтян, которым израильтяне служили, будучи под властью народов, сами сделались добычей израильтян. Именно это Он обетовал апостолам, говоря: «Я сделаю вас ловцами человеков» ( Mф. IV, 19 ). Итак, они сделались ловцами, но на добро, как похищенные сосуды у оного «сильного», но еще сильнее связанного ( Mф. XII, 29 ). И еще через того же пророка говорит Господь: «И будет в тот день, Я истреблю все народы, нападающие на Иерусалим. А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне» ( Зax. XII, 9–10 ). Кто, как не Бог, удалит все враждебные святому граду Иерусалиму народы, идущие против него, т. е. неприятельски действующие по отношению к нему, или, как перевели другие, идущие на него, чтобы покорить его; или изольет на дом Давида и на обитателей этого града дух благодати и милосердия? К лицу это, конечно, только Богу, и от лица Божия говорится это через пророка.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

37. Как заповедано Господом и апостолами творение молитвы: порознь, каждому отдельно или совместно, сообща всею местной церковью? «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою помолись Отцу Твоему, Который втайне; и Отець твой, видящий тайное, воздаст тебе явно« ( Mф.VI, 6 ). Из предшествующих строк главы видно, что это поучение Спасителя направлено против тщеславного лицемерия при молитве, но отнюдь Христос не отвергал общей молитвы. »Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небеснаго; ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» ( Mф. XVIII, 19, 20 ). Это изречение иногда неверно толкуется в том смысле, что малое и случайно-временное собрание одинаково верующих, достаточно, чтобы олицетворять Церковь , порог Царства. " Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ея« ( Mф. XVI, 18 ). Эти слова указывают, что волею Сына Божия будет создана одна великая семья верующих; это и осуществили св. Апостолы, учредив Таинства, священство, правила, и места собраний: »Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться христианами« ( Дeяh. XI, 26 ). Сам Господь имел обычай посещать храм, а в других случаях для молитвы уединялся, наприм., восходя на гору один ( Лyk. II, 46; XXI, 37 ; Mk. VI, 46 ). В молитвах Церкви, как и в общении, нуждались и апостолы ( 2Kop. I, 10 ). 38. Чем еще объясняется, что молитва личная наедине и молитва общая в храме – обе нужны человеку и угодны Богу? Два духовных состояния, необходимых одно другому и тесно соединенных, свойственны душе христианина: 1) наделенная богоподобной свободой внутренняя жизнь сердца и 2) евангельская любовь, образующая единство в Боге всех верующих. Внутренний человек и церковное единство пребывают во взаимном служении, как сплетенныя и укрепляющия ветви; это два совместных пути к Богу. " Итак, если Сын освободил вас, то истинно свободны будете» ( Uoah. VIII, 36 ). «Ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» ( 2Nem. I, 11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

На Mф. XVI, 24–27 . По примеру Христа должно всегда быть готовым на смерть • Почему Христос не принуждает, а приглашает к последованию за Собою • Что значит отвергнуться самого себя • До чего должно простираться самоотвержение • Не всякое страдание является последованием Христу • В чем истинное спасение и истинная погибель души • Равночестие и единосущие Сына с Отцом • Похвала жизни иноков • Изъяснение употребляемой ими молитвы после принятия пищи • Увещание подражать образу жизни иноков. Беседа 56 На Мф. XVI, 28-XVII, 9. Почему Христос более говорит о наградах, чем угрожает наказаниями • Почему являются при преображении Моисей и Илия • От учеников Христовых требуется большее совершенство, чем показали Моисей и Илия • Любовь Петра ко Христу • Равенство Сына с Отцом • Почему Христос запрещал разглашать о Своем преображении до страданий • Слава будущего пришествия Христова • Добродетель легка, порок тягостен • Против ростовщичества. Беседа 57 На Mф. XVII, 10–21 . Двоякое пришествие Христа • Илия • предтеча второго пришествия • Почему Иоанн называется Илиею • Чудо может совершаться как по вере посредника, так и одною силою чудотворца • Маловерие отца бесноватого отрока • Почему бесноватые называются лунатиками • Апостолы не всегда были одинаково совершенны • Для изгнания демонов необходим пост, соединенный с молитвою • Роскошь и пьянство источник всех зол • Должно осуждать не вино, а пьянство • Пагубные следствия пьянства. Беседа 58 На Mф. XVII, 22-XVIII, 6 . Значение смерти Христовой и воскресение непонятны были ученикам • Что такое дидрахма, которую спрашивали со Христа • Христос • истинный Сын Божий и владыка вселенной • Страсть тщеславия не чужда была ученикам • Примером отрока Христос научает смирению и простосердечию • Великость награды и наказания презирающим людей смиренных • Высокомерие делает человека безумным • Знатность происхождения не дает никакого действительного преимущества • Богатство лишает благородства и свободы • Почести не приносят пользы телу и вредят душе. Беседа 59

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

" Итак кто нарушит одну из сих малейших заповедей, и научит так человеков, тот малейшим наречется в Царствии Небесном» ( Mф.V, 19 ). Назвав Свои заповеди наименьшими, чтобы этим осудить еврейское деление Божиих заповедей на важнейшия и незначительныя, Христос добавил, что нарушитель будет назван наименьшим, «поставленным ни во что» 45 ), в Царствии Небесном. 189. Тогда, в чем обязанности христианина в отношении Новозаветных Заповедей? Христовы заповеди должны быть обязательными для исполнения и служить святым руководством для духовной жизни. В дни покаяния необходимо определять свою греховность в отношении этих заповедей. В час исповеди следует сказать – в чем было их нарушение. 190. Господь начал Нагорную Проповедь с 1-й Заповеди Блаженства. Остаются ли первыми и главнейшими Божии заповеди о любви? Две заповеди о любви являются основою Христова закона: заповеди блаженства исполнимы, если в сердце есть источник Божественного огня – любовь. Равно и заповеди о любви воплощаются в жизнь чрез каждую заповедь блаженства. 191. Какия чувства могут явиться в душе человека, познавшого евангельския заповеди? Вначале может возстать ропот человеческой природы на душевныя стеснения, от столь высоко-духовной проповеди. Но здесь же, в свете Евангелия христианиы видит в себе самом падение человеческого рода; и в этом – первое духовное состояние христианина . То же испытали свидетели Христовых дел апостолы. «Услышавши это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись?» ( Mф. XIX, 25 ). »Увидев это, Симон Петр припал к коленам Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный» ( Лyk. V, 8 ). § 26. О первой заповеди блаженства 192. Кто обретает блаженство и награждается Царством по 1-й Заповеди Блаженства? " Блажени нищие духом, яко тех есть Царство Небесное» ( Mф.V,3 ). Нищета духа – первое, в порядке духовного преуспеяния, состояние. Это первое духовное достижение и является первым блаженством. 193. Кто – «нищие духом»? Телесная крепость человека, его душевныя силы, богатство духа, как и особыя дарования, все дано Богом. Без этих даров сам по себе человек ничтожен, он даже крайне беден и подобен нищему. Тот, кто видит это, считает себя за ничто пред величием Божиим и сознает себя вовсе недостойным благ Царства Божия, тот – нищий духом.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010