Так, например, было бы неправильно понимать греческое выражение τ κανν ποισαι ( Мк.15:15 , по-русски: «сделать угодное») как перевод латинского satisfacere. Указанный греческий оборот был в обороте уже со времен Поливия. Целый ряд терминов военного и административного языка латинского происхождения мы встречаем не только у Марка, но и у Матфея (ср. λεγιν – Мк. Мк.5:9, 15 =Мф. Мк.26:53 ; δηνριον – Мк. Мк.6:37 ; Мк.12:15 ; Мк.14:5 =Мф. Мк.22:19 ; глагол φραγελλω – Мк. Мк.15:15 =Мф. Мк.27:26 , πραιτριον – Мк. Мк.15:16 =Мф. Мк.27:27 ), а термин κουστωδα – у одного только Матфея ( Мк.27:65, 66; 28:11 ). Но в Мк. встречаются другие слова латинского происхождения, не имеющие параллели у других евангелистов. Таковы: слово σπεκουλτωρ (6:27, по-русски «оруженосец»), κοδρντης (12:42=лат. quadrans), ξστης (7:4, по-русски «кружка», лат. sextarius, мера жидкостей). Еще показательнее те случаи, когда в параллельных местах одно и то же понятие обозначено у Марка словом латинского корня, а у других евангелистов словом греческого корня. Наше слово «сотник» в Мк. является переводом греческого κεντυρων ( Мк.15:39, 44, 45 =лат. которому соответствует у других евангелистов κατνταρχος (Мф. Мк.27:54 ) или κατοντρχης (Лк. Мк.23:47 ); слову «постель» в русском переводе Мк. отвечает в подлиннике слово κρββατος ( Мк.2:4, 9, 11, 12 ; Мк.6:55 =лат. grabatus), вместо которого у других стоит κλνην (Мф. Мк.9:6 ) или κλινισ ( Лк. 5:19, 24 ). Было бы новым преувеличением, если бы мы, отправляясь от этих сопоставлений, признали обоснованным указание некоторых древних рукописей, утверждающее, что Мк. было написано в Риме по-римски (γρφη ωμαστ ν μη) 14 . Греческий язык был в эту эпоху языком международным и ап. Павел, обращаясь к Римской Церкви, писал свое Послание по-гречески. Достаточно отметить, что греческий язык Мк. носит на себе печать влияния языка латинского. Это влияние наилучшим образом объяснялось бы, если бы Мк. было писано в Риме. Есть еще одно указание в Мк., которое говорит в пользу написания его в Риме.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Но совпадения не исключают и существенных различий, которые наблюдаются между Евангелиями. И эти различия доходят иногда до степени неразрешимых противоречий. Здесь – острие синоптической проблемы. Различия наблюдаются, прежде всего, в плане. Выше было указано, что Нагорной проповеди в Мф. (гл. 5–7) отвечает в Лк. отрывок Мк.6:20–49 и отдельные изречения в других частях Евангелия. Притча о закваске, вместе с притчей о зерне горчичном (Мф. Мк.13:31–33 ), составляет в Мф. часть учения притчами (Мф. гл. 13). В Лк. они даны тоже вместе, но в другом контексте ( Мк.13:18–21 ). Чудеса, собранные в Мф. в гл. 8–9, рассеяны в Мк. на протяжении гл. 1–5 и связаны с другими повествовательными эпизодами и поучениями. Если евангелисты придерживались порядка хронологического, как объяснить эти различия? Вышеприведенные случаи параллельных эпизодов и совпадений в отдельных выражениях также требуют ограничения. Достаточно, для примера, внимательно прочесть слова Предтечи в Мк. Мк.1:7–8 ; Мф. Мк.3:11 ; Лк. Мк.3:16 . В Мф. Иоанн говорит, что «недостоин понести обувь» Идущего за ним, в Мк. и Лк. – что он недостоин развязать на ней ремень. В Мк. Христос крестит Духом Святым, в Мф. и Лк. – Духом Святым и огнем. Сопоставление Мк. Мк.8:35 , Мф. 16:25 , Лк. Мк.9:24 показывает, что в Мф. и Лк. речь идет о погублении души ради Христа, в Мк. – ради Христа и Евангелия. В Мф. капернаумский сотник сам идет к Иисусу ( Мк.8:5 и сл.), в Лк. он отправляет к Нему сначала иудейских старейшин, затем – друзей, и прямо подчеркивает, что сознание собственного недостоинства помешало ему прийти к Иисусу лично ( Мк.7:3–7 ). С просьбой о почетных местах в Славе (в Мф. – в Царстве) к Иисусу, по Мк., приступают сыновья Зеведеевы ( Мк.10:35 и сл.), в Мф. рядом с ними упоминается их мать, и первое слово принадлежит ей ( Мк.20:20 и сл.). Притча о злых виноградарях в редакции Мк. помещает убийство сына на винограднике. Виноградари извергают из виноградника убитого ( Мк.12:8 ). В Мф. ( Мк.21:39 ) и Лк. ( Мк.20:15 ) виноградари выводят Его из виноградника и убивают за пределами виноградника. На притчу о злых виноградарях вожди народа отвечают искусительными вопросами. Мы присутствуем при развитии борьбы, которая должна привести к страстям. Не подлежит никакому сомнению, что притча была сказана однажды. В какой же форме? Формы Мк., с одной стороны, и Мф. и Лк., с другой стороны, согласования не допускают. Такие же трудности представляет согласование повествований о Воскресении, как они даны у трех синоптиков. Приведенными примерами можно ограничиться. Они показывают со всей наглядностью, что разительные совпадения, которые наблюдаются между синоптиками, не исключают столь же заметных различий.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Чудеса происходят и в настоящее время, хотя и не в таком обилии, как в первые века христианства, частью по маловерию, а частью по недостоинству и грехам нашим. Кому из нас не известно о многоразличных исцелениях и чудесах от свят. нетленных мощей, от св. чудотворных икон и по молитвам особенных избранников Божиих? Главнейшее условие для получения чудесной помощи Божией есть горячая, усердная молитва к Господу, Пречистой Его Матери, св. угодникам Божиим и соединенная с оною глубокая вера и сознание своего недостоинства пред Богом. Верую, Господи, помоги моему неверию – таков должен быть молитвенный вопль души, скорбящей и обуреваемой житейскими напастями и невзгодами, при испрошении чудесной помощи от Господа! Чудеса, совершенные Иисусом Христом, были бесчисленны; но вот таблица наиболее славных чудес Его, упоминаемых в Четвероевангелии, именно в том порядке и последовательности, в которых оные происходили: I. Претворение воды в вино. Место совершения чуда – Кана. Uh. II, 1–11 . II. Исцеление сына капернаумского царедворца. Место: Кана. Uh. IV, 46–54 . III. Чудесная ловля рыб. Место: Галилейское озеро. Лk. V, 1–11 . IV. Исцеление бесноватого. Место: г. Капернаум. Mk. I, 23–26 . V. Исцеление тещи Петровой. Место: тот же город. Mk. I, 30–31 . VI. Исцеление прокаженного. Там же. Mk. I, 40–45 . VII. Исцеление слуги сотника. Там же. Mф. VIII, 5, 13 . VIII. Воскрешение сына вдовы Наинской. Место: Наин. Лk. VII, 11–17 . IX. Укрощение бури. Место: Галилейское озеро. Mф. VIII, 23–27 . X. Исцеление гадаринских бесноватых. Место: г. Гадара. Mф. VIII, 28–32 . XI. Исцеление расслабленного. Место: г. Капернаум. Mф. IX, 1–8 . XII. Воскрешение дочери Иаира. Место: Капернаум. Mф. IX, 18–26 . XIII. Исцеление кровоточивой. Там же. Лk. VIII, 43–48 . XIV. Исцеление двух слепых. Там же. Mф. IX, 27–31 . XV. Исцеление глухого-бесноватого. Там же. Mф. IX, 32–33 . XVI. Исцеление больного, находившегося в болезни 38 лет, в купальне Вифезда. Место: Иерусалим. Uh. V, 1–9 . XVII. Исцеление сухорукого. Место: Иудея. Mф. XII, 10–13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

53 Πτασμα (πταω падать на что либо; ππτω; корень peto; др. бактр. pamaimi падает, pattrin птица, Прельв.; сравни Mф. XVII, 35 : Fehler, offensas). – δρομαι (δαω горю, Л. dusmigs гневный). Гнев уподобляется огню; но и слезы жгутся, когда льются от искреннего сокрушения сердца. 54 Θπτω погребаю, τφος гроб (корень dhabh; Л. dobums – литов, dube дупло). Так как на востоке умерших погребали большею частью без саркофагов, в скалах, то τφος – самое углубление в скале. На основании Mф. XXIII, 29 можно полагать различие между τφος и μνμα, употребленным в конце поучения, но решительно этому препятствуют другие места Евангелия ( Mф. XXVII, 60. 64; XXVIII, 2 ). – νατλλω (Ск. tul, tolajami – литов, keliu поднимать, Прельв.). Движение от конца к началу, так что С. возсия затемняет первоначальный смысл глагола, которым выражается, что конец стал началом, наша смерть стала нашим рождением в загробную, бесконечно-блаженную жизнь. 58 Ζβννυμι (корень sges=литов, gesau, gesyti тушить, гасить; в Mф. XXV, 8 : extinguuntur·, verlöschen, Л. isdseest). – Κατχω (Ск. sahati быть в силе; др. бакт. nazanh хищение; корень sezbo держать; в Mф. XXI, 38 : habebimus, saisissons). – Кολζω– ομαι, обрезать крылья, καλοβς изуродованный, без рогов бык, δρυ без острия; по Mф XXVI, 67 : κολφισαν=пакости ему деяху, заушали, colaphis (colaphus удар кулаком) eum cecuderunm. Следов., λος=пакость, кулак. В С. плени совсем нет замечательной выразительности этого слова.– Γεω отведывать (Ск. josati смаковать, на кусок хлеба брать части мяса; Л. gahrdi вкусно). – Σρξ (σρω тягаю; корень tvero обнимать); в Mф. XXIV, 24 : caro; но в Н. Ф. Л. не точное Mensch, personne, zilweks. – Βοω (Ск. gu, gavate звучать, объявлять). Крик сильный, но с оттенком горечи, сетования (Л. gaust жаловаться). Таков именно и был покаянный призыв Иоанна Крестителя в пустыне ( Лyk. III, 4 ). Но, думается, βο может означать крик победный, свойственный воинам, одержавшим победу над сильным неприятелем (вои–н, вой–на). И этот последний смысл более идет к данному месту поучения. – Ζυν-αντω (др. ирланд. etan=др. нем. andi лоб, срав. Mф. XXV, 6 ). – Καϑαιρω (корень ver поднимать; Ск. varshman высота=С. Р. верх). – μπαζω – ομαι (Ск. putras сын, молодое животное=puer, πας, ср. Mф. IX, 24 ). – Ζμа (Ск. tuwi сильный, литов, tevas отец; С. Р. тело); организм полный жизни и сил.–Τυγχω (корень tukho ударять; Л. tikl случаться); собственно ад стукнулся с Богом Βλπω (корень glepo; Р. глаз; Л. gluhneht глазеть). – Κντρον (корень септ; др. ирланд. cinteir коготь; Л. sist бить). Вообще предмет, которым причиняется боль, физическое страдание (палка для животных, кнут для пыток, жало пчелы, шпоры петуха и даже яд). – Νκη (литов, nikti нападать; Л. nikns злой).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Orlov/p...

Некоторые данные для ответа на этот вопрос мы имеем в комментариях Charles " a и Lohmeyer " a к главе VI (ср. еще у Lohmeyer " a к главе XVI стр. 130). И Charles и Lohmeyer обратили внимание на тот параллелизм, который наблюдается между бедствиями, наступающими при снятии первых шести печатей, и пророческими образами эсхатологической речи у синоптиков ( Mф. XXIV и паралл.). И болезни, предрекаемые Спасителем, следуют в том же порядке 23 , в каком они наступают по мере снятия апокалиптических печатей. Как далеко идет этот параллелизм? Синоптическую параллель шести печатям мы имеем Mф. XXIV, 6–29 . Но эта синоптическая параллель содержит и некоторые другие предсказания ( Mф. XXIV, 11, 12, 14–28 ), которые допускают сближения с другими апокалиптическими образами (ср., напр. Mф. XXIV, 11, 23, 24 и Anok. XIII, 11 и слл.). Тем не менее, вопреки Lohmeyer " у (стр. 130), который с синоптическою эсхатологиею сближает всю первую половину Апк. до XIV, 14 включительно, бесспорный параллелизм может быть установлен только между Mф. XXIV, 6–29 (с указанными пропусками) и апокалиптическими шестью печатями. Если так, то не вытекает ли отсюда, что мы вправе ожидать параллелизм и дальше? У синоптиков непосредственно за стихийными знамениями следует явление Сына, предполагающее суд (ср. Mф. XXIV, 29, 30 и слл., 40, 41 и паралл.). Но о совершении суда в эсхатологической речи не говорится, и только приточно раскрывается его смысл ( Mф. XXV ). Понятие суда предполагает возможность двоякого исхода; осуждения и оправдания; и торжество добра предполагает поражение зла. Мы видели, что снятие седьмой печати приводит к возглашению семи труб, а седьмою трубою, по мысли Тайнозрителя, весьма вероятно, возвещается наступление суда, изображаемого в символах жатвы и сбора винограда и совершающегося в излиянии семи чаш. Если эти сопоставления заслуживают внимания, то встает вопрос: не вправе ли мы видеть в апокалиптических образах глав VIII и слл. раскрытие не более как намеченного у синоптиков явления Сына? Иными словами, не начинаются ли главные предсказания Апк. как раз там, где кончается предреченное Спасителем ученикам накануне Страстей? Вопрос этот должен быть поставлен и требует ответа. Для понимания эсхатологического содержания Апк. он имеет первостепенное значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Из того слова в настоящее время настали скорбь и преследование и предстоит время великого испытания, когда обнаружится, кто на каменистое место сеял ( Mф. XIII, 20 ), кто в глубину не проник и Иисуса в глубину души не воспринял. Тот, напротив, кто слово то разумеет, тот приносит плод, сохраняет то слово в терпении даже до конца и приносит плод сторицею ( Mф. XIII, 23 ; Лk. VIII, 15 ). Мы знаем ведь, какое суждение Писание о тех произносит, которые во время скорби и гонения соблазняются, ранее святое учение, по-видимому, радостно принявши; а соблазняются именно потому, что не имеют корня в себе и содержат веру в течение лишь некоторого времени. У Матфея говорится: Посеявший на место каменистое есть тот, кто слову тому внемлет и тотчас с радостию принимает оное; но он не имеет корня в себе и непостоянен; когда настанет скорбь или гонение за то слово, тотчас соблазняется ( Mф. XIII, 20, 21 ). По Марку: Посеявшие на каменистом месте суть те, которые, когда услышат слово, тотчас принимают его с радостию, но не имеют корня в себе и непостоянны; потому, когда настанет скорбь или гонение за то слово, тотчас соблазняются ( Mk. IV, 16, 17 ). И по Луке: А упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостию принимают, но которые не имеют корня и временем веруют, а во время искушения отпадают ( Лk. VIII, 13 ). О тех, которые приносят соответственный плод, учит Писание так: Посеянное на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать (семян; Mф. XIII, 23 ). Или: Посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают и приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат (семян: Mk. IV, 20 ). Или: Упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в прекрасном и добром сердце и приносят плод в терпении ( Лk. VIII, 15 ). Так как по апостолу вы Божия нива, Божие строение ( 1Kop. III, 9 ), и именно нива на доброй почве разведенная ( Mф. XIII, 23 ); так как вы представляете собою здание, построенное на утесе ( Mф. VII, 24 ): то в качестве здания Божия станем неколебимо твердо против непогоды ( Лk. VI, 48 ), и будучи Божией нивой, не будем ни злом озабочиваться, ни скорбию и гонением, какие настают из-за слова, ни забавами сего мира или обольщением богатства, или удовольствиями жизни ( Mф. XIII, 19–22 ; Mk. IV, 15–19 ; Лk. VIII, 12–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/uveshan...

е. не по расположению только, но по самой природе своей – naturaliter и essentialiter, ибо Он всегда сущий (ε) сын по своему происхождению и бытию. Потому и Бог Отец не просто благоволит к Нему, но вся Отчая благость всецело почивает в Нем (ν ) и непосредственно изливается на всех из этого неисчерпаемого источника. Значит, мы имеем наивысшее удостоверение божественности Христа. И, действительно, Его божественное достоинство сияет паче блистающего солнца. Ангелы служат Ему ( Мк. 1:13 ), и даже одержимый духом в Капернаумской синагоге восклицает: «оставь; что Тебе до нас, Иисус Назарянин?... Знаю, кто Ты, Святый Боже» ( Мк. 1:24 ). Он чужд обычной человеческой ограниченности и властно, упраздняет её: – горячка ( Мк. 1:30–31 ), проказа ( Мк. 1:40–45 ), паралич ( Мк. 2:3–12 ) немедленно повинуются Его малейшему мановению. В равной мере Спаситель не подлежит и обязательной для других стеснительной условности, почему свободно исцеляет сухорукого в субботу ( Мк. 3:1–6 ). Все покорно Ему: – буря утихает по одному повелительному слову ( Мк. 4, 35–41 ): «умолкни, перестань!» легион бесов мучительно трепещет перед Его лицом ( Мк. 5:1–20 ) и самая смерть побеждается всемогущим «востани!» ( Мк. 1:21–24 , Мк. 1:35–43 ). Без всякого напряжения Его целительная сила исходит из Него и врачует сама собою ( Мк. 5:25–34 ), минимальными запасами питает тысячи народа ( Мк. 6:30–44 , Мк. 8:1–9 ), легко носит по волнам бушующего моря ( Мк. 6:45–52 ), кратким замечанием «пойди, – вышел бес» изгоняет его ( Мк. 7:24–30 ). Глухота и косноязычие столь же мало значат для Христа ( Мк. 7:31–37 ), как и слепота ( Мк. 8:22–26 ) или специфический лунатизм ( Мк. 9:14–29 ). Он всех милует с царскою щедростью ( Мк. 10:45–52 о Вартимее) и судит всякое бесплодное дерево с окончательною решительностью абсолютного владыки ( Мк. 11:12–14 ). Ясно, что «Сей есть всем Господь» ( Деян. 10:36 ), но в качестве необходимого по обстоятельствам arguments ad hominem Марк прибавляет ещё несколько новых черт в подкрепление этой истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Тоже пророки – Давид и Исаия предсказали, что Христа Спасителя будут презирать ( Пс.21:6; 68:7,9,20 ; Ис.49:7,53:3 ), что Он будет отвергнут братьями ( Пс.68:8 ; Ис.53:3 ), князьями и начальниками языческими и иудейскими ( Пс.2:1–2,117:22 ), будет для иудеев предметом ненависти, камнем претыкания и соблазна ( Пс.68:4,108:5 ; Пс.8:14 ). И эти пророчества исполнились на Иисусе Христе ( Мф.13:54–57 ; Мк.6:3,9:12,23:11 ; Ин.6:42,9:29 ; Рим.15:3 ; Мк.3:21 ; Ин.1:11,7:5 ; Мф.27:18 ; Мк.15:10 ; Ин.15:18–25 ; Мф.2:3–18 ; Лк.23:12 ; Деян.4:25–27 ; Мф.21:42–45 ; Ин.7:48,9:29 ; Деян.4:11 ; IKop.2:8 ; Мк.12:10–12 ; Лк.20:17–19 ; 1Пет.2:7–8 ; Рим.9:32–33 ). Пророки Давид, Исаия, Даниил, Моисей и Захария предсказали, что Христос Спаситель будет предан врагам одним из Его учеников ( Пс.40:9 ), оставлен своими учениками ( Зах.13:7 ), будет продан за тридцать сребреников ( Зах.11:12 ), что за эти деньги потом будет куплено поле горшечника ( Зах.11:13 ), что Он будет страдать и мучиться за грехи всего народа ( Ис.53:4,6–11,63:1–5 ), что Ему нанесут удары-побои по ланитам, будут плевать в лицо и оскорблять ( Ис.50:6 ; Мих.5:1 ; Пс.21:7–8 ; Ис.68:19–20 ; Пс.88:51 ). что Он будет обвиняем ложными свидетелями ( Пс.26:12,34:11 ), что Его руки и ноги будут прободены ( Пс.21:16 ; Зах.13:6 ), что Ему дадут пить уксус с желчью ( Пс.68:21 ), что Он будет как бы оставлен Богом ( Пс.21:1 ), поставлен в число злодеев ( Ис.53:12 ), с молчанием, будет терпеть это от своих гонителей ( Ис.53:7 ) и будет даже ходатайствовать за своих убийц ( Ис.53:12 ; Пс.108:4 ), которые осудят Его на смерть ( Ис.53:12 ; Дан.9:26 ). Из книг нового завета мы видим, что все эти пророчества сбылись на Христе Спасителе: предательство – Мф.26:23–25 ; оставление учениками – Мф.26:31,56 ; Мк.14:27,50 ; Ин.16:32 ; сребреники – Мф.26:14–16,27:9 ; Мк.14:10–11 ; Лк.22:4–6 ; поле горшечника – Мф.27:6–10 ; мучение за грехи народа – Мф.20:28,26:67 ; Мк.10:45,14:33–36 ; Лк.22:42,44 ; Ин.12:27 ; Деян.3:18 ; 1Пет.2:21,3:18 ; удары, плевание в лице и оскорбления – Мф.26:39–62,27:39–49 ; Мк.14:65,15:19,29–39 ; Лк.22:63–64 ; Ин.18:22,19:3 ; обвинение лжесвидетелями – Мк.26:59–62 ; Мк.14:55–60 ; Лк.23:10 ; прободение рук и ног – Мф.27:35 ; Мк.15:24 ; Лк.23:33 ; Ин.19:18,20:25–27 ; желчь и уксус – Мф.27:34.48 ; Лк.23:35–37 ; Ин.19:28–30 ; кажущееся оставление Богом – Мф.27:46 ; Мк.15:34 ; поставление в число злодеев – Мф.27:38 ; Мк.15:27–28 ; Лк.22:37,23:33 ; молчание перед гонителями – Мф.26:62,27:12–14 ; Мк.14:60–61,15:3–5 ; Лк.23:9 ; Деян.8:32–35 ; ходатайство за убийц – Лк.23:34 , осудивших на смерть – Мф.27:50 ; Мк.15:44 ; Лк.23:46 ; Ин.19:33 ; Деян.10:39,13:27–29 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

На Mф. XII, 1–8 . Христос не нарушал субботы без причины • Как защищает Он учеников от обвинения их фарисеями в нарушении субботы • Цель ветхозаветного закона о субботе • Бесполезность его в новом завете • Истинный праздник состоит в удалении от всякого зла • Благодать делает легким исполнение заповедей, когда мы прилагаем и собственное старание. Беседа 40 На Mф. XII, 9–24 . Милосердие Господа и бесчеловечие и злоба иудеев • Благодеяния, оказываемые Христом, особенно возбуждали против Него ненависть иудеев • Зависть • худшее из зол • Средства освобождения от зависти: сознание великой греховности ее, причиняемого ею вреда самому завидующему и ничтожества внешних преимуществ, возбуждающих зависть. Беседа 41 На Mф. XII, 25–32 . Опровержение клеветы фарисеев и цель его • В каком смысле хула на Духа Св. не прощается • Самоосуждение и сердечное сокрушение • путь к совершенству и избавлению от наказаний. Беседа 42 На Mф. XII, 33–37 . Цель обличения фарисеев • Почему Христос называет их порождениями ехидн • Выражаемое словами, • худое ли, доброе ли, • есть только избыток внутреннего • Всякий будет судим по собственным словам • Обижающий несчастнее обижаемого; подтверждающие это примеры • Не должно оглашать чужих грехов, даже и явных • Должно заниматься испытанием собственной совести • Время и место для такого испытания • Беспечность и леность • причина недоступности добродетелей. Беседа 43 На Mф. XII, 38–45 . Для чего фарисеи просили знамения • Знамением силы Христовой служат бедствия, постигшие иудеев • Действительность смерти Христовой • Справедливость наказаний, понесенных иудеями после смерти Христа • Освободившийся от зол, но не сделавшийся благоразумнее, подвергается более тяжкому наказанию • Сильные страдания не облегчаются видом страданий других • Польза напоминания о геенне • Увещание к исправлению жизни. Условия общественной и семейной жизни не служат препятствием для добродетели. Беседа 44 На Mф. XII, 46-XIII, 9 . Цель упрека, сделанного Христом матери и братьям • Родство по плоти не приносит никакой пользы, если нет родства духовного • Изъяснение притчи о сеятеле • Семя погибает не по вине сеющего • Погибель и плодоношение зависят от воли приемлющего • Для спасения недостаточно одной какой-либо добродетели • Вред, причиняемый телу и душе пресыщением. Беседа 45

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Исключительно Его лицо, но не менее возвышенно и Его дело, свидетельствующее о Нем, показывающее Его божественное сыновство как факт очевидный и осязательный. Следуя древнему правилу «brevis esse via per exempla» [короток путь через примеры], св. ап. Марк щедро рассыпает такие примеры на каждой странице своего труда. При всём своем малом объеме он более других останавливается на чудесных явлениях в жизни Христа, и они во всяком случае уравновешивают дидактические отрывки. Его род невидный 691 , однако же самый последний из великих пророков, какой был известен римскому прозелитизму, провозглашал Его крепльшим себя ( Мк. 1, 7 ), а голос свыше поведал миру, что это υς γαπητς [возлюбленный Сын] ( Мк. 1, 11 ), находящийся в неразрывной связи любви не по расположению только, но по самой природе – naturaliter и essentialiter [природно и сущностно], – ибо это всегда сущий ( ε) Сын Бога. Потому и последний не просто благоволит к Нему, но сама благодать почивает в Нем ( ν ) и непосредственно изливается из этого неисчерпаемого источника. Его божественное достоинство сияет ярче солнца: Ангелы служат Ему ( Мк. 1, 13 ) и даже одержимый духом в капернаумской синагоге восклицает: «Ты пришел погубить нас. Знаю Тебя, кто Ты, Святый Боже» ( Мк. 1, 24 ). Он чужд обыкновенной человеческой ограниченности и властно упраздняет ее: горячка ( Мк. 1, 30–31 ), проказа ( Мк. 1, 40–45 ), паралич ( Мк. 2, 3–12 ) повинуются Его малейшему мановению. В равной мере Он не подлежит и стеснительной человеческой условности: сухорукий исцеляется в субботу ( Мк. 3, 1–6 ). Всё покорно Ему: буря утихает по одному слову ( Мк. 4, 35–41 ), легион бесов трепещет перед лицом Его ( Мк. 5, 1–20 ) и самая смерть уступает свои права всемогущему «восстани» ( Мк. 5, 21–24, 35–43 ). Без всякого напряжения Его сила исходит из Него сама собой ( Мк. 5, 25–34 ), питает тысячи народа ( Мк. 6, 30–44; 8, 1–9 ), носит по волнам моря ( Мк. 6, 45–52 ), краткими «пойди – вышел бес» изгоняет его ( Мк. 7, 24–30 ). Глухота и косноязычие столь же мало значат для Него ( Мк. 7, 31–37 ), как и слепота ( Мк. 8, 22–26 ) или лунатизм ( Мк. 9, 14–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010