Мк.2:5 .  Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои. Мк.2:6 .  Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих: Мк.2:7 .  что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога? Здесь евангелист Марк прибавляет, что книжники сказали: «кто может прощать грехи, кроме одного Бога?» У иудеев не предполагалось возможным, чтобы человеку, даже и праведному, Бог дал власть объявлять прощение грехов. Это может делать или Сам Бог , или особо уполномоченное от Бога лицо, например, Ангел ( Ис.6 ; Зах.3 ). Иоанн Креститель получил право совершать крещение во оставление грехов «с неба» ( Мк.11:31 ). Да притом книжники не верили и Иоанну. Мк.2:8 .  Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших? Христос, по замечанию Марка, узнал мысли книжников «Своим Духом». Пророки познавали тайное Духом Божиим, а не своим. Христос же всё узнавал Сам, по Своему Божескому всеведению. Мк.2:9 .  Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи? Здесь прибавлено к находящемуся в Евангелии Матфея ( Мф.9:5 ) выражение: «возьми свою постель». Мк.2:10 .  Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – говорит расслабленному: Мк.2:11 .  тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. Мк.2:12 .  Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали. Здесь евангелист Марк прибавляет, что исцеленный «вышел перед всеми». Он должен был показаться собравшемуся у дверей народу, чтобы засвидетельствовать о силе Христа. Затем, по словам евангелиста Марка, народ заявил, что ничего подобного доселе не видел. В самом деле, хотя Христос и прежде исцелял больных, но не отпускал при этом грехов, как было здесь. Мк.2:13 .  И вышел Иисус опять к морю; и весь народ пошел к Нему, и Он учил их. Мк.2:14 .  Проходя, увидел Он Левия Алфеева, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, встав, последовал за Ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

2 . Господь в Капернауме учит в субботу в Синагоге, и исцеляет беснаго. Мк. 1: 21–28 ; Лк. 4:31–37 . 3 . В доме Симона исцеляет тещу его, и вечером – многих. Мк. 1:29–34 ; Лк. 4:38–41 ; Мф. 8:14–17 . 4 . Утром по уединенной молитве идет с проповедью по Галилее. Мк. 1:35–39 ; Лк. 4:42–44 . 5 . Исцеляет прокаженного. Мк. 1:40–45 ; Лк. 5:12–16 ; Мф. 8:2–4 . 6 . Разслабленнаго в Капернауме. Мк. 2:1–12 ; Лк. 5:17–26 ; Мф. 9:1–8 . 7 . Призывает Матфея. У него в доме. Мк. 2:13–22 ; Лк. 5:27–39 ; Мф. 9:9–17 . Останавливаемся на срывании колосьев, хотя согласные сказания у Евангелистов Матфея и Марка идут далее, как может всякий видеть. Остановиться на сем сказании, заставляет замечание его, что срывание колосьев случилось в субботу второпервую, в первую субботу по втором дне Пасхи; следовательно, после Пасхи. Как исцеление 38-летняго расслабленного, о коем повествует Евангелист Иоанн, в 5-й главе, совершено, по мнению почти всех, во время Пасхи; то совершенно уместно сказание сие в ряду Евангельской истории поместить пред срыванием колосьев. – Что и делаем. – 8 . Пасха 2-я. Исцеление 38-летнего расслабленного. Ин. 5:1–15 . 9 . Учение Христа Спасителя о своем равенстве Богу Отцу. Ин. 5:16–47 . Опять обращаемся к течению событий, по согласному свидетельству Евангелистов Марка и Луки, которое от срывания колосьев идет до нагорной проповеди включительно. 10 . Господь оправдывает учеников, что срывают колосья в субботу. Мк. 2:23–28 ; Лк. 6:1–5 ; Мф. 12:1–8 . 11 . Исцеляет сухорукого в Синагоге в субботу. Мк. 3:1–5 ; Лк. 6:6–10 ; Мф. 12:9–13 . 12 . Фарисеи враждуют. Господь к – морю на гору. За Ним народ. Многие исцеления. Ночь в молитве. Мк. 3:6–12 ; Лк. 6:11–12 ; Мф. 12:14–21 . 13 . Утром избирает 12 Апостолов. Лк. 6:13–19 ; Мк. 3:13–19 . 14 . К ним и к народу – нагорная беседа. Мф. главы: 5, 6 и 7; Лк. 6:20–49, 11:33–36, 12:58–59, 16:17–18 . После нагорной беседы у Евангелиста Луки следует исцеление раба сотникова; после сей же беседы оно стоит и у Евангелиста Матфея (глава 8), пропустив исцеление прокаженного, которое уже взято. – За исцелением сотникова раба у Евангелиста Луки следует воскрешение наинского юноши, о коем только здесь и говорится, и которому, следовательно, отводить другое место нет никакого повода. Итак –

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Научая своих апостолов тайне страдающего Мессии, Господь предупреждал их не только о своих страстях: отвержении миром, поругании и смерти, но и о воскресении в третий день ( Мк.8:31, 9:31, 10:32–34 и паралл.). После первого предсказания на переломе евангельской истории Господь явился ближайшим ученикам в славе Преображения. И Лука свидетельствует, что представшие Ему Моисей и Илия «говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить во Иерусалиме» ( Лк.9:31 ). А первые два синоптика сохранили память о том, что, спускаясь с горы, Господь повелел ученикам о видении никому не рассказывать, «доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» ( Мф.17:9 , Мк.9:9 ). На последней вечере ( Мф.26:32 , Мк.14:28 ) напоминание о воскресении следует за страшным предупреждением словами пророка Захарии: «Поражу Пастыря, и рассеются овцы стада» ( Зах.3:17 ). Приобщение учеников к крестной смерти Спасителя совершается в таинстве Евхаристии, но таинство Евхаристии есть и предвкушение новой трапезы в царстве Отца Небесного ( Мф.26:29 , Мк.14:25 ). И образ грядущего прославления стоит пред духовным взором Страдальца. – На суде у первосвященников в минуту предельного поругания и унижения Господь предсказывает Своим судьям, что они узрят «Сына Человеческого, сидящего одесную Силы и грядущего на облаках небесных» ( Мф.26:64 , Мк.14:62 ). Еще одна замечательная подробность. – Все Евангелисты связывают отречение Петра с пением петуха ( Мф.26:34 , Мф.26:74–75 , Мк.14:30 , Мк.14:68 , Мк.14:72 , Лк.22:34 , Лк.22:60–62 , Ин. 13:38 , Ин.18:26,27 ). По свидетельству Марка ( Мк.14:72 ), третье отречение было перед вторыми петухами. С Петром отпадает от Господа последний. Пение петуха есть печать отпадения. Обычное обозначение времени по пению петуха имеет тут и несомненно символическое значение 2 . Призывая учеников своих к бодрствованию, Господь напоминает им, что они не могут знать, «когда придет хозяин дома, вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру» ( Мк.13:35 ).Αλεκτοροφων α – пение петухов – еще не утро, но уже не полночь. Утро близко. Это – чаяние света во тьме: свет и тьма вместе. Для древних христиан петух был символом воскресения. В глубине средневековья появляются на Западе первые изображения петуха на шпилях церквей 3 . Петух утверждается на кресте, смерть и воскресение соединяются в одном символе.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Конкретные черты новозаветной «правды» – в отличие ее от законнической, ветхозаветной – раскрыты Христом в той же беседе непосредственно далее (ст. 21 след.). Если Господь Иисус Христос есть совершенное исполнение «всей правды», то понятно, почему выражения правды ради и Мене ради употребляются не только как параллельные, но и как вполне покрывающие друг друга ( Mф. V:10–11 ),– в полном согласии с ветхозаветным представлением и изображением дела Мессии (Иерем. XXIII:6, XXXIII:16). У ев. Матфея в широком понятии новозаветной «правды» оттеняется преимущественно та ее сторона, по коей новозаветная δικαιοσνη есть исполнение на земле – столь же полное и совершенное, как и на небе – воли Божией, – чем и характеризуется, прежде всего, пришествие «царствия» Божия ( Mф. VI:10 ). «Алкать и жаждать правды» означает – всем существом желать возможно полного воплощения на земле совершенной правды царства Христова и стремиться к приобщению своей собственной жизни и к преобразованию своей личности по началам и духу этой правды (Ср. Лk. I, 75 ) 25 . Соответственно тому образу, под каким представляется горячее и неослабное стремление к «правде» царства Христова, – и удовлетворение этого стремления – полное и совершенное – характеризуется как «насыщение» ( χορτασθσονται), – т. е. насытятся «правдою» и всеми ее благами. И в других случаях приобщение благам царствия Божия представляется в Новом Завете под образами вечери или брачного пира ( Лk. XIII:29, XIV:6 ; след.; Anok. XIX, 9 ). Если несчастны и жалки те, кои алчут и жаждут временных, тленных земных благ, ибо они никогда не получат, насыщения и удовлетворения, успокоения, – то алчущие и жаждущие правды, напротив, получат удовлетворение своих духовных запросов полное и совершенное, ибо таково неотъемлемое свойство самых этих духовных благ ( Mф. VI, 19 – 20 : Uoah. IV, 3 – 14 и др.). Таким образом, δικαιοσνη человека является лишь частичным отражением «Божественной Правды» и, бесконечно отстоя от последней по степени совершенства, удерживает обязательно ее существенные, характерные свойства.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/z...

122. Какое событие осияло вселенную Христовой славою и облистало пресветлой радостью всех, кто уверовали в Богочеловека? Это событие – Воскресение Христово, возстание Господа из гроба на разсвете третьего дня после Его Крестной смерти и погребения. Церковь возвещает о Воскресении ликующим песнопением: «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». Православный Символ Веры провозглашает веру в Господа Иисуса Христа, распятого и погребеннаго; 5-й же член Символа добавляет: «И воскресшого в третий день по Писанием ». 123. Как произошло Воскресение Христово? На разсвете третьего дня по погребении, в 1-й день недели, ко гробнице, высеченной в скале, сошел блистающий, как молния ангел. Он отбросил, сотрясая землю, большую каменную плиту, которая была привалена ко входу. Воины стоявшей стражи, трепеща от всего виденнаго, от страха онемели и стали, как мертвые. К этому времени приблизились женщины, принесшие ароматы для помазания тела. Сияющий белизною ангел, сидевший на каменной двери, обратил речь к женщинам, возвещая, что в гробу нет Иисуса распятаго, ибо Он воскрес, как сказал. Бежавшия от гроба к апостолам мироносицы, чтоб возвестить о Воскресении, встретили на пути Самого Воскресшого Христа. Некоторые воины стражи устремились тоже в город объявить первосвященникам все, что произошло ( Mф. XXV III, 2–4; Mk. XVI, 2–7 ; Лyk. XXIV, 3–7 ; Иоан. ХХ, 1–7 ). 124. Кто еще был удостоен видеть Воскресшого Спасителя в день Его Воскресения? В самый день Воскресения, кроме мироносиц, Господь явился во плоти: Петру, Марии Магдалине, ученикам на пути в Еммаус, а также апостолам в доме, двери которого были заперты ( Mф. XXVIII, 9 ; Mpk. XVI, 9 ; Лук. XXIV, 13–33; 36–49; Иоан. ХХ, 14–17, 19–23 ; 1Kop. XV, 5–8 ). 125. Какия меры приняли еврейские первосвященники, узнав от воинов о Воскресении? Устрашенные известием, они тотчас собрались на совещание со старейшинами и щедро подкупив державших стражу воинов, дали им наказ распространять ложное известие: »ученики Его, пришедши ночью, украли Его, когда мы спали. . .» Воины, " взявши деньги, поступили, как научены были« ( Mф. XXVIII, 12–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

На Мф. Х, 23–33 . Христос утешает учеников обещанием скорого своего пришествия, примером собственных страданий, надеждою будущих благ и успехом проповеди • Презрение смерти избавляет от истинной смерти • Для исповедания Христа нужна помощь благодати • Почему кроме сердечной веры требуется и устное исповедание • Не должно бояться смерти • Должно радоваться, что тело истлевает • Сколько худых последствий имело бы неистление тел • Красота души сообщает благообразие телу • Должно любить и искать красоты душевной. Беседа 35 На Мф. Х, 34–42 . Единомыслие не всегда полезно • Причиной брани, произведенной Христом, служит злоба человеческая • Единство и согласие ветхого и нового заветов • Должно повиноваться родителям в том, что не противно благочестию • Ради Христа должно быть готовым на всякую смерть • Награда принимающим апостолов • Должно принимать всякого нуждающегося в помощи • Не должно упрекать просящего милостыни • Нужда извиняет бесстыдство просящего • Упрекающий нищего показывает большее бесстыдство • Порицание отказывающим в милостыни по лености и гордости. Беседа 36 На Mф. XI, 1–6 . Цель посольства Иоаннова ко Христу • Ответ Христа ученикам Иоанна • Опровержение ошибочных мнений о цели посольства: Иоанн, как и другие пророки, знал о страдании и смерти Христовой; проповедь предтечи о Христе не нужна была в аде • Жившие добродетельно до пришествия Христа будут наслаждаться всеми благами • Существование будущих наказаний не нарушает правды Божией. Беседа 37 На Mф. XI, 7–24 . Как Христос защищает Иоанна против подозрений народа • Почему Иоанн назван большим пророка • Христос не может быть сравниваем с Иоанном • Прекращение явления пророков доказывает, что Иисус есть Мессия • Иоанн и Христос противоположными путями шли к одной цели • Неверие иудеев Иоанну и Христу не может иметь оправдания • Увещание к странноприимству • Против срамных песен и рассказов • Вред, причиняемый семейной и общественной жизни зрелищами • Где нужно искать чистых удовольствий. Беседа 38 На Mф. XI, 25–30 . Многообразие средств, употребленных Христом для возбуждения веры в иудеях • Смирение делает человека достойным откровения • Единосущие Сына с Отцом • Невозможность полного познания Отца и Сына • Смирение • мать всякого любомудрия • Иго порока тяжелее ига добродетели • Подтверждение этой истины примером людей, возлюбивших нищету, и богатых, незлобных и гневливых. Беседа 39

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Не меньше мягкости обнаруживается и по отношению к злейшим врагам – фарисеям. Уже Иоанн Креститель не к ним направпяет позорную кличку «порождений ехидниных» (Mф. III, 7), а к народу (Лk. III, 7). В других местах опять немало сглаживается жестокость обличительных слов Христовых, и самое гнусное объяснение в связи Чудотворца с веельзевулом (Mф. XII, 24) усвояется безличному подозрению толпы (Лk. XII, 15), которая выступает вперед и в течение последних ужасных дней. Лука умалчивает о формальном приговоре синедриона против Христа (XXII, 71), в предании Его Пилату (XXIII, 1) и в пререканиях с игемоном главную роль приписывает народу (XXIII, 4, 14), хотя при активном участии вождей. Подобно сему, ругателями и истязателями невинно осужденного Узника называются (XXII, 63) люди (о νδρες ) без ясного намека, что это было по воле первосвященника и его клевретов (ср. Mф. XXVI, 65 – 68). И во время земной жизни своей Христос не чуждался фарисеев, охотно принимал их приглашения (VII, 36 сл. XI, 37 cл.XIII,1 сл.) с целью пробудить в них добрые чувства и внушить спасительное настроение. Мы видим теперь, что у Луки нигде не отмечается, чтобы Евангелие отрешалось от иудейской массы по причине отвержения его последнею, чем фатально порождается взаимное отрицание. Расхождение было принципиальное. Эта истина несомненна и потому, что теократические права Израиля признаются Лукою в полной мере. Христианство рисуется у него величайшим осуществлением священных обетований и чаяний народа Божия и в своем историческом развитии утверждается на ветхозаветном основании (II, 22 сл., 27. X, 26. XVI, 17, 29. XXIV, 44; ср. IV, 21. X, 25 – 28. XVII, 14. XVIII, 18 – 20. XXIII, 56). Естественно, что здесь получают высшее освящение все преимущества богоизбранности чад Авраамовых. Для них бесспорно было божественное «усыновление» (Puм. IX, 4) по особой близости к Богу (Ucx. IV, 22. XIX, 5. Второз. XIV, 1–2. XXXII, 6, Oc. XI, 1 и др.), – и Всевышний «воспринял Израиля, отрока своего» (Лk. I, 54), «посетил народ свой» (ср.

http://predanie.ru/book/219258-sv-aposto...

Приточный фарисей, благодаривший Бога за то, что он не был таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, был, конечно, выше в нравственном отношении, чем мытарь, но он стоял дальше от царствия Божия, потому что не имел того сознания ничтожества, которым был проникнут мытарь. Итак, «желая духовного совершенства, – скажем словами Антония, еписк. Смоленского («Собрание слов»), – мы должны полагать в основание своей деятельности глубокое смирение и самоуничижение. Господь Иисус Христос внушает нам сие повсюду в Евангелии, Mф. XVI, 24; V, 3 ; Лyk. XVIII, 14 . Но яснее всего Он учил сему собственным совершеннейшим примером, 2Kop. VIII, 9 ; Фил. И, 5–11; Mф. XI, 29 ... В сознании своего ничтожества именно заключается тайна возвышения и приближения к царству небесному». Ублажая нищих духом, алчущих, плачущих, ненавидимых и гонимых, Христос, напротив, говорит: «горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете» ( Лyk. VI, 20– 25 ) и пр. Приведя далее Mф. XVI, 24,25 , проповедник продолжает: «как ни уменьшайте силу, как ни смягчайте значение сих изречений Господних: во всяком случае нельзя не признать, что ими предрекаются последователю Христову многие скорби... Погубить душу свою – это выражение дает разуметь, что здесь имеют место многие скорби, простирающиеся даже до смертного борения и подвига». Также Uak. I, 2–4, 9–10; I Пет. I, 6–9; IV, 12–14; Puмл. VIII, 17 ; Koл. I, 24 и мн. др. И не только собственно страдания предрекаются последователю Христа, но его преследует и уничижение, не исключая сознания нравственного зла. Здесь мы прежде всего должны припомнить то «жало в плоть», которое удручало ап. Павла, которое было дано ему, чтобы он не превозносился чрезвычайностью откровений, и которое даже по его троекратному молению не было удалено от него Господом, потому что сила Божия совершается в немощи ( 2Kop. XII, 7–10 ). Как далеко от этого свидетельства ап. Павла сознание, что злострадания суть только обман чувств и что они не существуют для христианина; напротив, как рельефно оно выражает ту мысль, что человеческая немощь, действительная немощь, есть условие действия в нас силы Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

208. Покушается ли тщеславие на искажение лика смирения? Одно лишь смиреннословие, как и показное поведете, противоположны истинному смирению, так как являются от тщеславия. Еще более погибельно – «мнение», т.е. убежденность в своем смирении, что уже относится к гордости. Истинное смирение «не видит себя», оно закрыто простотой или молчанием. Смиряться пред некоторыми – ложное смирение; следует быть смиренным пред всеми. Слепое суждение часто видит смирение в человекоутоднике. " Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием» ( Кол. 11, 18 ). 209. Что Бог открыл нам о внутренней природе смирения? Смирение есть блаженное ощущение в душе благодати Божией, что возможно познать только своим опытом. «...возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем и найдете покой душам вашим» ( Mф. XI, 29 ). Христос говорить: научитесь не от Ангела, не от человека, не от книги, но – от Меня, то есть от Моего в вас вселения и осияния и действия. Потому и говорить пр. Иоанн Леств., что смиренномудрие есть Божие наименование. 210. Что обещано нищим духом по 1-й Заповеди Блаженства? Блаженство , как предощущение вечного блаженства и приобщение к Царству Небесному . См. учение о Царстве Небесном в Части Второй в изучении 12-го члена Символа Веры . § 27. О второй заповеди блаженства 211. Кого Господь Иисус Христос ублажает во 2-й Заповеди Блаженства? " Блажени плачущии, яко тии утешатся» ( Mф.V, 4 ). Сокрушение, охватившее душу, об удалении от Бога, скорбь о разлучении с Богом, есть духовный плач. После нищих духом Господь причисляет к блаженным тех, кто слезно скорбит о крайнем своем недостоинстве. Так взывал в покаянной скорби пророк царь Давид: «...каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими увлажняю постель мою» ( Nc. VI, 7 ). Так скорбел отрекшийся Апостол: «И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И вышед вон, плакал горько» ( Mф. XXVI, 75 ). Так блаженство первое – нищета духа, рождает второе – блаженный плачь.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Иоанн – апостол и Евангелист Иоанн апостол и евангелист ( Mф. IV, 21 ) – один из 12 избранных учеников Господа, писатель четвертого Евангелия, трех Посланий и Откровения. Его отец был Зеведей, рыбарь из Галилеи, а мать, как полагают (из сравнения Mф.XXVII:56 и Mk.XV:40, 41 ), Саломия, одна из числа жен, служивших Господу от своих имений. Он был также братом Иакова, тоже апостола. В Свящ. Писании ничего не говорится о времени его рождения и смерти. На основании слов ев. Марка ( Mk.I, 20 ), Иоанна ( Uh.XVIII, 15 ) можем думать, что Иоанн принадлежал к пользовавшемуся влиянием семейству и что, кроме дома, на берегах Галилейского озера он имел также дом в Иерусалиме и был хорошо известен в нем. В первый раз упоминается он в Еванг. от Иоанна ( Uh.I, 35 ) как один из учеников Иоанна Крестителя. Это обстоятельство, связывавшее Иоанна с суровым проповедником пустыни, равно как и быстрая решимость, с которой он последовал за Иисусом и оставался всю ночь в Его доме, при знаменательном указании на Него Крестителя словами: вот Агнец Божий ( Uh. I, 36 ), достаточно свидетельствуют о том, как сердце богобоязненного юноши было восприимчиво к глубоким религиозным впечатлениям, как оно стремилось к наилучшему духовному ведению и разумению тайн Божиих сравнительно с его современниками. Мы не можем положительно сказать, как долго он в первый раз оставался с Иисусом, но мы знаем, что по прошествии некоторого времени он возвратился к обычным своим занятиям рыболовством и занимался починкой рыболовных сетей, когда Иисус, после чудесной ловитвы рыб, повелел ему следовать за Собой и таким образом призвал к апостольскому служению ( Mф. IV, 21 ). С сего времени уже до самого распятия Господа Иисуса мы постоянно видим Иоанна в тесном общении с Иисусом Христом, отличавшемся особенной любовью и нежностью к нему со стороны Господа. Он был не только одним из трех учеников в числе свидетелей важнейших событий земной жизни Господа – нет, мало того, к нему одному прилагаются слова Евангелия: ученик, которого любил Иисус ( Uh. XIX, 25, 26 ) и который возлежал у груди Иисуса ( Uh. XIII, 23, 25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010