– воскресное евангельское чтение недели 5-й ( Мф. 8:28–9:1 ) об исцелении бесноватых, в субботнее евангельское чтение седмицы третьей по Пятидесятнице ( Mф. VII, 24 – VIII ), об исполнении воли Отца Небесного, переставить одно на место другого, причем это новое евангельское чтение недели 5-й начинать не со стиха 24-го главы VII от Матфея, как указано для субботы седмицы третьей, а со стиха 21 и заканчивать 29 стихом; апостольское чтение этой субботы ( Рим.3:28–4:3 ) оставить на своём месте, апостольские же чтения недели 5-й ( Рим.10:1–10 ) и понедельника седмицы 5-й ( Рим.12:4–5,15–21 ) переставить одно на место другого; – воскресное евангельское чтение недели 10-й, об исцелении бесноватого отрока ( Мф.17:14–23 ), и евангельское чтение среды седмицы 9-й ( Мф. ХХ, 1 –16 ), о работниках в винограднике, переставить одно на место другого, соответственно переставив и апостольские чтения этих дней; – воскресное евангелие недели 30-й ( Лк.18:18–27 ), повторяющее евангелие недели 12-й, и евангельское чтение четверга седмицы 22-й ( Лк.9:49–56 ) переставить одно на место другого. Для лучшего соответствия евангельских чтений на литургии по воскресным дням Святого Великого Поста, желательно заменить евангельский текст первого, второго и четвертого воскресений Великого Поста, а именно: – вместо зачала 5-го от Иоанна (1:43–56), о призвании Филиппа и Нафанаила, читать в воскресенье первое Великого Поста зачало 75 от Матфея (18:10–20), о власти, данной Господом Своей Церкви, зачало же 5 от Иоанна оставить для дня памяти апостола Филиппа 14 ноября, а также читать его и в день памяти апостола Нафанаила 25 августа; – евангельское чтение недели второй Великого Поста ( Мк.2:1–12 ), повторяющее содержание евангелия недели 6-й, объединить с зачалом 9-м Евангелия от Марка (11:18–22), читаемым в пятницу седмицы 12, а вместо него в воскресенье второе Великого Поста читать зачало 10-е от Иоанна (3:16–21): «Тако возлюби Бог мир...»; – евангельское чтение четвертого воскресенья Великого Поста, об исцелении бесноватого отрока ( Мк.9:17–31 ) объединить с зачалом 44-м от Марка (10:11–16), а вместо него в воскресенье четвертое Великого Поста читать зачало 24 от Иоанна (6:56–69) о Хлебе, сходящем с небес.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Послание к православным пастырям и мирянам Херсоно-Одесской ...    Херсонско-Одесской епархии к празднику Рождества Христова.     «Мысли в преддверии праздника Рождества Христова»    «Христос рожджается, славите, Христос с небес срящите.    Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви вся земли и веселием воспойте людие, яко прославися»...    Приближаются великие и святые дни праздника Рождества Христова,    Бога Спасителя нашего. В праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы воспели мы чудные ирмосы рождественские. А еще раньше, в первый день после памяти Святого Апостола Филиппа вступили мы, по послушанию Церкви Святой нашей Православной, на путь продолжительного поста Рождественского.И в преддверии наступающего великого праздника мне хочется, возлюбленная и богодарованная паства моя, поделиться некими своими думами...    Когда рождается в мир новый человек, в душу окружающих его близких вселяется тревога: «что убо отроча сие будет» (Лк.1:66). Возрадуются ли многие о рождестве его (Лк.1:14), или о нем скажут: «лучше было бы, если бы не родился человек сей» (Мф.26:24).    Всякий человек, возлюбленные, вносит в мир сей или добро, или зло, в той или иной мере. Как тяжело вспомнить о том, кто сеял среди людей ложь, вражду, злобу. И как отрадна память о сеятеле всего доброго, вечного, святого!... Представьте же себе, как много добра для всех нас и для всего человеческого рода на все времена принес Христос Спаситель наш. Господь Иисус Христос даровал людям Свое божественное учение, которое разъясняет навсегда и самым премудрым образом все самые запутанные вопросы нашей жизни.    Именно Спаситель научил нас, что смысл нашей земной жизни – в исполнении заповедей Божиих (Лк.Х,25—28; Mф.VII:21), что земная жизнь есть приготовление к вечной жизни, загробной (Mф.XXV,46) и многое, многое другое.    Господь даровал нам еще здесь на земле особую благодатную жизнь, которая содержится только в пределах Церкви Православной. Он зовет приступить к святым таинствам церковным для нашего духовного роста все выше и выше. Господь открыл нам вход в Царство Свое Небесное, куда призывает вслед за благоразумным разбойником, войти и всех нас. Сколько любви, милосердия, сострадания внес Спаситель в человеческую среду, полную лжи, зависти, вражды и ненависти! Ум человеческий не может разъяснить всю силу добра, сделанного Христом Богом всем людям.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Грозит нам непогода, с собой принося дождь, разлитие рек и ветры или, как Лука выражается, наводнение ( Mф. VII, 25 ; Лk. VI, 48 ). И если теперь все это устремится на дом, то все это или не сможет поколебать его и дом тот не упадет, потому что он основан на скале, на Христе, или же при этом обнаружится слабость здания, если оно при таком случае обрушится, чего с нашими домами да не воспоследует; потому что чрезвычайно велико падение при отречении или, как Лука говорит, велико разрушение дома, не утвержденного на основании ( Mф. VII, 25, 27 ; Лk. VI, 48, 49 ). Будем посему молиться, дабы уподобиться благоразумному мужу, который построил свой дом на скале ( Mф. VII, 24 ). Пусть тогда проливается на наше здание ливень поднебесными духами злобы; пусть насылается на оное разлитие рек со стороны враждебно к нам расположенных начальств и властей; пусть насылаются на него суровые ветры со стороны мироправителей тьмы века сего ( Eф. VI, 12 ; Мо. VII, 25, 27) или охватывается оно наводнением подземных духов; пусть они налегают на наше здание, построенное на утесе: им (злым духам) нашего здания не только не низвергнуть, по даже и не поколебать; напротив, скорее сами они убедятся в нашей силе, нежели надломят ее. А поражая противников каждый из вас (т. е. и ты, Амвросий, и ты, Протоктет) пусть говорит: Так бьюсь я не для того, чтобы только воздух бить ( I Kop. IX, 26 ). §49 Итак, если слово Иисусово пало, поколику это зависело от нас, не на дорогу и не между тернием, то можем мы в сердце хвалиться ( 2Кор. Х, 17 ); тогда слова те, значит, мы поняли; потому лукавый не похитит посеянного в нашем сердце ( Mф. XIII, 19 ). А что и не между тернием пало семя то, об этом засвидетельствуют многие, которые видят, что ни забота этого мира, ни обольщение богатства, ни наслаждения житейские не могли воспрепятствовать проникновению слова Божия в нашу душу ( Mф. XIII, 22 ; Mk. IV, 19 ; Лк. 40;III, 14). Остается людям сомневаться только в том, слово Божие в нас пало на каменистое место или на добрую почву.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/uveshan...

Совершенно свободные от всяких привязанностей к земному, отказываясь от всякой собственности, не имея, обыкновенно, определенного пристанища и потому подвергаясь всем случайностям бездомной и бесприютной жизни, эти избранники Божии самым делом с буквальною точностью, осуществляли в своей жизни заповедь Спасителя: не пецитеся душею вашею, что ясте, ши что пиете, ни телом вашим, во что облечетеся; не душа ли больши есть пищи и тело одежди? ( Mф. VI:25 ). Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся пршожатся вам ( Mф. VI:33 ). Эти причастники небесного звания( Ebp. III:1 ), не имея на земле пребывающего града, но грядущего взыскуя, так как по слову Апостола, проходит образ мира сего ( 1Kop. VII:31 ), – не сообразовались веку сему ( Puм. XII:2 ): вся их жизнь представляла собою как бы воплощенный протест против чрезмерного тяготения людей к земным, временным интересам, как бы живое, наглядное напоминание о высшей цели жизни – о едином на потребу 3 ( Лк. Х:41 ). Взирая на образ жизни Христа ради юродивых, можно подумать, что это несчастные, осужденные влачить горькую участь безумия. Пренебрегая общепринятыми обычаями мира, не соображаясь с законами общества гражданского, в некоторых случаях и самые постановления Церкви, по-видимому, не могли привести их (юродивых) к обыкновенному порядку жизни 4 . Это были как бы пришельцы из другого мира, не считавшие для себя нужным знать и делать то, что, по общему мнению, составляет необходимую принадлежность жизни земной. Живя в теле, они считали себя как бы бесплотными или в чужом теле. Подобно божественному Павлу, восхищенному в вожделенное, горнее свое отечество, и они могли сказать о себе: аще в теле ши вне тела, – не вемы ( 2Kop. XII:3 ). Пища, одежда, жилище, казалось, не составляли для них существенной потребности и необходимой жизненной принадлежности. По несколько дней, иногда по целым неделям, они не вкушали пищи, и только ту вкушали пищу, которую подавали им люди благочестивые, от прочих они не принимали, или принятую передавали другим 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иногда взгляд переписчика возвращался к какому-либо слову или группе слов, в результате он дважды записывал то, что следовало написать один раз (такой род ощибок называется диттографией). В Деян.19крик толпы “Велика Артемида Эфесская” повторяется два раза в Ватиканском кодексе. Аналогичным образом вместо общепринятого текста Деян.27:37 : “Было же всех нас на корабле (en tw ploiw) двести семьдесят шесть (soV) 290 6 душ”, в Ватиканском кодексе и саидском переводе содержится чтение “... около семидесяти шести (wV oV)”. В греческом тексте в этом случае разница, как можно видеть, невелика: PLOIWCOV и PLOIWWCOV. Ошибки, возникающие из-за неправильного слухового восприятия При переписывании под диктовку, даже если писец в своей келье сам диктовал себе, ошибки иногда могли возникать в словах, имеющих сходное произношение, но разное написание (как например, английские слова “there” и “their” или “grate” и “great”). В первые века христианства некоторые гласные и дифтонги греческого языка утратили свое характерное звучание и стали произноситься одинаково, как и в современном греческом. Распространенным была взаимозамена букв w и o, что объясняет такие разночтения, как ecwmen и ecomen в Рим.5:1 , а также wde и ode в Лк.16:25 . Дифтонг ai и гласная e стали произноситься как короткий звук e. В результате этого окончание 2 лица единственного числа -sqe звучало так же, как окончание медиального и пассивного инфинитива -sqai, что объясняет варианты ercesqai и ercesqe в Лк.14:17 , zhlousqe и zhlousqai в Гал.4и другие подобные случаи. Иногда замена гласных приводила к появлению совершенно другого слова. Так, например, в Mф.11emeroiV (“другим”) в некоторых рукописях представлено как etairoiV (“друзьям”). Иногда не делалось различий в произношении ou и u, что объясняет разночтение в Откр.1:5 . Переводчики Библии короля Иакова 291 следовали тексту, в котором этот стих содержит слово lousanti (“Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею”), в то время как текст, используемый современными переводчиками, дает чтение lusanti (“... освободившему нас от ...”), присутствующее в ранних греческих рукописях.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tekstol...

В параллельном месте Лк. 22:15–16 то же сказано о Пасхе. Свидетельствуя о конце старого, Господь тут же, на Тайной Вечере, полагает начало новому. Он устанавливает Евхаристию ( Mф. XXVI, 26–29 и паралл.) в воспоминание о Нем ( Лk. XXII, 19 , ср. I Кор. XI, 24–25). Евхаристическая трапеза заступила место трапезы Царства. Заслуживает внимания, что с чудом насыщения ( Uh. VI, 5 слл.), в котором, как только что было показано, первое христианское поколение видело символ Царства, Евангелист Иоанн связал, в Беседе о Хлебе Животном ( Ин.6:26–65 ), учение евхаристическое. Заступая место трапезы Царства, как совершал ее Господь со Своими учениками до Страстей, Трапеза Евхаристическая была ее исполнением и предвосхищением полноты Царства. Мы обязаны думать, что Господь это исполнение предвидел уже тогда, когда учреждал трапезу и влагал в уста учеников молитву, которая должна была возноситься на трапезе. На поставленный нами вопрос, как понимали ученики молитву, связанную с трапезою Царства, в дни земного служения Христова, мы ответить с полною точностью не можем за отсутствием материала для ответа. Но Господь, вверяя ученикам слова молитвы, знал еще до Страстей, что этою молитвою они будут молиться на Евхаристической Трапезе. Всякое другое понимание вносило бы момент случайного, которому нет места в истории Боговоплощения. Тем самым, евхаристическое толкование M. Г. восходит к Самому Господу и вскрывает ее основное значение 98 . То, что ученикам открылось в свете Воскресения, Господь предвидел до Страстей. Но и больше того. Приобщение Тела и Крови Христовых предполагает вполне определенную христологическую доктрину и устремлено к последним граням эсхатологического свершения. В евхаристическом опыте Церкви – по Воскресении! – для трех умолчаний M. Г. уже не остается места. Другое толкование M. Г. дает Лука. Толкование Луки нельзя понимать, как возвращение к исходной точке до Воскресения. Повседневное вкушение пищи не есть трапеза Царства. Его и Лука не мыслит, как трапезу Царства.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

и Мрк. не встречается). Естественно, что Матфеевы выражения: «аще любите любящих вас, кую мзду ( τνα μισθν) имате?» (V, 46), «будите убо вы совершени ( τλειοι), якоже Отец ваш небесный совершен ( τλειος) есть» (V, 43) изменяются у Луки, получая такую фразировку: «и аще любите любящия вы, какая вам благодать ( ποα... χρις ) есть?» (VI, 32), «будите убо милосерди ( οκτρμονες), якоже и Отец ваш милосерд ( οκτρμων) есть» (VI, 36). Тут все условливается благодатью Господней, – и чем она незаслуженнее и неожиданнее, тем глубже ответная благодарность, тем громче и искреннее ее проявления, Неудивительно, что третье Евангелие полно хвалы и благодарения Всевышнему в трогательных гимнах Ангелов (II, 14), Приснодевы (1, 46–55), Захарии (I, 68 – 79), Симеона (II,29 – 32). Здесь всюду раздается слава ( δοξζειν τν θεν: 11, 20. V, 25, 26.VII,16. XIII, 13. XVII, 15. XVIII, 43; ср. Mф. IX, 8 . Мрк. 11, 12 ) славословий ( ανεν τν θεν: II, 13, 20. XIX, 37. XXIV, 53 (?). Дeяh. II, 47 . HI, 8, 9; α νον διδναι Лk. XVIII, 43 ) и неумолчных благословений ( ελλογεν τν θεν: I,64. II, 28. XXIV, 53 (?) и еще лишь Uak. III, 9 ) Богу благодеющему. У Луки все сияет радостью: ( χαρειν: у Л к. 127, у Мф. 7 , у Мрк. 1 , у Ин. 9 ; χαρ: у Лк. 8 4, у Мф. 6 , у Мрк. 1 ,у Ин. 9 ), – и повествование, открывающееся молитвой по обязательному чину, заканчивается упоминанием о всегдашнем пребывании в храме благодарно славословящих учеников (XXIV, 53 κα σαν διαπαντς ν τ ερ ανοντες κα ελογοντες τν θεν). Эти детали оживляют общую картину и наглядно оттеняют, что для Луки христианство есть по преимуществу благодать Божия. В ней именно универсализм и находит свое точное осуществление чрез божественного подателя во Христе Иисусе, как вечном и неисчерпаемом источнике. Если ни у кого нет прав на блаженство, то никому оно и не принадлежит исключительно, а если дарование зависит только от милости, то, очевидно, его и удостаиваются все нуждающиеся, ибо Сын человеческий пришел взыскать и спасти погибшего (XIX, 10 и ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

5) Отпадением от Вселенской Церкви и духовным разрывом с Православием. 6) Отречением от истинной веры в Бога под влиянием страха или выгоды. 7) Состоянием душевного отчаяния , когда верующий теряет надежду на Божие милосердие, на свое душевное спасение и на Божие о нас попечение. 8) Эта же заповедь нарушается применением волшебства, когда человек ищет, помимо Бога, помощи от какой-нибудь таинственной, а еще хуже – злой силы. Грехом против этой заповеди является также суеверие, которое приписывает вещи или факту сверхестественную полезную или вредную силу. 59. Противоречит ли 1-й Заповеди свято почитать Божию Матерь Приснодеву Марию, ангелов и святых? Нет . Ибо Им мы выказываем глубокое сердечное почитание не такое, как Богу, но как носителям Божией благодати, за их особую близость к Богу и как к достойным членам семейства Божия. 60. Есть ли прямое указание Священного Писания на особую близость к Богу Пречистой Богоматери, ангелов и святых? «И сказал Ей Ангел: не бойся Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот зачнешь во чреве и родишь Сына и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик, и наречется Сыном Веевышняго» ( Лк. 1, 30–32 ). »Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя; посему рождаемое Святое наречется Сыном Божиим« ( Лк. 1, 34–35 ). «Тогда оставляет Его диавол, и вот Ангелы приступили и служили Ему» ( Mф. IV, 11 ). »Очи Господа обращены на праведных, и уши Его – к воплю их» ( Nc. XXXIII, 16–21 ). " И вознесся дым фимиама с молитвами святых от рук Ангела перед Бога« ( Omkp. VIII, 4 ). 61. Говорит ли Священное Писание о великой неизреченной славе Божией Матери? Ветхий Завет дает много прообразов Богоматери, предрекая Ея мировое значение: Ея предназначение послужить тому, чтобы небо и земля возсоединились бы после Искупления нас Спасителем; Ея совершенную чистоту в вечном девстве. Так патриарх Иаков «увидел во сне: вот лестница стоит на земли, а верх ея касается неба; и вот Ангелы Божии восходят и нисходят по ней» ( Быm. XXVIII, 12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Как стыдилась неповинная, нескверная Агница, непорочная Голубица – св. Дева Мария, слыша из уст Иосифа эти и подобные им слова!» (Четьи Минеи). Не смела св. Дева сказать Своему обручнику об архангельском благовестии, о тех многознаменательных и радостных приветствиях, которыми встретила Ее праведная Елизавета, назвав Ее матерью Господа: «откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» ( Лк.1:43 ). Она думала, – говорит св. Иоанн Златоуст (Беседа на Mф. IV ), что не уверит обручника, сказавши о необыкновенном деле, а, напротив, огорчит его, подав мысль что прикрывает сделанное. Если сама Она, слыша о даруемой Ей толикой благодати, судит по человечески и говорит: «как будет это, когда Я мужа не знаю» ( Лк.1:34 ) то еще более усомнился бы Иосиф, особенно услышав о сем от девы». Может ли быть что затруднительнее такого положения пречистой Девы? Она предала Себя в волю Всевышнего, прибегла к молитве, как единственному средству для засвидетельствования ангельской чистоты Своей, и кротко отвечала Иосифу: «жив Господь, хранящий Меня доныне в девстве, не познала Я греха, никтоже Мне коснуся, а еже во Мне – от Божия есть изволения и действа». ( Афанасий Александрийский ). Но Иосиф судит по человечески, не давая веры словам обрученной ему Девы. Доброта же его сердца и знакомый нрав Девы, ее благочестие, Ее целомудренность расположили его отнестись к Марии как можно легче. Будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить, – намеревался дать письмо разводное без тех формальностей, какие предписывал закон ( Втор.24 ); решился дать это письмо, не упоминая причин, по которым с Нею разводится. Но лишь только помыслил он это, се ( Мф.1:20–23 ) ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою, не сомневайся в чистоте и невинности Ее: ибо родившееся, в Ней от Духа Святаго. Устраняя сомнения Иосифа и открывая ему смутившую его тайну, ангел уверяет, что Мария родит именно Сына и предрекает Ему имя: родит же Сына, и назовет Его Иисусом, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, замечает св. евангелист Матфей, – да сбудется реченное Господом чрез пророка (Исаию), который говорит: «се, дева во чреве приимет, и родит сына, и нарекут имя ему Эммануил, что значит: с нами Бог».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

193 ЭРАСТИАНСТВО – направление церковно-богословской мысли в Англии и Шотландии XVI-XVII веков, согласно которому церковные организации не должны были иметь никакой дисциплинарной власти над своими сочленами и должны были состоять в полном подчинении у государственной власти. Направление названо по имени Томаса Эраста, немецко-швейцарского протестантского богослова, естествоиспытателя и врача. Под флагом Эрастианства часть мелкого дворянства боролась и против пуританской, и против католической аристократии. 195 Кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу. ( Лк. 5:4–6 ) 196 СОЛЛЕРТИНСКИЙ (Сергий Александрович) – духовный писатель, протоиерей Богоявленского Никольского собора в Санкт-Петербурге, ординарный профессор Санкт-Петербургской духовной академии. В 1883 г. С. защитил магистерскую диссертацию «Дидактическое значение священной истории в круге элементарного образования» (Санкт-Петербург, 1883). В 1884 г. С. было поручено чтение лекций по кафедре пастырского богословия. В 1899 г. С. утвержден Святейшим Синодом в степени доктора богословия. Кроме магистерской диссертации С. написал: «Пастырство Христа Спасителя. Часть основоположительная: Иисус Христос , основатель христианского пастырства» (Санкт-Петербург, 1888; 2 изд., ib., 1896), «Пособие к преподаванию Пространного христианского катехизиса православные кафолические восточные церкви. Вып. I. Введение в символ веры » (Санкт-Петербург, 1884), «Объяснение Mф. V, 22; 38 – 42; VII, 1 . Лyk. VI, 37 у графа Л. Толстого» (Санкт-Петербург, 1887), «Учебник практической дидактики в вопросах и ответах» (ib., 1892), а также ряд статей в «Христианском Чтении» и «Церковном Вестнике». Его новейшие труды: «О происхождении воспитательного дела и об основных опорах его существования в человеческой истории» (М., 1899); «Проповеди на некоторые праздничные и воскресные дни» (СПб., 1903).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010