Это тем более знаменательно, что священная седьмерица, как закон литературной композиции, встречается чаще, чем какое-либо иное число, и, притом, в равной мере во внебиблейской и в библейской письменности. В классической литературе, как пример седьмеричного деления, называют Четвертую Эклогу Вергилия 81 . Особое значение седьмерицы в сознании древних вытекает и из элегии Солона о десяти седьминах человеческой жизни 82 . В Библии , если ограничить наше внимание одним только Новым Заветом, надо отметить явное для всякого даже поверхностного наблюдателя построение по седьмеричному принципу Иоанновского Апокалипсиса. Элементы седьмеричного построения наблюдаются, несомненно, и в Евангелии от Иоанна 83 , хотя попытка Ломейера вскрыть его до последних частностей в плане Евангелия и распространить его и на Первое Послание Иоанна не убеждает читателя 84 . Очень вероятно, что в формальной истории Евангелия принцип седьмеричного деления есть элемент досиноптический. Небезынтересно, что образ семи злых духов мы встречаем не только в Мф. (ср. Мф.12:45 ), но и в Лк. ( Лк.11:26 ), а, может быть, и в Мк. (ср. неподлинное заключение Мк.16:9 , которое, однако, в этой точке совпадает с Лk. VIII, 2 ). Допустимо, конечно, что текст Лk. XI, 26 восходит к Mф. XII, 45 , но столь же возможно, что оба Евангелиста его заимствовали из общего источника предания. Вопрос саддукеев о семи мужьях одной жены встречается у всех трех синоптиков ( Mф. XXII, 23–33 , Mk. XII, 18–27 , Лк. ХХ, 27–40 ), а насыщение толпы семью хлебами, от которых осталось семь корзин кусков, не только у Матфея ( Мф.15:32–39 ), но и у Марка ( Мк.8:19 ). В той среде, в которой возникли наши Евангелия, числу «семь», очевидно, приписывалось особое священное значение. Мы не имеем основания утверждать, чтобы Евангелист Матфей этого значения за ним не признавал, но изучение его книги показывает, что большого интереса он к нему не имел. Седьмерицы в Мф. по всей вероятности, принадлежат не ему, а тем источникам предания, из которых он их заимствовал. Одною из этих седьмериц является и седьмерица М. Г.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Почему Григорий Богослов и не сказал здесь: «совершенно не следует», – но умерил резкость мысли выражением « ς τ πολλ». Человеческая же воля Спасителя – хотя была и природная, но не просто человеческая: как обожествленная в силу ипостасного единства, она была совершенно безгрешна 371 . Григорий Нисский (в слове на Пасху) в объяснение Мф. VIIÏ 2–3 говорит, что в исцелении прокаженного Христос обнаружил человеческую волю («душа хочет») и человеческое действование («тело касается») 372 . Тот же отец Церкви в объяснение Mф. XV: 32 и следующих говорит, что в желании Христа насытить множество сопровождавшего Его в пустыне народа и в преломлении Им хлеба сказалась двоякая природа Христа: Божественная – «через стремление присущей душе воли», и человеческая – «через действие плоти» (преломление хлеба руками) 373 . Тот же отец во второй книге против Аполлинария свидетельствует, что выражением «не Моя, но Твоя» (Лк. XXIÏ 42) Христос явил Себя обладающим двумя различными природными волями: Божественной и человеческой 374 . Иоанн Златоуст в слове против оставивших собрание говорит, что слова: «Отче, если возможно…, впрочем, не как Я хочу, но как Ты» – указывают не только на проявление естественного страха смерти, по природе присущего человечеству Христа, но и на двойство природных воль во Христе. Нельзя эти слова целиком относить к Божественной воле Христа, потому что в таком случае выйдет противоречие. Кирилл Александрийский в 24 главе «Сокровища» говорит, что словами: «Если возможно, да минует…» и т. д. – Христос засвидетельствовал действительность Своей человеческой воли, которой по природе свойственно страшиться смерти 375 . Наконец, Севериан, епископ Гавальский ( Γαβαλν) засвидетельствовал двойство воль во Христе при объяснении Mф. XXVI, 39 и 41 стихов. Для двойства действований Максим указывает 376 выражения отцов Церкви столь же решительные. Амвросий Медиоланский во второй книге к Грациану так рассуждает: как Бог, Христос равен Богу, а как человек – Он меньший. Одна и та же природа в одно и то же время не может быть и меньшей, и равной; следовательно, во Христе – две различные сущности или природы.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Между тем Иоанн, побуждаемый повествованиями и недоумениями своих учеников о Иисусе, послал двух из них Самого Его вопросить: Он ли точно есть ожидаемый Мессия? В ответ на сей вопрос Иисус указал на Свои чудеса, а по отшествии посланных восхвалил Иоанна перед окружающим Его народом и обличил неверие Своих современников. После того, возлежа в доме фарисея Симона, отпустил грехи жене, омывшей ноги Его слезами и помазавшей миром ( Лк.7:18–50 . Mф.XI гл.). – Проходя потом города и веси, в сопровождении апостолов, некоторых верующих жен и множества народа, Он при море из корабля предложил народу притчи о царствии Божьем, а на известие о пришествии к Нему матери и братьев ответствовал, что Его матерь и братья суть слышащие и хранящие Слово Божье. Но не имея покоя от народа, отправился на другую сторону озера. Идя еще по берегу, одному книжнику, изъявившему желание следовать за Ним, и ученику, просившемуся погребсти отца, видя их душевное настроение, дал противоположные их желанию ответы. Во время плавания единым словом утишил бурю. По приплытии озера, в стране Гадаринской и Гергесинской исцелил двух беснуемых, дозволив демонам изыти из них в стадо свиное, после чего местные жители, огорченные потерею сего стада, молили Иисуса оставить их пределы ( Лк.8:1–39 и паралл.). По возвратном преплытии озера воскресил Он дщерь Иаира, начальника синагоги, а на пути в его дом исцелил кровоточивую, прикоснувшись к одежде Его. Потом исцелил двух слепцов и немого бесноватого ( Лк.8:40–56 и паралл.). Прошедши еще некоторые метса и изъявив сожаление, что жатвы много, делателей же мало, послал двенадцать апостолов по два для проповеди во грады иудейские ( Мф.9:35–11, 1 и паралл.) В это время Иоанн умерщвлен был Иродом в темнице. Последний, услышав о чудесах Иисуса и апостолов, подумал, что Иоанн воскрес, и желал видеть Иисуса. Но Господь по возвращении апостолов удалился на восточную сторону моря в пустыню города Вифсаиды. Когда же и сюда многие последовали за Ним и не имели пищи, то Он пятью хлебами и двумя рыбами напитал пять тысяч человек, кроме жен и детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

Все духовные, бестелесные существа созданы для прославления Святой Троицы и для Христовой Церкви, и для своего блаженства. Они, окружая Господа, троичного в Лицах, постоянно воспевают хвалебную песнь – Аллилуйя, или Свят, Свят, Свят; и в этом песнопении находят для себя блаженную жизнь. Кроме того, мир духовный исполняет волю Божию. Так, Ангелы посылались к благочестивым людям для объявления им пророчеств, например Захарии ( Лк. 1,12 ); или для освящения их на общественное служение, например судии Гедеону ( Cyд. VI, 11–12 ) или пророку Исайи ( Uc. VI, 6 ); или для выражения благословения Божия, например Аврааму, принесшему уже в жертву сына своего и уже поднявшему нож над ним ( Быm. XXII, 11–18 ); или, например, для благовещения Божией Матери ( Лk. I, 26–38 ). Или Ангелы посылались для наказания и вразумления людей, например в Содоме ( Быm. XIX, 1 ), перед исходом израильтян из Египта ( Чис. ХХ, 16 ); они спасали евреев в борьбе их с неприятелями, избивая последних во множестве ( Ucx. XXIII, 20, 23 ; 4Цap. XIX, 35 ). Наконец, Самому Христу во время Его земной жизни Ангелы служили постоянно, например при крещении, во время страданий ( Mф. IV, 11 ; Лk. XXII, 43 ; Пс. ХС, 11–12 ). Точно так же св. Ангелы заботятся о нашем спасении ( Ebp. I, 7, 14 ) и радуются, когда видят обращение хоть одного кающегося грешника ( Лk. XV, 7, 10 ). Следовательно, люди, воздавая почитание нашим благодетелям, Ангелам-хранителям и св. угодникам, в то же время должны возносить главное благодарение ко Христу, потому что по Его воле Ангелы и Божии угодники заботятся о нашем спасении. Ст. 17. Он есть прежде всего, т. е. не было времени, когда бы Его не было, или лучше – Он был вечно, прежде времени, которое появилось вместе с творением. Все Им, нашим Создателем и Спасителем, стоит. Отвратит Он лице Свое – и все возмятется. Ст. 18. И Он же, а не Ангел какой, тем более не человек вроде папы римского, есть Глава Тела, т. е. всей Церкви истинной. Он есть начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Но что значила скорбь благочестивых душ, приверженных к Господу, в сравнении с скорбию пренепорочной Матери Его? Теперь, согласно предречению праведного Симеона ( Лк. 2:35 ), душу Ее прошло самое острое «оружие»; теперь Она лишилась всего, что только было для Нее самого дорогого на свете. Все мысли Ея, все чувства чистого сердца, вращались около ужасной потери – и горькие слезы лились потоком из очей Ее. Богочеловек, умерший и погребенный телом, но Божеством все исполняющий, внимал воплям и стенаниям Своей пречистой Матери и таинственно вещал Ея сердцу: не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, егоже во чреве без семене зачала еси Сына; восстану бо и прославлюся, и вознесу со славою непрестанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающие» 160 . «О како утаилася Тебе есть бездна щедрот! тварь бо Мою хотя спасти, изволих умрети, но и воскресну и Тебе возвеличу, яко Бог небесе и земли» 161 . (Из кн.: «Евангельская история о Боге Слове, Сыне Божием, Господе нашем Иисусе Христе» прот. П. Матвеевского . Спб. 1890 г., стр. 754 – 760).   161 Примеч. Сколько пробыл телом во гробе Иисус Христос? Из евангельских повествований о смерти, погребении и воскресении Господа видно, что Он был во гробе собственно один день (субботу) и две ночи (с пятницы на субботу и с субботы на воскресенье) всего в итоге около 30-ти часов (сн. „Начертание Церковно-Библ. Истории», стр. 505). Это, впрочем не означает какой-либо погрешности в счете в словах Спасителя; оно вполне объясняется способом исчисления времени, принятым у иудеев; иначе иудеи, и особенно фарисеи, не упустили бы случая обвинить Христа в несправедливости Его слов (так как они знали смысл Его пророчества о Своем воскресении ( Mф. XXVII, 63 ), – чего однако ж не видим из Евангелия. По народному обычаю часть дня считалась за целый день, когда говорили о продолжении времени какого-либо события. (Пример подобного времясчисления: Быт. 42, 17 – 18 ; 1Цар. 30, 12 и след.; 2Пар. Х, 5–21 ; Ecф. IV, 16 ср. V, 1). Читать далее Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии/Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

А что же делать нам, когда мы согрешаем?— Нужно спешить каяться, чтобы страсть не укоренилась в нас. Не только Апостол Иуда Искариотский, но и Апостол Петр согрешил, отрекшись от своего Господа и Учителя. И, однако, Свят. Апостол Петр омыл многими слезами свой грех отречения, ибо он верил в милосердие Божие и не ошибся – Господь простил ему и вернул апостольское достоинство (Uoah.XXI,15—18). Иуда же, хотя и раскаялся в своем предательстве, но впал в уныние и отчаяние, забыв, что Господь любвеобилен и к грешникам, и погиб, удавившись (Mф.XXVII,3—5). В настоящее время часто слышишь речь: как это могло случиться, что прежние православные видные священники и архиереи, даже и известные, изменили святому православию и стали раскольниками? Не смущайтесь, возлюбленные, этими отступниками. Вспомните, что Апостол Иуда, один из 12 учеников Спасителя, стал Его предателем! Высокий сан священника и епископа не освобождает еще от падений греховных. Епископу и священнику особенно нужно беречься и хранить чистоту своего сердца и пребывать в смирении и предонности Богу. Ибо их падение ведет очень часто за собой и падение многих из духовных чад, по словам Спасителя Нашего: «если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму». Нужно нам беречься таких предателей Хртстовых, как и говорит нам Спаситель о таких: «оставьте же, они слепые вожди слепых...всякое расстение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится» (Mamф.XV,13—14). Нужно же нам слушаться православных святителей и священников, по словам нашего Господа,сказанным Его ученикам и всем их преемникам, православным святителям: «Слушающий вас, Меня слушает, а отвергающий вас, Меня отвергается» (Лк.Х,16).    АМИНЬ. Служение пастыря-инока    (Слово при пострижении в монашество иеромонаха Иоасафа, в мире священника Петра Александрова из м. Петроверовки, Одесской епархии в храме Казанской иконы Божией Матери, что на Лысой горе г.Харькова, 31 июля 1924 г. на всенощном бдении).    Приветствую тебя, возлюбленный брат, священно-инок Иоасаф, с принятием ангельского образа...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

222. Слово в день восшествия на Всероссийский престол Благочестивейшаго Государя Императора Николая Павловича (Говорено в кафедральной церкви Чудова монастыря, ноября 20; напечатано в Твор. Св. От. 1848 г. и в собр. 1861 г.) 1847 год Воздадите убо Кесарева Кесареви, и Божия Богови. ( Mamф. XXII. 21 ). Каждый раз, когда обращающийся круг лета возвращает нам день воцарения или царскаго венчания Благочестивейшаго Самодержца нашего, и когда долг и сердечное чувство верных подданных собирает нас на молитву, благодарственную за сей дар Провидения, и просительную о продолжении сего дара, Церковь дает нам услышать фарисейское словопрение и Христово учение обязанности к Царю, в соображении с обязанностию к Богу. Таким образом она предлагает и ныне сей предмет нашему размышлению: но если буду говорить о нем, не перетверженный ли урок повторять буду? Чтобы сия мысль не остановила моего слова, и не ослабила вашего внимания, сему да поможет пример Апостола, который написал: «таяжде писати вам, мне убо не леностно, вам же твердо» ( Фuл. III. 1 ). Нам нужно собственно Христово учение: но как Евангелие приводит нас к нему путем фарисейскаго словопрения; то не минуем сего пути. Это было не просто словопрение, а предприятие злоумышленное. Фарисеи, завидуя славе Господа Иисуса, и будучи раздражены обличениями от Него и неблагоприятными для них предсказаниями, решились погубить Его; и общим совещанием изобрели для сего средство. «Фарисее, – пишет святый Евангелист Матфей, – совет восприяша, яко да обольстят Его словом» ( Mф. XXII. 15 ). А святый Лука дополняет: «да имут Его в словеси, во еже предати Его начальству и области игемонове» ( Лк. ХХ. 20 ). Сличим сие начало предприятия с окончанием, намерение с последствием, и усмотрим над безобразием дел человеческих величественный образ действующаго Провидения Божия, которое искусно задуманныя, но неблагонамеренныя предприятия обращает в стыд изобретателям, и даже из зла производит благо. Фарисеи думали, как сетью, хитрым и лицемерным словом, уловить Иисуса, и неизбежно влещи в погибель: но покушение кончилось тем, что Его словом обнаружена их слабость, и посрамлено их невежество. Исконный враг рода человеческаго думал чрез них погубить Христа, и разрушить едва только полагаемое основание Церкви Христовой: но вместо того дал только Христу случай провозгласить учение, на веки утверждающее союз между Церковию и Государством, благоприятный для спокойствия Церкви, существенно важный для блага и прочности Государства.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

– Каким образом? – удивился я; ибо он и скромный и в то же время духовно уравновешенный человек. А в католичество скорее можно перейти или с более повышенным чувством «достоинства» или увлекающимся, особенно – внешней организованностью. – Мне у них нравилась эта «caritas» (любовь) и к Богу и людям, выражающаяся и в деятельности. Я у них в Персии жил и в монастыре латаристов. – Знаете, любовь эта духовно подозрительна. – Почему? – Вы читали св. Иоанна Лествичника ? – Читал. – Помните, где у него говорится про любовь? – В конце, кажется. – То-то же и дело. Тридцатая ступень, то есть, кажется, последняя в духовном росте. И св. Макарий Великий отвечает на вопрос в чём совершенство, что конец совершенства в любви. То же и св. Исаак Сириянин пишет. Да и в Евангелии Сам Господь сказал: «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен есть» ( Mф. V, 48 ), а у евангелиста Луки это передаётся так: «будьте милосердны, как Отец ваш милосерд» ( Лк.6:36 ). Следовательно, совершенство и любовь – вещи совпадающие. А между тем мы, такие пустые и несовершенные люди, мечтаем о высоте добродетелей. Если хотите, то, грубо выражаясь, есть три этажа совершенства: первый – борьба с грехом; второй – стяжание и творение добродетелей; третий – таинственно-благодатное созерцание. Мы, православные, сознавая себя грешными, думаем: хоть первую пройти бы. А католики уж на конце второй стоят. Сомнительно. И для нас это не по душе, не смиренно. А, кроме того, они легко смотрят и на третью ступень – таинственную жизнь в Боге, во Христе. И я вспомнил об о. Т., который говорит, что у них Иисус Христос – центр их жизни. А мне стало даже больно грешному (но об этом см. «Мысли»). – Это так, – соглашается Аннибал, – но хорошее и оттуда брать нужно. Вот и у нас устроить бы нечто вроде орденов или вроде Freres des Ecoles chretiennes при монастырях. – Это – другое дело. Да и то монашество наше пусть остаётся созерцательным, по уставу Василия Великого . Ну, а мы, плохие иноки, учёные братья, можем сорганизоваться прочнее и разнообразнее. Об этом и Всероссийский Собор думал. Даже намечался мой монастырь в Херсонесе, где крестился святой князь Владимир Равноапостольный. Кстати, сегодня (7III) память там святых семи священномучеников Херсонесских. Тут пришёл архиепископ Анастасий. Разговор перешёл на другой предмет. Аннибал – вполне образованный человек: кончил Правоведение и Восточную Академию. Знает (и говорит) английский, немецкий, французский, персидский языки, читает арабский, латинский. Будет полезным работником на церковной ниве. Но главное – душа скромная и чистая.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Поэтому он есть служитель покаяния, но только покаяния, приуготовления, а не нового рождения, не настоящего, а грядущего, он есть зов к небу, раскрывшиеся уста, иссохшая земля, жаждущая приять дождь небесный. Он весь это умирание ветхого Человека, весь – покаяние, μετανοα. В нем не остается уже возможности природной жизни, которая била ключом даже в ветхозаветных праведниках: патриархах, судиях, царях и пророках, до тех пор, пока не прошел и не исчерпал себя Ветхий Завет – в Предтече. Предтеча уже не имеет в себе своей собственной жизни. Он весь – друг жениха, весь не в себе, но вне себя, себе не принадлежит, собой и для себя не живет: он не сам, но другой себя самого, друг и только друг Жениха, которому, однако, сам Жених еще не друг, даже не станет другом в пределах земного существования: в этом его граница, но в этом и величие его служения и сила его самоотвержения. Он сам не пойдет за Господом, он не станет Его учеником, он сам не услышит из Его уст сладостных слов, обращенных к ученикам: «вы друзи φλος мои есте» (Ио. 15, 14). Он как луна при восходе солнца бледнеет и гаснет в его сиянии. Он – только Предтеча, который несет вольный, до конца осознанный подвиг, крестный подвиг служения Предтечи Грядущему. Отсюда становится понятно Господне слово о Предтече, в котором вечным резцом дано выражение сущности служения Предтечи, его природа и вся трудная и на первый взгляд суровая, кажущаяся почти жесткой противоречивость этих слов: «аминь глаголю вам (особое ударение, приличествующее важности предмета): не воста в рожденных между женами болий μεζων Иоанна Крестителя, мний жеμιχρτερος в Царстве Божии болий его есть» Mф. II, II , Лк, 7, 28). Иоанн есть величайший из людей тем, что сам для себя он уже не человек. Но и высшее человеческое остается качественно иным в отношении к божественной жизни, почему в меру приобщения к этой божественной жизни и наименьший больше наивысшего по природному человеческому естеству. (При этом здесь, разумеется, оставляется вне рассмотрения вопрос о том, каков будет сам Иоанн Предтеча в Царствии Божием.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Будущее покажет нам, тожественен ли этот Илия, который должен прийти пред страшным днем Всевечного, с тем посланником, который приготовил пути Иисуса Христа (III, 1); и мы здесь скажем только, что еврейские пророки разделяются на два класса; на тех, которые содействовали народному осуществлению и исполнению закона во времена Судей и Давида и которых представители Самуил и Нафан, и тех, которые, в эпоху упадка, трудились над сохранением и подкреплением веры у небольшого числа верных. Этот второй ряд начинается Илией, который был как бы первым вместилищем Св. Духа, перешедшего от него к Елисею ( 4Цар.2:9 ) и дошедшего от Елисея через великое число посредников до Иоанна Крестителя ( Лк.1:17 ). По этому мы видим, что Всевечный повелевает Илии то, ( 3Цар.19:15:16 ), что окончательно было совершено лишь долго спустя по его смерти Елисеем ( 4Цар.8:13 ) и одним из его учеников ( 3Цар.9 ). Пророчества, содержанные в книге Малахии, глубоко врезались в памяти Иудеев, и занимают очень важное место в евангельских повествованиях, на которые проливают много света. Иоанн креститель, получивший дух и силу Илии, принял и его суровую одежду ( Мф.3:4 ; 4Цар.1:8 ); он избрал для своего пребывания пустыню, потому что пустыня, по Исайе (XL) служит образом духовного запустения Израиля; он вел необыкновенно воздержную жизнь, подобную непрерывному посту. Таким образом, он представляет как бы олицетворение покаяния, на проповедование которого и был послан. Он говорит об огне и будущем гневе ( Мф.3:7:12 ), возвещенных Малахией (IV, 1). Он употребляет сравнение с деревом, которое срубают у самого корня, точно в том же виде, в каком это представлено у пророка Малахии (IV, 1). Он знает, что после него должен прийти тот, кто сильнее его (ср. Мал.3:1 ; Мф.3:11 ). Словом, вся его проповедь как бы комментарий пророчества Малахии. Иоанн не был Илией Фесвитянином, возвратившимся с неба на землю ( Ин.1:21–23 ). Но он был действительно тем Илией, которого возвестил Малахия ( Mф.11:10, 14; XVII, 10–13 ). Между тем, не все согласны были признать его за такого Илию, не все имели сердце достаточно правое, и взгляд, довольно здравый для того, чтобы признать в нем тот же дух, который был в Фесвитянине, и приготовиться, по его голосу, к пришествию Господа ( Мф.11:14, 15 ; ср. 19:12). Он не совершил вполне своего дела, потому что люди грешники, раздраженные его суровой проповедью, осудили его на смерть: Илия спасся от Иезавели, которая поклялась убить его; Иоанн сделался жертвой Иродиады и ее мужа, нового Ахава. Страдания Крестителя были впрочем прообразованы страданиями Фесвитянина ( Мк.9:12:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010