Книга двадцать первая О предназначенном конце диавольского града, т. е. вечном наказании осужденных, и о человеческих доводах против этого предмета со стороны неверующих Глава I. О порядке исследования, по которому сперва должна идти речь о вечном наказании осужденных с диаволом, а потом о вечном блаженстве святых В настоящей книге со всей возможной для нас (с помощью Божией) тщательностью мы исследуем вопрос о том, в чем будет состоять наказание диавола и всех его приверженцев, когда оба града, из которых один – Божий, а другой – диавола, достигнут через Господа нашего Иисуса Христа, Судию живых и мертвых, своего предназначенного конца. Этого порядка, по которому о блаженстве святых речь будет после, я решил придерживаться потому, что то и другое (наказание и блаженство) будет с телами, а мысль об ожидающих тела вечных муках кажется более невероятной, чем мысль об ожидающем их вечном блаженстве. Поэтому, когда я докажу, что мысль о таком наказании не должна казаться невероятной, – это мне будет весьма полезным в том смысле, что тогда скорее поверят, что бессмертие тел у святых будет чуждо всякой болезни. К тому же такой порядок не исключается и божественными Писаниями, в которых блаженство добродетельных ставится иногда прежде, как в словах: «И изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» ( Uoah. V, 29 ); но иногда и после, в следующем месте: «Пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» ( Mф. XIII, 41–43 ), или: «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» ( Mф. XXV, 46 ). Кто желает, найдет и у пророков и тот и другой порядок; но приводить все эти места было бы долго. Я же уже сказал, почему предпочел последний порядок. Глава II. Могут ли тела гореть вечно в огне На что же мне указать, чтобы неверующие смогли убедиться, что одушевленные и живые человеческие тела не только могут не разрушаться смертью, но и выдерживать мучения вечного огня? Они ведь не хотят, чтобы мы в этом случае ссылались на могущество Всемогущего, а требуют, чтобы убеждали их каким-нибудь примером.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Игры Игры . Относительно игр отроческих, юношеских и взрослых людей в Библии вообще говорится очень немного; из этого, впрочем, нельзя заключить, что еврейские дети и юноши были совершенно лишены развлечений, свойственных их возрасту. Дети евреев, как видно из указания кн. пр. Захарии ( Зax.VIII, 5 ) и ев. Матфея ( Mф.XI, 16 ), забавлялись и играли на улицах. И улицы города сего (Иерусалима) наполнятся отроками и отроковицами, играющими на улицах его. Из кн. Иова ( Uob.XL, 24 ) видно, что дети евреев забавлялись прирученными птичками и подражали иногда в своих играх обрядам еврейских брака и погребения. Но кому уподоблю род сей? – говорил Спаситель народу. Он подобен детям, которые сидят на улице, и, обращаясь к своим товарищам, говорят: мы играли вам на свирели и вы не лясали, мы пели вам печальные песни и вы не рыдали ( Mф. XI, 16, 17 ). Для взрослых евреев считались забавой и увеселением беседы в собраниях, приправленные шутками ( Uep. XV, 17 ): Не сидел я в собрании смеющихся, говорит пророк о себе, и не веселился… – и решением различных загадок, как, например, на брачном пиршестве у Самсона ( Cyд. XIV, 10–14 ). Талмудисты упоминают также об игре в кости, вероятно заимствованной с некоторыми другими играми от их соседей, египтян. Что касается до публичных игр, существовавших в древности у греков и римлян, то таких игр у евреев до более позднего времени не существовало. Гимнастические упражнения между ними первоначально старался ввести первосвященник Иасон, устроивший даже в Иерусалиме училище, в котором главным упражнением было бросание диска ( I Mak. I:14 ; IIMak. IV:12–14 ); потом – Ирод, построивший в Иерусалиме и других городах амфитеатры, на которых производились гимнастические упражнения, как-то: бег на колесницах, музыкальные состязания, борьба с дикими зверями и т. п. Впрочем, на эти игры и увеселения евреи смотрели очень неприязненно, совершенно справедливо считая их языческими. Страсть к театральным представлениям особенно была развита у греков. Ап. Павел, хорошо знакомый с этой их привязанностью, нередко употребляет в своих посланиях слова и термины, относящиеся к этого рода зрелищам. Так, напр., метафорическое выражение: когда я боролся со зверями в Ефесе ( I Kop. XV, 32 ) указывает на борьбу людей со зверями, существовавшую в виде забавы в греческих и римских цирках. Впрочем, хотя означенные слова апостола и принимаются большинством толкователей в переносном смысле, но они могут быть понимаемы и буквально. Ибо телесное упражнение мало полезно ( I Tuм. IV, 8 ), и если же кто и подвизается ( II Tuм. II, 5 ) – указывают на то, что состязающиеся на арене цирков и амфитеатров более или менее продолжительной диетой воздерживались от всего и порабощали тело свое ( I Kop. IX, 25–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

( Mф. V, 13–19 , Лk. XI:33, XVI:17 ). Вы соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем возвратишь ей соленость? как ни к чему не годную придется ее выбросить вон, под ноги людям. Вы свет мира. Нельзя укрыться городу, когда он на верху горы. И не зажигают свечи с тем, чтобы поставить ее в сокровенном месте, или под сосуд, а ставят ее на подсвечник, чтобы входящие видели свет, и светло было всем находящимся в доме. Пусть же свет ваш так светит пред человеками, чтобы они видели ваши добрые дела, и прославляли Отца вашего небесного. Не думайте, что Я пришел нарушить закон (Моисеев), или пророческое учение: Я пришел не нарушить, а (усовершенствовать, подтвердить Моею жизнью и) восполнить. Истинно говорю вам: скорее минует небо и земля, чем останется без исполнения одна буква, или даже одна черта из закона. И потому, кто нарушит хотя одну из этих (по вашему мнению) ничего не значущих заповедей, и так будет отзываться об ней другим; тот ничего не значущим будет в царствии небесном, а кто сам сотворит и других к тому расположит, тот великим наречется в царствии небесном. ( Mф. V:20–37, 43, 44, 38–42 , Лk. XII:58, 59, XVI:18, VI:27–30 ). Теперь, Я скажу вам: если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев; то не войдете в царство небесное. (А книжники и фарисеи праведность или святость поставляли только в том, чтобы закон исполнен был по наружности, по букве, и отнюдь не заботились и не обязывали исторгать из сердец злые помыслы и нечистые побуждения.) Вы слышали, что сказано древним: не убей ( Исх. ХХ, 13 ); кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам: всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же (гнев свой выразит обидными словами, например), скажет брату своему: ты пустой человек! тот подлежит казни, определяемой верховным судилищем; а кто проклянет брата, сказавши ему: ты злодей, нечестивец! такой подлежит геенне огненной. (Мир с ближними важнее жертвы.) Потому, если бы даже ты принес дар твой к алтарю, и тут вспомнил, что брат твой имеет нечто на тебя; оставь там дар твой пред алтарем, и поди, прежде примирись с братом твоим; и тогда уже приди и принеси дар твой. Когда ты идешь с соперником своим к начальству; то еще на пути старайся разделаться с ним, чтобы он не отвел тебя к судье, а судья не отдал бы тебя истязателю, а истязатель не посадил бы тебя в темницу. Сказываю тебе, ты не выйдешь оттуда, пока не заплатишь до последней полушки.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Итак, в евангельском принципе ветхий закон отводится от общества к личности и возводится к абсолютности. В этом не отвлеченное отношение ветхого завета к Евангелию, но таков фактический переход от первого к второму. Евангелие делает последний логический вывод из ветхого завета, доводит до конца его собственные начала, доделывает его, довершает. Оно говорит иудеям: «вы делаете во имя Божие то-то и то-то. Но если делать для Бога, то нужно делать бесконечно больше. Не нужно останавливаться на половине жертвы, на полпути; нужно доходить до последнего предела пути». Намеки на такую последовательность и искренность были в самом ветхом завете, но только намеки, и лишь в лице Христа человек осмелился перешагнуть всякие полпути, всякие компромиссы. Например, Быm. XII , и: «Сказал Иегова Аврааму: поди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего»... Bmop. XXXIII, 8.9 : «святый муж говорит об отце своем и матери своей: я их не видал, и братьев своих не признает и сыновей своих не знает»... Евангелие ( Лyk. XIV, 26 ): «если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего, и матери, и жены, и детей, и братьев и сестер, а притом и души своей, тот не может быть Моим учеником». Или Быm. XVII, 9 – и: «сказал Бог Аврааму: ...вот завет Мой... обрежьте крайнюю плоть вашу»... Втор. Х, 16 : «обрежьте крайнюю плоть сердца вашего»... Евангелие ( Mф. XIX,12 ): «есть скопцы, которые сами себя оскопили для царства небесного»; ( Mф. V, 29 – 30  пар.): лучше увечному войти в царство Божие, чем здоровому – в геенну. О Христе истинно сказано: «пришел к Своим и Свои Его не приняли» 761 : Он сделал из ветхого завета последние выводы, которых испугались иудеи, не принявшие Христа. Однако такое отношение новозаветного принципа к ветхозаветному закону заключает в себе сложность, которую необходимо вскрыть. Приведение условно-общественного закона к личной абсолютности таит в себе reductio ad absurdum, no крайней мере ее возможность. Условность общественного закона служит необходимым предположением как законнического режима, так и разумной всегда ведет к отмене номизма, а в некоторых случаях приводит к очевидному абсурду. Закон, принявший абсолютное выражение, перестает быть законом, и его неосуществимость в некоторых случаях удостоверяется наглядною безвыходностью. И этот метод истолкования ветхозаветного законничества мы вынуждаемся включить в сферу планов евангельского научения, так что евангельские заповеди совместно выражают и абсолютность личного принципа и невозможность законнической абсолютности. Детальное изучение евангельских заповедей покажет нам неустранимость этого метода из евангельского учения о праведности.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Даже преступников казнили ранее назначенного срока, для того чтобы не оставить тела их непогребенными после солнечного заката. Сожигать тела умерших не было в обычае у израильтян. Пример сожигания тел умерших у израильтян видим мы только в I кн. Царств ( I Цap.XXXI, 29 ). Жители Иависа сожгли тело Саула и тела сынов его у себя в Иависе, вероятно, потому, что не могли унести их на их места погребенья в родовой могиле их и чтобы спасти их от поругания; и однако же, они похоронили их останки под деревом (ст. 13). Только тела осужденных преступников сожигали ( Быm. XXXVIII, 24 , Лeb. XX:14, XXI:9 ); но и они были погребаемы, как выше сказано ( Bmop. XXI, 22, 23 ). Могила называлась домом собрания всех живущих, домом костей ( Иов. ХХХ, 23, 24 ), вечным домом ( Ekkл. XII, 5 ). Желание у евреев быть погребенным вместе с родственниками было развито очень сильно. Позволь рабу твоему, отвечал Верзеллий Давиду на его предложение остаться с ним в Иерусалиме, возвратиться, чтобы умереть в своем городе, около гроба отца моего и матери моей ( II Цap. XIX, 37 ). По иудейским источникам, равно как по свидетельству Иосифа Флавия, для погребения казненных преступников отводились особые места нечистые или пользовавшиеся дурной славой. Подобный обычай достаточно объясняет слова пр. Исаии: Ему (т. е. Господу Иисусу) назначили гроб с злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха и не было лжи в устах Его ( Uc. LIII, 9 ). Старейшины иудейские уже приготовили Господу Иисусу место погребения вместе с злодеями, но Иосиф Аримафейский, человек богатый, вмешался в дело и просил Его тело у Пилата и положил Его в своем новом гробе, высеченном в скале ( Mф. XXVII, 57, 58 ). Некоторые еврейские семейства строили близ своих жилищ небольшие каменные здания, без дверей или окон, которые и назывались погребальным домом, или фамильным склепом, для погребения своих умерших. У восточных народов они нередки даже и в настоящее время. Гробницы иудеев иногда богато украшались и по временам белились и окрашивались краской, чтобы они были виднее. Означенная окраска большей частью делалась весной перед праздником Пасхи, в который громадные толпы народа наполняли все улицы Иерусалима. От этого обстоятельства вытекает особенная сила обличений Господа против фарисеев ( Mф. XXIII, 27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Иона огорчился тем, что Божественный суд не совершился над городом, и скорбел о том пред Господом. Господи! не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис; ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии ( Uoh.VI, 2 ). Впрочем, все-таки ожидая исполнения своего пророчества, он, вышедши из города, сделал себе шалаш и укрывался в нем от солнечного зноя. Для вразумления пророка, по повелению Божию, в одну ночь выросло из земли тенистое дерево (вероятно, из породы тыквенных), защищавшее его от лучей палящего солнца и дававшее ему прохладу. Иона был очень рад укрыться под тенью этого растения; но на другой день вместе с зарей червь подточил корень растения, оно засохло, и солнце снова начало палить зноем своим голову Ионы. Сильно опечаленный этим, пророк просил себе смерти. Тогда Господь сказал ему: ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился, и которого не растил, которое в одну ночь выросло, и в одну же ночь пропало. Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более 120000 человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота ( Uoh.IV, 10, 11 ). Вразумленная и помилованная Богом Ниневия существовала после того еще более 200 лет, пока не была разрушена в 610 г. Набополассаром, ц. вавилонским, и Циаскаром, ц. мидийским. В последней – IV гл. книги пр. Ионы повествование о нем отрывисто заканчивается. На пр. Иону указывает сам Господь наш Иисус Христос в следующих словах: Ибо как Иона был в чреве кита три дня и три ночи, так и Сын человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи ( Mф. XII, 39–41 ). Род лукавый и прелюбодейный, говорил Он в другом месте, знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка ( Mф.XVI, 4 , Лk. XI, 29–32 ). Замечательно, что в первой из этих цитат слова Господа: во чреве кита в подлиннике употреблены именно те же самые, которые соответствуют словам греческого перевода кн. Ионы ( Uoh.I, 17 ), в которых на еврейском стоит: кит, а не большая какая рыба, как думают некоторые. Повторяем, это важно в том отношении, что дает нам видеть в этих словах не только подтверждение самим Господом исторического характера повествования о пр. Ионе, но и подтверждение, выраженное святыми устами Его, греческого перевода Библии. Приведенные нами тексты в Новом Завете и в IV кн. Цар. ( 4Цap.XIV, 25 ) свидетельствуют о том, что Иона был действительно лицо и что книга, носящая его имя, передает нам действительно исторические факты.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Ст. 15. Он упразднил вражду между людьми Плотию Своею, в Своей крестной смерти доказавши высшую любовь к людям; а закон заповедей, касавшихся внешней обрядовой жизни евреев, он отменил и заменил Своим любвеобильным учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, то есть чтобы не гордились собою ни еврей, ни язычник, и чтобы каждый, оставив народные свои стремления, с именем христианина жил, как требует закон Христов, водворяющий смирение и мир в душу, в семью и потом в общество. Ст. 16. И в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем. Главною причиною вражды у Бога с человеком есть грех наш, наша скверна. Какое же общение чистому с нечистым? Кое общение свету ко тьме ( 2Kop. VI, 14 ). При таком отчуждении нашем от Бога Посредником за нас является Христос. Он, принявши нашу плоть, взялся удовлетворить Правосудию Божию за нас, взял наш грех , разрушил его как преграду, принесши Самого Себя в жертву. Таким образом, на кресте совершено наше примирение с Богом, с небом. Ст. 17. И Христос, придя, благовествовал мир вам, дальним и ближним, т. е. и своим – евреям, и отдаленным за нечестие язычникам. Благовествовал Он мир и Своим учением, говоря: блаженны миротворцы ( Mф. V, 9 .); Я успокою вас ( Mф. XI, 28 ), и особенно Своею жизнью. Кому Он не оказывал Своего благоволения при жизни? Кому из злостных людей, клеветавших на Него, не делал добра? Его хотят камнями побить – Он не карает. Ему дают заушение – Он мирно отвечает: за что ты бьешь Меня? ( Uh. XVIII, 23 ). И Своим ученикам пред Своею смертью Он завещал мир: мир Мой оставляю вам, мир Мой даю вам ( Uh. XIV, 27 ). А по воскресении Своем какое первое слово Он рек, явившись ученикам? Мир вам ( Лk. XXIV, 36 ). Посылает их на проповедь, тоже повелевает приветствовать миром. Когда входите в дом, говорил Спаситель, приветствуйте словами: мир дому сему! ( Мф. Х, 12 ). Да и по смерти Своей Христос возвещал дальним, в аду селящим, примирение с Богом. Ст. 18. Чрез Христа, пострадавшего за нас, все люди, и евреи, и мы, бывшие в лице наших предков язычниками, имеем доступ к Отцу, в одном Духе Святом, освящающем нас и охраняющем Церковь Христову до скончания века.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Молясь же, не пустословьте, как язычники, которые думают, что чем больше они говорят, тем лучше будут услышаны. Не подражайте им. Отец ваш., прежде чем вы просите у Него, уже знает, в чем вы имеете нужду. Когда же поститесь, не принимайте на себя унылого вида, как лицемеры, которые, чтобы показать себя людям постниками, так смотрят, точно лица на них нет. Истинно говорю вам: они уже получают себе награду. А ты, когда постишься, помажь голову твою,, и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, а пред Отцем твоим, который сам невидим, но видит все совершаемое в тайне и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе в яве. ( Лk. XI:34–36, VI:37, 38, 41, 42 , Mф. VI:22, 23, VII:1–6 ). Светильником телу служит око. Если око твое чисто: то и все тело твое (осматриваемое им) будеть чисто и безопасно. Если же око твое (видит) худо: то и для тела не будет существовать чистоты и безопасности. (Но что для тела око, то для души совесть.) Итак смотри, не сделался ли этот свет, находящийся в тебе, тьмою? А если уже внутренний свет твой тьма: то что сказать о тьме, (о низших способностях души, о слепых стремлениях чувственности?) Не судите, чтобы самим не быть судимыми; не осуждайте, чтобы самим не быть осужденными; прощайте, простят и вас. Давайте, и даны будут милости от Бога вам; мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в пазуху. Потому что какою мерою мерите вы, такою же отмерится и вам; и каким судом судите вы, таким же судить будут и вас. И что ты смотришь на спицу в глазе брата твоего, а в своем глазе бревна не чувствуешь? И как ты решаешься говорить своему брату: брат! дай я выну спицу из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в своем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из своего глаза; и тогда увидишь, как вынут спицу из глаза брата твоего. Не давайте (ничего) святого псам; и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы эти (злые и нечистые животные) не попрали его ногами, и, кинувшись на вас же, не растерзали вас. ( Mф. VII, 15–23 , Лk. VI, 44, 43, 45, 46 ). Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде (притворно набожными, кроткими, снисходительными), а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Известно, что всякое дерево хорошего свойства плоды хорошие приносит, а испорченное дерево плоды дурного качества приносит. Дереву хорошему несвойственно приносить дурные плоды, и дереву испорченному хорошие. А всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. И так по плодам их узнаете их. Добрый человек из доброй сокровищницы сердца своего выносит доброе; а злой человек из сердечного хранилища зол выносит злое: потому что от полноты сердца говорят уста его.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

12. Что такое религиозная вера? Вера есть окончательное постижение собственным опытом, что бытие и господство невидимого Бога являются неоспоримой истиной, которая живет в душе, как потребность высшого блага. «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» ( Ebp. XI, 1 ). »Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние» ( Евр. Х, 35 ). «Не должно приходить в колебание или сомнение, но несомненно принимать, что всякий глагол Божий истинен, всесилен, хотя-бы в противном уверяла природа. Ибо в этом – и подвиг веры» (Св. Василий Вел., Творен, т. II, «Нравств. правила», пр. 7-е). 13. Что значит для христианина – веровать в Бога? Для христианина веровать – значит: а) быть проникнутьм убеждением, что невидимый Бог открылся человеку в явных образах и деяниях; б) ощущать в себе непрестанное Божие промышление; в) принять всем сердцем Христово евангелие, как закон своей жизни; г) открыто исповедывать свою веру, подтверждая ее своей деятельностью. а) " Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне, а если не так, то верьте Мне по самым делам« ( Uoah. XIV, 11 ). «Вера в Господа, как Сущаго, есть для души источник жизни. Как представить Сущаго? – Сочти все видимое и невидимое за ничто и представь, что един только Господь есть» (Свят. Иоанн Кроншт., «Моя жизнь во Христе», ч. II, стр. 407). б) «Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницу; и Отец ваш Небесный питает их? Вы не гораздо ли лучше их» ( Mф.VI, 26 ). » Но помните, что очи Его – очи Божеския и уши Его – уши Бога вездесущаго « («Моя жизнь во Христе» ч. I, стр. 14). в) «... ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца« ( Ebp. III, 14 ). г) »Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия на спасете всякому верующему» ( Puм. I, 16 ). " Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! войдет в Царствие Небесное, но исполняющей волю Отца Моего Небеснаго» ( Mф.VII, 21 ). § 36. Символ веры православной церкви

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Бернард Клервосский. – Символическое выражение симфонии. Вручение царем жезла Патриарху. – О значении религии для государства. Аристотель. Лактанций . Папа Иннокентий II. Никон. Одно суждение проф. Масарика. – Пальмер о возможности грядущего отпадения России от христианства и о возможности православной реакции. – Пророческие угрозы папы Пия IX для Европейского мира. – Пальмер о неизбежном разрушении Русского Царства в результате отступления от православных принципов строительства. – Симфония властей, как путь возрождения России. a) Учение Святых Отцов Церкви о назначении государства. Принцип взаимной независимости Церкви и государства. i) Основы симфонии Церкви и государства Процитированная нами 6-я новелла Юстиниана признает равноправность двух властей и необходимость их совместного действия для блага государства. Будучи включена в государственный закон, теория эта явилась принципом, признанным для руководства самим государством. Как в основе всякой политической теории, в основе её лежит известное философское миросозерцание. Таковым для теории симфонии является учение Церкви о назначении государства и в связи с этим о соотношении его с самой Церковью. Древнее, как род человеческий, государство имеет свое происхождение в провиденциальном плане Премудрости и предназначается к тому, чтобы человек, вышедший из Божественного порядка через непослушание, был человеческой властью возращен в пути спасительной жизни. Божественное происхождение государства открыто еще древним народам, и потому человек, в силу Богом установленного порядка, обязан повиноваться власти, призванной вносить справедливость через сдержку страхом наказаний сильных и через покровительство слабым и невинным посредством отнятия возможности наносить им вред. Целый ряд мест Ветхого Завета говорит о происхождении и назначении государства. Так книга Притч в гл. XIII, 15, 16: «Мною цари царствуют и узаконяют правду. Мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли». Книга Премудрости Соломона в гл. VI, 2, 3: «Внимайте, обладатели множества и гордящиеся перед народами. От Господа дана вам держава и сила от Вышнего». Книга Даниила гл. IV, 14: «Повелением бодрствующих это определено и по приговору святых назначено, дабы знали живущие, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его кому хочет и поставляет над ним уничиженного между людьми». С пришествием Христа Ветхозаветный закон не опрокинут, а еще более возвышен и яснее раскрыт. Сам Христос родился подданным государства, признал власть Ирода ( Mф. XVII, 24 и сл.), приказал платить подати Кесарю ( Mф. XXII, 21 ), подчинился власти Пилата, как исходящей свыше (Иоанн XIX, 11); Церковь устами Святого Петра и Павла в послании к Римлянам XIII, 1 учила, что всякая Душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; далее послушание это мотивировано: «ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро». ii) О подчинении государственной власти. Папа Геласий. Иоанн Златоуст

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010