А. Первосвященник ветхозаветный имел обязанностью возносить молитвы к Богу за себя и за людей, ему порученных. И Христос, как Великий, Единственный Первосвященник и Ходатай, возносил молитвы к Богу за нас, упорных, ленивых. Для молитвы о спасении людей Он нередко удалялся в уединение ( Mф. XIV, 23 ). Одна из молитв, истинно первосвященническая, сохранена нам возлюбленным Его учеником Иоанном ( Uh. XVII ). В Великий Четверг после Тайной Вечери Христос, сопровождаемый небольшим числом Своих учеников, вышел из Иерусалима и на долине, у ручейка Кедрского, возведши очи Свои к небу, пред разлукой в виду Своих страданий молился о Своих учениках всех времен – о неизменном, постоянном пребывании в них Духа истины и любви: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего (ст. 1). Я… совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить(ст. 4). Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне, и они сохранили слово Твое (ст. 6). Я о них молю (ст. 9). Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы (ст. 11). Я передал им слово Твое; и мир возненавидел их, потому что они не от мира… Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла (ст. 14 и 15). Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина… И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною (ст. 17 и 19). Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино (ст. 20 и 21). Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною (ст. 24). Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них (ст. 26). Такую молитву к Богу за людей может принести только Сын Божий. Наш Спаситель молился, чтобы в жизни нашей по преимуществу выражались чистая истина и святая любовь. Эти два начала в жизни нравственной так же существенно необходимы, как в мире вещественном, в природе, существенно необходимы для жизни животных и растений свет и теплота. Без света и теплоты не может жизнь на земле правильно развиваться; и без чистой Христовой истины и христианской любви невозможны правильные нравственные отношения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Трудность вопроса поэтому только каноническая, так сказать, или формально-юридическая, а не идеологическая или догматическая. Нельзя, конечно, облечь в правило на правило и заповедь на заповедь ( Ис. 28:10 ) те «учения» – идеалы или «догмы» – поведения, коими Спаситель «упразднил закон заповедей» ( Еф. 5:12 ; Кол. 2:14 ) и коим «учить и наставлять» продолжает в Церкви «Утешитель Дух Святый» ( Ин. 14:2, 16:13 ), Который, где хочет, дышет ( Ин. 3:8 ), непрерывно и благодатно обвивая таинственные глубины Церкви Соборной. Поэтому, при действительной и истинной соборности Церкви Христовой, никаких неразрешимых недоумений в отношениях Ее Самой и Ее членов к государству мирскому и не было и быть не может. Такие недоумения возможны и были и бывают только там и тогда, где и когда заглушен живой глас веяния Духа-Ходатая в Церкви и уничижена соборность ее, например, в католичестве и протестантстве. Указатель мест и слов книги Деяний и параллельных, коих касаются толкования, содержащиеся в статье. Передние цифры указывают на цитаты, задние и курсивные – на страницы I, 13 περον Апрель. 763. Ibid. καταμνειν 763–764 I, 15 χλος νομτων 763. ib. ναστς ср. 2, 2 καθμενοι Ibid. I, 18 λκησεν 763. ib. χωρον 764. I, 19 κελδαμχ Ibid. I, 15. 21 ср. 2, 1 и 4, 32. 34 π ς Ibid. I, 21–22 755–756. I, 23 ср. 15, 22 βαρσαββ ς 760. I, 15–26 ср. 6, 5–6 избрание Апостола Матфия ср. избрание диаконов (5. а) 768–769. I, 24 καρδιογνστης 764. ib. νδειξον δν ξελξω – парал. из Иосифа Флавия 765. I, 24 τπον вм. χλρον Апр. 765. I 25 τπος διος 764. II, 1 ν τ συμπληροσθαι τν μραν τς πεντηκοστς 764–765. II, 6 τατης φωνς 765. II, 1–7 на кого сошел Дух Святый Май (5. ж) 232–233. II, 46 и 5, 42 κατ ο κον Апр. 765. III, 19 νψυξις ibid III, 19–21 толкование всего места (5, е) Май 227–232. III, 26 ν τ ποστρφειν Апр. 765. IV 5 ρχοντες 760. IV, 13 νθρωποι γρμματοι 760–761. IV, 19–20 и V, 29 в связи с Матф. 22. 15–21 , Римл. 13, 1–10 ср. 1Петр. 2, 13–20 и 1Тим. 2, 2–4 (5. б) 769–770 и приложение Июль – Август, особенно стр. 511–513. Дeяh. V, 1–11 толкование (5. г) Май 222–226 X, 34–35 толкование ср. 1Тим. 4, 10 Рм. 11, 26 Мф. 7 11. 21–27 (5. д) 226–227 XIV, 11–18 Апостол Павел понимал ликаонцев и ликаонцы – Апостола Апр. 761 XV, 6 ср. 12 и др. πλθος 765. XV, 20. 29 связь πορνεα с языческим культом. Ibid. XV-я глава Деян. – Апостольский собор стр. 770–771 (5. в) я приложение 2-е, стр. 239 Май. Термин стр. 765 Апр. Mф I, 16 Июль-Август 496 примеч. Mф. V, 27–32 ,-XIX, 3–15. Eфec. V, 23–33 , – 1Kop. VII, 10–11 стр. 495. Mф V, 37. 38–39 . 500,- Mф XXII, 15. 505–506 , – 1Nemp. II, 13–14 ср. III 13–510–511, – 1Uoah. V, 19 –489,- Puм. XIII, 1–10 –506–510,– 1Kop. XV. 4 7–492, - Eфec. VI, 12 –489.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

14 Первый пункт признает и проф. А.И. Загорский (О разводе по русскому праву, Харьков 1884, стрн. 38 сл.), почему, не допуская второго, он и вынужден балансировать уже по-протестантски. 16 Здесь католики наталкиваются на глухую стену со своим учением ex opera operato и, не умея пробить необходимую брешь, переносят таинственно совершительное действие брака на самих сочетавающихся, что дает церковной власти возможность вторгаться в этот акт со своим влиянием. 21 Cp. Hermae Pastor, IV, 1 ap. Migne, gr. Ser. t. II, col. 919–920: et is que simulacrum facit, moechatur. Cp. Sviceri Thesaurus, t. II, Amstelaedami 1728, p. 373 b. 22 Cp. y W. Smith A Dictionary of the Bible ы 1-м томе, a по сокращенному изданию-А concise Dictionary of the Bible, London 1880, p.344. 23 Нужно помнить при этом, что побиение камнями полагалось для прелюбодейцы лишь в том случае, если ее застали на месте преступления, как видно и из рассказа Uh. VIII, 3–11 . Ср. у о. Н. Стеллецкого в «Трудах Киевской Духовной Академии» за 1891 г., 9, стрн. 30. Заметим еще, что нам неизвестно ни одного примера исполнения Моисеева предписания во всей строгости, а рассказ Uh. VIII, 3 сл. свидетельствует, что оно не соблюдалось и в век Спасителя. 24 De poenitentia, cap. III (Migne, lat. ser. t. I, col. 1232 В-С), De exhortatione castitatis, cap. IX (Migne, lat. ser t. II, col. 924 В) и др. 25 Патристические суждения по этому предмету см. ниже. Ср. Евфимий Зиг. К Mф. V, 32 (ap. Migne, gr. ser. t. CXXIX, col. 217 A): πορνει αν ε νταθα τη ν μοιχει αν ο νομα σας (cnf. ad. XIX, 10 ibid., col. 517 C-D). 26 Cp. Ios. Zhishman, Das Eherecht der orientalischen Kirche, Wien 1863, S 580–581, 732. «Обзор постановлений о браке в православной церкви» в «Православном Собеседнике» 1859, III, 331 (статья III архим. – после † еп. Смоленского-Иоанна: см. в «Прав. Собес.» 1885, III 485 прим., и у проф. П.В. Знаменского , История Казанской духовной Академии, вып. II, Казань 1892, стрн. 235). Проф. А.И. Загоровский в названном сочинении, стрн. 89 сл., и др. При общении с незамужнею особой муж впадал только в нравственный проступок – sturpum, φθορα»: ср. у проф. А.С. Павлова в «Ученых Записках Казанского Университета» 1865, I, стрн. 96.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

3: M. gr. LVII 17) и имеет быть для него таким же родоначальником, что и тот, а это есть уже чисто Павлинистическая концепция «второго Адама». Наряду с этим не менее характерно, что ветхозаветные цитаты Матвея частию опускаются или стоят на втором плане (II, 23–24. III, 4. IV, 4, 8, 10, 11, 12,18, 19. VII, 27. X, 27. XVIII, 20. XIX, 46. XX, 17, 28, 37, 42, 43. XXII, 37) и все они по LXX-mu кроме VII, 27 (из Мал. Ill, 1), которая не совпадает до точности ни с этим переводом, ни с еврейским подлинником. Мало говорится об исполнении пророчеств и – за исключением одного случая (III, 4) – остальные четыре (IV, 21. XXI, 22. XXII, 37. XXIV, 44) встречаются в речах Господа к иудеям, где больше всего ссылок на Ветхий Завет (IV, 4, 8, 12, 18, 19, 26. VI, 4. VII, 27. VIII, 10. XIII, 19, 28, 29, 35. XVIII, 20. XIX, 46. XX, 17, 31, 42, 43. XXI, 10, 24, 26, 27, 35. XXII, 37, 69. XXIII, 30, 46), каковой чаще вспоминается еще другими Евангельскими лицами (1, 15. 17, 37, 46–55, 68–7Э. 11, 30, 31, 32. IV, 10, И. X, 27. XX, 28). Галилейское служение Христа не мотивируется словами Ucaйu IX, 1–2 (ср. Mф. IV, 13 –16) и сразу отрешается от национальных ограничений, при чем примеры Сарептской вдовицы и сирийца Неемана (IV, 25–27) ясно свидетельствуют об универсальности спасительной проповеди. Нагорная беседа не приспособляется столь близко к номистическим формулам, а вырежете насчет нескончаемой значимости закона (Mф. V, 17 – 19) несколько сглаживается и в новой концепции получает тот смысл, что ветхозаветное домостроительства незыблемо лишь по силе своего утверждения в царстве Божием, не простираясь дальше его откровения, ибо здесь и теперь не оставлено ничего важнейшего из легализма, так что последний принципиально и фактически не прошел без реализации ни единою своею чертой (XVI, 16–17). Там, где – по Матфею (X, 5–6) – Христос направлял Апостолов «наипаче к погибшим овцам дома Израилева», воспрещая всякое уклонение на путь язычников и самарян, – тут Лука совершенно умалчивает о подобных условных оговорках (IX, 2 сл.), и у него сообщается лишь о посольстве «проповедовать царство Божие и исцелять больных».

http://predanie.ru/book/219258-sv-aposto...

14 Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях, по ркп. Солов. библ., Сборн. 2–го Отделения Академии Наук, том XVII, стр. 230. 15 При этом автор имеет в виду, вероятно, И. Златоуста и Феофилакта, которые, объясняя евангельский рассказ о поклонении волхвов, говорят, что под звездой, руководившей волхвов, надобно разуметь не настоящую звезду, а некоторую духовную силу (Златоуст в Беседе на Mф. VI , Феофилакт в толковании на Матфея о волхвах). «Слыша о звезде, говорит Феофилакт, не думай, что она была одна из видимых нами; то была божественная ангельская сила, явившаяся в образе звезды, как это видно из того, что она ярко светила днем, шла, когда шли волхвы, и стояла, когда они не шли, особенно же из того, что она шла с севера на юг». – Разные воззрения на евангельский рассказ о звезде, явившейся во время рождения Спасителя, изложены в статье М. Д. Муретова : Звезда волхвов. Прав. Обозр. 1884; май–июнь. 16 Смотр. у Фабриция: tom. 11, pag. 238–298; у Тило: pag. 487–802; у Тишендорфа: pag. 302–367–410. 18 Tischendorf, Apocalypses apocryphae, pag. 1–23. Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях, по рукоп. Солов. библ., Сборн. 2–го отделения Академии наук, том XVII, стр. 36–38. 19 Страсти Христовы, или Страсти Господни существуют во всех рукописных библиотеках, во множестве списков и со множеством раскрашенных изображений. Они несколько раз были напечатаны в Супрасле, Львове и Почаеве. 20 Смотр. Исследование Ф. И. Булгакова в Памятниках древней письменности 1878–79 г., где указаны все места в книге, соответственные главам Евангелия Никодима. 21 О наказании иудеев подробно говорится в латинском сказании: Vindicta Salvatoris. Evangelia apocrypha Тишендорфа, pag. 448–463. 23 Повесть об Иосифе Аримафейском напечатана у Тишендорфа: Evangelia apocrypha, pag. 435; в Starine, IV, 149–154. 24 Апокрифические сказания по рукописям Соловецкой библиотеки. Сборн. отдел. русск. языка и словесности Императорской Академии наук, том XVII, стр. 41–42. 27 По другим сказаниям, Иуде за предание Спасителя был отдан один из тех 30 серебряных венцов, или обручей, которыми было обложено то древо крестное, из которого был сделан крест Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Thumb, Ad. Deissmann и др.), многое в новозаветных книгах (и у LXX-mu) напрасно почитается евраистическим по происхождению у того или другого автора, ибо было принадлежностью всего «эллинистического» языка, и в) даже эти отрывки получают у синоптика – Дееписателя такую литературную обработку, что значительно утрачивают свои евраистические особенности и оказываются несравненно более литературными по сравнению с параллельными редакциями Матвея и Марка 19 . Мы всюду видим стиль мастера слова (ein Sprachkunstler) 20 , достигающий иногда классического изящества, какое всеми принимается в евангельском «прологе» 21 , напоминающем идеи светского историка 22 . В общем, всем этим для писателя третьего Евангелия и книги Деяний удостоверяется высокая литературная образованность 23 тонкого грека 24 , а это именно и требуется для признания в нем исторического Луки. Но этот спутник Павлов был еще «врачом», и здесь желательны конкретные подтверждения в данном смысле. По этому предмету имеются поучительные факты, которые изобильно собраны и отчетливо сгруппированы у Dr’a W. К. Hobart’a 25 . Конечно, тут не обошлось без преувеличений, но авторитетные ученые вполне соглашаются, что медицинская компетентность писателя аргументирована с солидною убедительностью 26 и не может быть отрицаема 27 . Специальная точность и профессиональная окраска терминологии заметны во многом: χλς о тьме, поразившей Елиму волхва (Деян.. XIII, 11), не встречающееся нигде более в Н. 3. и у LXX- ти, употребляется у Галена для особой болезни глаз, а столь же единичное κραιπλη ( Лk. XXI, 34 ) применяется в медицинских трудах для тошноты, сопутствующей опьянению; равно и unicum υδρωττικσς ( Лk. XIV, 2 ), по-видимому, медицинского происхождения. В сообщениях медицинского- характера Лука гораздо обстоятельнее и пунктуальнее: горячку тещи Симоновой, не определяемую другими синоптиками по степени ( Mф. VIII, 14 и Mpk. I, 30 πυρσσουσα), он квалифицирует чрез πυρετ μεγλ ( Лk. IV, 38 ), ибо тогда различались горячка большая и малая; в отличие от простого λεπρς Mpk. I, 30 называется у Лk. V, 12 πλρης λπρας; для констатирования высшей степени проказы; в Деян_ XXVIII, 8 терминами πυρετος κα δυσεντερ συνεχμενος автор ясно описывает страждущего гастрическою лихорадкой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Таковые были склонны считать себя богатыми и ни в чем не имеющими нужды; в действительности же были несчастны, и жалки, и нищи ( πτωχς), и слепы, и наги ( Anok. III,17 ). Требова­лось, чтобы действительно «нищие» в религиозно-нравственном отношении и созна­ли себя пред Богом таковыми, – и тогда они становились ο πτωχο τ πνεματι, способными понять и оценить проповедь о наступающем царствии Божием, как исключительно радостную, благую весть. Только таковые могли от всего сердца вос­принять Евангелие, и действительно, оно с самого начала нашло доступ в их сердца, как засвидетельствовал Сам Господь пред посланными Иоанна Предтечи: πτωχο εαγγελζονται, хотя в числе уверовавших во Христа были и с несомненным материальным достатком и довольно видным служебным и общественным положением ( Mф. VIII:5 след., Mф. IX: 10, 18 ). Ясно, что речь идет собственно о том религиозно-этическом состоянии, какое является исходным пунктом и самым ­существенным основным моментом «покаяния», к коему призывал сначала Кре­ститель, а потом и Сам Господь в виду приближения Царствия Небесного ( Mф. III:2, IV:17 ) 11 . В спасительном же покаянии обязательно заключается «вера», так что «положительный элемент первого блажен­ства есть именно богатство веры» 12 . Такое состояние покаянной веры служит началом и основою целостного и непрерывного подвига всей жизни человека ( Mф. XI, 12 ), устремленного к достижению царствия небесного ( Mф. VI, 33 ), как дара божественного, открывшегося людям и сделавшегося доступным им только чрез Христа и во Христе ( Mф. XI, 11 ). Этот новый порядок религиозно-нравственного бытия есть именно «царство небесное», царство Божие ( Mф. VIII, 11 ; Лk. XIII:28, 29 ), – как no своему происхождению (срвн. Лk. XI, 13 ), так и по своему характеру, хотя осуществляется и на земле среди людей ( Mф. VI, 10 ), преобразуя, прежде всего и непосредственно их внутренний мир ( Лk. XVII, 20 – 21 ). Его самым характерным признаком является охотно-радостное осуществление воли Отца Небесного ( Mф. VI,9, 10 ), поставление людьми своей воли в гармоническое отношение к воле своего Небесного Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/z...

Петр апостол Петр апостол (скала, камень) ( Uh. I, 40 ) – сын Ионин и брат Андрея. Он был уроженцем города Вифсаиды; первоначально назывался Симоном. Название Кифы (сирийское слово, означающее скалу) было дано ему в то время, когда он был призван к апостольскому служению ( Uh. I, 42 , Mф. XVI, 18 ). Семейство его жило в Капернауме ( Mф. VIII, 14 , Mk. I, 24 , Лk. IV, 38 ); по роду своих занятий он был рыбарь ( Лk. V, 1–3 ). Религиозная жизнь этого апостола с самого начала и до конца преисполнена трогательнейшими событиями. Теща его была исцелена от горячки Господом Иисусом. В присутствии Господа происходила чудесная ловля Петром рыб ( Лk. V, 6–9 ) в таком количестве, что даже сеть прорывалась. Ужас объял Петра и всех бывших с ним от этого лова рыб, ими пойманных. Выйди от меня, Господи! воскликнул Петр при сем событии, потому что я человек грешный. О многих чудесных событиях в жизни Петра упоминается в евангельских сказаниях. Однажды во время бури на Галилейском озере Господь шел по волнам к утопавшим ученикам. Петр с дозволения Господа присоединился к Нему и шел некоторое время по воде ( Mф. XIV, 29 ). Он первый засвидетельствовал свою веру в Божественное посланничество Господа ( Mф. XVI, 16 ). Впрочем, его понятия о лице Мессии еще не достигали надлежащей высоты и величия, так как он имел смелость прекословить Господу Иисусу Христу, когда Он говорил о Своих страданиях и смерти. На это прекословие Господь сказал Петру: отойди от меня, сатана; ты Мне соблазн; потому что думаешь не о том что Божие, но что человеческое ( Mф. XVI, 22, 23 ). Он был особенно сильно привязан к своему великому Божественному Учителю. Когда многие отстали от Иисуса и Он спросил Своих учеников: не хотите ли и вы отойти? Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни. И мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живого ( Uh. VI, 67–69 ). И Господь удостоил Его особенной близости к Себе. Так. ап. Петр с Иаковом и Иоанном были свидетелями воскрешения дочери Иаира ( Лk. VIII, 51 ). Вместе с Иаковом и Иоанном он также был свидетелем славы Господа на Фаворе, во время Его Преображения; равно как через несколько времени вместе с теми же учениками был свидетелем уничижения и душевных страданий Господа в саду Гефсиманском ( Mф. XXVI, 36–56 ). Там же, движимый горячей любовью и преданностью Господу, Петр извлек меч, и, ударив первосвященнического раба, Малха, отсек ему правое ухо, когда Иуда с отрядом воинов и первосвященнических служителей готовились взять Иисуса в саду Гефсиманском ( Uh. XVIII, 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Погребение, описанное в Евангелии, показывает, что Христос подлинно умер и положен в каменную гробницу. Даже стража, заботами Его врагов, стояла и стерегла дверь, на которой была наложена печать ( Mф.XXVII, 66 ). Разумеется, Спаситель умер Своим человеческим естеством: Божеского естества не может коснуться смерть. »... Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ея от Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее, и власть имею опять принять ее« ( Иоан. Х, 17, 18 ). 99. Кто и по каким причинам возставали против проповеди Христа и затем склонились ко вражде к Нему? Проповедь Господа привлекла к нему народ, услышавший поистине Божественное учение; это и вызвало неприязнь к Нему иудейских учителей благочестия »А книжники пришедшие из Иерусалима говорили, что Он имиет в Себе вельзевула и что изгоняет бесов силою бесовского князя« ( Mk. III, 22 ). Раздражение Иудеев особенно возрасло после чудесного исцеления долголетнего разслабленнаго: »Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус. И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такия дела в субботу« ( Uoah. V, 15, 16 ). »И искали схватить Его: но никто не наложил на него руки, ибо еще не пришел час Его« ( Uoah. VII, 30 ). 100. Какия пророчества произнес Иисус Христос в притчах, сказанных Им в Иерусалимском храме во вторник Страстной Седмицы т. е. за три дня до Распятия? Зная, что приблизилось время вступления в силу Нового завета, Спаситель сказал притчи: о двух сыновьях ( Mф. XXI, 28 ), о злых виноградарях ( Mф. XXI, 37 ) и о брачных гостях ( Mф. XXII, 2 ). Заключая эти притчи в энергии духа ( Omkp. VI, 16, 17 ), Господь открыто обличил грех «избранного народа», заграждающого другим доступ в Царство Божие. «Истинно говорю вам, мытари и блудницы прежде вас войдут в царство Божие; ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему« ( Mф. XXI, 31, 32 ). »Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» ( Mф. XXI, 43 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

59 . Новое событие, в котором, к Иисусу Христу снова приступил искуситель, и приступил в лице одного из Его ближайших учеников, имело место при Кесарии Филипповой. О нем передают евангелисты Матфей (XVI) и Марк (VIII). – Иисус Христос спрашивал у Своих учеников, за кого почитает Его народ и за кого почитают, Его они, ученики. По их ответу, люди почитали Его за одного из пророков, а они сами – устами Симона Петра исповедали Его Христом, Сыном Бога живаго. Тогда Господь сказал Петру в ответ; блажен ты, Си мон, сын Ионин; потому что не плоть, и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах. И Я говорю тебе: ты Петр, и на сем камне Я создам церковь Мою, и врата ада не одолеют ея ( Mф. XVI, 13–18 ). Уже из торжественности этого ответа легко усмотреть, как утешительно было для Иисуса Христа исповедание Его богосыновства – это основание Церкви: в Сыне человеческом, который не имел где приклонить голову ( Mф. VIII, 20 ) и со смирением бедного учителя обходил селения Галилеян, ученики признали Сына Божия. Но Иисус Христос был в это время на последнем пути в Иерусалим, где Его вскоре ожидали предсмертные страдания и крестная смерть. С того времени Иисус начал открыто ( Mk. VIII, 32 ), говорить ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим, много, пострадать и быт убиту ( Mф. XVI, 21 ; Mk. VIII, 31, 32 ). Он начал говорить об этом открыто потому, что выраженная устами Петра вера учеников служила ручательством их готовности встретить сильнейшее уничижение Учителя. Но не могла ли поколебаться самая вера учеников? И действительно, Петр, отозвав Его, начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи; да не будет этого с Тобою ( Mф. XVI, 22 ; Mk. VIII, 32 ), выражая этим прекословием не сострадание к своему Учителю, а свое убеждение в несоответствии таких страданий достоинству Сына Божия. Тогда Господь обратившись и взглянув на учеников Своих, сказал Петру: отойди от Меня, сатана; ты Мне соблазн; потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое ( Mф. XVI, 23 ; Mk. VIII, 33 ). Затем всему народу и ученикам Он сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее ( Mф. XVI, 24 и сл. Mk. VIII, 34 и след.) и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010