249. Не сами ли осужденные избрали себе осуждение? Именно так: или они преступно отвергли заповеди или помня о них, пренебрегали ими. " Если-бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем« ( Uoah. XV, 22 ); «а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего (ст. 24). «Нудит нас непрестанно грех к тому, чтобы мы непрестанно согрешали и прогневляли Бога, и сами для себя умножали пищу огня геенскаго, начинающого уже здесь помале возгораться в сердцах наших..» (Св. Иоанн Кронштадтский , Моя жизнь во Христе, т. II, стр. 79). 250. В чем будут, по словам Писания, мучения осужденных врагов Божиих и нераскаянных грешников? В тонком пламени, несжигающем их маловещественныя новыя тела, они познают полную власть диавола . Но эта мука будет лишь отражением неослабевающей тоски. Жажда хоть единого луча надежды или дуновения добра будет постоянным напоминанием о страшном удалении от Бога . По Слову осуждения – «там будет плачь и скрежет зубов» ( Mф. XIII, 42 ). В плаче – звук безнадежной скорби. Скрежет – злобный ропот на вечность. 2-й Отдел. Таинства Церкви § 49. Общие сведения о значении таинств 251. Что Церковь наименовала Таинством? Святое Таинство есть вдохновленное и одухотворенное молитвою, установленное обрядовое действие, посредством которого Божия сила, называемая благодатью, низводить на приемлющого ее просимые дары. 252. Как совершается снисшествие благодати? Изволением Всесвятой Троицы: Отец Небесный ниспосылает просимое посредством Святого Духа и вследствие того, что мы искуплены крестною жертвой Сына Божия. 253. Как действует на нас благодатный дар? Таинственным прямым воздействием благодать приносить исполнение вознесенной молитвы Таинства , – ради духовного нашего возрождения, освящения и для конечного нашего спасения. 254. Значит ли это, что Божественная благодать сообщает силу и снисходит на человека без его молитвенного участия в Таинстве? В том случае, если душа приготовлена воспринять благодать с благоговейной верой, подтвержденной угодными Богу делами, Господь исполняет прошение. Исполнение обряда только наружное, молитва только устами, без участия сердца – грех пред – Богом и осквернение Таинства.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

22. Между врачебными пособиями, есть одни – укрепляющие, другие – очищающие, иные – возбудительные. Свт. Тихон возбудительное для расслабленного сердца пособие извлекает из обыкновенного в обыкновенных делах слышимого слова: ты чего стал? Бывает, – говорит святитель в уеди­нении своем, – что когда люди, собравшись на ка­кое-либо дело, работают и трудятся, и один из них, разленившись, стоит: тогда другой ему говорит: «Ты чего стал?». Так начавшему, но ослабевающе­му в подвиге благочестия, можно в поощрение ска­зать: христиане в деле своем трудятся, с усерди­ем каются, воздыхают о грехах своих: ты чего стал? Прочие подвизаются против греха диавола, мира и страстей: ты чего стал? Прочие со тщани­ем молятся, просят и толкут в двери милосердия Божия: ты чего стал? Прочие, отрекшись себя и взяв крест свой, идут за Христом и последуют Ему терпением, любовью, кротостью и смирением и идут за Ним в вечную жизнь, где поют непрестан­но и сладко: «Аллилуйя», где сладкое и блажен­ное содружество со Ангелами... Ты чего стал? Для чего туда же в покойное, мирное и сладкое место не спешишь? 23 . Вопрос. В наружных болезнях весьма употреби­телен и полезен пластырь. Есть пластырь и духов­ный в душевных болезнях. Например, тяжкая для души болезнь есть скорбь и печаль. Каким же пластырем можно уврачевать эту болезнь? Ответ. Мы найдем его в сокровищнице свт. Тихона. Что пластырь живительный, – говорит от­шельник-святитель, – язве или ране телесной, то душе грешной страхом суда Божия и печалью за грехи уязвившейся, есть Евангелие... Не бойся, грешная и кающаяся душа, веруй только в Евангелие и почувствуешь в сердце твоем животворность его. Рассуди сам: ради кого Христос Сын Божий в мир пришел? Ради грешников... Не так отец, не так матерь над болящим чадом своим умилостивляется, как милосердый Бог умилостивляется над грешником, в сокрушении сердца к Нему взды­хающим... Имей убо сокрушенное сердце, и Еван­гелие будет тебе вместо пластыря. 24. Между телесными болезнями самая ужасная бо­лезнь есть моровая язва. Есть и между нравствен­ными болезнями такая же болезнь, как язва моровая. Это выясняет свт. Тихон так: что моровая язва телу, то душе соблазн. Язва в одном челове­ке зачинается, потом весь дом, а далее весь град или село и вся страна от него заражается и поги­бает: так соблазн в одном человеке начинается, а потом ко многим переходит, ибо похоть в сердце человеческом, кроющаяся видением и слухом, как огонь ветром возбуждается и разжигается ко злу. Один начал такой-то дом созидать, в таком-то платье ходить, в такой-то карете ездить; видит сие другой, третий и прочие многие; и все так по­ступают... О лютое зло соблазн! Посему-то Христос строго запретил подавать соблазн ( Mф. XVIII, 6–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieremiya_Solov...

8-й член. О браке. О браке мы веруем и исповедуем, что брак Богом утверждён (Бытия II, 24) для взаимного вспомоществования между мужем и женою, для умножения рода человеческого и для избежания блуда (I Корин. VII, 2); а именно муж должен иметь одну жену, а жена одного мужа (Еван. Mф. XIX, 4 – 6 ). Обряд бракосочетания совершается согласием родителей под благословением церкви и рукоположением духовного наставника. 9-й член. О государственном порядке. Мы веруем и исповедуем, что высшая власть в государстве Богом установлена, каковой власти мы обязаны покоряться, где это не противоречит заповедям Царя Царей ( Рим. 13:1–2 ). Так на правительство возлагается власть для наказания преступников и поощрения делающих добро ( 1Петр. 2:13–4 ). Мы считаем обязанными отдавать каждому должное, кому страх – страх, кому подать – подать, кому оброк – оброк, кому честь – честь, ибо они Божии служители, которые тем самым и занимаются ( Рим. 13:5–7 ). 10-й член. О втором пришествии. Мы веруем в пришествие Господа нашего И. Христа в силе и славе Своей одесную Бога всемогущего ( Деян. 1:10–12 и ев. Мф.25:31). Мы почитаем этот день Его откровения за венец спасения ( 1Кор. 1:7–8 ), ибо в этот день увидят все народы всю истину и чудесное величие Его и с Ним невесту Его, т. е. собрание святых (Αпοκ. XIX, 6 –10), ибо умершие во Христе воскреснут в нетленной славе и увидят Его, как Он есть, будут подобны Ему и с Ним будут царствовать (Фес. 4:13–18; 1Кор. 15:16–20, 23, 42, 43, 53 и пр. Αпοк. 20:4–6; 22:5; 5:10); мы веруем также в воскресение неправедных и в страшный суд, на который всем должно явиться, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал живя в теле, доброе или худое (2 Корин. V. 10). Неправедным будет вечное осуждение, а праведным вечное блаженство. После смерти для осужденных не предстоит никакого спасения, т. е. перехода из вечной погибели в вечную блаженную жизнь (Ев. Лyku XVI, 24 и 26). Воспоминая слова Господа нашего: „ей, гряду скоро! и с Духом и невестою», мы как действительные члены её восклицаем: „Аминь, ей гряди Господи Иисусе».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

И заповедь Спасителя в Мф. XIX, 6 воспрещает собственно не развод, а причину, которая решительно разрывает брачное сочленение и расторжение его делает неизбежными В этом пункте католическая догматика особенно слаба, ибо она и самую таинственность полагает в добровольном согласии брачующихся, при чем Церковь только благословляет его и испрашивает божественную помощь для его прочности и плодотворности 50 . Тогда – при измене-и обязательство кончается, благодать же обращается в суд преступнику, как и при недостойном принятии тела и крови Христовых. Православное воззрение устраняет это натуралистическое понимание и, сосредоточивая преобладающую важность на самом тайнодействии, возводит естественную связь мужчины и женщины в истинно таинственную-Христову 51 . Здесь брак не просто совместное сожитие, но-прежде и больше всего- христианский долг воспроизводить в нем те отношения, какие существуют между Господом и Его Церковью . По крайней мере нам думается, что это именно и выражается в классическом месте Eфec. V, 32 , где речь далеко не о простом сравнении 52 . При таком толковании удобно объясняются и все другие аналогии, напр., главенство мужа, как образа Божия ( 1Kop. XI, 7 ), его господство над женою ( Eфec. V, 22–24 а1.) и пр. Это показывает, что брак требует взаимной самопреданности в целях духовно-нравственного усовершенствования до «возраста исполнения Христова» ( Eфec. IV, 13 ) и себя и своего потомства, в качестве членов Церкви. Потому он и должен быть нерасторжимым столько же, сколько вечно общение Искупителя с верующими. Но с другой стороны он не менее решительно и уничтожается, раз этот принцип его нарушен кем-либо из супругов, – и глава оказывается без тела или наоборот. Такова и « церковь лукавнующих», члены коей, не смотря на все свои внешние связи, услышат потом страшный глас Владыки-Христа: николи же знах вас ( Mф. VII, 23 ). Из предыдущего видно, что произвольное отпущение преступно потому, что оно заставляет разведенную разрушать брак еще существующей, ибо не имеется πορνει α.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

24 Φϑνω из φϑνεω (Ск. spha пухнуть подниматься; С. Р. спети; Л. spehziba сила. Прельв.; срав. Mф. XII, 28 ). Обозначается сила, помогающая что ни будь сделать или куда ни будь придти раньше предположенного. Вместо достиже точнее было бы сказать – поспел. 25 μφιβλλω (корень gelo; если брать его в значении – вытекать подобно воде из источника, то др. нем. quellan – Ск. galati отпадать, galam вода, Прел.; срав. Mф. XXI, 21 ). Вытекает вода из источника, т. е., совсем отпадает на землю, конец её пребыванию в источнике; человеку отсекается голова – конец его жизни (Ск. galati отпадать – одного корня с латыш, galinaht убивать, galwa голова). Выражается понятие о невозвратимой потере человеком самого важного, в роде головы. Отдаленные смыслы этого глагола – банкротиться, опрокидываться, обхватывать что ни будь (может быть голову во время сильной неудачи). Слав.: ничтоже да сумнится – передает самую незначительную часть этого понятия. 27 στερω (Ск. ut-taras верхний, поздний; Л. pastaris поздняк, последыш, Прельв.). С. Р. лишися сродно Л. atleekas остатки. После всех приходящий есть как бы ненужный, лишний ( Ebp. XII, 15 : deficiat, versäume, Л. nesande, prive). 28 ν–δοι–ζω (Ск. dvayas–δοω (δω–duo), Прельв,). Состояние нерешительности, сомнения, когда мысль двоится. Этот оттенок точно выражен на всех языках ( Uakob. I, 6 : zweifeln, ambiguo, Ф. И. doute, Л. schaubitees) кроме С. Р., где бесцветное сумняся 29 Φοβω (φεβομαι бежать, Ск. bhi (bhajate, bi-bhe-li) бояться, литов, begu, bekmi, Л. beht бежать. Курц.). В этом слове два понятия – страха и бегства, и языки С. Р. Лт. Η. Ф. И. – на стороне первого ( Mф. II, 22 ; убояся, timuit, fürchtete, craignit, temette); срав. εσεβς. 30 Βραδτης (Ск. mardus слабый, нежный, литов, bardus тупоумный, Прельв.). Основное понятие о действии, свойственном младенцу, дитяти, которое весьма медленно в своих движениях и глупо вследствие умственной неразвитости ( Uakob. I, 19 : Лт. И. tardus, в Π. Ф. Л. корень len, lan (langsam, lehns).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Orlov/p...

Расслабленный Расслабленный ( Mф. IV:24, IX:2 ) – болезнь, которая лишает человека свободного движения, и таким образом порывается связь между волей и пораженной частью. В том смысле, как употреблено слово это в Новом Завете, оно может означать апоплексию или паралич всего организма, паралич одной стороны тела, паралич от сокращения скулов, так что членов тела нельзя ни поднять, ни протянуть, и затем пораженные части тела вскоре делаются совершенно иссохшими. Означенная болезнь до настоящего времени распространена на Востоке. Члены тела остаются неподвижно в том самом положении, в каком застиг их внезапный припадок, и страдания бывают иногда так сильны, что вскоре после припадка наступает смерть ( Mф. VIII, 6 ). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Лжехристы Лжехристы ( Mф. XXIV, 24 ). Господь Иисус Христос предостерегал Своих учеников от появления многих лжепророков и лжехристов. Мы знаем не менее 24 человек, богохульно дерзавших на звание Христа. Энергическая защита их притязаний на свое мессианство стоила иудеям громадных потерь – людьми и деньгами. Один из них, Казиба, или Бартошеб, жил в начале II столетия по Р. X. Он стал во главе иудейского народа, признававшего его своим мессией. Римляне вступили в войну с ними, и, по словам самих иудеев, в защите своего лжемессии они потеряли от 500 000 до 600 000 человек. В XII столетии явились под тем же самым названием не менее восьми или десяти обманщиков, которых поддерживали громадные массы иудеев. Некоторые из них были преданы публичной казни за обман. В 1137 г. явился во Франции один из подобных обманщиков и, с многими своими сообщниками, предан смерти. Являлись также лжехристы в 1138 г. в Персии, в 1157 г. в Кордове в Испании. При сем последнем случае почти все евреи в Испании были перебиты. В 1167 г. явился лжемессия в стране Фец; в том же самом году один аравитянин выдавал себя за мессию – и творил ложные чудеса; он был обезглавлен. Вскоре после сего один иудей, живший по ту сторону р. Евфрата, назвал себя мессиею и привлек на свою сторону громадное число сообщников; но погиб так же, как и его предшественники, в своем безумном предприятии. В 1174 г. явился один лжехрист и маг в Персии, по имени Давид Алмуссер. Он говорил о себе, что внезапно может сделаться невидимым, – но был схвачен и предан смертной казни, между тем как его собратьяиудеи были обложены тяжелым налогом. В 1176 г. явился другой подобный же обманщик в Моравии, но его обман был изобличен, и сам он казнен. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

– Не любите мира, ни яже в мире… яко все, еже в мире, похоть плотская, и похоть очес, и гордость житейская, несть от Отца, но от мира сего есть ( 1Uh. II:15–16 ). – Аще воскреснут со Христом, вышних ищите, идеже есть Христос, одесную Бога седя. – Горняя мудрствуйте, а не земная. ( Koл. III:1–2 ). Св. Василий Великий в своей известной беседе к юношам прекрасно говорит о том, что на земное благополучие должно смотреть лишь как на средство. „Мы не почитаем и не называем благом того, что доставляет нам совершенство в этой только жизни, но простираем надежды далее, и все делаем для приуготовления себе другой жизни. Поэтому, что к оной споспешествует нам, о том говорим, что должно любить сие и домогаемся сего всеми силами, а что не переходит в оную, то презирать, как ничего нестоющее“ (Том IV, стр. 345. Изд. 1846 г.). Св. Иоанн Златоуст , изъясняя заповедь Спасителя – возненавидеть душу свою и погубить ее для этой жизни, ясно дает видеть, что это возненавидение ее для этой жизни означает не ненависть к ней, а истинную и совершеннейшую любовь к ней. „Почему ты не хочешь возненавидеть души своей, спрашивает он? Потому ли, что любишь ее? Поэтому самому и возненавидь; и тогда всего более принесешь ей пользы, и докажешь, что ты любишь ее“ (Бес. на Мф. 35 ; т. 2, стр. 118). Не менее содержательны суждения Блаж. Августина в „Христианской Науке“ о том „что мы должны любить и чем наслаждаться“. Итак, христианская любовь к самому себе в Слове Божием и святоотеческих писаниях есть собственно не любовь, а забота о себе, как об одном из средств любви к Богу и ближним. Это явствует из того, что мы должны любить ближних самоотверженно. Самоотверженная любовь к ближнему – это собственно тавтология, так как любить другаго можно не иначе, как с самоотвержением; в противном случае будет не любовь, а себялюбие. Потому-то Евангелие особенно и настаивает на самоотверженности любви, чтоб показать самую ее сущность. Аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет ( Mф. XVI:24 ), так что, иже не приимет креста своего и в след Мене грядет, несть Мене достоин ( Мф. Х:38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

Теперь мы хотим взглянуть в сами памятники, оставшиеся от Феодора, чтобы видеть, как сам он объяснил эти выражения. Оставив в стороне сопоставления различных догматических отрывков, которые были бы мало убедительными в данном случае, мы остановимся только на тех памятниках, которые, говоря о единстве Лица и отрицая двойство Лиц во Христе, в то же время сами ясно свидетельствуют, в каком смысле понимается это единство Лица. Вот 1-й – отрывок из VIII книги о воплощении, цитированный у Вигилия 38 , Юстиниана 39 в актах V-ro Вселенского собора 40 , у Леонтия 41 и Пелагия 42 , и дошедший до нас даже на сирском языке 43 . Вслед за словами «быв соединены во едино, два естества чрез соединение произвели одно лицо» мы сейчас же читаем здесь: «И, как говорится о муже и жене, что их не два, но одна плоть ( Быm.II:24 ; Mф.XIX:5 ), так на основании соединения скажем и мы, что не два лица, но одно, а естества различны. Ибо как там ничто не мешает двум называться одной плотью (ибо известно, почему говорится «плоть едина»), так и здесь единство лица не исключает различия естеств». – Спросим, тесное ли, личное ли в собственном смысле соединение проповедует автор? – Я думаю, что нет – не строго личное соединение. Какое же? Пойдем дальше и узнаем. 2-й – символ, приписываемый Феодору: автор, сказав: «мы не говорим два Сына и два Господа», тотчас же продолжает, как бы отвечая на вопрос «почему?»… «потому что один есть Сын по существу – Бог Слово, единородный Сын Отчий, с Которым этот соединенный и причастный Божеству имеет общение в имени и чести Сына. Бог Слово есть по существу Господь, Которым этот соединенный имеет общение чести и поэтому мы не говорим два Сына и два Господа, ибо единый воспринятый ради нашего спасения, как нераздельно соединенный с Господом и Сыном по существу, сочествуется именем и славой Сына и Господа, не так как каждый из нас есть Сын Божий. Поэтому... соучаствующий в сыновстве и господстве исключает всякую мысль о двойстве сынов и Господов» 44 . Итак, ясно, что Феодор сам разрешает загадку в нашем смысле: свои выражения о единстве Лица в И.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010