Почему Григорий Богослов и не сказал здесь: «совершенно не следует», – но умерил резкость мысли выражением « ς τ πολλ». Человеческая же воля Спасителя – хотя была и природная, но не просто человеческая: как обожествленная в силу ипостасного единства, она была совершенно безгрешна 371 . Григорий Нисский (в слове на Пасху) в объяснение Мф. VIIÏ 2–3 говорит, что в исцелении прокаженного Христос обнаружил человеческую волю («душа хочет») и человеческое действование («тело касается») 372 . Тот же отец Церкви в объяснение Mф. XV: 32 и следующих говорит, что в желании Христа насытить множество сопровождавшего Его в пустыне народа и в преломлении Им хлеба сказалась двоякая природа Христа: Божественная – «через стремление присущей душе воли», и человеческая – «через действие плоти» (преломление хлеба руками) 373 . Тот же отец во второй книге против Аполлинария свидетельствует, что выражением «не Моя, но Твоя» (Лк. XXIÏ 42) Христос явил Себя обладающим двумя различными природными волями: Божественной и человеческой 374 . Иоанн Златоуст в слове против оставивших собрание говорит, что слова: «Отче, если возможно…, впрочем, не как Я хочу, но как Ты» – указывают не только на проявление естественного страха смерти, по природе присущего человечеству Христа, но и на двойство природных воль во Христе. Нельзя эти слова целиком относить к Божественной воле Христа, потому что в таком случае выйдет противоречие. Кирилл Александрийский в 24 главе «Сокровища» говорит, что словами: «Если возможно, да минует…» и т. д. – Христос засвидетельствовал действительность Своей человеческой воли, которой по природе свойственно страшиться смерти 375 . Наконец, Севериан, епископ Гавальский ( Γαβαλν) засвидетельствовал двойство воль во Христе при объяснении Mф. XXVI, 39 и 41 стихов. Для двойства действований Максим указывает 376 выражения отцов Церкви столь же решительные. Амвросий Медиоланский во второй книге к Грациану так рассуждает: как Бог, Христос равен Богу, а как человек – Он меньший. Одна и та же природа в одно и то же время не может быть и меньшей, и равной; следовательно, во Христе – две различные сущности или природы.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Иона пророк Иона пророк ( 4Цap. XIV, 25 , Mф. XII, 39 , Лk. XI, 29, 30 ) – имя еврейского пророка, который, очевидно, жил в царствование Иеровоама, сына Иоаса, ц. израильского. Он называется сыном Амафия из Гафхефера; потому-то он и жительствовал в Завулоне и несомненно принадлежал к означенному колену. Иона проповедовал об усилении и победах израильтян при ц. Иеровоаме ( 4Цар.14:23–25 ), вступление которого на престол обыкновенно полагается в 825 г. до Р. X. Одно из иудейских преданий говорит, что Иона был сын вдовы сарептской, которого чудесно воскресил пр. Илия ( III Цap. XVII, 8–24 ), но это предание недостаточно основательно. Бесспорно же, что мы знаем касательно личности пророка Ионы из самой же его книги, состоит в следующем: Иона, сын Амафиев, получил однажды от Бога повеление идти в Ниневию с проповедью покаяния и предсказанием о гибели города за его нечестие, если жители оного не раскаются. Но пророк, вместо того чтобы повиноваться велению Божию, отправился в Иоппию (ныне Яффа), сел на корабль и отправился в Фарсис, финикийскую колонию в Испании. Во время морского пути корабль был застигнут страшной бурей, и мореплаватели в страхе бросили жребий, чтобы узнать, за чьи грехи они навлекли на себя гнев Божий. Жребий пал на Иону, который сознался в своем грехе неповиновения Богу и просил мореплавателей бросить его в море, что те немедленно и исполнили, и буря утихла. Между тем, по Божественному Промыслу, Иону в море поглотила большая рыба. Пробыв во чреве китовом три дня и три ночи, Иона молился Господу и затем был выброшен рыбой на берег. После своего избавления пророк Иона получил вторично Божие приказание идти в Ниневию, и он отправился. Ниневия же, говорится в пророческой книге, был город великий у Бога, на три дня ходьбы. И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедовал говоря: еще сорок дней, и Ниневия будет разрушена. ( Uoh.III, 3, 4 ). Его проповедь поразила ужасом сердца ниневийского царя и народа; они раскаялись в своем нечестии, и вследствие их раскаяния Господь пощадил Ниневию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

На Mф. XIII, 10–23 . Благоразумие учеников • Благодать не уничтожает свободы • Иудеи сами были причиною того, что не понимали учения Христова • Христос хотел их обращения и спасения • Грех не есть дело природы или необходимости • Многообразие путей спасения • Увещание к милостыне и сострадательности к бедным. Беседа 46 На Мф. XIII, 24–33. Отличие притчи от предыдущей • Дьявол придает заблуждению подобие истины • Необходимость постоянного бодрствования • Не должно убивать еретиков; не запрещается их обуздывать. Действие и сила апостольской проповеди • Не чудотворения, а добродетели соделали великими апостолов и других святых • Благодать чудотворений и привлекается добродетельною жизнью, и дается для исправления других • В чем состоит истинно добрая жизнь. Беседа 47 На Мф. XIII, 34–52. Для чего Христос учил в притчах • Не должно понимать притчей буквально • Важность и многоценность проповеди • Отречение от всего житейского есть не потеря, а приобретение • Одной веры не довольно для спасения. -Вред нерадения о чтении Писания • Глава и члены добродетели • Ев. Матфей, как пример добродетели • Без милостыни невозможно спасение • Превосходство души произвольно-убогого над душою богатого. Беседа 48 На Мф. XIII, 53-XIV, 11. Незнатность происхождения Христа должна была вызывать большее удивление к Его учению • Почему в отечестве своем Христос сотворил немногие чудеса. Мнение Ирода о Христе • Преступление Иродиады и Ирода • В чем состоял закон, нарушенный Иродом • Вред пляски и пиршеств • Страдания, причиняемые праведнику, увеличивают его награду • Распутство бывает причиною многих преступлений • Грех покрывается не присовокуплением греха, а покаянием • Должно не осмеивать, а прикрывать грехи ближних • Преступность пиршеств, устрояемых для тунеядцев • Должно исправлять тунеядцев, употребляя их на служение добрым делам. Беседа 49 На Мф. XIV, 13–32. Почему Христос после известия о смерти Иоанна удаляется в пустыню • Привязанность народа ко Христу • Несовершенство веры учеников • Почему одни чудеса Христос совершал собственною властью, другие именем Отца • Умножение хлебов свидетельствует, что Христос есть Творец всего видимого • Способ совершения чуда и цель его • Не должно искать людской славы • Духовные блага должно предпочитать чувственным • Милосердие превосходнее всех искусств • Всякое искусство достойно своего имени, доколе служит к удовлетворению необходимого • Против роскоши в обуви и одежде. Беседа 50

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Господь ждал от народа, воспитанного рядом откровений, правды и Любви или по крайней мере правосудия, и вот к небу возносится вопль ограбленных, обиженных, которые не могут найти правосудия в том обществе, которое забыло нравственные начала, потому что предалось исключительно животным и материальным инстинктам и стремлениям 388 . Тогда Исаии повелено было воззвать к народу, что горе ожидает его. Эти возгласы горе! как похоронный колокол звучат над будущими последними днями Израиля. Но, напомним мы, эти же слова „горе!“ произносил Господь книжникам и фарисеям. Вообще достойно внимания сближение, делаемое одним Английским богословом 389 между главами V и VI Исаии и некоторыми главами Евангелия от Матфея. В Евангелии XXI, 33 и след. Господь глаголет притчу о винограднике и злых делателях; в XXIII главе, продолжая учение, Он обличает книжников и фарисеев и изрекает суд Свой над ними рядом приговоров, начинающихся словами: горе, вам! (ст. 13–35). В той же главе (36–39) произносится приговор над Иерусалимом: „Се оставляется дом ваш пуст“. Но к этому Милосердый прибавляет: „Ибо сказываю вам, что не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен грядый во имя Господне!“ 390 . В следующих главах Ев. от Mф. XXIV, 30–46 , и XXV, 31–46, Господь глаголет о славе и суде Его. В книге пророка Исаии глава V начинается притчею о винограднике; с 8-го стиха начинаются обличения в возгласом горе. С 24 стиха по 30 пророчество о поражении народа Израильского дальними народами. В VI главе священное видение славы Господа Саваофа, суд над Израилем, но и пророчество о святом семени, которое возрастает от срубленного древа Израилева, и есть та Отрасль от корня Иессеева,-Мессия, о котором говорит в течение шестидесяти лет пророк Исаия, этот ветхозаветный Евангелист, ГОРЕ! 8. Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле. Закон Моисеев, – рассматривая его независимо от десяти заповедей,-был великий закон, ибо он был закон дарованный откровением 391 . Он между прочим предоставлял право,– не собственности, а лишь владения землею известному роду (ср. Чис. 27:1–7 ), но не лицу: так основной принцип о земле высказан был от лица Господня словами Левита XXV, 23 и сл.: „ Моя земля , глаголет Господь“. Поэтому землю нельзя было продавать на вечно 392 ; участки должны были в юбилейные года возвращаться к наследникам семей, получивших их при вступлении в Палестину. Исполнялся ли этот закон, трудно сказать, исторических указаний на это нет, но еврейские писатели, и между прочим Маймонид утверждают, что закон о возврате родовых участков в юбилейный год и о сохранении их в родах строго соблюдался, чему доказательством служат слова Навуфея об своем участке в 3Цар. 21:3 . Кажется в том никак нельзя сомневаться, что закон этот не был забыт народом, как не были забыты имена родоначальников и принадлежащее им место жительства 393 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Пост Пост ( III Цap. XXI, 9 , Heeм. IX, 1 , Uep. XXXVI, 6 ). Во времена опасности или общественных бедствий у иудеев было в обычае и считалось религиозной обязанностью налагать на себя пост, т. е. воздерживаться от пищи, молиться и приносить жертвы ( Суд. ХХ, 26 ). То же самое соблюдалось и частными лицами, если предстояло исполнить особенно важное дело или постигал какой-либо несчастный случай, как, напр., Моисей на горе Синайской для принятия закона от Бога ( Ucx. XXIV, 18 ), Давид – когда узнал о смерти Саула ( II Цap. I, 12 ); Ниневитяне, вследствие проповеди пророка ( Uoha III, 5 ) и проч. Сам Господь постился при вступлении на Свое общественное служение: И постившись сорок дней и сорок ночей, говорит евангелист, напоследок взалкал ( Mф. IV, 2 ). Посты соблюдались евреями с особенной строгостью, и вообще от вечера до вечера, т. е. 24 часа, и отличались не только воздержанием от пищи, но даже и от всех других чувственных потребностей. При этом они обыкновенно облекались во вретище, снимали свои сандалии, посыпали пеплом голову, ходили с неумытыми руками, с непомазанной главой; синагоги во время постов наполнялись воплями, полными печали и покаяния ( Uc. XXII, 12 , Uh. II, 15, 17 ). Во время плена иудеями соблюдались четыре особенных постных дня: а) в девятый день четвертого месяца в воспоминание завоевания и взятия Иерусалима халдеями; б) в десятый день пятого месяца в воспоминание разрушения города и сожжения Храма ( Uep. LII, 12, 13 ); в) в третий день седьмого месяца по случаю убиения Годолии ( Uep. XLI, 1 ) и, наконец, г) в десятый день десятого месяца, когда началась осада Иерусалима ( Uep. LII, 4, 5 ). Законом был предписан только один пост в великий день Очищения. Но некоторые из фарисеев во времена Господа Иисуса Христа постились дважды в неделю. Важнейший пост в Православной Восточной Церкви – Великий пост . Он называется четыредесятницею, потому что по примеру самого Господа Иисуса Христа, который постился 40 дней, продолжается также означенное время, кроме недели страданий Христовых.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Мое состояиие самое безопасное; и то, чем я владею, вечно останется при мне, никакому тлению и никакой перемене не подвержено» 75 . Господь есть доля моя (Плач. Иерем. III, 24). «Кроме Господа ничего не хочу иметь. Да и я доля Господа и наследственный удел Его ( Bmop. XXXII, 9 ), а потому не имею доли с прочими коленами, но как Левит и священник, живу десятинами ( Bmop. XVIII, 1 ); когда я служу алтарю (Кор. IX, 13) то имея пищу и одеяние, сим и доволен буду (Тим. V, 8), и пойду убог за убогим крестом» 76 , чтобы свободнее и безпрепятственнее стремиться горе, возносясь, как говорит Апостол, на облацех в сретение Господне на воздухе 77 . Ибо отречение от благ мира соделывает инока способнейшим к вступлению на путь Божий. «Оно есть говорит св. Василий Великий , узда греховным действ м, удаление препятствий к стяжанию того, что вожделенно паче злата и камене честна многа ( Nc. XVIII, 11 ) – восторжение человеческого сердца в небесное жительство, по причине коего можно говорить: наше житие на не6есех есть (Флп. XVI, 20), Но что всего важнее,– оно есть начало уподобления нашего Христу, Который нас ради обнища, богат сый 78 , и Который есть как бы таинственная извне и внутри написанная книга, в которой иноки читают сию превосходную истину: иди, продаждь имение твое и даждь нищим, и имети имаши сокровище на небеси ( Mф. XIX, 21 ). «Без отречения же, продолжает тот же учитель Церкви, не возможно достигнуть жизни, сообразной Христову благовествованию. Ибо связываясь богатством, житейскими заботами, пристрастием и привычками, можно ли сокрушить сердце свое, уничтожить гордый ум, обуздать гнев, скорбь, возмущение и вообще гибельные страсти своей души? – Кому не позволено заботиться даже о необходимом, как то: о пище и одежде, тот имеет ли какую-либо причину отягощать душу свою злыми заботами о богатстве, которое подобно тернию, препятствует оплодотвориться семени, посеянному Возделывателем душ наших? Ибо так Господь говорит: а еже в тернии падшее, сии суть слышавшии, и от печали и богатства и сластьми житейскими ходяще подавляются, и не совершают плода».

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

24 ст. Здесь речь идет о возвращении Израильтян из плена и собрании их в Палестину. Но это ближайшее событие служило образом соединения верующих в Церкви Христовой, в которую вошли многие народы. 25 ст. И воскроплю на вы воду чисту, и очиститесь от всех нечистот ваших и от всех кумиров ваших, и очищу вас. Эти слова с ясностью указывают на таинство крещения, водами которого человек по действию Духа Святаго возрождается для новой духовной спасительной жизни. Относить эти слова к ближайшим временами, а именно к жизни еврейского народа после плена, можно только отчасти, так как бедствия плена не произвели в евреях такой существенной перемены, чтобы они не впадали в идолопоклонство и соединенные с ним пороки ( 1Eздp. VIII-X гл.; Неем. XIII гл.). 26 ст. И дам вам сердце ново и дух нов дам вам, и отъиму сердце каменное от плоти вашея, и дам вам сердце плотяно, и Дух Мой дам в вас. Пророк продолжает раскрывать свое возвышенное учение о духовном перерождении человека в таинстве крещения. Сердце часто в Слове Божием представляется седалищем чувствований, средоточием духовной жизни ( Npumч. IV, 23 ; Mф. IX, 4 ; Лyk. III, 15; 1 Коринф. IV, 5). Оно заправляет всею духовною жизнью человека, склоняя его в сторону добра или зла. Отсюда дать новое сердце человеку равносильно тому, чтобы произвести во всем существе его такое изменение, которое будет сопровождаться полным обновлением человека. Под каменным сердцем в словах пророка разумеется естественное греховное состояние человека, как следствие первородного греха; название сердца каменным указывает на то, что в таком состоянии человек действительно был жесток, упорен и вообще не восприимчив к благодати Божией. В противоположность этому, плотяное сердце есть сердце мягкое, чувствительное, способное на восприятие всего божественного. Оно дается человеку в таинстве крещения, когда ему сообщается Дух Божий, возрождающий человеческое естество для новой святой жизни во Христе. 27 ст. И сотворю, да в заповедех Моих ходите, и суды Моя сохраните и сотворите я. При условиях обновленного сердца и благодатных сил ко спасению людям легко будет согласовать свою волю с волею Бога, которая выражена в заповедях, законах и других постановлениях Божиих. Здесь можно видеть предуказание на таинство миропомазания.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

В параллельном месте Лк. 22:15–16 то же сказано о Пасхе. Свидетельствуя о конце старого, Господь тут же, на Тайной Вечере, полагает начало новому. Он устанавливает Евхаристию ( Mф. XXVI, 26–29 и паралл.) в воспоминание о Нем ( Лk. XXII, 19 , ср. I Кор. XI, 24–25). Евхаристическая трапеза заступила место трапезы Царства. Заслуживает внимания, что с чудом насыщения ( Uh. VI, 5 слл.), в котором, как только что было показано, первое христианское поколение видело символ Царства, Евангелист Иоанн связал, в Беседе о Хлебе Животном ( Ин.6:26–65 ), учение евхаристическое. Заступая место трапезы Царства, как совершал ее Господь со Своими учениками до Страстей, Трапеза Евхаристическая была ее исполнением и предвосхищением полноты Царства. Мы обязаны думать, что Господь это исполнение предвидел уже тогда, когда учреждал трапезу и влагал в уста учеников молитву, которая должна была возноситься на трапезе. На поставленный нами вопрос, как понимали ученики молитву, связанную с трапезою Царства, в дни земного служения Христова, мы ответить с полною точностью не можем за отсутствием материала для ответа. Но Господь, вверяя ученикам слова молитвы, знал еще до Страстей, что этою молитвою они будут молиться на Евхаристической Трапезе. Всякое другое понимание вносило бы момент случайного, которому нет места в истории Боговоплощения. Тем самым, евхаристическое толкование M. Г. восходит к Самому Господу и вскрывает ее основное значение 98 . То, что ученикам открылось в свете Воскресения, Господь предвидел до Страстей. Но и больше того. Приобщение Тела и Крови Христовых предполагает вполне определенную христологическую доктрину и устремлено к последним граням эсхатологического свершения. В евхаристическом опыте Церкви – по Воскресении! – для трех умолчаний M. Г. уже не остается места. Другое толкование M. Г. дает Лука. Толкование Луки нельзя понимать, как возвращение к исходной точке до Воскресения. Повседневное вкушение пищи не есть трапеза Царства. Его и Лука не мыслит, как трапезу Царства.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

«И другие подобные сим дела в Патриаршем духовном Приказе при святейших патриархах и в межпатриаршество при преосвященных митрополитах о пострижении жен и мужей обручившихся на других женах есть многие», прибавлено в конце отписки. Вотчинная коллегия, сообщая в виде экстракта все вышеизложенное Св. Синоду, в доношение 16 ноября 1726 года просила решение Синода по вопросу о том, которая из двух жен Шестакова законная, – так как после Натальи Шестаковой о том спорном имении бьет челом сестра ее Катерина Филиппова Шенгурская. Св. Синод положил, как доказанные факты, насильственного ее пострижения строителем Гавриилом, за что тот строитель тяжкому истязанию повинен, и слова Евангелия Mф. V, 31, 32 , Марка Х, 11 и 12, Лyk.XVI, 18 и Матфея гл. XIX. 9. Церковное запрещение за обиды священнику Шелонской пятины дворянина Андрея Иванова Мордвинова жена Пелагея Ефремова с детьми и людьми своими, придя в дом той же пятницы Бельского погоста выставки Коротского попа Афанасия Степанова, пограбили имущество его без остатка, работницу его били смертно, отомкнув амбары и сорвав замок с задней избы, забрали и оттуда многие пожитки и свезли к себе в усадьбу. Затем связав самого попа и попадью, взяли к себе в усадьбу ж, попа скованного отвезли в Новгород, к Мордвинову, который не жалуясь на него в архиерейский разряд, как бы следовало, привел его скованного же в Новгородскую провинциальную канцелярию и объявил, что он, поп, его Мордвинова обокрал. Жену его в ножных и ручных кандалах также привезли в Новгород; а пятерых детей его малолетних оставили на его дворе и морят голодом. Поп Афанасий подал жалобу на такие действия Мордвинова в архиерейский разряд, который промемориями дважды требовал приписки Афанасия в оный разряд, так как не только лица духовного, но даже и миряне, подчиненные Синоду, ведомы судом в архиерейских разрядах. Получив доношение о вышеизложенном от стряпчего Новгородского архиерейского дома, Св. Синод 24 марта определил: для лучшей верности потребовать доношение по этому делу из Новгородской консистории, за руками всех тамошних управителей, дабы Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

В символе Афанасиевом читаем: «Благая содеявший пойдут в жизнь вечную, злая же – в огнь вечный». Учение о вечности мучений есть общее учение святых Отцов и учителей церкви. «Бессмертны все души и нечестивых, для которых лучше было бы, если бы они не были нетленны, потому что мучась бесконечным мучением в огне неугасающем и не умирая, они не будут иметь конца своему бедствию» (св. Климент Римский – у св. Иоанна Дамаскина ). «Ты грозишь мне огнем горящим временно и вскоре угасающим, потому что не знаешь об огне будущего суда и вечного мучения, который уготован нечестивым» (св. Поликарп у Евсевия, Церк. Ист. IV, гл. 15). «Что он (диавол) с своим воинством и людьми, последующими ему, будут посланы в огонь и будут там мучиться в бесконечные веки, – это предвозвестил Христос» (св. Иустин мученик , Апология 1–я, гл. 28). «Если кто грешен, получит вечное тело, долженствующее терпеть мучение за грехи, дабы вечно гореть в огне и не разрушиться» (св. Кирилл Иерусалимский , огласит. поучение XVIII). «Господь то решительно говорит, что идут сии в муку вечную ( Mф. XXV, 46 ), то отсылает иных в огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его ( – 41), а в другом месте именует геенну огненную и присовокупляет: идеже червь их не умирает и огнь не угасает ( Mapk. IX, 47, 48 ), и еще древле о некоторых предрек чрез Пророка, что червь их не скончается и огнь их не угаснет (Исаии LXVI, 24); потому если при таком числе подобных свидетельств, находящихся во многих местах богодухновенного Писания, многие еще, как бы забыв о всех подобных изречениях и определениях Господних, обещают себе конец мучению, чтобы свободнее отважиться на грех, – то сие, конечно, есть одна из козней диавольских. Ибо если будет когда–нибудь конец вечному мучению, то и вечная жизнь, без сомнения, должна иметь конец. А если не смеем сего думать о жизни, то какое основание – полагать конец вечному мучению? И мучению и жизни равно придается одно слово! вечный» (св. Василий Великий , Прав., кратко излож., отв. на вопр. 207).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010