121 The “moulded” Adam must have been made, therefore, in the “image” of the “Image of God.” “After a manner” (De nobilit., 3 LC), then, the created Adam was made in the “image” of the Logos, the treasury of all Ideas, of which the “heavenly Adam” is one. See F.R. Tennant, The Sources of the Doctrines of the Fall and Original Sin. New York, 1968, pp. 131–142. 123 Etienne Gilson believes “that practically every Christian philosophy makes room for the Platonic doctrine of Ideas. So much so that rather than indwelling God, they are God. To quote but a few great names, St Augustine, St Anselm, St Bonaventura and St Thomas Aquinas all agree on this fundamental point” (The Christian Philosophy of St Augustine, trans. by L. M. Lynch. New York, 1960, p. 57). Such theologians do not belong to the patristic tradition. They are the successors to Augustine of Hippo, the prototype of the medieval Latin theologian and philosopher, it is gratifying that Gilson does not list the Fathers among “the great names.” He is sufficiently astute to recognize the vast difference between eternal Ideas in the Essence of God according to the Scholastics and, for example, the logoi of St Maximus the Confessor, which are different modes by which created beings participate in the creative Energies of God. Thus, in the “philosophy” of St Maximus (and one might suspect all the Fathers interested in such things), the logoi are immanent and creative principles of the divine Logos kata economias, in His Providence, acts which He is not obliged to perform by virtue of His Nature (as the eternal Ideas would require of Him); neither does it belongs to His Essence or Hypostasis to become flesh (See the discussion in Lars Thunberg, Microcosm and Mediator: The Theological anthropology of Maximus the Confessor. Lund, 1965, p. 80f.). Too many patrologists for too long, including Thurnberg, have neglected the patristic teachings on the Uncreated Energies of God which, in part, explains and perpetuates their misunderstanding of the holy Fathers (See Lossky, The Mystical Theology..., pp. 97–113).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

Павла: »наздани бывше на основании апостол и пророк сущу краеугольну Самому Иисусу Христу« ( Еф.2:20 ). Поэтому св. Иоанн Златоуст в объяснение сих слов Христовых говорит: «Сказав Петру, блажен еси, Симоне, сын Ионы, Господь обещал положить основание церкви на его исповедании» (т.е., что И. Христос есть Сын Божий). Кирилл же Александрийский учит: «Камнем в переносном смысле, по моему мнению, Спаситель назвал непреодолимую и крепчайшую веру учеников». «Сия вера есть основание Церкви», – говорит св. Иларий. Блаженный Августин пишет по поводу приведенных слов: «Петр один за прочих апостолов говорит: Ты еси Христос, сын Бога живого. Это прекрасно, это вполне истинно. Заслуженно он удостоился ответа: ты дал исповедание, прими же благословение. Ты еси Петр. Так как камень (πτρα) – я, то ты Петр (πτρоς), ибо не от Петра камень, но от камени Петр, точно как не от христиан Христос, но от Христа христиане. И на сем камени созижду Церковь Мою; не на Петре, т.е. не на тебе, а на камне, который ты исповедал. Созижду Церковь мою: созижду и тебя, в этом ответе представляет Он образ церкви». (Орр. X, V, р. 1097. В. С. edic. monach. ord. Bened. Parisian, an. M. D. LC XXXIII). Потому то преосв. Никанор по поводу приведенных слов говорит: «Прямой смысл этих слов Христа Спасителя, и связь речи, в которой стоят они, и параллельные места писания, им соответствующие, показывают, что их не только можно, но и должно объяснить в смысле апостольства или первенства Петра, и что толкование в смысле главенства не есть ни единственно возможное и необходимое, ни истинное». (См. Разб. Рим. уч. о папском главенстве, изд. 2, Казань 1871 г., стр. 14). Совсем не говорят в пользу папского главенства и слова Спасителя о ключах, которые обещаны были И. Христом апостолу Петру. Этими словами И. Христос выражал такую мысль: «Теперь мало лиц, которые вместе с тобою исповедуют Меня Христом и Сыном Бога живого. Ты, и они будете основаниями, на которых Я до конца веков буду созидать великое здание Моей Церкви, несмотря на все усилия ада.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

http://www.encspb.ru/object/2804676250?lc=ru В доме князя Голицына на Фонтанке, 20, находилась известная всему Петербургу церковь, в которой втайне от князя происходили хлыстовские радения под руководством некоего старца Фёдора. Когда же Голицын обнаружил, что святой старец является орудием какого-то тайного политического общества, то старца завлекли в вырытую ночью перед входом в дом глубокую яму, где и засыпали живого землёй. Князь А. Н. Голицын был обер-прокурором Синода, министром народного просвещения и личным другом Александра I, который часто приезжал в эту церковь Живоначальной Троицы, к обедне. Дом на Фонтанке, построенный ещё в 1780-х годах, был приобретён Голицыным в 1812 году. Новый хозяин заново отделал внутренние помещения. Особый интерес представляла архитектура домовой церкви, исполненная А. Н. Воронихиным. Живопись иконостаса принадлежала кисти В.Л. Боровиковского, а архитектор А.А. Витберг придал внутреннему убранству таинственный, мистический характер: отсутствие дневного света, тёмные ступени притвора, подобие гробов, расставленные в молельнях, лампады красного стекла в виде кровоточащих сердец. Церковь Живоначальной Троицы представляла значительный художественный интерес. Она была воспета Г.Р. Державиным и изображена на картине А.В. Тыранова. Храм располагался в доме Голицына, представлявющий не только памятник архитектуры, но и памятник отечественной истории и культуры. В верхних этажах этого дома жили братья Тургеневы - Александр и Николай. На квартире Тургеневых собирались участники литературного кружка " Арзамас " , членом которого был Пушкин. Здесь, по свидетельству современников, Пушкин сочинил свой блестящий экспромт, раз и навсегда определивший Михайловскому замку место в истории: " ... пустынный памятник тирана, забвенью брошенный дворец " . Из книги: Синдаловский Н. А. Легенды и мифы Санкт-Петербурга. - Санкт-Петербург: Издательство ЗАО " Норинт " , 2011 Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/article/?object=35418

Sin embargo, aquel estado pacífico de cosas no duró por mucho tiempo; porque los judíos, que estaban molestos por la difusión de la nueva doctrina, suscitaron un tumulto popular contra los misioneros. " El mensaje del Señor se iba difundiendo por toda la región; pero los judíos incitaron a las señoras distinguidas y adictas a los principales de la ciudad que provocasen una persecución contra Pablo y Bernabé, y los expulsaron del territorio» (Hech 13:49–50). La existencia de grupos numerosos de mujeres, captadas por la religión judía, se ha comprobado en numerosas ciudades del mundo grecorromano. Ellas se sentían atraídas por la piedad del culto hebreo, que no aplicaba a las mujeres las exigencias legales que resultaban tan pesadas e intolerables a los varones. Es probable que estas señoras, pertenecientes a una clase social media alta, no actuaran directamente sino, que más bien movieran a sus maridos y los incitaran a molestar a los misioneros para hacerles imposible su apostolado. La persecución debió de ser bastante violenta, puesto que Pablo, muchos años después, anciano ya y encarcelado en Roma, al escribir a su discípulo Timoteo, le recuerda las persecuciones que tuvo que sufrir por la palabra de Dios y nombra expresamente Antioquia ( 2Tim 3:10 ). Bernabé y Pablo, al abandonar la ciudad, se sacuden el polvo de sus pies, o, mejor aún, de sus sandalias. Se trata de un gesto que el piadoso israelita hacía cuando regresaba a Israel de vuelta de un país infiel del que no quería traerse consigo ni siquiera el polvo de sus caminos. Y Jesús lo había aconsejado así en una de las instrucciones que dio a sus discípulos sobre cómo comportarse ante el rechazo de sus oyentes (Lc 10:11). Así, pues, Bernabé y Pablo se fueron de Antioquia de Pisidia sin querer llevarse nada de ella, aunque dejaban detrás de sí el gozo y el espíritu del evangelio, que quedaba sólidamente establecido en aquella ciudad. Hoy nada nos queda de la floreciente comunidad de Antioquia de Pisidia ni de su ciudad. Tras el olvido y destrucción de los siglos, de nuevo en 1833 un sacerdote británico de Esmirna, llamado Arundel, descubrió las ruinas de Antioquia de Pisidia, cerca de la ciudad turca de Jalobausch, donde las excavaciones han revelado, entre otras edificaciones, un maravilloso Arco del Triunfo a la memoria del emperador Augusto, así como los cuarteles de la guarnición romana. Primer Viaje: Iconio y Regreso a Antioquia

http://azbyka.ru/otechnik/spanish/asi-fu...

No cabe duda de que la preeminencia del Evangelio de san Lucas sobre los otros escritos existentes, anteriores al suyo, se basa en que él escribía solamente luego de un exhaustivo examen de los hechos y del seguimiento de una estricta secuencia de eventos. Esta preeminencia es compartida por los otros tres Evangelistas, ya que dos de ellos, Mateo y Juan, pertenecían a los doce discípulos originales de Cristo, ellos mismos fueron testigos y servidores del Verbo; mientras que Marcos, escribió basándose en las palabras del discípulo más cercano a Cristo, testigo cierto y verdadero participante en los sucesos del Evangelio: el Apóstol Pedro. El objetivo señalado por san Juan surge con particular claridad en su Evangelio, en el que abundan los testimonios jubilosos acerca de la Divinidad de Nuestro Señor Jesucristo. Pero, naturalmente, los otros tres Evangelistas también tienen la misma meta. Nacimiento eterno y Encarnación del Hijo de Dios ( Jn. 1:1–14 ) Al tiempo que los Evangelistas san Mateo y san Lucas relatan el Nacimiento terrenal de Nuestro Señor Jesucristo, san Juan comienza su Evangelio con la exposición del dogma de la Encarnación y generación eterna de Cristo, el Hijo Unigénito de Dios. Los Evangelistas sinópticos comienzan sus narraciones con aquellos acontecimientos gracias a los cuales el Reino de Dios tuvo su principio en tiempo y espacio . San Juan, como un águila, se eleva hacia el fundamento eterno de este Reino, contemplando la eterna existencia de Quien sólo «en estos últimos días» (Heb 1:1) adoptó la naturaleza humana. El Hijo de Dios, la Segunda Persona de la Santísima Trinidad, es llamado «Verbo» por san Juan. Aquí es importante saber y recordar que «Verbo,» en griego " Logos,» a diferencia del correspondiente vocablo de nuestro idioma, no sólo significa la palabra hablada sino también el pensamiento, el razonamiento y la sabiduría expresados a través de ella. En consecuencia referirse al Hijo de Dios como «el Verbo,» adquiere el mismo significado que llamarlo «Sabiduria» (ver Lc 11:49 y Mt 23:34 ). Asi, El Apóstol san Pablo, en I Cor 1:24, se refiere a Cristo como «la Sabiduria Divina.» En este sentido, la enseñanza acerca de la Sabiduria Divina se desarrolla en el libro de Proverbios (ver especialmente el magnífico texto de Prov 8:22–30 ). Entonces, resulta extraño afirmar, como hacen algunos, que san Juan copió su enseñanza sobre el Logos de la filosofía platónica y sus seguidores (Filón). San Juan escribió su Evangelio basándose en sus conocimientos de las Sagradas Escrituras del Antiguo Testamento, de lo que aprendió como discípulo amadisimo de su Divino Maestro, y de lo que le fue revelado por el Espíritu Santo.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

http://www.encspb.ru/object/2804010262?lc=ru Каменную церковь по проекту архитектора И.Е. Старова строили на пожертвования прихожан - с 1798 по 1812 год. Главный престол в честь Покрова Пресвятой Богородицы был освящен 30 сентября 1812 года; Иоанно-Предтеченский (правый) - 1 ноября 1808 года; левый - во имя святой равноапостольной Марии Магдалины - 20 ноября 1808 года. Здание представляло собой массивное сооружение с одним куполом. Его главный, западный, фасад украшал внушительный дорический портик, над которым возвышалась двухъярусная колокольня. Церковь отличали четкость объёмов, строгость и благородная простота архитектурных форм. Торжественное впечатление производил её интерьер, оформление которого строилось на сочетании грузных пилонов и легких пилястр. Центральный неф замыкал довольно интересный иконостас, в основном сохранивший первоначальную форму, традиционную для ампирных иконостасов начала XIX века. Он был сооружен по проекту Петрова. Образа для иконостаса выполнены академиками братьями Малковыми. В 1814-1816 годах, по проекту архитектора В. П. Стасова, церковь была обнесена железной оградой с двумя часовнями. При реконструкции в 1849 году были сделаны боковые пристройки, в которые перенесли придельные алтари. Храм вновь был освящен в 1852 году. После перестройки в 1899-1902 годах, по проекту гражданского инженера С.П. Кондратьева, все приделы стали одинаковыми. При церкви имелось три каменных дома. Причт состоял из трех священников, дьякона и трех псаломщиков. Они не получали жалованья и существовали только на доходы от совершения приходских треб и пожалования прихожан. В 1899 году числилось прихожан - 3443 мужчины и 4531 женщина. В 1922 году храм относился к Петроградской автокефалии, затем, до июля 1923 года, был обновленческим. 21 августа 1932 года храм был закрыт. Снесен в 1936 году. 29 мая 1998 года состоялась церемония открытия памятного знака на месте разрушенного храма. На знаке помещена мозаичная икона Божией Матери и выгравированы слова молитвы ко Пресвятой Богородице.

http://sobory.ru/article/?object=35617

În ziua de azi, când asupra fiecrei persoane se prbuete zilnic un torent de informaie de tot felul, este deosebit de important s învei pe pstorii s poat diferenia glgia vorbirii în deert de cuvintele vieii venice, s asculte cuvântul lui Dumnezeu i s-l pzeasc (vezi: Lc. 11:28), aa cum ne înva Evanghelia lui Hristos. Biserica i-a dat dreptul la mrturia adevrului evanghelic. Este datoria ta direct s vesteti zi de zi. Întotdeauna s ii minte de preîntâmpinarea Apostolului Pavel care scria:  „Cci dac vestesc Evanghelia, nu-mi este laud, pentru c st asupra mea datoria. Cci, vai mie dac nu voi binevesti!” (1 Cor. 9:16). Asupra acestui fapt indic i cea de a 58-a pravil a Sfinilor Apostoli care sun aa: „Episcopul nepurtând grij de cler, sau de popor, i neînvându-i pe ei bun cinstire de Dumnezeu, s se afuriseasc, iar struind în nepurtare de grij i lenevire, s se cateriseasc”. Iat cât e de mare msura responsabilitii arhiereului pentru clericii i pstoriii încredinai lui. Ei au nevoie nu doar de slujirea dumnezeiasc în calitate de arhiereu i de învare, dar i de pstorire. Anume episcopul posed împuterniciri de chivernisire a ogorului bisericesc încredinat lui. Aceast orânduire este pecetluit în cuvântul lui Dumnezeu i în cartea Faptele Apostolilor , i în Epistol întâia ctre Timotei a Apostolului Pavel (vezi Faptele 20:28; 1 Tim. 5:19). Episcopul este dator s supravegheze îndeplinirea poruncilor lui Dumnezeu, canoanelor i rânduielilor bisericeti, s chiverniseasc viaa parohiilor, s hirotoneasc i s numeasc slujitorii altarului în hotarele eparhiei sale. Acestea i multe altele trebuie s le faci ca Eparhia de Zlatoust, încredinat grijii tale, s se dezvolte i s se întreasc. Iar întrirea înseamn i zidirea de biserici, i pregtirea noilor pstori, i ostenelile de luminare, i misionarismul, i lucrul cu tineretul, i slujirea social, dar, ceea ce e cel mai important, schimbarea strii duhovniceti a poporului. Când vei vedea mai multe bucurii i lumin în ochii oamenilor, aceasta va fi mrturia faptului c ostenelile tale nu sunt în van, dar sunt plcute lui Dumnezeu i aductoare de rod.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4751228...

«В одно и то же время и обличен обман демонов, и погашена вечная вражда и борьба народов или еще, в одно и то же время и проповедан всем единый Бог, единое о Нем ведение, и утверждено над людьми одно царство. Весь человеческий род настроился к миру и дружелюбию, все стали признавать друг в друге братьев и уразумели собственную природу. Рожденные, то есть, как бы от одного Отца, — единого Бога, и от одной матери, — истинного благочестия, все начали миролюбиво ответствовать и принимать друг друга: так что с того времени целая Ойкумена ничем не отличается от одного богомыслящего семейства, или родственного круга » ( SC 16.7). Так Евсевий богослов и философ подчеркивает роль христианства и единого царства в утверждении и выявлении единства человеческой природы, всего человеческого рода .          2b История человечества в духовном отношении Как же все сказанное соотносится с постановкой вопроса, которую принял Евсевий от своих оппонентов в SC , которые, напомним, как видно из SC 11, высмеивали строительство храма Гроба Господня, осуществлявшееся по повелению императора Константина? На первый взгляд, прямой связи здесь нет, но это не так. Вся история человечества, как и история христианской империи, осмысляется Евсевием в рамках определенного понимания «домостроительства», или учения о Промысле Божием, на что недавно обратила внимание в России И. Ю.   Ващева , не писавшая, впрочем, специально о палестинском факторе в учении о промысле Божием у Евсевия. Итак, в чем же тут специфика учения Евсевия, как оно излагается в LC и SC ? В этих сочиненияхЕвсевий достаточно подробно останавливается как на учении о едином Боге и Его едином Сыне – Слове Божием, которым зиждется весь тварный мир, так и на том, как произошло извращение богопочитания, как появилось поклонение языческим богам. Здесь следует отметить, что, если в неоплатонизме, учение которого Евсевий, споривший с Порфирием, достаточно хорошо знал, сочетались учение о Едином и его Уме (параллель к христианскому Логосу) с учением о богах, которые тоже достойны почитания, то Евсевий даже не рассматривает такой возможности.

http://bogoslov.ru/article/4507567

Dar ce înseamn mulumirea pe care o facem? Sfântul Ierarh Ioan Gur de Aur a spus nite cuvinte minunate: „Mulumirea svârit este slujirea slavei lui Dumnezeu”. Anume slavei Domnului Iisus Hristos a slujit samarineanul lepros, care s-a întors dup tmduire, despre aceasta am auzit în Evanghelia de azi (Lc. 17:12-19). Aceast slav noi o aducem prin cuvinte, cântri minunate, rugciune, dar cea mai important proslvire a lui Dumnezeu – este în sufletele i trupurile noastre, în voina noastr, în faptele noastre reale, în convingerile noastre. Totul la ce ne gândim, despre ce vorbim sau facem, trebuie s corespund legii lui Dumnezeu, voinei lui Dumnezeu i atunci slava lui Dumnezeu se va reflecta în viaa noastr i faptele noastre. Anume aceasta va fi proslvirea adevrat a Domnului, mulumirea adevrat pentru tot ce ne druiete Domnul în calea vieii noastre. Mulumesc cordial Dumneavoastr, vldica mitropolit, înc odat i pentru cadoul excepional, i pentru cuvintele calde. Sunt foarte bucuros s vd studeni ai academiei i seminarului. Noi parc continum cu toi împreun s srbtorim aniversarea a 70 de ani din ziua fondrii colii duhovniceti aici, pe malul Nevei. Probabil, de asemenea nu este întâmpltoare coincidena aniversrii mele de 70 de ani cu aniversarea de 70 de ani a colii, de care m leag, se prea poate, cele mai îmbucurtoare, cele mai luminoase amintiri. Întotdeauna pstrez în minte aceast experien minunat, foarte optimist a slujirii mele în calitate de rector al colilor de teologie de atunci din Leningrad. A vrea s aduc mulumiri cordiale tuturor celor care se ostenesc întru slava lui Dumnezeu. V mulumesc Dumneavoastr, Gheorghii Sergheevici, conducerii i deputailor Adunrii Legislative pentru munca pe care o efectuai c în aceast perioad, benefic pentru viaa duhovniceasc a Patriei noastre, colaborarea Bisericii cu puterea de stat va fi orientat asupra îmbuntirii vieii oamenilor, a fortificrii fundamentului vieii duhovniceti, a creterii în credin – acea credin care a ferit Patria noastr de cele mai mari pericole pe parcursul a o mie de ani. Fie ca Domnul pentru rugciunile Sfântului Dreptcredinciosului marelui cneaz Alexandru Nevski s conduc oraul nostru, Patria noastr, oraul lui Petru i, desigur, Biserica-Mam, care îi deschide braele i dragostea în faa fiecruia ce caut adevrul lui Dumnezeu. Amin.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4716306...

Llorar los Pecados ¿Por dónde, he de empezar? ¿Sobre qué fundamento, y sobre qué base construiré este discurso? Seguramente, comenzaré con la expresión de Cristo que llama desgraciados a aquellos que ríen y felices a aquellos que lloran; me quedaré sobre sus palabras: ¡ " felices los afligidos porque serán consolados; ¡ay! de vosotros que ahora reís, porque seréis afligidos y lloraréis!» ( Mt. 5:5 ; Lc. 6:25). Es verdad. El tiempo presente es una sucesión continua de aflicciones y lágrimas: tal el cúmulo de calamidades que ya aplasta completamente la tierra, los males que atenazan a todos los hombres. Haciendo un examen exacto, si tal examen fuera posible, no se terminaría de llorar y de afligirse; a tal punto todo es movimiento y ruina, que no hay un lugar que quede con señal de virtud. Lo que es más grave, es el hecho que ni nosotros tenemos, ni a los otros damos jamás la posibilidad de tener, la sensación de los males que nos aprietan. Nos comportamos por las apariencias externas como florecidas, y por dentro, estamos consumados por el fuego de la grave enfermedad. Somos impasibles, como locos que hablan y actúan sin temer las consecuencias de lo que hacen, del peligro y de la vergüenza hacia las cuales van al encuentro; no solamente desvergonzados, sino hasta orgullosos de lo que hacen, teniéndose como más sanos que quienes están con ellos. Así como ellos actuamos también nosotros: estando enfermos y sin darnos cuenta de nuestra enfermedad. Cuerpo Dolorido Cuando el cuerpo, está afligido por algún dolor, ciertamente, nos preocupamos por llamar al médico y gastamos dinero haciendo de todo y no dejando nada, para librarnos completamente del dolor; no tenemos preocupación alguna por el alma, herida y dominada totalmente por las pasiones del cuerpo. ¿Por qué sucede esto? Acontece porque la enfermedad ha hecho presa de todos, y ocurre lo que a los enfermos del cuerpo que no encuentran quienes puedan curarlos: en estas circunstancias, no hay nada que pueda impedir que todos precipiten en la extrema ruma, si no aparece alguien que domine la avidez de lo irracional.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010