В 1806 г. был отремонтирован нижний храм (сделан теплым и расписан), а в 1843 г. – верхний, в котором Н.Д. Кузнецов написал новые иконы и сделал на стенах росписи. В 1862 г. епархиальный архитектор Г.И. Карпов начал возведение боковых приделов, освященных 29 января 1865 г. Образа в них исполнил В.Ф. Пасхин. Через два года была окончена новая отделка нижнего храма. В 1900 г. арх. Д.П. Рябов приступил к полной перестройке здания, сделав его из двухэтажного одноэтажным, но двусветным и с хорами, после чего внутри смогли поместиться 3000 человек, почти все население слободы. Были возведены шатровая колокольня и пять глав. Поначалу, 28 октября 1901 г. епископ Нарвский Никон освятил само обновленное здание, a 21 мая 1903 г. – левый придел апп. Петра и Павла. Большинство расходов по перестройке взял на себя староста, крестьянин Н.М. Слепушкин, бывший также литератором, автором „Досугов сельского жителя“. В 1912 г. в церкви была повешена бронзовая доска с именами павших при Цусиме матросов из Рыбацкой слободы. В 35 саж. от церкви возвышался гранитный обелиск, сооруженный в 1791 г. в память о патриотизме жителей в Русско-шведской войне. Неподалеку находилось приходское кладбище с церковью; в Петро-Славянке стояла деревянная часовня; в Усть-Славянке – каменная, выстроенная в 1861 г. (освящена 20 июля 1920 г. как церковь прор. Илии). В Петров день причт кропил святой водой дома в округе и служил в них молебны. Полвека (1839–1888 гг.) настоятелем церкви был прот. Николай Петрович Флоровский; последним перед революцией – прот. Николай Петрович Кулигин, в 1937 г. расстрелянный. Церковь закрыта в 1934 г. и в следующем году снесена – закладная доска сейчас находится в местном музее. Ныне на этом месте – сквер. В 1980-е гг. Рыбацкое застроено многоэтажными домами. В конце XX века создана инициативная группа по восстановлению храма. http://www.encspb.ru/object/2804678970?lc=ru Село Рыбацкое находится по Шлиссельбургскому тракту, на левом берегу Невы, в 10 верстах от Петербурга и в 6 от почтовой станции Усть-Ижоры. До 1829 г. оно называлось слободою Рыбною, а с 1829 г., до причисления его к Шлиссельбургскому участку, слободою Рыбацкою. До освобождения крестьян оно состояло в ведомстве Александровской мануфактуры. Рыбною слободою, Рыбацкою или селом Рыбацким оно названо потому, что населено рыбаками, вызванными в 1710 г. Петром Великим с берегов Оки, из замосковных дворцовых волостей.

http://sobory.ru/article/?object=35576

Храмы, воздвигаемые по всей земле, – свидетельства-трофеи непрекращающегося победоносного сражения Христа с Его врагами, свидетельства Его действия и царствия на земле: «Кто из царей когда-нибудь удержал власть через столько веков? Кто и после смерти так воинствует, воздвигает трофеи над врагами, покоряет всякое место, страну, город, Элладу и земли варварские, и невидимой, сокровенной десницей усмиряет противников?» ( SC 17.11.7-10) Наконец, завершая свое Слово о Храме Гроба Господня, обращаясь к императору Константину, он прямо называет этот храм «трофеем», тем самым, очевидно, давая и окончательный ответ на выпады высмеивавших Константина за строительство этого храма: «ты представил пред очами всех верных и неверных молитвенный дом — трофей победы над смертью ( τρπαιον τς κατ το θαντου νκης) , и святой храм святого Бога (νεν τε γιον γου θεο) , как блистательные, великолепные и прекрасные памятники бессмертной жизни и божественного царства, и как особенно приличные и подобающие приношения василевса Всецарю, Спасителю и подателю победы. Этими дарами украсил ты храм и свидетельство бессмертной жизни, как для того, чтобы ими, будто царскими надписями, объявить небесное Слово Божье победителем ( νικητν ) и триумфатором победы (τροπαιοχον – букв. тем, кому посвящают трофеи) , так и для того, чтобы публично ясным и незатемнимым голосом, защитой и словом, проповедать боголюбивое исповедание ( φιλθεον μολογαν )» ( SC 18.3.14-23). В этих заключительных словах Слова о храме Гроба Господня еще раз утверждается значение этого храма (очевидно, всего храмового комплекса на Голгофе) как победного трофея на месте победы Христа над смертью и демонами. Эта победа, в свою очередь, в историческом и политическом богословии Евсевия дает силы и тем, кто становится причастен к ней через истинное богопочитание, как император Константин. Не случайно, он называет Христа «Всецарем, Спасителем и подателем победы». Христос дает Константину, который, согласно LC 1 взирает на Царя Небесного, победы над его врагами, что, конечно, для императора было весьма важно. 

http://bogoslov.ru/article/4507567

При храме имелись две часовни: первую построили в 1877, вторую – в 1889 (арх. В. И. Серков) на деньги купца П. И. Долгина в память о спасении в Борках. Иконостас в последней сделали охтяне Кондратьевы, образа написал П. П. Заболотский. Собор не был богат святынями и интересными художественными произведениями. Кроме напрестольного креста и ковчега с мощами, других реликвий в нем не было. Имелось лишь несколько образов середины XVIII века, набор воздухов времен Елизаветы Петровны, подаренная кн. П. А. Зубовым бархатная ризница, а также старинные сосуды из меди для освящения воды. Кисти акад. В. К. Шебуева принадлежал заалтарный образ „Бог Саваоф“, В. Л. Боровиковскому приписывалась роспись бронзового киота, сделанного для Александра I. В 1892 престол украсили серебряной одеждой; тогда же акад. А. Р. Бок сделал из гипса Голгофу. С 1868 при соборе работало приходское Сергиевское братство со школой, приютом и учебно-воспитательным заведением, имевшее домовую церковь в своем здании на Фурштадтской, 19. В 1879, впервые в стране, в соборе начались внебогослужебные духовные беседы, устроенные прот. Димитрием Иоанновичем Никитиным, а десять лет спустя здесь образовался первый церковно-народный хор. В 1809–1823 в храме служил прот. Димитрий Васильевич Малиновский, директор Библейского общества и духовный писатель, в 1849–1870 – прот. Николай Мефодьевич Орлов, популярный в народе проповедник, в 1892–1932 настоятелем был Иоанн Васильевич Морев, редактор „Вестника военного и морского духовенства“. Собор закрыт постановлением от 31 мая 1932 и через два года частично разобран, хотя состоял под охраной как памятник архитектуры. Часть имущества была отдана в Преображенский собор. С использованием прежних стен на месте собора возведено административное здание ОГПУ, занятое ныне милицейским учреждением. http://www.encspb.ru/object/2855704726?lc=ru Сергиевский собор находился на левом берегу Невы, недалеко от реки, на пересечении Сергиевской улицы и Литейного проспекта. Со времен Петра I преобладающим населением этой части города были служившие " пушкарскому делу " , то есть полевые артиллеристы, мастеровые, работавшие на существовавшем здесь с 1713 г. Литейном дворе. На месте улиц Сергиевской (Чайковского), Захарьевской и Фурштадтской с первой четверти XVIII в. пролегали три Артиллерийские улицы. На углу двух Артиллерийских улиц в 1731 г. была построена небольшая деревянная церковь во имя преподобного чудотворца Сергия Радонежского, издавна называвшаяся артиллерийской. Сергиевская церковь строилась заново четыре раза. Построенная в 1731 г., в 1738 г. она сгорела до основания. В следующем году была освящена вновь сооруженная по проекту архитектора И. Шумахера небольшая церковь.

http://sobory.ru/article/?object=34187

Церковь Михаила Архангела в Кобыльем Городище, поставлена " на обидном месте " недалеко от Вороньего камня - места легендарной битвы Александра Невского с тевтонскими рыцарями в 1242 г. и является памятью мужества русских людей. В память о легендарной битве курган близ деревни Кобылье Городище назван Курганом Александра Невского. Само заложение церкви на возвышенном берегу залива в 40 м от берега омываемого водой говорит о высоком художественном чутье псковских зодчих. Церковь, далеко просматриваемая со стороны озера, служила ориентиром - маяком на большом торговом пути " из варяг в греки " . Конструктивные и архитектурные формы древней церкви позволяют счтитать ее первоклассным памятником псковской архитектуры XV в. - единственным памятником с сохранившимся восьмискатным покрытием. http://www.opskove.ru/object/104380057?lc=ru До сих пор было принято считать, что уже в середине XV века в Пскове строились также храмы с главой, поставленной прямо на края цилиндрических сводов, перекрывающих ветви подкупольного креста (или, как говорят, «храмы с подпружными арками слитыми со сводами»), причем у этих храмов все три абсиды были закругленные, а крыши — восьмискатные. Основанием для такого мнения служило то, что в Псковской земле до нашего времени сохранились две такие церкви, относившиеся исследователями к XV веку. Одна из них — церковь Георгия со Взвоза — датируется 1494 годом, вторую — церковь Михаила архангела в Кобыльем Городище — принято датировать 1462 годом. Но эта датировка церкви Кобыльего Городища явно ошибочна, хотя в основу ее и положены сообщения летописей. Упоминания в летописях о псковских храмах и их постройках не могут еще сами по себе без подтверждения их исследованием архитектуры служить основанием для датирования сохранившихся памятников. Псковские церкви перестраивались в древности гораздо чаще, чем обычно думают. Особенно широкий размах приняла перестройка псковских храмов в XVI веке. Летописи лишь в редких случаях отмечали эти перестройки. Церковь Михаила архангела в Кобыльем Городище относят к 1462 году, опираясь на сообщения псковских летописей о постройке города Кобылы с церковью в нем.

http://sobory.ru/article/?object=01355

Dist. 22, 97//Die Summa des Paucapalea über das Decretum Gratiani/Hrsg. J. F. von Schulte. Giessen, 1890. S. 21-22, 49). Главы, включенные в Декрет Грациана, получили широкое распространение и еще в XV в. оставались основным источником сведений о К. д. В Римской курии этот текст заменил «Постановление Константина» в версии кард. Гумберта: наряду с имп. привилегиями и др. документами он был включен кард. Ченчо Савелли (впосл. папа Римский Гонорий III ) в «Liber Censuum» (1192) (LC. Vol. 1. Fasc. 3. P. 366-368). В XIII в. К. д. рассматривали как важное, хотя и не основное свидетельство в пользу папской теократии. Как правило, сведения о нем, восходившие к «Постановлению Константина», толковались в широком смысле. Так, папа Иннокентий III (1198-1216) в проповеди на день св. Сильвестра использовал К. д. как доказательство превосходства «священства» (sacerdotium) над «царством» (regnum): власть папы была древнее, достойнее и шире (prior est et dignior et diffusior) власти императора и любого др. светского правителя. Имп. Константин уступил папе Сильвестру столицу империи, сенат и власть над Западом (omne regnum Occidentis), поэтому папа Римский носил особый головной убор - тиару , в которой совмещались митра (символ духовной власти) и корона (символ светской власти). Согласно Иннокентию III, имп. Константин, удалившись из Рима, стал править в вост. части империи; т. о., папа Римский был законным преемником римских императоров и верховным правителем всех христ. народов (PL. 217. Col. 481-484; см.: Zeillinger. 1984. S. 104-105). Стремясь подчеркнуть историческое значение Папского престола, Иннокентий III описывал папу Сильвестра как деятельного пастыря и политика, благодаря которому христиане получили возможность свободно исповедовать свою веру, а Церковь окрепла, ее влияние возросло. В то же время, согласно Иннокентию III, К. д. не мог рассматриваться как основание для папской теократии: христ. священство было установлено Богом, а особые полномочия понтифика исходили от Христа и передавались через апостольское преемство Римских епископов. Другой пример расширительного толкования К. д. представлен в послании папы Григория IX имп. Фридриху II от 23 окт. 1236 г.: имп. Константин передал папе Римскому, обладавшему высшей духовной властью (in toto orbe sacerdotii et animarum regebat imperium), высшую светскую власть (rerum... et corporum principatum); с этого времени верховным правителем христианского мира был Римский понтифик, унаследовавший власть римского императора (imperium cure perpetuo tradidit - MGH. Epistolae saeculi XIII. T. 1. P. 604-605).

http://pravenc.ru/text/2057118.html

Anda, sufre. Anda, busca y encontrarás; acecha y llama y se te abrirá.» Apotegmas de los Padres del Desierto). «La generación presente no es un tiempo de reposo ni de sueño; es una lucha, un combate, un mercado, una escuela, un viaje. Por eso, debéis prodigaros, no dejaros abatir, ni permanecer ociosos, sino consagraros a acciones santas» (Starets Nazario de Valaam). «Nada se adquiere sin esfuerzo. La ayuda de Dios está siempre dispuesta, siempre cercana, pero solamente se la concede a los que la buscan y se encarnizan en la tarea, a los que, después de haber puesto a prueba todas sus fuerzas, exclaman desconsolados con todo su corazón: ¡Señor, ayúdanos!» (Teófanes el Recluso). «Allí donde no hay esfuerzo, no hay salvación» (San Serafín de Sarov). «Descansar es batirse en retirada» (Tito Colliander). ¡Que esta severidad no nos desconcierte demasiado! ¿No leemos en los Apotegmas que «la vida de un hombre se reduce a un so/o día para los que trabajan sin tregua»? ¿Qué significan en la vida cotidiana estas palabras sobre el esfuerzo y el sufrimiento? Nos recuerdan que cada día debemos renovar nuestra relación con Dios a través de nuestra oración viva. «Orar, decía el abba Agatón, es la tarea más difícil que existe.» Si orar nos parece fácil es porque no hemos empezado realmente a orar. Tal vez debamos renovar también nuestra relación con los otros, sabiendo ponernos en su lugar por medio de nuestra compasión y renuncia. Estas palabras significan que debemos llevar la cruz de Cristo, no una sola vez, en un gesto grandilocuente, sino cada día: «Si alguno quiere seguirme, que se niegue a sí mismo y cargue con su cruz cada día» (Lc 9:23). Llevar nuestra cruz cada día, ¿no es compartir cada día la transfiguración y la resurrección de nuestro Señor? «Como tristes pero siempre alegres; como pobres aunque hacemos ricos a muchos; como quienes nada tienen, aunque poseemos todo... como quienes están a la muerte, pero vivos» ( 2Cor 6:10 ). Cambiar de espíritu La vida activa está marcada por cuatro cualidades: saber arrepentirse, saber estar vigilante, saber discriminar y saber guardar el corazón.

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/el...

В 1899 г. М.Х. Гутман расписал в нем стены и свод. В 1912-1913 г. Л.П. Шишко капитально перестроил флигель по Соляному переулку, оставив храм на прежнем месте. В 1854-1869 гг. в гимназической церкви священствовал о. Константин Добронравин (будущий епископ Псковской и Порховской Гермоген), в 1877-1895 гг. – известный проповедник прот. Константин Иоаннович Ветвеницкий, а с 1895 г. до закрытия – прот. Павел Васильевич Любославский. В 1916 г. при церкви начало работу братство, объединившее столичных учителей Закона Божьего. Церковь закрыта в 1918 г. и через пять лет ликвидирована. В новом здании сейчас – средняя школа, в старом – детский сад. Авторы: Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга: Историко-церковная энциклопедия в 3-х т. http://www.encspb.ru/object/2804676582?lc=ru С.-Петербургская 3 гимназия находится в Гагаринской улице Литейной части, подле Пустого рынка. В основание этой гимназии легло устройство учебного заведения, основанного по высочайшему повелению императора Александра I, данному 25 октября 1817 г., и назначенного для приготовления учителей для уездных и приходских училищ. Оно носило название " Второй разряд педагогического института " . К началу 1819 г. уже собран был состав начальствующих и учащихся института, хотя на самом деле институт еще не существовал. Между тем, 18 февраля 1819 г. главный педагогический институт преобразован был в С.-Петербургский университет, а потому и предположенный к открытию Второй разряд педагогического института переименован был в учительский институт, состоящий в ведомств С.-Петербургского университета, и под этим названием открыт был 19 сентября 1819 г. в доме митрополита римско-католических церквей в России Станислава Сестренцевича-Богуша, на Большой Мещанской улице; правильные учебные занятия начались в нем с января 1820 г., но по окончании перестроек, 26 марта 1822 г. институт переименован был в пансион казенных гимназистов, а позже переименован был в С.-Петербургскую гимназию, которая должна была приготовлять учителей для низших училищ и студентов для университета, и состояла под ведением правления университета.

http://sobory.ru/article/?object=12002

Литература: 1. Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. выпуск 4, отдел 2, с. 38 - 53. Издание С.-Петербургского епархиального историко-статистического комитета. СПб, 1875. http://goldenshara.com/viewtopic.php?t=65518 2. Протоколы реставрационных заседаний. IV. С-Петербург. Матвеевская церковь 1800 г. Известия Императорской Археологической Комиссии. Выпуск 41. СПб, 1911, с. 4–12. 3. А.В. Кобак, А.В. Антонов. Церковь ап. МАТФИЯ (Покровская). Санкт-Петербург, энциклопедия. http://www.encspb.ru/object/2804678930?lc=ru Существовавшая ранее церковь Матфия апостола (Покровская). Настоящий храм устроен в 1800 г. старанием священнослужителей и усердием прихожан, зданием каменный с деревянною колокольнею. По плану, Высочайше утвержденному 20 сентября 1862 г., произведено капитальное исправление всего церковного здания. Этот храм имеет три престола: первый и главный – во имя Покрова Пресвятой Богородицы, от других приделов он отделяется капитальною стеною, с аркою в середине; другой придел – во имя св. Апостола Матфия, а третий придел – во имя преподобного Сергия, Радонежского Чудотворца. Кресты под престолами простые, семиконечные… Между другими предметами в храме примечательны: перенесенный в сию церковь из старой Матфиевской иконостас в приделе св. Апостола Матфия с другими предметами. Престол в приделе из соснового дерева, вышиною 1 арш. 6 вершк., шириною и длиною 1 арш. 4 вершка. Над ним четырехугольная сень, писанная на атласе, с изображением Бога–Отца, Бога–Сына и Бога–Духа Святого. Запрестольный крест принадлежит к недавнему времени, так как на нем уже есть изображения Покрова Пресвятой Богородицы и преподобного Сергия. Самый иконостас, не смотря на то, что за крайнею теснотою настоящего своего помещения, сохранился не в полном своем первоначальном виде, замечателен: по давности своего существования; по памяти высокого своего соорудителя Петра Великого; по важности события (взятия гор. Нарвы), воспоминанию которого посвящен этот придел; по резной, украшающей его работе, которая своею строгою отчетливостью в исполнении, даже в настоящее время нередко останавливает на себе внимание опытных в сем искусстве людей и по искусному писанию на атласе и на холсте св. изображений. Иконостас деревянный, выкрашенный темно-голубою краскою, с витыми, вызолоченными колоннами; верх из сквозной резьбы.

http://sobory.ru/article/?object=34547

Al denunciar a los Judíos, temo haber comprometido nuestra forma de vida, porque también nuestra iglesia, se ha colmado con numerosos grupos, aun cuando fuimos probados por el hambre, la peste, el granizo o la sequía, incendios o asaltos de enemigos. Cuánta filosofía, cuánto desprecio de las cosas del mundo entre nosotros; no existían dificultades, ni avidez de riquezas, ni ansias de gloria, ni impulso a amores lascivos, ni malos pensamientos de otrp género; estabais todos dedicados a la religión, entre oraciones y gemidos; el fornicador, hecho casto; el litigante, vuelto a reconciliar; el avaro, inclinado a la limosna; el colérico e insolente, convertido a la moderación y a la humildad. Pero, alejada la ira de Dios, superada la tempestad y después de tanta tormenta cuando llegó la bonanza, habéis vuelto a las disposiciones anteriores; por mi parte, en el tiempo de la prueba, siempre os advertía explícitamente sobre lo que luego acaecería, sin ningún tipo de provecho. Habéis arrojado de vuestra alma, todo propósito como sueño o sombra. Por eso, ahora más que antes, temo cuanto os decía entonces. Temo más que antes, que nos merezcamos de Dios pruebas, aún más graves, para el presente, y el castigo sin salvación, en aquel momento. Porque, cuando el hombre no cesa de caer en el pecado, recurre a la indulgencia de Dios, y a su tolerancia y no saca provecho alguno para liberarse de la maldad; Dios por último, si bien no quiera arrojarlo en el abismo del mal y arruinarlo para siempre, termina por tratarle de manera tal, que no tenga más tiempo para arrepentirse, como sucedió con el Faraón. Había experimentado la benignidad de Dios, en la primera, segunda, tercera y cuarta plaga, etc., pero porque no sacó provecho alguno, fue por último arruinado y eliminado, junto con su pueblo. Lo mismo les pasó también a los Judíos, por lo cual, La Vida Privada de los Santos Cristo tuvo que decir, antes de exterminarlos e irremediablemente dispersarlos: «Cuántas veces he querido recoger a tus hijos y no habéis querido. He aquí, que vuestra casa queda desierta» (Lc. 13:3 4). Pero temo que esto nos suceda también a nosotros que, no dejándonos enseñar por otros y, por nuestros errores corremos el riesgo de caminar hacia idéntica ruina. No lo digo sólo a vosotros, ahora aquí presentes, sino también, a cuantos alejados de la cotidiana diligencia, se han olvidado de las precedentes tribulaciones; por lo cuales no he dejado de predicar que el recuerdo de las pruebas, se grabe en nuestras almas aún después que hayan pasado, porque recordando siempre la misericordia de Dios, tendemos sin interrupción a agradecerle.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

В связи с юбилеем Полтавской битвы 25 сентября 1911 г. перед церковью был открыт бронзовый бюст Петра I с надписью: „Петру I – благодарные охтяне“, отлитый по модели И.Я. Гинцбурга на средства охтинского общества. В 1917 г. памятник пропал. После открытия Георгиевского кладбища старый некрополь в церковной ограде закрыли, однако там сохранялся целый ряд надгробий начала XIX века. С 1825 г. при храме имелся дом призрения бедных духовного звания, с 1882 г. – благотворительное общество, содержавшее начальную школу. Храм закрыт в 1929 г., и через три года уникальный церковный ансамбль был безжалостно уничтожен. Ныне на его месте стоит жилой дом. http://www.encspb.ru/object/2804676087?lc=ru На месте церквей, размещавшихся в устье Большой Охты, при её впадении в Неву, в 1618 году, после заключения Столбовского мира, шведским королём Густавом-Адольфом была основана крепость Ниеншанц, вскоре превратившаяся в центр городской застройки. Поселок при крепости - Ниен (Ниенштадт) - в конце 1640-х годов при королеве Кристине получил права города. В крепости была лютеранская церковь, а в городе - два лютеранских и один православный храм. После взятия крепости 1 мая 1701 года русскими войсками под началом царя Петра I и генерал-фельдмаршала Б. П. Шереметева, крепость Ниеншанц и город Ниенштадт были переименованы в Шлотбург. Крепостные укрепления срыли. На месте крепости Петром была основана Охтинская верфь (ныне " Петрозавод " ), где строились военные и торговые корабли. При верфи Петр устроил поселение для свезенных со всей России корабельных плотников. 1722 году жители Охтинских слобод обратились в Святейший Синод с прошением об устроении церкви. В том же году была построена часовня, освященная во имя Праведного Иосифа Древодела, покровителя плотников и корабелов. В 1725 году часовня была превращена в церковь. В 1731 году церковь разобрали и перенесли в Ямскую слободу. На месте разобранной церкви построили часовню. Рядом с ней жители Охты в том же, 1731 году выстроили и освятили каменную церковь: главный престол был освящен во имя Святой Троицы, правый придел - во имя Иосифа Древодела, а левый - во имя Николая Чудотворца. Со временем, несмотря на капитальный ремонт 1815 года, церковь и колокольня при ней сильно обветшали. В 1825 году старую колокольню разобрали, а на её месте построили новую стройную четырехъярусную колокольню, увенчанную шпилем. Легкая и ажурная, она не уступала в изяществе колокольне Никольского собора, удивительно дополняла собой четкий силуэт Смольного собора, стоявшего на другом берегу Невы.

http://sobory.ru/article/?object=37528

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010