Поначалу В. В. жил в келье, находившейся внутри мон-ря, затем удалился в затвор, где он «заключился живым как во гробе ради имени Иисусова» (Отв. 73/Ep. 142. 5-6) и строжайшим образом подвизался на протяжении 18 лет; здесь он никого не принимал, не сделав исключения даже для епископа и родного брата (Отв. 51/Ep. 515; Отв. 345/Ep. 342). Одному подвижнику из Египта, упрашивавшему принять его, преподобный написал: «Если для тебя отворю двери, то и для всех; а если не отворю тебе, то и никому другому» (Отв. 55. C. 39/Ep. 55. 15-16). Только авва Серид один раз в неделю приносил ему 3 небольших хлебца (Отв. 72/Ep. 141. 4-5) и немного воды и причащал Св. Таин, а также прочитывал вопросы посетителей и записывал предлагавшиеся ответы (Отв. 13. С. 9/Ep. 13. 6-8; Отв. 16. С. 11/Ep. 16. 9-11, 24-25). Когда из-за полной недоступности В. В. многие усомнились в самом его существовании и сочли, что ответы составляет сам авва Серид, В. В. принял монахов и умыл им ноги (Вопросоотв. 60. С. 46/Ep. 125. 1-13). Несмотря на немощи В. В. никогда не оставлял своего рукоделия (Отв. 165. С. 125/Ep. 74. 33), забывал о вкушении пищи: «...ничего не вкушал и не пил… пища, питие и одеяние его - Дух Святой» (Отв. 78. С. 60/Ep. 149. 27-31). Благодаря строгой аскетической жизни и духовной прозорливости он, не покидая своего затвора, стал духовным руководителем братии не только своей обители, но и др. мон-рей, а также мн. клириков и мирян, как ясно из его ответов. В. В. получил от Бога великие духовные дарования смирения (Отв. 29/Ep. 29. 7), рассуждения (Отв. 168. С. 126/Ep. 77. 28 sqq.), прозорливости и пророчества (Отв. 31. С. 24/Ep. 31. 44-46; Отв. 148/Ep. 222), чудотворения, любви к Богу и ближним. В лат. версии жития говорится о том, что лишь однажды В. В. нарушил свое уединение и отправился в К-поль ходатайствовать перед имп. Юстинианом I (527-565) о монахах своей области, не согласных с оригенизмом (ХЧ. 1827. Ч. 25. С. 253). По мнению архиеп. Филарета (Гумилевского), речь шла о несогласных с афтартодокетизмом , на к-рых император воздвиг гонение ( Филарет (Гумилевский). Учение. Ч. 3. С. 165-166). Греч. патролог П. Христу, напротив, полагает, что В. В. ходатайствовал не за противников, а за сторонников оригенизма или, по крайней мере, за тех, кто обвинялся в нем ( Χρστου Π . Πατρολογα. 1992. Τ. 5. Σ. 394). Известные колебания имп. Юстиниана то против оригенистов (указ 543 г. с анафематизмами против оригенистов - Mansi. T. 9. Col. 533), то в их пользу (под влиянием митр. Кесарии Каппадокийской Феодора Аскиды ), вплоть до осуждения оригенизма на Вселенском V Соборе , позволяют допустить как ту, так и др. т. зр. Из своего затвора, скорее всего в связи с оригенистскими спорами, В. В., чувствуя неуверенность императора, советовал ему не бояться сильных мира сего и поступать по воле Божией: «И если истинно то, что сердце царево в руце Божией, то если пожелаем поступать право, Бог преклонит его к нам (ср.: Притч 21. 1)» (Отв. 801. С. 472/Ep. 792. 15-16).

http://pravenc.ru/text/Варсонофию ...

Римская Церковь - общая мать христиан (Ep. 88), на ее предстоятеля возложена ответственность за всех верующих (sedes haec sancta atque praecipua, cui dominici gregis est sollicitudo curaque commissa - Ep. 5; ср.: Ep. 86). Папский престол - источник епископского служения и церковной иерархии (principium episcopatus - Римский Собор 863 г., канон 3; см.: MGH. Conc. T. 4. P. 154), поэтому Римская Церковь занимает особое место среди локальных Церквей (Ep. 7), она - «наставница, мать и глава» всех Церквей (Ep. 71), «мать всех земель» (Ep. 8). Преемник ап. Петра осуществляет попечение о Вселенской Церкви и всех христианах (ad unam Petri sedem uniuersalis ecclesiae cura confluit... totius enim ecclesiae Deo auctore generaliter gerimus sollicitudinem - Ep. 71; ср.: Ep. 29, 77, 91). Более того, Римская Церковь «содержит» в себе Вселенскую Церковь (Romana ecclesia, quod Deus uniuersalem ecclesiam suscipere ac continere praecepit - Ep. 88; подробнее см.: Congar. 1968. P. 206-216; Goetz. 1993). Согласно Н., папа Римский обладает верховной юрисдикцией, полнотой законодательной и исполнительной власти в Церкви (facultas... in tota Christi ecclesia leges ponere ac decreta statuere atque sententias promulgare - Ep. 29; quia sedis apostolicae de tota ecclesia fas habentis iudicare moderamina retinemus - Ep. 90). Никто не имеет права судить рим. понтифика (prima sedes non iudicabitur a quoquam - Ep. 88) и пересматривать принятые им решения (Ep. 100). В непосредственном ведении Папского престола находятся «важнейшие дела» (causae maiores), прежде всего связанные с низложением епископов (напр.: Ep. 71); в др. случаях папа Римский осуществляет апелляционную юрисдикцию. Как правило, Н. вмешивался в спорные дела и конфликтные ситуации только после обращения одной из сторон к Папскому престолу, однако, принимая дело к рассмотрению, настаивал на том, что только он может вынести окончательное решение. «Пассивный» и «реакционный» образ действий в целом был характерен для Папского престола до григорианской реформы и борьбы за инвеституру (ср.: Herbers.

http://pravenc.ru/text/2566078.html

Истинное знание есть учение Апостолов, и древнее устройство Церкви во всем мире, и характер Тела Христова – по преемствам Епископов, которым Апостолы передали сущую по всем местам Церковь (Ibid. IV 18. 5; 33. 8). Или как это еще короче высказано в известном Иринеевом богословско-литургическом принципе: «Наша же вера (γνμη, учение) согласна с Евхаристиею, и Евхаристия подтверждает нашу веру (γνμη)» (Ibid. IV 18. 5). Из приведенных слов видно, что богословие сщмч. Иринея действительно является богословием событий (γεγοντων). Однако продолжим рассмотрение богословия сщмч. Игнатия: Един есть только Врач, телесный и духовный, рожденный и нерожденный, Бог во плоти явленный ( 1Тим. 3:16 ), в смерти Жизнь истинная, и от Марии и от Бога, сперва страдальный, а потом нестрадальный, Иисус Христос – Господь наш (Ign. Ep. ad Eph. 7. 2 ). Для сщмч. Игнатия Христос есть Спаситель, но в Церкви и как Церковь ; вера и любовь Его так конкретно и экзистенциально реальны, как и Тело Христово и Кровь Его, которая есть «Кровь Божия» (Ibid. 1. 1). Поэтому он восклицает: Хлеба Божия желаю, который есть Тело Иисуса Христа, и пития желаю – Крови Его, которая есть любовь нетленная и жизнь вечная (Ign. Ep. ad Rom. 7. 3 ). Все это для сщмч. Игнатия конкретно осуществимо и переживаемо в опыте только в общении и обществе Церкви как Тела Христова, собираемой на Евхаристию, которая тоже является Телом Христовым: Приветствую богодостойного епископа и благолепнейшее пресвитерство и сотрудников моих диаконов, и всех [верующих] – каждого порознь и всех вместе, во Имя Иисуса Христа, и Его Плоти и Крови, и страдания и воскресения, и телесного и духовного единения Божия и нашего (Idem. Ep. ad Smyrn. 12. 2) 36 . И снова, в другом месте, сщмч. Игнатий говорит: Церквам желаю соединения с Плотию и Духом Иисуса Христа, Который есть наша вечная жизнь (Idem. Ep. ad Magn. 1. 2). Старайтесь, чтобы [все] участвовали в одной Евхаристии, ибо одна Плоть Господа нашего Иисуса Христа, и одна Чаша в соединение Крови Его, один жертвенник, как и один епископ, вместе с пресвитерством и диаконами (Idem. Ep. ad Philad. 4. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Аскетическое учение преподобных В. В. и Иоанна находится в тесной связи с учением, изложенным в Apophthegmata Patrum. И в том, и в др. памятнике много общих тем: о необходимости безропотного послушания (Отв. 285. C. 211. Ср.: Alph. Marc. 2. P. 296. 15-23); об отмене определенного правила правилом, творимым в течение всей жизни (Отв. 176. С. 131. Ср.: Alph. Amma Synclit. 15. P. 425. 43-44; Syst. 4,104. 1-8); о высоте безмолвия (Отв. 52. С. 38. Ср.: Alph. Ruph. 1. P. 389. 24-34); о нравственной стороне веры (Отв. 533/Ep. 536. 9-10. Ср.: Alph. Poem. 69. P. 337. 48-49). Из житийной литературы, чтение к-рой необходимо для монаха наряду с Писанием и творениями отцов Церкви (Вопросоотв. 466/Ep. 469), цитируются отрывки из Жития Антония, написанного свт. Афанасием Александрийским (Отв. 505/Ep. 508. 11. Ср.: Vita Antonii 7//PG. 26. Col. 853B), и из Житий Илариона и Малха, написанных блж. Иеронимом (Отв. 624/Ep. 618. 13-16. Ср.: Vita S. Hilarionis 18//PL. 23. Col. 36BC; Отв. 160/Ep. 69. 18 sqq. Ср.: Vita Malchi monachi 3, PL. 23. Col. 55B). В них также дважды содержатся аллюзии на «Лавсаик» Палладия, напр., в Вопросоотв. 74/Ep. 143. 2-3 упоминается практика чтения 100 молитв, к-рой, по описанию Палладия, занимался прп. Макарий Александрийский (ср.: Palladius. Hist. Laus. 20. 3/Ed. G. Bartelink. Verona, 1974), и один раз на «Историю египетских монахов» (Отв. 759/Ep. 752. 9-12. Ср.: Hist. Mon. Aeg. 20. 16 sqq./Ed. A.-J. Festugière. Brux., 1971). Преподобным В. В. и Иоанну было особо близко аскетическое учение аввы Исайи Газского, к-рый, так же как и В. В., переселился в Св. землю из Египта и в последние годы своей жизни находился в затворе, общаясь с миром только посредством своего ученика Петра. В «Ответах» авва Исайя упоминается один раз (Отв. 249/Ep. 252. 18-21) и 4 раза цитируется (Отв. 308/Ep. 311. 6-8; Вопросоотв. 237/Ep. 240. 4-5; Отв. 525/Ep. 528. 2-9; Отв. 525/Ep. 528. 6). В мон-ре аввы Серида монахи занимались чтением сочинений великих каппадокийских отцов, хотя наибольшее внимание уделялось аскетическим творениям свт.

http://pravenc.ru/text/Варсонофию ...

Прежде чем быть рукоположенным, кандидат в епископы, как правило, должен был пройти все церковные должности (per omnia ecclesiastica officia; cunctis religionis gradibus - Cypr. Carth. Ep. 55. 8). Посвящение нового епископа должно быть справедливым и законным, основанным на принадлежащей церковному народу (plebs) власти избирать достойных и отвергать недостойных (potestas eligendi vel recusandi - Ep. 67. 3). Согласно К., основные функции епископа сводятся к управлению, совершению таинств, учительству и церковному суду (см.: Seagraves. 1993. P. 66-72). Во-первых, епископ есть пастырь, мудро управляющий своей паствой, следящий за миром и благочинием и предохраняющий Церковь от расколов ( Cypr. Carth. Ep. 55. 15; 60. 4-5; 59. 14; 71. 2). Во-вторых, он «священник, замещающий Христа», который подражает действиям Первосвященника Христа и приносит в Церкви истинную и полную жертву Богу Отцу (Ep. 63. 14). Крестить и отпускать грехи могут только предстоятели Церкви (Ep. 73. 7). Священнический авторитет и власть епископа утверждаются божественным признанием (dignatione) (Ep. 59. 5). В-третьих, епископ - учитель, который должен крепко придерживаться истинной веры Вселенской Церкви, учить ей и во всех евангельских и апостольских заповедях показывать смысл божественного домостроительства и единства (Ep. 73. 20). Епископ должен наставлять в истинной вере также тех, кто возвращаются в Церковь из ереси (Ep. 70. 3; 73. 22). При этом К. замечает, что епископу следует не только учить, но и учиться, потому что лучше будет учить тот, кто каждый день возрастает и преуспевает в изучении лучшего (Ep. 74. 10). В-четвертых, епископ - это «судья, на время замещающий Христа», имеющий судебную власть над своей Церковью и ее членами (Ep. 59. 5; ср.: Ep. 55. 3); источником этой судебной власти является священнический авторитет епископа (Ep. 59. 18; см.: Seagraves. 1993. P. 71). Судебная власть епископа реализовывалась, в частности, в праве отлучать от церковного общения и применять другие дисциплинарные взыскания в отношении клириков и мирян (см.: Cypr. Carth. Ep. 3. 3; 4. 4; 34. 1, 3-4; 48. 2; 49. 3; 52. 4; 59. 1; 68. 2, 4). В неподчинении епископской власти К. видит причину возникновения расколов и ересей (Ep. 66. 5).

http://pravenc.ru/text/1684710.html

De viris illustribus//PL. T. 23. Col. 604–631 (pyc. пер.: Иероним Стридонский , блж. Книга о знаменитых мужах//Там же. C. 258–314). Ер. Epistulae//PL. T. 22; CSEL. 56 (ed. I. Hilberg); (pyc. пер.: Иероним Стридонский , блж. [Письма]//Там же. 1893, 1894, 1903. Ч. 1–3). In Amos. Commentaria in Amos//PL. T. 25. Col. 989–1097 (Комментарий на кн. пророка Амоса). In Ep. ad Gal. Commentarii in Epistolam ad Galatam libritres//PL. T. 26. Col. 307–139 (pyc. пер.: Иероним Стридопский, блж. Три книги толкований на Послание к Галатам//Творения. Ч. 17. Киев. 1901). In Is. Commentaria in Isaiam//PL. T. 24. Col. 17–678; (pyc. пер.: Иероним Стридонский , блж. Толкование на пророка Исаию//Творения. Ч. 7. Киев. 1882). In Matth. Commentaria in Matthaeum//PL. T. 26. Col. 15–218 (pyc. пер.: Иероним Стридопский, блж. Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея к Евсевию//Творения. Ч. 16. Киев. 1901. С. 1–316). Quaest. Herb, in Gen. Quaestiones Hebraicae in Genesim//PL. T. 23. Col. 935–1010 (pyc. пер.: Иероним Стридонский , блж. Еврейские вопросы на книгу Бытия/Пер. С. Жуков. М. 2009). Hippolitus Romanus – Свт. Ипполит Римский Philos. Refutatio omnium haeresium (Philosophumena)//Refutatio omnium haeresium/Ed. M. Marcovich. B. 1968. S. 53–417. (PTS; 25) (Философумены или опровержение всех ересей). Ign. Ignatius Antiochenus – Свт. Игнатий Антиохийский (Богоносец) Ep. ad Magn. Ep. ad Magnesios//PG. T. 5. Col. 661–674; Ibid.//Ignatius Scr. Eccl. Epistulae vii genuinae (rec. media)/Ed. P.T. Camelot. Ignace d’Antioche. Polycarpe de Smyrne. Lettres. Martyre de Polycarpe. Paris. 1969. P. 80–92. (SC; 10) (pyc. пер.: Игнатий Богоносец , cem. Послание к магнезийцам/Пер.: прот. П. Преображенский //ПМА. С. 317–322). Ep. ad. Philad. Ep. ad Philadelphienses//PG. T. 5. Col. 697–708 (pyc. пер.: Игнатий Богоносец , свт. Послание к филадельфийцам/Пер.: прот. П. Преображенский //Там же. С. 334–339). Ep. ad Polyc. Ep. ad Polycarpon//PG. T. 5. Col. 717–728 (pyc. пер.: Игнатий Богопосец, свт. Послание Поликарпу/Пер.: прот. П. Преображенский //Там же. С. 346­–350).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

Пахомия» (Monita S. Pachomii//PL. 23. Col. 85-86; Pachomiana Latina. 1932. P. 151-152; CPG, N 2358) не принадлежат ни И. С., ни прп. Пахомию и представляют собой др. редакцию 3-го послания прп. Пахомия ( Gribomont. 1986. P. 231). Переводы «Пахомиевского корпуса» наряду с переводом Руфина «Правил» свт. Василия Великого оказали влияние на становление и развитие монашества на Западе в V-VI вв. (см.: Kelly J. 1975. P. 281-282; Clercq C. de. L " influence de la Règle de saint Pachôme en occident//Mélanges Louis Halphen. P., 1951. P. 174-175). Гомилии Эпистолярное наследие И. С. отличается богатством и разнообразием содержания, живостью и элегантностью стиля. Письма не образуют единого собрания, они сохранились в различных рукописных традициях ( Gribomont. 1986. P. 241). В издании кон. XVII - нач. XVIII в. собрано 154 письма (см.: Martianay, Pouget. 1693. T. 1); в издании XVIII в. Д. Валларси (см.: Vallarsi. 1734. T. 1), перепечатанном в «Патрологии» Миня (PL. 22. Col. 325-1224; рус. пер.: Творения. 1893, 1894, 1903. Ч. 1-3), насчитывается 150 писем. Новейшее издание (CSEL. 54-56, 88) содержит 155 писем; в собрание включены не только письма И. С., но и адресованные ему (при сохранении общей нумерации): Римских пап Дамаса (Ep. 19, 35) и Иннокентия (Ep. 136), блж. Августина (Ep. 56, 67, 101, 104, 110, 116, 131-132, 144), еп. Феофила Александрийского (Ep. 87, 89, 113), свт. Епифания Кипрского (Ep. 91), друзей И. С. Паммахия и Океана (Ep. 83); письма Руфина (Ep. 80), папы Анастасия (Ep. 95), блж. Августина (Ep. 144), косвенно затрагивающие И. С.; переводы И. С. различных документов, относящихся к оригенистским спорам (Ep. 51, 90, 92-94, 96, 98, 100, 135, 137). 46-е письмо Павлы и Евстохии к Марцелле (Ep. 46) в действительности написано И. С. (см.: Nautin. La lettre. 1984). Письма 148- 150 являются неподлинными и не включены в новейшее издание. Вместо них под номерами 151-154 включены 4 подлинных письма И. С.: к пресв. Рипарию (Ep. 151-152), к папе Бонифацию (Ep. 153) и к Донату (Ep.

http://pravenc.ru/text/Иероним ...

12; Ep. 1405 (IV 53), 572 (II 72)). Принимая крещение, человек не только очищается от «преступления Адама», но и получает мн. др. дарования, превышающие естество, удостаивается усыновления во Христе и участия в таинствах, становится членом Тела Христова (Ep. 925 (III 125)). На пути к достижению добродетели человек не лишен «божественной помощи» (букв. «соратничества» - συμμαχα, Ep. 968 (III 168)), «силы свыше» ( νωθεν οπ - Ep. 822 (III 22), 1726 (IV 165), 1855 (V 459)). Это последнее выражение, по-видимому, заимствовано у свт. Иоанна Златоуста, который его часто использует. Человеческая свобода воли, с одной стороны, имеет предел, т. к. может быть использована ненадлежащим образом (Ep. 629 (II 129)), с другой стороны, в ней проявляется подлинное величие человека (Ep. 579 (II 79)). Если человек свободно следует воле Божией, Бог приходит ему на помощь, дает ему Свою благодать (χρις). Благодать, согласно И. П., не дается «просто так» (πλς), без предварительной подготовки, но согласно с «расположением воли» принимающего (Ep. 1071 (III 271), 1116 (III 316), 1289 (IV 51), 1372 (IV 106)). Благодать Божия сначала испытывает свойство сердца человеческого и потом уже приступает к самому делу его освящения. Хотя благодать и есть безвозмездный и незаслуженный дар, она изливается не напрасно и не случайно, но в зависимости от веры и усилий человека. Господь, обладая непобедимой силой убеждения, не склонил Иуду следовать добродетели, оставляя место человеческой свободе (Ep. 629 (II 129)). Действиями человека движет, с одной стороны, любовь к Богу, с другой - память о Страшном суде (Ep. 603 (II 103), 659 (II 159), 822 (III 22), 1116 (III 316), 1444 (IV 171)). Однако свободная воля человека должна проявляться не только в вере и словах, но и в конкретных делах, поскольку одна вера сама по себе не спасает (Ep. 873 (III 73), 1206 (III 406), 1428 (IV 64), 1429 (IV 65)). В Ep. 563 (II 63) божественная сила благодати названа «началом, причиной и корнем всякой добродетели». Не только воздаяние за доброделание, но и добродетель сама по себе уже является даром Божиим (Ep. 1607 (V 284)). По мнению И. П., такое учение о монашеской жизни подтверждается жизнью святых основателей монашества, а также в нек-рой степени «внешним воспитанием» языческой культуры, переданной в писаниях древних ( ξωθεν παδευσις - Ep. 379, 503 (II 3), 837 (III 37), 1322 (V 73), 1474 (V 191)). Без сомнения, И. П. предостерегает от слишком высокой оценки этой культуры (Ep. 63, 369, 646 (II 146), 1233 (V 17), 1752 (V 387)). Богословие

http://pravenc.ru/text/674914.html

1037 В этом месте говорится о том сопротивлении, какое карфагенские христиане (народ) выказывали всякий раз, как только принимались в церковь тяжкие грешники (прелюбодеи, отступники от веры и др.) – по решению епископа. 1039 Епископское возложение рук в данном случае есть не что иное, как выполнение лишь простого церковного обряда, который не составлял исключительного права епископа: в случае нужды даже диакон мог возлагать руки на кающегося. Hackenschmidt, op. cit. s. 168. 1052 Вариант «in hominem», говорит Rettberg, если он не намекает на воплощение антихриста, смысла не имеет, так как антихрист придет не для опустошения только между людьми, но и для потрясения всего мира. Rettberg, op. cit. s. 342. Если в данном случае Rettberg хочет сказать, что в лице антихриста воплотится непосредственно сам дьявол, то такая мысль будет противоречивой общепринятому православному церковному учению об антихристе, по которому последний будет только орудием сатаны, но не сам воплотившийся дьявол . 2Сол.2:3, 2:8, 2:9 . Ефрем Сирин , слово 39. Иоанн Дам. Точн. изл. прав. веры, IV, 26. Кирилл Иерус. Оглас. слово 15. Макарий, Догмат. богословие, т. 2, стр. 621, изд. 4. 1053 Св. отец даже известного гонителя иудеев царя Антиоха называет антихристом. Ep. Ad Fortunatum, de exhertatione martyrii, c. 11. 1058 Например, у Иринея, adversus haeres. lib. 5, c. 25, у Ипполита, de Christo et Antichristo, и др. 1059 Ep. 56, ad Thibaritanos. Ep. 21, Lusiani reaponsum Celerino. Ep. 58, ad Lusium. Ad Demetrianum. De mortalitate, и др. 1063 Ad Demetrianum. De mortalitate. Ep. 56, ad Thibaritanos. Справедливо поэтому замечание Remmberg’a, что по своему учению о последних событиях мира и церкви св. Киприан стоит хотя в конце хилиастического периода, но не вне его. Rettberg, op. cit. s. 340341. 1068 Ibidem, c. 1. Ad Fortunatum, de exhertatione martyrii, pracfat. De bono patientiae, c. 12. Ep. 40, ad plebem, c. 6. 1070 Ep. 57, ad Cornelium, c. 3. Patrol. curs. compl. t. 3, p. 834835. Ep. 58, ad Lucium, c. 3. Ibidem, p. 974.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

Христос Великий Архиерей со святыми. Икона. XVI–XVIII вв. (Протат, Афон) В Послании ап. Павла к Титу, еп. Критскому, содержится наставление: «...говори, увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя» (Тит 2. 15). Об особом служении епископа говорит сщмч. Игнатий Богоносец : «внимайте епископу», «без епископа ничего не делайте» ( Ign. Ep. ad. Philad. 7), «без епископа никто не делай ничего, относящегося до Церкви» ( Ign. Ep. ad. Smirn. 8; ср.: Ibid. 9), «все последуйте епископу, как Иисус Христос - Отцу, а пресвитерству, как апостолам» (Ep. ad. Smirn. 8), «только та Евхаристия должна почитаться истинною, которая совершается епископом или тем, кому он сам предоставил это», «не позволительно без епископа ни крестить, ни совершать вечерю любви» (Ibidem). Повинуясь же епископу, верующие не ему повинуются, но «Отцу Иисуса Христа, Епископу всех. Итак, в честь Того, Который возжелал его, нам надобно повиноваться без всякого лицемерия; потому что такой обманывает не этого, видимого епископа, но невидимого» ( Ign. Ep. ad. Magn. 3), ибо «епископ председательствует на место Бога» (Ibid. 6), т. е. епископ для сщмч. Игнатия есть образ невидимого Епископа-Христа. Вначале каждая община, даже если это была сельская церковь, имела епископа (см. Хорепископ ), но с IV в., когда в новых социальных условиях епископам приходилось участвовать в богословских диспутах, на них лежала большая ответственность за единство Церкви, а не только местной общины ( Мейендорф, протопресв. С. 44-45), Сардикийским Собором (343) было воспрещено поставлять епископа в «село или малый город, для коего довлеет и единый пресвитер. Ибо не нужно поставляти тамо епископов, да не уничижается имя епископа и власть» (Сард. 6). Учение о первосвященстве тесно связано с учением об апостольском преемстве . На апостольском преемстве основывалось развитие всего содержания епископского служения, включая первосвященство и учительство. Епископ, получивший через рукоположение В. от Господа, является первосвященником (т.

http://pravenc.ru/text/155023.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010