«Тело отделить от души может только Тот, Кто их сочетал, а отделить душу от тела может и тот, кто устремлён к добродетели. Ибо отцы наши называют отшельничество попечением о смерти и бегством от тела». 358 Наконец, духовное разумение – это подлинная мудрость, которая даёт возможность рассмотреть последний смысл уныния на той глубине, где обнажается вся нищета этого лукавого помысла. Станет ли он после всего этого восклицать: «Никто не видит моё несчастье», 359 будучи уверен, что «Бог ещё посетит его»? 360 Даже апостолам надлежало пройти через это искушение. 361 Если «душа не понимает, что быть искушаемой ради Христа – это тоже дар Святого Духа», следует напомнить ей слова апостола: по Его благоволению нам «дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него». 362 Постепенно человек начинает понимать, что эти «искушения» необходимы и без них нет спасения: «Как атлет не может стяжать венец не сражаясь, так невозможно быть христианином без брани. 363 Кто избегает благополезного искушения, избегает вечной жизни, 364 ибо тот, кто не терпит гонений ради Господа, не узрит брачный чертог Христа». 365 Так, уныние и депрессия, лишённые изначально всякого положительного смысла, постепенно теряют свой исключительно вредоносный характер, чтобы стать дорогой к подлинно христианскому житию, sequella Christi. 366 «Он во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принёс молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Своё благоволение; хотя Он и Сын, однако страданиями навык к послушанию и совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного». 367 6. Уныние и духовная жизнь Многим, вероятно, предложенные средства от уныния не покажутся столь уж притягательными, поскольку так или иначе все они предполагают отказ от всякого рода наслаждений. «Отказ, – возразят нам, – это же наилучший способ усилить чувство подавленности и агрессивность?» Конечно, это так, если отказ не открывает новые горизонты, перспективы, не даёт надежды однажды выйти из этого плачевного состояния. Однако, приведённые фрагменты из трактатов Евагрия позволяют судить о том, насколько конечный выигрыш выше первоначальной ставки.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Bunge/...

Куно, гр. энингенский, см. Конрад, герц, швабский Куно, с. энингенского гр. Куно 189, 189 Куно, гр. байхлингенский (уб. в 1103 г.) 231, 232, 233, 233–234 Купан, еп. одной из венгерских епархий (уб. в 1099 г.) 362, 362 Курце Ф., см. Kurze F. Кучера М. П. 59 Кучкин В. А. 183 Кюрбис Б., см. Kürbis В. Лаврентий, еп. одной из венгерских епархий (уб. в 1099 г.) 362 «Лаврентьевская летопись» 82 Лавров П. А. 103 Лайош (Людовик) I Великий, кор. венгерский (1342–1382) 353 Ламберт (==Свентеполк?), с. польского кн. Мешка I (ум. после 992 г.) IV, 51, 66 Ламберт, с. венгерского кор. Белы I (ум. ок. 1095 г.) V, 357–358 Ламберт, гр. брабантский и лувенский (нач. XI в.) 231 Ламберт, венгерский гр. (уб. в 1132 г.) 368 Ламперт Херсфельдский, немецкий историограф (ум. после 1078 г.) 112, 115–121, 157, 230, 329, 340 Ланка (Анна?, Елена?), ж. тмутороканского кн. Ростислава Владимировича (?), д. венгерского кор. Белы I (?) (ум. после 1099 г.) V IXa, 361, 361 Лаппенберг И., см. Lappenberg J. J. Ласло (Владислав) I Святой, кор. венгерский (1077–1095) V, VIII, IXa, 104, 175, 175–176, 231, 231, 302, 302, 355, 355–358, 357–358, 360, 360–362, 365 Ласло (Владислав) II, (анти)кор. венгерский (1162–1163) V, 252, 370, 370 Ласло (Владислав) III, кор. венгерский (1204–1205) V Ласло (Владислав) IV, кор. венгерский (1272–1290) V, 291, 334, 348 Ласло (Владислав), с. венгерского кор. Кальмана (ум. в 1112 г.) V 363, 361 Ласло (Владислав) Лысый, двоюродный б. венгерского кор. Иштвана I Святого (перв. пол. XI в.) V 351, 351, 356, 356 Лев VI Мудрый, имп. византийский (886–912) VIII Лев IV, п. римский (847–855) 17 Лев VII, п. римский (936–939) 156, 156 Лев IX (в миру – Бруно, эгисхаймский), п. римский (1049–1054) II, 338–339, 338 Лев Диакон, византийский хронист (ум. после 992 г.) 39 Лев Марсикан, еп. остийский (1102/7–1115), церковный писатель 103, 163–165 Левенте, б. венгерских кор. Эндре I и Белы I (ум. в 1046 г.) V, 137, 351, 351–352, 355–356, 355 Леопольд (Лютпольд) I, мгр. австрийский (Баварской восточной марки) (976–994) 189

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

281-283 283-284 284-285 285-286 288-289 289-290 290-291 291-293 293-295 295-297 297-298 298-299 299-301 301-302 302-303 БАНК Алиса Владимировна (1906-1984), д-р истор. наук, специалист в области культуры и искусства Византии 303-304 304-305 305-306 306-307 307-308 БАПТИСТА МАНТУАНЕЦ (1447-1516), реформатор ордена кармелитов, блаженный католической Церкви (пам. зап. 20 марта) 308-310 310-328 328-329 330-331 331-332 332-333 333-334 БАРДИН Антон Иванович († 1841), московский мещанин, антиквар, фальсификатор древ. слав. рукописей 334-335 335-338 БАР-КОХБА прозвище Симона Бар Косибы, вождя последнего крупного антирим. восстания 132-135 гг. в Иудее 338-339 339-341 341-342 БАРМЫ накладное оплечье, возлагавшееся поверх одежды вел. государям во время венчания на царство 342-343 343-345 345-346 346-347 347-348 348-349 349-350 350-352 352-354 354-355 БАРСОВ Елпидифор Васильевич (1836-1917), исследователь древнерус. и старообр. лит-ры, археограф, собиратель 355-357 357-358 358-360 360-361 361-366 366-367 367-368 368-369 369-370 370-371 БАРЩЕВСКИЙ [Борщевский] Иван Федорович; 1851-1948, худож.-фотограф, историк древнерус. искусства и культуры 372-373 373-374 375-376 375-377 377-378 БАТЛЕР Джозеф (1692-1752), еп. Даремский, теолог и религ. философ, св. Англикан. Церкви (пам. 16 июня) БАТОВ Дионосий Васильевич (1825-1910), наставник общины брачных старообрядцев-поморцев, апологет поморского согласия 379-380 380-381 381-383 383-384 384-385 385-387 387-388 БАУР Фердинанд Кристиан (1792-1860), нем. богослов, основатель протест. тюбингенской школы библейской критики 388-389 389-390 390-391 391-393 393-394 394-395 395-396 396-398 398-399 399-400 400-401 401-403 403-405 405-406 406-407 407-408 408-411 411-412 412-413 БЕГГА († 693), св., (пам. зап. 17 дек., перенесение мощей 7 июля) Дочь св. Идуберги (Итты) Нивельской и майордома Австразии Пипина I Старшего, сестра св. Гертруды Нивельской 413-414 БЕГИНКИ члены женских полумонашеских общин, объединявшихся для ведения совместной благочестивой жизни и не принадлежавших ни к одному религиозному ордену

http://pravenc.ru/vol/iv.html

352. Гивароф ( Γηβαρθ), Аквила: в огородах, Симмах: Гаримоф ( Γαρημθ). 352. Гебарт (Gebarth), вместо чего Аквила переводит: в огородах, Симмах: в поселениях; читай Иеремию). 353. Гивин ( Γηβεν), о нем упоминает Исаия; и ныне есть селение Гива ( Γηβ), в 5 милиариях от Гуфн ( Γουφνν) по дороге в Неаполь. 353. Гебин (Gebin), о нем упоминает Исаия; и есть селение Геба (Geba), на пятом милиарии, от Гуфн (Guphnis), по дороге в Неаполь. 354. Гилон ( Γηλν), колена Иудина. 354. Гелон (Gelon), в колене Иудине. 355. Гимела ( Γημελ), страна Едома; в книгах же Царств Аквила и Симмах: ущелье соли. 355. Гемала (Gemala), страна Идумеев, что Аквила и Симмах переводять: долина соли. 356. Гир ( Γρ), здесь Ииуй ( ο) поразил Охозию, близ Иевлаама ( εβλαμ). 356. Гер (Ger), место, гтд Иеуй, царь Израильский поразил Охозию, царя Иудейского, близ Иеблаама. 357. Гилон ( Γιλν), откуда был Ахитофсл. 357. Гилон (Gilon), откуда был Ахитофел. 358. Гов ( Γβ), где была брань. 358. Гоб (Gob), где произошла битва. 359. Голафмаим ( Γωλαθμαεμ), место, которое переводится. . . . . . . 359. Голатмаим (Golathmaim), место, которое переводится: обладание, водою. 360. Голгофа ( Γολγοθ), краниево место, где был распять Христос; оно указывается в Элии, к С. от горы Сиона. 360. Голгофа (Golgotha), место краниево, на котором распят Спаситель за спасение всех и доныне указывается в Элии, к С. от горы Сиона. 361. Голгол ( Γολγλ) он же и Галгала ( Γλγαλα). Писание говорит, что близ него находятся горы Гаризип и Гевал. Галгала есть местность Иерихона. 361. Голгол (Golgol), он же и Галгал (Galgal), возле которого, как пишут, находятся горы Гаризин и Гевал. Галгал же есть местность возле Иерихона. Посему ошибаются Самаряне, желающие показывать горы Гаризин и Гевал возле Неаполя, так как Писание свидвтельствует, что они находятся возле Галгала. 362. Гоморра ( Γμορρα), один из Содомского пентаполя погибший с остальными. 362. Гоморра , (Gomorra), один из Содомских городов, погибший вместе с другими от Божественного мщения

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

О премьере см.: Дело Сухово-Кобылина. М. 2002. С. 266–268, 357–358, 361. О премьере см.: Дело Сухово-Кобылина. М. 2002. С. 266–268, 357–358, 361. Синельников Николай Петрович (1806–1894) — генерал от инфантерии. Синельников Николай Петрович (1806–1894) — генерал от инфантерии. Кокорев Василий Александрович (1817–1889) — крупный откупщик, публицист, общественный деятель. Кокорев Василий Александрович (1817–1889) — крупный откупщик, публицист, общественный деятель. Парижский мирный договор об окончании Крымской войны был подписан 18 (30) марта 1856 г. Парижский мирный договор об окончании Крымской войны был подписан 18 (30) марта 1856 г. Манифест Aлekcahдpa II о милостях, в том числе и об освобождении ссыльных декабристов, был обнародован в день коронации императора 26 августа 1855 г. Манифест Aлekcahдpa II о милостях, в том числе и об освобождении ссыльных декабристов, был обнародован в день коронации императора 26 августа 1855 г. Архимандрит Нафанаил (в миру Гавриил Натаров;? — 1857) — инспектор, с 1853 г. ректор Вифанской духовной семинарии. Архимандрит Нафанаил (в миру Гавриил Натаров;? — 1857) — инспектор, с 1853 г. ректор Вифанской духовной семинарии. Великие князья Николай Николаевич (1831–1891) и Михаил Николаевич (1832–1904) — младшие братья Aлekcahдpa II. Великие князья Николай Николаевич (1831–1891) и Михаил Николаевич (1832–1904) — младшие братья Aлekcahдpa II. «Русский вестник» (М., 1856–1906) — журнал, в то время либеральный и очень популярный. «Русский вестник» (М., 1856–1906) — журнал, в то время либеральный и очень популярный. Имеется в виду предложение Aлekcahдpa II нижегородскому дворянству заняться вопросом об устройстве быта крестьян от 20 ноября 1857 г. Рескрипт был опубликован 15 января в «С.-Петербургских ведомостях». Имеется в виду предложение Aлekcahдpa II нижегородскому дворянству заняться вопросом об устройстве быта крестьян от 20 ноября 1857 г. Рескрипт был опубликован 15 января в «С.-Петербургских ведомостях». Селиванов И. В. (1810–1882) — прозаик, публицист. Его книга «Провинциальные воспоминания. Из записок чудака» вышла в Москве в 1857 г.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

Ср. Быт. 6:7–20. 351 Сл. 25, 5, 17–6, 19; SC 284, 168–170=1.361. Ср. Исх. 3:2–3. 352 Сл. 25, 14, 26–15, 26; SC 284, 190–194=1.368–369. 353 Сл. 26, 10, 18–12, 24; SC 284, 250–256=1.378–380. 354 1 Кор. 7:40. 355 Т. е. сознательно отверг мирскую мудрость (языческую философию) и надеюсь на приобретение высшей духовной мудрости. 356 Т. е. сложил бы с себя материальное тело, чтобы " " облечься в тело духовное " " (1 Кор. 15:44). 357 Букв. " беглецом из своего отечества " " . Григорий имеет в виду обвинения, выдвигавшиеся в его адрес, в том, что он, оставив свою кафедру в Каппадокии (Сасимах), проживал в Константинополе. 358 Сл. 26, 14, 1–16, 12; SC 284, 258–264=1.381–383. 359 Евр. 13:14. 360 Сл. 4, 23, 6–8; SC 309, 116=1.73. 361 Gallay. Vie, 122. 362 См. Слово 16 (рус. пер. Слово 15). 363 Ср. Быт.1:28; 2:19–20; 3: 14–18. 364 Рим. 8:19–23. 365 Быт. 6–7. 366 Быт. 18:20–19:28. 367 Исх. 7–12. 368 Ис. 38:1–8. 369 Иона 1–4. 370 Сл. 16, 4–5; PG 35, 937–941=1.233–234. 371 Сл. 16, 6; 17–18; PG 35, 941; 959–960=1.234–235; 242–243. 372 Пс. 94:6. 373 Быт. 18:20. 374 Ср. Иоиль 2:14. 375 Ср. Пс. 125:5. 376 Сл. 16, 14; PG 35, 952–953=1.239–240. 377 Сл. 16, 20; PG 35, 961–964=1.244. 378 По предположениям некоторых ученых, Слово было произнесено в богадельне, устроенной Василием Великим. По другой версии, оно было произнесено для того, чтобы вдохновить жителей города на строительство богадельни. См. Gallay. Vie, 87; Benoit. Grйgoire, 272–274. 379 Сл. 14, 2–4; PG 35, 860–864=1.205–207. 380 Ср. Ин. 14:2. 381 Сл. 14, 4–5; PG 35, 864=1.207. 382 Сл. 14, 6; PG 35, 864–865=1.207–208. Древнегреческие поэты и историки чаще называли " " священной болезнью " " эпилепсию: см. Liddell-Scott. Lexicon, 822. 383 Сл. 14, 9–12; PG 35, 868–872=1.209–211. 384 Сл. 14, 29–31; PG 35, 897–900=1.224–226. 385 Сл. 14, 26–28; PG 35, 892–896=1.221–223. 386 Мф. 25:31–46. 387 Мф. 5:7. 388 Сл. 14, 37–39; PG 35, 908–909=1.229–231. 389 Сл. 43, 31, 13–30; SC 358, 268–270=1.564. 390 Ср. Mango. Byzantium, 222–223. 391 Mango. Byzantium, 33. 392

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Паки они: «В чем тебе наше неизвестно 355 , объяви». На сия пустынное воспитание на писме о пяти статиях: 1-е – премена о знамении честнаго креста рукосложенными персты на лица своя воображаем; 2-е – яже они чрез 356 древнее предание благословляют; 3-е – о трисоставном кресте; 4-е – о аллилуии; 5-е – о имени – яже на целой тетрати по изрядству 357 свидетелствы краткопоказателне положи. « 358 А о прочих, – рече, – пременах требует показати не неволна, но свободна времене, и места, и книгостяжания 358 ». Сия же показа, на сия проси у них возразителнаго показания на писме от свидетелств книжных явити, аще по новопечатным книгам, издревле в Росию от греков предашася, от киих и когда сия пременишася и коими святыми новопреданное утверждается. На сия от них ответ не учинися и показание никое не состроися, но новосложенныя их книги и Димитрия Ростовскаго со лжеклеветами сложение во уверение чести ему предадеся 359 , от киих вящьше показася, коль крепко основание свидетельств их. По сих паки прещение, паки ярость, паки цепи удвоение, темниц темных уготовление, посуление 360 отдать к царьскому суду под огнь и мучение без милости. По сих изволением Божиим от началников указом к суду приказан в царствующий град. Они же тогда и отдать к суду не похотеша, иже коварствовати обыкшии. Бысть же самому архиерею приезд, бысть же и от господоначалствующих крепок ему приказ, да привезется староверец поиманой. С Новаграда привезен но у его во объятиих, аще и свободнее новгородскаго, держася, обаче востание 361 люто от архиерея, люто прещение, грозы безмилостивны, облоги 362 и клеветы коварны, с господоначалствующими рать и наговоры на самому государю. Откуду мняхуся архиерейстии яко воскрилени 363 , проповедающе не точию связанному от них безмилостивное мучение и смерть, но и всем пустынножителным без пощады разхищение. Часто же юзнику прещение и приневоление тогда, когда и положи Бог самому государю юзника свидетелствовати. И по разглагольстве никоея ярости, ниже кое прещение смиреннейшему государь учини, но и последи на желание мучения архиерейская и прочих государь возрази и отказа, и отпущена от своего величества учини и вины на нем быти никакой не сказа. От архиерейских износится: государь «от мене, – рече, – отпущен», – и мучити не повеле, а от архиерея уверяти воли не отъя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Одновременно священствовал при Моск. Возне­сенском Девичьем монастыре. Умер в 1863 г. 341 Штатное число на 1 курсе составлялось из 60 студ.; было принято при открытии Академии 70; на обоих курсах – 120. См. там же, стр. 5 и 150. 345 «История Академии», стр. 349; «Богосл. Вестник» 1913 г. отчет академии; академические стипендии числятся под 49–50. Сведения о настоящем состоянии стипендий сообщены помощником библиотекаря академии иеромонахом о. Игнатием (Садковским) . 348 Там же, стр. 370, 371, 372, 385. Ср. обзор рус. дух. литературы. Арх. Ф. Гумилевского П. 1884 г. Изл. 3-е. стр. 341, 475. 350 «Русский Биогр. Словарь». Петерб. 1905 г. Стр. 41. «История Троиц. семинарии». 516. Обзор рус. дух. литер. 438. 351 «История Слав.-гр.-л. акад.» 383., «Истор. Моск. Акад.» 528 и «История Моск. духов. семинарии». М. 1889 г., стр. 12. Списки начальников, наставников и должностных лиц Моск. семинарии. 352 «История Слав.-гр.-лат. Акад.» 384; Московской – 528; «Русский биографический словарь» 38; цитат в словаре из истории Троиц. семинарии стр. 516–517 не ве­рен, здесь идет речь о Николае, но не о Никите Платонове. 354 Там же, стр. 35, 36, 235, 394, 414, 530; ср. списки начальников, настав­ников и воспитанников Виф. дух. сем., с 1800–1897 г., стр. 59. 358 Там же. 534, 237, 238, 484: «История Моск. дух. сем.». Списки. Стр. 13. Биогр. словарь 1912 г. 498–499 стр. 361 «Русс. Биогр. Словарь», Петерб. 1905 г. Стр. 37–38. «Истор. Акад.» 270 , 488–439. Хронологические сведения последнего источника расходятся с первым, ко­торому мы придаем большее значение, как основанному на позднейших данных. 362 «Истор. Акад.» 43, 337, 380, 384, 387, 430–431. «Ср. истор. Моск. сем.», списки. Стр. 5 и списки начальствующих, наставн. и пр. Вифан. семинарии. 363 Павловская, т.е. денежная, процент с капитала купца Павлова, пожертвовавшего 3000 р. «Истор. Ак.», 358. 365 «Истор. Акад.» 399 , 340. ср. 34–35 и 44–45, 240. «Истор. Моск. сем.» списки. 66 стр. Здесь сказано, что умер в 1874 г. 368 Там же, 42–43, 137, 388.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сл. 18, 18; PG 35, 1005–1008=1.271–272. 108 Т. е. скромный и тихий образ жизни, вдали от почестей и славы. 109 Письмо 8; ed. Gallay, 10=2.241. 110 См. Письма 16–18; ed. Gallay, 17–19=2.421–423. 111 Письмо 19; ed. Gallay, 19–20=2.423–424. 112 Письмо 11; ed. Gallay, 13–14=2.424–425. 113 Письмо 14; ed. Gallay, 16=2.416. 114 Письмо 20; ed. Gallay, 20–21=2.428–429. 115 Основная часть недвижимости, принадлежавшей Кесарию, была утрачена в результате землетрясения 368 г. 116 Письмо 30; ed. Gallay, 27=2.429. 117 См. Слова 7 и 8. 118 Письмо 40; ed. Gallay, 35=2.436. 119 Письма 41 и 43; ed. Gallay, 36–37; 39=2.438; 440. 120 Письмо 42; ed. Gallay, 38–39=2.439. 121 Письмо 44; ed. Gallay, 40–41=2.440. 122 Письмо 45; ed. Gallay, 41=2.441. 123 Подробнее об окружении Василия см. Gribomont. Basile II, 450–464. 124 См. Quasten. Patrology III, 231–233. 125 Этот эпизод произошел, вероятно, в 372 г. См. Gribomont. Basile II, 460–461. 126 Письмо 58; ed. Gallay, 54=2.444. 127 Ср. Письмо 59; ed. Gallay, 54=2.445. 128 Письмо 71; ed. Courtonne, 167=рус. пер., т. 3, с. 97. 129 Письмо 47; ed. Gallay, 43=2.445–446. 130 См. об этом Giet. Sasimes. 131 Сл. 10, 1, 1–2, 3; SC 405, 316–318=1.192. 132 Об отношении Григория к отцу следует сказать, что в нем сочеталось глубокое и благоговейное почтение со страхом. Абсолютная власть отца над Григорием тяготила последнего, что можно видеть из данного текста. 133 PG 37, 1056–1058=2.358–359. 134 PG 37, 1059–1062=2.359–360. 135 PG 37, 1065–1066=2.361. 136 Письмо 49; ed. Gallay, 45=2.447 137 Письмо 48; ed. Gallay, 44–45=2.448–449. 138 Письмо 80; ed. Gallay, 45–47=2.449–450. 139 Сл.18, 35; PG 35, 1033=1.284. 140 Как явствует из Слова 43–го, в 70–е годы Григорий неоднократно бывал у Василия в Кесарии Каппадокийской: он присутствовал при обоих посещениях Кесарии императором Валентом, он находился рядом с Василием, когда тот собирался в изгнание. Подробнее об этом см. в разделе " " Василий Великий " " гл. V нашей работы. 141 Сл. 18, 37; PG 35, 1036=1.285–286. 142 PG 37, 1065–1066=2.361–362. 143

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

исключает в Нем всякую возможность отвратиться от цели (т. е. впасть в грех, к-рый есть уклонение от Бога как благой цели.- Д. С.)» ( Ioan. D. Scot. Ordinatio. III 12. 1//EdWad. Vol. 7. P. 254). В «Reportatio» И. Д. С. предлагал несколько иной ответ на вопрос о причине безгрешности Христа, исключая причинное участие в этом благодати и славы и выводя безгрешность Христа из полноты Его духовного наслаждения единством с Богом: «Причина безгрешности Христа - это не единение со Словом, не слава, не благодать», но «полнейшее [духовное] наслаждение (fruitio)», к-рое имел Христос и к-рое в силу своей полноты не допускало удаления от него воли (см.: Rep. Paris. III 12. 8//Ibid. Vol. 11. P. 462; ср.: Raymond. 1911. Col. 1893). Т. о., человеческая воля Христа была вполне свободной и ни к чему не принуждалась Божественной волей, однако по своему свободному решению была «нераздельно сообразна божественной праведности» и «неизменно праведна» ( Ioan. D. Scot. Ordinatio. IV 19. 1//EdWad. Vol. 9. P. 358), вследствие чего все ее решения были всегда согласны с божественной справедливостью ( Minges. 1930. T. 2. P. 360-361). 3. Страдания и смерть Христа. Хотя душа Христа была совершенна и блаженна, ей были свойственны т. н. неукоризненные страсти, важнейшей из к-рых И. Д. С. считал скорбь (dolor). То, что Христос мог претерпевать скорбь, известно из Свящ. Писания. Скорбь, к-рую претерпевал Христос, согласно И. Д. С., была двоякой,- одна, противоположная радости, была присуща высшей (разумной) части души, а другая, противоположная удовольствию, была присуща чувствующей части души (Ibid. P. 361-362). Со второй скорбью связано то, что Христос реально претерпевал физические страдания, а не делал вид, что претерпевает их, как учили нек-рые из древних еретиков. При этом страдания Христа не были подобны страданиям грешников: «Он имел великую скорбь в чувственной способности, но не скорбел безутешно, как осужденные [на вечные муки]» ( Ioan. D. Scot. Lectura. III 15. 1//EdVat. Vol. 20. P. 396). Иаонн Дунс Скот.

http://pravenc.ru/text/471161.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010