XXIII 358-361). «Истиной» в данном случае будет являться точное сообщение о фактах, сохраненных в памяти, переданное другим полно и без изменений (см.: Krisher. 1965. S. 164-165; Adkins. 1972. P. 5-6). В «Одиссее» слово ληθεη используется преимущественно применительно к различным рассказам; так, в 7-й песни Одиссей заканчивает свой рассказ царице Арете подчеркиванием того, что он сообщил И. (ληθεην κατλεξα - Homer. Od. VII 297), в 16-й песни Одиссей обещает сыну Телемаку, что «расскажет ему истину» о своем пути к Итаке (ληθεην καταλξω - Ibid. XVI 226) и т. д. (см.: Ibid. III 247-254; XVII 108; XXII 420). Во всех этих случаях речь идет о полноте рассказа и отсутствии в нем намеренных искажений фактов; это особо подчеркивается в рус. переводе «Одиссеи» В. А. Жуковского, который передает греч. ληθεη описательно, выражением «ничего не скрывая» (см., напр.: «Все я, мой сын, объявлю, ничего от тебя не скрывая» - Ibid. XXII 420). Так понимаемая «истинность» рассказа обеспечивается прежде всего тем, что рассказчик передает в нем нечто, испытанное на собственном опыте: так, в 11-й песни «Одиссеи» Ахиллес расспрашивает Одиссея о судьбе Пелея и Неоптолема, в ответ Одиссей обещает «рассказать всю истину» (πσαν ληθεην μυθσομαι) о Неоптолеме и излагает историю их совместных странствий, т. е. то, что сам пережил, тогда как о Пелее, с к-рым он не встречался, ему нечего сказать (см.: Ibid. XI 505-507). В сочинениях Гомера ληθς является не единственным термином, используемым для описания тех вещей, событий и высказываний, к которым относится совр. термин «истинное». В качестве наиболее распространенного синонима прилагательного ληθς у Гомера выступает прилагательное τες (др. формы: τυμος, ττυμος), по мнению мн. филологов, однокоренное с глаголом εναι (быть) и обычно указывающее на нечто «подлинно сущее», «настоящее», «действительное», «реальное» (всего более 100 вхождений у Гомера - Snell. 1975. S. 12-13; Cole. 1983. P. 12-13). Так, Гомер нередко использует устойчивое выражение ι τεν в значении «если нечто на самом деле так, то это будет иметь такое-то следствие»; напр., в 13-й песни Гектор говорит: «Ежели истинно к брани восстал Ахиллес быстроногий,/Худо ему, как желает он, будет!» ( Homer.

http://pravenc.ru/text/675021.html

320 H. 14, 1. 321 H. 19, 1—2. 322 H. 1, 2—3. 323 Ср. Деян. 2:1—11. 324 J.Koder. SC 156, 79 325 См. H. 44, 232; H. 23, 485 и др. 326 H. 15, 193. 327 H. 15, 165. 328 H. 30, 9. 329 H. 30, 542. 330 H. 30, 503—504. 331 H. 44, 232. 332 H. 21, 118. 333 H. 19, 41—44. 334 H. 28, 76. 335 H. 30, 11—15. 336 Славянский текст см. в: Триодь постная. Т.1. М., 1974. С.92. 337 H. 48, 73—108. 338 H. 30, 62—110. 339 H. 47, 12—14. 340 А.Каждан. Византийская культура (X-XII вв.). М., 1968. С.190. 341 Макарий Египетский. Новые духовные беседы. М., 1990. С.26 342 J.Darrouzes. SC 51, 30 343 H. 3, 16 344 J.Koder. SC 156, 79 345 H. 29, 235—236 346 H. 2, 92—94 347 H. 18, 41 348 PG 3, 1025 A 349 PG 3, 997 A 350 Ср. Лк. 3:16. 351 Ср. 2 Кор. 12:2—4. 352 H. 21, 280—281. Ср. 1 Тим. 6:16. 353 H. 29, 81—115. 354 Песн. 3:1—4. 355 J.Darrouzes. SC 51, 33—34. 356 Vie 135, 23—24 357 Vie 131, 6—13 358 Vie 132, 1—26 359 Vie 133, 5—6 360 Vië Introduction par I.Hausherr, XXIII 361 Vie 140, 7—12 362 См. J.Koder. SC 156, 47 363 Vie 150, 1—27 364 B.Krivocheine. SC 96, 62 365 SC 81 366 PG 120, 851—1009 367 См. J.Koder. SC 156, 57—61 368 B.Fraigneau-Julien. Les sens spirituels et la vision de Dieu selon Symeon le Nouveau Theologien. Paris, 1985. P.181 369 См. J.Koder. SC 156, 32 370 Vië Introduction par I.Hausherr, XC 371 J.Koder. SC 156, 92—93 372 Ibid., 70 373 Ibid., 68—69 374 B.Krivocheine. SC 96, 59. 375 Иеромонах Пантелеимон (Успенский). Предисловие, XII. 376 H. 6, 1—4. 377 H. 3, 1—3. Перевод С.Аверинцева см. в книге: Византия и Русь. М., 1989. С.127 378 H. 27, 1—2 379 Приводим мнение известного переводчика Г.Шенгели по поводу целесообразности сохранения размера подлинника при переводе на русский язык: «Решение вопроса о стихе, несомненно, не может быть однозначным... Размером подлинника удается переводить стихи той же стиховой природы, что и русские: английские, немецкие, голландские, скандинавские, болгарские, украинские, белорусские. Весь же квантитативный стих, вся силлабика... допускают лишь условную интерпретацию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3922...

С. в наличии у них права решать любые вопросы церковной жизни без учета мнений Иоанна XXIII, коллегии кардиналов и отдельных клириков и богословов, выражавших сомнения в наличии у вселенского Собора абсолютной власти в Церкви. Утвердив собственный авторитет декларативно и законодательно, участники К. С. видели свою дальнейшую задачу в том, чтобы практически проявить этот авторитет во всех 3 «делах», т. е. в решении стоявших перед К. С. проблем. Уже на 5-й сессии К. С. было принято постановление об активизации расследования дела Гуса и утверждена соответствующая комиссия (см.: Ibid. Col. 592); вскоре также были созданы комиссии для обсуждения необходимых церковных реформ. Однако в центре внимания К. С. продолжало оставаться «дело единства», для решения которого требовалось добиться отречения Иоанна XXIII и др. претендентов на Папский престол. Антипапа Иоанн XXIII. Гравюра. XVII в. Антипапа Иоанн XXIII. Гравюра. XVII в. III. Процесс против Иоанна XXIII и его отречение от Папского престола. Следуя заявленным в декрете «Haec Sancta Synodus» общим принципам, участники К. С. в апр. 1415 г. приступили к обсуждению конкретных способов принуждения Иоанна XXIII к отречению от Папского престола. В ходе дискуссий обозначились 2 основные стратегии: сторонниками 1-й были кардиналы, предлагавшие во время переговоров получить от Иоанна XXIII формальное отречение и считавшие необязательным его личное присутствие в Констанце; сторонниками 2-й были кор. Сигизмунд I и поддерживавшие его депутаты наций, к-рые настаивали на незамедлительном личном приезде Иоанна XXIII в Констанц. Хотя кор. Сигизмунд I не препятствовал переговорам членов коллегии кардиналов с Иоанном XXIII и даже поощрял эти переговоры, принятые им самим практические меры свидетельствуют о том, что он изначально был уверен в бесплодности переговоров и был готов арестовать, судить и низложить Иоанна XXIII. На 5-й сессии К. С. кор. Сигизмунд I заявил, что он приложит все усилия для возвращения Иоанна XXIII в Констанц и намеревается вести военные действия против обеспечившего побег Иоанна XXIII и укрывающего его герц.

http://pravenc.ru/text/2057144.html

Италии. Вместе с тем, как убедительно показал церковный историк кард. В. Брандмюллер, основанная на суждении участника К. С. кард. Гильома Филластра (1348-1428) гипотеза исследователей XIX-XX вв., согласно к-рой Иоанн XXIII не желал проведения К. С. и лишь под давлением кардиналов согласился отправиться в Констанц, не находит подтверждения в источниках (аргументы в пользу гипотезы см.: Ibid. S. 182-184; ср.: Brandm ü ller. 1999. Bd. 1. S. 92-93). Напротив, еще 20 марта 1414 г. Иоанн XXIII начал переговоры с городским советом Констанца о предоставлении охранной грамоты (salvus conductus), в к-рой была бы признана верховная юрисдикция Иоанна XXIII как единственного законного главы католич. Церкви во всех относившихся к церковному суду вопросах, а также гарантирована безопасность и защита папской курии во время ее пребывания в городе. Ввиду нежелания городских властей брать на себя такие обязательства, Иоанн XXIII вынужден был обратиться за посредничеством к кор. Сигизмунду I, под давлением которого городской совет в июне 1414 г. утвердил соответствующий документ. 12 авг. 1414 г. в Констанц прибыл направленный Иоанном XXIII для руководства практической подготовкой к Собору кард. Джордано Орсини (ок. 1365-1438). В сент. 1414 г. Иоанн XXIII назначил викариев для временного управления церковными делами в городах Папской области, в т. ч. в Болонье и в Риме, на время своего отсутствия в Италии (Ibid. S. 86-89). Т. о., Иоанн XXIII планомерно готовился к поездке на К. С.; нет свидетельств того, что он пытался отменить Собор или изменить время и место его работы. При этом, однако, осенью 1414 г. Иоанн XXIII уже не считал кор. Сигизмунда I своим политическим союзником. Еще во время переговоров в Лоди в 1413 г. Иоанн XXIII заручился поддержкой и покровительством Фридриха IV (1382-1439), герц. Австрийского, личные и политические отношения которого с кор. Сигизмундом I были сложными и в целом недружественными. 15 окт. 1414 г. по пути в Констанц Иоанн XXIII встретился с герц. Фридрихом IV в Меране; в датированной тем же числом булле «Dum intuitus» Иоанн XXIII назначил герц.

http://pravenc.ru/text/2057144.html

Garden City, 1984; A. G. Roncalli: Dal patriarcato di Venezia alla cattedra di S. Pietro. Firenze, 1984; Marion-Ribas F. Jean XXIII et la bonté. P., 1986; Papa Giovanni/A cura di G. Alberigo. R., 1987; Alberigo G. Giovanni XXIII: Transizione del papato e della Chiesa. R., 1988; idem. Dalla Laguna al Tevere: A. G. Roncalli da San Marco a San Pietro. Bologna, 2000; idem. Papa Giovanni (1881-1963). Bologna, 2000; Della Salda F. Obbedienza e pace: Il vescovo A. G. Roncalli tra Sofia e Roma, 1925-1934. Genova, 1988; Trinchese S. Roncalli «storico», 1905-1958. Chieti, 1988; idem. Roncalli e le missioni. Brescia, 1989; Wynn W. Keepers of the Keys: John XXIII, Paul VI and John Paul II, three who Changed the Church. N. Y., 1988; Manzo M. Papa Giovanni vescovo a Roma. Cinisello Balsamo, 1991; Melloni A. Fra Istanbul, Atene e la guerra: La missione di A. G. Roncalli, 1935-1944. Genova, 1993; idem. Papa Giovanni: Un cristiano e il suo Concilio. Torino, 2009; Puyo J. Jean XXIII: Le pape inattendu. P., 1995; Buhlmann W. Johannes XXIII. Mainz, 1996; Второй Ватиканский собор: Взгляд из России. М., 1997; Benigni M., Zanchi G. Giovanni XXIII: Biografia ufficiale. Cinisello Balsamo, 2000; Иоанн XXIII и совр. мир: Христ. свидетельство, сосуществование и сотрудничество/Ред.: А. А. Красиков, А. Меллони. М., 2002; История II Ватиканского Собора/Под ред. Дж. Альбериго и др. М., 2003-2005. Т. 1-2; Васильева О. Ю. РПЦ и II Ватиканский Собор. М., 2004; Roncalli M. Giovanni XXIII: A. G. Roncalli: Una vita nella Storia. Mil., 2006; Ваташки Р. Българската Православна Църква и римокатолич. мисии в България (1860-30-те години на ХХ век). Шумен, 2007. С. 291-308; Papuzzi A. Papa Giovanni: La Chiesa, Il Concilio, il dialogo. R., 2008. Е. С. Токарева, В. И. Петрушко Рубрики: Ключевые слова: ИННОКЕНТИЙ V (1225 - 1276; до избрания папой - Пьер де Тарантез), блж. Римско-католической Церкви (пам. 22 июня), папа Римский (с 21 янв. 1276) АЛЕКСАНДР I (Александрион I Римский; † 115 или 118), еп. Рима (105 или 108 – 115 или 118), сщмч. (пам. 16 марта, зап. 3 мая)

http://pravenc.ru/text/469716.html

Col. 554-555). Сразу же после появления записки ее поддержали кор. Сигизмунд I, кард. П. д " Айи, а также депутаты наций; собрание наций постановило довести ее до сведения Иоанна XXIII как общее предложение наций. Сторонники Иоанна XXIII составили неск. ответных записок, однако завязавшаяся полемика продемонстрировала слабость их позиции и отсутствие у Иоанна XXIII устойчивой поддержки среди неитал. участников К. С. (см.: Brandm ü ller. 1999. Bd. 1. S. 185-195). В это же время, вероятно, в рамках общей стратегии «принуждения к отречению», в Констанце стали распространяться анонимные записки, в к-рых Иоанна XXIII обвиняли в церковных злоупотреблениях и преступлениях; их появление и обсуждение участниками К. С. сделало положение Иоанна XXIII еще более шатким (см., напр.: ACConstanc. Bd. 3. S. 66-74. N 29). 31 янв. 1415 г. кард. П. д " Айи представил коллегии кардиналов записку, в к-рой был предложен 1-й вариант «формулировки отречения» Иоанна XXIII (текст см.: Ibid. S. 82-83. N 38), по смыслу совпадавший с запиской кард. Г. Филластра; в процессе обсуждения этого документа нациями, проходившего в нач. февр. 1415 г., даже нек-рые итал. епископы согласились с необходимостью отречения (относящиеся к обсуждению тексты и материалы см.: Ibid. S. 83-115; общий обзор полемики см.: Katterbach. 1919). Согласованная нациями формулировка отречения была представлена Иоанну XXIII. 16 февр. 1415 г. на заседании общей конгрегации К. С. в присутствии кор. Сигизмунда I Иоанн XXIII заявил о готовности отречься от Папского престола, однако не принял предложенную ему формулировку и представил альтернативный вариант текста отречения; его автором был кард. Ф. Забарелла (текст см.: Hardt. T. 2. Col. 232-233). В этом варианте подчеркивалась добровольность отречения и отмечалось, что отречение возможно лишь в том случае, если прежде отрекутся Григорий XII и Бенедикт XIII, «осужденные Пизанским Собором как еретики и схизматики». Такая формулировка не удовлетворила депутатов наций, посчитавших ее расплывчатой и ни к чему не обязывающей Иоанна XXIII (см.: Ibid.

http://pravenc.ru/text/2057144.html

Фридриха IV (см.: Hardt. T. 4. P. 100-101). Еще 30 марта 1415 г. кор. Сигизмунд I указом объявил о лишении герц. Фридриха IV всех законных прав на территории Свящ. Римской империи (т. н. Ban und Acht; текст см.: Geschichtsblätter aus der Schweiz/Hrsg. J. E. Kopp. Lucern, 1856. Bd. 2. S. 106-108); вскоре после этого соседствовавшие с герц. Фридрихом IV германские князья вторглись в его владения. Подавленный военными успехами противников герц. Фридрих IV в сер. апр. 1415 г. обратился к кор. Сигизмунду I с просьбой о примирении; посредником в переговорах между ними стал курфюрст Пфальца Людвиг III. На 6-й сессии К. С. (17 апр. 1415) было принято решение направить к Иоанну XXIII посольство с предложениями о форме отречения. 23 апр. 1415 г. возглавляемая кардиналами Ф. Забареллой и Г. Филластром делегация прибыла в Брайзах-ам-Райн, где с сер. апреля находился Иоанн XXIII с небольшой свитой. Переговоры кардиналов с Иоанном XXIII не привели к к.-л. результатам. Справедливо опасаясь, что герц. Фридрих IV заключит мир с кор. Сигизмундом I и согласится выдать его королю, 25 апр. Иоанн XXIII дважды пытался переправиться через Рейн, однако был задержан солдатами герцога и с этого момента фактически находился под арестом. На состоявшейся 26 апр. встрече курфюрста Людвига III с герц. Фридрихом IV были согласованы условия мира между герцогом и кор. Сигизмундом I; герцог согласился доставить Иоанна XXIII во Фрайбург и передать его под охрану курфюрста Людвига III. Даже оказавшись под стражей, Иоанн XXIII в ходе повторных переговоров с посольством выразил нежелание возвращаться в Констанц, однако заявил, что готов совершить отречение немедленно, не дожидаясь отречения др. претендентов, если ему будет гарантирована личная свобода. 2 мая посольство вернулось в Констанц и представило условия Иоанна XXIII имп. Сигизмунду I и депутатам наций. Однако кор. Сигизмунд I, уже получивший известия о пленении Иоанна XXIII, отказался обсуждать эти условия и заявил о начале судебного процесса против Иоанна XXIII (см.: Hardt.

http://pravenc.ru/text/2057144.html

Mss. 1. Vol. 1. Fol. 336). 1478–1483 гг. Вероятно, ослабление влияния кор. Сигизмунда I на участников К. С. способствовало решению Иоанна XXIII удалиться из Констанца. По мнению исследователей, отважившись на бегство, Иоанн XXIII ставил перед собой неск. целей: 1) обеспечение личной безопасности и защита собственной папской власти, т. к. в Констанце он оказался фактически пленником кор. Сигизмунда I и был принужден к принятию невыгодного решения об отречении; 2) прекращение работы К. С., т. к. Иоанн XXIII рассчитывал, что кардиналы последуют за ним, а участники К. С. откажутся считать законным Собор, на к-ром не присутствуют папа Римский и кардиналы; 3) перенесение папской кафедры в Авиньон и организация там при поддержке франц. короля, аристократии и духовенства нового вселенского Собора, к-рый подтвердил бы его полномочия (см.: Frenken. 2015. S. 92-93; ср. также письмо Иоанна XXIII королю Франции: Mansi. T. 27. Col. 578-579). Несмотря на предостережения кор. Сигизмунда I, вероятно, догадавшегося о его планах, Иоанн XXIII при поддержке герц. Фридриха IV в ночь на 21 марта 1415 г. тайно покинул Констанц. До 29 марта Иоанн XXIII находился вместе с герцогом в Шаффхаузене, а затем через Лауфенбург направился во Фрайбург. Такой маршрут свидетельствует, что Иоанн XXIII намеревался переправиться через Рейн и по территории дружественной ему Бургундии добраться до Авиньона. Известие о бегстве Иоанна XXIII привело участников К. С. в смятение; хронисты сообщают, что нек-рые кардиналы, а также мн. члены папской курии и представители духовенства также покинули город и отправились вслед за Иоанном XXIII. Однако по большей части присутствовавшие в Констанце делегаты подчинились кор. Сигизмунду I, к-рый уже 21 марта через глашатаев объявил всему городу, что К. С. будет продолжать работу, и запретил покидать Констанц, хотя и не стал удерживать кого-либо насильственно (подробнее об обстоятельствах побега см.: Brandm ü ller. 1999. Bd. 1. S. 225-228). II. Вопрос о полномочиях вселенского Собора католич.

http://pravenc.ru/text/2057144.html

Целью собора было проведение реформ «в голове и в членах», то есть во всей церкви. Постановления собора было решено принимать по нациям: от каждой нации - один голос. На время собора различали пять наций: Италия, Франция, Германия и Польша, Англия, Испания. Нации должны были решать вопрос внутри себя, а затем отдавать голос от всей нации. Первой задачей собора была ликвидация раскола. Иоанн XXIII и его итальянские сторонники настаивали на исполнении приговора Пизанского собора над двумя антипапами. Но большинство членов собора считало необходимым отречение всех трех пап. Со всеми ими велись переговоры через посредников. Наконец, Григорий XII согласился сложить полномочия при условии признания незаконным Иоанна XXIII. Была составлена анонимка о биографии Иоанна XXIII и распространена на соборе. Тогда 2 марта 1415 г. Иоанн согласился сложить полномочия при условии отречения его двух соперников. Но 20 марта он, переодевшись конюхом, бежал из Констанца. 6 апреля в отсутствии Иоанна XXIII и его сторонников собор постановил: — Констанцкий собор является Вселенским, имеющим полномочия непосредственно от Бога, и всякий, будь то сам папа, должен повиноваться собору в вопросах веры, искоренения раскола и реформы церкви во главе и членах; — всякий, будь то сам папа, за непослушание собору в вышеуказанном, подлежит наказанию; — все антисоборные прещения Иоанна XXIII после его бегства из Констанца не имеют силы. Через 1,5 месяца Иоанна XXIII поймали и привели в Констанц. Был выдвинут ряд обвинений против него, в том числе и скандальных. 14 мая Иоанн XXIII был отстранен от выполнения папских обязанностей, а 29 мая низложен как вызвавший соблазн во всем христианском мире своим поведением. Таким образом, собор низложил законного папу, а не антипап. Судьба Иоанна XXIII сложилась дальше так. Под арестом он был уведомлен о его низложении, затем был назначен кардиналом при Мартине V, был старшиной кардинальской коллегии. Умер в 1417 г. в возрасте 90 лет. Григорий XII был уже низложен Пизанским собором, решения которого признавал Констанцкий собор. Осталось только фактически устранить Григория XII из области церковного управления. Григорий не отказывался сложить полномочия, но не признавал Констанцкий собор законным, так как он созван Иоанном XXIII, и перед собором не мог сложить полномочий как перед антипапским.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=836...

Col. 234-235). Вскоре была предложена новая формулировка, к-рой Иоанн XXIII «обещал перед Богом и Церковью», что он объявит о своем отречении, однако сохранял прежнее условие предварительного или одновременного отречения незаконных претендентов (Ibidem). Эта формулировка также не была принята нациями; депутаты потребовали, чтобы Иоанн XXIII заявил об отречении без всяких дополнительных условий и воздержался от оскорбительных замечаний в адрес других претендентов на Папский престол (Ibid. Col. 234-237). Многочисленные обсуждения формулировки и попытки выработать приемлемый для всех сторон вариант продолжались до кон. февр. 1415 г.; под давлением кор. Сигизмунда I Иоанн XXIII был вынужден пойти на уступки и 1 марта согласился принять предложенную депутатами наций компромиссную формулировку текста отречения (Ibid. T. 4. P. 45-46; ср.: Brandm ü ller. 1999. Bd. 1. S. 209-213). Во время 2-й торжественной сессии К. С., собравшейся 2 марта 1415 г., Иоанн XXIII принес клятвенное обещание отречься от Папского престола не только при условии отречения других претендентов (они были названы не еретиками и схизматиками, а «именующимися папами в подвластных им областях»), но и вообще в любом случае, «если посредством отречения окажется возможным обеспечить мир в Церкви Божией и искоренение схизмы» (см.: Mansi. T. 27. Col. 567-568). В тот же день Иоанн XXIII издал буллу «Pacis bonum», к-рой подтвердил свое решение и объяснил его причины (текст см.: Ibid. Col. 568-569). Кор. Сигизмунд I, по-видимому, был убежден в искренности данного Иоанном XXIII обещания. Он незамедлительно принял членов делегаций Григория XII и Бенедикта XIII и поручил им передать 2 претендентам от имени К. С. предложение последовать доброму примеру Иоанна XXIII и заявить о готовности к отречению. Со стороны Григория XII никаких препятствий не предвиделось; переговоры с Бенедиктом XIII и его представителями были гораздо более сложными. Кор. Сигизмунд I смог договориться с кор. Фернандо I и Бенедиктом XIII о проведении 3-сторонней встречи в Ницце; он намеревался привезти на эту встречу уполномоченного представителя Иоанна XXIII и делегацию К.

http://pravenc.ru/text/2057144.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010