Диоскур (антипапа), (530.IX.22–530.X.14) Иоанн II, 533.I.2–535.V.8 Св.Агапет I, 535.V.13–536.IV.22 Св. Сильверий, 536.VI.8–537.III.11 Вигилий; 537.III.29–555.VI.7 Пелагий I, 556.IV.16–561.III.4 Иоанн III, 561.VII.l7–574.VII.13 Бенедикт I, 575.VI.2–579.VII.30 Пелагий II, 579.XI.26–590.II.7 Св. Григорий I (Великий), 590.IX.3–604.III.12 Caбuhuah,604.IX.13–606.II.22 Бонифаций III, 607.II.19–607. XI.12 Св. Бонифаций IV, 608.VIII.25–615.V.8 Св. Адеодат I (Деусдедит), 615.X.19–618.XI.8 Бонифаций V, 619.XII.23–625.X.25 Гонорий I, 625.X.27–638.X.12 Северин, 640.V.28–640.VIII.2 Иоанн IV, 640.XII.24–642.X.12 Теодор I, 642.XI.24–649.V.14 Св. Мартин I, 649.VII-653.VI.17 Св. Евгений I, 654.VIII.10–657.VI.2 Св. Виталиан, 657.VII.30–672.I.27 Адеодат II, 672.IV.11–676.VI.17 Домн, 676.XI.2–678.IV.11 Св. Агафон, 678.VI.27–681.I.10 Св. Лeb II, 682.VIII.17–683.VII.3 Св. Бенедикт II, 684.VI.26–685.V.8 Иоанн V, 685.VII.23–686.VIII.2 Конон, 686.X.21–687.IX.21 Теодор (антипапа), (687) Пасхалий (антипапа), (687–692) Св. Сергий I, 687.XII.15–701.IX.8 Иоанн VI, 701.X.30–705.I.11 Иоанн VII, 705.III.1–707.X.18 Сизинний, 708.I.15–708.II.4 Константин, 708.III.25–715.IV.9 Св. Григорий II, 715.V.19–731.II.11 Св. Григорий III, 731.III.18–741.XII.10 Св. Захарий, 741.XII.10–752.III.22 Стефан II (антипапа), (752.III.23–752.III.25) Стефан II, 752.III.26–757.IV.26 Св. Павел I, 757.V.29–767.VI.28 Стефан III, 768.VIII.7–772.II.3 Константин II (антипапа), (767.IV.28–769) Филипп (антипапа), (768) Адриан I, 772.II.9–795.XII.25 Св. Лeb III, 795 .XII.27–816.VI.12 Стефан IV, 816.VI.22–817.I.24 Св. Пасхалий I, 817.I.25–824.II.11 Евгений II, 824.V.2–827.VIII Валентин, 827.VIII-827.IX Григорий IV, 827.X-844.I Иоанн (антипапа), 844 Сергий II, 844.I-847.I.27 Св. Лeb IV, 847.IV.10–855.VII .l7 Бенедикт III, 855.IX.29–858.IV.17 Анастасий (антипапа), (855.VIII-855.IX) Св. Николай I (Великий), 858.IV.24–867.XI.13 Адриан II, 867.XII.14–872.XII.14 Иоанн VIII, 872.XII.14–882.XII.16 Марин I, 882.XII.16–884.V.15 Св. Адриан III, 884.V.17–885.IX.15

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Не менее негативно были восприняты в Православной Церкви национализация имущества монастырей и соборов Московского Кремля и изгнание из них духовенства, иноков и мирян. Просьбы, направленные высоким церковным и светским инстанциям, касались широкого круга проблем: оставления церковных святынь в Кремле, организации охраны Успенского собора, допуска верующих в кремлевские храмы и монастыри, создания из желавших взять их в пользование – общин и братств, проведения крестных ходов и молебнов, выселения монашествующих, вывоза церковного имущества и перенесения мощей святых III.19.2–III.19.9, III.19.12, III.19.15, III.19.24, III.19.29, III.19.35). На особицу и здесь выделяется из общего массива огромное количество заявлений, прошений, ходатайств члена Священного Собора профессора Н. Д. Кузнецова III.19.16 и приложение, III.19.22, III.19.26-III.19.28, III.19.32-III.19.34, III.19.37, III.19.38). В этот период времени решительный протест против насильственного отчуждения Петроградской синодальной типографии вынес Святейший Синод III.4), против реквизиции капиталов страхового отдела духовного ведомства – Патриарх Тихон и Высший Церковный Совет II 1.31). После принятия декрета ВСНХ от 7 марта 1918 г. о национализации спичечных и свечных фабрик на общих собраниях рабочих и служащих епархиальных свечных заводов принимались решения об оправданности существовавшего строя управления производством и прежних администраций, включавших представителей духовенства III.20.3, III.20.4). Консолидированная точка зрения Православной Церкви на советские декреты и инструкции была выражена в обширном письме Центрального комитета по делам свечных заводов и складов при Священном Синоде в ВСНХ от 20 ноября 1918 г., в котором аргументированно предлагалось отменить задуманную большевиками национализацию или существенно пересмотреть порядок ее проведения III.20.8). Чрезвычайно обостренно было воспринято и постановление ВЦИК от 1 июня 1918 г. о реквизиции помещений Московской духовной семинарии VII.17.2). Еще до его обнародования член Священного Собора и представитель делегации Высшего церковного управления для сношений с СНК протоиерей К. М. Аггеев пытался убедить управделами СНК В. Д. Бонч-Бруевича не отнимать Московскую духовную семинарию и Епархиальный дом, в силу того что они были нужны для проведения Поместного Собора и съезда Московской епархии, а также для работы самого Высшего церковного управления, его канцелярий, комитетов и отделов VI 1.17.1). После издания постановления ВЦИК с просьбами отменить это решение во властные органы обращались делегация Высшего церковного управления, Союз родительских комитетов духовно-учебных заведений, член Священного Собора Н. Д. Кузнецов , преподаватели и служащие Московской духовной семинарии VI 1.17.3–VI 1.17.7 и приложение 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

657 Triads. III, 1, 11 часть Триады III «Обличение нелепостей, вытекающих из второго сочинения философа, или Об обожении»]. Р. 577 (σμβολου θετης). 659 Triads. I, 3, 4. Р. 113–115 часть Триады I «О свете, Божием просвещении, священном блаженстве и совершенстве во Христе»]. 661 Triads. II, 1, 25. Р. 275–277 часть Триады II «Разбор и опровержение сочинений философа Варлаама против священно–безмолвствующих. В чем истинно спасительное знание, к которому должны стремиться истинные монахи, или Против думающих, что подлинно спасительно знание внешних наук»]. 663 Sinkewicz R.E. Christian theology and the renewal of philosophical and scientific studies in the early fourteenth century: The Capita 150 of Gregory Palamas//Medieval Studies 48 (1986). P. 335, 351; Nicol D.M. The Byzantine Church and Hellenic learning in the fourteenth century//Studies in Church History 5 (1969). P. 23–57 (особенно P. 49–51). 664 De beatitudinibus//PG, 44, col. 1280cd; цит. no: Yannaras C. The distinction between essence and energies and its importance for theology//SVTQ19 (1975). P. 242 [Святитель Григорий Нисский . О блаженствах. Слово 7]. 665 Triads. III, 2, 24. Р. 687 часть Триады III «Перечень нелепостей, вытекающих из посылок философа Варлаама»]. 667 Ibid. I, 3, 23 часть Триады I «О свете, Божием просвещении, священном блаженстве и совершенстве во Христе»]. Р. 159; III, 2, 25. Р. 689. 670 Палама рассматривает свое учение как продолжение Шестого Вселенского собора (680–681) с его известной формулой о двух природах и двух волях Христа. Ср.: соборный Томос 1351 года (PG, 151, col. 722b [ Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. С. 894–899]). 672 Lossky V. The Mystical Theology of the Eastern Church. London, 1957. P. 87 [Лосский B.H. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. С. 151]. 673 Meyendorff J. The Holy Trinity in Palamite thought//Fahey M A., Meyendorff J. Trinitarian Thought, East and West. Brookline (MA), 1977. P. 38. 674 Triads. I, 3, 38. Р. 193 часть Триады I «О свете, Божием просвещении, священном блаженстве и совершенстве во Христе»].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Петроградская сторона, Большой прт., д. 51 10 .III Н.А. Макшеева и Аксенов Сазонов Василий Константинович Петроградская сторона, Большой прт., д. 51 10 .III Шварц Мария Савельевна 109–08 5 Рождественская ул., д. 26, комн. 22 10 .III И. Книжник через покойного В.А. Данилова Личная просьба Бродская Вера Александровна Кирочная ул., д. 32, кв. 57 10 .III М.О. Маркович, Н.И. Маркович Открытка Ксении П Березин Петр Иванович Село Смоленское, Екатерининская ул., д. 9, кв. 4 10 .III М.И.Фриц Открытка Ксении П Воробьева Антонина Ивановна Церковная ул., д. 25, кв. 16 10 .III Е.А. Каринская, Чулицкий, Карташев Звонила по телефону Ксении П Давыдов Иосиф Александрович Невский прт., д. 170, кв. 34 10 .III А.А. Мейер Личное заявление Минковская София Исидоровна Каменноостровский прт., д. 35, кв. 5 10 .III С.О. Бейлина, Б.Г. Столпнер По телефону Ксении П Нагорский Николай Валентинович Петроградская сторона, Большая Монетная ул., д. 16 10 .III Ксения П А.А. Мейер Войнаковская Мария Венедиктовна, слушательница Высших женских курсов Крестовский остров, Крестовский проспект, д. 27, кв. 3 10 .III Соловская,Фетисов? По телефону Ксении П Подливахина Капитолина Николаевна Бармалеева ул., д. 9, кв. 5 10 .III И. Книжник Записка Борисов Яков Андреевич Зверинская ул., д. 21, училище 10 .III И. Книжник Записка Садиренко Юлия Афанасьевна, окончила Высшие женские курсы Васильевский остров, 8 линия, д. 29, Сиротский дом 10 .III И. Книжник Открытка Исиченко Петр Иванович Васильевский остров, 3 линия, д. 16, кв. 6 10 .III И. Книжник Открытка Пестрякова Надежда Михайловна 6 Рождественская ул., д. 4, кв. 1 10 .III В.В. Успенский «Новые члены» 27.II Проскурнин Николай Михайлович Строгановская наб., д. 9а 10 .III И. Книжник «Новые члены» 27.II Кремлевский Петр Магистрианович, священник Суворовский пр., 32а 10 .III А.В. Карташев, Аксенов «Новые члены» 27.II Захарова Серафима Васильевна, слушательница Высших женских курсов Петроградская сторона, Подрезова ул., д. 5, кв. 35 10 .III Ксения П «Новые члены» 27.II

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rel...

Каноны всех Вселенских соборов будут расписаны в отдельном приложении в виде таблиц, показывающих соотношение различных изданий 9 . Аналогичные таблицы будут составлены и для канонов поместных соборов, вошедших в «Книгу правил»; русский перевод данных канонов был издан КазДА отдельным томом под названием «Деяния поместных соборов» 10 . Настоящая роспись задумана как продолжение аналогичной библиографической росписи ТСО, опубликованной в БВ 3, 4, 5–6. 2003–2006. Составитель выражает благодарность канд. ист. наук А. Г. Дунаеву за ценные замечания, позволившие существенно улучшить структуру описания актов, а также за методическую помощь при подготовке указателей. I: СОБОР НИКЕЙСКИЙ, ВСЕЛЕНСКИЙ ПЕРВЫЙ 1 . Окружное послание Александра, еп. Александрийского. С. 15–18. Alexandri Alexandrini Epistula encyclica (CPGS 2000; ср. CPG 8506 12 )//PG 18, 572–581. Mansi II, 661 (incipit), 793–801 (apud Gel. HE II, 3). Athan. De decret. 35. Socr. HE I, 6, 17–123. Gel. HE II, 3, 1–29. 2 . Послание Александра, еп. Александрийского, к Александру, еп. Константинопольскому. С. 18–29. Alexandri Alexandrini Epistula ad Alexandrum Thessalonicensem (CPGS 2002; ср. CPG 8507)//PG 18, 548–572. Mansi II, 641–660. Theod. HE I, 4. 3 . Послание имп. Константина к еп. Александру и пресвитеру Арию. С. 29–32. Epistula Constantini imp. ad Alexandrum et Arium (CPG 2020)//PL 8, 494–502. Mansi II, 801–805 (fragm.; apud Gel. HE II, 4). Euseb. VC II, 64–72. Socr. HE I, 7, 13–97 (fragm.). Gel. HE II, 4, 1–13 (fragm.). 4 . Послание имп. Константина к Арию и арианам. С. 33–38. Epistula Constantini imp. ad Arium et socios (CPG 2042)//PL 8, 510–518. Mansi II, 929–940 (apud Gel. HE III, 1). Athan. De decret. 40. Gel. HE III, 19 13 . 5 . Приветственная речь имп. Константину от собора. С. 38–39. Eustathii Antiocheni Allocutio ad imp. Constantinum [Sp.] (CPG 3395)//PG 18, 673–676. Mansi II, 663–664 (только лат. пер.). TLG 4117/24. 6 . Речь имп. Константина святому собору 14 . С. 39. Constantini imp. Oratio ad concilium Nicaenum de pace//PL 8, 399–402. Mansi II, 661. Euseb. VC III, 12 15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

подг. А. Г. Дунаевым. М., 1999. С. 15–27]. Об этом упоминается у Паламы (Pro hesychastis, I, 2, 12 [Триады. С. 57]), а также у прп. Григория Синаита в «Главах о молитве и безмолвии» (рус. пер.: Добротолюбие. T. 5. С. 228–229) и у свв. Игнатия и Каллиста Ксанфопулов, со ссылкой на прп. Никифора (Там же. С. 334–335). Как известно, исихастский метод молитвы сохранился вплоть до нашего времени (см. книгу «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу» и мн. др.). 1122 Philotheus. Encomium Gregorii Palamae//PG 151, col. 585b; рус. пер. иером. Антония: Указ. изд. С. 52. 1123 Ibid., col. 586а; рус. пер.: Указ. изд. С. 53; патриарх Филофей является и автором «Жития Исидора», где эти события также подробно описаны; см.: Житие патриарха Константинопольского Исидора//Пападопуло-Керамевс А. Жития двух вселенских патриархов XIV в., свв. Афанасия I и Исидора I. СПб., 1905. С. 85. 1125 Проект Варлаама напечатан в: Gianelli С. Un progetto di Barlaam per l’unione delle Chiese//Miscellanea Giovanni Mercati. Vol. 3. Città del Vaticano, 1946 (ST, 123). P. 185–201. Cp. нашу оценку деятельности Варлаама в: Meyendorff J. Un mauvais théologien de l’unité au XIVe siècle… [см. наст, изд., с. 546–563]. 1126 См.: Philotheus. Encomium Gregorii Palamae//PG 151, col. 589bc; рус. пер. иером. Антония: Указ. изд. С. 58. 1127 PG 150, col. 1225–1236, перепечатка венецианского издания «Филокалии» прп. Никодима Святогорца 1782 г.; этот же текст издан в: Порфирий (Успенский) , en. История Афона. Ч. 3: Афон монашеский. Отд. 2. [Кн. 2]: Оправдания. СПб., 1892. С. 683–688 [рус. пер. еп. Порфирия (Успенского) см.: Там же. [Кн. 1]. С. 227–233]; более исправное критическое издание В. Псевтонгаса см. в: ΓΠΣ. Т. 2. Σ. 567–578 [также см. пер. Т. А. Миллер: АО. 1995. 3 (6). С. 69–76]. 1128 Gregorius Palamas. Epistola ad Acindynum III//Meyendorff J. Une lettre inédite de Grégoire Palamas à Akindynos// Θεολογα. T. 24. ναι, 1953. Σ. 581. 1129 Ссылки на этот аргумент Варлаама см.: Gregorius Palamas. Pro hesychastis, III, 1, 7; III, 2, 3; III, 3, 4 [Триады.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

(Продолжение следует). Указатель к журналу «Богословский вестник» (издание Московской Духовной Академии). Второе десятилетие 1902–1911 годы//Богословский вестник 1912. Т. 2. 11. С. 65–82 (4-я пагин.) —65— chte Band I, Heft 4. Berlin, 1911». С. К. 1911, III, 12, 839–851. 18. История и Обличение Русского Раскола и Сектантства 690. Разбор некоторых вопросов, касающихся Стоглава. Реферат в Славянской Комиссии Московского Археологического Общества. Н. Кононов. 1904, I, 4, 663–701. 691. Секта странников и её значение в расколе. И.К. Пятницкий. 1906, I, 3, 431–468; 4, 639–653. 692. История секты странников. И.К. Пятницкий. 1906, II, 7–8, 383–416. й693. Учение странников. И.К. Пятницкий. 1906, III, 9, 1–25. 694. Организация и богослужение секты странников. И.К. Пятницкий. 1906, III, 10, 189–211. 695. Быт секты странников. И.К. Пятницкий. 1906, III, 11, 403–430. 696. Смысл секты странников. И.К. Пятницкий. 1906, III, 12, 724–759. 697. Религиозный экстаз в русском мистическом сектантстве, 1: Картина сектантского экстаза. Д.Г. Коновалов. 1907, I, 3, 595–614; 4, 782–803; II, 7–8, 649–695; III, 10, 312–351; 1908, I, 4, 707–763; II, 7–8, 535–568; III, 10, 188–217. 698. Патриарх Никон и Царь Алексей Михайлович. Н. Ф. Каптерев. См. под 598 настоящего указателя, ср. 689 того же указателя. 699. Психология сектантского экстаза. Речь пред защитой магистерской диссертации: Религиозный экстаз в русском мистическом сектантстве, часть 1, выпуск 1. Сергиев Посад, 1908. Д.Г. Коновалов. 1908, III, 12, 628–638. 700. Закон о старообрядческих общинах в связи с отношением Церкви и Государства. Н.Д. Кузнецов. 1910, I, 1, 78–112; 2, 216–248; 3, 381–403; 4, 529–554; II, 5, 24–58; 6, 197–236. Проект закона о старообрядческих общинах, предложенный Государственному Совету Особой его Комиссией. Основания проекта и отличия его от законопроекта Государственной Думы. Текст закона предложенного Комиссией. 1910, II, 7–8, 369–383. 701. К истории Федосеевского толка. Игнатий ТрофимоВ.П. Иустинов. 1910, III, 9, 135–148; 11, 483–497; 12, 680–694; 1911, II, 5, 194–208.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

650 Злат. Бес. 49, о мученик. 651 Злат. Бес. 4 на слова Исаии. 652 Кассиан , Об уст. кинов. III, 11. 653 См. выше, стр.156—157. 654 Афан. В . Hom. de semente, Тимоф . Epist. canon. XIII по Bingham " у Originum sine antiquitatum ecclesiasticarum I, XIII, p. 285. 655 Сокр . Церк. ист. V, 22. 656 Кассиан, Об уст. кинов. III, 2. 657 Это видно из 49 пр. его, запрещающего совершение евхаристии в 40-цы, за исключением ее суббот и воскресений, и 51 пр., предписывающего памяти мучеников, падающие на 40-цу, совершать только в ее субботы и воскресения (эти памяти требовали совершения евхаристии). 658 Это можно выводить из замечания Сократа (Церк. ист. VI, 8), что там суббота и воскресение были праздничными днями, и в эти дни каждую неделю совершалось богослужение. 659 Васил. В . Письмо к Кесарию (289 по Bingham " y Origin. III, 284). 660 Злат . На 1 Тим. бес. 5. 661 Злат . На посл. Евр. бес. 17. 662 Палладий еп. Еленоп. , Лавсаик, гл. 18. 663 Бл. Иерон . Пис. 28 к Луцинию Боэтику. Пис. 50 к Паммахию прот. Иовин. гл. 6. 664 Бл. Иерон . там же. Бл. Август. пис. 118, к Ианнуар. гл 3. 665 Пс.-Амвр . О тайнах (De mysteroos)V, 4. В р.-католической церкви и ныне для каждого священника считается обязательным ежедневное совершение литургии; если при церкви несколько священников, литургия совершается ежедневно каждым в различные часы дня. 666 В р.-католической церкви все службы, кроме литургии, считаются обязательными только для духовенства и большинстве храмов не совершаются. 667 Тело свмч. Киприана, еп. Карфагенского († 258 г.) было перенесено ночью торжественной процессией со светильниками с места суда над ним в дом Макробия (Acta proconsularoa S. Cypriami § 5. Рюинарта Acta martyrum). Когда в 290 г. тело мученика Бонифация, незадолго перед тем пострадавшего, было принесено из Тарса в Рим, римская матрона аглая, у которой он был рабом, вышла ему на встречу в торжественной процессии со множеством духовенства и верующих с торжественным пением гимнов (Acta S, Bonifacii § 16. там же. Binterum A . Die vorzüglichstem Denwürdigkeiten der Christ-katolischen Kirche, Mainz 1827, IV, 562.)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

654. ЕГО ЖЕ. Приветственная телеграмма (с днем тезоименитства) Архиепископу Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостому. – 1986, 2, 3. 655. ЕГО ЖЕ. Приветственная телеграмма Архиепископу Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостому. (Поздравление с днем тезоименитства). – 1987, 4, 4. 656. ХРИЗОСТОМ, архиеп. Поздравление (с избранием на Патриарший престол) Святейшему Патриарху Алексию II. – 1990, 11, 3. 657. СКОБЕЙ Г. Отношения любви и братства между Кипрской и Русской Православными Церквами. – 1991, 2, 55. 658. ПРАВОСЛАВИЕ на Кипре. – 1991, 4, 53. 659. СКОБЕЙ Г. 1100-летие храма святого Лазаря. – 1991, 4, 56. 660. КОММЮНИКЕ о пребывании Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Кипре. – 1992, 8, 8. 661. КОМАРОВА Е. С молитвой о православном единстве. – 1992, 8, 10. 662. ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЙ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II во время его официального визита в Кипрскую и Иерусалимскую Православные Церкви. – 1992, 8, 15. 663. РЕЧЬ Блаженнейшего Архиепископа Кипрского Хризостома на церемонии награждения Золотым орденом святого апостола Варнавы Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. (10 мая 1992г.). – 1992, 8, XVI. 664. ХРИЗОСТОМ, архиеп. Отклик на избрание Митрополита Киевского и всей Украины Владимира. – 1992, 9, VIII. 11. Элладская Церковь 665.ПИМЕН, патр. Поздравление (с днем Ангела) Архиепископу Афинскому и всей Эллады Серафиму. – 1984, 3, 2. 666. ЕГО ЖЕ. Приветственная телеграмма Архиепископу Афинскому и всей Эллады Серафиму. (Поздравление с 10-летием интронизации). – 1984, 4, 4. 667. О ПРЕБЫВАНИИ греческих ученых в СССР. Коммюнике. – 1984, 8, 7–8. 668. ПИМЕН, патр. Поздравление (с 35-летием архиерейской хиротонии) Архиепископу Афинскому и всей Эллады Серафиму. – 1984, 11, 3. 669. АЛЕКСИЙ, иерод. Визит в СССР иноков греческого монастыря Параклит. – 1984, 11, 54. 670. К КОНЧИНЕ Блаженнейшего Архиепископа Иакова. Обмен телеграммами между Архиепископом Афинским и всей Эллады Серафимом и Патриархом Московским и всея Руси Пименом. – 1985, 1, 11.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Итак, каждый погост имел свою церковь . В эту церковь житель погоста ходил или ездил к богослужению; причтом этой церкви он был крещен, им был повенчан; им ж был и отпет по смерти. Причт погостской церкви ходил по разбросанным деревням погоста, совершая ли требы, или собирая деньги, сыр, масло и проч. Отношения прихода и причта в глухих деревнях в настоящее время не есть ли отголосок отношений жителей погоста и духовенства и в далекое время, в XVI ст.? Однако, громадные районы, на которых раскидывались иногда погосты, делали и для христиан – крестьян затруднительными посещения своей погостьской церкви. Конечно, в большинстве случаев жители погоста так и оставались только «с сознанием трудности» посещать свою погостскую церковь . Но дело могло обстоять и иначе, особенно в тех случаях, когда эту трудность начинали испытывать и владевшие поместьями, а следовательно и средствами бояре и служилые люди. В этих случаях мы уже встречаем церкви, кроме погостов, в селах и сельцах. Одни из этих церквей могли возникнуть еще при новгородских боярах, другие – при московских. К первым можно бы отнести церкви села Мскорици (III, 157) и Белого (III, 278). К последним – церкви сел: Творошковичи (III, 166), Хабалина Гора (III, 306), Передчицы (III, 312), Удосол (III, 535). Глазсковичи (III, 584), Рыкулицы (III, 597), Горка (III, 616), на Полколе (XI, 378) и Воронье (XI, 453). – Церкви первых двух сел находились в волостях оброчных, бывших за новгородскими боярами. Церкви последних девяти сел – в волостях помещиков, всегда при их большом дворе. Лишь в Передчицах (III, 312) большой двор был пуст; да в Глазсковичах, где утрачено начало описания Некрасова поместья, с церковью, – трудно утверждать что-либо положительное относительно большого двора. Весьма понятным представляется нам то обстоятельство, что столь редкий собственник деревень – купец пожелал иметь у себя в волостке церковь (сельцо Строганец, III, 265). Находившиеся в довольно больших погостах – Передольском (III, 157 и 166), Городенском (III, 265), Будковском (III, 278, 306 и 312), Каргальском (III, 535), Замозском (III, 584 и 597), Дителинском (III, 616), Ижерском (XI, 378) и Ярвосольском (XI, 453), сельские церкви, удовлетворявшие потребности прежде всего тех, в поместьях кого они находились, по всей вероятности служили нуждам и тех деревень, какие принадлежали к известному селу помещика. Отсюда могло получаться часто тожество села, как округа в погосте административного, с селом – округом церковным.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010