Далее Д. Д. цитирует 189-е письмо Василия Великого, в действительности являющееся трактатом свт. Григория Нисского «К Евстафию о Святой Троице» (CPG, N 2900. 189=CPGS, N 3137), где говорится о схожей проблеме отношения имени, действия и природы (PG. 32. Col. 696; ср.: Τσμης. 1973. Σ. 45-46; в середине фразы имеется лакуна и искажение цитаты, что не отмечено у Цамиса). Если божество - имя действия (νερϒεας νομα θετης), то, поскольку действие у Пресв. Троицы одно, необходимо следует вывод об одном божестве Лиц Пресв. Троицы. Если же, «как считают многие» (значит, не один лишь Евномий!), имя божества относится к природе (φσεως νδεικτικν στι τ τς θετητος νομα), то и тогда божество едино, поскольку в природе Троицы нет никакого различия (ход мыслей свт. Григория Нисского аналогичен приведенному выше рассуждению свт. Василия Великого). Из контекста всего трактата не следует с полной очевидностью, что святитель различал между единым действием Пресв. Троицы и Ее сущностью, но ясно, что он четко отличал разные действия (по мнению Акиндина, тварные) от сущности. Д. Д. видит это возможное возражение и опровергает его ( Τσμης. 1973. Σ. 46. 7-12): если это тварные энергии, неужели Бог некогда не предузнавал будущее? Ведь если предведение тварно, то Бог некогда не имел предведения. Данный аргумент Д. Д. подкрепляет также (Ibid. Σ. 56. 12-57. 10) вслед за свт. Григорием Паламой сильными и недвусмысленными цитатами из приписываемого мч. Иустину Философу (подлинный автор совр. патрологией не выяснен) соч. «Вопросы христиан к язычникам» (CPG, N 1087), отсутствующими в «Большом опровержении» Акиндина. Согласно автору этого сочинения, неразличение сущности Божией и воли неизбежно приводит к языческому мнению о вечности мира и единосущности его Богу (PG. 6. Col. 1428). Однако различие сущности и энергии на самом деле не снимает всех трудностей, связанных с попыткой объяснить тайну творения. Еще в «Триадах» (III 2. 8//ΓΠΣ. Τ. 1. Σ. 663) свт. Григорий Палама ввел различие между «творческой силой», вечно присущей Богу, и «делом» (πρξις), т.

http://pravenc.ru/text/168558.html

ЛАВРЕНТИЙ ИЗ БРИНДИЗИ [мирское имя - Джулио Чезаре Руссо] (1559 - 1619), св. Римско-католической Церкви (пам. 21 июля), проповедник, деятель Контрреформации, учитель католич. Церкви 620-623 623-625 ЛАВРСКАЯ КИНОВИЯ подворье Череменецкого во имя ап. Иоанна Богослова монастыря (Гатчинской и Лужской епархии С.-Петербургской митрополии) 627-633 ЛАГОДЕХИ монастырь в честь Иверской иконы Божией Матери (2002) - см. в ст. Некресско-Эретская епархия ЛАГОДЕХИ монастырь во имя вмц. Варвары (2000) - см. в ст. Некресско-Эретская епархия Грузинской Православной Церкви 633-634 ЛАГУРКА (X-XI вв.), ц. во имя мучеников Кирика и Иулитты (с. Хе, община Кала, муниципалитет Местиа, Сванети) 634-636 ЛАДАН смола особых пород дерева, при ее сжигании распространяется ароматный дым; используется в христ. богослужении для каждения 636-639 ЛАЗАРЕВ Виктор Никитич (1897-1976), искусствовед, специалист по истории визант., древнерус. и западноевроп. живописи, педагог 640-642 ЛАЗАРЕВА СУББОТА в правосл. традиции - 6-я суббота Великого поста, предшествующая празднику Входа Господня в Иерусалим 642-646 646-648 ЛАЗАРЬ [Лазарь Четверодневный] (I в. по Р. Х.), прав. (пам. в Лазареву субботу и 17 окт.), еп. Китийский, «друг Божий», воскрешенный Господом Иисусом Христом (ср.: Ин 11. 11) 648-663 ЛАЗАРЬ (1733-1824), иеросхим. , прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых и в 4-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псково-Печерских святых) 663-664 ЛАЗАРЬ († 8.03.1391 (?)), прп. , Мурманский (Муромский), Олонецкий (пам. 8 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) 665-669 ЛАЗАРЬ (ок. 1329 - 15.06.1389), мч. (пам. серб. 15 июня), серб. кн., основатель серб. правящей династии, один из самых чтимых серб. святых 669-675 675-676 676-677 677-678 678-679 ЛАЗАРЬ (Баранович; в миру Лука?; † 1693), архиеп. Черниговский и Новгород-Северский, ректор Киево-Могилянской коллегии, писатель 679-686 686-687 ЛАЗАРЬ (Журбенко Федор Иосифович; 1931-2005), один из деятелей катакомбного движения архиеп. бывш. Одесский и Тамбовский РПЦЗ, лидер неканонической группы «Русская Истинно-православная церковь» (РИПЦ)

http://pravenc.ru/vol/xxxix.html

Сл. 39, 1, 1–12; 3, 3–4, 14; SC 358, 150–154=1.532–534. 628 Мр. 1:10. 629 Сл. 39, 14, 1–13; 15, 1–3; 16, 1–4; SC 358, 178–184=1.539–541. 630 Ср. 1 Кор. 10:2. 631 Сл. 39, 17, 1–26; 186–188=1.541–542. 632 Карфагенский диакон Новат, отлученный от Церкви в 251 г., вместе с римским пресвитером Новацианом отвергал возможность прощения виновных в отступничестве, блуде и убийстве. 633 Сл. 39, 19, 9; 192=1.543. 634 Сл. 39, 19, 18–23; 194=1.543. 635 Ср. Ис. 1:16–18. 636 Сл. 39, 20, 1–9; SC 358, 194=1.543–544. 637 Это учение пришло в Восточную Церковь из латинской схоластики и начало входить в обиход не ранее XIII в. См. Meyendorff. Byzantine Theology, 191–192. 638 Ср. Bernardi. Predication, 215–216. 639 1 Пет. 3:21. 640 Сл. 40, 3, 4–4, 9; SC 358, 200–202=1.545. 641 Сл. 40, 8, 1–29; 212–214=1.547–548. 642 Сл. 40, 10, 34–36=1.549. 643 Сл. 40, 11–13; 218–226=1.550–551. 644 Сл. 40, 14, 10–21; 226=1.552. 645 Мф. 20:1–15. 646 Сл. 40, 20, 4–20; 240–242=1.555–556. 647 Сл. 40, 23, 17–21; 248=1.558. Григорий, таким образом, не согласился бы с мнением о том, что все некрещеные по необходимости попадают в ад. В сочинении Григория Нисского " " О младенцах, преждевременно похищаемых смертью " " содержится сходная точка зрения на посмертную участь некрещеных младенцев. 648 Сл. 40, 4, 13–26, 17; 250–256=1.558–560. 649 Т. е. рождает к новой жизни. 650 Фил. 2:7. 651 Сл. 40, 26, 22–27, 6; 258=1.560–561. 652 Сл. 40, 17, 15–16; 232=1.554. 653 Сл. 40, 28, 4–21; 262–264=1.562. 654 Сл. 40, 38, 1–3; 284=1.569. 655 Сл. 40, 38, 3–40, 26; 284–292=1.569–570. 656 Ср. Мф.15:22. 657 Ср. Лк. 13:11. 658 Ср. Ин. 5:7. 659 Ин. 11:43. 660 Aphtistos — непросвещен. 661 Ср. Пс. 12:4. 662 Ср. Пс. 35:10. 663 Сл. 40, 33, 1–34, 23; 272–276=1.565–566. 664 Т. е. таинственный прообраз. 665 Сл. 40, 46, 1–7; 308=1.574. Ср. Мф. 25:1–13. 666 Сл. 45, 30; PG 36, 664=1.680. 667 " Вчера " " , т. е. в ночь с субботы на воскресение. Проповедь Григория, очевидно, предназначалась для произнесения за Литургией в самый день Пасхи. 668 Сл. 45, 2; PG 36, 624–625=1.662. 669

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

1968. Σ. 781-813). Собор подтвердил осуждение «Восточного исповедания...», но вместе с тем заявил, что патриарх Кирилл Лукарис не являлся его автором, сняв с него обвинения в кальвинизме. В 6-ю гл. актов было включено «Исповедание православной веры» Досифея Нотары, получившее впосл. всеобщее церковное признание и статус офиц. вероучительного документа Восточной Церкви (подробнее об Иерусалимском Соборе 1672 г. и о противостоянии во Франции между кальвинистами и янсенистами см.: Горский. 1871; Todt. 2002. P. 662-663 [библиогр.]). В 1673 г. посол Олье де Нуантель оказался противником Досифея Нотары, поскольку предпринял попытку добиться от тур. правительства передачи палестинских святынь латинянам. Напряженная обстановка в Иерусалиме привела к столкновениям между членами Святогробского братства и иезуитами, в ходе которых был тяжело ранен и 3 марта 1674 г. скончался агиотафит Климент (Каптерев. 1891. С. 286-289). Однако Досифей Нотара отстоял права Иерусалимской Церкви, и результатом требований Олье де Нуантеля стало лишь обновление мирного договора от 1604 г. между Францией и Турцией. После долгих тяжб великий везир Фазыл Ахмет Кёпрюлю подтвердил право владения палестинскими святынями за Иерусалимским Патриархатом, что было утверждено в окт. 1675 г. изданием фирмана (οσθεος. Ιστορα. XII 5. 6; 6. 4; 8. 2-6; Todt. 2002. P. 663-664). 3 покушения на жизнь Досифея Нотары побудили его покинуть Иерусалим и 20 мая 1676 г. отправиться в Константинополь. В последующие десятилетия он пребывал преимущественно в Валахии и Молдавии (1677-1678, 1680, 1686-1687, 1689(?)-1692, 1697-1698, 1702, 1704-1705), большую часть 1681 г. провел в Грузии, с конца 1681 до сентября 1684 г. жил в Константинополе и Адрианополе (подробный обзор поездок см.: οσθεος. Ιστορα. XIII 6). За счет многочисленных дарений молдав. господарей и церковных иерархов - монастыри Кэлуй и Кирою-Унгурени в Валахии (1673), св. Апостолов в Бухаресте, Мэрджинени, Хлинча (1670), Кашин (1676), Пробота (1678), Бистрица в Молдавии, приходская церковь в Калинешти в Валахии - Досифей Нотара приумножил земельные владения Иерусалимского Патриархата (Todt.

http://azbyka.ru/otechnik/Dosifej_Ierusa...

Ибраимов. 15 окт. 1927 г. эта структура была переименована в Центральную комиссию по делам культа при Крымском ЦИК. Одной из причин образования комиссии стали многочисленные нарушения законодательства в работе местного админотдела НКВД, а также несогласованность в работе ответственных за религ. сферу различных ведомств (ГАРК. Ф. Р-663. Оп. 10. Д. 1299. Л. 2-3). В дек. 1932 г. Симферопольский и Крымский еп. сщмч. Порфирий (Гулевич) написал главе Центральной комиссии по вопросам культов П. Г. Смидовичу жалобу на Крымскую комиссию по вопросам культов в связи с тем, что ему было запрещено совершать некоторые молебны и произносить проповеди в храме (ГАРК. Р-663.17.33. Л. 93). Смидович сделал Крымской комиссии замечание за превышение своих полномочий и вмешательство в сферу компетенции ГПУ. 29 янв. 1936 г. еп. Порфирий вновь пожаловался во ВЦИК, сообщив, что Комиссия по вопросам культов при ЦИК Крымской АССР незаконно требовала каждый раз брать разрешение на совершение богослужений, проявляла «администрирование», угождала обновленцам и допускала «стеснения и ограничения в отношении верующих патриаршей ориентации» (ГАРК. Ф. Р-663. Оп. 17. Д. 33. Л. 226-227). Еп. Порфирий много служил в храмах епархии, проповедовал, призывал молиться «о сосланных и заключенных, невинно томящихся в изгнании архиереях, священстве, монашествующих и мирянах», активно выступал против обновленцев, называя их «антихристами, продавшимися властям». В 1933 г. за проповедническую деятельность был арестован, через 2 месяца освобожден. Епископа вновь арестовали 9 окт. 1936 г., через неск. дней схватили его помощника прот. сщмч. Николая Казанского . После 4 месяцев тюремного заключения еп. Порфирий и прот. Николай были приговорены к 5 годам адм. высылки. Владыка был отправлен в Казахстан, там вновь обвинен в антисоветской пропаганде, 2 дек. 1937 г. расстрелян. В это же время были расстреляны священнослужители, сподвижники и единомышленники еп. Порфирия: священномученики Елеазар Спиридонов (6 дек. 1937), Димитрий Киранов (4 янв.

http://pravenc.ru/text/2462085.html

640 Хад стал аббатом Ластингема после смерти Кедда в 664 г. и вскоре был сделан епископом. Не вполне ясно, почему Освиу решил так быстро сменить Вилфрида; возможно, как раз в это время произошла его ссора с сыном Альдфридом, который покровительствовал Вилфриду. Хад славился своим аскетизмом и благочестием, но католическая партия не могла смириться с тем, что его посвятили в епископы Вине, обвиненный позже в симонии, и два епископа бриттов. Поэтому Хад тоже был скоро устранен с Нортумбрийской кафедры. Возможно, он лишь исполнял обязанности епископа во время отсутствия Вилфрида. 641 Рипенс (Hripens)- англосаксонское название нынешнего Рипона, которое Беда обычно приводит в латинизированной форме Инрип (Inripum). 642 Возможно, «крепостями» (castella) Беда называет укрепленные резиденции местных правителей (byrig на языке англосаксов, позже burgh). 643 См. прим. 477. 644 Очевидно, это совещание имело связь с предшествующим ему собором в Витби и касалось укрепления единства английской церкви. Одновременно Освиу, как кажется, старался поставить церковь под контроль светской власти, о чем свидетельствуют его отношения с епископом Вилфридом. 645 Этот Вигхерд или Вигард был отправлен в Рим только в 666 г., хотя архиепископ Деусдедит скончался еще 14 июля 664 г., что говорит о сложном положении английской церкви после собора в Витби и разрыва с ирландцами. 646 Ис. 11:10. 647 Ис. 49:1. 648 Ис. 49:6. 649 Ис. 49:7-»цари увидят и встанут; князья поклонятся ради Господа». 650 Ис. 49:8-9. 651 Ис. 42:6-7. 652 Скрытая цитата из Мф. 13: 24 и 13:30. 653 Вряд ли апостолов заковывали в золото; видимо, их реликвии были позолочены. 654 Мф. 6:33, Лк. 12:31. 655 Сигхер или Сигер и его брат Себби правили в Эссексе в 664-694 гг. 656 Хотя Беда не упоминает Вулфхера в своем списке верховных королей, он, без сомнения, обладал значительной властью в Южной Англии. Когда он вторгся в Нортумбрию (см. IV.12), в составе его войска были отряды почти из всех англосаксонских королевств. 657 Яруман был епископом Мерсии в 662-667 гг. Где находилась его кафедра, неизвестно; позже резиденция епископов размещалась в столице Мерсии Лиситфельде (ныне город Личфилд.

http://sedmitza.ru/lib/text/440742/

610-613 ДОМИНИКА [Содружество Доминики], островное гос-во на одноименном о-ве архипелага М. Антильские о-ва в Карибском м. 613-615 ДОМИНИКАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА гос-во в Вест-Индии, расположенное в вост. части о-ва Гаити, включающее также прилегающие острова 615-619 ДОМИНИКАНЦЫ католич. нищенствующий монашеский орден, название к-рого происходит от имени его основателя - католич. св. Доминика 619-627 ДОМИНИК ЛОРИКАТ († 1060), католич. св. (пам. 14, 16 окт.), один из основоположников монашеского ордена камальдулов 627-628 628-629 629-630 630-632 ДОМНА Ефимовна Василькова (1887 - 1942), мц. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДОМНА ТОМСКАЯ (Домна Карповна; нач. XIX в. - 1872), св., блж. (пам. 16 дек. местночтимо и 10 июня - в Соборе Сибирских святых) 632-634 634-635 635-636 637-639 639-640 ДОМОВАЯ ЦЕРКОВЬ так называлась в синодальный период и называется ныне церковь, функционально отличающаяся от соборных, приходских или монастырских храмов тем, что она устраивается в учреждениях 640-641 «ДОМОСТРОИТЕЛЬНИЦА», ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 5 июля), чудотворный образ в соборном храме Великой Лавры прп. Афанасия Афонского (Афон) 641-642 ДОМОСТРОИТЕЛЬСТВО христ. богословский термин, указывающий на предвечный Божественный план, в соответствии с к-рым Бог творит мир, промышляет о нем и ведет его к конечной благой цели 642-643 643-644 644-645 645-646 646-647 649-650 647-649 ДОНАТЕЛЛО [полное имя Донато ди Никколо ди Бетто Барди] (ок. 1386 - 1466), скульптор итал. Возрождения 650-653 ДОНАТИАН (2-я пол. V в.), еп. Вибианский (Вивианский; о-в Сардиния), один из Африканских мучеников, пострадавших от ариан при кор. вандалов Гунерихе (477-484) во время гонений на правосл. христиан (пам. зап. 6 сент.) 653-654 654-657 657-661 ДОНЕЦКИЙ Тихон Иванович (1850 - после 1912), свящ., с 1906 г. протоиерей, издатель церковнопевч. сборников ДОНН Джон (1572? - 1631), англ. теолог, декан собора св. Павла, поэт, основоположник метафизической школы 661-663 663-664 ДОНОС тайное сообщение представителю власти о правонарушении, а в большинстве случаев - и о лице, совершившем данное правонарушение

http://pravenc.ru/vol/xv.html

С. 122–139). 654 B TLG отсутствует. Отрывок из «l-ro жития Пахомия», гл. 150. См.: Βιβλιοθκη λλνων Πατρων κα κκλησιαστικν Συγγραφων 40 (далее ΒΕΠΕΣ 40). θναι. 1970. Σ. 191, 192. 655 B PG и TLG отсутствует. Отрывок из «Послания Аммона епископа о житии и Пахомия и Феодора», гл. 34. См.: ΒΕΠΕΣ 40. Σ. 99. CPG 2378. Новый рус. пер. А. И. Сидорова : Епископ Аммон. Послание об образе жития и отчасти о жизни Пахомия и Феодора//Альфа и Омега. 2000. 4 (26). С. 79–102; 2001. 1 (27). С. 94–115 (см. с. 112–114) (и переизд.). 659 Из 432 сочинений на греческом языке, принадлежащих или приписываемых 4-м отцам. – если иметь в виду только номер TLG, а не объём произведений. – на русский переведено 328, что составляет 75,9%. 660 Всего 127 сочинений, в ТСО полностью или частично переведено 88 сочинений. Сочинения под 663, 664 в TLG под именем св. Афанасия отсутствуют. 663 545, 639, 640 в TLG отсутствуют. 532–534, 564–568, 578–600, 610–613, 621–623, 646–659 на сир. яз. не имеют соответствий в TLG. 665 По отношению к подлинным текстам, сохранившимся на греческом (включая греческие сочинения, приписываемые прп. Ефрему Сирину ). – если иметь в виду только номер CPG, а не объём произведений. – русские переводы составляют 63%. Но если учесть все сочинения вместе, а именно: подлинные, сомнительные. подложные и сохранившиеся на восточных языках, то русские переводы не достигнут и одной трети общего числа творений. Поскольку расписанные в указателе авторы почти не переводились вне ТСО, перед современным переводчиком-богословом открывается широкое поле деятельности – перевод значительной части сочинений «главнейших отцов Церкви». 666 Всего 58 произведений (исключая CPG 2163 и не считая CPG 2165), в т. ч. дошедшие только в пе9реводах на восточные языки, все изданы. В ТСО переведены 35 произведений. 667 Всего 39 произведений (некоторые неизданные), в основном на коптском, армянском и грузинском языках. Русских переводов нет. 668 Всего 74 изданных произведения (исключая CPG 2243, 2275, 2276, 2278–2281, 2283, 2288), почти все дошли на греческом (небольшая часть на лат., по одному на сир., эфиоп., копт, и груз.), из них в ТСО переведены только 4 (вне серии ТСО имеются переводы на русский еще 2 сочинений – «Жития Синклитикии» и «О девстве»). 670 Современной патрологической наукой установлено, что пролог 9 совпадает с 25 беседой из Макариевского корпуса. (Рус. пер. см.: Прп. Макарий Египетский . Духовные беседы, послание и слова [=тип II]. Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 1904. Беседа 25. С. 185–191 [и переизд.]. PG 34, 667–674. Анализ текста см.: Дунаев 2002. С. 354.) Этот же текст приписывается и прп. Ефрему Сирину (CPG 4033. рус. пер. см. под 539), но с дополнениями из других творений Макариевского корпуса (см.: Дунаев 2002. С. 665–670). 671 Собрание канонических правил из разных писем. Имеется частичный русский перевод в составе «Книги правил».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

...До смерти борись за истину, и Господь будет поборать за тебя (свт. Иоанн Златоуст , 45, 25). Источник. Так как он еще в раннем возрасте ни в чем не последовал заблуждениям отца, но показал ревность к угождению Богу, то еще в земле халдейской удостоился небесного посещения (свт. Иоанн Златоуст , 47, 389). Когда ревность тратится на дела излишние, тогда душа делается бессильною к произведению зрелого и совершенного плода благочестия (свт. Иоанн Златоуст , 48, 499). Источник. ...Как огонь, чем больше объемлет дров, тем сильнее становится, так и ревность, чем больше возбуждает благочестивых помыслов, тем больше вооружается против остального рода мыслей (свт. Иоанн Златоуст , 52, 82). ...Богу приписывается ревность не для того, чтобы ты представлял в Боге какую-нибудь страсть (Божество бесстрастно), но чтобы все знали, что Бог все делает не ради чего-либо другого, а ради тех самих, о ком ревнует, и не для того, чтобы получить Самому какую-нибудь прибыль, а чтобы их спасти (свт. Иоанн Златоуст , 53, 663). ...Ревность человеческая... имеет целью собственное успокоение, не то чтобы не были оскорблены любимые, но чтобы любящие не потерпели чего, и не потеряли уважения, или не унизились в глазах любимых... (свт. Иоанн Златоуст , 53, 663). Источник. Ревнивы те души, которые сильно пламенеют к любимым ими; и ревность может рождаться не иначе, как от сильной любви (свт. Иоанн Златоуст , 53, 663). Источник. Бывает ревность... похвальная, когда кто-нибудь ревнует подражать другому в добродетели; но бывает ревность и злая – желание отклонить добродетельного от добродетели... (свт. Иоанн Златоуст , 53, 789). Источник. Не словесное провозглашение, но деятельное служение дает в человеке видеть ревнителя божественных наставлений (прп. Исидор Пелусиот , 60, 117). Источник. То, что праведно, должно исхищать из рук поносящих то и попирающих с безгневным воодушевлением; потому что ревность по благочестию одерживает победу не ненавидением (гневным), а обличением и убеждением (любовным) (блж. Диадох, 91, 10). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Ряд изречений в начале этого произведения в русском переводе отсутствуют (по PG 123: PG 79, 12491252), а в конце добавлены четыре изречения, извлеченные из рукописи. Состоят из 24 алфавитных слов и 115 других (PG 79, 1252В). Таблица согласования PG со слав/переводами (Изборником и «пергаменной» Пчелой): Семенов В. Греческий источник «Изречений Исихия»//ЖМНП. Ч. 288.1893. 7 [пагин. 2-я]. С. 8691. 891 135 изречений, 98 соответствуют второй половине «Наказания Исихия» «Изборника Святослава» 1076 г. Таблицу согласования PG со слав, переводами (Изборником и «пергаменной» Пчелой) см. в: Семенов, указ. соч. С. 9193. В CPG автором изречений назван прп. Исихий Иерусалимский . 893 Часть писем содержит значительные отрывки из «Подвижнического слова», часть дублирует друг друга, часть не принадлежит Нилу. Отдельные письма дошли также в арм., груз. и араб. переводах. Номера повторяющихся и сомнительных писем следующие (см.: CPG III. Р. 174): 1. Как повторяющиеся среди подложных должны быть отвергнуты (Ut duplicia inter spuria reiicienda sunt): подлож. подлож. Liber II, 140 III, 170 III, 255 III, 33 II, 137139, 93, 279, 317, 140, 239, 108111, 135, III, 87 III, 248 III, 97 III, 294 III, 106 III, 6465 III, 320 III, 271 III, 113 III, 322 III, 114 III, 250 III, 5961 III, 160 2. Как сомнительные могут быть оставлены (Ut dubiae habendae sunt): III, 33; III, 328, 329, 288, 331, 289, 330, 294, 290, 332, 301, 333, 291, 402, 403, 292, 404, 293, 405, 406; IV, 61–62; III, 242. В рукописной традиции письма сгруппированы в три раздела из 329, 375 и 323 писем (всего 1027; такова композиция рукописи Ottob. gr. 250, где утеряна первая книга писем). PG повторяет издание Алляция 1668 года, где письма (в числе 1061) были произвольно поделены на четыре книги: три по 333 письма, и четвертая из 62 писем (из разрозненных собраний). Порядок писем в рус. пер. (номера в самом тексте, в оглавлении нумерация отсутствует) не совпадает с PG. 894 В ТСО переведена только 5-я книга. Остальные книги, в которых рассматриваются различные ереси (общим числом 56), см.: PG 83, 336437.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010