Максима, митр. русского, правило, 205, 206, 209. Малахиа ржевитин, строитель Киржачского мон., 816. Мальцов Василий, владелец, 792. Манассии, царя иудейского, молитва, 254, 350. Манихеи еретики, 663. Чин обращения их к правосл. вере, 739, 799. Мантии толкование, 189, 756. Мануил, царь греческий, 224, 765. Марапе князю Никона черногорца послания, 211–213, 783. Маргарит, книга, см. И. Златоуст. Марк, биограф Иоанна Предтечи, 211, 680, 681, 686. Марка, преподобного, отрывки, 181, 189, 407, 753, 756, 760, 770. Марка, иеромонаха, о неведомых Уставу, 46, 242–245, 247–251. Маркел диакон, ризничий Троиц. Серг. мон., владелец, 206, 269, 424; поп, 781. Мартин Исаевич, ключарь моск. Успенского Собора, владелец, 813. Мартирия, монаха киево-печерского, акафист всем Святым, 285, 652, 768, И. Златоусту, 768. Мартолой, книга, 762. Матренин Карп, слуга монастырский, владелец, 805. Матфей, евангелист. Евангелие его см. Библия. Житие см. Жития Святых. Изображение, 68. Слово, 144. Матфей, епископ сарайский, автор, 11. Матфей, инок, автор, 628. Матфей Иванов, поп, владелец, 430. Матфей, иером. Троиц. Серг. мон., то же, 156, 165. Матфей Меркулев, то же, 115. Медведев Виссарион, поп, то же, 109, 171. Мелетию, монаху, Никона черног. послание, 211–213. Мелетия, патр. александрийского, послания, 196. Мелхиседек, царь, 732, 793, 794. Мелхиседикиане, еретики, 205, 206, 739, 799. Менандра Мудрого изречения, 189, 204, 730, 762. Менгутемир, хан ордынский, 177, 765. Меркурий, архим. Троиц. Серг. мон., вкладчик ркп., 178. Метафраст см. Симеон. Мефодия, еп. патарского, слово, 770. Упом., 187. Мефодий, патр. константинопольский, 799. Мефодий, учитель Славян, 674. См. Кирилл. Минеи общие, книги, 379, 461–464. Минеи служ. месячныя, 30–32, 465–596. Минеи-четьи, 663–681. Мисаила, иерод. голутвинского, книги, 159, 770. Митрополиты российские изчислены, 408, 647, 765. Митрофана, патр. константинопольского, канон пресв. Троице, 255 и др. Митрофан, епископ коломенский, 647. Митрофан, иером., автор, 624. Михаил св. архангел. О нем слова, 664, 665, 670, 671, 730, 754, 755, 774, 775, 786. Молитва ему, 285, 347.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

—662— зренской, и наконец, чтобы она перенесена была в Сараево и соединена с сараевской учительской школой, чрез что, может быть, устранилась бы рознь, существующая между учителями-сербами и сербским духовенством и выиграла бы просветительная деятельность тех и других. 563 О перемещении семинарии из Рельева в Сараево неоднократно были рассуждения, между прочим в 1907 году в заседаниях великого административного и школьного совета. 564 Однако, вопрос этот доселе не получил желательного разрешения. Г. Воскресенский (Окончание следует). Иоанн Кратиров, прот. К биографии епископа Иоанна (Кратирова): [Письма прот. Иоанна Кратирова проф. Н.И. Субботину; Письмо К.П. Победоносцева]/Сообщ. прот. С. Марков//Богословский вестник 1909. Т. 1. 4. С. 663–670 (3-я пагин.) —663— († 12 Февраля 1909 г.). Профессор Н.Н. Глубоковский в своем документально обоснованном очерке жизни преосвященного Иоанна Кратирова 565 справедливо говорит, что «преосвященный Иоанн, бывший епископ Саратовский, скончавшийся в Москве вечером 12-го февраля 1909 года, представляет высоко симпатичную личность и достоин истинно доброй памяти за свою полезную просветительно-церковную и архипастырскую деятельность». 566 Желательно, чтобы, по почину проф. Глубоковского, эта деятельность была освещена во всех подробностях. 567 Со своей стороны, в восполнение очерка проф. Глубоковского, мы можем привести находящиеся в нашем распоряжении пять писем, имеющих весьма важное значение для биографии преосвященного Иоанна. Первое письмо (от 21 декабря 1882 г.) – бывшего обер-прокурора Св. Синода Константина Петровича Победоносцева († 10 марта 1907 г.), адресованное профессору Москов- —664— ской Духовной Академии Николаю Ивановичу Субботину († 30 мая 1905 г.); в этом письме Константин Петрович конфиденциально спрашивает проф. Субботина о секретаре правления Моск. Дух. Академии, Ив. Ал. Кратирове: можно ли надеяться – что из него выйдет дельный ректор семинарии? Второе письмо (от 24 декабря 1882 г.) – проф. Ник. Ив. Субботина на имя К.П. Победоносцева ; это – ответ на предыдущее письмо; здесь И.А. Кратиров характеризуется с самой лучшей стороны.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Успех святого Кедда не был поколеблен убийством Сигеберта, которое святой сам ему предсказал. Сигеберт вошел в историю как Сигеберт Добрый. Мы знаем, что святой Кедд крестил его преемника, короля Свитхельма, в королевском дворце христианских правителей Восточной Англии в местечке Рендлшем графства Саффолк. Есть свидетельства, что святой Кедд неоднократно возвращался в свою родную Нортумбрию проповедовать. Здесь в 658 году король Осви пожаловал ему земли для учреждения монастыря. Это осуществилось по ходатайству брата Кедда Кэлина – священника и духовника королевской семьи, «мужа, всецело преданного Богу» (преподобный Беда Достопочтенный). Святой епископ Кедд выбрал для себя место «среди высоких и одиноких холмов», где проводил время в посте и молитве. На этом месте вырос монастырь Ластингем, строителем которого был третий брат святого Кедда – святой иерей Кинибил. Святой Кедд был по происхождению из англов, а обучался в кельтской традиции на острове Линдисфарн. Он был на Церковном Соборе в городе Уитби в 663–664 годах в роли переводчика. 26 октября 664 года святой Кедд умер от чумы в Ластингеме. Узнав о смерти своего игумена и строителя, 30 монахов из Брэдуэлла-Он-Си (мера успеха и духовности святого Кедда) перешли жить рядом с мощами святого. Сначала его похоронили вне монастыря, позднее была построена новая каменная церковь во имя «Блаженной Матери Господа», в которую были перенесены мощи святителя Кедда и помещены в правой части алтаря. Аббатом монастыря в то время был четвертый брат святого Кедда – святой Чед , позднее ставший первым епископом Личфилда. Преподобный Беда Достопочтенный писал, что когда святой Чед умер в 672 году, один монах увидел, «как душа его брата Кедда спустилась с небес со свитой ангелов и вернулась в Царство Небесное, унося с собой душу Чеда». В XI веке почитаемые мощи обоих святых братьев покоились вместе в городе Личфилд. Несмотря на краткий одиннадцатилетний срок своего служения и миссионерской деятельности, в основном в Нортумбрии, святой Кедд до сего дня считается апостолом Эссекса.

http://pravoslavie.ru/30590.html

Рождество Богородицы. Поучения, 105, 106, 265, 466, 645, 663–666, 751, 753, 754, 758, 805. Романа, греч. царя, законы, 15, 205, 206. Ромодановские, князья: Андрей, Иван, владельцы, 192. Рукописи. Каталоги Серг. лавры, 822, 823; упом., 146, 215, 262, 742, 812. Калиграфия и связнописание, 308. Утрата, 453, 812. Русальная неделя, 12, 89. Русальи слово, 91, 142, 143, 202–204, 775, 794. Русина корсунского русская грамота, 647. Руфину епископу послание Афанасия александрийского , 205–207. Рюрик, кн. русский, 714. Савва, игум. Троиц. Серг. мон., 715. Савва Арбузов Чериков, келарь Троиц. Серг. мон., 533, 715. Савва, еп. крутицкий, биограф, 664, 665. Савва, монах, 61, 85. Предисловие его к канону за умершего, 276. Савина, епископа, послание к Полувию еп. ринокурску, 34, 712, 745. Савин Демидов, костромитин, владелец, 794. Саип-гирея, крымского хана, набег, 200, 201. Салтыков Геронтий, старец, владелец, 89. Самаряныни неделя, 9, 99–106, 142–146, 404. Самуила еврея обличает Максим грек , 200, 201. Сахарова издание, 224, 733, 734. Сборники, книги, 12, 13, 39, 744–812, богослужебные, 640–662. Светлая седмица см. Воскресение Господне. Свет духовный, книга, 198. Святополк, Святослав, кн. киевские, 714. Святцы (месяцесловы), 17, 46, 66, 68–74, 76, 77, 79–82, 118, 220, 228, 239–244, 249–252, 255, 268, 270, 278, 291, 307–345, 348–352, 354, 355, 357, 358, 364–367, (в Стихирарях под крюками, 407–450), 642, 644, 647, 650, 660, 739, 742, 761. Святым русским празднование, 241, 651. Святых всех неделя, 9, 99–106, 142–144, 146, 404, 648, 724. Севастиан, эконом, 623, 624. Севериана, еп. авальского, толкование Пророков, 89, 90. Слово, 147, 149, 150, 185, 664, 665, 730, 759, 797. Также, 760, 770. Селевкию Амфилохия, еп. иконийского, 207. Селиверст см. Сильвестр. Села, деревни, волости: Александровское село, 647. Борисоглебское село, 257. Буженино село, 327. Варварское село нижегородского уезда, 719. Гнезники село солигаличского уезда, 496. Дерюзино село близ Троиц. Серг. мон., 399. Дмитревско село, звенигородского уезда, на р. Истре, 581.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Иоанна, архиеп. новгородского, 629, 664, 665, 692, 805. Иоанна юродивого, устюжского,676. Иоанна, затворника киево-печерского, 676, 712–714, 800. Иоанна и Сергия печерских, 676, 713, 714, 800. Иоанна, муч. литовского, 714. Иоанна, муч. казанского, 626, 673. Иоасафа каменского, 658. Ионы, митр. киевского, 675, 692, 811. Ионы, архиеп. новгородского, 671. Иосифа волоколамского, 664, 665. Кирилла, Славян учителя, 674, 723, 725, 726, 727, 770. Кирилла белоезерского, 645, 646, 677, 764, 771, 785, 795, 810. Кирилла новоезерского, 696. Константина, митр. киевского, 714. Константина, кн. муромского, с чады, 800. Корнилия комельского, 676. Кукши, инока киево-печерского, 676, 712–714, 800. Лаврентия, то же, 676, 712–714, 800. Леонтия, еп. ростовского, 599, 630, 644–646, 712, 715, 716, 745, 761, 762, 786, 792, 793. Луки, еп. новгородского, 714. Людмилы, муч., 725, 726, 771. Макария желтоводского, 303, 625, 679, 694. Макария колязинского, 675, 692, 802. Марка, инока печерского, 676, 712–714, 800, 805. Мартина, инока туровского, 719, 724. Мартиниана белоозерского, 696. Матфея, инока печерского, 676, 713, 714, 800. Меркурия смоленского, 671. Мефодия славянского, 724. Михаила и Феодора черниговских, 466, 618, 642, 643, 663–665, 714, 725,771,792. Михаила, кн. тверского, 671. Михаила юродивого клопского, 626, 629, 673, 692, 735. Моисея Угрина, 676, 703, 712–714, 800, 805. Никиты, еп. новгородского, 629, 673, 676, 692, 712–714, 800. Никиты Столпника, переславского, 644, 646, 712, 761, 789, 801, 810. Никодима, инока киево-печерского, 714. Никона, то же, 676, 713, 714, 800. Никона игумена радонежского, 116, 199, 643, 654, 657, 670, 692, 699, 762, 763, 771, 788. Нила столобенского, 672. Нифонта, еп. новгородского, 714. Ольги, кн. русской, 679, 714, 719, 724. Онисифора, инока киево-печерского, 676, 712–714, 767, 800, 806. Павла обнорского, 629, 673, 692. Пафнутия боровского, 563, 622, 692, 791. Петра и Февронии, кн. муромских, 692. Петра царевича, ростовского, 630, 677, 790. Петра, митр. киевского, 643, 646, 680, 681, 713, 786, 789, 792, 805, 811.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Комментарии к книге четвертой Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов 658 Имеется в виду остров Иона. 659 14 июля. 660 Король Эгберт правил Кентом в 664-673 гг. 661 Виталиан (точнее, Виталий) был римским папой в 657-672 гг. 662 В ряде рукописей Ниридан (Niridanum). Точно не установлено, какой из множества кампанских монастырей Беда называет этим именем. 663 Видимо, он был арабом-христианином, которые во множестве эмигрировали в Италию после мусульманского завоевания Северной Африки в середине VII в. 664 Скорее всего, он был там священником. 665 Тарс, родина апостола Павла и известный центр христианства, был захвачен мусульманами в 660 г. После этого многие монахи и священники эмигрировали на Запад; некоторые из них попали и в Англию в качестве спутников Теодора и Адриана. 666 Позже папа Захарий в письме св. Бонифацию упоминал, что Теодор обучался богословию в Афинах. 667 К тому времени монофизитская ересь была уже отвергнута восточной церковью, но в ней получило преобладание монофелитство (учение о наличии в Святой Троице единой воли). Оно было осуждено только в 680 г. на соборе в Константинополе. Как и все греки, Теодор признавал римскую Пасху, но отвергал тонзуру. 668 Теодор имел низший монашеский чин и мог быть посвящен только в субдиаконы. По-видимому, он не успел пройти все последовательные степени иерархии и был сразу посвящен в архиепископы. 669 26 марта. 670 27 мая, канун Пятидесятницы. Папа также послал с ними в качестве переводчика Бенедикта-Бископа, будущего аббата Уирмута. 671 Нынешний Марсель. 672 Иоанн был архиепископом Арля в 658-675 гг. 673 Эбрин (точнее Эброин) был майордомом и фактическим правителем Нейстрии и Бургундии в 656-680 гг. Он подозрительно относился к представителям английской церкви и, в частности, был явным недоброжелателем Вилфрида. 674 Эмма был епископом Сана в 660-668 гг. 675 Фарон (Фаро) был епископом Мо в 626-672 гг. 676 Под «префектом» Беда подразумевает шерифа (scir-gerefa)-cyдью или управителя скира (округа), подчинявшегося непосредственно королю.

http://sedmitza.ru/lib/text/440847/

1972. T. 33. P. 6-25; Sweeney J. R. Innocent III, Hungary and the Bulgarian Coronation//Church History. Chicago etc., 1973. Vol. 42. N 3. P. 320-334; Cheney Ch. R. Pope Innocent III and England. Stuttg., 1976; Hintner D. Die Ungarn u. d. Bysantinische Christentum der Bulgaren im Spiegel der Register Papst Innozenz III. Lpz., 1976; Laufs M. Politik und Recht bei Innozenz III. Köln, 1980; Imkamp W. Das Kirchenbild Innocenz " III. (1198-1216). Stuttg., 1983; Pennington K. Pope and Bishops. [Phil.], 1984; Lackner C. Studien z. Verwaltung des Kirchenstaates unter papst Innocenz III.//RHM. 1987. Bd. 29. S. 127-214; Moore J. C. Pope Innocent III, Sardinia and the Papal State//Speculum. Camb. (Mass.), 1987. Vol. 62. P. 81-101; idem. Lotario dei Conti di Segni. (Pope Innocent III) in the 1180s//AHPont. 1991. T. 29. P. 255-258; idem. The Sermons of Pope Innocent III//RHM. 1994. Bd. 36. S. 81-142; idem. Pope Innocent III (1160/61-1215): To Root Up and to Plant. Leiden; Boston, 2003; Trusen W. Der Inquisitionprozess: Sein hist. Grundlagen u. frühen Formen//ZSRG.K. 1988. Bd. 74. S. 168-230; Egger C. Papst Innocenz III. als Theologe: Beitr. z. Kenntnis seines Denkens im Rahmen der Frühscholastik//AHPont. 1992. T. 30. P. 56-123; Foreville R. Le pape Innocent III et la France. Stuttg., 1992; Alberzoni M. P. Innozenzo III e la riforma della Chiesa in «Lombardia»//QFIAB. 1993. Bd. 73. S. 122-178; Powell J. M. Innocent III: Vicar of Christ or Lord of the World? Wash., 19942; Sayers J. Innocent III: Leader of Europe, 1198-1216. L., 1994; Bolton B. Innocent III: Studies on Papal Authority and Pastoral Care. Aldershot, 1995; Maleczek W. Franziskus, Innocenz III., Honorius III. u. die Anfänge des Minoritenordens//Il papato duecentesco e gli Ordini mendicanti/A cura di E. Menestò et al. Spoleto, 1998. P. 23-80; idem. Innocenzo III//Enciclopedia dei papi. R., 2000. Vol. 2. P. 326-350; Pope Innocent III and His World/Ed. J. C. Moore. Aldershot, 1999; Papst Innozenz III.: Weichensteller der Geschichte Europas/Hrsg.

http://pravenc.ru/text/468777.html

645 Heinichen . Commentarii, p. 719 (Novella CXXIII. Cap. 23). 646 Hefele . Conciliengeschichte. В. Ill, 747. Frieb., 1877. 647 Соборное послание, упоминая о субинтродуктах епископа антиохийского Павла, затем добавляет о его пресвитерах и дьяконах, что «Павел помогал им скрывать и этот (сожитие с девственницами) и другие смертные грехи». Евсев., VII, 30. 648 Василия Великого прав. 89 (К хорепископам каноническое послание). 649 Творения св. Златоуста. Т. 1, стр. 416 (Слово III, гл. 4). Петерб., 1895. 650 Там же, стр. 460 (Сл. VI, гл. 1—2). 651 Творен. Григор. Богослова. Том I, стр. 60. М., 1843. 652 Творен, его, том I, стр. 424 (Ср. III, гл. 12). 653 Там же, стр. 426 (Ср. III, гл. 14). 654 Там же, стр. 431 (Ср. III, гл. 16). 655 Творен, его, стр. 463 (Сл. VI, гл. 4). 656 Там же. Т. I, стр. 33—35, 26. 657 Творения св. Златоуста, том I, стр. 428—429. (Сл. III, гл. 15). 658 Творения св. Златоуста, стр. 465—466 (Ср. VI, гл. 7). 659 Там же, стр. 425 (Ср. III, гл. 13). 660 Там же, стр. 460—461 (Ср. VI, гл. 2—3). 661 Там же, стр. 463, 464 (Ср. VI, гл. 5—6). 662 De officiis ministrorum. Идеал пастыря Амвросием начертан сообразно стоическому идеалу, как этот последний отразился в сочинении Цицерона De officiis, сочинении, имевшем большое влияние на указанное творение епископа Медиоланского. В частности, по Буассье, идеал латинского священника будто бы напоминает собой идеал римского жреца («Римская религия от Августа до Антонинов», русск. перев., стр. 288. Москва, 1878). 663 Из творения св. Амвросия Медиоланского: De officiis ministrorum. Издание П. Поспелова. Стр. 7—8. Киев, 1875. 664 Там же, стр. 8 и 9. Правда, изредка подобного же рода предписания встречаем и у восточных писателей. Например, по словам Феодорита, епископу или пресвитеру следует быть «степенным и в выговоре (дикции), и в наружности, и во взгляде, и в походке», но восточный писатель добавляет, «дабы и в теле было видно душевное целомудрие», т. е. он придает своим предписаниям исключительно нравственный характер (Н. Н. Глубоковский. феодорит, епископ Киррский, Т. I, 46. М., 1890). Да притом же восточные писатели не входят в мелочные подробности при указании внешних требований пастырского благоповедения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2642...

Эту задачу автор выполнил вполне удовлетворительно и самостоятельно. Прежде знали Волоколамский Патерик в одной ркп. Синодальной Б-ки 927. Г. Лебедев изучает кроме того Волок. ркп. 664, Рум. Муз. 1257. Волок. 530 и приходит к выводу, что наиболее точно первоначальный состав Патерика сохранила Волоколамская ркп. 664 (Синодальная ркп. является уже вторичной редакцией). Названная сейчас Волоколамская рукопись обширнее остальных: в числе статей Патерика она помещает житие прп. Пафнутия Боровского и Надгробное Слово Иосифу Волоцкому . Надгробное Слово, как известно, писано Досифеем Топорковым, автором Волоколамского Патерика, ему же, по мнению г. Лебедева, принадлежит и первоначальная редакция жития преп. Пафнутия, которое лишь в нескольких списках производной редакции надписывается именем архиеп. Вассиана (Санина). Вопрос о времени написания Патерика опять-таки решается самостоятельно (с 1526 или 1536 по 1546 г.г.). Разбирая Патерик как литературный памятник, наш автор обнаруживает большую осведомленность в пятеричной и вообще агиографической письменности, – он отыскивает массу параллелей Повестям о. Пафнутия и Иосифа. Оценивает изучаемый памятник довольно полно со стороны материала для истории древнерусской церкви и монастырского быта, для истории древнерусского миросозерцания. Наконец, с большой тщательностью г. Лебедев подготовляет памятник к изданию, —346— по Волоколамской ркп. 664 с вариантами из остальных и с дельными примечаниями. В частностях можно найти недочеты и неясности. Если житие Пафнутия принадлежит Досифею Топоркову, то, как объяснить появление имени Вассиана на некоторых его списках? Не все сказания и не вся литература об ангелах Среды и Пятка известны автору (133 след.). То же следует заметить и относительно чуда закалаемого Отроча в таинстве Евхаристии (103–113). Говоря о Волоколамском Патерике, как историческом источнике, автор сообщает, что отсюда мы узнаем, как постригающийся в монашество давал в XV–XVI в.в. обеты девства, нестяжания и проч. (143). Но само собою ясно, что эти показания не имеют никакой исторической цены, потому что говорят об общеизвестном факте.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

661 В этих высказываниях о «втором Крещении великой схимы» звучат два одинаково важных мотива: во-первых, здесь указывается на единственность схимы, а во-вторых – подчеркивается ее значение именно как «второго Крещения», освящающего человека и омывающего его грехи 662 . Коснемся сначала первого мотива. Свт. Григорий Палама в послании к Павлу Асеню пишет следующее: А малой монашеской схимы отцы не знают и предания о ней не оставили; но некоторым из позднейших вздумалось разделить надвое единое, – однако и они на самом деле не разделили: ибо [в чинах пострижения и в малую, и в великую схиму] ты найдешь одни и те же отречения и обеты. Поэтому как никто другой точно учивший монашескому житию иже во святых Феодор Студит запрещает говорить о малой и великой монашеской схиме и преподавать их... (Greg. Pal. Ep. ad Paulum Asanen//ΓΠΣ. T. 5. Σ. 247) 663 . Таким образом, почти полное тождество чинов приводит святителя к убеждению в мнимом характере «разделения» и заставляет утверждать, вслед за прп. Феодором, единственность великого ангельского образа, «величие» которого определяется не оппозицией «малой» схиме, но самим значением и содержанием. Вторит прп. Феодору и Паламе также и свт. Симеон: Делая все по-новому и противно преданию апостолов и Спасителя нашего, и преемников апостолов – отцов. Так и со схимой монашеской: ибо несмотря на то что схима – одна, они разделили (букв. «рассекли». – Авт.) ее на множество частей, и сотворили много более схим, чего не установил ни один из отцов, – но все говорят, что, как и Крещение (курсив наш. – Авт.), схима монашеская – одна и единственна, и о ней законодательствует божественный Дионисий. А если и у нас говорится о малой и великой схиме, то мы не говорим, будто их две, но что она – одна, великая и совершенная. А та, что называется малой, есть залог (обручение) великой, и начаток ее и предначинание, и она придумана в последнее время некоторыми из отцов по причине немощи [вступающих в монашество], и дается как обручение первой, а потом получает совершение в том, преданном [отцами] и едином: потому она и зовется обручением великой и святой схимы.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010